Обзоры

Евразийский юридический журнал

В ходе своего выступления С.А. Орджоникидзепривел некоторые статистические данные.

Выступление С.А. Орджоникидзе в МГЮА имени О.Е. Кутафина на очередном заседании Клуба юриста-международника

№ 4 (47) 2012г.
   

12 марта  с.г. в Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина состоялось объединенное заседание  Клуба юриста-международника, регулярно приглашающего для выступлений известных теоретиков и практикующих юристов в области международного права, и Студенческого научного кружка кафедры международного права. На очередном заседании выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, Член Общественной палаты РФ С.А.Орджоникидзе.Сергей Александрович в разные годы занимал должности Заместителя Министра иностранных дел РФ (1998-2002 годы), Генерального директора отделения ООН в Женеве, заместителя Генерального секретаря ООН (2002-2011 годы). Доклад, с которым С.А.Орджоникидзе выступил перед преподавателями, аспирантами, студентами Академии, а также гостями из Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Института государства и права Российской академии наук, Российской ассоциации международного права был посвящен роли Организации Объединенных Наций (ООН) в современном мире.

    В ходе своего выступления С.А.Орджоникидзепривел некоторые статистические данные. В отделении ООН в Женеве, которое он возглавлял в течение длительного времени, работает 7,5 тыс. международных чиновников. Служащие ООН выходят на пенсию в 62 года. Бюджет Организации составляет примерно 4 млрд. долларов в год. Взнос Советского Союза в бюджет ООН (с УССР и БССР) составлял 15% в год, сейчас вклад Российской Федерации сократился до 2% в год. В отношении каждого государства существует квота по численности его представителей в системе ООН, которая соответствует размеру государственного взноса в бюджет Организации. Вследствие сокращения российского вклада у россиян наблюдается превышение квоты.

   С.А.Орджоникидзе охарактеризовал основные направления деятельности ООН по Уставу ООН 1945 г. и рассказал о новациях, возникающих на современном этапе.В соответствии с главой III Устава ООН в качестве главных органов ООН действуют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

    Неясна нынешняя роль Совета по опеке, обладающего по смыслу Устава статусом одного из главных органов ООН. Если менять его функции, то будет необходимо внесение поправок в Устав ООН. С 1994 года Совет по опеке приостановил свою работу. В настоящее время роль, которую он играл прежде, примерно выполняет Комиссия по миростроительству при Генеральной Ассамблее ООН – она помогает заинтересованным государствам разрешать проблемы постконфликтного периода.

   В ходе реформирования Организации неоднократно выдвигались предложения относительно возможного расширения Совета безопасности для обеспечения его деятельности более представительного характера со стороны Германии, Японии,Индии, Южно-Африканской Республики, Бразилии. Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика выступают против такого расширения. Позиция Российской Федерации заключается в том, что деятельность Совета Безопасности должна иметь «компактный характер», как прозвучало в выступлении.

   Заметной тенденцией стало более интенсивное взаимодействие Совета Безопасности ООН и региональных организаций по поддержанию мира и безопасности – такая возможность предусмотрена главой VIIIУстава ООН.

    Хотя еще главой VII Устава ООН было предусмотрено создание Военно-Штабного Комитета для оказания помощи Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям, Устав до сих пор не содержит упоминаний о возможностях проведения операций по поддержанию мира – ощущается недостаточность правового регулирования их осуществления. В настоящее время везде, где осуществляются операции по поддержанию мира, присутствуют представители Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в целях недопущения нарушений конфликтующими сторонами международных стандартов в сфере прав человека. О такой деятельности также ничего не сказано в Уставе ООН. Это вполне объяснимо: в послевоенное время права человека как идея еще не оформились окончательно, в системе ООН не было отдельного структурного подразделения, занимавшегося правами человека.

Проблемным моментом при осуществлении операций по поддержанию мира является нежелание ряда государств направлять свои контингенты для участия в них. Так, например, США отказываются это делать, если только операцию по поддержанию мира не возглавляет генерал вооруженных сил США. Сходную позицию долгое время занимала КНР. Теперь китайский подход изменился, и КНР участвует в проведении операций по поддержанию мира. В настоящее время представители Китая занимают два важных поста в системе ООН – пост заместителя Генерального секретаря ООН по экономическим вопросам и пост генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

     В целом, резюмировал докладчик, после 1960-х гг. конфликты в мире носят преимущественно внутригосударственный характер. Они возникают главным образом из-за ресурсов или в зоне столкновения геополитических интересов различных государств.

     Студенты и представители профессорско-преподавательского состава и с интересом заслушали доклад С.А.Орджоникидзе и задали множество вопросов по теме его выступления.Руководитель Клуба юриста-международника, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина профессор К.А.Бекяшев задал гостю два вопроса. Во-первых, профессор К.А.Бекяшев спросил, почему до сих пор нет комментариев к Уставу ООН на русском языке. С.А.Орджоникидзе назвал предложение по их подготовке хорошей идеей. Во-вторых, профессора К.А.Бекяшева интересовало мнение докладчика по вопросу о наличии у Совета Безопасности ООН нормотворческих полномочий. С.А.Орджоникидзе склонен рассматривать Совет Безопасности ООН скорее как главный политический орган, не создающий нормы права. По его мнению, это орган для предотвращения конфликтов, привлечения к политической ответственности, борьбы с терроризмом, распространением оружия и наркотиков. Выступавший особо выделил такую серьезную проблему современности, как нераспространение ядерного оружия: современный контроль над вооружениями слаб, и Совбез ООН призван следить за тем, как развиваются события в данной области. В Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года не участвуют четыре государства, обладающие ядерным оружием, - это Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея. По мнению С.А.Орджоникидзе, у Ирана через пару лет ядерное оружие тоже  может появиться. Вместе с тем докладчик выразил надежду на то, что Россия и США сумеют достичь соглашения по противоракетной обороне (ПРО).

Студент 4 курса международно-правовой специализации С.Бурлингас в своем вопросе указал на тот факт, что резолюция Генеральной Ассамблеи ООН,осуждающая нарушения прав человека в Сирии, противоречит ранее вынесенному решению Совета Безопасности ООН. Не создается ли тем самым опасный прецедент? Докладчик ответил отрицательно и призвал обратить внимание на то, что в голосовании  по вопросу о событиях в Сирии в Генеральной Ассамблее приняла участие лишь 1/5 часть ее членов.

    Аспирант кафедры международного права А.Гуласарян напомнил, что в 2011 году Комиссию международного права ООН (КМП ООН) завершила работу по подготовке Статей об ответственности международных организаций за международно-противоправные деяния. Какова позиция Российской Федерации в отношении оценки этого труда? Докладчик в ответ на это сказал, что КМП ООН, к сожалению, не работает так же эффективно, как раньше.

    Аспирантка кафедры международного права А.Фролова озвучила два вопроса. Первый из них был посвящен перспективам приема Палестины в ряды членов ООН. В октябре 2011 года Палестина стала 195-ым членом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО). С.А.Орджоникидзе напомнил, что для принятия решения о возможном членстве в Организации вопрос сначала должен быть рассмотрен Комитетом Совета Безопасности по приему новых членов, затем самим Советом Безопасности, потом по рекомендации последнего принимает соответствующее постановление Генеральная Ассамблея. По мнению докладчика, шансы Палестины на вступление в ООН минимальны, т.к. США как постоянный член Совета Безопасности и союзник Израиля заблокирует решение по вопросу об ее принятии. Второй вопрос был задан относительно возможного расширения участия частных вооруженных сил в операциях по поддержанию мира. Докладчик выразил скепсис и подчеркнул, что частные вооруженные силы ни за что не отвечают, никому не подчиняются и с международно-правовой точки зрения являются наемниками.

    Профессор кафедры международного права Н.А.Соколова задала С.А.Орджоникидзе вопрос о роли Экономического и Социального Совета в современных условиях. По мнению гостя, ЭКОСОС потерял былое значение в современной системе ООН. Государства не желают наделять его дополнительными полномочиями для регулирования вопросов международной экономической жизни.

    Аспирант кафедры международного прав М.Ижиков напомнил присутствовавшим, что еще в 2006 году Верховный комиссар ООН по правам человека предложила упразднить восемь международных конвенционных органов в сфере прав человека, объединив их в один орган с контрольными полномочиями, и хотел знать, получила ли эта идея какое-либо развитие. С.А.Орджоникидзе заявил о том, что разные конвенционные органы объединить трудно, практически невозможно. В арсенале средств Совета по правам человека, который начал действовать с 2006 года, имеется новая процедура- периодический обзор соблюдения обязательств государствами в области прав человека. В 2012 году ее должна будет пройти и Российская Федерация. 12 марта, в день выступления С.А.Орджоникидзе, Президент РФ Д.А.Медведев своим Указом создал Комиссию по подготовке к прохождению периодического обзора. До этого ее проходила Латвия, которой в результате было высказано 121 замечание, в первую очередь ей было предложено упразднить категорию «неграждан» в своем законодательстве – таким статусом в современной Латвии обладают в настоящее время 2 млн. человек.

    Доцент кафедры международного права Л.И.Захарова поинтересовалась, каким С.А.Орджоникидзе видит назначение нового органа  «ООН-женщины» - структуры ООН  по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, созданной   Генеральной Ассамблеей в июле 2010 года. Не возникнет ли ненужного дублирования полномочий, если в рамках ЭКОСОС уже давно функционирует Комиссия по положению женщин? Докладчик согласился с тем, что такая вероятность очень высока и вкратце обрисовал, какие меры принимаются в системе ООН для обеспечения гендерного равенства при решении кадровых вопросов.

    В конце встречи заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина, руководитель Клуба юриста-международника профессор К.А.Бекяшев, научный руководитель Студенческого научного кружка,Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, профессор кафедрыЭ.Л. Кузьмин и староста кружка К.Кожевников тепло поблагодарили С.А.Орджоникидзе от имени всех присутствовавших на объединенном заседании за интересное выступление и порой неожиданные ответы напоставленные вопросы.Собравшиеся в аудитории в знак одобрения и признательности поддержали их слова аплодисментами.

Обзор подготовила Захарова Л.И., доцент кафедры международного права МГЮА имени О.Е. Кутафина

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях