№ 11 (90) 2015г.
THE PEACE ROAD OF VIETNAM AND RUSSIA
Вступительное слово
Если меня спросят, как можно двумя-тремя словами описать Вьетнам, то я скажу - это жизнелюбивая и полная ярких красок страна. Но мне не хочется быть краткой. Вьетнам заслуживает того, чтобы о нем много говорили и много писали.
Ни в какой другой стране я не видела столько улыбающихся, приветливых, внимательных и неравнодушных людей. Для меня это земля солнечных тружеников, которые своим трудом создают красоту и призывают всех людей на планете делать то же самое.
Это мое второе посещение Вьетнама. Впервые я побывала в этой стране в 2012 г. Прошло меньше, чем три года, а я увидела заметно похорошевший Вьетнам. Появилось много новых современных строений, по новому украшенные улицы Ханоя стали еще более привлекательны, а жители производят впечатление уверенных в себе людей, знающих, для чего живут и к чему стремятся.
В поисках образа современного Вьетнама я остановилась на сравнении его с цветком лотоса, который сегодня, встречая рассвет, все шире раскрывает свои лепестки жизни, ибо мир царит на его земле, а потому люди полны планов и надежды.
XX век был суровым для народа Вьетнама. В XXI веке страна неуклонно развивается, народ отходит от тягот прошлых войн и вооруженных конфликтов, люди обновляют жилища, развивают промышленное производство, сельское хозяйство и народные промыслы. Вьетнамцы очень скромны в запросах и не стремятся к излишней роскоши и помпезности. Простота в жизни человека всегда прекраснее и полна душевности, по сравнению с амбициозной и холодной роскошью.
Приезд во Вьетнам состоялся благодаря приглашению Ассоциации юристов Вьетнама. Эта поездка необходима для налаживания российским Центром «Право Мира», Российским университетом правосудия и Финансовым университетом при Правительстве РФ более тесных контактов с данной Ассоциацией, Вьетнамским Союзом дружественных организаций, Академией международного бизнеса и права, другими общественными организациями, вузами и исследовательскими организациями Вьетнама.
У Университета правосудия и Финансового университета России, которые я здесь представляю, будучи руководителем структурных подразделений и профессором права, в планах совместные научные конференции как в России, так и во Вьетнаме, программы более тесного и долговременного сотрудничества на уровне ведущих экспертов, ученых-правоведов. И Россия, и Вьетнам интенсивно обновляют и принимают новые законы для расширения демократии, совершенствования правового положения человека, повышения эффективности работы законодательных органов, исполнительной власти, судов и правоохранительных органов. Обмен мнением по этим проблемам актуален и для России, и для Вьетнама, объединенных единой историей и общими нравственно-духовными ценностями.
Но есть и еще одна общая забота двух стран, стремящихся жить спокойно и неуклонно развиваться, - это забота о мире. В этой поездке мне предстояло общение с общественностью и учеными по проблемам права мира и его защиты в условиях глобализации угроз и вызовов человечеству.
Как президенту Центра «Право мира» мне важно было обсудить возможность реализации совместно с вьетнамскими коллегами проектов данной общественной организации в России и во Вьетнаме. Я приехала во Вьетнам, чтобы наладить общую «Дорогу мира».
Образ жизни Вьетнама
По прибытии во Вьетнам в воскресение 1 ноября 2015 г. первое, что мне предложили представители Ассоциации юристов Вьетнама - это посетить Экопарк, расположенный в 30 км от Ханоя. В этой поездке меня сопровождали заведующий отделом международного сотрудничества Вьетнамо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунг и сотрудник Ассоциации Нгуен Линь.
Экопарк - своеобразный городок, протяженностью 66 км, воплощающий в себя идеалы организации жизни и отдыха людей с учетом их поселенческих, экологических, рекреационных, творческих и предпринимательских потребностей и нужд. Экопарк воплощает уникальный международный проект, позволяющий сформировать экопоселение, которое стало бы одновременно местом отдыха и оздоровления жителей многонаселенного Ханоя.
Проект Экопарка
Для Центра «Право Мира», реализующего экологические программы по защите среды обитания и изучению оптимальных моделей рекреационных территорий, доступных для населения, проект Экопарка представляет несомненный интерес. Его концепция и инфраструктура построены на идее создания зоны труда и отдыха для каждого вьетнамца. В свою очередь каждый, кто посещает Экопарк, может внести свой личный вклад в его образ жизни и развития. Этому способствуют и органично размещенные места торговли, общественного питания, развлечения, занятия спортом и искусством. В Экопарке находятся административные здания и ряд научно-исследовательских центров, осуществляющих мониторинг его функционирования и развития.
Гуляя по его улицам, общаясь с торговцами, художниками, детьми и просто прохожими, я обнаружила, что Экопарк - то место, где люди понимают друг друга без слов. И еще я увидела, что здесь только все начинается. Впереди открываются интересные горизонты развития с вовлечением каждого, кто того пожелает.
Нет сомнения, что созидать здесь люди будут все вместе. Дух коллективности проявляется во Вьетнаме во всем. Не является исключением и такая задача, как защита природы. Не случайно в ст. 29 Конституции Вьетнама записано, что все, кто может быть причастен к защите природы, должен в этом участвовать. «Государственные органы, органы вооруженных сил, общественные и экономические организации, отдельные лица обязаны соблюдать установленные государством правила о рациональном использовании природных ресурсов и защите окружающей среды. Строго запрещаются все действия, приводящие к истощению ресурсов и порче окружающей среды».
Пользуйся, но не вреди. Твори и радуйся. Разве можно придумать более здоровый образ жизни?
Лицом к народу
Для меня как правоведа, несомненно, было интересно, как Конституция Вьетнама определяет место вьетнамского народа в жизни страны. Читая главный закон страны, я обнаружила в нем глубокую традицию - уважение властей к своему народу.
В Конституции Вьетнама записано, что Социалистическая Республика Вьетнам — государство народа, для народа и во имя народа. Эта формулировка заимствована из Конституции Франции, но близка Вьетнаму по духу. Больше я не найду в Конституции Вьетнама положений из французской Конституции. В остальном главный закон Вьетнама определяет собственное видение того, что его народу хорошо, а что плохо.
В Конституции СРВ записано, что вся государственная власть принадлежит народу, основу которого составляет союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Государство гарантирует народу непрерывное развитие народовластия во всех областях, построение могущественного и богатого общества, осуществление социальной справедливости, при которой жизнь у всех свободна, счастлива, и создаются условия для всестороннего развития человека; вместе с тем государство наказывает всяческие действия, ущемляющие интересы страны и ее народа (ст. 2).
Все государственные органы и государственные служащие должны уважать народ, отдавать все силы служению народу, внимательно прислушиваться ко мнению народа и находиться под его контролем, решительно бороться со всеми проявлениями бюрократизма, своеволия, высокомерия и коррупции (ст. 8).
Мне как правоведу все нравится в этих положениях, но особенно впечатлила запись об обязанности государственных органов и служащих бороться с высокомерием. Если бы Конфуций был жив, он бы порадовался, как его идеи неприятия высокомерных и своевольных чиновников воплотились в главном законе Вьетнама.
***
Первый рабочий день недели - понедельник, 2 ноября 2015 г., начался с посещения Ассоциации юристов Вьетнама, где состоялась дружеское общение с вице-президентом Ассоциации Ле Тхи Кинь Тхань, заведующим отделом международного сотрудничества Вьетнамо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунгом и другими представителями АЮВ.
Ассоциация юристов Вьетнама
Встреча началась с воспоминаний о начале сотрудничества в 2012 г., когда мне была предоставлена честь представить на международной конференции доклады о судебной системе и организации прокуратуры в Российской Федерации. Международная конференция, в которой также участвовали представители США и Китая, была организована АЮВ в Холонге, но в той поездке удалось и побывать в гостях у Ассоциации юристов Вьетнама в Ханое.
С того времени дружественные контакты стали постоянными и разнообразными по формату, благодаря усилиям со стороны заведующего отделом международного сотрудничества Вьетнамо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунга и спецпредставителя газеты «Жизнь и закон» при Ассоциации юристов Вьетнама Фам Тхань Суан.
В сентябре 2012 г. делегация Вьетнама под руководством Нгуен Куок Хунга и Фам Тхань Суан приняла участие в III Форуме «Дорога мира», который состоялся в Республике Калмыкия. Вьетнамская делегация (в ее составе были также известный вьетнамский композитор Фам Хонг Ха и двое дочерей-школьниц Нгуен Тху Нга и Нгуен Суан Тхао семейной пары Нгуен Куок Хунга и Фам Тхань Суан) приняла участие в двух международных конференциях, посвященных миру, безопасности и устойчивому развитию, в Фестивале мира и дружбы, имела возможность познакомиться со знаменитым караваном верблюдов Экспедиции «Дорога мира». Вьетнамские друзья привезли на выставку детские рисунки, посвященные миру, а также подарки детям Калмыкии, подарив им много радости.
В новых планах совместного сотрудничества в данном проекте - участие вьетнамской делегации в караванной экспедиции «Дорога мира - дорога жизни» в мае 2015 г. по маршруту Золотого кольца России - в Ярославской, Владимирской и Московской областях.
Еще один крупный проект сотрудничества с АЮВ - совместное обсуждение международно-правовых проблем защиты неразделенных морей и мирного урегулирования споров. Начало реализации этому проекту было положено 5 июня 2015 г., когда в Гуманитарном институте г. Москвы под эгидой Центра «Право мира» при поддержке российских Университета правосудия и Финансового университета состоялся российско-вьетнамский круглый стол, посвященный проблемам урегулирования споров в Южно-Китайском море. Эксперты от России представили свое мнение о возможных путях мирного разрешения возникших проблем для вьетнамских коллег. В развитие диалога в феврале 2015 г. планируется проведение крупной международной конференции по данной тематике в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.
Общение в Ассоциации юристов Вьетнама проходило в теплой и дружественной обстановке. Во время встречи были обсуждены вопросы налаживания долговременного сотрудничества в научной, просветительской, исследовательской сферах, расширения контактов российских и вьетнамских юристов в различных национальных и международных проектах, организации и проведении совместных мероприятий, издания совместных книг и оказания друг другу содействия в расширении связей с другими организациями. Нам удалось договориться, что началу более тесного сотрудничества положат международные конференции, совместно организованные в России и во Вьетнаме.
Ле Тхи Кинь Тхань поблагодарила меня за согласие прочитать лекцию по праву мира в Международной академии бизнеса и права Вьетнама, а также выразила надежду, что такие лекции будут прочитаны и в других вьетнамских вузах, с которыми Ассоциация юристов Вьетнама тесно сотрудничает.
О чем бы ни шел разговор на этой встрече, мы всегда возвращались к теме гуманитарного развития России и Вьетнама. Во время общения чувствовалась общность душ в том, что принимаемые законы должны служить людям, вьетнамскому народу. Именно на это нацелен и разработанный с участием АЮВ проект закона о референдуме. Именно с этой целью и Ассоциация юристов Вьетнама, и те российские организации, которые я представляю, проводят бесплатные юридические консультации среди населения, издают научно-популярную литературу «о праве народа, для народа и во имя народа».
Красота по-вьетнамски
В воскресенье 1 ноября и во второй день 2 ноября мне предстояло поближе познакомиться с достопримечательностями и жителями Ханоя.
Во время экскурсии по Ханою удалось увидеть Парламент, резиденции главы государства и правительства Вьетнама, мавзолей Хо Ши Мина и знаменитую пагоду «Чан Куок» на озере «Westlake». Все эти места - символ величия и устойчивости Вьетнама, где хранится память предков и вершится новая история.
Здание парламента в Ханое
У резиденции Президента Вьетнама, Ханой.
У Мавзолея Хо Ши Мина, Ханой
Знаменитая пагода Ханоя Чан Куок
Как буддийский центр Тханлона в Ly и Tran пагода «Чан Куок» имеет историю в 1500 лет, считается старейшим храмом. Архитектуру пагоды отличает гармоничное сочетание величественности древних ландшафтов и спокойной элегантности на фоне безмятежного пространства огромного озера. Имея значение как памятник истории и архитектуры, пагода Чан Куок известна как священное место буддизма, привлекает многих приверженцев буддизма и туристов из Вьетнама и других стран.
***
Вторник, 3 ноября 2015 г. был посвящен общению с прекрасным. Великий русский писатель Федор Достоевский сказал, что красота спасет мир. Мирная жизнь Вьетнама течет по этим правилам.
Вопрос о том, что есть красота - вечный вопрос. В студии народного искусства Ханоя я увидела, что вьетнамский народ черпает свое вдохновение из всего, что дает ему природа. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, из скорлупы яйца и ракушек можно воспроизвести все, что угодно - цветы, животных, прекрасных девушек, причудливые истории из народного эпоса. Вьетнамское искусство свидетельствует о том, что в природе все взаимосвязано и все прекрасно.
Главное проявление этой красоты - ее разнообразие. Люди - тоже часть разнообразного мира. Чем больше рас, народов и этносов, тем красивее земля. Эту красоту бережно хранит и воспевает Этнографический музей Вьетнама. Чтобы сохранить свои народы, вьетнамское государство осуществляет политику всестороннего повышения и развития материальной и духовной жизни малых народов. По вьетнамской Конституции Социалистическая Республика Вьетнам — единое государство всех национальностей, совместно проживающих на земле Вьетнама. Государство осуществляет политику равноправия национальностей, их консолидацию и взаимопомощь, строго запрещает любые действия, унижающие национальности и ведущие к их расколу. Каждая национальность имеет право говорить и писать на родном языке, сохранять и развивать свои прекрасные нравы, обычаи, традиции и культуру. Во Вьетнаме обеспечивается развитие образования на льготных условиях в горных местностях, в регионах, где проживают малые народности или где особенно трудные условия жизни. В системе здравоохранения государство отдает приоритет ее развитию для обслуживания горного населения и малых народов.
Конституция Вьетнама уделяет много внимания культуре и образованию вьетнамского народа. Этому посвящена отдельно глава 3. В российской Конституции, к сожалению, нет такой главы.
Согласно ст. 30 Конституции СРВ государство и общество сохраняют и развивают вьетнамскую культуру — ее народность, современность, гуманность; унаследуют и умножают культурные ценности национальностей Вьетнама, идеи, мораль и стиль Хо Ши Мина; воспринимают все лучшее из культуры человечества; развивают творческие таланты народа.
Эти гуманные идеи, мораль и стиль Хо Ши Мина жить в гармонии просматриваются во всем: в том, как вьетнамский народ дружно работает, четко зная, кто и что должен делать; в том, как люди коллективно отдыхают вечерами, оживленно общаясь за ужином с друзьями и коллегами в ресторанах и народных уличных кафе; в том, как вьетнамский умелец создает своими руками прекрасное, как проворно и с желанием сделать приятное клиенту угощает едой, стрижет, делает массаж, убирает комнаты и улицы. В этом проявляется дух вьетнамского гостеприимства и радушия. Потому на улицах много иностранцев, они чувствуют себя комфортно, им здесь рады и их не обидят.
Вьетнамцы трепетно берегут нравственность, и за это отвечает не только общество, но и государство. В Конституции Вьетнама записано, что государство осуществляет единое управление культурой. Строго запрещается пропаганда реакционной и безнравственной идеологии и культуры, искореняются предрассудки и суеверия (ст. 31). К великому счастью, здесь общество на заболеет содомией, на будет поощрять гей-парады и однополые браки, не допустит, чтобы пресловутая свобода любви и слова насаждала цинизм и уничтожала основу жизни человека - союз мужчины и женщины, заключающих брак на основе взаимной любви и для естественного продолжения рода человеческого.
В то же время вьетнамское общество - открытое и толерантное. В нем свободно развиваются различные религиозные культуры, строятся не только буддистские храмы, но и возводятся католические соборы, мечети. Никому не воспрещено исповедовать ту веру, которая ближе его убеждениям и мировоззрениям.
Государство поощряет литературу и искусство, развивает радио, телевидение, кино, издательское и библиотечное дело и другие средства массовой информации. В Конституции Вьетнама написано, что литература и искусство вносят вклад в воспитание личности и прекрасной духовности вьетнамских людей. Государство уделяет внимание развитию культуры, литературы, искусства, создает условия для пользования народом ценными произведениями литературы и искусства; обеспечивает развитие творческих талантов в области культуры, литературы и искусства. Все это можно встретить, правда, и в конституциях западных государств, немного об этом пишется и в Конституции России. Но нет в них мудрости вьетнамской Конституции, которая строго запрещает литературную и информационную деятельность, наносящую ущерб интересам государства и причиняющую вред личности, морали и прекрасному образу жизни вьетнамских людей (ст. 32-33).
Говоря о красоте Вьетнама, нельзя пропустить и такое выразительное ее проявление, как вьетнамские женщины и старики. Во Вьетнаме наблюдается трепетное отношение к женщинам и старикам, к институту семьи и матери.
В соответствии со ст. 63 Конституции Вьетнама женщины и мужчины имеют равные права во всех областях — политической, экономической, общественной, семейной жизни. Запрещаются дискриминационные действия по отношению к женщинам, оскорбляющие их личность. Женщины и мужчины получают равную заработную плату за равный труд. Наравне с мужчинами женщины могут быть государственными служащими или работать по трудовому контракту. Государство и общество создают женщинам условия для всестороннего повышения культурного уровня, их роли в обществе; проявляют заботу о развитии сети родильных домов, детских больниц, детских садов и других видов учреждений бытового обслуживания, создают благоприятные условия, позволяющие женщинам трудиться на производстве, работать, учиться, лечиться, отдыхать и выполнять надлежащим образом материнские обязанности.
Потому не удивительно, что женщины Вьетнама не выглядят угнетенными. Напротив, наравне с мужчинами они занимают руководящие посты в Национальном собрании, в университетах, общественных организациях. Они активны в искусстве и культуре, спорте и просвещении.
Женщины всех возрастов за рулем мотоцикла или автомобиля не воспринимаются как экзотика. Будучи свободными и счастливыми, вьетнамские женщины выглядят очень красиво и моложаво. Не только их яркая исконно национальная одежда вызывает восхищение. Современные вьетнамские девушки и женщины обладают изумительным вкусом, умело используют деловой и спортивный стиль, изысканные наряды. Вьетнамки умеют носить не только традиционные вьетнамские шапочки, но и разнообразные причудливые шляпки и платки как неотъемлемое дополнение к платью или костюму.
Красота по-вьетнамски - это еще и глубокое понимание того, что семья является ячейкой общества. Государство берет на себя обязательства по охране брака и семьи. По Конституции Вьетнама брак основывается на принципах добровольности, прогресса, одна жена — один муж, супруги равноправны. Родители обязаны воспитывать детей, чтобы они стали хорошими гражданами. Дети обязаны уважать родителей, дедушек, бабушек и заботиться о них.
Государство и общество не признают дискриминации по отношению к детям. Женщины получают определенные права при беременности и родах, имеют право на полностью оплачиваемый отпуск, пособие по случаю рождения ребенка до и после родов в соответствии с законом.
Красота Вьетнама - это здоровье нации. Пребывая во Вьетнаме неделю, я ни разу не встретила тучного вьетнамца, страдающего от ожирения. Возможно, такие люди тоже есть в этой стране, но их так мало, что я не смогла увидеть. Вьетнамская кухня легкая и хорошо усваиваемая. Много белков, мало жиров, а углеводистую пищу заменяют фрукты и натуральные сладости.
Но не только здоровое питание нации - забота властей. Государство осознает, как важна правильная политика по охране здоровья народа. Потому вьетнамское государство не только финансирует, развивает и осуществляет единое управление охраной здоровья народа, но и мобилизует и организует все общественные силы на создание и развитие системы здравоохранения, ориентированной на профилактику, на ее соединение с лечением. Медицина во Вьетнаме, так же как и образование, является народной, и это проявляется не только в ее доступности. Для нас, европейцев, интересен тот факт, что по Конституции Вьетнама эта страна сочетает методы современной и традиционной народной медицины, совмещает развитие государственного здравоохранения с развитием народной медицины.
Конституция Вьетнама строго запрещает незаконное лечение, производство лекарств и торговлю ими организациями, частными лицами, причиняющими вред здоровью народа. Строго запрещаются незаконное производство, перевозка, торговля, хранение и использование опиума и других наркотических средств. Государство устанавливает принудительное лечение наркомании и других заболеваний, представляющих опасность для общества.
Красота по-вьетнамски - это тепло вьетнамской земли, ее запахи и звуки, это мир, в который тянет и в котором тебе рады.
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Вьетнамское государство, взяв на себя обязательства «осуществления социальной справедливости, при которой жизнь у всех свободна, счастлива, и создаются условия для всестороннего развития человека», осталась в немногочисленном «клубе социалистических стран», которые четко осознают, что человек нуждается не только в заботе, куда тяжелее ему принять несправедливость и отсутствие возможностей для развития.
Вьетнамская образовательная система не отрицает частные школы и вузы, но государственные школы, бесплатные и доступные населению образовательные услуги - это основа народного образования Вьетнама.
Народное образование Вьетнама - это обязательное бесплатное первоначальное обучение, право граждан на учебное и профессиональное обучение в разных формах. Государство и общество создают условия учебы как для развития одаренными учащимися своих способностей, так и для подходящего учебного и профессионального обучения детей-инвалидов.
По Конституции Вьетнама государство устанавливает плату за учебу и стипендию. Это очень важно, что государство контролирует такие платежи, основываясь на концепции доступного образования.
Сбалансированной видится и система высшего образования. У молодежи есть выбор, куда пойти учиться: в государственный или частный вуз. И если это частный вуз, то не обязательно за учебу платят родители. В ресторанах и кафе, на улицах в службах сервиса я увидела много молодежи. Скорее всего, это и есть студенты, зарабатывающие себе на жизнь и учебу. Так с молодости они привыкают к самостоятельности и ответственности.
Меня, однако, впечатлило не только это. Образование во Вьетнаме неразрывно сочетается с патриотическим воспитанием детей и молодежи. В России после распада СССР долгое время игнорировали эту задачу. Лишь в последние годы обнаружилось, как важно было сохранить патриотические традиции советских времен.
Вьетнамское государство в соответствии с Конституцией постоянно развивает патриотизм и революционный героизм народа. Государство и общество заботятся о формировании у молодежи морали, развитии национальных традиций, гражданского долга и социальных идеалов, стремления быть передовыми в процессе творческого труда и защиты Отечества.
По Конституции Вьетнама массовые организации, в первую очередь Коммунистический союз молодежи имени Хо Щи Мина, общественные и экономические организации, семья вместе со школой обязаны воспитывать молодежь, подростков и пионеров.
Вьетнамское общество невозможно представить без пионеров в алых галстуках. Они повсюду на улицах городов и сел Вьетнама. Патриотизм Вьетнама начинается со школы - второго дома, где все равны и живут единой семьей. Дети каждой школы носят особую школьную форму, у них свои традиции, но объединяет их пионерский галстук, символизирующий любовь к Родине и своему народу.
Патриотизм во Вьетнаме, воспитываемый с детства, становится неотъемлемой частью образа жизни народа. Не только на зданиях государственных органов, повсюду - на фасадах жилых домов, школ, магазинов, ресторанов, отелей можно увидеть национальный флаг Вьетнама. В России лишь с 2002 г. в дни государственных праздников Российской Федерации разрешено вывешивать Государственный флаг Российской Федерации на зданиях общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Особый дух вьетнамского патриотизма и народного единства можно обнаружить, наблюдая за людьми в военной форме. Во Вьетнаме военные являются частью общества. Вместе с другими людьми они участвуют в мирном строительстве, привлекаются к общественным работам и помогают обеспечивать социальное развитие страны. Это армия не только войны, но и мирной жизни.
Дружелюбие вьетнамских военных я испытала на себе. Во время обеда во вьетнамском ресторане Ханоя к нашему столику по очереди подошли трое военных: один зрелый и двое молодых парней. Они подошли для того, чтобы пожать мне руку, потому что я русская, и с теплом вспомнить, как учились в России, как уважают нашу страну и искренне рады знакомству. «Передавайте привет Путину, - сказали они. - Мы его очень уважаем».
Многие правовые традиции советской эпохи, от которых мы зря отказались, здесь по-прежнему живут. Одна из них - традиция общественных работ. В соответствии со ст. 80 Конституции Вьетнама граждане обязаны принимать участие в общественно полезных работах в соответствии с законом. Я бы с удовольствием закрепила эту статью и Конституцию России. Ибо высшая справедливость состоит в том, чтобы каждый из нас умел не только брать, но и отдавать. В духе этой солидарной ответственности и живет народ Вьетнама.
Дорогой мира вместе
4 ноября 2015 г. в Ханое (Вьетнам) состоялась моя встреча с руководством и сотрудниками Вьетнамского Союза дружественных организаций. Во встрече также принял участие заведующий отделом международного сотрудничество Вьетнамо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунг.
Президент Вьетнамского Союза дружественных организаций Ву Суан Хонг, в совершенстве владеющий русским языком, тепло приветствовал меня, рассказал о тесном сотрудничестве с целым рядом общественных организаций России (в том числе с Обществом российско-вьетнамской дружбы, Фондом мира) и выразил желание наладить аналогичное сотрудничество с Центром «Право мира».
Официальная встреча в Союзе дружественных организаций в Ханое
Мой визит в Союз дружественных организаций был не случаен. Одно из заветных желаний Центра «Право мира» - осуществить во Вьетнаме проект «Дорога мира», итогом которого станет возведение «Арки мира» как символа дружбы вьетнамского и российского народов.
Идея Дороги мира реализуется Центром «Право мира» с 2011 г. В этом году исполнится пять лет, как впервые состоялся I международный Форум «Дорога мира», включивший в себя не только международные конференции и круглые столы в семи субъектах Федерации юга России, но и караванную верблюжью экспедицию на Северном Кавказе России в память о погибших во Вторую мировую войну, жертвах современных войн и терроризма. С того времени Центр «Право мира» провел пять международных Форумов, и один из них на Украине, где общественной организацией по линии народной дипломатии организовано широкое научно-просветительское и духовно-культурное сотрудничество, несмотря на ухудшение отношений между двумя государствами.
Форум «Дорога мира» во Вьетнаме позволит не только еще раз подтвердить тесные дружественные отношения между народами двух стран, но и объединить усилия в пропаганде мира и сотрудничества в рамках народной дипломатии.
Ву Суан Хонг и другие сотрудники Вьетнамского Союза дружественных организаций проявили искреннюю заинтересованность в осуществлении этих проектов во Вьетнаме. Мы договорились о на
чале ведения переговоров по совместной реализации проектов «Дорога мира» и «Арка мира» во Вьетнаме.
Ву Суан Хонг предложил в качестве первого совместного мероприятия провести международную конференцию по проблемам мира, безопасности и устойчивого развития во Вьетнаме, а также выразил готовность руководства и сотрудников их организации принять участие в Форумах «Дорога мира», проводимых Центром «Право мира» в России.
С учетом того, что третьей стороной в этих проектах будет выступать Ассоциация юристов Вьетнама, участники встречи договорились, что координатором в их взаимодействии выступит заведующий отделом международного сотрудничества Вьетнамо-Российского юридического консультативного Центра при Ассоциации Нгуен Куок Хунг.
По завершении встречи Ву Суан Хонг вручил мне парадную скатерть с национальной символикой Вьетнама. Буду надеяться, что уже в ближайшее будущее воспользуюсь этой скатертью в России, чтобы торжественно принять вьетнамских друзей и угостить их русской кухней.
На следующий день, направляясь вместе Нгуен Куок Хунгом в Хошимин для выступления с лекцией по праву мира России, я вдруг поймала себя на мысли о том, что по большому счету наша Дорога мира во Вьетнаме уже началась. Мы встречаемся и говорим о мире, мы строим планы и уже что-то делаем. Путь проложен, и главное, чтобы он получил свое продолжение.
***
5 ноября 2015 г. в Хошимине меня и Нгуен Куок Хунга тепло принимало руководство и сотрудники Международной академии бизнеса и права (Институт научных юридических исследований и международного предпринимательства) Вьетнама.
Академия бизнеса, Хошимин
В начале встречи от имени Президента Международной академии бизнеса и права Нгуен Тхи Шон состоялся прием, в котором приняли участие Вице-Президент Академии Нгуен Ван Кик, постоянный представитель Вьетнама в штаб-квартире ООН и представительствах других общественных организаций в Женеве Буи Вьет Куонг и судья Торговой арбитражной палаты, вице-президент сообщества вьетнамо-японской дружбы Ву Тронг Кхан. Во время приема состоялся обмен мнениями о международной ситуации в мире, о развитии российско-вьетнамских отношений, о конституционном и судебном развитии России и Вьетнама, об особенностях современного экономического и социального развития обеих стран.
По завершении приема в конференц-зале состоялась моя лекция на тему «Тенденции развития права мира в Российской Федерации». На лекции присутствовали руководство, ведущие эксперты и сотрудники Международной академии бизнеса и права, а также эксперты других учреждений и организаций Хошимина.
В своем выступлении я говорила как об общих тенденциях развития международного права мира, так и об особенностях становления и развития права мира в России. Речь шла о современном законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы защиты мира, об основных приоритетах внешней политики России и основных проблемах мироустройства и миротворчества, которые стоят перед ее страной.
Лекция вызвала живой интерес. Было задано много вопросов по таким проблемам, как перспективы развития права мира и сдерживания права войны, пределы расширения клуба ядерных держав, соотношение принципов государственного суверенитета и уважения прав человека, о том, как можно совместить в законе о мире общую цель защиты мира и допустимость применения вооруженных сил. Вьетнамских исследователей интересовало мое мнение по вопросам участия России в операциях против ИГИЛ в Сирии, о перспективах российско-украинских отношений, легитимности вхождения Крыма в состав России.
На этой встрече я не могла не поделиться своими ощущениями о праве мира Вьетнама. Хотя Россия и миролюбивая страна, в нашей Конституции нет такой замечательной статьи, которую я нашла в Конституции Вьетнама. В ст. 14 Конституции этой страны записано: Социалистическая Республика Вьетнам проводит политику мира, дружбы и расширения отношений всестороннего сотрудничества со всеми странами, с различным общественно-политическим строем на основе взаимного уважения, независимости, суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг яруга, равенства и взаимной выгоды; СРВ укрепляет дружбу, отношения сотрудничества с социалистическими и соседними странами; активно поддерживает борьбу народов за мир, национальную независимость, демократию, общественный прогресс и вносит свой вклад в эту борьбу.
Мне не очень нравится это выражение - «борьба за мир», оно появилось после Второй мировой войны как официальная политика социалистических стран. В документах ООН мы найдем другие выражения - политика мира, мироустройство, миротворчество.
Но на земле действительно бывают ситуации, когда нужно бороться за мир. Именно благодаря борьбе за мир Вьетнам обеспечил себе мирную жизнь в новом столетии. Именно борьбой за мир занимается сегодня Россия, помогая Сирии в уничтожении агрессии ИГИЛ.
Острую дискуссию на встрече вызвал вопрос о современном вкладе Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН в политику мира. Участники дискуссии подчеркнули целесообразность реформирования ООН, но согласились с тем, что пока не найдена устраивающая всех парадигма.
В своих живых комментариях по итогам выступления вьетнамские ученые и эксперты размышляли о пагубности войн, когда больше всего страдает мирное население, о том, что Вьетнам не хочет войны, но озабочен проблемами справедливого отношения к малым странам. Они поддержали высказанные в лекции идеи развития многополярного мира, проведения в жизнь идеи мирного сосуществования государств и развития дипломатии по мирному урегулированию споров, принятия государствами законов о мире.
По окончании лекции при прощании у меня создалось впечатление, что наше общение о мире - это только начало. Нам еще предстоит не раз встретиться, чтобы говорить о праве мира народов России и Вьетнама, о праве мира на всей земле. Иного и не может быть, ибо народы России и Вьетнама объединяет стремление к миру и несгибаемая дружба.
Как продолжением общения по праву мира стало посещение в Хошимине в субботу 7 ноября Музея военных остатков. В нем собраны свидетельства преступлений и последствий агрессивных войн во Вьетнаме. Экспонаты Музея призывают общественность выступить против несправедливых войн, защитить мир и солидарность между народами во всем мире.
Мы ходили с Нгуен Куок Хунгом от зала к залу и не переставали удивляться жестокости войны. Три миллиона погибших, одна треть населения, 300 тысяч потерявшихся, а к этому нужно еще добавить многочисленное число мирных жителей, пострадавших от оранжевой чумы «Agent Orange» - химического оружия, использовавшегося США против вьетнамского народа. О применении американскими военными диоксина до сих пор напоминают рождающиеся во Вьетнаме дети-инвалиды. Одна из них, девочка, родившаяся без ног, написала письмо Президенту США Обаме, она просила в этом письме ответить ей, почему она страдает.
Днем раньше вместе Нгуен Куок Хунгом мы посещали резиденцию бывшего Президента Южного Вьетнама, который стал марионеткой в руках сил, развязавших войну и разделивших вьетнамский народ. В этом дворце чувствовалось много печали.
Иногда говорят о бессмысленности войн. Но я бы уточнила это изречение. Война бессмысленна лишь в том, что никогда не несет за собой блага, но ее жестокие последствия - они обладают суровой правдой.
В Музее мы увидели много детских рисунков как призыв к миру. У одной из скульптур мы остановились. Две девочки держат над собой скакалку, которая образует арку над ними. Любимое детское развлечение детей Вьетнама и детей других стран в мирное время. Возможно, именно в таком образе нужно построить Арку мира во Вьетнаме.
Мир - это естественное состояние для человека и на его защиту вставали миротворцы с древних времен. Весьма символично христианское выражение: «Мир дому сему» (Pax huic domui) - Евангелие от Луки. А вьетнамская пословица говорит: «Два хозяина в доме - нет согласия; два короля в государстве - нет мира». Для мира на земле государствам нужно уметь договариваться, учиться мирному сосуществованию и понимать, что у всех нас есть один хозяин и король - Создатель, Творец этого мира. Не мы его создавали, не нам его разрушать.
Я желаю вьетнамскому народу мира и процветания. Убеждена, что вместе мы и дальше будем идти только дорогой мира, вместе будем радоваться жизни, творить и созидать, и, как записано в конституциях наших государств, будем делать это, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.