Кутафинские чтения
Этические аспекты правовых взаимодействий и социальное партнерство. Отзыв на работу секции «Философия права». В конце декабря 2009 г. мне довелось участвовать в Первых Кутафинских чтениях, проводимых МГЮА им. О.Е.Кутафина, работать на секции, инициированной заведующим кафедрой философии МГЮА, д-ром филос. наук, профессором А.В. Водолагиным и имеющей, на мой взгляд, очень важную направленность.
№ 4 (23) 2010г.
Это секция «Философия права», которая взяла на себя задачу более широко рассмотреть ситуацию порождения правового мышления, а также внутренние контексты правовых теорий. В современный век господства прагматики и материальных потребностей важно эффективно отвечать на вызовы развития. Так, на примере философии, используя потенциал такой важной социально-гуманитарной науки, как право, можно показать, что «нет ничего практичнее хорошей теории». Философско-методологические подходы, обсуждавшиеся во время работы секции ее участниками, среди которых были и сотрудники кафедры, и гости, представители вузов и институтов, помогают осмыслить много актуальных проблем развития современного правового поля. Наиболее важные темы были затронуты в статьях, которые опубликованы в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века. Кутафинские чтения».
Материалы секции «Философия права» в концентрированном варианте (в рамках пяти статей) показали потенциал этой тематики. В философии права сопрягается очень много проблем, актуальных для современного процесса перестройки общества, интенсивного изменения отношений между людьми. На мой взгляд, авторам удалось показать не только основные проблемы, но и наметившиеся точки роста. Это незаслуженно забытые формы обсуждения морально-нравственных проблем в светском контексте, сквозь призму которого видны интересы всех членов современного сложноструктурированного общества. Его много- конфессиональность только подчеркивает, на мой взгляд, эту необходимость. В статье «Нравственность и право: возможности сближения в России начала XXI столетия» заместителя зав. кафедрой философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ра филос. наук, профессора В.М.Артемова развернута мысль, что «нравственность становится основным способом нормативной регуляции в обществе» и необходимо выявить «объективные представления о соотношении нравственности и права», что сделает новый шаг в направлении самостоятельного осмысления человеком нравственноправовых оснований своих действий.
В любом случае современный человек находится, как и ранее, в непосредственных отношениях с окружающим его миром, что убедительно показано в аналитической статье заведующего кафедрой философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ра филос. наук, профессора
А.В.Водолагина «Политический произвол и право». В ней обнаруживается не только углубление нравственных оснований правовой деятельности человека, но и значимость согласования как особой задачи жизни человека, фокусирующейся в его волевом усилии. Рассмотрение позиций известных философов (Ж.Ж.Руссо, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, И.Канта) и других авторов классических работ по теории права показывает, что правовые аспекты коммуникации человека с социальными субъектами имели свои решения, например, в понимании «общей воли как соглашения». Однако при внимательном рассмотрении выявляются немаловажные проблемы, не позволяющие делать однозначные выводы, особенно «в ходе осмысления феноменов политического произвола и правового нигилизма».
Тем не менее, теории, рассматривающие проявление потребности согласования как естественной способности человека в коллективной жизни и вылившиеся в представление об «общественном договоре», продолжают развивать тему философского взгляда на право. Статья «Идея справедливости в теории «естественного права»» зав. кафедрой истории государства и права МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ра юрид. наук, профессора И.А.Исаева продолжает рассмотрение этой тематики сквозь призму этической по существу категории «справедливости». При этом автор показывает, что уже «средневековое сознание противопоставляло «естественное право» и человеческую справедливость Божественному праву и справедливости», проявляя рост человеческой, индивидуальной системы миропонимания. Человек начинает претендовать на право строить свои собственные отношения с миром, увеличивая гуманитарный контекст общественной жизни человека.
Актуальность этих проблем, несомненно, возрастает, особенно в сфере науки, которая вышла на стадию своего постнеклассического, человекомерного (акад., д-р филос. наук В.С.Степин), развития и требует широкого использования ценностных подходов. Об этих горизонтах современной науки говорит доцент кафедры философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, канд. филос. наук А.Ф.Лихин в статье «Правовой статус человека и гражданина в контексте научно-технической революции современного естествознания», показывая, насколько она насыщена экспериментами и инновациями в сфере медицины, экологии, экономики и реализации своих прав на жизнь и здоровье. Это становится аргументом для того, чтобы закрепить позицию человека в понятии «правовой личности», которое развивал в своих работах О.Е.Кутафин. Автор замечает, что «новое поколение прав должно говорить не о человеке вообще, а о правовой личности применительно к конкретным историческим условиям ее жизнедеятельности», что, на мой взгляд, гарантировало бы человеку большую устойчивость развития.
При этом решение возникающих проблем неизбежно ложится на плечи человека, ответственность которого не всегда соразмерна его реальным социальным возможностям, что заставляет присмотреться к динамике соотношений свободы и ответственности в системе отношений, коммуникаций индивидуальных и коллективных общественных субъектов. Фактически об этом идет речь в статье «Социальная ответственность (некоторые аспекты философского и правового анализа)» доцента кафедры философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, канд. филос. наук Н.И.Фокиной, которая показывает, что «анализ ответственности с точки зрения ее носителя чрезвычайно актуален и злободневен». По существу, это углубляет этические контексты правового поля, поскольку входит в зону ответственности деятелей, которые еще не сформировались как субъекты, но развивают свою активность и несут ответственность за значительное число непрогнозируемых событий.
В этом плане всегда важно иметь философско- методологические инструменты анализа, позволяющие увидеть картину в целом и выработать определенные ожидания. Недостаточность современной философской рефлексии в правовом поле проявляется в том, что эти ресурсные потери - люди, а в целом - человеческий, гуманитарный потенциал общества. Философский подход позволяет посмотреть на происходящие изменения в многомерной перспективе и прогнозировать зоны рискованных изменений, решая задачи по поиску баланса отношений.
Право является инструментом регулирования отношений, оно затрагивает сферы исходных механизмов регуляции отношений - морали и нравственности. И поскольку система отношений в российском обществе крайне быстро - революционно - изменяется уже в течение двух десятилетий, постольку право становится инструментом, который не просто регулирует имеющиеся отношения. Оно может обрести способность предугадывать, какими они должны быть, и создавать соответствующие и гибкие механизмы трансформации отношений, приближаясь к моделям саморегуляции. При этом перспектива развития отношений между людьми как субъектами общественных отношений не должна терять опыт, который был накоплен социумом на этапе первичного формирования (дописьменном) морально-нравственных нормативов и ценностей. Но одновременно следует удовлетворять требования обновления, интенсивного порождения новых коммуникативных сетей, современных личностно-насыщенных отношений.
Вполне возможно, что может возникнуть и такая «экзотическая» область права, как управление «виртуальными» субъектами. Сегодня сетевое пространство Интернет насыщено вполне социальными образованиями - социальными сетями как профессионального, так и свободного типа объединений. Относительно этических аспектов их общений и коммуникаций возникает достаточно много разговоров, но их невозможно описать в правовом контексте.
Наиболее широко в этом поле применяются авторское право и различные технические регламенты. Но, скорее всего, это пространство породит много прецедентов, что даст повод анализировать совершенно нестандартные, казусные ситуации.
По существу в праве развивается новая категориальная система понятий социального партнерства, где под партнерами могут пониматься не только субъекты трудовых отношений. Это понятие может характеризовать более широкий круг связей - как только между юридическими лицами, так и между индивидами и юридическими лицами, между человеком и сколь угодно большими сообществами. В этом случае возникают совершенно новые задачи, которые должны предопределить, насколько успешно человек как социальный элемент, как индивид будет способен сохранять свою индивидуально-личностную значимость и в то же время на равных вступать во взаимоотношения с субъектами другой степени общности, умея согласовывать и реализовать взаимные интересы.
Представляется, что в этом случае можно прогнозировать развитие свободного общества, где через посильное участие всех в разработке договоров, подготовке и использовании документов взаимодействия создаются новые динамичные стандарты правовых коммуникаций. Тогда можно говорить, на мой взгляд, о появлении систем правовых инструментов, развивающих партнерство, об использовании права как инструмента саморегуляции общества через усиление активности правовой личности.
Данная и многие другие точки зрения были достаточно глубоко обсуждены во время состоявшейся дискуссии. В ней, в частности, участвовали профессора А.В.Водолагин,
В.М.Артемов, Н.Ф.Бучило, В.Н.Ксенофонтов, И.П.Ники- тина, доценты М.В.Белов, В.С.Ковалкин, Т.С.Лапина, А.Ф.Лихин, А.Г.Пырин, Н.И.Фокина, Е.М.Шемякина. В целом на секции состоялся серьёзный и плодотворный диалог, результаты которого послужат дальнейшим теоретическим поискам в плане разработки актуальных проблем не только философии права, но и этики, других разделов философии и социально-гуманитарного знания.
Обзор подготовила Е.И. Ярославцева, канд. филос. наук, доцент, старший научный сотрудник института философии РАН, ученый секретарь Московского философского общества