Обзоры

Евразийский юридический журнал

Кутафинские чтения

Отзыв на работу секции «Философия права»

Кутафинские чтения
Этические аспекты правовых взаимодействий и социальное партнерство. Отзыв на работу секции «Философия права». В конце декабря 2009 г. мне довелось участвовать в Первых Кутафинских чтениях, проводимых МГЮА им. О.Е.Кутафина, работать на секции, инициированной заведующим кафедрой философии МГЮА, д-ром филос. наук, профессором А.В. Водолагиным и имеющей, на мой взгляд, очень важную направленность.

№ 4 (23) 2010г.

Это секция «Фило­софия права», которая взяла на себя задачу более широко рассмотреть ситуацию порождения правового мышле­ния, а также внутренние контексты правовых теорий. В современный век господства прагматики и материальных потребностей важно эффективно отвечать на вызовы раз­вития. Так, на примере философии, используя потенциал такой важной социально-гуманитарной науки, как право, можно показать, что «нет ничего практичнее хорошей теории». Философско-методологические подходы, обсуж­давшиеся во время работы секции ее участниками, среди которых были и сотрудники кафедры, и гости, представи­тели вузов и институтов, помогают осмыслить много акту­альных проблем развития современного правового поля. Наиболее важные темы были затронуты в статьях, которые опубликованы в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века. Кутафинские чтения».

Материалы секции «Философия права» в концентри­рованном варианте (в рамках пяти статей) показали потен­циал этой тематики. В философии права сопрягается очень много проблем, актуальных для современного процесса перестройки общества, интенсивного изменения отноше­ний между людьми. На мой взгляд, авторам удалось по­казать не только основные проблемы, но и наметившиеся точки роста. Это незаслуженно забытые формы обсужде­ния морально-нравственных проблем в светском контексте, сквозь призму которого видны интересы всех членов совре­менного сложноструктурированного общества. Его много- конфессиональность только подчеркивает, на мой взгляд, эту необходимость. В статье «Нравственность и право: воз­можности сближения в России начала XXI столетия» заме­стителя зав. кафедрой философии МГЮА им. О.Е.Кутафи­на, д-ра филос. наук, профессора В.М.Артемова развернута мысль, что «нравственность становится основным способом нормативной регуляции в обществе» и необходимо выя­вить «объективные представления о соотношении нрав­ственности и права», что сделает новый шаг в направлении самостоятельного осмысления человеком нравственно­правовых оснований своих действий.

В любом случае современный человек находится, как и ранее, в непосредственных отношениях с окружаю­щим его миром, что убедительно показано в аналитиче­ской статье заведующего кафедрой философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ра филос. наук, профессора

А.В.Водолагина «Политический произвол и право». В ней обнаруживается не только углубление нравственных осно­ваний правовой деятельности человека, но и значимость согласования как особой задачи жизни человека, фокуси­рующейся в его волевом усилии. Рассмотрение позиций известных философов (Ж.Ж.Руссо, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, И.Канта) и других авторов классических работ по теории права показывает, что правовые аспекты коммуникации человека с социальными субъектами имели свои решения, например, в понимании «общей воли как соглашения». Однако при внимательном рассмотрении выявляются не­маловажные проблемы, не позволяющие делать однознач­ные выводы, особенно «в ходе осмысления феноменов по­литического произвола и правового нигилизма».

Тем не менее, теории, рассматривающие проявление потребности согласования как естественной способности человека в коллективной жизни и вылившиеся в представ­ление об «общественном договоре», продолжают развивать тему философского взгляда на право. Статья «Идея спра­ведливости в теории «естественного права»» зав. кафедрой истории государства и права МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ра юрид. наук, профессора И.А.Исаева продолжает рас­смотрение этой тематики сквозь призму этической по существу категории «справедливости». При этом автор показывает, что уже «средневековое сознание противопо­ставляло «естественное право» и человеческую справедли­вость Божественному праву и справедливости», проявляя рост человеческой, индивидуальной системы миропони­мания. Человек начинает претендовать на право строить свои собственные отношения с миром, увеличивая гумани­тарный контекст общественной жизни человека.

Актуальность этих проблем, несомненно, возрастает, особенно в сфере науки, которая вышла на стадию своего постнеклассического, человекомерного (акад., д-р филос. наук В.С.Степин), развития и требует широкого исполь­зования ценностных подходов. Об этих горизонтах совре­менной науки говорит доцент кафедры философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, канд. филос. наук А.Ф.Лихин в ста­тье «Правовой статус человека и гражданина в контексте научно-технической революции современного естествозна­ния», показывая, насколько она насыщена экспериментами и инновациями в сфере медицины, экологии, экономики и реализации своих прав на жизнь и здоровье. Это стано­вится аргументом для того, чтобы закрепить позицию че­ловека в понятии «правовой личности», которое развивал в своих работах О.Е.Кутафин. Автор замечает, что «новое поколение прав должно говорить не о человеке вообще, а о правовой личности применительно к конкретным исто­рическим условиям ее жизнедеятельности», что, на мой взгляд, гарантировало бы человеку большую устойчивость развития.

При этом решение возникающих проблем неизбеж­но ложится на плечи человека, ответственность которого не всегда соразмерна его реальным социальным возмож­ностям, что заставляет присмотреться к динамике соотно­шений свободы и ответственности в системе отношений, коммуникаций индивидуальных и коллективных обще­ственных субъектов. Фактически об этом идет речь в статье «Социальная ответственность (некоторые аспекты философ­ского и правового анализа)» доцента кафедры философии МГЮА им. О.Е.Кутафина, канд. филос. наук Н.И.Фокиной, которая показывает, что «анализ ответственности с точки зрения ее носителя чрезвычайно актуален и злободневен». По существу, это углубляет этические контексты правово­го поля, поскольку входит в зону ответственности деятелей, которые еще не сформировались как субъекты, но развива­ют свою активность и несут ответственность за значитель­ное число непрогнозируемых событий.

В этом плане всегда важно иметь философско- методологические инструменты анализа, позволяющие увидеть картину в целом и выработать определенные ожидания. Недостаточность современной философской рефлексии в правовом поле проявляется в том, что эти ресурсные потери - люди, а в целом - человеческий, гума­нитарный потенциал общества. Философский подход по­зволяет посмотреть на происходящие изменения в много­мерной перспективе и прогнозировать зоны рискованных изменений, решая задачи по поиску баланса отношений.

Право является инструментом регулирования отноше­ний, оно затрагивает сферы исходных механизмов регуля­ции отношений - морали и нравственности. И поскольку система отношений в российском обществе крайне быст­ро - революционно - изменяется уже в течение двух десяти­летий, постольку право становится инструментом, который не просто регулирует имеющиеся отношения. Оно может обрести способность предугадывать, какими они должны быть, и создавать соответствующие и гибкие механизмы трансформации отношений, приближаясь к моделям са­морегуляции. При этом перспектива развития отношений между людьми как субъектами общественных отношений не должна терять опыт, который был накоплен социу­мом на этапе первичного формирования (дописьменном) морально-нравственных нормативов и ценностей. Но одно­временно следует удовлетворять требования обновления, интенсивного порождения новых коммуникативных сетей, современных личностно-насыщенных отношений.

Вполне возможно, что может возникнуть и такая «экзо­тическая» область права, как управление «виртуальными» субъектами. Сегодня сетевое пространство Интернет насы­щено вполне социальными образованиями - социальны­ми сетями как профессионального, так и свободного типа объединений. Относительно этических аспектов их обще­ний и коммуникаций возникает достаточно много разго­воров, но их невозможно описать в правовом контексте.

Наиболее широко в этом поле применяются авторское право и различные технические регламенты. Но, скорее всего, это пространство породит много прецедентов, что даст повод анализировать совершенно нестандартные, ка­зусные ситуации.

По существу в праве развивается новая категориаль­ная система понятий социального партнерства, где под партнерами могут пониматься не только субъекты трудо­вых отношений. Это понятие может характеризовать более широкий круг связей - как только между юридическими лицами, так и между индивидами и юридическими лица­ми, между человеком и сколь угодно большими сообще­ствами. В этом случае возникают совершенно новые задачи, которые должны предопределить, насколько успешно че­ловек как социальный элемент, как индивид будет способен сохранять свою индивидуально-личностную значимость и в то же время на равных вступать во взаимоотношения с субъектами другой степени общности, умея согласовывать и реализовать взаимные интересы.

Представляется, что в этом случае можно прогнози­ровать развитие свободного общества, где через посильное участие всех в разработке договоров, подготовке и исполь­зовании документов взаимодействия создаются новые ди­намичные стандарты правовых коммуникаций. Тогда мож­но говорить, на мой взгляд, о появлении систем правовых инструментов, развивающих партнерство, об использова­нии права как инструмента саморегуляции общества через усиление активности правовой личности.

Данная и многие другие точки зрения были достаточ­но глубоко обсуждены во время состоявшейся дискуссии. В ней, в частности, участвовали профессора А.В.Водолагин,

В.М.Артемов, Н.Ф.Бучило, В.Н.Ксенофонтов, И.П.Ники- тина, доценты М.В.Белов, В.С.Ковалкин, Т.С.Лапина, А.Ф.Лихин, А.Г.Пырин, Н.И.Фокина, Е.М.Шемякина. В це­лом на секции состоялся серьёзный и плодотворный диа­лог, результаты которого послужат дальнейшим теорети­ческим поискам в плане разработки актуальных проблем не только философии права, но и этики, других разделов философии и социально-гуманитарного знания.

Обзор подготовила Е.И. Ярославцева, канд. филос. наук, до­цент, старший научный сотрудник института философии РАН, ученый секретарь Московского философского общества

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях