Обзор посвящен заседанию Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России в рамках круглого стола 15 апреля 2014 г. на тему: «Евразийская интеграция и международное право».
№ 5 (72) 2014г.
В рамках этого заседания были рассмотрены вопросы евразийской интеграции, согласования валютной политики на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, международно-правового регулирования иностранных инвестиций и т.д.
Korbut L. V. REVIEW OF THE MEETING OF THE INTERNATIONAL LAW COMMISSION OF THE ASSOCIATION OF LAWYERS OF RUSSIA (APRIL 15, 2014)
Review is devoted to the meeting of the International Law Commission of the Association of Lawyers of Russia at the round table on April 15, 2014 on the theme: «Eurasian integration and international law». As part of this meeting issues of Eurasian integration, coordination of monetary policy in the former Soviet Union, the international legal regulation of foreign investments, etc. were discussed.
15 апреля 2014 г. в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России в рамках круглого стола на тему: «Евразийская интеграция и международное право».
В заседании приняли участие представители Российской ассоциации международного права, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государства и права Российской академии наук, Российского университета дружбы народов, Всероссийской академии внешней торговли и других учреждений.
Открыл заседание Председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России, Руководитель департамента международного и частного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин.
В своем докладе «Международно-правовые проблемы евразийской интеграции» он отметил, что вопросы евразийской интеграции и международного права приобретают все большую актуальность.
Затем докладчик обратился к фундаментальным вопросам евразийской интеграции в свете международного права. Так, корни евразийства идут от славянофилов, которые считали, что славяне могут образовать единое государство. Евразийцы конца XIX в. сместили акцент с этнического принципа. С их точки зрения, евразийская интеграция может осуществляться на основе единства территории, на которой проживают народы. В основе евразийской интеграции должны лежать интересы совместного проживания, совместной истории.
В XIX в. в Европе интеграционные процессы привели к созданию некоторых государств. Однако конфедеративная модель интеграции является наилучшей.
На современном этапе существует ряд препятствий на пути евразийской интеграции. Так, национальное законодательство государств сильно отличается друг от друга.
В связи с этим вызывает интерес изучение опыта европейской интеграции. В частности, европейская интеграция основана на концепции сообщества, а не международной организации. Европейский союз изначально поставил цель сформировать новый международный правопорядок. С 1960 г. по настоящее время право Европейского союза представляет собой принципиально новый правопорядок, отличающийся как от международного, так и от внутригосударственного права. Это связано с тем, что международное право основано на принципе взаимности. Право Европейского союза — это право закрытого объединения, которое предоставляет взаимные права и обязанности только членам Европейского союза. Поэтому Европейский союз не соблюдает принцип взаимности в отношении других государств, которые не входят в его состав.
Однако в настоящее время Европейский союз вышел за рамки экономической интеграции. Началась политическая и военная интеграция государств Европейского союза.
При этом право Европейского союза придерживается позиции, согласно которой международное право устаревает и не отвечает требованиям современности.
В связи с этим России при создании Евразийского союза необходимо учитывать концепцию наднациональности. Важно также принимать во внимание роль международного права в евразийской интеграции.
При этом евразийской интеграции препятствуют некоторые экономические особенности стран постсоветского пространства. Так, следует иметь в виду, что на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик отсутствует симметричный подход к регулированию рынка товаров. Эта ситуация сложилась исторически. В России на рынке нефти и газа действуют естественные монополии. Поэтому структура российского рынка имеет существенные особенности по сравнению с другими странами.
Изменить внутреннюю российскую структуру экономики даже в целях успешной евразийской интеграции в краткосрочной перспективе не представляется возможным.
В рамках Евразийской экономической комиссии заключен ряд договоров. Однако проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует единая концепция реализации таких функций Евразийской экономической комиссии, как функции поддержания законности, обеспечения соблюдения договоров, мониторинга и контроля за соблюдением международных обязательств государствами.
Многие соглашения настолько мягко формулируют обязательства государств действовать в той или иной сфере, что делают отсылки к национальному законодательству. Поэтому необходимо совершенствовать содержание международных договоров, регулирующих различные аспекты евразийской интеграции.
Следует иметь в виду, что право Всемирной торговой организации действует по отношению к праву Евразийского экономического союза как общее право по отношению к частному правопорядку. Представляется, что для улучшения положения России необходимо устранить упоминания Всемирной торговой организации из соглашений в рамках Евразийского экономического союза.
Доцент кафедры международного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации В. В. Кудряшов выступил на тему: «К вопросу об участии Российской Федерации в международных проектах по согласованию валютной политики на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик».
Выступающий обратил внимание на то, что Российская Федерация принимает участие в самых разных международных объединениях: Содружестве Независимых Государств, Таможенном союзе и т. д. Эти объединения отличаются и по правовой базе, и по основаниями взаимодействия.
Соглашения в рамках Содружества Независимых Государств и Таможенного союза часто дублируют друг друга. Многие соглашения носят несколько декларативный характер. Государства стремятся проводить свои собственные, независимые друг от друга валютные политики. Отсутствуют соглашения о проведении совместной валютной политики между Центральными Банками Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. В настоящее время у государств на постсоветском пространстве нет мотивации поступаться своим экономическим суверенитетом.
Одним из препятствий на пути согласования валютной политики на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик является недостаточное отслеживание исполнения соглашений.
Отслеживанием исполнения соглашений на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик могла бы заняться Евразийская экономическая комиссия. При этом вся нормативно-правовая база интеграционного пространства должна быть легко доступна.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации И. А. Шулятьев выступил на тему: «Общий международно-правовой анализ отдельных положений проекта Договора о Евразийском экономическом союзе в редакции от 7 апреля 2014 г.».
Выступающий отметил, что евразийская интеграция актуальна для государств в силу необходимости сохранения их собственной идентичности.
В настоящее время на территории Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии создается единый рынок товаров и капиталов. Однако в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе в редакции от 7 апреля 2014 г. (далее — проект Договора о Евразийском экономическом союзе) предусмотрены некоторые исключения для отдельных видов товаров, что в некоторой степени осложняет евразийскую интеграцию. Например, в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе делается оговорка о том, что в отношении нефти и газа будет вынесено отдельное решение.
Передвижение товаров будет регулироваться на наднациональном уровне, что предполагает единое таможенное регулирование в Евразийском союзе.
Согласно ст. 52 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе государства — члены Евразийского экономического союза осуществляют координацию в сфере торговли услугами в отношениях с третьими странами. При этом проведение скоординированной политики не означает наднациональной компетенции Евразийского экономического союза в этой сфере.
В отношении торговли между государствами-членами Таможенного союза в силу п. 1 ст. 45 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе может действовать положение о том, что во взаимной торговле товарами государства вправе применять ограничения, при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли и необходимы для выполнения международных обязательств.
В связи с этим возникает вопрос о том, какие международные обязательства могут служить основанием для применения ограничений во взаимной торговле товарами на территории Евразийского экономического союза.
Выступающий обратил внимание на то, что это положение дает государствам возможность в будущем изменять Договор о Евразийском экономическом союзе, ссылаясь на необходимость выполнения международных обязательств. Сами нормы проекта Договора о Евразийском экономическом союзе ставятся на второе место.
В основе формирования нормативно-правовой базы единого экономического пространства Таможенного союза лежит принцип приоритета норм и правил Всемирной торговой организации над нормами и правилами единого экономического пространства.
Согласно ст. 48 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе в отношении внешней торговли товарами применятся режим наибольшего благоприятствования в понимании ст. I Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации 1994 г.
Однако ст. I в Генеральном соглашении по тарифам и торговле Всемирной торговой организации 1994 г. нет, что может быть связано с редакционной ошибкой.
Режим наибольшего благоприятствования понимается по- разному. В связи с этим возможно возникновение вопросов и в правоприменительной практике. Могут также возникнуть трудности в понимании и применении положений о режиме свободной торговли. Так, ст. 49 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе устанавливает, что при определении понятия режима свободной торговли товарами, необходимо руководствоваться статьей XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Анализ проекта Договора о Евразийском экономическом союзе позволяет сделать вывод о том, что он нуждается в совершенствовании с учетом положений международного права. От качества правовых норм проекта Договора о Евразийском экономическом союзе зависит качество самой евразийской интеграции.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов О. Р. Гусейнов в своем выступлении рассмотрел некоторые международно-правовые аспекты участия Азербайджана в евразийской интеграции.
Так, он отметил, что в 2012 г. была обнародована информация о том, что самый крупный покупатель российских газелей на постсоветском пространстве — это Азербайджан.
Препятствием для вступления Азербайджана в Евразийский экономический союз являются опасения потери своего экономического суверенитета. Азербайджан также опасается потерять свою монополию на сельскохозяйственные товары.
Доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации А. Г. Богатырев выступил с сообщением о международно-правовом регулировании иностранных инвестиций в свете евразийской интеграции. В прошлом Союз Советских Социалистических Республик более активно регулировал процессы экономической интеграции. В настоящее время перспективы евразийской интеграции в значительной степени зависят от состояния экономик государств.
Для успешной евразийской интеграции в инвестиционном законодательстве государств должны быть единые тенденции. Наилучшая форма иностранных инвестиций — это совместные предприятия. России необходимо более активно развивать собственное производство.
Закрывая заседание, доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России, Руководитель департамента международного и частного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации А. Я. Капустин поблагодарил участников за выступления и подвел итоги работы круглого стола.