Междисциплинарные подходы в изучении ООН обсудили на секции Конвента РАМИ
№ 11 (102) 2016г.
По инициативе членов Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), представляющих СПбГУ, РУДН и МГИМО, на Х-ом Конвенте РАМИ была организована и проведена секция «Россия и меняющаяся роль ООН в современном мире», поддержанная Российской ассоциацией содействия ООН. Доклады и сообщения участников секции продемонстрировали, что развитие междисциплинарных исследований охватило и область изучения Организации Объединенных Наций.
Секция оказалась весьма представительной по составу участников, разноплановой по программе и исключительно интересной по содержанию докладов и сообщений. Актуальность диалога специалистов по проблематике ООН обусловлена острой необходимостью научного объяснения современного состояния организации, а также необходимостью поиска ответов на вызовы современности и консолидации усилий мирового сообщества для преодоления общих социально-экономическими, политических, правовых и других проблем.
Заседание секции открыл Председатель исполкома Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН А. Н. Борисов, подчеркнув важность научного изучения и осмысления меняющейся роли крупнейшей и важнейшей для России международной организации, позиции нашей страны в ООН, подходов России к решению международных проблем, решаемых с помощью организаций системы ООН.
Тон и эмоциональный настрой заседания задал глубокий доклад профессора МГИМО Л. С. Воронкова «Обеспечение международного мира и безопасности в новых условиях», «спровоцировавший» последующих выступающих на размышления о том, как соотносится ООН с современной эпохой, что нужно сохранить, а что можно изменить в организации. Сделав экскурс в историю ООН, докладчик показал, как бы ни менялось соотношение сил в мире и как бы ни ставились под сомнение статус Совета Безопасности и принцип принятия решений в нем, он сохраняет статус ведущего международного института по поддержанию мира. С распадом советского блока были осуществлены новые попытки со стороны США институционально закрепить однополярный «мировой порядок» в механизмах ООН, в настоящее время они предпринимаются вновь. Представители Украины, Нидерландов и Мексики предложили лишать этого права государства, участвующие в военных конфликтах. Великобритания и Франция продвигают продвигать идею добровольного отказа постоянных членов СБ при определённых обстоятельствах от права вето. Сторонники таких реформ встречаются и внутри ООН. Так, Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хуссейн в октябре 2016 г. призвал ограничить использование постоянными членами СБ права вето. По мнению Л. С. Воронкова, преодоление кризисных ситуаций требует не изменения процедур приятия решений, а устранения причин конфликтов, кроющихся в неравномерном распределении благ. В связи с этим так важно для нашего времени и для будущего мироустройства реализовать инициативы ООН, например, в области развития. Равноправное партнёрство, взаимовыгодное сотрудничество, считает докладчик, позволит государствам в большей мере соизмерять свои действия не только с собственными интересами, но и с интересами других.
Начальник отдела неправительственных организаций Департамента международных организаций МИД РФ С. В. Рябо- конь осветил вопросы участия российских НПО в работе ЭКО- СОС и других органов ООН, подчеркнул растущую активность негосударственного сегмента в разработке решений по вопросам мирового характера. При всей важности негосударственных акторов в системе ООН, сохраняется четкая граница, до которой распространяется их влияние. Она проходит между обсуждением вопроса и принятием решения. На уровень принятия решений доступ для НПО по-прежнему закрыт
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В. Н. Лихачев остановился на особенностях влиянии ООН на развитие национального законодательства и на правоприменительную практику в электоральной сфере. При этом выборы 2016 г. в Российской Федерации, как показали отчеты более 700 международных наблюдателей, подчеркнул докладчик, полностью соответствовали тем стандартам, к которым стремится ООН и другие международные организации.
Специальный Представитель ВОЗ в Российской Федерации Г. А. Никогосян выделил три основных направления изменений взаимодействий России и ВОЗ, а именно: переход от технической поддержки к многоплановому сотрудничеству; переход от решения национальных задач к партнерству в решении задач всемирного характер; переход от сотрудничества только в области здравоохранения к достижению целей устойчивого развития, в которых вопросы здоровья людей составляют всего лишь одну из важных частей.
Заведующий кафедрой международного права РУДН, Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам А. Х. Абашидзе в названии своего доклада внес полемичный вопрос: «является ли ООН помехой в меняющемся мире?». Сам докладчик считает, что ООН вполне соответствует реалиям современности, в частности, это касается и ее деятельности в области международного права. Принятие Устава ООН отражало стремление человечества полностью предотвратить войну. Если до ООН войны делились на справедливые и несправедливые, то теперь они делятся на легитимные и нелегитимные. В частности, Совет Безопасности ООН играет роль арбитра, определяющего что правомерно, а что нет. По мнению докладчика, модель глобального управления должна оставаться преимущественно межправительственной, а механизмы ее задействования должны основываться на согласительных процедурах и консенсусах по ключевым аспектам международных отношений.
Профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Сергунин* осветил вклад либеральной теоретической парадигмы в разработку идей ООН, а также неолиберальные идеи о реформировании ООН. Докладчик дал оценку предложениям неолибералов о расширении полномочий ООН (умеренное, без превращения ООН в мировое правительство), интегрированном подходе к концепции устойчивого развития (экологическое, экономическое, антропологическое), а также коллективной безопасности. Неолибералы предлагают использовать превентивную дипломатии для предотвращения конфликтов, а также осуществлять постконфликтное регулирование («изживание», а не приостановление конфликта) и реализацию принципа ответственности по защите. Реализация данных предложений во многом зависит от Совета Безопасности ООН как органа, способного и поддержать, и вети- ровать любой проект.
П. П. Тимофеев, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова, остановился на одной из сфер международного сотрудничества Российской Федерации и Франции, где их связи и контакты вполне конструктивны, тогда как в целом двусторонние российско-французские отношения пребывают в кризисе, в основном из-за глубоких расхождений по украинскому и сирийскому конфликтам. Содействие вступлению Палестины в ООН — одна из точек соприкосновения двух стран. Здесь, по мнению докладчика, Россия и Франция могли бы провести совместную работу по трём направлениям: постоянные двусторонние консультации по поиску новых вариантов «дорожной карты» с привлечением экспертов, поддержка вступления Палестины в другие организации при ООН, помимо ЮНЕСКО и проработка совместных экономических проектов в Палестине.
Первое заседание секции завершилось презентацией глобальной информационной кампании «Быть вместе» («Together»), реализуемой ООН и Международной организацией по миграции, недавно ставшей новым специализированным учреждением. Директор Информационного центра ООН в Москве В. В. Кузнецов отметил, что современная проблема мигрантов и, в частности, беженцев, рассматривается с учетом трех факторов: права человека, вопрос войны и мира, бедность. Главной точкой приложения усилий ООН становится работа по инклюзии мигрантов. По мнению докладчика, в этом нужно видеть не обузу, а новые возможности для государств. Тему миграции продолжил З. Жигич, глава представительства Международной организации по миграции в Москве, подчеркнув необходимость разделения полномочий между органами и механизмами ООН в работе по адаптации и интеграции мигрантов и их семей, а также противодействия ангажированности заинтересованных лиц. Ответственный за совместную программу Российской Федерации и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Р. Алуаш, отметив беспрецедентный масштаб потоков мигрантов, тем не менее, сделал вывод о том, что пограничный контроль должен соответствовать международно признанной догме по защите прав человека.
Второе заседание секции было посвящено вопросам противодействия ООН новым вызовам и угрозам, а также негосудаственным акторам, вовлеченным в сферу функционирования ООН.
Е. И. Москальчук, специалист факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, показала возможности прикладных методов в изучении ООН и преимущества компьютерного анализа на примере исследования социальных сетей НПО, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС. В сети российских НПО, институционализировавших свои связи с ООН, выделяются узлы организаций по социальной защите; науке и образованию; гуманитарным, экологическим вопросам и проблемам народонаселения; вопросам информации и связи. Сетевой анализ позволяет получать наглядное изображение, значительно упрощающее толкование полученных результатов исследований.
М. И. Устинова, студентка Высшей школы экономики, проанализировала позицию России по реформированию Совета Безопасности, её подходы к идеям изменения состава и процедуры принятия решений главного органа ООН в сравнении с основными проектами реформы. Докладчик объяснила, чем вызваны претензии к постоянным членам Совета, имеющим прямое влияние на ход реформы. Россия, активно участвующая в обсуждении данных вопросов, скорее способствует сохранению status quo и сдерживает ход реформ, нежели стремится к радикальным изменениям и ускорению их темпов.
Студенты Санкт-Петербургского государственного университета Р. Д. Акинина, А. С. Гонашвили, А. О. Иванова, С. С. Старовойтова изложили результаты эмпирического социологического исследования мотивов участия студенческой молодежи в игровых моделях ООН, проведенного методом опроса в формах дистанционного анкетирования при поддержке Ресурсного центра социологических и интернет исследований СПбГУ и экспертного интервью. Подчеркнув необходимость дальнейших исследований вопроса на более репрезентативной выборке, докладчики показали противоречивую корреляцию мотивов молодых участников игровой модели с базовыми ценностями человека. Выявлена нейтральная в целом оценка современной ООН респондентами.
Заместитель директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Д. В. Мокин подробно ознакомил участников секции с деятельностью МИД России по обеспечению российского участия в усилиях по борьбе с терроризмом и противодействию другим новым вызовам и угрозам. В контексте противоречий между членами ООН по антитеррористической проблематике отмечены факторы ее политизации, применения конъюнктурных подходов и двойных стандартов.
А. М. Солнцев*, доцент кафедры международного права РУДН, показал сложность деятельности ООН по обеспечению экологической безопасности в связи с отсутствием прямой компетенции организации по защите окружающей среды. Для обеспечения экологической устойчивости необходима более четкая координация подразделений ООН и других международных структур. Перспективы создания международной экологической организации, вопрос о которой стоит на повестке дня, пока еще не ясны. Во всяком случае, для последовательного проведения глобальной экологической повестки необходимо и дальше реализовывать общесистемную природоохранную стратегию ООН.
Доцент факультета международных отношений Санкт- Петербургского государственного университета Р. В. Болгов подчеркнул необходимость совместных усилий ООН и России в обеспечении информационной безопасности и безопасности интернета, а также совместной борьбе с угрозами, которые предоставляет огромное сетевое пространство во всем мире.
Магистрант факультета социологии Санкт- Петербургского государственного университета К. Е. Голодова осветила влияние ООН на формирование российского законодательства по вопросу торговли людьми и сделала вывод о необходимости совершенствования правовых норм, в частности введения определений терминов, описывающих формы и методы торговли.
Старший преподаватель кафедры международного права РУДН Д. А. Гугунский* раскрыл особенности т. н. глобального управления в сфере мирного использования космического пространства. В связи с развитием космических технологий актуализируется вопрос о недопущении использования оружия в космосе. ООН как универсальный механизм способна не только выступать депозитарием документов, регулирующих правовые основы мирного использования космического пространства, но также и создавать специальные органы, регулирующие мирное использование космического пространства.
Третье заседание секции открыла доцент кафедры новой и новейшей истории Уральского федерального университета Ю. В. Запарий. Докладчик изложила историю вопроса о попытках создания вооруженных сил ООН, показав невозможность реализации данной идеи ни в прошлом, ни в настоящем, а также высветив альтернативы, имеющиеся у ООН и у мирового сообщества для экстренного вмешательства в конфликты.
Преподаватель кафедры психологии и педагогики Барнаульского юридического института МВД РФ И. А. Поликарпов затронул проблематику обсуждения в ООН вопросов о самоопределении народов на примере неудавшейся попытки создания на территории китайской провинции Синьцзян независимой Восточно-Туркестанской республики. Генерализируя результаты исследования, докладчик заключил, что непризнанные государства возникают в основном в результате развертывания движений на национальном уровне. Проблема непризнанных образований обретает особую актуальность в условиях, когда на территории Ближнего Востока действует целый ряд радикальных группировок, которые ставят своей целью создание независимого псевдоисламского государства.
Ассистент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Л. С. Панкратова представила ООН как систему организационных коммуникаций, включая коммуникативные роли, уровни, каналы, технологии, средства и другие элементы. Эту сторону ООН необходимо принимать во внимание наряду со структурной составляющей, например, при проведении использований с использованием прикладных методов.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета А. Д. Яколенко подчеркнула роль России в инициативах в области прав человека в ООН. Позиция нашей страны нередко является ключевой в принятии решений по особенно актуальным вопросам обеспечения прав человека.
И. В. Гринев, преподаватель Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова», остановился на проблеме отсутствия юридического определения понятия «терроризм» в документах ООН и связанных с этим ограничениий в квалификации террористических преступлений, а также в выборе средств борьбы с ними.
Доцент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета А. Е. Кутейников* рассмотрел ООН с позиций социологического подхода как особую организацию. Как полагает докладчик, пока политики и общественность обсуждают реформы Совета Безопасности, произошла глубокая реформа Секретариата, в результате которой ООН из бюрократической организации превратилась в организацию менеджерского типа. Изменился характер управления, юридических оснований и особенности деятельности сотрудника, его социального статус. Роль каждого отдельного индивида снижается, но повышается значимость системы. В ООН приходят новые люди, ориентированные на проектные краткосрочные виды работы.
Таким образом, на заседании секции были поставлены и обсуждены вопросы, относящиеся к пяти из восьми современных приоритетных направлений деятельности ООН, а именно: содействие экономическому росту и устойчивому развитию; поддержание международного мира и безопасности; обеспечение прав человека; укрепление правосудия и международного права; контроль над наркотиками, предупреждение преступности и борьба с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях.
Результаты исследований представили специалисты разных областей знаний: международники, политологи, историки, правоведы и социологи. Доклады известных специалистов гармонично сочетались с выступлениями сотрудников дипведомства и со студенческими сообщениями.
Общие выводы дискуссии сводятся к следующему.
- ООН представляет собой не просто международную организацию. Она — комплексный политический и социальный феномен, включающий в себя и союз государств, и поле для их взаимодействия (как конструктивного, так и конфликтного). ООН оказывает влияние не только на крупные социальные и политические процессы, но и на повседневную жизнь людей.
- Программы Целей развития тысячелетия и устойчивого развития являются важной частью процесса реформирования ООН и построения нового мироустройства, соответствующего вызовам наступающей после глобального соперничества мирового коммунизма с капитализмом исторической эпохи.
- ООН разрастается и расширяется, что, в частности, проявилось в том, что статус специализированного учреждения получила Международная организация по миграции, и Россия все активнее участвует в работе специализированных учреждений ООН.
- В настоящее время к глобальным вопросам повестки дня ООН относятся примерно тридцать тем, и, поэтому для того, чтобы понять текущее состояние ООН и ее векторы развития, требуется адекватная методология. В связи с этим возникает необходимость разработки и применения современных методов (теоретических и эмпирических). К сожалению, научных исследований об ООН в нашей стране пока явно недостаточно.
- Возрастает роль неправительственного сектора в ООН. Для российского государства вопрос участия НПО в международной деятельности — это вопрос не только влияния на международной арене, но и средство разрешения серьезных проблем, однако далеко не все российские НПО содействуют укреплению нашего государства, нередко их позиции принимают прозападный оттенок.
- Наша страна формально и по существу относится к лидерам ООН. Статус постоянного члена Совета Безопасности наряду с конструктивной позицией российской дипломатии по вопросам деятельности организации, во многом позволившим России сохранить свое влияние на мировые процессы в 1990-х и в начале 2000-х годов, в нынешних условиях наверняка поможет преодолеть полосу отчуждения во взаимоотношениях с рядом западных стран. Также эти факторы составляют прекрасную базу для прочной позиции Российской Федерации в ООН.
СОЛНЦЕВ Александр Михайлович кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов
КУТЕЙНИКОВ Александр Евгеньевич кандидат политических наук, доцент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
ГОЛОДОВА Катерина Евгеньевна магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
ЯКОЛЕНКО Анастасия Данииловна магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета