Обзоры

Евразийский юридический журнал

Юридическое образование

Юридическое образование в контексте инновационного развития России

Обзор круглого стола «Юридическое образование в контексте инновационного развития России» (г. Москва, Российский государственный социальный университет, факультет юриспруденции и ювенальной юстиции, 3 июн я 2011 г.)

№ 8 (39) 2011г.

3 июня 2011 года на факультете юриспруденции и ювенальной юстиции Российского государственного социального университета в рамках XI Всероссийского социально-педагогического конгресса состоялся круглый стол «Юридическое образование в контексте инновационного развития России».

     Целью проведения круглого стола являлся теоретический и практический анализ актуальных проблем современного юридического образования в контексте инновационного развития России на ближайшее десятилетие. В качестве основной задачи организаторы мероприятия ставили перед собой поиск научных идей и практических предложений, которые могли бы быть положены в основу новых инновационных концепций развития российского юридического образования.

     В круглом столе приняли участие д-р юрид. наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, главный редактор Евразийского юридического журнала И.З.Фархутдинов, д-р юрид. наук, профессор, проректор по региональной политике Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского Ю.Е.Ширяев, канд. юрид. наук, заместитель начальника Правового управления Правительства Москвы Д.В.Сараев, д-р юрид. наук, проф., декан факультета юриспруденции и ювенальной юстиции, проректор РГСУ Д.А.Сумской, д-р юрид. наук, проф., профессор Международного юридического института С.А.Глотов, ученые и преподаватели ведущих вузов России, аспиранты и студенты Российского государственного социального университета.

      В ходе работы круглого стола обсуждались проблемы обеспечения качества юридического образования, государственной политики и перспектив развития современного юридического образования, роль государства, научного сообщества, высшей школы, представителей работодателей в формировании новых юридических образовательных программ, отвечающих вызовам времени и целям инновационного развития России.

     Открыл мероприятие д-р юрид. наук, проф. Д.А.Сумской, охарактеризовавший состояние современного высшего юридического образования, затронувший основные проблемы реформирования системы образования в целом и юридического образования в частности. Особое внимание в своем выступлении профессор Д.А.Сумской уделил вопросам нехватки квалифицированных юристов, несмотря на значительное число вузов, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Юриспруденция». Д.А.Сумской рассказал об организации практики студентов и трудоустройстве выпускников факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ. За 20 лет работы факультет юриспруденции и ювенальной юстиции Российского государственного социального университета выпустил более 6000 студентов, среди которых судьи Московского городского суда и районных судов города Москвы, судьи Арбитражного суда города Москвы, сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Прокуратуры города Москвы, сотрудники Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Аппарата Мэра и Правительства Москвы, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, иных органов государственной и муниципальной власти, различных предприятий и организаций.

    Д-р юрид. наук, проф. С.А.Глотов выступил с критикой реформы системы образования в Российской Федерации, уделив особое внимание факту допуска к осуществлению учебно-образовательной деятельности индивидуальных предпринимателей, целью деятельности которых является не качественное образование и подготовка квалифицированных специалистов, а прежде всего извлечение прибыли и обогащение, что в целом противоречит принципам образовательной системы Российской Федерации. Критике также подверглись положения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», связанные с ликвидацией основных льгот при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, что, по мнению С.А.Глотова, существенно ограничит доступ целого ряда молодых граждан к получению образования.

    Д-р юрид. наук, проф., проректор по региональной политике Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского Ю.Е.Ширяев в своем докладе проанализировал новеллы законодательства Российской Федерации в сфере образования, акцентируя внимание участников круглого стола на сложности трудоустройства выпускников – бакалавров юриспруденции. По мнению профессора Ю.Е.Ширяева, работодатели не понимают значения словосочетания «бакалавр юриспруденции» применительно к профессиональной оценке знаний, умений и навыков молодого человека, устраивающегося на работу. Зачастую ни работодатели, ни студенты, ни многие представители системы образования не понимают отличия выпускника-бакалавра от специалиста и магистра. Юриспруденция – существенная часть жизни общества, не менее важная, чем медицина, для которой, по мнению Ю.Е.Ширяева, получение образования в течение всего лишь четырех лет недостаточно. При получении медицинского образования сроки обучения не изменились, так почему же сокращаются сроки подготовки юристов? Также профессор Ю.Е.Ширяев отметил, что в обществе в целом отсутствует системное понимание того, где должен работать бакалавр, а где – магистр…

    Выступление д-ра юрид. наук, проф., ведущего научного сотрудника Института государства и права РАН, главного редактора Евразийского юридического журнала И.З.Фархутдинова было посвящено проблемам формирования общего евразийского образовательного пространства. Профессор И.З.Фархутдинов отметил необходимость интеграции основных образовательных программ в сфере юриспруденции стран СНГ в целях повышения качества юридического образования, совместного определения путей дальнейшего развития юридического образования в евразийском пространстве.

    Выпускник юридического факультета РГСУ 2001 года, канд. юрид. наук Д.В.Сараев, занимающий в настоящее время должность заместителя начальника Правового управления Правительства Москвы, обосновал важность использования общей методологии в системе образования в целях выработки базовых показателей качества юридического образования в России. Д.В.Сараев особое внимание уделил проблемам низкой квалификации юристов в Российской Федерации и предложил способы изменения данной негативной тенденции путем введения строгой специализации для студентов-юристов, изучения обучающимися иностранных языков, модернизации образовательных программ, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

    Выступления представителей кафедры уголовного права и процесса факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ канд. юрид. наук, доцента И.А.Бурмистрова и старшего преподавателя Э.Ф.Кадничанской касались вопросов значения уголовно-правового поля и места уголовно-правовых и судебно-медицинских дисциплин в системе юридического образования и инновационного развития России.

    Доклад канд. юрид. наук, директора Юридической клиники «Центр правовой помощи населению» факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ Н.В.Васильевой был посвящен общим тенденциям государственной политики Российской Федерации в сфере юридического образования. В своем выступлении Н.В.Васильева проанализировала шесть основных направлений работы в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных президентом РФ Д.А.Медведевым 4 мая 2011 года: правовое просвещение и информирование, развитие правового образования, совершенствование юридического образования, формирование правовой культуры через средства массовой информации, совершенствование деятельности госорганов и улучшение юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи. Особое внимание Н.В.Васильева уделила перспективам развития системы квалифицированной бесплатной юридической помощи, основываясь на опыте работы Юридической клиники «Центр правовой помощи населению» РГСУ.

    Также в круглом столе приняли участие канд. филос. наук, доцент кафедры семейного и ювенального права факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ Л.В.Прохорова с докладом «Проблемы и перспективы правового образования в вузах в рамках стандартов 3-го поколения», преподаватель кафедры гражданского права и процесса факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ Е.Б.Крылова с выступлением на тему «Креативные технологии в юридическом образовании» и другие.

     Доклады, прозвучавшие в ходе круглого стола, вызвали неподдельный интерес и оживленную дискуссию, в ходе которой участники имели возможность задать вопросы, изложить свои идеи и прогнозные оценки перспектив развития системы образования в целом и юридического образования в частности.

    Главным результатом состоявшегося круглого стола «Юридическое образование в контексте инновационного развития России» стало признание необходимости объединить усилия для решения проблемы унификации основных образовательных программ в сфере юридического образования в связи с принятием Болонского процесса в Российской Федерации. Также была сформулирована инициатива разработки и направления факультетом юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ соответствующих предложений, сформировавшихся в ходе мероприятия 3 июня 2011 года, по определению в Тарифно-квалификационном справочнике должностей требований к квалификации бакалавров и магистров юриспруденции.

Обзор подготовила  Н.В. Васильева

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях