Проблемы развития и функционирования российской адвокатуры: обзор материалов первого межрегионального конкурса научных работ по проблемам организации адвокатуры и деятельности адвоката в юрисдикционных производствах (г. Уфа, май 2009)
№ 6 (13) 2009г.
24 апреля 2009 г. в Юридическом Институте Академии ВЭГУ прошла международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства и правоприменения».
В рамках конференции работала международно-правовая секция, привлекшая внимание прежде всего молодых ученых, аспирантов, кандидатов наук. Глобальные кризисы современности обусловливают проявление усиленного внимания международного сообщества к различным сферам международно-правовых отношений. Международное сотрудничество государств является наиболее приемлемым способом разрешения прежде всего межнациональных конфликтов, а также государственно-правовых явлений, не отвечающих принципам и нормам международного права.
В частности, на секции международного права была представлена актуальная по своему содержанию статья А.С.Абрамовой «Содействие ООН учреждению и деятельности трибуналов с международным компонентом по военным преступлениям и преступлениям против человечества».
Современный мир, к сожалению, не застрахован от локальных конфликтов и диктаторских режимов. В качестве примеров автор статьи приводит режим Ким Чен Ира, который, несмотря на международные санкции, продолжает руководить периодически страдающей от голода, тоталитарной и абсолютно закрытой Северной Кореей, Президента Гаити Жан-Клода Дювалье, убившего 60 тысяч своих политических противников, он проживает во Франции, и все попытки привлечь его к суду не увенчались успехом. Эфиопский Генсек Менгисту Хайле Мариам, виновный в «красном терроре», был приговорен к пожизненному заключению Верховным Судом страны, но заочно, так как скрывается в Зимбабве. В статье автор отмечает, что позиции ООН и государственных властей часто противоречат друг другу, и процессы в результате могут длиться долгие годы, а иногда на стадии досудебного расследования прекращаются по причине невменяемости или смерти обвиняемых (как в случае с делом Аугусто Пиночета).
Автор заостряет внимание на актуальности учреждения соответствующих международному и внутригосударственному праву трибуналов, которые являются наиболее эффективным способом привлечения к ответственности преступников против мира и человечества, а также актом восстановления справедливости по отношению к жертвам агрессивных войн и террористических режимов.
Не менее актуальна статья О.В.Бабунова «Об использовании опыта Европейского Союза в правовом регулировании согласованных действий в Российской Федерации», в которой, в частности, анализируется понятие согласованных действий, определенное в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 08.07.2006 № 135-ФЗ. Приведенная судебная практика свидетельствует о том, что осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямой или косвенный контакт между конкурентами, объект или результат которого заключается в том числе во влиянии на рыночное поведение действительного или потенциального конкурента. Вместе с этим, согласованные действия являются особой моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающей конкуренцию.
Автор отмечает, что в разъяснении постановления ФАС УО от 14.07.2008 № Ф09-4953/08-С1 по делу № А76-24266/07, постановления ФАС ПО от 02.10.2008 № А65-3185/08 очевидно прослеживается обращение судов к правовому опыту Европейского Союза, что выразилось в использовании таких признаков, как наличие прямого или косвенного контакта между конкурентами; замещение конкурентных отношений, которые, как известно, предполагают независимое поведение участников рынка; сознательная кооперация. Закономерность такого вывода подчеркивается тем, что в Европейском Союзе понятие «согласованных действий» также оформилось в решениях Суда Европейских Сообществ. На наш взгляд, позитивной стороной представленного материала явилось и то, что автор обоснованно, с позиции методологии юридической науки, подходит к анализу выводов, сделанных в диссертации А.С.Сулакшиной «Соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации», вместе с этим такой анализ носит дискуссионный характер и требует дальнейших исследований в рассматриваемой области.
Автор приходит к выводу о необходимости глубокого правового анализа согласованных действий в праве Европейского Союза, что делает использование его опыта и достижений одним из наиболее перспективных способов осмысления согласованных действий в российской теории конкурентного права.
Определенный интерес вызвала статья К.О.Борисовой «О методе обращения к lex arbitrii при определении права, подлежащего применению международными коммерческими арбитражами». В частности, автор отмечает, что в практике международных коммерческих арбитражей отсутствует единообразие в выборе права, подлежащего применению к тому или иному спору. При выборе оптимальной модели реализации практики международными коммерческими арбитражами автор актуализирует метод определения применимого к существу спора права как обращение к lex arbitrii, т. е. выбор права страны проведения арбитража. Метод обращения к lex arbitrii обладает известными преимуществами – предсказуемостью и единообразием в установлении применимого права арбитражем. Анализируя научную литературу, международно-правовые акты и судебную практику, автор отмечает преимущество метода обращения к lex arbitrii, которое обосновывается тем, что, зная о таком подходе, стороны сами выбирают место арбитража, а значит, ожидают применения соответствующих коллизионных норм государства – места нахождения арбитража.
Справедливо суждение автора, что существуют и некоторые спорные вопросы, связанные с обращением к lex arbitrii при определении права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем. Например, место проведения арбитража иногда избирается из соображений удобства для сторон спора или арбитров. В этом случае коллизионные нормы государства – места нахождения арбитража оказываются никак не связанными с возникшим спором или сторонами. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что, несмотря на существенные преимущества, метод обращения к lex arbitrii имеет и ряд недостатков. Вместе с этим, международные арбитражи при отсутствии указания сторон на применимое право практически всегда прибегают именно к такому методу, что подтверждается анализом опубликованной практики МКАС при ТПП РФ. Использование лишь одного метода выбора применимого права к каждому спору, рассматриваемому МКАС при ТПП РФ, является не совсем оправданным, поскольку выбор коллизионных норм в каждом конкретном случае может обусловливаться определенными обстоятельствами дела, практикой взаимоотношений сторон, иными особенностями, которыми нельзя пренебрегать.
Историко-аналитический анализ становления системы антимонопольного регулирования в США представлен в работе Р.Ф.Гарипова. Автор отмечает, что США стали первой страной, в которой раньше всего и крайне остро возникла проблема ограничения деятельности крупных корпораций и было принято антимонопольное (антитрестовское) законодательство, поэтому опыт США в области взаимодействия государства и крупного бизнеса заслуживает самого пристального изучения. Действенность американской системы антимонопольного регулирования неоднократно подтверждалась в XX в. Примером этому может служить хотя бы решение Верховного суда США в отношении компании «Microsoft», вынесенное в 1999 г. Следует пропагандировать энергичные действия судебной системы США и различных организаций гражданского общества против произвола корпораций, что может служить хорошим примером и для российского общества и органов власти. Актуальность проблемы состоит и в том, что сейчас некоторые конгрессмены предлагают распространить антимонопольное законодательство США и на некоторые иностранные компании, являющиеся конкурентами американских. Вероятно, речь идет о российских компаниях. Наиболее эффективным рычагом давления на корпорации служила угроза применения антимонопольного закона Шермана и последующего раздробления компаний. Так, для того чтобы обеспечить одновременное сокращение объемов производства и согласованное «добровольное» снижение цен большинством компаний (согласно закону о восстановлении национальной экономики 1933 г.), чрезвычайная правительственная комиссия НИРА получила право применять антимонопольное законодательство к фирмам, не желавшим пойти на указанные условия самоограничения. Компании же, присоединившиеся к «кодексам честной конкуренции», разработанным НИРА, не подлежали преследованию, могли подавлять конкуренцию и поглощать конкурентов без опасений.
Новым антитрестовским законом стал закон Робинсона–Патмена (1936 г.), формально считавшийся поправкой к закону Клейтона (1914 г.). В нем более точно была определена суть ценовой дискриминации. Он запрещал контракты, предусматривающие поддержание единой схемы цен, а также продажу товаров по демпинговым ценам с целью уничтожения конкурентов.
Таким образом, в конце XIX – первой половине XX в. в США сложилась теория и практика антимонопольного регулирования. Последующее законодательство 50–70-х гг. базировалось прежде всего на законе Шермана и уточняло существенные понятия, а также сферу его применения.
Достаточно актуальную и интересную работу представил В.В.Дубровин, выступивший по теме «Правовое регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного преступлением, в документах Содружества Независимых Государств». Автор пишет, что выход преступности за пределы национальных границ, транснациональный характер значительного числа преступлений повлекли за собой расширение международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, в частности по вопросам защиты прав потерпевших, возмещения им вреда, причиненного преступлениями. Определенное внимание формированию международно-правовых основ обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлениями, уделяется в международных договорах и иных документах, принятых в рамках Содружества Независимых Государств.
Данное обстоятельство вызывает интерес не только ученых, но и практических работников правоохранительной сферы, государственной власти и представителей публичных политических кругов, общественных организаций. Следует отметить, что международные договоры, заключенные в рамках СНГ, не содержат каких-либо прямых правовых предписаний и обязательств государств – членов СНГ по вопросам компенсаций жертвам преступлений. Вместе с тем, автор приходит к выводу о то, что определенные подвижки в формировании правового регулирования этих аспектов, по крайней мере доктринального характера, уже наметились.
Справедливо утверждение о том, что модельные правовые акты стран СНГ, отражающие именно международный опыт правового регулирования по рассматриваемым вопросам, Российская Федерация должна использовать в своей международной практике, учитывать при развитии национального уголовного права и процесса.
Традиционные в европейском праве принципы правового регулирования конституционных конструкций и их имплементация с учетом опыта Европейской конституционной традиции в современное Российское право представляют особый интерес в контексте статьи П.А.Калиниченко «Международно-правовые основы европеизации российского права в контексте современной конституции». В частности, автор определяет процесс «европеизации права», под которым обычно принято понимать восприятие национальной правовой системой определенных черт, характерных для всех европейских правовых моделей, неких общих правовых традиций европейской культурно-цивилизационной системы.
В начале XXI в. ключевая роль в формировании общих европейских правил и стандартов принадлежит Европейскому Союзу. 27 государств Европы в силу членства выстраивают свою институциональную систему и право в соответствии с требованиями законодательства ЕС. Еще почти два десятка стран Европы воспринимают стандарты и правила ЕС в силу экономической необходимости выстраивать отношения с главным партнером в торговле и сотрудничестве на схожих правилах регулирования. Специфика современной европейской интеграции заключается в том, что нельзя быть незадействованным в ее процессах. Есть лишь разные скорости вовлечения в эти процессы – все зависит от того, насколько тесны экономические связи со странами Европы, входящими в Европейский Союз. Для России этот вопрос предрешен тем, что ЕС – это наш главный и безальтернативный партнер во внешнеэкономических отношениях. Европеизация российского права призвана упорядочить существующие экономические связи с ЕС, их развитие и неуклонный рост путем создания не только двусторонней договорной базы, но и установления схожих принципов, стандартов и правил регулирования с целью облегчения хозяйственной и иной деятельности и открытия новых горизонтов для нашей экономики, бизнеса и общества в целом.
Автор справедливо отмечает, что Конституция РФ создала прочную основу для восприятия Россией стандартов и правил, разделяемых другими европейскими государствами и народами, живущими за пределами современной России. Конституция России дает возможность участия нашей страны в процессах европейской интеграции, в деятельности международных организаций при передаче им части своих полномочий.
Европеизации российского права с неизбежностью корреспондирует встречный процесс русификации европейского права. Этот процесс, возможно, пока не столь значителен, но он уже выражается не только в переводе на русский язык законодательства ЕС. Именно с этим процессом, по мнению автора, необходимо связывать, к примеру, выстраивание европейской системы ветеринарных сертификатов на импорт продукции в соответствии с правилами РФ или появление прецедентов Суда Европейских сообществ и Трибунала первой инстанции с характерными названиями, вроде дела «Симутенков» и дела «Кирово-Чепецкий химический комбинат против Совета ЕС». В работе автор приходит к выводу о том, что Конституция России предоставляет возможность для участия нашей страны во всем многообразии интеграционных процессов в Европе, не исключая даже членства в ЕС.
Определенный интерес вызвала работа С.В.Лёвиной «Имплементация международных норм во внутригосударственном законодательстве». Фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему – это главное требование имплементации как понятия, сформулированного в юридической науке. Автор отмечает, что чем больше международных договоров ратифицировано государством, тем значительнее воздействие международного права на внутреннее законодательство. Влияние международного права на внутреннее право состоит прежде всего в том, что в законодательстве государства появляются принципы и нормы, которых раньше в нём не было. Они закрепляются, конкретизируются, уточняются исходя из международных обязательств, взятых на себя тем или иным государством.
Автор справедливо отмечает, что степень влияния международного права на законодательство государства во многом зависит от его внутренней и внешней политики и в значительной степени определяется ратификацией основных международных соглашений.
С.В.Лёвина придерживается конституционной конструкции, в соответствии с которой все общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Ряд статей Конституции в значительной степени воспроизводят положения Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека. Это в особенности касается положений, которые лишь недавно признаны в Основном законе страны (право на жизнь, право на свободу передвижения, выбора места жительства и пребывания, право свободно выезжать за пределы и беспрепятственно возвращаться и др.).
Представляют интерес выводы о том, что только при подходе, учитывающем активизацию деятельности ООН по осуществлению линии на универсализацию международных соглашений в области защиты прав человека; разработку и принятие дополнительного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах, предусматривающего возможность индивидуальных обращений физических лиц в комитет по экономическим, социальным и культурным правам; разработку конвенций по вопросам защиты прав душевнобольных и инвалидов, можно построить правовое государство, ибо само понятие правового государства означает примат закона, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими. Несмотря на различие позиций государств в вопросе о соотношении международного и внутригосударственного права, международное право постепенно становится универсальным, а его принципы и нормы – обязательными для всех государств – участников международного сообщества.
Универсальность подходов к исследуемым вопросам в представленных на конференцию материалах, на наш взгляд, обусловлена тем, что недавно мы отметили 15-летие Конституции Российской Федерации. Международно-правовые институты теснейшим образом взаимосвязаны с конституционной традицией в разных зарубежных государствах, однако следует отметить, что отечественная конституционная традиция при этом только еще формируется и оформляется. С этой позиции статьи молодых ученых представляют особый интерес, придающий колорит исследованию стыковых международно-правовых и конституционных явлений.
Научный и практический интерес представляет статья студента М.Ш.Магомедова «Конституция и статут международного уголовного суда: пути имплементации». В ней автор актуализирует необходимость обеспечения интересов международного сообщества в целом, выражающихся прежде всего в поддержании международного мира и безопасности. В качестве примеров обеспечения таких интересов приводятся трагические события августа 2008 г. в Южной Осетии.
Из квинтэссенции права вытекает принцип неотвратимости наказания, который применим к физическим лицам. Соответственно, ставится вопрос о том, какой орган способен осуществлять правосудие в отношении лиц из состава вооруженных сил и руководства Грузии, которые будут привлечены к ответственности как обвиняемые в совершении военных преступлений в ходе конфликта в Южной Осетии. Как видится, в настоящее время таким судебным органом является Международный уголовный суд (МУСС, или Суд), действующий на основании Римского Статута МУС от 17.07.1998 (Статут МУСС, или Статут). Уже в преамбуле Статута подтверждается, что самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества, не должны оставаться безнаказанными и что их действенное преследование должно быть обеспечено как мерами, принимаемыми на национальном уровне, так и активизацией международного сотрудничества. Автор соотносит наиболее спорные положения присоединения Российской Федерации к Статуту международного уголовного суда и соответствия его требованиям Конституции Российской Федерации.
Автор отмечает, что на 2010 г. запланирована конференция по пересмотру Статута МУС, в которой может принять участие и Российская Федерация, чтобы довести до сведения ее участников своей позицию по вопросам возможных изменений Статута. Следуя политико-правовой логике, автор предлагает обратиться в Конституционный суд РФ, чтобы последний дал толкование Конституции, позволившее уже не на доктринальном уровне решить вопрос соответствия ее положениям Статута МУС.
Автор полагает, что противоречит Конституции не Статут, а толкование положений Конституции в направлении невозможности присоединения к Статуту. В связи с этим представляется, что задача юристов – создать юридически выверенную базу для присоединения к Статуту МУС. Вопрос об определении национальных приоритетов должен решаться Президентом РФ, который в соответствии со ст. 80 Конституции определяет основные направления внешней политики государства.
На международно-правовую секцию была представлена статья С.А.Михайловой «Некоторые аспекты Европейской трансграничной несостоятельности», в которой отмечается, что деятельность предприятий все чаще принимает трансграничный характер и поэтому все в большей степени регулируется правом Сообщества. Поскольку несостоятельность таких предприятий также затрагивает нормальное функционирование внутреннего рынка, требуется принятие на уровне Сообщества акта, предписывающего координацию мер, принимаемых в отношении имущества несостоятельного должника.
Правовое регулирование несостоятельности в разных странах существенно отличается. Эти различия могут касаться критериев несостоятельности, круга лиц, которые могут быть признаны несостоятельными, процедур банкротства, применяемых к должнику, особенностей банкротства некоторых категорий должников и многого другого. В условиях интернационализации экономики разных стран, когда несостоятельный должник и кредиторы имеют разную национальную принадлежность либо имущество несостоятельного должника, на которое обращается взыскание кредиторов, находится в разных странах, различия национальных систем правового регулирования являются серьезным препятствием для урегулирования отношений, связанных с признанием должника банкротом и удовлетворением требований кредиторов.
Особый интерес вызвала статья С.А.Трыкановой «Новые вызовы безопасности объединенной Европы: проблемы миграционной политики и права ЕС в условиях финансового кризиса». В статье автор отмечает, что в условиях финансового кризиса важным аспектом обеспечения безопасности Европейского Союза является формулирование новых подходов к миграционной политике и праву объединённой Европы. На всей территории Европейского Союза уровень безработицы среди мигрантов постоянно растет январе 2009 г. этот показатель достиг отметки 7,6 %. Самый высокий уровень безработицы среди мигрантов – в Испании (14,8 %), Словакия занимает второе место по данному показателю (9,8 %). В Чешской Республике уровень безработицы имеет более скромные размеры (5 %). Некоторые страны решили не идти по консервативному пути. В Австрии ситуация с безработицей на современном этапе не лучше, однако мнение о влиянии финансового кризиса на трудовую миграцию отличается от других стран. Австрийские эксперты в области миграции утверждают, что международная миграция рабочей силы сокращается автоматически в плохих экономических условиях, и в связи с этим нет необходимости в более жестких иммиграционных мерах. Среди европейских экспертов нет уверенности, что данные программы эффективны в условиях финансового кризиса, поэтому справедливо мнение автора о том, что Международная организация призывает страны в период финансового кризиса не предпринимать консервативных мер в области миграционной политики. Совершенно очевидно, что на современном этапе назрела необходимость структурам ЕС, ответственным за принятие решение, сформулировать комплексный антикризисный подход в сфере миграционной политики и права.
На международно-правовую секцию была представлена достаточно интересная, актуальная и своевременная работа аспиранта А.Е.Фильченко «Иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, как иностранный инвестор по Российскому законодательству».
Анализ судебной практики позволил автору прийти к выводу о наличии со стороны иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, интереса к инвестированию на территории России. Вопрос отнесения либо неотнесения таких организаций к иностранным инвесторам имеет большое практическое значение, так как это может служить определяющим фактором в вопросе принятия такой организацией решения об инвестировании либо неинвестировании на территории России. Принимая во внимание высокую заинтересованность России в иностранных инвестициях, а также тот факт, что гражданское законодательство допускает совершение сделок иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, представляется, что Закон об иностранных инвестициях целесообразно включает указанную организацию в перечень иностранных инвесторов.
Автор соотносит нормативно-правовые и теоретические понятия иностранного инвестора, подробно анализирует нормы действующего законодательства об иностранных инвестициях, Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
В докладе «Правовые вопросы возбуждения и передачи уголовного преследования при осуществлении международного сотрудничества органов предварительного следствия» У.А.Латыпов рассматривает актуальные вопросы по осуществлению уголовного преследования по просьбе иностранного государства.
В работе подробно проанализирован механизм осуществления уголовного преследования в международном уголовном процессуальном праве, предлагается разделение межгосударственных договоров в рассматриваемой сфере на три группы: 1) межгосударственные соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений; 2) межгосударственные договоры о правовой помощи по уголовным делам; 3) соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ. Рассмотрены правовые вопросы направления поручений о преследовании иностранных граждан за границей.
В ходе анализа норм международных договоров РФ было установлено, что некоторые международные нормы не предусматривают возможность осуществления российской уголовной юрисдикции за преступление, совершенное за рубежом, не только в случаях, когда оно направлено против интересов РФ, но и по вопросам передачи уголовного преследования. Иными словами, далеко не все договоры предусматривают возможность такого рода правовой помощи.
В заключении докладчик обосновывает ряд тезисов о том, что в УПК РФ необходимо внести корректировки и закрепить ряд положений. В частности, предлагается дополнить пунктом 3 статью 2 УПК РФ: «Производство по делам лиц, входящих в состав российских воинских формирований, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с УПК с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», а пункт 2 части 8 статьи 31 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Международным договором РФ могут быть установлены другие правила действия российского уголовно-процессуального закона в пространстве».
У.А.Латыпов отмечает, что в настоящее время проблема передачи производства по расследованию уголовных дел явственно обозначилась и нуждается, с одной стороны, в четком нормативном урегулировании в договорах и в национальном законодательстве стран СНГ, а с другой – в поиске и внедрении в практику оптимальных механизмов передачи производства по уголовным делам в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Доклад «Аккредитация представительств и филиалов иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации: проблемы правового регулирования» кандидат юридических наук В.А.Трапезников посвятил рассмотрению вопроса об одном из важнейших аспектов административно-правового регулирования иностранных инвестиций: регистрации иностранных инвесторов, легализации их деятельности на территории Российской Федерации в форме аккредитации представительств и филиалов.
В докладе рассматриваются нормы административного законодательства России, устанавливающие порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иных организационно-правовых форм инвестиционной деятельности. Отдельно рассмотрена процедура по легализации участия иностранных инвесторов в российской экономике в форме аккредитации представительств и филиалов иностранных компаний, участников инвестиционного процесса. Выявлены особенности современного инвестиционного законодательства по данному вопросу – только законодательно установленные формы участия иностранного капитала позволяют рассчитывать на установленные государством гарантии иностранным инвесторам.
В докладе рассмотрены последние законопроекты, подготовленные в целях реализации поручений Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 29 января 2009 г. № 86 для устранения существующих пробелов в действующем законодательстве по данной проблематике. Выявлены пробелы в правовом регулировании аккредитации иностранных компаний в контексте соотношения с инвестиционным правом. Раскрыт комплексный характер рассматриваемых отношений. Проанализированы основные тенденции развития законодательства в данной сфере. Сформулированы способы разрешения выявленных пробелов и противоречий действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
О.В.Гусева, аспирант Института государства и права РАН, в своем докладе рассматривала тему «Глобализм и регионализм в сфере иностранных инвестиций: их отражение на европейском праве». В частности, она отметила, что развитие современной мировой экономики определяется двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. С одной стороны, происходит невиданный до сих пор процесс глобализации мирового хозяйства, а с другой – рост региональной и субрегиональной интеграции.
Современный этап интернационализации национальных экономик определяется, считает молодой ученый, также формулой «открытого регионализма», поскольку его цель состоит не в создании и функционировании закрытых торговых союзов, а в расширении сферы взаимной торговли, устранении барьеров, мешающих свободному движению капитала, ресурсов и людей. То есть региональная экономическая интеграция по своему характеру и глобализационной направленности выходит за рамки интеграционного союза, действующего на уровне того или иного региона. Определенное практическое значение в исследовании имеет анализ деятельности таких известных региональных организаций, как ЕС, ОЭСР, АТЭС, АСЕАН, СААРК и других в сфере правового регулирования иностранных инвестиций. На европейском континенте важную роль в этой сфере играет Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. Правовые проблемы прямых иностранных инвестиций в деятельности ОЭСР играют ключевую роль. Под эгидой ОЭСР разработаны и приняты Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих «невидимых» операций.
Европейский Союз (ЕС) означает, по мнению О.В.Гусевой, высокую степень единства не только общих, но и конкретных норм международного права во взаимоотношениях государств, значительный уровень гармонизации их национальных правовых систем и, разумеется, взаимодействие международного и внутреннего права.
Аспирант кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета (г. Москва) Д.А.Гришакин в своем докладе «Международные частноправовые методы регулирования иностранных инвестиций» отметил, что иностранные инвестиции охватывают отношения между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами, поэтому они регулируются параллельно на двух уровнях: публично-правовом и частноправовом. Осуществление международных норм посредством внутреннего права практически возможно лишь в тех случаях, когда национальное законодательство соответствует международному праву. Это обусловлено тем, что реализация международных норм способствует появлению близких и аналогичных правовых норм в различных национальных правовых системах. Такое взаимодействие, в свою очередь, способствует сближению и унификации национальных правовых норм, регулирующих аналогичные правоотношения. Д.А.Гришакин считает, что основные проблемы в реализации международного права во многом объясняются существующими диспропорциями на всех уровнях самой внутригосударственной правовой системы.
Работа секции международного права признана организационным комитетом состоятельной, в ней оказались представлены основные и актуальные научно-теоретические и практические направления в области международного права. Более того, организационный комитет конференции «Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства и правоприменения» отметил высокий уровень работ молодых ученых, их актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость, степень разработанности в науке международного права, а также применение необходимых методов научного исследования.
Обзор подготовил кандидат юридических наук, доцент М.С. Шайхуллин