Обзоры

Евразийский юридический журнал

Кутафинские чтения

Отзыв на работу секции «Философия права»

Кутафинские чтения
Этические аспекты правовых взаимодействий и социальное партнерство. Отзыв на работу секции «Философия права». В конце декабря 2009 г. мне довелось участвовать в Первых Кутафинских чтениях, проводимых МГЮА им. О.Е.Кутафина, работать на секции, инициированной заведующим кафедрой философии МГЮА, д-ром филос. наук, профессором А.В. Водолагиным и имеющей, на мой взгляд, очень важную направленность.

№ 4 (23) 2010г.

Это секция «Фило­софия права», которая взяла на себя задачу более широко рассмотреть ситуацию порождения правового мышле­ния, а также внутренние контексты правовых теорий. В современный век господства прагматики и материальных потребностей важно эффективно отвечать на вызовы раз­вития. Так, на примере философии, используя потенциал такой важной социально-гуманитарной науки, как право, можно показать, что «нет ничего практичнее хорошей теории». Философско-методологические подходы, обсуж­давшиеся во время работы секции ее участниками, среди которых были и сотрудники кафедры, и гости, представи­тели вузов и институтов, помогают осмыслить много акту­альных проблем развития современного правового поля. Наиболее важные темы были затронуты в статьях, которые опубликованы в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века. Кутафинские чтения».

Материалы секции «Философия права» в концентри­рованном варианте (в рамках пяти статей) показали потен­циал этой тематики. В философии права сопрягается очень много проблем, актуальных для современного процесса перестройки общества, интенсивного изменения отноше­ний между людьми. На мой взгляд, авторам удалось по­казать не только основные проблемы, но и наметившиеся точки роста. Это незаслуженно забытые формы обсужде­ния морально-нравственных проблем в светском контексте, сквозь призму которого видны интересы всех членов совре­менного сложноструктурированного общества. Его много- конфессиональность только подчеркивает, на мой взгляд, эту необходимость. В статье «Нравственность и право: воз­можности сближения в России начала XXI столетия» заме­стителя зав. кафедрой философии МГЮА им. О.Е.Кутафи­на, д-ра филос. наук, профессора В.М.Артемова развернута мысль, что «нравственность становится основным способом нормативной регуляции в обществе» и необходимо выя­вить «объективные представления о соотношении нрав­ственности и права», что сделает новый шаг в направлении самостоятельного осмысления человеком нравственно­правовых оснований своих действий.

В любом случае современный человек находится, как и ранее, в непосредственных отношениях с окружаю­щим его миром, что убедительно показано в аналитиче­ской статье заведующего кафедрой философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ра филос. наук, профессора

А.В.Водолагина «Политический произвол и право». В ней обнаруживается не только углубление нравственных осно­ваний правовой деятельности человека, но и значимость согласования как особой задачи жизни человека, фокуси­рующейся в его волевом усилии. Рассмотрение позиций известных философов (Ж.Ж.Руссо, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, И.Канта) и других авторов классических работ по теории права показывает, что правовые аспекты коммуникации человека с социальными субъектами имели свои решения, например, в понимании «общей воли как соглашения». Однако при внимательном рассмотрении выявляются не­маловажные проблемы, не позволяющие делать однознач­ные выводы, особенно «в ходе осмысления феноменов по­литического произвола и правового нигилизма».

Тем не менее, теории, рассматривающие проявление потребности согласования как естественной способности человека в коллективной жизни и вылившиеся в представ­ление об «общественном договоре», продолжают развивать тему философского взгляда на право. Статья «Идея спра­ведливости в теории «естественного права»» зав. кафедрой истории государства и права МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ра юрид. наук, профессора И.А.Исаева продолжает рас­смотрение этой тематики сквозь призму этической по существу категории «справедливости». При этом автор показывает, что уже «средневековое сознание противопо­ставляло «естественное право» и человеческую справедли­вость Божественному праву и справедливости», проявляя рост человеческой, индивидуальной системы миропони­мания. Человек начинает претендовать на право строить свои собственные отношения с миром, увеличивая гумани­тарный контекст общественной жизни человека.

Актуальность этих проблем, несомненно, возрастает, особенно в сфере науки, которая вышла на стадию своего постнеклассического, человекомерного (акад., д-р филос. наук В.С.Степин), развития и требует широкого исполь­зования ценностных подходов. Об этих горизонтах совре­менной науки говорит доцент кафедры философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, канд. филос. наук А.Ф.Лихин в ста­тье «Правовой статус человека и гражданина в контексте научно-технической революции современного естествозна­ния», показывая, насколько она насыщена экспериментами и инновациями в сфере медицины, экологии, экономики и реализации своих прав на жизнь и здоровье. Это стано­вится аргументом для того, чтобы закрепить позицию че­ловека в понятии «правовой личности», которое развивал в своих работах О.Е.Кутафин. Автор замечает, что «новое поколение прав должно говорить не о человеке вообще, а о правовой личности применительно к конкретным исто­рическим условиям ее жизнедеятельности», что, на мой взгляд, гарантировало бы человеку большую устойчивость развития.

При этом решение возникающих проблем неизбеж­но ложится на плечи человека, ответственность которого не всегда соразмерна его реальным социальным возмож­ностям, что заставляет присмотреться к динамике соотно­шений свободы и ответственности в системе отношений, коммуникаций индивидуальных и коллективных обще­ственных субъектов. Фактически об этом идет речь в статье «Социальная ответственность (некоторые аспекты философ­ского и правового анализа)» доцента кафедры философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, канд. филос. наук Н.И.Фокиной, которая показывает, что «анализ ответственности с точки зрения ее носителя чрезвычайно актуален и злободневен». По существу, это углубляет этические контексты правово­го поля, поскольку входит в зону ответственности деятелей, которые еще не сформировались как субъекты, но развива­ют свою активность и несут ответственность за значитель­ное число непрогнозируемых событий.

В этом плане всегда важно иметь философско- методологические инструменты анализа, позволяющие увидеть картину в целом и выработать определенные ожидания. Недостаточность современной философской рефлексии в правовом поле проявляется в том, что эти ресурсные потери - люди, а в целом - человеческий, гума­нитарный потенциал общества. Философский подход по­зволяет посмотреть на происходящие изменения в много­мерной перспективе и прогнозировать зоны рискованных изменений, решая задачи по поиску баланса отношений.

Право является инструментом регулирования отноше­ний, оно затрагивает сферы исходных механизмов регуля­ции отношений - морали и нравственности. И поскольку система отношений в российском обществе крайне быст­ро - революционно - изменяется уже в течение двух десяти­летий, постольку право становится инструментом, который не просто регулирует имеющиеся отношения. Оно может обрести способность предугадывать, какими они должны быть, и создавать соответствующие и гибкие механизмы трансформации отношений, приближаясь к моделям са­морегуляции. При этом перспектива развития отношений между людьми как субъектами общественных отношений не должна терять опыт, который был накоплен социу­мом на этапе первичного формирования (дописьменном) морально-нравственных нормативов и ценностей. Но одно­временно следует удовлетворять требования обновления, интенсивного порождения новых коммуникативных сетей, современных личностно-насыщенных отношений.

Вполне возможно, что может возникнуть и такая «экзо­тическая» область права, как управление «виртуальными» субъектами. Сегодня сетевое пространство Интернет насы­щено вполне социальными образованиями - социальны­ми сетями как профессионального, так и свободного типа объединений. Относительно этических аспектов их обще­ний и коммуникаций возникает достаточно много разго­воров, но их невозможно описать в правовом контексте.

Наиболее широко в этом поле применяются авторское право и различные технические регламенты. Но, скорее всего, это пространство породит много прецедентов, что даст повод анализировать совершенно нестандартные, ка­зусные ситуации.

По существу в праве развивается новая категориаль­ная система понятий социального партнерства, где под партнерами могут пониматься не только субъекты трудо­вых отношений. Это понятие может характеризовать более широкий круг связей - как только между юридическими лицами, так и между индивидами и юридическими лица­ми, между человеком и сколь угодно большими сообще­ствами. В этом случае возникают совершенно новые задачи, которые должны предопределить, насколько успешно че­ловек как социальный элемент, как индивид будет способен сохранять свою индивидуально-личностную значимость и в то же время на равных вступать во взаимоотношения с субъектами другой степени общности, умея согласовывать и реализовать взаимные интересы.

Представляется, что в этом случае можно прогнози­ровать развитие свободного общества, где через посильное участие всех в разработке договоров, подготовке и исполь­зовании документов взаимодействия создаются новые ди­намичные стандарты правовых коммуникаций. Тогда мож­но говорить, на мой взгляд, о появлении систем правовых инструментов, развивающих партнерство, об использова­нии права как инструмента саморегуляции общества через усиление активности правовой личности.

Данная и многие другие точки зрения были достаточ­но глубоко обсуждены во время состоявшейся дискуссии. В ней, в частности, участвовали профессора А.В.Водолагин,

В.М.Артемов, Н.Ф.Бучило, В.Н.Ксенофонтов, И.П.Ники- тина, доценты М.В.Белов, В.С.Ковалкин, Т.С.Лапина, А.Ф.Лихин, А.Г.Пырин, Н.И.Фокина, Е.М.Шемякина. В це­лом на секции состоялся серьёзный и плодотворный диа­лог, результаты которого послужат дальнейшим теорети­ческим поискам в плане разработки актуальных проблем не только философии права, но и этики, других разделов философии и социально-гуманитарного знания.

Обзор подготовила Е.И. Ярославцева, канд. филос. наук, до­цент, старший научный сотрудник института философии РАН, ученый секретарь Московского философского общества

13 декабря 2013 г. на кафедре международного права юридического факультета РУДН состоялся круглый стол

Права человека

Круглый ...

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.