Обзоры

Евразийский юридический журнал

вторые Кутафинские чтения

Государство и право: вызовы XXI века. Вторые Кутафинские чтения

Обзор международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (вторые Кутафинские чтения)» (г. Москва, 1 декабря 2010 г.)

№ 1 (32) 2011г.

1 декабря 2010 г. в стенах Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина состоялась второй раз ежегодная международная научно-практическая конференция на тему «Государство и право: вызовы 21 века (вторые Кутафинские чтения)»

     Тематика пленарного заседания была посвящена обсуждению актуальных проблем высшего профессионального образования в России, в контексте присоединения нашей страны к «Болонскому процессу» и разработке проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

     В работе конференции приняли участие более 500 человек. Были представлены все регионы России – от Калининграда до Владивостока. Кроме российских участников присутствовали представители юридической науки из Белоруссии, Казахстана, Китая, Италии, Сербии, Украины, Франции и других стран.

     Торжественная церемония открытия вторых «Кутафинских чтений» была осуществлена  ректором МГЮА имени О.Е.Кутафина, заслуженным юристом России, проф. В.В.Блажеевым.

      В своем концептуальном докладе– «О статусе вузов» проф. В.В. Блажеев остановился на некоторых спорных, проблемных моментах разработанного законопроекта, связанных, прежде всего, с предлагаемой структурой высших учебных заведений, введением кредитно-модульной системы организации обучения, соотношением отдельных положений законопроекта с нормами гражданского права.
      Предвосхищая анализ спорных моментом рассматриваемого законопроекта, проф. В.В.Блажеев отметил, что базовый Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», был принят в переходный, тяжелый период становления российского государства и, поэтому, в нем не было заложено каких-либо перспектив на будущее. Он был рассчитан на «выживание». В этой связи, объективно, назрела необходимость в принятии нового закона, который отвечал бы в полной мере сегодняшним реалиям и тенденциям развития общества и государства.

      Разработке нового нормативно-правового акта в сфере образования предшествовала дискуссия о том, урегулировать ли данный вид отношений в рамках некоего единого кодифицированного акта, либо идти по пути принятия отдельного закона.В итоге победила вторая точка зрения, которой придерживается докладчик.

      Проф. В.В. Блажеев полагает, что образовательная деятельность носит разнонаправленный характер, в которой присутствуют различные виды общественный отношений. Например, между студентами и администрацией образовательного учреждения присутствуют административно-правовые отношения; гражданско-правовые отношения имеют место исполнителем и заказчиком услуг при заключении образовательного договора. Кроме того, имеются также налоговые, финансовые и другие группы общественных отношений. В этой связи, собрать воедино,по мнению ректора МГЮА им. О.Е.Кутафина, все эти отношения в рамках одного образовательного кодекса – не представляется возможным,.

     В проекте законе об образовании (ст.113 Проекта закона), предлагается новая структура высших учебных заведений, которая состоит из колледжа, института, университета, а также федерального университета.

     Колледж представляет собой образовательную организацию, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата.

     Институт представляет собой образовательную организацию, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста.

     Университет – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.

      Категория федеральный университет устанавливается применительно к тем образовательным организациям, деятельность которых отвечает современным международным стандартам качества образования и которые являются ведущими научно-методическими центрами, обеспечивающими развитие высшего образования региона, а также интеграцию науки, образования, производства.

    Стратегическая миссия федерального университета – формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах, на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.

     В настоящий момент уже действуют: Южный федеральный университет  на базе Ростовского государственного университета, а также Сибирский федеральный университет  на базе Красноярского государственного университета. В ближайшее время планируется создать еще 5 федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.

     Нельзя не сказать и об особом положении Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, а также Санкт-Петербургского государственного университета, которые,  благодаря принятию соответствующего федерального закона, приобрели статус федерального университета, дающий право самостоятельно определять стандарты и требования по каждой из реализуемых ими специальностей.

   Очевидно, что из вышеприведенного перечня выпадает академия, как вид высшего учебного заведения. При этом законодатель всячески использует такие слова в тексте закона, как академическая свобода и академическая мобильность. Остаются непонятными мотивы, которыми руководствовался законодатель при исключении академии из названной типологии – считает проф. В.В.Блажеев.

     Говоря о проблемных моментах законопроекта, докладчик обращает внимание аудитории на природу, специфику некоторых отношений, регулируемых законом.

     В частности, следует ли считать отношения между заказчиком и исполнителем услуг в рамках образовательного договора гражданско-правовыми отношениями, регулируемыми нормами Гражданского законодательства РФ. Если мы признаем, что образовательная деятельность – это образовательная услуга, тогда подлежит применению Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Данный закон не отличает образовательную деятельность от любой другой деятельности, связанной с оказанием услуг. Отсюда, можно ли сравнивать образовательную деятельность и деятельность любого другого субъекта по оказанию тех или иных услуг.

       Докладчик придерживается точки зрения, согласно которой, образовательная деятельность более сложное явление, в котором присутствуют институты, не связанные с договором об оказании услуг – например, институт отчисления студента из учебного заведения за неуспеваемость. Нормы закона, по которым студент подлежит отчислению из образовательного учреждения нельзя рассматривать в качестве оснований для расторжения образовательного договора.

      В выступлении В.В.Блажеева была обозначена еще одна проблема, связанная с введением, так называемой кредитно-модульной системы организации образовательного процесса (ст. 64 Проекта), основанной на блочно-модульном принципе построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов). Проще говоря, студент набирает определенное количество кредитов по конкретной дисциплине и самостоятельно сдает зачеты и экзамены. При таком подходе, полагает докладчик, рушится вся система семестров и коллективного обучения.

      Не менее важной является проблема перехода к двухуровневой системе подготовке лиц, получающих высшее образование – системе бакалавр-магистр. Данная система, дает право лицу прошедшему четырехлетний курс подготовки по системе бакалавр в рамках одной специальности, без труда поступить в магистратуру по совершенно иной специальности. 

     Весь комплекс вышеперечисленных проблем, существенным образом подрывает традиции классического российского образования. В этой связи, проф. В.В.Блажеев призвал всех собравшихся активно вовлекаться в процесс обсуждения проблемных моментов законопроекта, с целью подготовки и внесения предложений по их устранению.

    Новый закон об образовании, по мнению докладчика,во многом призван решать задачи будущего, а не сегодняшнего дня.

    Почетное право выступить с докладом, касающимся ревизии номенклатуры юридических специальностей было предоставлено, заведующему отдела теории законодательства института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктору юридических наук, проф. Власенко Н.А.

      В настоящий момент, при Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России создана рабочая группа, деятельностью которой является подготовка предложений по внесению изменений в действующую номенклатуру специальностей научных работников, касательно юридических наук.

     На сегодняшний день группой подготовлены предложения по изменению паспорта научных специальностей в сфере юриспруденции по следующим шифрам.
Специальность 12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Предлагается добавить в данную специальность дисциплину – сравнительное правоведение.
Специальность 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право. Предлагается ввести специальность – конституционный процесс (конституционное судопроизводство).
Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Предложение рабочей группы – соединить международное частное право с международным публичным правом.
Кроме того, предлагается создать специальность 12.00.04 – включив в нее финансовое, бюджетное, налоговое и банковское право.
Специальность 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения. Предложений по изменению и (или) дополнению не имеется. 
Специальность 12.00.06 – природоресурсное право; аграрное право; экологическое право. Предлагается следующая формулировка специальности – экологическое право; природоресурсное право; энергетическое право; земельное право.
Создать специальность 12.00.07, куда следует включить – информационное право; обеспечение информационных  технологий и безопасности.
Специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Предложений по изменению и (или) дополнению не имеется. 
Специальность 12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика; оперативно-розыскная деятельность. Предложение рабочей группы – исключить уголовный процесс, ввиду особой самостоятельности отрасли наряду с гражданским и арбитражным процессами. 
Специальность 12.00.10 – международное право; европейское право. Комиссией предложено соединить международное частное право с международным публичным правом, а также исключить европейское право, ввиду нецелесообразности выделения самостоятельных отраслей права, исходя из учета регионального компонента.
Специальность 12.00.11 – судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности. Предлагается формулировка – судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная деятельность. 
Специальность 12.00.14 – административное право; финансовое право; информационное право. Предлагается выделить административное право либо в специальность  12.00.02, либо в специальность 12.00.07, связав ее с информационным правом.  
Специальность 12.00.15 – гражданский процесс; арбитражный процесс оставить без изменений.

    Таким образом, докладчиком были охарактеризованы основные предложения по изменению паспорта юридических научных специальностей.

     В соответствии с регламентом работы вторых Кутафинских чтений следующим докладчиком выступил первый проректор по научной работе МГЮА им. О.Е.Кутафина, председатель экспертного совета ВАК РФ, доктор юридических наук, проф. – Мацкевич И.М. Тема доклада – «О подготовке научных кадров в области юриспруденции».

     Говоря о ключевых проблемах современного юридического образования, Игорь Михайлович привел данные социологических исследований, согласно которым количество аспирантов по гуманитарным дисциплинам по данным на 2009г., составляет более половины от общего числа всех аспирантов. В то же время, доля ученых по социально-гуманитарным наукам в настоящее время не превышает 5%. Более 90% от лиц, защитивших кандидатские диссертации, не планируют заниматься наукой впоследствии.  

     Данный факт, по мнению проф. И.М.Мацкевича, свидетельствует о катастрофическом положении науки в современной системе образования.

     Также, по его мнению, вызывает опасение динамика территориальных изменений организаций, осуществляющих подготовку научных кадров. Например, в Южном федеральном округе число организаций, осуществляющих подготовку лиц, для защиты кандидатских и докторских диссертаций возросло на 27%, против 8% и 11% в целом по России, соответственно.

     Подготовка в аспирантуре и докторантуре согласно действующему законодательству – это образовательная деятельность, а не научная. При этом, никто не учит как заниматься наукой, в вузах отсутствуют соответствующие центры.

      Ранее эта проблема компенсировалась небольшим количеством аспирантов и  индивидуальным подходом преподавателей к своим ученикам. Сохранялась преемственность в передачи научного знания, опыта, умения заниматься научными исследованиями.
 
    Зачастую аспирантура открывается  в вузах, которые не могут обеспечить надлежащую защиту своих учеников.

     Докладчик отдельно остановился на проблеме защиты диссертаций в субъектах РФ и привел несколько примером, когда качество работы таких советов оставляет желать лучшего. В частности, не так давно юридическая общественность узнала о том, что каждая третья защита, осуществленная в рамках диссертационного совета одного из столичных вузов, впоследствии, была отменена Президиумом Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России.
   
      Чтобы хоть как-то переломить ситуацию в деле подготовки научных кадров, проф. И.М.Мацкевич приводит положительный опыт работы экспертного совета ВАК по праву.

     Основные требования, которым должны соответствовать диссертации, представляемые на защиту, по мнению ВАК, состоят в научной новизне, актуальности и широкой эмпирической базе проведенного исследования. 

     Кроме того, ВАК по праву собирает информацию по всем диссертациям, впоследствии не прошедшим соответствующее одобрение.

      В качестве способов, направленных на повышение качества подготовки научных кадров, как полагает докладчик, можно считать следующие меры:
1) придание головному вузу особого статуса в плане утверждения тем кандидатских диссертаций;
2) создание списка вузов и научных учреждений, имеющих право выступать в качестве ведущих организаций;
3) составление перечня лиц, имеющих право выступать в качестве официальных оппонентов при защите диссертаций;
4) составление перечня лиц, лишенных права выступать в качестве научных руководителей.

      В заключение своего выступления, проф. И.М.Мацкевич привел слова Лауреатов Нобелевской премии 2010 года в области физики К.Новоселова и А.Гейма, которые отметили высокий уровень полученного ими в России образования и научной подготовки.

      Как справедливо отметил докладчик, надо стремиться, во что бы то ни стало изменить подходы в образовании, с тем, чтобы наши достойные ученые с большой буквы более не стремились уезжать за рубеж, а предпочитали жить и трудиться на благо российской науки.

      В соответствии с программой международной научно-практической конференции далее слово было предоставлено ведущему советнику комитету по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидату юридических наук – Головину А.Н, который выступил с докладом об основных положениях нового Федерального Закона об образовании.
 
      Как считает Головин А.Н., процесс образования, в котором задействовано порядка 40 миллионов человек в нашей стране требует надлежащего нормативно-правового регулирования. Очевидно, что Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» не в полной мере отвечает данной цели. 

    Многие сферы образования им попросту не были охвачены.

    Идея нового базового закона об образовании обсуждалась довольно давно, еще с 2004г. в контексте подготовки комплекса мер, направленных на реализацию образовательной политики в России.

    Концепция законопроекта была одобрена в июне 2009г. 

     Законопроект существенным образом изменяет уровни образования. Согласно ст.15 Проекта, в системе российского образования устанавливаются следующие уровни образования: дошкольное образование; общее образование (начальное, основное и среднее); среднее профессиональное образование, которое подразделяется на подготовку квалифицированных рабочих и подготовку специалистов среднего звена, и, наконец, высшее образование, состоящее из магистратуры, бакалавриата, специалитета, подготовки научно-педагогических кадров.
  
      Согласно ст.24 Проекта, образовательная деятельность может осуществляться как образовательными организациями, так и научными организациями.

     Докладчик выразил свое несогласие с нормой закона, согласно которой колледж является высшим учебным заведением, имеющим право выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в области науки и культуры.

     В то же время академия как один из типов высшего учебного заведения в рассматриваемом законе отсутствует вовсе.

     Важным нововведением, по мнению докладчика, являются положения семнадцатой главы законопроекта, предусматривающей организацию получения образования гражданами, проявившими выдающие способности на Олимпиадах, иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, иностранными гражданами и лицами без гражданства, лицами, осужденными к лишению свободы, лицами, обучающимися по направлениям обеспечения обороны и безопасности государства, законности и правопорядка, лицами, обучающимися по медицинским и фармацевтическим специальностям, а также лицам, получающим высшее образование в сфере физической культуры и спорта.

      В целом, как отмечает докладчик, законопроект еще дорабатывается, обсуждается и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение депутатами Государственной Думы РФ.

     Подводя итоги работы пленарного заседания, от имени редакции ЕврАзЮж, хочется отметить, что тематика конференции, посвященная проблеме реформирования российского образования, говорит о повышенном интересе ученых и общественности к данной сфере, как и в вопросе реформирования отечественных правоохранительных структур.

     Хочется надеяться, что новый закон об образовании будет действительно новым не только по структуре и содержанию, но и по методике оценке качества предоставления образовательных услуг. 

      По окончанию пленарного заседания состоялась презентация книги об академике РАН – О.Е.Кутафине, состоящей из воспоминаний его учеников, политических и общественных деятелей, видных ученых, работавших в тесном контакте с ним.
  
 
Обзор подготовил
Камышевский Владислав Игоревич – аспирант Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях