Обзоры

Евразийский юридический журнал

Россия и меняющаяся роль ООН в современном мире

Междисциплинарные подходы

Междисциплинарные подходы в изучении ООН обсудили на секции Конвента РАМИ

№ 11 (102) 2016г.

По инициативе членов Российской ассоциации между­народных исследований (РАМИ), представляющих СПбГУ, РУДН и МГИМО, на Х-ом Конвенте РАМИ была организо­вана и проведена секция «Россия и меняющаяся роль ООН в современном мире», поддержанная Российской ассоциацией содействия ООН. Доклады и сообщения участников секции продемонстрировали, что развитие междисциплинарных ис­следований охватило и область изучения Организации Объ­единенных Наций.

Секция оказалась весьма представительной по составу участников, разноплановой по программе и исключительно интересной по содержанию докладов и сообщений. Актуаль­ность диалога специалистов по проблематике ООН обуслов­лена острой необходимостью научного объяснения современ­ного состояния организации, а также необходимостью поиска ответов на вызовы современности и консолидации усилий ми­рового сообщества для преодоления общих социально-эконо­мическими, политических, правовых и других проблем.

Заседание секции открыл Председатель исполкома Все­мирной федерации ассоциаций содействия ООН А. Н. Бори­сов, подчеркнув важность научного изучения и осмысления меняющейся роли крупнейшей и важнейшей для России международной организации, позиции нашей страны в ООН, подходов России к решению международных проблем, реша­емых с помощью организаций системы ООН.

Тон и эмоциональный настрой заседания задал глубо­кий доклад профессора МГИМО Л. С. Воронкова «Обеспече­ние международного мира и безопасности в новых услови­ях», «спровоцировавший» последующих выступающих на размышления о том, как соотносится ООН с современной эпохой, что нужно сохранить, а что можно изменить в орга­низации. Сделав экскурс в историю ООН, докладчик пока­зал, как бы ни менялось соотношение сил в мире и как бы ни ставились под сомнение статус Совета Безопасности и прин­цип принятия решений в нем, он сохраняет статус ведущего международного института по поддержанию мира. С распа­дом советского блока были осуществлены новые попытки со стороны США институционально закрепить однополярный «мировой порядок» в механизмах ООН, в настоящее время они предпринимаются вновь. Представители Украины, Ни­дерландов и Мексики предложили лишать этого права госу­дарства, участвующие в военных конфликтах. Великобритания и Франция продвигают продвигать идею добровольного отказа постоянных членов СБ при определённых обстоятель­ствах от права вето. Сторонники таких реформ встречаются и внутри ООН. Так, Верховный комиссар ООН по правам чело­века Зейд Раад аль Хуссейн в октябре 2016 г. призвал ограни­чить использование постоянными членами СБ права вето. По мнению Л. С. Воронкова, преодоление кризисных ситуаций требует не изменения процедур приятия решений, а устра­нения причин конфликтов, кроющихся в неравномерном распределении благ. В связи с этим так важно для нашего времени и для будущего мироустройства реализовать ини­циативы ООН, например, в области развития. Равноправное партнёрство, взаимовыгодное сотрудничество, считает до­кладчик, позволит государствам в большей мере соизмерять свои действия не только с собственными интересами, но и с интересами других.

Начальник отдела неправительственных организаций Де­партамента международных организаций МИД РФ С. В. Рябо- конь осветил вопросы участия российских НПО в работе ЭКО- СОС и других органов ООН, подчеркнул растущую активность негосударственного сегмента в разработке решений по вопро­сам мирового характера. При всей важности негосударствен­ных акторов в системе ООН, сохраняется четкая граница, до которой распространяется их влияние. Она проходит между обсуждением вопроса и принятием решения. На уровень при­нятия решений доступ для НПО по-прежнему закрыт

Член Центральной избирательной комиссии Россий­ской Федерации В. Н. Лихачев остановился на особенностях влиянии ООН на развитие национального законодательства и на правоприменительную практику в электоральной сфе­ре. При этом выборы 2016 г. в Российской Федерации, как показали отчеты более 700 международных наблюдателей, подчеркнул докладчик, полностью соответствовали тем стан­дартам, к которым стремится ООН и другие международные организации.

Специальный Представитель ВОЗ в Российской Федера­ции Г. А. Никогосян выделил три основных направления из­менений взаимодействий России и ВОЗ, а именно: переход от технической поддержки к многоплановому сотрудничеству; переход от решения национальных задач к партнерству в ре­шении задач всемирного характер; переход от сотрудничества только в области здравоохранения к достижению целей устой­чивого развития, в которых вопросы здоровья людей составля­ют всего лишь одну из важных частей.

Заведующий кафедрой международного права РУДН, Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, соци­альным и культурным правам А. Х. Абашидзе в названии своего доклада внес полемичный вопрос: «является ли ООН помехой в меняющемся мире?». Сам докладчик считает, что ООН вполне соответствует реалиям современности, в частно­сти, это касается и ее деятельности в области международного права. Принятие Устава ООН отражало стремление челове­чества полностью предотвратить войну. Если до ООН войны делились на справедливые и несправедливые, то теперь они делятся на легитимные и нелегитимные. В частности, Совет Безопасности ООН играет роль арбитра, определяющего что правомерно, а что нет. По мнению докладчика, модель гло­бального управления должна оставаться преимущественно межправительственной, а механизмы ее задействования долж­ны основываться на согласительных процедурах и консенсусах по ключевым аспектам международных отношений.

Профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Сергунин* осветил вклад либеральной теоретической па­радигмы в разработку идей ООН, а также неолиберальные идеи о реформировании ООН. Докладчик дал оценку пред­ложениям неолибералов о расширении полномочий ООН (умеренное, без превращения ООН в мировое правительство), интегрированном подходе к концепции устойчивого развития (экологическое, экономическое, антропологическое), а также коллективной безопасности. Неолибералы предлагают ис­пользовать превентивную дипломатии для предотвращения конфликтов, а также осуществлять постконфликтное регули­рование («изживание», а не приостановление конфликта) и реализацию принципа ответственности по защите. Реализа­ция данных предложений во многом зависит от Совета Без­опасности ООН как органа, способного и поддержать, и вети- ровать любой проект.

П. П. Тимофеев, научный сотрудник Института миро­вой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова, остановился на одной из сфер международного сотрудничества Российской Федерации и Франции, где их связи и контакты вполне конструктивны, тогда как в целом двусторонние российско-французские отношения пребы­вают в кризисе, в основном из-за глубоких расхождений по украинскому и сирийскому конфликтам. Содействие всту­плению Палестины в ООН — одна из точек соприкосновения двух стран. Здесь, по мнению докладчика, Россия и Франция могли бы провести совместную работу по трём направлени­ям: постоянные двусторонние консультации по поиску но­вых вариантов «дорожной карты» с привлечением экспертов, поддержка вступления Палестины в другие организации при ООН, помимо ЮНЕСКО и проработка совместных экономи­ческих проектов в Палестине.

Первое заседание секции завершилось презентаци­ей глобальной информационной кампании «Быть вместе» («Together»), реализуемой ООН и Международной организа­цией по миграции, недавно ставшей новым специализиро­ванным учреждением. Директор Информационного центра ООН в Москве В. В. Кузнецов отметил, что современная про­блема мигрантов и, в частности, беженцев, рассматривается с учетом трех факторов: права человека, вопрос войны и мира, бедность. Главной точкой приложения усилий ООН становит­ся работа по инклюзии мигрантов. По мнению докладчика, в этом нужно видеть не обузу, а новые возможности для го­сударств. Тему миграции продолжил З. Жигич, глава пред­ставительства Международной организации по миграции в Москве, подчеркнув необходимость разделения полномочий между органами и механизмами ООН в работе по адаптации и интеграции мигрантов и их семей, а также противодействия ангажированности заинтересованных лиц. Ответственный за совместную программу Российской Федерации и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Р. Алуаш, от­метив беспрецедентный масштаб потоков мигрантов, тем не менее, сделал вывод о том, что пограничный контроль должен соответствовать международно признанной догме по защите прав человека.

Второе заседание секции было посвящено вопросам противодействия ООН новым вызовам и угрозам, а также негосудаственным акторам, вовлеченным в сферу функциониро­вания ООН.

Е. И. Москальчук, специалист факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, по­казала возможности прикладных методов в изучении ООН и преимущества компьютерного анализа на примере исследова­ния социальных сетей НПО, имеющих консультативный ста­тус при ЭКОСОС. В сети российских НПО, институционали­зировавших свои связи с ООН, выделяются узлы организаций по социальной защите; науке и образованию; гуманитарным, экологическим вопросам и проблемам народонаселения; во­просам информации и связи. Сетевой анализ позволяет полу­чать наглядное изображение, значительно упрощающее тол­кование полученных результатов исследований.

М. И. Устинова, студентка Высшей школы экономики, проанализировала позицию России по реформированию Со­вета Безопасности, её подходы к идеям изменения состава и процедуры принятия решений главного органа ООН в срав­нении с основными проектами реформы. Докладчик объяс­нила, чем вызваны претензии к постоянным членам Совета, имеющим прямое влияние на ход реформы. Россия, активно участвующая в обсуждении данных вопросов, скорее способ­ствует сохранению status quo и сдерживает ход реформ, не­жели стремится к радикальным изменениям и ускорению их темпов.

Студенты Санкт-Петербургского государственного уни­верситета Р. Д. Акинина, А. С. Гонашвили, А. О. Иванова, С. С. Старовойтова изложили результаты эмпирического социоло­гического исследования мотивов участия студенческой моло­дежи в игровых моделях ООН, проведенного методом опро­са в формах дистанционного анкетирования при поддержке Ресурсного центра социологических и интернет исследований СПбГУ и экспертного интервью. Подчеркнув необходимость дальнейших исследований вопроса на более репрезентатив­ной выборке, докладчики показали противоречивую корре­ляцию мотивов молодых участников игровой модели с базо­выми ценностями человека. Выявлена нейтральная в целом оценка современной ООН респондентами.

Заместитель директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Д. В. Мокин подробно ознакомил участников секции с деятельностью МИД России по обеспече­нию российского участия в усилиях по борьбе с терроризмом и противодействию другим новым вызовам и угрозам. В кон­тексте противоречий между членами ООН по антитеррори­стической проблематике отмечены факторы ее политизации, применения конъюнктурных подходов и двойных стандартов.

А. М. Солнцев*, доцент кафедры международного права РУДН, показал сложность деятельности ООН по обеспечению экологической безопасности в связи с отсутствием прямой компетенции организации по защите окружающей среды. Для обеспечения экологической устойчивости необходима бо­лее четкая координация подразделений ООН и других между­народных структур. Перспективы создания международной экологической организации, вопрос о которой стоит на по­вестке дня, пока еще не ясны. Во всяком случае, для последо­вательного проведения глобальной экологической повестки необходимо и дальше реализовывать общесистемную приро­доохранную стратегию ООН.

Доцент факультета международных отношений Санкт- Петербургского государственного университета Р. В. Болгов подчеркнул необходимость совместных усилий ООН и России в обеспечении информационной безопасности и безопасно­сти интернета, а также совместной борьбе с угрозами, которые предоставляет огромное сетевое пространство во всем мире.

Магистрант факультета социологии Санкт- Петербургского государственного университета К. Е. Голодова осветила влияние ООН на формирование российского зако­нодательства по вопросу торговли людьми и сделала вывод о необходимости совершенствования правовых норм, в частно­сти введения определений терминов, описывающих формы и методы торговли.

Старший преподаватель кафедры международного права РУДН Д. А. Гугунский* раскрыл особенности т. н. глобально­го управления в сфере мирного использования космического пространства. В связи с развитием космических технологий актуализируется вопрос о недопущении использования ору­жия в космосе. ООН как универсальный механизм способна не только выступать депозитарием документов, регулирующих правовые основы мирного использования космического про­странства, но также и создавать специальные органы, регули­рующие мирное использование космического пространства.

Третье заседание секции открыла доцент кафедры новой и новейшей истории Уральского федерального университета Ю. В. Запарий. Докладчик изложила историю вопроса о по­пытках создания вооруженных сил ООН, показав невозмож­ность реализации данной идеи ни в прошлом, ни в настоящем, а также высветив альтернативы, имеющиеся у ООН и у миро­вого сообщества для экстренного вмешательства в конфликты.

Преподаватель кафедры психологии и педагогики Бар­наульского юридического института МВД РФ И. А. Поликар­пов затронул проблематику обсуждения в ООН вопросов о самоопределении народов на примере неудавшейся попытки создания на территории китайской провинции Синьцзян не­зависимой Восточно-Туркестанской республики. Генерализи­руя результаты исследования, докладчик заключил, что не­признанные государства возникают в основном в результате развертывания движений на национальном уровне. Проблема непризнанных образований обретает особую актуальность в условиях, когда на территории Ближнего Востока действует целый ряд радикальных группировок, которые ставят своей целью создание независимого псевдоисламского государства.

Ассистент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Л. С. Панкратова представила ООН как систему организационных коммуникаций, включая коммуникативные роли, уровни, каналы, технологии, средства и другие элементы. Эту сторону ООН необходимо принимать во внимание наряду со структурной составляющей, например, при проведении использований с использованием приклад­ных методов.

Магистрант Санкт-Петербургского государственного уни­верситета А. Д. Яколенко подчеркнула роль России в инициа­тивах в области прав человека в ООН. Позиция нашей страны нередко является ключевой в принятии решений по особенно актуальным вопросам обеспечения прав человека.

И. В. Гринев, преподаватель Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова», остановился на проблеме отсутствия юридического определения понятия «терроризм» в докумен­тах ООН и связанных с этим ограничениий в квалификации террористических преступлений, а также в выборе средств борьбы с ними.

Доцент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета А. Е. Кутейников* рассмотрел ООН с позиций социологического подхода как особую орга­низацию. Как полагает докладчик, пока политики и обще­ственность обсуждают реформы Совета Безопасности, прои­зошла глубокая реформа Секретариата, в результате которой ООН из бюрократической организации превратилась в ор­ганизацию менеджерского типа. Изменился характер управ­ления, юридических оснований и особенности деятельности сотрудника, его социального статус. Роль каждого отдельного индивида снижается, но повышается значимость системы. В ООН приходят новые люди, ориентированные на проектные краткосрочные виды работы.

Таким образом, на заседании секции были поставлены и обсуждены вопросы, относящиеся к пяти из восьми современ­ных приоритетных направлений деятельности ООН, а имен­но: содействие экономическому росту и устойчивому раз­витию; поддержание международного мира и безопасности; обеспечение прав человека; укрепление правосудия и между­народного права; контроль над наркотиками, предупрежде­ние преступности и борьба с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях.

Результаты исследований представили специалисты раз­ных областей знаний: международники, политологи, истори­ки, правоведы и социологи. Доклады известных специалистов гармонично сочетались с выступлениями сотрудников дипве­домства и со студенческими сообщениями.

Общие выводы дискуссии сводятся к следующему.

  1. ООН представляет собой не просто международную организацию. Она — комплексный политический и социаль­ный феномен, включающий в себя и союз государств, и поле для их взаимодействия (как конструктивного, так и конфликт­ного). ООН оказывает влияние не только на крупные социаль­ные и политические процессы, но и на повседневную жизнь людей.
  2. Программы Целей развития тысячелетия и устойчиво­го развития являются важной частью процесса реформирова­ния ООН и построения нового мироустройства, соответствую­щего вызовам наступающей после глобального соперничества мирового коммунизма с капитализмом исторической эпохи.
  3. ООН разрастается и расширяется, что, в частности, проявилось в том, что статус специализированного учрежде­ния получила Международная организация по миграции, и Россия все активнее участвует в работе специализированных учреждений ООН.
  4. В настоящее время к глобальным вопросам повестки дня ООН относятся примерно тридцать тем, и, поэтому для того, чтобы понять текущее состояние ООН и ее векторы раз­вития, требуется адекватная методология. В связи с этим воз­никает необходимость разработки и применения современ­ных методов (теоретических и эмпирических). К сожалению, научных исследований об ООН в нашей стране пока явно не­достаточно.
  5. Возрастает роль неправительственного сектора в ООН. Для российского государства вопрос участия НПО в между­народной деятельности — это вопрос не только влияния на международной арене, но и средство разрешения серьезных проблем, однако далеко не все российские НПО содействуют укреплению нашего государства, нередко их позиции прини­мают прозападный оттенок.
  6. Наша страна формально и по существу относится к ли­дерам ООН. Статус постоянного члена Совета Безопасности наряду с конструктивной позицией российской дипломатии по вопросам деятельности организации, во многом позволив­шим России сохранить свое влияние на мировые процессы в 1990-х и в начале 2000-х годов, в нынешних условиях наверняка поможет преодолеть полосу отчуждения во взаимоотноше­ниях с рядом западных стран. Также эти факторы составляют прекрасную базу для прочной позиции Российской Федера­ции в ООН.

    СОЛНЦЕВ Александр Михайлович кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов
    КУТЕЙНИКОВ Александр Евгеньевич кандидат политических наук, доцент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
    ГОЛОДОВА Катерина Евгеньевна магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
    ЯКОЛЕНКО Анастасия Данииловна магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

13 декабря 2013 г. на кафедре международного права юридического факультета РУДН состоялся круглый стол

Права человека

Круглый ...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях