Обзоры

Евразийский юридический журнал

Дорога мира Вьетнама и России

Дорога мира Вьетнама и России

№ 11 (90) 2015г.

THE PEACE ROAD OF VIETNAM AND RUSSIA

Вступительное слово

Если меня спросят, как можно двумя-тремя словами опи­сать Вьетнам, то я скажу - это жизнелюбивая и полная ярких красок страна. Но мне не хочется быть краткой. Вьетнам за­служивает того, чтобы о нем много говорили и много писали.

Ни в какой другой стране я не видела столько улыбаю­щихся, приветливых, внимательных и неравнодушных людей. Для меня это земля солнечных тружеников, которые своим трудом создают красоту и призывают всех людей на планете делать то же самое.

Это мое второе посещение Вьетнама. Впервые я побывала в этой стране в 2012 г. Прошло меньше, чем три года, а я увиде­ла заметно похорошевший Вьетнам. Появилось много новых современных строений, по новому украшенные улицы Ханоя стали еще более привлекательны, а жители производят впе­чатление уверенных в себе людей, знающих, для чего живут и к чему стремятся.

В поисках образа современного Вьетнама я остановилась на сравнении его с цветком лотоса, который сегодня, встречая рассвет, все шире раскрывает свои лепестки жизни, ибо мир царит на его земле, а потому люди полны планов и надежды.

XX век был суровым для народа Вьетнама. В XXI веке стра­на неуклонно развивается, народ отходит от тягот прошлых войн и вооруженных конфликтов, люди обновляют жилища, развивают промышленное производство, сельское хозяйство и народные промыслы. Вьетнамцы очень скромны в запросах и не стремятся к излишней роскоши и помпезности. Простота в жизни человека всегда прекраснее и полна душевности, по сравнению с амбициозной и холодной роскошью.

Приезд во Вьетнам состоялся благодаря приглашению Ассоциации юристов Вьетнама. Эта поездка необходима для налаживания российским Центром «Право Мира», Россий­ским университетом правосудия и Финансовым университе­том при Правительстве РФ более тесных контактов с данной Ассоциацией, Вьетнамским Союзом дружественных организаций, Академией международного бизнеса и права, другими обществен­ными организациями, вузами и исследовательскими органи­зациями Вьетнама.

У Университета правосудия и Финансового университета России, которые я здесь представляю, будучи руководителем структурных подразделений и профессором права, в планах совместные научные конференции как в России, так и во Вьет­наме, программы более тесного и долговременного сотруд­ничества на уровне ведущих экспертов, ученых-правоведов. И Россия, и Вьетнам интенсивно обновляют и принимают но­вые законы для расширения демократии, совершенствования правового положения человека, повышения эффективности работы законодательных органов, исполнительной власти, су­дов и правоохранительных органов. Обмен мнением по этим проблемам актуален и для России, и для Вьетнама, объеди­ненных единой историей и общими нравственно-духовными ценностями.

Но есть и еще одна об­щая забота двух стран, стре­мящихся жить спокойно и неуклонно развиваться, - это забота о мире. В этой поезд­ке мне предстояло общение с общественностью и уче­ными по проблемам права мира и его защиты в услови­ях глобализации угроз и вызовов человечеству.

Как президенту Центра «Право мира» мне важно было обсудить возможность реализации совместно с вьетнамски­ми коллегами проектов данной общественной организации в России и во Вьетнаме. Я приехала во Вьетнам, чтобы наладить общую «Дорогу мира».

Образ жизни Вьетнама

По прибытии во Вьетнам в воскресение 1 ноября 2015 г. первое, что мне предложили представители Ассоциации юри­стов Вьетнама - это посетить Экопарк, расположенный в 30 км от Ханоя. В этой поездке меня сопровождали заведующий от­делом международного сотрудничества Вьетнамо-Российско­го юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунг и сотрудник Ассоциации Нгуен Линь.

Экопарк - своеобразный городок, протяженностью 66 км, воплощающий в себя идеалы организации жизни и отды­ха людей с учетом их поселенческих, экологических, рекреа­ционных, творческих и предпринимательских потребностей и нужд. Экопарк воплощает уникальный международный про­ект, позволяющий сформировать экопоселение, которое ста­ло бы одновременно местом отдыха и оздоровления жителей многонаселенного Ханоя.


Проект Экопарка

Для Центра «Право Мира», реализующего экологи­ческие программы по защите среды обитания и изуче­нию оптимальных моделей рекреационных территорий, доступных для населения, проект Экопарка представляет несомненный интерес. Его концепция и инфраструктура построены на идее создания зоны труда и отдыха для каж­дого вьетнамца. В свою очередь каждый, кто посещает Эко­парк, может внести свой личный вклад в его образ жизни и развития. Этому способствуют и органично размещен­ные места торговли, общественного питания, развлечения, занятия спортом и искусством. В Экопарке находятся ад­министративные здания и ряд научно-исследовательских центров, осуществляющих мониторинг его функциониро­вания и развития.

Гуляя по его улицам, общаясь с торговцами, художника­ми, детьми и просто прохожими, я обнаружила, что Экопарк - то место, где люди понимают друг друга без слов. И еще я увидела, что здесь только все начинается. Впереди открыва­ются интересные горизонты развития с вовлечением каждого, кто того пожелает.

Нет сомнения, что созидать здесь люди будут все вместе. Дух коллективности проявляется во Вьетнаме во всем. Не яв­ляется исключением и такая задача, как защита природы. Не случайно в ст. 29 Конституции Вьетнама записано, что все, кто может быть причастен к защите природы, должен в этом уча­ствовать. «Государственные органы, органы вооруженных сил, общественные и экономические организации, отдельные лица обязаны соблюдать установленные государством правила о рациональном использовании природных ресурсов и защите окружающей среды. Строго запрещаются все действия, при­водящие к истощению ресурсов и порче окружающей среды».

Пользуйся, но не вреди. Твори и радуйся. Разве можно придумать более здоровый образ жизни?

Лицом к народу

Для меня как правоведа, несомненно, было интересно, как Конституция Вьетнама определяет место вьетнамского народа в жизни страны. Читая главный закон страны, я обнаружила в нем глубокую традицию - уважение властей к своему народу.

В Конституции Вьетнама записано, что Социалистиче­ская Республика Вьетнам — государство народа, для народа и во имя народа. Эта формулировка заимствована из Конститу­ции Франции, но близка Вьетнаму по духу. Больше я не найду в Конституции Вьетнама положений из французской Консти­туции. В остальном главный закон Вьетнама определяет соб­ственное видение того, что его народу хорошо, а что плохо.

В Конституции СРВ записано, что вся государственная власть принадлежит народу, основу которого составляет союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Государство гарантирует народу непрерывное развитие народовластия во всех областях, построение могущественного и богатого обще­ства, осуществление социальной справедливости, при кото­рой жизнь у всех свободна, счастлива, и создаются условия для всестороннего развития человека; вместе с тем государство на­казывает всяческие действия, ущемляющие интересы страны и ее народа (ст. 2).

Все государственные органы и государственные служа­щие должны уважать народ, отдавать все силы служению народу, внимательно прислушиваться ко мнению народа и находиться под его контролем, решительно бороться со все­ми проявлениями бюрократизма, своеволия, высокомерия и коррупции (ст. 8).

Мне как правоведу все нравится в этих положениях, но особенно впечатлила запись об обязанности государственных органов и служащих бороться с высокомерием. Если бы Кон­фуций был жив, он бы порадовался, как его идеи неприятия высокомерных и своевольных чиновников воплотились в глав­ном законе Вьетнама.

***

Первый рабочий день недели - понедельник, 2 ноября 2015 г., начался с посещения Ассоциации юристов Вьетнама, где состоялась дружеское общение с вице-президентом Ассо­циации Ле Тхи Кинь Тхань, заведующим отделом междуна­родного сотрудничества Вьетнамо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хун­гом и другими представителями АЮВ.


Ассоциация юристов Вьетнама

Встреча началась с воспоминаний о начале сотрудниче­ства в 2012 г., когда мне была предоставлена честь представить на международной конференции доклады о судебной системе и организации прокуратуры в Российской Федерации. Меж­дународная конференция, в которой также участвовали пред­ставители США и Китая, была организована АЮВ в Холонге, но в той поездке удалось и побывать в гостях у Ассоциации юристов Вьетнама в Ханое.

С того времени дружественные контакты стали постоянными и разнообразными по формату, благодаря усилиям со стороны за­ведующего отделом международного сотрудничества Вьетна­мо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунга и спецпредставителя газеты «Жизнь и закон» при Ассоциации юристов Вьетнама Фам Тхань Суан.

В сентябре 2012 г. делегация Вьетнама под руковод­ством Нгуен Куок Хунга и Фам Тхань Суан приняла участие в III Форуме «Дорога мира», который состоялся в Республике Калмыкия. Вьетнамская делегация (в ее составе были также известный вьетнамский композитор Фам Хонг Ха и двое дочерей-школьниц Нгуен Тху Нга и Нгуен Суан Тхао семейной пары Нгуен Куок Хунга и Фам Тхань Суан) приняла участие в двух международных конференциях, посвященных миру, без­опасности и устойчивому развитию, в Фестивале мира и друж­бы, имела возможность познакомиться со знаменитым кара­ваном верблюдов Экспедиции «Дорога мира». Вьетнамские друзья привезли на выставку детские рисунки, посвященные миру, а также подарки детям Калмыкии, подарив им много радости.

В новых планах совместного сотрудничества в данном проекте - участие вьетнамской делегации в караванной экспе­диции «Дорога мира - дорога жизни» в мае 2015 г. по марш­руту Золотого кольца России - в Ярославской, Владимирской и Московской областях.

Еще один крупный проект сотрудничества с АЮВ - совместное обсуждение международно-правовых проблем защиты неразделен­ных морей и мирного урегулирования споров. Начало реализации этому проекту было положено 5 июня 2015 г., когда в Гуманитарном институте г. Москвы под эгидой Центра «Право мира» при под­держке российских Университета правосудия и Финансово­го университета состоялся российско-вьетнамский круглый стол, посвященный проблемам урегулирования споров в Юж­но-Китайском море. Эксперты от России представили свое мнение о возможных путях мирного разрешения возникших проблем для вьетнамских коллег. В развитие диалога в февра­ле 2015 г. планируется проведение крупной международной конференции по данной тематике в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.

Общение в Ассоциации юристов Вьетнама проходило в теплой и дружественной обстановке. Во время встречи были обсуждены вопросы налаживания долговременного сотруд­ничества в научной, просветительской, исследовательской сферах, расширения контактов российских и вьетнамских юристов в различных национальных и международных про­ектах, организации и проведении совместных мероприятий, издания совместных книг и оказания друг другу содействия в расширении связей с другими организациями. Нам удалось договориться, что началу более тесного сотрудничества поло­жат международные конференции, совместно организован­ные в России и во Вьетнаме.

Ле Тхи Кинь Тхань поблагодарила меня за согласие про­читать лекцию по праву мира в Международной академии бизнеса и права Вьетнама, а также выразила надежду, что такие лекции будут прочитаны и в других вьетнамских вузах, с которыми Ассоциация юристов Вьетнама тесно сотрудничает.

О чем бы ни шел разговор на этой встрече, мы всегда воз­вращались к теме гуманитарного развития России и Вьетна­ма. Во время общения чувствовалась общность душ в том, что принимаемые законы должны служить людям, вьетнамскому народу. Именно на это нацелен и разработанный с участием АЮВ проект закона о референдуме. Именно с этой целью и Ассоциация юристов Вьетнама, и те российские организации, которые я представляю, проводят бесплатные юридические консультации среди населения, издают научно-популярную литературу «о праве народа, для народа и во имя народа».

Красота по-вьетнамски

В воскресенье 1 ноября и во второй день 2 ноября мне предстояло поближе познакомиться с достопримечательно­стями и жителями Ханоя.

Во время экскурсии по Ханою удалось увидеть Парла­мент, резиденции главы государства и правительства Вьетна­ма, мавзолей Хо Ши Мина и знаменитую пагоду «Чан Куок» на озере «Westlake». Все эти места - символ величия и устой­чивости Вьетнама, где хранится память предков и вершится новая история.


Здание парламента в Ханое


У резиденции Президента Вьетнама, Ханой.


У Мавзолея Хо Ши Мина, Ханой


Знаменитая пагода Ханоя Чан Куок

Как буддийский центр Тханлона в Ly и Tran пагода «Чан Куок» имеет историю в 1500 лет, считается старейшим хра­мом. Архитектуру пагоды отличает гармоничное сочетание величественности древних ландшафтов и спокойной элегант­ности на фоне безмятежного пространства огромного озера. Имея значение как памятник истории и архитектуры, пагода Чан Куок известна как священное место буддизма, привлека­ет многих приверженцев буддизма и туристов из Вьетнама и других стран.

***

Вторник, 3 ноября 2015 г. был посвящен общению с пре­красным. Великий русский писатель Федор Достоевский ска­зал, что красота спасет мир. Мирная жизнь Вьетнама течет по этим правилам.

Вопрос о том, что есть красота - вечный вопрос. В студии народного искусства Ханоя я увидела, что вьетнамский народ черпает свое вдохновение из всего, что дает ему природа. Ока­зывается, в природе нет ничего лишнего, из скорлупы яйца и ракушек можно воспроизвести все, что угодно - цветы, живот­ных, прекрасных девушек, причудливые истории из народно­го эпоса. Вьетнамское искусство свидетельствует о том, что в природе все взаимосвязано и все прекрасно.

Главное проявление этой красоты - ее разнообразие. Люди - тоже часть разнообразного мира. Чем больше рас, народов и этносов, тем красивее земля. Эту красоту бережно хранит и воспевает Этнографический музей Вьетнама. Чтобы сохранить свои народы, вьетнамское государство осуществля­ет политику всестороннего повышения и развития материаль­ной и духовной жизни малых народов. По вьетнамской Кон­ституции Социалистическая Республика Вьетнам — единое государство всех национальностей, совместно проживающих на земле Вьетнама. Государство осуществляет политику равно­правия национальностей, их консолидацию и взаимопомощь, строго запрещает любые действия, унижающие националь­ности и ведущие к их расколу. Каждая национальность имеет право говорить и писать на родном языке, сохранять и разви­вать свои прекрасные нравы, обычаи, традиции и культуру. Во Вьетнаме обеспечивается развитие образования на льготных условиях в горных местностях, в регионах, где проживают ма­лые народности или где особенно трудные условия жизни. В системе здравоохранения государство отдает приоритет ее развитию для обслуживания горного населения и малых на­родов.

Конституция Вьетнама уделяет много внимания культу­ре и образованию вьетнамского народа. Этому посвящена от­дельно глава 3. В российской Конституции, к сожалению, нет такой главы.

Согласно ст. 30 Конституции СРВ государство и обще­ство сохраняют и развивают вьетнамскую культуру — ее на­родность, современность, гуманность; унаследуют и умножа­ют культурные ценности национальностей Вьетнама, идеи, мораль и стиль Хо Ши Мина; воспринимают все лучшее из культуры человечества; развивают творческие таланты народа.

Эти гуманные идеи, мораль и стиль Хо Ши Мина жить в гармонии просматриваются во всем: в том, как вьетнамский народ дружно работает, четко зная, кто и что должен делать; в том, как люди коллективно отдыхают вечерами, оживленно общаясь за ужином с друзьями и коллегами в ресторанах и народных уличных кафе; в том, как вьетнамский умелец соз­дает своими руками прекрасное, как проворно и с желанием сделать приятное клиенту угощает едой, стрижет, делает мас­саж, убирает комнаты и улицы. В этом проявляется дух вьет­намского гостеприимства и радушия. Потому на улицах много иностранцев, они чувствуют себя комфортно, им здесь рады и их не обидят.

Вьетнамцы трепетно берегут нравственность, и за это от­вечает не только общество, но и государство. В Конституции Вьетнама записано, что государство осуществляет единое управление культурой. Строго запрещается пропаганда ре­акционной и безнравственной идеологии и культуры, искоре­няются предрассудки и суеверия (ст. 31). К великому счастью, здесь общество на заболеет содомией, на будет поощрять гей-парады и однополые браки, не допустит, чтобы пресловутая свобода любви и слова насаждала цинизм и уничтожала ос­нову жизни человека - союз мужчины и женщины, заключаю­щих брак на основе взаимной любви и для естественного про­должения рода человеческого.

В то же время вьетнамское общество - открытое и толе­рантное. В нем свободно развиваются различные религиозные культуры, строятся не только буддистские храмы, но и возво­дятся католические соборы, мечети. Никому не воспрещено исповедовать ту веру, которая ближе его убеждениям и миро­воззрениям.

Государство поощряет литературу и искусство, разви­вает радио, телевидение, кино, издательское и библиотечное дело и другие средства массовой информации. В Конституции Вьетнама написано, что литература и искусство вносят вклад в воспитание личности и прекрасной духовности вьетнамских людей. Государство уделяет внимание развитию культуры, литературы, искусства, создает условия для пользования наро­дом ценными произведениями литературы и искусства; обе­спечивает развитие творческих талантов в области культуры, литературы и искусства. Все это можно встретить, правда, и в конституциях западных государств, немного об этом пишется и в Конституции России. Но нет в них мудрости вьетнамской Конституции, которая строго запрещает литературную и ин­формационную деятельность, наносящую ущерб интересам государства и причиняющую вред личности, морали и пре­красному образу жизни вьетнамских людей (ст. 32-33).

Говоря о красоте Вьетнама, нельзя пропустить и такое вы­разительное ее проявление, как вьетнамские женщины и ста­рики. Во Вьетнаме наблюдается трепетное отношение к жен­щинам и старикам, к институту семьи и матери.

В соответствии со ст. 63 Конституции Вьетнама женщины и мужчины имеют равные права во всех областях — политиче­ской, экономической, общественной, семейной жизни. Запре­щаются дискриминационные действия по отношению к жен­щинам, оскорбляющие их личность. Женщины и мужчины получают равную заработную плату за равный труд. Наравне с мужчинами женщины могут быть государственными служа­щими или работать по трудовому контракту. Государство и общество создают женщинам условия для всестороннего по­вышения культурного уровня, их роли в обществе; проявляют заботу о развитии сети родильных домов, детских больниц, детских садов и других видов учреждений бытового обслужи­вания, создают благоприятные условия, позволяющие жен­щинам трудиться на производстве, работать, учиться, лечить­ся, отдыхать и выполнять надлежащим образом материнские обязанности.

Потому не удивительно, что женщины Вьетнама не вы­глядят угнетенными. Напротив, наравне с мужчинами они занимают руководящие посты в Национальном собрании, в университетах, общественных организациях. Они активны в искусстве и культуре, спорте и просвещении.

Женщины всех возрастов за рулем мотоцикла или ав­томобиля не воспринимаются как экзотика. Будучи сво­бодными и счастливыми, вьетнамские женщины выглядят очень красиво и моложаво. Не только их яркая исконно национальная одежда вызывает восхищение. Современные вьетнамские девушки и женщины обладают изумительным вкусом, умело используют деловой и спортивный стиль, изысканные наряды. Вьетнамки умеют носить не только тра­диционные вьетнамские шапочки, но и разнообразные при­чудливые шляпки и платки как неотъемлемое дополнение к платью или костюму.

Красота по-вьетнамски - это еще и глубокое пони­мание того, что семья является ячейкой общества. Государ­ство берет на себя обязательства по охране брака и семьи. По Конституции Вьетнама брак основывается на принципах добровольности, прогресса, одна жена — один муж, супруги равноправны. Родители обязаны воспитывать детей, чтобы они стали хорошими гражданами. Дети обязаны уважать ро­дителей, дедушек, бабушек и заботиться о них.

Государство и общество не признают дискриминации по отношению к детям. Женщины получают определенные права при беременности и родах, имеют право на полностью оплачиваемый отпуск, пособие по случаю рождения ребенка до и после родов в соответствии с законом.

Красота Вьетнама - это здоровье нации. Пребывая во Вьетнаме неделю, я ни разу не встретила тучного вьетнамца, страдающего от ожирения. Возможно, такие люди тоже есть в этой стране, но их так мало, что я не смогла увидеть. Вьетнам­ская кухня легкая и хорошо усваиваемая. Много белков, мало жиров, а углеводистую пищу заменяют фрукты и натуральные сладости.

Но не только здоровое питание нации - забота властей. Государство осознает, как важна правильная политика по охране здоровья народа. Потому вьетнамское государство не только финансирует, развивает и осуществляет единое управ­ление охраной здоровья народа, но и мобилизует и органи­зует все общественные силы на создание и развитие системы здравоохранения, ориентированной на профилактику, на ее соединение с лечением. Медицина во Вьетнаме, так же как и образование, является народной, и это проявляется не толь­ко в ее доступности. Для нас, европейцев, интересен тот факт, что по Конституции Вьетнама эта страна сочетает методы со­временной и традиционной народной медицины, совмещает развитие государственного здравоохранения с развитием на­родной медицины.

Конституция Вьетнама строго запрещает незаконное ле­чение, производство лекарств и торговлю ими организация­ми, частными лицами, причиняющими вред здоровью наро­да. Строго запрещаются незаконное производство, перевозка, торговля, хранение и использование опиума и других нарко­тических средств. Государство устанавливает принудительное лечение наркомании и других заболеваний, представляющих опасность для общества.

Красота по-вьетнамски - это тепло вьетнамской земли, ее запахи и звуки, это мир, в который тянет и в котором тебе рады.

Справедливость и патриотизм Вьетнама

Вьетнамское государство, взяв на себя обязательства «осу­ществления социальной справедливости, при которой жизнь у всех свободна, счастлива, и создаются условия для всесторон­него развития человека», осталась в немногочисленном «клубе социалистических стран», которые четко осознают, что чело­век нуждается не только в заботе, куда тяжелее ему принять несправедливость и отсутствие возможностей для развития.

Вьетнамская образовательная система не отрицает част­ные школы и вузы, но государственные школы, бесплатные и доступные населению образовательные услуги - это основа на­родного образования Вьетнама.

Народное образование Вьетнама - это обязательное бес­платное первоначальное обучение, право граждан на учебное и профессиональное обучение в разных формах. Государство и общество создают условия учебы как для развития одарен­ными учащимися своих способностей, так и для подходящего учебного и профессионального обучения детей-инвалидов.

По Конституции Вьетнама государство устанавливает плату за учебу и стипендию. Это очень важно, что государство контролирует такие платежи, основываясь на концепции до­ступного образования.

Сбалансированной видится и система высшего образова­ния. У молодежи есть выбор, куда пойти учиться: в государ­ственный или частный вуз. И если это частный вуз, то не обя­зательно за учебу платят родители. В ресторанах и кафе, на улицах в службах сервиса я увидела много молодежи. Скорее всего, это и есть студенты, зарабатывающие себе на жизнь и учебу. Так с молодости они привыкают к самостоятельности и ответственности.

Меня, однако, впечатлило не только это. Образование во Вьетнаме неразрывно сочетается с патриотическим воспита­нием детей и молодежи. В России после распада СССР долгое время игнорировали эту задачу. Лишь в последние годы обна­ружилось, как важно было сохранить патриотические тради­ции советских времен.

Вьетнамское государство в соответствии с Конституцией постоянно развивает патриотизм и революционный героизм народа. Государство и общество заботятся о формировании у молодежи морали, развитии национальных традиций, граж­данского долга и социальных идеалов, стремления быть пере­довыми в процессе творческого труда и защиты Отечества.

По Конституции Вьетнама массовые организации, в пер­вую очередь Коммунистический союз молодежи имени Хо Щи Мина, общественные и экономические организации, се­мья вместе со школой обязаны воспитывать молодежь, под­ростков и пионеров.

Вьетнамское общество невозможно представить без пио­неров в алых галстуках. Они повсюду на улицах городов и сел Вьетнама. Патриотизм Вьетнама начинается со школы - вто­рого дома, где все равны и живут единой семьей. Дети каждой школы носят особую школьную форму, у них свои традиции, но объединяет их пионерский галстук, символизирующий лю­бовь к Родине и своему народу.

Патриотизм во Вьетнаме, воспитываемый с детства, ста­новится неотъемлемой частью образа жизни народа. Не толь­ко на зданиях государственных органов, повсюду - на фасадах жилых домов, школ, магазинов, ресторанов, отелей можно увидеть национальный флаг Вьетнама. В России лишь с 2002 г. в дни государственных праздников Российской Федерации разрешено вывешивать Государственный флаг Российской Федерации на зданиях общественных объединений, предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от форм соб­ственности, а также на жилых домах.

Особый дух вьетнамского патриотизма и народного един­ства можно обнаружить, наблюдая за людьми в военной фор­ме. Во Вьетнаме военные являются частью общества. Вместе с другими людьми они участвуют в мирном строительстве, при­влекаются к общественным работам и помогают обеспечивать социальное развитие страны. Это армия не только войны, но и мирной жизни.

Дружелюбие вьетнамских военных я испытала на себе. Во время обеда во вьетнамском ресторане Ханоя к нашему сто­лику по очереди подошли трое военных: один зрелый и двое молодых парней. Они подошли для того, чтобы пожать мне руку, потому что я русская, и с теплом вспомнить, как учились в России, как уважают нашу страну и искренне рады знаком­ству. «Передавайте привет Путину, - сказали они. - Мы его очень уважаем».

Многие правовые традиции советской эпохи, от которых мы зря отказались, здесь по-прежнему живут. Одна из них - традиция общественных работ. В соответствии со ст. 80 Кон­ституции Вьетнама граждане обязаны принимать участие в общественно полезных работах в соответствии с законом. Я бы с удовольствием закрепила эту статью и Конституцию России. Ибо высшая справедливость состоит в том, чтобы каждый из нас умел не только брать, но и отдавать. В духе этой солидар­ной ответственности и живет народ Вьетнама.

Дорогой мира вместе

4 ноября 2015 г. в Ханое (Вьетнам) состоялась моя встреча с руководством и сотрудниками Вьетнамского Союза дружествен­ных организаций. Во встрече также принял участие заведующий отделом международного сотрудничество Вьетнамо-Россий­ского юридического консультативного Центра при Ассоциа­ции Нгуен Куок Хунг.

Президент Вьетнамского Союза дружественных организаций Ву Суан Хонг, в совершенстве владеющий русским языком, тепло приветствовал меня, рассказал о тесном сотрудничестве с целым ря­дом общественных организаций России (в том числе с Обществом российско-вьетнамской дружбы, Фондом мира) и выразил желание наладить аналогичное сотрудничество с Центром «Право мира».

 

Официальная встреча в Союзе дружественных организаций в Ханое

Мой визит в Союз дружественных организаций был не случаен. Одно из заветных желаний Центра «Право мира» - осуществить во Вьетнаме проект «Дорога мира», итогом которого станет возведение «Арки мира» как символа дружбы вьетнамского и российского на­родов.

Идея Дороги мира реализуется Центром «Право мира» с 2011 г. В этом году исполнится пять лет, как впервые состоялся I международный Форум «Дорога мира», включивший в себя не только международные конференции и круглые столы в семи субъектах Федерации юга России, но и караванную верблюжью экспедицию на Северном Кавказе России в память о погиб­ших во Вторую мировую войну, жертвах современных войн и терроризма. С того времени Центр «Право мира» провел пять международных Форумов, и один из них на Украине, где обще­ственной организацией по линии народной дипломатии орга­низовано широкое научно-просветительское и духовно-куль­турное сотрудничество, несмотря на ухудшение отношений между двумя государствами.

Форум «Дорога мира» во Вьетнаме позволит не только еще раз подтвердить тесные дружественные отношения между народами двух стран, но и объединить усилия в пропаганде мира и сотрудниче­ства в рамках народной дипломатии.

Ву Суан Хонг и другие сотрудники Вьетнамского Союза дру­жественных организаций проявили искреннюю заинтересованность в осуществлении этих проектов во Вьетнаме. Мы договорились о на­

чале ведения переговоров по совместной реализации проектов «До­рога мира» и «Арка мира» во Вьетнаме.

Ву Суан Хонг предложил в качестве первого совместного ме­роприятия провести международную конференцию по проблемам мира, безопасности и устойчивого развития во Вьетнаме, а также выразил готовность руководства и сотрудников их организации при­нять участие в Форумах «Дорога мира», проводимых Центром «Пра­во мира» в России.

С учетом того, что третьей стороной в этих проектах будет выступать Ассоциация юристов Вьетнама, участники встречи до­говорились, что координатором в их взаимодействии выступит за­ведующий отделом международного сотрудничества Вьетна­мо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунг.

По завершении встречи Ву Суан Хонг вручил мне парадную скатерть с национальной символикой Вьетнама. Буду надеяться, что уже в ближайшее будущее воспользуюсь этой скатертью в России, чтобы торжественно принять вьетнамских друзей и угостить их рус­ской кухней.

На следующий день, направляясь вместе Нгуен Куок Хунгом в Хошимин для выступления с лекцией по праву мира России, я вдруг поймала себя на мысли о том, что по большому счету наша Дорога мира во Вьетнаме уже началась. Мы встречаемся и говорим о мире, мы строим планы и уже что-то делаем. Путь проложен, и главное, чтобы он получил свое продолжение.

***

5 ноября 2015 г. в Хошимине меня и Нгуен Куок Хунга тепло принимало руководство и сотрудники Международной академии бизнеса и права (Институт научных юридических иссле­дований и международного предпринимательства) Вьетнама.


Академия бизнеса, Хошимин

В начале встречи от имени Президента Международ­ной академии бизнеса и права Нгуен Тхи Шон состоялся прием, в котором приняли участие Вице-Президент Ака­демии Нгуен Ван Кик, постоянный представитель Вьетнама в штаб-квартире ООН и представительствах других обще­ственных организаций в Женеве Буи Вьет Куонг и судья Торговой арбитражной палаты, вице-президент сообщества вьетнамо-японской дружбы Ву Тронг Кхан. Во время при­ема состоялся обмен мнениями о международной ситуации в мире, о развитии российско-вьетнамских отношений, о конституционном и судебном развитии России и Вьетнама, об особенностях современного экономического и социаль­ного развития обеих стран.

По завершении приема в конференц-зале состоялась моя лекция на тему «Тенденции развития права мира в Россий­ской Федерации». На лекции присутствовали руководство, ведущие эксперты и сотрудники Международной академии бизнеса и права, а также эксперты других учреждений и орга­низаций Хошимина.

В своем выступлении я говорила как об общих тенден­циях развития международного права мира, так и об осо­бенностях становления и развития права мира в России. Речь шла о современном законодательстве Российской Фе­дерации, регулирующем вопросы защиты мира, об основ­ных приоритетах внешней политики России и основных проблемах мироустройства и миротворчества, которые сто­ят перед ее страной.

Лекция вызвала живой интерес. Было задано много во­просов по таким проблемам, как перспективы развития права мира и сдерживания права войны, пределы расширения клу­ба ядерных держав, соотношение принципов государственно­го суверенитета и уважения прав человека, о том, как можно совместить в законе о мире общую цель защиты мира и до­пустимость применения вооруженных сил. Вьетнамских ис­следователей интересовало мое мнение по вопросам участия России в операциях против ИГИЛ в Сирии, о перспективах российско-украинских отношений, легитимности вхождения Крыма в состав России.

На этой встрече я не могла не поделиться своими ощу­щениями о праве мира Вьетнама. Хотя Россия и миролю­бивая страна, в нашей Конституции нет такой замечатель­ной статьи, которую я нашла в Конституции Вьетнама. В ст. 14 Конституции этой страны записано: Социалистическая Республика Вьетнам проводит политику мира, дружбы и расширения отношений всестороннего сотрудничества со всеми странами, с различным общественно-политическим строем на основе взаимного уважения, независимости, су­веренитета и территориальной целостности, невмешатель­ства во внутренние дела друг яруга, равенства и взаимной выгоды; СРВ укрепляет дружбу, отношения сотрудничества с социалистическими и соседними странами; активно под­держивает борьбу народов за мир, национальную независи­мость, демократию, общественный прогресс и вносит свой вклад в эту борьбу.

Мне не очень нравится это выражение - «борьба за мир», оно появилось после Второй мировой войны как официаль­ная политика социалистических стран. В документах ООН мы найдем другие выражения - политика мира, мироустройство, миротворчество.

Но на земле действительно бывают ситуации, когда нуж­но бороться за мир. Именно благодаря борьбе за мир Вьет­нам обеспечил себе мирную жизнь в новом столетии. Именно борьбой за мир занимается сегодня Россия, помогая Сирии в уничтожении агрессии ИГИЛ.

Острую дискуссию на встрече вызвал вопрос о современ­ном вкладе Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН в политику мира. Участники дискуссии подчеркнули це­лесообразность реформирования ООН, но согласились с тем, что пока не найдена устраивающая всех парадигма.

В своих живых комментариях по итогам выступления вьетнамские ученые и эксперты размышляли о пагубно­сти войн, когда больше всего страдает мирное население, о том, что Вьетнам не хочет войны, но озабочен проблемами справедливого отношения к малым странам. Они поддер­жали высказанные в лекции идеи развития многополяр­ного мира, проведения в жизнь идеи мирного сосуще­ствования государств и развития дипломатии по мирному урегулированию споров, принятия государствами законов о мире.

По окончании лекции при прощании у меня создалось впечатление, что наше общение о мире - это только нача­ло. Нам еще предстоит не раз встретиться, чтобы говорить о праве мира народов России и Вьетнама, о праве мира на всей земле. Иного и не может быть, ибо народы России и Вьетнама объединяет стремление к миру и несгибаемая дружба.

Как продолжением общения по праву мира стало по­сещение в Хошимине в субботу 7 ноября Музея военных остатков. В нем собраны свидетельства преступлений и по­следствий агрессивных войн во Вьетнаме. Экспонаты Музея призывают общественность выступить против несправедли­вых войн, защитить мир и солидарность между народами во всем мире.

Мы ходили с Нгуен Куок Хунгом от зала к залу и не переставали удивляться жестокости войны. Три миллиона погибших, одна треть населения, 300 тысяч потерявшихся, а к этому нужно еще добавить многочисленное число мир­ных жителей, пострадавших от оранжевой чумы «Agent Orange» - химического оружия, использовавшегося США против вьетнамского народа. О применении американски­ми военными диоксина до сих пор напоминают рождаю­щиеся во Вьетнаме дети-инвалиды. Одна из них, девочка, родившаяся без ног, написала письмо Президенту США Обаме, она просила в этом письме ответить ей, почему она страдает.

Днем раньше вместе Нгуен Куок Хунгом мы посещали резиденцию бывшего Президента Южного Вьетнама, который стал марионеткой в руках сил, развязавших войну и разделив­ших вьетнамский народ. В этом дворце чувствовалось много печали.

Иногда говорят о бессмысленности войн. Но я бы уточни­ла это изречение. Война бессмысленна лишь в том, что никог­да не несет за собой блага, но ее жестокие последствия - они обладают суровой правдой.

В Музее мы увидели много детских рисунков как призыв к миру. У одной из скульптур мы остановились. Две девочки держат над собой скакалку, которая образует арку над ними. Любимое детское развлечение детей Вьетнама и детей других стран в мирное время. Возможно, именно в таком образе нуж­но построить Арку мира во Вьетнаме.

Мир - это естественное состояние для человека и на его защиту вставали миротворцы с древних времен. Весьма сим­волично христианское выражение: «Мир дому сему» (Pax huic domui) - Евангелие от Луки. А вьетнамская пословица говорит: «Два хозяина в доме - нет согласия; два короля в государстве - нет мира». Для мира на земле государствам нужно уметь договариваться, учиться мирному сосущество­ванию и понимать, что у всех нас есть один хозяин и король - Создатель, Творец этого мира. Не мы его создавали, не нам его разрушать.

    Я желаю вьетнамскому народу мира и процветания. Убеждена, что вместе мы и дальше будем идти только дорогой мира, вместе будем радоваться жизни, творить и созидать, и, как записано в конституциях наших государств, будем делать это, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях