Обзоры

Евразийский юридический журнал

между­народное право

Обзор заседания комиссии по международному праву ассоциации юристов России

Обзор посвящен заседанию Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России в рамках круглого стола 15 апреля 2014 г. на тему: «Евразийская интеграция и между­народное право».

№ 5 (72) 2014г.

 В рамках этого заседания были рассмотрены вопросы евразийской инте­грации, согласования валютной политики на территории бывшего Союза Советских Социа­листических Республик, международно-правового регулирования иностранных инвестиций и т.д.

    Korbut L. V. REVIEW OF THE MEETING OF THE INTERNATIONAL LAW COMMISSION OF THE ASSOCIATION OF LAWYERS OF RUSSIA (APRIL 15, 2014)

    Review is devoted to the meeting of the International Law Commission of the Association of Lawyers of Russia at the round table on April 15, 2014 on the theme: «Eurasian integration and international law». As part of this meeting issues of Eurasian integration, coordination of monetary policy in the former Soviet Union, the international legal regulation of foreign investments, etc. were discussed.

   15 апреля 2014 г. в Финансовом университете при Правитель­стве Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России в рамках круглого стола на тему: «Евразийская интеграция и междуна­родное право».

В заседании приняли участие представители Российской ас­социации международного права, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Института законода­тельства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос­сийской Федерации, Института государства и права Российской академии наук, Российского университета дружбы народов, Все­российской академии внешней торговли и других учреждений.

Открыл заседание Председатель Комиссии по международ­ному праву Ассоциации юристов России, Руководитель депар­тамента международного и частного права Финансового уни­верситета при Правительстве Российской Федерации доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин.

В своем докладе «Международно-правовые проблемы евра­зийской интеграции» он отметил, что вопросы евразийской ин­теграции и международного права приобретают все большую актуальность.

Затем докладчик обратился к фундаментальным вопросам евразийской интеграции в свете международного права. Так, корни евразийства идут от славянофилов, которые считали, что славяне могут образовать единое государство. Евразийцы конца XIX в. сместили акцент с этнического принципа. С их точки зре­ния, евразийская интеграция может осуществляться на основе единства территории, на которой проживают народы. В основе евразийской интеграции должны лежать интересы совместного проживания, совместной истории.

В XIX в. в Европе интеграционные процессы привели к соз­данию некоторых государств. Однако конфедеративная модель интеграции является наилучшей.

На современном этапе существует ряд препятствий на пути евразийской интеграции. Так, национальное законодательство государств сильно отличается друг от друга.

В связи с этим вызывает интерес изучение опыта европей­ской интеграции. В частности, европейская интеграция основа­на на концепции сообщества, а не международной организации. Европейский союз изначально поставил цель сформировать новый международный правопорядок. С 1960 г. по настоящее время право Европейского союза представляет собой принци­пиально новый правопорядок, отличающийся как от между­народного, так и от внутригосударственного права. Это связано с тем, что международное право основано на принципе взаим­ности. Право Европейского союза — это право закрытого объ­единения, которое предоставляет взаимные права и обязанно­сти только членам Европейского союза. Поэтому Европейский союз не соблюдает принцип взаимности в отношении других государств, которые не входят в его состав.

Однако в настоящее время Европейский союз вышел за рам­ки экономической интеграции. Началась политическая и воен­ная интеграция государств Европейского союза.

При этом право Европейского союза придерживается по­зиции, согласно которой международное право устаревает и не отвечает требованиям современности.

В связи с этим России при создании Евразийского союза необходимо учитывать концепцию наднациональности. Важ­но также принимать во внимание роль международного права в евразийской интеграции.

При этом евразийской интеграции препятствуют некото­рые экономические особенности стран постсоветского про­странства. Так, следует иметь в виду, что на территории бывше­го Союза Советских Социалистических Республик отсутствует симметричный подход к регулированию рынка товаров. Эта ситуация сложилась исторически. В России на рынке нефти и газа действуют естественные монополии. Поэтому структура российского рынка имеет существенные особенности по сравне­нию с другими странами.

Изменить внутреннюю российскую структуру экономики даже в целях успешной евразийской интеграции в краткосроч­ной перспективе не представляется возможным.

В рамках Евразийской экономической комиссии заключен ряд договоров. Однако проблема заключается в том, что в насто­ящее время отсутствует единая концепция реализации таких функций Евразийской экономической комиссии, как функции поддержания законности, обеспечения соблюдения договоров, мониторинга и контроля за соблюдением международных обя­зательств государствами.

Многие соглашения настолько мягко формулируют обязатель­ства государств действовать в той или иной сфере, что делают от­сылки к национальному законодательству. Поэтому необходимо совершенствовать содержание международных договоров, регули­рующих различные аспекты евразийской интеграции.

Следует иметь в виду, что право Всемирной торговой организа­ции действует по отношению к праву Евразийского экономическо­го союза как общее право по отношению к частному правопорядку. Представляется, что для улучшения положения России необходи­мо устранить упоминания Всемирной торговой организации из со­глашений в рамках Евразийского экономического союза.

Доцент кафедры международного права Финансового уни­верситета при Правительстве Российской Федерации В. В. Ку­дряшов выступил на тему: «К вопросу об участии Российской Федерации в международных проектах по согласованию валют­ной политики на территории бывшего Союза Советских Социа­листических Республик».

Выступающий обратил внимание на то, что Российская Фе­дерация принимает участие в самых разных международных объединениях: Содружестве Независимых Государств, Тамо­женном союзе и т. д. Эти объединения отличаются и по право­вой базе, и по основаниями взаимодействия.

Соглашения в рамках Содружества Независимых Государств и Таможенного союза часто дублируют друг друга. Многие со­глашения носят несколько декларативный характер. Государства стремятся проводить свои собственные, независимые друг от дру­га валютные политики. Отсутствуют соглашения о проведении совместной валютной политики между Центральными Банками Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. В настоящее время у государств на постсоветском пространстве нет мотива­ции поступаться своим экономическим суверенитетом.

Одним из препятствий на пути согласования валютной по­литики на территории бывшего Союза Советских Социалисти­ческих Республик является недостаточное отслеживание испол­нения соглашений.

Отслеживанием исполнения соглашений на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик могла бы заняться Евразийская экономическая комиссия. При этом вся нормативно-правовая база интеграционного пространства должна быть легко доступна.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры международ­ного права Финансового университета при Правительстве Рос­сийской Федерации И. А. Шулятьев выступил на тему: «Общий международно-правовой анализ отдельных положений проек­та Договора о Евразийском экономическом союзе в редакции от 7 апреля 2014 г.».

Выступающий отметил, что евразийская интеграция акту­альна для государств в силу необходимости сохранения их соб­ственной идентичности.

В настоящее время на территории Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии создается единый рынок товаров и ка­питалов. Однако в проекте Договора о Евразийском экономиче­ском союзе в редакции от 7 апреля 2014 г. (далее — проект До­говора о Евразийском экономическом союзе) предусмотрены некоторые исключения для отдельных видов товаров, что в не­которой степени осложняет евразийскую интеграцию. Напри­мер, в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе делается оговорка о том, что в отношении нефти и газа будет вынесено отдельное решение.

Передвижение товаров будет регулироваться на наднацио­нальном уровне, что предполагает единое таможенное регули­рование в Евразийском союзе.

Согласно ст. 52 проекта Договора о Евразийском экономиче­ском союзе государства — члены Евразийского экономического союза осуществляют координацию в сфере торговли услугами в отношениях с третьими странами. При этом проведение ско­ординированной политики не означает наднациональной ком­петенции Евразийского экономического союза в этой сфере.

В отношении торговли между государствами-членами Тамо­женного союза в силу п. 1 ст. 45 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе может действовать положение о том, что во взаимной торговле товарами государства вправе применять ограничения, при условии, что такие меры не являются сред­ством неоправданной дискриминации или скрытым ограниче­нием торговли и необходимы для выполнения международных обязательств.

В связи с этим возникает вопрос о том, какие международ­ные обязательства могут служить основанием для применения ограничений во взаимной торговле товарами на территории Ев­разийского экономического союза.

Выступающий обратил внимание на то, что это положение дает государствам возможность в будущем изменять Договор о Евразийском экономическом союзе, ссылаясь на необходи­мость выполнения международных обязательств. Сами нормы проекта Договора о Евразийском экономическом союзе ставятся на второе место.

В основе формирования нормативно-правовой базы еди­ного экономического пространства Таможенного союза лежит принцип приоритета норм и правил Всемирной торговой ор­ганизации над нормами и правилами единого экономического пространства.

Согласно ст. 48 проекта Договора о Евразийском экономи­ческом союзе в отношении внешней торговли товарами приме­нятся режим наибольшего благоприятствования в понимании ст. I Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемир­ной торговой организации 1994 г.

Однако ст. I в Генеральном соглашении по тарифам и тор­говле Всемирной торговой организации 1994 г. нет, что может быть связано с редакционной ошибкой.

Режим наибольшего благоприятствования понимается по- разному. В связи с этим возможно возникновение вопросов и в правоприменительной практике. Могут также возникнуть трудности в понимании и применении положений о режиме свободной торговли. Так, ст. 49 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе устанавливает, что при определении по­нятия режима свободной торговли товарами, необходимо руко­водствоваться статьей XXIV Генерального соглашения по тари­фам и торговле.

Анализ проекта Договора о Евразийском экономическом союзе позволяет сделать вывод о том, что он нуждается в совершенствова­нии с учетом положений международного права. От качества пра­вовых норм проекта Договора о Евразийском экономическом союзе зависит качество самой евразийской интеграции.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры международ­ного права Российского университета дружбы народов О. Р. Гу­сейнов в своем выступлении рассмотрел некоторые междуна­родно-правовые аспекты участия Азербайджана в евразийской интеграции.

Так, он отметил, что в 2012 г. была обнародована информа­ция о том, что самый крупный покупатель российских газелей на постсоветском пространстве — это Азербайджан.

Препятствием для вступления Азербайджана в Евразий­ский экономический союз являются опасения потери своего экономического суверенитета. Азербайджан также опасается потерять свою монополию на сельскохозяйственные товары.

Доктор юридических наук, профессор кафедры междуна­родного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации А. Г. Богатырев выступил с сообще­нием о международно-правовом регулировании иностранных инвестиций в свете евразийской интеграции. В прошлом Союз Советских Социалистических Республик более активно регули­ровал процессы экономической интеграции. В настоящее время перспективы евразийской интеграции в значительной степени зависят от состояния экономик государств.

Для успешной евразийской интеграции в инвестиционном законодательстве государств должны быть единые тенденции. Наилучшая форма иностранных инвестиций — это совместные предприятия. России необходимо более активно развивать соб­ственное производство.

Закрывая заседание, доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России, Руководитель департамента международного и частного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации А. Я. Капустин поблагодарил участников за выступления и подвел итоги работы круглого стола.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

13 декабря 2013 г. на кафедре международного права юридического факультета РУДН состоялся круглый стол

Права человека

Круглый ...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях