Заседание клуба юриста-международника на VI Международной научно-практической конференции «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции» (Кутафинские чтения).
№ 4 (71) 2014г.
С 3 по 5 апреля 2014 г. совместными усилиями Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации был организован Московский юридический форум. В рамках Форума были проведены VI Международная научно-практическая конференция «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции» (Кутафинские чтения) и XIII Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права», а также множество презентаций, отраслевых конференций, «круглых столов», семинаров.
В рамках Московского юридического форума 3 апреля в зале Диссертационного совета МГЮА с 15 до 18 ч. состоялось очередное заседание межвузовского Клуба юриста-меж- дународника, посвященное проблемам кодификации международного права. Гостем Клуба стала Мария Владимировна Заболоцкая, первый секретарь Министерства иностранных дел Российской Федерации, которая выступила с экспертным докладом по данной теме. М. В. Заболоцкая занимается вопросами кодификации международного права с 2000 г. Она являлась помощником трех членов Комиссии международного права ООН (КМП ООН) — И. И. Лукашука, В. И. Кузнецова, Р. А. Колодкина, длительное время работала в Нью-Йорке в Постоянном представительстве РФ при ООН, где принимала участие в обсуждении докладов, подготовленных КМП ООН. Комиссия подготовила огромный массив проектов документов, принятых впоследствии государствами в качестве международных договоров: Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Начиная с 2000-х гг. наблюдается новый всплеск активности Комиссии: подготовлены Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г., Статьи о трансграничном ущербе при осуществлении опасных видов деятельности 2001 г., Статьи о дипломатической защите 2006 г.
Докладчица охарактеризовала основные положения каждого из документов последнего времени, проекты которых были подготовлены в рамках КМП ООН и представлены вниманию Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) и указала, по каким направлениям работа еще продолжается.
Тема об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. является наиболее общим проектом. Она рассматривается в Комиссии начиная с 1949 г. Проф. Дж. Кроуфорд подготовил новый проект, в котором он ушел от спора об ответственности за преступления. Используя терминологию Международного суда ООН, Дж. Крофорд выделяет нормы двусторонние и erga omnes (перед международным сообществом в целом). В первом случае при нарушении норм к ответственности призывает пострадавшее государство, во втором случае к ответственности может призвать любое государство. Спорным вопросом остается применение контрмер, или односторонних мер, государством, пострадавшим от нарушения (в первоначальном проекте — любым государством). Против идеи коллективных мер выступила Россия, США, напротив, эту идею поддерживали. Частным случаем контрмер являются санкции. Среди обстоятельств, исключающих противоправность деяния, с подачи англосаксонских государств остался институт необходимости (necessity). Предполагается, что могут иметь место нарушения норм международного права, если того требуют ценности высшего порядка.
Статьи о дипломатической защите 2006 г. были подготовлены усилиями г-на Дюгарта (ЮАР). В процессе подготовки проекта он в отношении каждой статьи готовил два-три варианта. Можно ли осуществлять дипломатическую защиту при помощи силы? КМП ООН решила, что речь должна идти только о мирном разрешении споров. Другим спорным вопросом является требование исчерпания внутренних средств правовой защиты. Остается неясным, как быть, если между государством и гражданином нет правовой связи.
Статьи об ответственности государств за международнопротивоправные деяния 2001 г. и Статьи о дипломатической защите 2006 г. были представлены в Генеральную Ассамблею ООН. Генассамблея приняла их к сведению и предложила Секретариату обобщить международную и национальную судебную практику, чтобы проиллюстрировать каждую статью из Статей об ответственности государств 2001 г. Последний раз они обсуждались на сессии ГА ООН в 2013 г. Остается открытым вопрос о том, нужна ли конвенция в данной сфере. Англосаксонские государства (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Канада, Новая Зеландия) выступают против принятия конвенции, Россия — за принятие конвенции. Вопрос был отложен еще на два года.
Проект Статей об ответственности международных организаций за международно-противоправные деяния был завершен в 2010 г. КМП ООН работала над ним десять лет. В качестве основы были взяты Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г., и основные положения Статей были продублированы в отношении международных организаций. При поиске ответа на щекотливый вопрос о том, в какой мере государства несут ответственность за деятельность международных организаций, КМП ООН руководствуется концепцией эффективного контроля: тот субъект, который осуществляет контроль, несет ответственность за возможные негативные последствия. Международные организации такой подход не одобряют, однако государства-члены международных организаций вполне довольны. Докладчица привела пример, указав на миротворческие операции ООН. В ходе таких операций национальные военные контингенты подчинены своему верховному командованию, председательство Генерального секретаря ООН является юридической фикцией. Проект Статей об ответственности международных организаций за международно-противоправные деяния был представлен в ГА ООН и также принят к сведению.
В ходе кодификации норм об ответственности за действия, не запрещенные международным правом, КМП ООН подготовила два документа — Статьи о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности 2001 г. и Принципы распределения убытков в случае причинения трансграничного ущерба в результате осуществления опасных видов деятельности 2006 г.
КМП ООН также разработала проект, посвященный юрисдикционным иммунитетам государств, и ГА ООН в 2004 г. приняла одноименную конвенцию по причине особой практической важности рассматриваемых вопросов. Конвенция закрепила понятие ограниченного иммунитета государств (jure gestionis). Поскольку в конвенции участвует в настоящее время менее 30 государств, она еще не вступила в силу. Иммунитет государств издавна считался примером международно-правового обычая. Однако не является ли тот факт, что многие государства не присоединились к Конвенции 2004 г. свидетельством негативного opinio juris? Вопрос остается открытым.
КМП ООН разработала проект, кодифицирующий нормы о последствиях вооруженных конфликтов для международных договоров и научное исследование по фрагментации международного права.
В 2011 г. Комиссия подготовила весьма объемные Руководящие принципы по различным аспектам оговорок к международным договорам (свыше тысячи страниц). Докладчиком выступал Алан Пеле — автор комментария к Уставу ООН, представитель Российской Федерации в Международном Суде ООН при рассмотрении спора Грузия против РФ в 2008 г.
Представленный проект обсуждался в Шестом комитете ГА ООН. Резко негативно высказался представитель Китая, указав на то, что международное право не может регулировать все действия. Он образно сравнил международное право с садом, в котором роза растет на поляне. Вместе с тем представители других государств назвали подготовленный документ уникальным и важным для каждодневной работы, так как в нем обобщена сложившаяся практика по данному вопросу. В итоге Шестой комитет ГА ООН поблагодарил КМП ООН за проведенную работу и этим ограничился.
В проекте А. Пеле присутствует ряд спорных моментов. Во-первых, это вопрос о действительности оговорок. Он возник в контексте прав человека в деятельности Комитета по правам человека, других международных комитетов по договорам в области прав человека, а также Европейского суда по правам человека. Все они пришли к выводу о том, что последствия оговорок должны применяться в том виде, как это формулирует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. в ст. 21. Если оговорка противоречит объекту и цели договора, то она недействительна. Во-вторых, вопросы вызывали поздние оговорки, сделанные государством через некоторое время после присоединения к договору. Может ли государство выйти из договора, а спустя некоторое время присоединиться к нему, сделав оговорку? Здесь был найден следующий компромисс: государство может сделать позднюю оговорку, если против этого не возражает ни одно государство. В-третьих, не утихают споры по поводу conditional declarations — заявлений государств, в которых они указывают на то, что будут применять положения договора при условии их толкования определенным образом. Вместе с тем большим достижением М. В. Заболоцкая назвала концепцию «диалога по оговоркам», сложившуюся на практике. Имеет место следующая последовательность действий: государство формулирует оговорку, после чего другие государства задают ему вопросы, государство на них отвечает и в случае неудовлетворительных ответов его призывают отозвать оговорку.
Следующие темы КМП ООН рассматривает в качестве новых, нуждающихся в разработке: иммунитет должностных лиц государства, формирование международного обычного права, временное применение и последующая практика применения международных договоров, защита окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами, защита атмосферы. В ближайшее время, вероятно, будет также внесен для рассмотрения вопрос преступлений против человечности.
Рассмотрение темы иммунитета должностных лиц государства было инициировано представителем РФ в КМП ООН Р. А. Колодкиным. На заседании Комиссии в мае 2014 г. эта тема станет главной для обсуждения. При обсуждении данной темы государства разделились в своих подходах на две группы: часть из них выступала за наиболее полный иммунитет должностных лиц, другая — за абсолютный иммунитет, который, в числе прочего, выступает непреодолимым препятствием для привлечения к ответственности за нарушения прав человека. По словам докладчицы, «поборников расширенной концепции иммунитета мало».
КМП ООН не подвергает сомнению существование иммунитетов и выделяет два их типа: личный (rationae personae) и функциональный (rationae materiae). Личный иммунитет распространяется на главу государства, главу правительства, главу министерства иностранных дел. Звучат предложения распространить его на министра обороны, председателя парламента, министра торговли. Под иммунитет rationae materiae подпадают действия любого лица, находящегося при исполнении служебных обязанностей. Обсуждению подлежит вопрос о том, как это должно быть оформлено — вероятно, нотой государства. Любой иммунитет имеет естественное ограничение во времени: он действует только в период исполнения служебных полномочий. Именно такой подход возобладал в Комиссии. Какие действия являются нарушениями иммунитета? Эксперты Комиссии считают правомерными все действия, которые не являются принудительными. Таким образом, можно возбудить уголовное дело, но нельзя выдать ордер на арест.
Подготовкой документа, посвященного формированию международного обычного права, занимается Майкл Вуд, в прошлом директор Правового департамента британского Foreign Office. Традиционно считается, что признаками обычной нормы в международном праве являются практика государств и opinio juris. Остаются вопросы о том, можно ли считать opinio juris сформировавшимся, если решение принимает Генеральная Ассамблея ООН или Международный Суд ООН? Возникает вопрос о таком понятии, как нормы jus cogens — до сей поры Комиссия предпочитала не использовать этот термин.
В КМП ООН назначен специальный докладчик, занимающийся и вопросами временного применения и последующей практики применения международных договоров. Решение о временном применении договора принимается органом исполнительной власти. В некоторых странах в процедуру вовлекается парламент, однако при этом теряется необходимая оперативность. Вопросы последующей практики применения договоров должны рассматриваться в контексте ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., содержащей общее правило толкования. Однако докладчик стремится смешать основной способ толкования, предполагающий опору на текст договора, и дополнительные средства толкования (travaux preparatoires). Российский подход заключается в том, что в первую очередь при толковании договора надо отталкиваться от его текста — в советские годы эту позицию отстаивал А. Н. Талалаев.
Очень спорной представляется тема защиты окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами, поскольку в этой сфере применимы Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и протоколы к ним. Специальный докладчик Комиссии Мари Якобсон (Швеция) предлагает рассматривать эти вопросы комплексно, подвергая анализу ситуацию до и после конфликта. Российская Федерация настроена скептически, однако не блокирует работу в этом направлении.
Началась работа по подготовке документа, посвященного защите атмосферы. Японский спецдокладчик заявил о том, что не будет рассматривать в ходе своей работы вопросы воздушного и экологического права.
Представитель США в КМП ООН предложил разработать конвенцию о преступлениях против человечности. За этим проектом — большая политическая воля. Понятие «mass atrocities» очень емкое, сюда входят и международные преступления, и массовые беспорядки внутри отдельно взятого государства. Шестой комитет ГА ООН уже принял во внимание тот факт, что существует идея разработки конвенции в этой области.
В конце своего выступления докладчица подвела итоги. Она констатировала наличие следующих объективных процессов: КМП ООН в последнее время достаточно быстро разрабатывает новые документы, международные суды их используют, называя кодифицированным обычным правом. Такой подход («fast track», по словам докладчицы) вызывает резонный вопрос о том, требуется ли теперь принятие международных конвенций? Похоже, что государства потеряли желание связывать себя договорными нормами.
Ряд вопросов докладчице задали заведующий кафедрой международного права МГЮА К. А. Бекяшев, заместитель заведующего кафедрой международного права факультета права Высшей школы экономики (ВШЭ) В. Н. Русинова и заведующий кафедрой международного права факультета права ВШЭ Ю. М. Юмашев. После ответов на вопросы К. А. Бекяшев сердечно поблагодарил М. В. Заболоцкую за ее подробный аналитический доклад. Аудитория согласилась с ним, выразив свою признательность продолжительными аплодисментами.
Далее с докладом на тему «Роль международных организаций в кодификации норм международного права» выступил заведующий кафедрой международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор, доктор юридических наук А. И. Абдуллин. Он проанализировал деятельность двух крупнейших международных организаций, играющих ведущую роль в кодификации норм права интеллектуальной собственности, международного частного права и международного гражданского процесса — Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Гаагской конференции по МЧП. Осветив историю создания ВОИС, являющейся универсальной организацией в сфере интеллектуальной собственности, докладчик остановился на международных договорах, разработанных и принятых под её эгидой. В их числе Договор о патентном праве 2000 г., Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г., Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям 2012 г., Марракешский договор об облегчении доступа лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям 2013 г. Говоря о перспективах деятельности ВОИС, в том числе в области кодификации международных норм интеллектуальной собственности, А. И. Абдуллин обозначил новые сферы правовой охраны интеллектуальной деятельности, среди которых — биотехнологии, доменные имена, аудиовизуальные произведения и др. Остро стоит и проблема адекватной охраны объектов интеллектуальной собственности в связи с их использованием в сети Интернет.
Что касается взаимодействия ВОИС с другими международными организациями, прежде всего, с ВТО, в сферу регулирования которой вопросы интеллектуальной собственности также включены, то, по мнению докладчика, такое взаимодействие чрезвычайно важно, поскольку имеет место ситуация, связанная с созданием автономных механизмов регулирования и охраны интеллектуальной собственности, возникающих в рамках различных международных организаций.
Освещая деятельность Гаагской конференции по МЧП, докладчик обратил внимание на то, что в рамках указанной организации разработан и принят ряд конвенций, посвящённых вопросам семейного права, наследственных, договорных отношений, международного гражданского процесса. Что касается последнего, то конвенции по международному гражданскому процессу условно могут быть разделены на две группы: 1) международное судебное и административное сотрудничество; 2) юрисдикция и приведение в исполнение судебных решений. К первой группе относятся Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г., Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. В завершение своего выступления А. И. Абдуллин обосновал целесообразность присоединения нашей страны к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Конвенции о признании и исполнении решений иностранных судов по гражданским и коммерческим вопросам 1971 г. и к Конвенции о соглашениях о выборе суда 2005 г.
Старший научный сотрудник отдела международного публичного права ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», доцент, кандидат юридических наук В.Р. Авхадеев представил доклад на тему «Международно-правовой режим Арктики: становление и развитие в современных условиях». Фактически происходящая битва за ресурсы Арктики предопределяет возникновение между приарктическими государствами юрисдикционных споров в отношении морских пространств Северного Ледовитого океана. Рассматривая международно-правовой режим Арктики, зарождение которого относится к 1-й половине XIX в. и связано с заключением ряда двусторонних соглашений (Русско-американская конвенция 1824 г., российско-американская Конвенция об уступке Аляски 1867 г. и др.), докладчик отметил, что эти соглашения касались, прежде всего, вопросов двустороннего сотрудничества, а также разграничения юрисдикции соответствующих государств. Позднее, уже в XX в., происходит интенсификация развития правового статуса Арктического региона. Один из первых договоров в этом ряду — Договор о Шпицбергене 1920 г., закрепивший уникальный статус архипелага. Вторая половина ХХ в. ознаменовалась принятием договоров в сфере международного морского, международного экологического права (Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) и др.), которые к Арктическому региону могут быть применены лишь при возникновении соответствующих чрезвычайных обстоятельств. Единственным «прорывом» в этом смысле явилась Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ст. 234 которой впервые определила правовой режим районов, покрытых льдами в течение большей части года. Однако эта статья распространяет своё действие не только на Арктический регион, но также и на Антарктику. Первым в истории юридически обязательным документом, применимым к отношениям, могущим возникнуть только в Арктическом регионе, стало Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г., вступившее в силу в 2013 г. Обратившись к международным актам регионального уровня, В.Р. Авхадеев отметил, что значительная их часть принята в форме деклараций, как, например, Декларация об окружающей среде и развитии в Арктике 1993 г., Декларация об учреждении Арктического совета 1996 г. Говоря о сотрудничестве на субрегиональном уровне, докладчик упомянул российско-норвежский Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 г. Завершая выступление, В. Р. Авхадеев высказал соображение о необходимости принятия в рамках Арктического совета договора по вопросам правового режима Арктики, который учитывал бы все существующие правовые проблемы. Кроме того, следует создать Арктический третейский судебный орган, который бы разрешал правовые вопросы, касающиеся именно этого региона.
С докладом о перспективах совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза в свете развития интеграционных процессов на Евразийском экономическом пространстве выступила доцент кафедры конституционного и муниципального права Сибирского университета управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат политических наук С. А. Дроздова. Она отметила, что в настоящее время Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Федеральной таможенной службой РФ (ФТС) проводится большая работа по кодификации законодательства в таможенной сфере. Кроме того, прорабатывается вопрос о внесении изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза, которые будут касаться преимущественно технических вопросов. Так, ФТС, участниками ВЭД и иными субъектами было внесено в общей сложности более 500 предложений об изменении. Примерно 300 из них приняты ЕЭК к рассмотрению, для чего в составе этого органа сформирована специальная Рабочая группа. Далее С. А. Дроздова остановилась на некоторых направлениях совершенствования таможенного законодательства, среди которых дальнейшее развитие электронной формы декларирования, внедрение информационных таможенных технологий, внедрение технологий автоматизированного выпуска товаров в непосредственной близости от пунктов пропуска через таможенную границу без открытия процедуры таможенного транзита, помещение товара на склад временного хранения (СВХ) на основе предварительного информирования и электронного декларирования. Докладчица отметила, что в связи с переходом на электронную форму декларирования таможенные посты переименованы в центры электронного декларирования. Однако эта работа ещё не завершена, поскольку ряд отдалённых таможенных органов пока не подключён к единой автоматизированной системе. В качестве примера были названы Крымская и Севастопольская таможни, мероприятия по интеграции которых в единую систему таможенных органов активно проводятся в настоящее время. Ещё одной важной новацией должно стать внедрение системы «единого окна». В этом направлении проводится совместная работа ЕЭК и таможенных органов России.
Затем слово было предоставлено ведущему менеджеру основных образовательных программ Балтийского федерального университета им. И. Канта Т. Г. Ежовой, выступившей с докладом на тему «Международно-правовая защита морской среды от загрязнения в условиях повышения интенсивности судоходства на примере Балтийского моря». Как показывают исследования, примерно % нефти, обнаруженной в морской среде, является результатом интенсивного судоходства. В частности, по Балтийскому морю в день проходит около двух тыс. судов, поскольку почти 90% морских перевозок нефти между странами ЕС и Россией осуществляется через Балтику. В свою очередь международно-правовые нормы, обеспечивающие защиту морской среды от загрязнения с судов, принимаются как на универсальном, так и на региональном уровне. При этом в рассматриваемом вопросе наибольшее значение имеет универсальный уровень, позволяющий разрабатывать нормы, обеспечивающие, с одной стороны, защиту окружающей среды, а с другой — свободу судоходства. Далее были обозначены основные вехи развития международно-правового регулирования в сфере защиты морской среды. Первым документом, ограничивавшим возможность слива нефти и нефтепродуктов из машинных отделений судов, стала Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. В 1969 г. принимается Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 г. — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ). Принятие в 1978 г. Протокола, внёсшего дополнения в МАРПОЛ, послужило импульсом для более активного присоединения государств к этой Конвенции. Ключевым событием стало принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., ст. 211 которой посвящена мерам, принимаемым в целях обеспечения защиты морской среды от загрязнения с судов. Докладчица указала на особую актуальность для Балтийского моря конвенционного положения о том, что меры, принимаемые прибрежным государством в пределах своего территориального моря, не могут касаться проектирования и конструкции судов. В связи с этим она упомянула выдвигаемое в настоящее время требование о наличии у нефтяных танкеров двойного дна или корпуса, вызывающее споры, обусловленные неготовностью некоторых государств переконструировать свои суда. Поскольку принимаемые отдельными государствами меры должны соответствовать международным нормам и стандартам, Т. Г. Ежова обратилась к анализу понятия «международные нормы и стандарты», используемого в ст. 211. Могут ли к ним быть отнесены разрабатываемые в рамках ИМО нормы т. н. «мягкого» права или, например, нормы, не получившие широкого признания международного сообщества? Затронув вопрос об ответственности государств за загрязнение морской среды, докладчица указала, что до сих пор остаётся открытым вопрос о том, за что именно должна наступать ответственность — за сам факт загрязнения или же за необеспечение государством соблюдения и реализации международных норм и стандартов всеми судами, плавающими под его флагом.
Доцент кафедры международного и европейского права Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат юридических наук Н. А. Чер- нядьева выступила с докладом «К вопросу о включении преступления «терроризм» в Римский Статут Международного уголовного суда». Она отметила, что при разработке Римского Статута МУС предпринимались попытки закрепить в нём данный состав преступления. Но в конечном итоге Дипломатическая конференция 1998 г. сочла, что включение преступления «терроризм» в Статут преждевременно. Основной аргумент в пользу такого решения — необходимость согласования понятия терроризма. При этом была оставлена возможность для рассмотрения этого вопроса в дальнейшем. Докладчица полагает, что Римский Статут, несмотря на отсутствие в его тексте состава преступления «терроризм», всё же даёт основания для привлечения к уголовной ответственности за совершение этого деяния. В обоснование данного тезиса было приведено три довода. Первый из них базируется на анализе статей Статута, две из которых, по мнению докладчицы, предусматривают указанную возможность. Речь идёт о ст. 7, посвящённой преступлениям против человечности, и ст. 10, устанавливающей, что положения Статута не должны истолковываться как каким бы то ни было образом ограничивающие ныне действующие или складывающиеся нормы международного права. Докладчица солидаризировалась с мнением А. Кассезе о том, что подобное указание предоставляет МУС возможность выходить за рамки конкретных положений Статута и принимать во внимание иные международные договоры, а также учитывать существующие международно-правовые обычаи. В итоге, это позволяет Суду осуществлять юрисдикцию, в том числе и в отношении террористических актов. Второй довод основывается на существующей судебной практике. В качестве примера Н. А. Чернядьева привела дело, рассмотренное МТБЮ: в 2003 г. был признан виновным Станислав Гарич, в том числе и за терроризирование гражданского населения, выражавшееся в осуществлении неизбирательного насилия путём обстрела с целью вызова страха и паники. В данном случае имела место ссылка на международно-правовой обычай, а сам приговор создал прецедент привлечения к уголовной ответственности на основании норм международного обычного права. Третий довод связан с позицией судей международных уголовных судов, полагающих, что указанные суды являются органами международного правотворчества, не связанными существующей правовой базой. Практически это означает, что вопрос о криминализации тех или иных деяний является открытым. В результате возможны ситуации, когда международные уголовные суды будут распространять свою юрисдикцию и на преступления, не зафиксированные в их учредительных актах.
Подводя итоги очередного заседания Клуба юриста-международника, его руководитель К. А. Бекяшев сердечно поблагодарил всех участников за интересные выступления и пригласил всех и дальше принимать участие в различных научных мероприятиях, организуемых кафедрой международного права МГЮА. Все материалы, подготовленные для участия в VI Кутафинских чтениях, будут опубликованы в сборнике докладов, издаваемом Университетом им. О. Е. Кутафина, что уже стало доброй традицией.