24 февраля 2015 г. в Институте государства и права Российской академии наук состоялось заседание Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Российской Ассоциацией международного права.
В заседании приняли участие ученые-юристы, представлявшие Институт государства и права Российской академии наук, Российскую Ассоциацию международного права, Международный союз юристов, Союз юристов Москвы, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Дипломатическую академию МИД России, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Гильдию российских адвокатов, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, Институт социологии Российской академии наук.
Открыла заседание председатель Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов Л.В. Корбут. Она отметила, что вопросы защиты прав детей приобретают все большее значение в современном мире и предоставила слово для выступления кандидату юридических наук, старшему научному сотруднику Института государства и права Российской академии наук, члену Исполкома Международного общества семейного права, члену Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка О.А. Хазовой.
О.А. Хазова выступила с докладом на тему: «Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка и актуальные вопросы защиты прав детей в Европе». Докладчица отметила, что доклад состоит из двух частей. Первая часть посвящена работе Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка. Во второй части доклада рассматриваются проблемы, которые возникают в области прав детей в европейских странах.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка был создан на основании ст. 43 Конвенции о правах ребенка 1989 г. в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами в выполнении обязательств в отношении обеспечения и защиты прав детей.
Важно иметь в виду, что Конвенция о правах ребенка 1989 г. ратифицирована большинством государств мира за исключением Соединенных Штатов Америки и Южного Судана. В связи с этим Конвенция о правах ребенка 1989 г. представляет собой универсальный документ.
Конвенция о правах ребенка 1989 г. является первым и единственным международным документом, который затрагивает все аспекты жизни детей.
Конвенция о правах ребенка 1989 г. распространяет свое действие на детей, под которыми понимаются лица с момента рождения до достижения восемнадцати лет, если по национальному законодательству отдельных государств возраст совершеннолетия не наступает ранее.
С появлением Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенок был признан субъектом права с полным комплексом прав и обязанностей, которого государства обязаны уважать и защищать. Дети стали признаваться объектами заботы и опеки, но не объектами собственности своих родителей как это понималось ранее. Дети приобрели самостоятельную значимость и автономность личности.
После принятия Конвенции о правах ребенка 1989 г. было принято три протокола: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.2 Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г. и Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений 2011 г.
Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. члены Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка избираются государствами из числа своих граждан тайным голосованием.
Выборы проводятся на совещаниях государств - участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств - участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств - участников.
Члены Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Изначально Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка состоял из десяти экспертов. Впоследствии количество экспертов было увеличено до восемнадцати с учетом увеличивающегося объема работы.
Главной задачей Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка является мониторинг выполнения государствами своих обязательств по Конвенции о правах ребенка 1989 г. Выполнение этой задачи связано с отчетным процессом, который состоит в следующем: если государства ратифицировали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., то они должны представлять свои отчеты в течение двух лет после вступления Конвенции о правах ребенка 1989 г. в силу для соответствующего государства-участника и впоследствии через каждые пять лет.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка, готовясь ко встречам с официальными делегациями государств, проводит предварительные встречи с представителями неправительственных организаций, Детского фонда Организации Объединенных Наций по вопросам осуществления и защиты прав детей и составляет объективную картину. Встречи с неправительственными организациями проходят примерно за полгода до встреч с официальными делегациями стран. Эти встречи проходят строго конфиденциально.
По итогам встреч с представителями неправительственных организаций Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка составляет перечень вопросов, который он направляет государствам для того, чтобы получить ответы до того как делегации приедут на встречи.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка запрашивает информацию, которая необходима для того, чтобы составить полную картину по каким-либо вопросам в области осуществления и защиты прав детей. Государства отвечают на вопросы Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка.
Сами встречи проходят в форме диалогов представителей Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка и представителей государств в открытом режиме. Обычно назначаются два докладчика или группа докладчиков, которые берут на себя основную ответственность за ведение диалога с представителями государств. Остальные члены Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка могут задавать вопросы, которые их интересуют.
На основании обсуждений Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка готовит замечания общего характера, адресованные руководству государств. В замечаниях общего характера отмечаются положительные и отрицательные аспекты осуществления и защиты прав детей и делаются рекомендации по улучшению положения детей. Государства внимательно наблюдают за обсуждениями в Комитете Организации Объединенных Наций по правам ребенка. После получения замечаний общего характера государства должны учитывать их.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка проводит дни общих обсуждений. Как правило, на такие конференции выносятся новые вопросы. По результатам обсуждений принимаются документы.
Другим направлением работы Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка являются общие комментарии некоторых положений Конвенции о правах ребенка 1989 г., которые вызывают особые сложности на практике и требуют их разъяснений. Один из комментариев был посвящен обеспечению принципа наилучших интересов детей.
В рамках Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка работают тематические группы, которые обсуждают актуальные вопросы осуществления и защиты прав детей. К примеру, в настоящее время работает тематическая группа по правам подростков.
Переходя ко второй части своего выступления, докладчица отметила, что все вопросы, урегулированные в Конвенции о правах ребенка 1989 г., можно разделить на следующие группы: общие меры имплементации положений Конвенции о правах ребенка 1989 г.; определение понятия «ребенок»; общие принципы защиты прав детей; гражданские права и свободы детей; насилие в отношении детей; медицинские вопросы; вопросы обучения; специальные меры защиты прав детей и т.д.
Общие меры имплементации положений Конвенции о правах ребенка 1989 г. связаны с отсутствием в ряде стран единой политики или национальных комплексных программ в отношении детей. Докладчица в своем выступлении коснулась проблем распределения финансовых средств и трудностей отслеживания эффективности их расходования. Проблемы координации в сфере защиты прав детей связаны с тем, что правами детей в государствах часто занимаются различные ведомства, которые дублируют друг друга или способствуют образованию пробелов в правовом регулировании положения детей или противоречат друг другу.
Государства обязаны обеспечить защиту детям от дискриминации какого-либо рода по признакам пола, происхождения, вероисповедания и т.д. Принцип наилучших интересов детей требует большой разъяснительной работы со специалистами государств. Реализация права детей на выражение своего мнения вызывает множество вопросов.
Особого внимания заслуживает проблема бедности семей с детьми. В результате сокращения зарплат многие семьи оказываются в трудных обстоятельствах. Государства должны оказывать большую поддержку малообеспеченным семьям.
Важную роль играет увеличившаяся миграция в Европе. Многие иммигрантские семьи не в полной мере владеют языками и понимают национальное законодательство стран проживания. В связи с этим иммигранты не склоны идти на контакт с органами государственной власти, что приводит к тому, что детей у таких семей отбирают. Во всех государствах количество изъятий детей из иммигрантских семей выше, чем из местных семей.
Следует иметь в виду, что родители часто уезжают на заработки в другие страны и бросают своих детей на родственников. Эти дети попадают в тяжелое положение и остаются безнадзорными.
Тема наилучших интересов детей заслуживает особого внимания. Так, согласно ст. 21 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства - участники, которые признали или разрешают существование системы усыновления, должны обеспечивать, чтобы наилучшие интересы детей учитывались в первостепенном порядке. Поэтому усыновление возможно, только если оно абсолютно соответствует интересам детей. Интересы усыновителей и других лиц не могут быть сопоставимы по значимости с интересами детей.
При этом принцип наилучших интересов детей может конфликтовать с интересами других детей, например, братьев и сестер. Принцип наилучших интересов определяется каждой отдельной ситуацией. К примеру, когда был принят Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» про права детей забыли. В результате многие квартиры оказались проданными и дети остались на улице.
Реализация права детей знать свое происхождение связана с рядом затруднений. Опыт показывает, что когда дети узнают о том, что их усыновили, то они стремятся узнать своих биологических родителей.
Право детей знать о своем происхождении приобретает особую остроту в связи с распространением вспомогательных репродуктивных технологий. Создание во многих европейских государствах так называемых «baby box», которые представляют собой систему, которая позволяет матерям оставлять своих детей в специальных отделениях без имен и каких-либо данных о себе, связано с множеством вопросов.
Так, Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка отрицательно относится к системе «baby box». Государства должны обеспечивать работу с беременными женщинами в родильных домах, вести разъяснительную работу. В качестве альтернативы системе «baby box» государства могут предложить беременным женщинами возможность конфиденциальных родов на условиях анонимности.
Вопрос о телесных наказаниях детей во многом остается открытым. Так, Семейный кодекс Российской Федерации не запрещает телесные наказания. Борьбу с насилием в семьях необходимо начинать с того, что детей нельзя пороть, шлепать или бить по лицу.
В Европейском Суде по правам человека существует обширная практика по вопросам защиты прав детей. К примеру, в деле «Савины (Saviny) против Украины» 2008 г. муж и жена были слепы с детства. Они имеют семерых детей. Четверо из них приняты под государственную опеку в 1998 г. В 2006 г. по решению суда остальные трое детей были также переданы под государственную опеку. Принимая такое решение, власти страны исходили из того, что отсутствие финансовых средств и личные качества заявителей ставят под угрозу жизнь, здоровье и моральное воспитание детей. В частности, они не могли обеспечить им надлежащие питание, одежду, гигиену и медицинское обслуживание, а также адаптацию к социальной и образовательной среде. Заявители безуспешно обжаловали это решение.
При оценке необходимости вмешательства в права супругов Европейский Суд по правам человека поставил под сомнение адекватность доказательств, на которых был основан вывод о том, что условия жизни детей действительно ставили под угрозу их жизнь и здоровье. В частности, разбирательство по поводу опеки, возбужденное в январе 2004 г., не повлекло удаления детей из дома до июня 2006 г. Вопрос об обеспечительных мерах не ставился, и о вреде, причиненном детям в этот период, ничего не сообщалось. Кроме того, суды, по-видимому, с доверием восприняли доводы муниципальных органов, основанные на их периодических обследованиях жилища заявителей. Иные доказательства, такие как собственные показания детей, их медицинские документы, заключения педиатров или показания соседей, судом не исследовались. Суды, по-видимому, также не проверяли степень, в которой предполагаемые недостатки воспитания детей объяснялись невосполнимой неспособностью заявителей обеспечивать надлежащий уход, а не их финансовыми затруднениями и объективными причинами, которые могли быть преодолены целевой финансовой и социальной поддержкой, а также эффективным консультированием.
В отношении предполагаемой родительской безответственности заявителей Европейский Суд по правам человека отметил, что отсутствуют независимые данные (такие, как заключение психолога), которые позволили бы оценить их эмоциональную или духовную зрелость и мотивацию при решении вопроса об их семейных затруднениях. Национальные суды не учли также попыток заявителей улучшить ситуацию, например, путем ходатайств относительно подключения их квартиры к газоснабжению и горячему водоснабжению, взыскания задолженности по заработной плате или обращения по вопросу о трудоустройстве. Не истребовались данные относительно фактического объема и достаточности социальной помощи или существа конкретных рекомендаций, предоставленных в порядке консультирования, а также объяснения по поводу того, почему эти рекомендации ни к чему не привели. Получение такой информации имело бы большое значение при оценке того, исполнялось ли властями конвенционное обязательство по сохранению единства семьи, и достаточно ли изучались ими менее радикальные меры до принятия решения об отделении детей от их родителей. Кроме того, ни на одной стадии разбирательства национальные суды не заслушали мнения детей. Они не только были отделены от своей семьи, но оказались также помещены в различные учреждения. Двое из них жили в другом городе, далеко от места жительства их родителей и родственников, что затрудняло регулярные контакты с ними. В итоге, хотя доводы, приведенные национальными властями в обоснование удаления детей от родителей, являются относимыми, они не были достаточны для такого серьезного вмешательства в семейную жизнь заявителей.
В результате Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о нарушении требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. , согласно которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка и т.д.
При этом Европейский Суд по правам человека присудил выплатить супругам компенсацию причиненного морального вреда. Экономические трудности не являются основанием для отъема детей. Государства обязаны помогать таким семьям справляться со своими сложностями.
Затем в рамках дискуссии доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора международноправовых исследований Института государства и права РАН, член Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации А.С. Автономов выступил с кратким сообщением о процедуре рассмотрения индивидуальных сообщений в договорных органах Организации Объединенных Наций.
Он отметил, что процедура рассмотрения индивидуальных сообщений в договорных органах Организации Объединенных Наций является длительной и, как правило, носит письменный характер. Прежде всего, жалобы могут поступать только с момента присоединения новых государств к протоколу, должны быть исчерпаны все внутренние средства защиты.
При этом различные Комитеты Организации Объединенных Наций толкуют понятие «исчерпание всех внутренних средств защиты» по-разному. Так, Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека считает, что исчерпание всех внутренних средств защиты предполагает прохождение всех судебных инстанций в государствах.
После исчерпания всех внутренних средств защиты жалобы поступают от граждан на свои государства. Юристы Верховного комиссара по правам человека рассматривают жалобы и направляют их государствам-ответчикам, которые в течение 3-6 месяцев получают возможность письменно ответить на жалобы.
Затем решается вопрос о приемлемости жалоб. Жалобы принимаются, если государства являются участниками соответствующих конвенций, если нарушение конвенций было совершено после присоединения государств к ним, если исчерпаны все внутренние средства защиты и если жалобы попадают под действие конвенций.
Ответы государств на жалобы переправляются заявителям. Как правило, заявители представлены адвокатами. На замечания государств отвечают заявители или их адвокаты. После этого готовится резюме материалов дел для комитетов Организации Объединенных Наций, в каждом из которых может быть своя процедура.
Затем А.С. Автономов выступил с докладом на тему: «Проблемы ювенальной юстиции и международное право». Докладчик отметил, что с его точки зрения ювенальная юстиция может пониматься как вся совокупность органов государственной власти, которые занимаются осуществлением и защитой прав детей, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, уполномоченные по правам ребенка, международные организации, которые содействуют осуществлению и защите прав детей и т.д.
Дети нуждаются в особом отношении, поскольку они проходят период социализации и в этот период жизни особую опасность представляют конфликтные ситуации, которые могут привести к нарушению закона. Даже сами бракоразводные процессы могут быть стрессами для детей.
К принципам ювенальной юстиции относятся конституционность, законность, направленность на адекватную социализацию детей, максимальная деформализация процедуры, максимальное использование неюридических практик.
К примеру, в Соединенных Штатах Америки процесс разрешения споров с участием детей является неформальным. Поэтому когда дети совершают тяжелые преступления, их направляют не в ювенальные суды, а в суды для взрослых для обеспечения максимальных процессуальных гарантий.
В России такой практики нет, как нет и ювенальных судов. Однако в России есть некоторые попытки специализации судей и привлечения социальных работников в статусе помощников судей или специалистов по социальной работе.
Во многих странах мира существуют семейные суды, которые занимаются внутрисемейными и, в частности, гражданскими делами. Традиционно ювенальная юстиция рассматривается как уголовное судопроизводство.
Использование неюридических практик направлено на реализацию восстановительного подхода. Наибольшее значение имеет сохранение детей в семьях.
Значительное количество детей, которые попадают с специализированные учреждения, мечтают вернуться в свои семьи. Такие дети неадекватно воспринимают многие события. Находясь в специализированных учреждениях, дети из неблагополучных семей проходят подготовку к нормальной жизни.
Однако в некоторых ситуациях детей невозможно срочно изъять из неблагополучных семей и поместить в благополучные семьи, в семейные детские дома, под опеку, патронаж и т.д.
Права детей регулируются многими международно-правовыми документами. Среди них следует отметить следующие: Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г., Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений 2005 г. и т.д.
Комитетом Организации Объединенных Наций по правам ребенка в 2007 г. были приняты замечания общего порядка относительно прав детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В 2008 г. по докладу Генерального секретаря Организации Объединенных Наций были приняты руководящие правила Организации Объединенных Наций по отравлению правосудия в отношении несовершеннолетних.
В 2012 г. Управлением Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью и незаконным оборотом наркотиков был принят модельный закон по ювенальной юстиции. Основная задача модельного закона заключалась в унификации основных правил ювенальной юстиции, поскольку международные документы создают минимальные стандарты, которые являются общепринятыми. Одни государства достигают этого уровня раньше, а другие - позже.
Затем кандидат юридических наук, преподаватель Дипломатической академии МИД России С.В. Гландин выступил с докладом на тему: «Проблемы ювенальной юстиции в Англии».
Докладчик отметил, что актуальные в настоящее время для России проблемы ювенальной юстиции в Англии были решены уже 15 лет назад. Закон о детях 1989 г. предусматривал множество положений о правах детей. В его исполнение были приняты многие другие акты о правах детей и фостерном воспитании, под которым понимается передача детей для воспитания в приемные семьи или семейные детские дома.
В Англии действуют ювенальные суды с 1908 г. По своей сути они являются органами судебной власти, которые привлекают к уголовной ответственности лиц от 10 до 17 лет за экономические преступления, преступления против собственности и другие нетяжкие преступления.
В 2004 г. в Англии вступил в силу Закон об усыновлении и о детях, изменивший Закон о детях 1989 г. Теперь если органы опеки и попечительства узнают о любых фактах насилия в отношении детей, то они обязаны уведомить об этом все другие органы системы ювенальной юстиции. При этом Семейнопроцессуальный кодекс Англии был принят в 2010 г. и вступил в силу в 2011 г.
В рамках продолжающейся реформы английской судебной системы Верховный суд Англии начал работать в 2009 г. Суды Англии разделены на три группы, одна из которых специально занимается семейными делами и рассматривает все вопросы помещения детей под опеку, передачу в семьи, на усыновление.
В Англии наиболее важной проблемой в области прав детей является незаконный вывоз детей. Так, по данным Министерства юстиции Англии по итогам 2010 г. 65 родившихся в Лондоне детей имело одного родителя-иностранца. Часто эти семьи распадаются и детей вывозят в другие страны. В связи с этим возникает вопрос о международном похищении детей.
Вторая по значимости проблема английского общества заключается в том, что многие семьи живут на пособия. Несовершеннолетние дети часто используются для получения доходов.
Следующий проблемный момент заключается в случаях укрывательства со стороны органов местного самоуправления преступных группировок, совершающих сексуальное насилие в отношении детей.
Следует иметь в виду, что в Англии с 1985 г. действует принцип, согласно которому благополучие детей имеет первостепенное значение, как при изъятии детей из семей, так и при перемещении их в другие государства. Так, в 2013 г. Верховный суд Великобритании вынес решение № 33, в котором рассмотрел вопрос о том, кого можно считать достойным родителем, а кого - недостойным родителем.
Закон Англии о детях 1989 г. предусматривает ст. 31, которая закрепляет условия, при соблюдении которых допускается отобрание детей и лишение родительских прав. В частности, детей можно изымать из семей, если они страдают и им причиняется или может быть причинен вред.
Дело, которое рассматривал Верховный суд Великобритании, касалось матери из неблагополучного района, которая с детства подвергалась сексуальному насилию со стороны своего отчима, что привело к шести абортам и рождению ребенка. В результате сложившейся неблагополучной ситуации у женщины было несколько судимостей. У этой женщины врачами были выявлены психические заболевания. Отец ребенка также имел большое количество судимостей и состоял на учете в связи с приемом наркотиков. Однако эти родители хорошо выполняли свои родительские обязанности. При этом судья первой инстанции вынес решение о лишении их родительских прав и передаче ребенка в другую семью. Апелляционный суд оставил это решение в силе. Верховный суд Великобритании поддержал оба этих решения.
При этом Верховный суд Великобритании пришел к выводу о том, что дети могут быть отобраны при соблюдении следующих условий: у родителей есть психические расстройства; родители не готовы сотрудничать с социальными службами; родители склонны ко лжи; родители состоят на учете в наркологических диспансерах.
В результате этого решения многие английские семьи, которые находятся в аналогичных ситуациях, стали беспокоиться о том, что у них могут быть отобраны дети, несмотря на то, что они добросовестно выполняют свои родительские обязанности. Таким образом, это дело поставило ряд новых вопросов, которые еще ждут своего решения.
По всем докладам состоялась активная и заинтересованная дискуссия. Председатель комиссии по правовому положению семьи Л.В. Корбут подвела итоги состоявшейся дискуссии, проанализировала доклады и поблагодарила докладчиков.