Обзор заседания Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Институтом государства и права РАН и Российской Ассоциацией международного права.
№ 3 (118) 2018г.
The review examines the international legal aspects of the rights of the family and racial discrimination, the rights of children and parents, the protection of children's rights in the European Court of Human Rights.
15 марта 2018 г. в Институте государства и права РАН состоялось заседание комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Российской Ассоциацией международного права.
В работе комиссии приняли участие представители Института государства и права РАН, Российской Ассоциации международного права, Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации, Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Союза юристов Москвы, Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, Центра международных и сравнительно-правовых исследований.
Открыл заседание кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права, председатель комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов С. Е. Смирных.
Он отметил, что это первое заседание комиссии по правовому положению семьи без Л. В. Корбут. Она была основателем и бессменным председателем этой комиссии более 20 лет. Под ее руководством было проведено множество заседаний комиссии, на которых обсуждались актуальные теоретические и практические аспекты правового положения семьи.
В частности, в рамках работы комиссии в последние годы ее жизни были рассмотрены следующие вопросы: присоединение России к Гаагской Конвенции о похищении детей и проблемы семейного права; международно-правовая защита инвалидов; соотношение Конвенции о международном похищении детей 1980 г. и Конвенции о защите детей 1996 г.; комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка и актуальные вопросы защиты прав детей в Европе; некоторые актуальные вопросы, возникающие в практике рассмотрения трансграничных семейных споров; о праве на семью в замечаниях общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка и многие другие.
Доктор юридических наук, профессор, экс-председатель и докладчик Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации А. С. Автономов выступил с докладом на тему: «Права семьи и расовая дискриминация: международные аспекты».
Международный союз юристов
Он отметил, что международные аспекты прав семьи тесно связны с проблемами расовой дискриминации. В современном мире появилось множество новых вызовов и угроз. Так, миграция приобретает все большие масштабы, что приводит к обострению проблем расовой дискриминации и разрыву родственных связей, что ухудшает положение семей. В результате расторжения браков нарушаются, прежде всего, права детей. Их судьбы могут быть искалечены уже на первых этапах жизненного пути.
В связи с этим представляется необходимым определить само понятие расовой дискриминации. Так, в силу ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. понятие «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.
Следует иметь в виду, что международные аспекты прав семьи закреплены в различных международно-правовых документах. В частности, в силу ст. 16 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семьи. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время брака и его расторжения. Браки могут быть заключены только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. Семьи являются естественными и основными ячейками общества и должны иметь право на защиту со стороны общества и государства.
В современном мире остаются актуальными вопросы дискриминации в отношении женщин. В связи с этим необходимо иметь в виду, что согласно ст. 6 Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г. должны быть приняты все возможные меры, для обеспечения того, чтобы замужние и незамужние женщины имели равные с мужчинами права в области гражданского права, и в частности: право приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке; право на равное право и дееспособность; одинаковые с мужчинами права в отношении законодательства о передвижении лиц.
При этом должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения принципа равенства положения мужа и жены. В частности, женщины должны иметь одинаковые с мужчинами права свободно выбирать супругов и вступать в браки только со своего свободного и полного согласия.
Женщины должны иметь равные с мужчинами права в период состояния в браках и их расторжении. Во всех случаях должны учитываться интересы детей.
Должны быть запрещены браки детей и обручение девушек до наступления их половой зрелости и должны приниматься эффективные меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков.
Многочисленные положения о благополучии семей и детей закреплены в Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.
В частности, каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию, как семей, так и детей. Благополучие детей зависит от благополучия семей. Забота о детях лежит на их собственных родителях.
Если родители не проявляют заботы о своих детях или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос заботы о детях со стороны родственников родителей ребенка, о передаче детей на воспитание в другие семьи или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении детей в специальные учреждения.
При рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи детей для заботы не их собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов детей, и в особенности их потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
Дети всегда должны иметь имя, гражданство и законных представителей. Детей не должны лишать имени, гражданства или законных представителей в результате передачи на воспитание.
Лица, ответственные за заботу о детях, должны признавать желание переданных им на воспитание или усыновленных детей знать о своем происхождении, если только это не противоречит наилучшему обеспечению интересов детей.
Конвенция о правах ребенка 1969 г. также закрепила некоторые права семьи. Так, дети которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Государства обеспечивают замену ухода за детьми, лишенными семейного окружения. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания детей и их этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
В заключении докладчик отметил, что многие международные аспекты прав семьи и расовой дискриминации остаются актуальными и требуют дальнейшего исследования.
Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, член Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка О. А. Хазова выступила с докладом на тему: «Дети «нежного возраста», Принцип 6 Декларации прав ребенка 1959 года и равенство прав родителей».
Она обратила внимание на то, что Декларация прав ребенка была принята в 1959 г. и состоит из преамбулы и 10 социальных и правовых принципов, соблюдение которых призвано обеспечить защиту и благополучие детей.
В частности, согласно принципу 6 Декларации прав ребенка 1959 г. «ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей».
Декларация прав ребенка 1959 г. продолжает оставаться важным международным документом в области прав детей, несмотря на то, что она была принята немногим менее 60 лет назад и некоторые из ее положений могли устареть. К примеру, это касается положения о том, что дети малолетнего возраста или «нежного возраста», кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, не должны быть разлучаемы со своими матерьми.
Принцип 6 Декларации прав ребенка 1959 г. отразил ситуацию, существовавшую в то время, когда этот документ разрабатывался и принимался. Тогда именно мать являлась тем лицом, которое осуществляло основную заботу о ребенке.
С тех пор в семейных отношениях произошли некоторые изменения. В современном мире отцы принимают намного большее участие в жизни детей и их воспитании. Отцы также играют чрезвычайно важную роль на ранних стадиях развития детей. Эти изменения в социальной реальности получили отражение и в национальных законодательствах, международных документах, зарубежной судебной практике и в научной юридической литературе.
В связи с этим представляется целесообразным привести позицию судьи английского Апелляционного Суда сэра Торпа, который в категоричной форме отказал в удовлетворении требования матери о признании места жительства ребенка с ней, ссылавшейся на принцип 6 Декларации прав ребенка 1959 г. Он подчеркивал, что «в данном случае актуальность и ценность Декларации прав ребенка 1959 г. в высшей степени сомнительна. С позиции соответствующей социальной политики она полностью морально устарела, поскольку сейчас ей уже 40 лет и с позиции социального развития, и с позиции понимания развития ребенка и его благополучия, это чрезмерно большой срок»
Следует иметь в виду, что в Руководстве по применению Конвенции о правах ребенка 1989 г., подготовленном Детским фондом Организации Объединенных Наций, отмечается, что согласно принципу 6 Декларации прав ребенка 1959 г. предпочтение действительно отдается матерям в отношении детей «нежного возраста». Однако автоматическое применение правила о том, что дети младшего возраста остаются с матерями, а дети более старшего возраста - с отцами, без учета нужд и интересов конкретного ребенка, противоречит Конвенции о правах ребенка 1989 г.
Необходимо иметь в виду, что в связи с этим Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка неоднократно выражал обеспокоенность тем, что в некоторых странах обязанности в семьях не распределены на равной основе. Опека над детьми младшего возраста признается за матерями, а над детьми старшего возраста - за отцами, что особенно ярко проявляется, когда родители расходятся.
Необходимо иметь в виду, что в силу Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. государства «должны принимать надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В связи с этим Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека отметил в замечаниях общего характера, что равенство прав и обязанностей супругов в семье распространяется на все вопросы, вытекающие из их отношений. Это равенство продолжает быть применимым и в случаях расторжения браков. Поэтому любое дискриминационное обращение должно быть запрещено и интересы детей должны учитываться в первоочередном порядке.
Следует отметить, что изымать детей из семей, разлучать их с матерьми, особенно если они малолетние, крайне нежелательно. В связи с этим, по мнению докладчицы, положение о том, что малолетние дети не должны быть разлучаемы со своими матерьми, является не только устаревшим, но и дискриминационным и противоречащим принципу равенства мужчин и женщин.
В заключение докладчица отметила, что многие вопросы прав детей и равенства прав родителей остаются открытыми.
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры международного права МГУ им. М. В. Ломоносова С. В. Глан- дин в своем докладе остановился на четырёх постановлениях, в которых Европейский Суд по правам человека признал российские власти ответственными за различные нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
В частности, к этим делам относятся: «В. К. против России» (постановление от 7 марта 2017 года); «Тагаева и другие против России» (постановление от 13 апреля 2017 года); «Эй. Эйч. и другие против России» (постановление от 17 января 2017 г.) и «Баев и другие против России» (постановление от 20 июня 2017 г.). Все эти дела объединяет один предмет - защита детей.
В частности, в деле «В. К. против России» заявитель просила признать нарушение статьи 3 нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в силу которой никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Основанием для этого дела стало событие в Санкт- Петербургском детском саду 7 ноября 2005 г. Воспитатели принудительно закапали в глаза всем детям без согласия родителей и без участия медсестры. Некоторые дети сопротивлялись и плакали.
Ребёнок заявителя после этого пришёл с синяком и у него был диагностирован нервный тик из-за психологической травмы. Воспитатели орали на детей, наказывали содержанием в туалете без света, где бегали крысы.
Провинившиеся дети в тихий час стояли босиком в холодной раздевалке в одном нижнем белье или в туалете без света или спали на раскладушке в раздевалке.
Рассмотрев это дело, Европейский Суд по правам человека пришел к следующим выводам. Воспитатели запугивали детей словами: «кто расскажет родителям - тех съедят крысы». Мальчику заявительницы один раз завязали скотчем рот и руки.
При этом Администрация и Департамент образования нарушили свои обязанности, не сообщив в прокуратуру о факте жестокого обращения с детьми. Реакция властей Российской Федерации не была своевременной. Уголовное дело возбудили только через 3 полных года с момента обращения родителей ребёнка в Департамент образования Санкт-Петербурга. Было 8 отказов в возбуждении уголовного дела, каждый из которых отменялся прокурором или судом. Таким образом, расследование нельзя было считать эффективным, поскольку из-за задержек истёк установленный статьёй 129 Уголовного кодекса РФ срок привлечения к уголовной ответственности.
В деле «Тагаева и другие против России» заявители просили признать нарушение статьи 2 Европейской конвенции по правам человека, в силу которой право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступлений, в отношении которых законом предусмотрено такое наказание.
Лишение жизни не рассматривается как нарушение, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы: для защиты любого лица от противоправного насилия; для осуществления законного задержания или предотвращения побега лиц, заключенных под стражу на законных основаниях.
Заявители также просили признать нарушение статьи 13 Европейской конвенции по правам человека, в силу которой каждый, чьи права и свободы, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственных органах, даже если эти нарушения были совершены лицами, действовавшими в официальном качестве.
При этом следует иметь в виду, что внутригосударственное право России не содержало наиболее важных принципов использования вооружённой силы и ограничений в его применении во время законных антитеррористических операций, включая обязательство защищать жизнь каждого в соответствии с законом и требованиями Европейской конвенции по правам человека. В сочетании с обширным иммунитетом к любому вреду, причиненному в ходе антитеррористических операций, эта ситуация привела к опасному пробелу в регулировании ситуаций, связанных с лишением жизни - самым главным правом человека в соответствии с Конвенцией. В этом случае Суд считает, что, ввиду недостаточного уровня правовых гарантий, Россия не смогла создать «рамки для системы адекватных и эффективных гарантий против произвола и злоупотребления силой».
Европейский Суд по правам человека указал, что «основной целью контртеррористических операций должна быть защита жизней от незаконного насилия. Масштабное применение оружия, обладающего неизбирательным поражением, грубо противостоит этой цели и не может считаться совместимым со стандартом осуществления деятельности, связанной с применением представителями власти смертоносного оружия». Как отмечалось в другом предшествующем деле «Димов против Болгарии», в своей оценке произошедших событий, суд не может заменить оценку, данную офицерами безопасности, которые должны были вмешаться, чтобы спасти человеческие жизни от угрозы со стороны хорошо вооруженных и опасных людей в чрезвычайно напряженной ситуации.
Рассмотрев это дело, Европейский Суд по правам человека не усмотрел нарушений статьи 13 Европейской конвенции по правам человека в действиях российских властей.
В основе дела «Эй.Эйч. и другие против России» лежат 16 жалоб 45 граждан Соединенных Штатов Америки в интересах 27 детей об отказе в завершении процедуры усыновления (удочерения).
При этом большинство заявителей начали сбор документов ещё в 2010-2012 годах, некоторые проходили специальные курсы. 1 ноября 2012 г. вступило в силу Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.
До 21 декабря 2012 г. большинство заявителей уже закончили необходимые приготовления и сбор документов, необходимые для передачи дел в суд. Многие дети были с синдромом Дауна, иными отклонениями в развитии, некоторые были ВИЧ-инфицированными. Однако 21 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (Федеральный закон № 272-ФЗ), получивший известность как закон «Димы Яковлева» за счёт содержащегося в его 4 статье запрета гражданам Соединенных Штатов Америки усыновлять российских детей-сирот. 26 декабря 2012 г. его одобрил Совет Федерации и 1 января 2013 г. он вступил в силу.
Следует иметь в виду, что в силу статьи 4 Федерального закона № 272-ФЗ запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) детей.
В этот же день Министерство иностранных дел России проинформировало американское посольство в Российской Федерации о выходе из Соглашения об усыновлении на основании части 2 статьи 4 Закона 272-ФЗ. Согласно части 5 статьи 17 Соглашения «Настоящее Соглашение действует до истечения одного года с даты, когда одна из Сторон по дипломатическим каналам уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения».
На основании Федерального закона 272-ФЗ российские суды начали массово отказывать американским усыновителям. Апелляции оставались без удовлетворения. Поданные после 1 января 2013 г. заявления в российские суды отклонялись по формальным основаниям или со ссылкой на Федеральный закон 272-ФЗ.
В деле «Баев и другие против России» три заявителя, которые являются гей-активистами, оспорили законность своего привлечения властями России к административной ответственности за «публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних». Первоначально они оспаривали правомерность привлечения к административной ответственности региональными властями: Баев в Рязани в 2009 году; Киселёв и Алексеев в Архангельске в середине 2012 года. К моменту коммуницирования их жалоб в третью палату Европейского суда по правам человека, в России был принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, а Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации был дополнен статьёй «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».
Рассмотрев это дело, Европейский Суд по правам человека признал российские власти ответственными за дискриминационное обращение с заявителями, хотя правительство и ссылалось на защиту прав детей в качестве основного аргумента, обосновывавшего введение законодательных ограничений.
Был признан явный европейский консенсус в отношении признания за отдельными лицами права открыто позиционировать себя как геев, лесбиянок или представителей любого иного сексуального меньшинства и продвигать свои собственные права и свободы.
Привлечение заявителей к административной ответственности за их публичные выступления против введения административной ответственности за публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, нарушает их право на свободу выражения мнений и является дискриминационным.
Обжалуемые законодательные положения не были способны достигнуть цели охраны нравственности и, вероятнее всего, окажутся контрпродуктивными при достижении заявленных государством целей защиты интересов детей.
Российские власти «усиливают стигматизацию и предвзятое отношение и поощряют гомофобию, что не соответствует принципам равенства, плюрализма и толерантности, присущих демократическому обществу.
Судья Европейского Суда по правам человека от Российской Федерации Д.И. Дедов был единственным из судей, кто не согласился с постановлением. Он исходил из патерналистских позиций и требовал повышенного уровня защиты детей, в особенности 16-18 летнего возраста, по причине отсутствия у них необходимого жизненного опыта.
Кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права, председатель комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов С.Е. Смирных подвел итоги мероприятия и отметил необходимость дальнейших исследований международно-правовых аспектов прав семьи и расовой дискриминации, прав детей и родителей и защиты прав детей в Европейском Суде по правам человека.