Содействие совершенствованию и модернизации законодательства Российской Федерации. Обзор конкурса проектов нормативных правовых актов «Законотворец Республики Башкортостан»
№ 7 (50) 2012г.
24 мая в малом зале Дома Государственного Собрания Республики Башкортостан на втором заседании Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан третьего созыва состоялось награждение авторов десяти проектов, победивших в республиканском конкурсе нормативных правовых актов «Законотворец Республики Башкортостан».
В период с 1 февраля по 30 марта 2012 года впервые в Республике Башкортостан по инициативе Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан состоялся конкурс проектов нормативных правовых актов «Законотворец Республики Башкортостан» в рамках Всероссийского конкурса проектов нормативных правовых актов «Законотворец». Конкурс был направлен на поиск и выявление проектов эффективных нормативно-правовых актов в целях содействия совершенствованию и модернизации законодательства Российской Федерации.
В Конкурсе приняли участие как начинающие исследователи, так и ученые в возрасте от 18 до 35 лет: студенты; магистранты, аспиранты, работники учреждений высшего профессионального образования, кандидаты и доктора юридических наук; члены молодежных парламентских структур. Для участия было необходимо подготовить проект федерального закона, либо проект закона субъекта Российской Федерации, либо проект нормативно-правового акта представительного органа власти муниципального образования по одному или нескольким приоритетным направлениям.
На конкурс поступило более 70 работ от представителей различных организаций Республики Башкортостан, Молодежных советов при Советах муниципальных районов, а также студентов и преподавателей ведущих вузов Башкортостана.
21 конкурсная работа была рекомендована к участию во Всероссийском конкурсе проектов нормативных правовых актов «ЗаконоТВОРЕЦ». Итоги Конкурса будут размещены на сайте Молодежного парламента при Государственной Думе (www.newparlament.ru) и сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (www.duma.gov.ru) в срок до 1 августа 2012 года.
По итогам конкурсного отбора законопроектов в Республике Башкортостан было определено 10 работ-победителей по следующим направлениям:
— развитие экономики и предпринимательства;
— развитие транспортной системы;
— совершенствование судебной системы и процессуального права;
— повышение правовой грамотности и общественно-политической активности граждан;
— развитие общественного сектора, решение проблем в сфере международных отношений;
— развитие правоотношений в сфере культуры и информационного права;
— профилактика правонарушений и участие граждан в охране правопорядка;
— совершенствование законодательства в сфере молодежной политики;
— совершенствование законодательства в сфере социальной защиты населения.
Работы победителей были также направлены на Международный конкурс молодежных законопроектов «Евразия — территория закона» в рамках Евразийского экономического форума молодежи, из которых 3 работы приняли участие в финале конкурса.
Победители Конкурса лично представляли свои законопроекты в комиссиях, а затем на заседании Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултай Республики Башкортостан.
В номинации «Развитие экономики и предпринимательства» победил проект Закона Республики Башкортостан «О регулировании домашнего бизнеса». Его автор студентка Аминева Динара Айбулатовна предлагает более упрощенный порядок регистрации предпринимателей и возможность оплаты налогов по специальной системе. Уровень развития предпринимательства в России отстает от потребностей рыночной экономики и не позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал населения. Одна из основных причин торможения – недостаточно эффективная государственная политика, направленная на развитие предпринимательства. Не каждый человек может позволить себе открыть свой бизнес, имея незначительные финансовые средства, отмечает Д.А. Аминева. В нашей республике домашний бизнес является распространенным явлением, но данная деятельность законодательно не урегулирована, и, как следствие, она может быть признана незаконной, повлечь привлечение к ответственности, вплоть до уголовной.
В номинации «Развитие транспортной системы» лучшим признан проект Султангужиной Даяны Баязитовны «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090».
В номинации «Улучшение демографической ситуации» Ивлева Татьяна Валерьевна и Пашина Елена Сергеевна представили проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
В номинации «Совершенствование судебной системы и процессуального права» лидером признан проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и иные законодательные акты в части совершенствования правовой регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника», подготовленный к.ю.н., доцентом Рагулиным Андреем Викторовичем.
Несмотря на закрепление в российском законодательстве широкого круга профессиональных прав адвоката-защитника, а также присутствие международно-правовых и внутригосударственных гарантий, направленных на обеспечение его деятельности, следует признать, что в настоящее время на территории Российской Федерации законодательно закрепленные положения отчасти носят декларативный характер. Это проявляется как в невозможности либо существенной затрудненности в реализации предоставленных адвокату-защитнику профессиональных прав, так и в незаконном воздействии на адвокатов, представляющем собой вмешательство в их деятельность или воспрепятствование ей.
Предложенный А.В. Рагулиным законопроект направлен на:
— приведение российских нормативно-правовых актов в соответствие с международно-правовыми нормами и учет положительного опыта зарубежных государств в соответствующей сфере;
— юридико-техническое совершенствование существующих в российском законодательстве правовых норм, предусматривающих гарантии независимости адвоката и сохранения адвокатской тайны (обеспечение невозможности наказания адвоката за осуществление его профессиональной деятельности, усовершенствование порядка привлечения адвоката к уголовной ответственности, введение особого порядка привлечения адвоката к административной ответственности и применения к нему мер административно-процессуального характера);
— юридико-техническое совершенствование существующих в российском законодательстве правовых норм, предусматривающих общепрофессиональные права адвоката и его права как участника соответствующего вида юрисдикционного производства (обеспечение возможности адвоката-защитника реализовывать свои права на конфиденциальную встречу с подзащитным, использование в его деятельности технических средств, получение ответов на запросы, собирание предметов и документов, служащих основой для формирования доказательств, на взаимодействие с частными детективами, на заявление и надлежащее рассмотрение ходатайств; на реализацию своих прав, предоставленных УПК РФ как участнику соответствующих следственных и процессуальных действий, на обжалование действий, нарушающих права и свободы подзащитного, на заявление отвода судье и др.)
— введение материально-правовых и процессуально-правовых санкций, применяемых к лицам, нарушающим установленные законодательством гарантии независимости адвоката, сохранности адвокатской тайны и осуществляющим действия по незаконному воспрепятствованию и (или) противоправному вмешательству в профессиональную деятельность адвоката-защитника.
Законопроект, по мнению его автора, будет способствовать совершенствованию и созданию новых необходимых правовых механизмов для реализации профессиональных прав адвоката-защитника и обеспечению надлежащего уровня правовой охраны адвоката-защитника.
В номинации «Решение проблем в сфере международных отношений» одержал победу проект Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Минаевой Ирины Леонтьевны. В последнее время все больше внимания уделяется спорту больных диабетом. В России проводится ДиаСпартакиада. Ежегодно в Женеве (Швейцария) проходит международный футбольный турнир для детей с сахарным диабетом, проводятся соревнования по легкой и тяжелой атлетике. Это направление развивается с каждым днем, увеличивается количество участников, стран, командирующих свои команды. Но правовой базы, регулирующей отношения в сфере спорта больных сахарным диабетом, не существует.
В номинации «Развитие правоотношений в сфере культуры и информационного права» победителями стали к.ю.н. Игбаева Гузель Римовна и к.ю.н. Игбаева Зульфия Римовна. Ими подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 171.2 УК РФ».
Законодательство по государственному регулированию организации и проведения азартных игр в 2006 году серьезно обновлено, принят Федеральный Закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который внес запрет на проведение азартных игр на территории Российской Федерации, кроме специальных зон, однако практически ежедневно в сводках правоохранительных органов можно увидеть сообщения об очередном, а порой и повторном закрытии казино, залов игровых автоматов. Такая ситуация, отмечают авторы, свидетельствует о законодательных «лазейках», коррупционных элементах и требует тщательного анализа действующего законодательства, мониторинга правоприменительной практики и пробелов правового регулирования игорного бизнеса и последующего мотивированного предложения поправок в законодательство. В условиях низкой эффективности законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, обусловленной наличием пробелов и других недостатков, выработка и обоснование предложений по их устранению является задачей государственной важности, имеющей практическую значимость и высокую актуальность.
Представляется, что предложенные поправки повысят эффективность правоприменения законодательства о государственном регулировании организации и проведения азартных игр, стабилизируют обстановку в сфере игорного бизнеса, выведя его из теневой среды, ведь от этого зависит развитие экономики, предпринимательства, гарантии и защита прав граждан.
В номинации «Профилактика правонарушений и участие граждан в охране правопорядка» победил проект Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях», разработанный Акиловым Данилом Зиннатовичем.
В номинации «Повышение правовой грамотности и общественно-политической активности граждан, развитие общественного сектора» победителями стали к.ю.н. Исаева Регина Минияровна и к.ю.н. Хакимова Эльмира Робертовна. Ими подготовлен проект Федерального закона «Об оказании государственной помощи лицам, пострадавшим от противоправных деяний».
Исследователи сделали вывод, что необходимо искать новые законодательные решения для достижения дальнейшего повышения оказания государственной помощи лицам, пострадавшим от противоправных действий, на качественно новом уровне с одновременным предоставлением государственных социальных гарантий.
Предложенным законопроектом предлагается в целях дальнейшего усиления социальной защищенности потерпевших лиц оказывать бесплатную юридическую помощь, которая предполагает консультативную и правовую поддержку. К основной цели законопроекта следует отнести защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений с учетом реалий настоящего времени.
В номинации «Совершенствование законодательства в сфере молодежной политики» победителем признан Бунин Евгений Сергеевич, автор проекта Федерального закона «Об обеспечении безопасности граждан при проведении массовых спортивных мероприятий». Одним из важнейших направлений совершенствования спортивного законодательства в Российской Федерации является создание действенных правовых механизмов предотвращения и пресечения насилия и хулиганского поведения зрителей и болельщиков во время, а также непосредственно до и после спортивных мероприятий. Такое законодательное урегулирование необходимо как на самих спортивных объектах и в непосредственной близости от них, так и в местах публичной трансляции спортивных мероприятий. Хулиганство, насилие, погромы, массовые беспорядки во время спортивных мероприятий представляют собой весьма существенную угрозу обществу.
Наша страна готовится к проведению целого ряда массовых спортивных мероприятий самого высокого уровня (Универсиада-2013, Олимпиада-2014, Чемпионат мира по хоккею — 2016, Чемпионат мира по футболу — 2018).
Поддержание надлежащего уровня общественного правопорядка при проведении спортивных мероприятиях создает благоприятные условия для обеспечения прав и законных интересов граждан. Государство вовлекает в административно-правовой механизм охраны правопорядка различные органы государственной власти, среди которых особое место занимают органы внутренних дел, обладающие необходимым арсеналом административно-правовых средств для обеспечения должного общественного порядка.
Необходимым условием обеспечения общественного порядка при проведении массовых спортивных мероприятий является четкое правовое регулирование порядка их организации и проведения, а также действий органов внутренних дел, направленных на предупреждение, пресечение нарушений данного порядка, привлечение к ответственности виновных лиц. В связи с этим, на основе изучения зарубежного опыта (Великобритании, Турции, Франции, Италия и др.), был предложен данный законопроект.
В номинации «Совершенствование законодательства в сфере социальной защиты населения» одержал победу Хусаинов Эльнар Наилевич. Предложенный им проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса российской Федерации» направлен на устранение противоречия Трудового кодекса РФ Конституции РФ и основным международным принципам, связанным с отсутствием законодательных гарантий запрета увольнения по инициативе работодателя отцов, являющихся единственными кормильцами в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.
Председатель Молодежной общественной палаты Николай Самойленко высказал мнение, что конкурс в республике прошел успешно как по количеству участников, так и по качеству работ.
— Конкурс продемонстрировал высокую степень заинтересованности нашей молодежи в законотворческих процессах, — считает Николай Самойленко. — Если в 2011 году на конкурс было представлено 15 работ, в этом году количество презентованных проектов увеличилось до 45. Особо следует отметить ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД России», активно и успешно принявший в нем участие. Тематика работ имела различную направленность. В рамках проектов было показано новое видение тех или иных ситуаций, предложены новые идеи по совершенствованию законодательства.
Обзор подготовлен ученым секретарем – начальником адъюнктуры ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД России», членом Ассоциации юристов России, членом Российской академии юридических наук к.ю.н. Игбаевой Гузель Римовной.