Обзоры

Евразийский юридический журнал

Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова

Актуальные вопросы международного морского права

Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы международного морского права» (г. Новороссийск, Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, 22 мая 2010 г.).

№ 6 (25) 2010г.

22 мая 2010 года в г. Новороссийске состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Актуальные вопросы международного морского права». Инициаторами Конференции явились Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова (далее – Академия) и Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» (Краснодарское региональное отделение).

Конференция была приурочена к знаменательному, даже историческому, событию в жизни Академии – первому выпуску Института морского права Академии. Институт был создан пять лет назад, у его истоков стоял депутат Законодательного собрания Краснодарского края, заведующий кафедрой международного и морского права данного Института, сопредседатель Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук Сергей Николаевич Ярышев.

Председатель Конференции С.Н.Ярышев осветил основные задачи  подготовки специалистов в области международного морского права в России и далее, в порядке ведения Конференции, выступил с кратким докладом по теме «Единое экономическое пространство в современном международном праве».

Докладчиком отмечено, в частности, то большое значение, которое играет морская торговля, морское право в эффективном функционировании общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитии единых транспортных, энергетических, информационных систем, проведении согласованной политики ценообразования, создании единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления, сотрудничества в области окружающей среды.

Как полагает докладчик, сегодня нереально рассчитывать на создание единого экономического пространства (ЕЭП), более прагматично рассматривать различные «единые рынки» как разновидность региональных ЕЭП, если таковые сформировались или с очевидностью формируются.

Следует, в частности, с осторожностью приспособить сложившееся законодательство ЕС к российским реалиям и уже на ранней стадии подготовки новых норм участвовать в этом процессе. Такое сотрудничество не может ограничиваться встречами на высоком уровне, а предполагает ежедневную, часто неприметную извне работу по отстаиванию национальных интересов.

Ю.Н.Малеев, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России, выступил с докладом «Стратегия и тактика новой энергетической дипломатии».

В данном докладе затронута тема альтернативных источников энергии, которая стала особенно актуальной в связи с трагедией в Мексиканском заливе. Докладчик относит себя к тем, кто категорически против продолжающегося «самоубийственного» сжигания традиционных источников энергии (угля, нефти, газа), которые все равно заканчиваются и к тому же способствуют загрязнению и разогреванию атмосферы и, соответственно, глобальному потеплению.

В этой связи приводятся, кроме прочего, такие факты:
– существует возможность развивать энергетику волны / приливов;
– в одном скандинавском городе перевели отопление целого города на тепловой насос, тепло отбирают у моря (город прибрежный). Для Камчатки это также актуально;
– первая волновая электростанция Pelamis строится в 5 км от побережья Португалии. Общая мощность электростанции составит 22,5 МВт. Работа станции позволит сократить выбросы газа на 60 тыс. тонн ежегодно;
– нанотехнологическая компания NanoLogix подписала соглашение о строительстве в городе Эри (штат Пенсильвания) биореактора по производству водорода из городских сточных вод (город Эри ежедневно производит 115–150 млн л сточных вод);
– гидроэнергетические возможности России, по оценкам специалистов, чуть меньше, чем в Китайской Народной Республике, но, как минимум, стоят на втором месте в мире;
– колоссальны возможности морской транспортировки и традиционных источников энергии: нефти, газа, ядерных материалов и др.;
– в декабре 2006 г. на девятом заседании Совета по энергетической политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС были рассмотрены вопросы дальнейшей интеграции государств – членов ЕврАзЭС в области энергетики, формирования общего рынка элек-трической энергии, расширения правовой базы сотрудничества, эффективного использо-вания гидроэнергетического потенциала стран Сообщества;
– нагрузки на энерготранспортную инфраструктуру нарастают;
– «система совместного управления мировым рынком энергоносителей, выражающаяся в поддержании динамического равновесия между спросом и предложением, не срабатывает.

Правила игры постоянно нарушаются. Право силы превалирует над силой права. По-настоящему сдерживающими факторами остаются лишь соотношение сил на международной арене, хрупкость рынка энергоносителей и ограниченная эффективность и возможность вмешательства во внутренние дела других государств и применения вооруженной силы» (мысль принадлежит М.Л.Энтину).

Понятно, что «водный аспект» не является преобладающим в теме «Альтернативные аспекты энергии». Но хотя, как отмечает докладчик, сохраняется консервирование современной энергетики на традиционных источниках, наблюдается все возрастающее лоббирование новых технологий. Докладчик, как следует из представленного материала, относится к числу наиболее активных лоббистов.

С докладом «Роль и значение соглашения о морской границе между Российской Федерацией и Норвегией» выступила Р.Э.Полухина, кандидат юридических наук, и.о. заведующего кафедрой международного права юридического факультета Кубанского государственного университета.

Осветив исторические аспекты проблемы, докладчик отмечает различные подходы сторон (секторальный принцип – срединная линия) в споре о линии границы. По сути, имеет место попытка кардинального пересмотра (со стороны Норвегии) давно сложившегося международно-правового режима.

Остроту вопросу придает ресурсная проблематика Арктики под влиянием глобального энергетического кризиса. Это противостояние средства массовой информации называют даже «Битвой за Арктику». «Битва» происходит пока что на политическом поприще и в основном в отношении российских претензий на богатые запасами нефти и газа шельфовые хребты, расположенные в пределах российского арктического сектора.

В 2007 г. подписано Соглашение между РФ и Норвегией о Варангер-фьорде, которое предполагает разграничение морских пространств внешней части залива и снимает часть нерешенных вопросов. 28 апреля 2010 г. стороны достигли предварительной договоренности по разграничению спорных пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Соглашение позволит провести окончательную границу в районах, богатых природными ресурсами. В итоге сектор поделят, на уступки пошли обе страны. Данное разграничение позволит создать совместное предприятие для разработки пограничных месторождений. Но идея создания СП  пока что скорее декларация о намерениях, как обоснованно полагает докладчик.

Как отмечает генеральный директор «Севернефтегаза» Иван Глумов, «Норвегия давно ушла вперед в разработке технологий добычи на шельфе, которых у России просто нет». Россия может опоздать с освоением шельфа: если не начать осваивать территорию в обозримой перспективе, это приведет к стратегическому отставанию страны на мировом рынке энергоресурсов.

Ситуация в целом нестандартная, требующая и нестандартного, даже уникального подхода. Некоторые специалисты (к их числу относится и докладчик) полагают возможным создание в указанных целях российских и иностранных газовых альянсов.

Выделим основные моменты доклада В.В.Свидерского, кандидата юридических наук, профессора кафедры международного и морского права Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, «Судно, судовладелец, собственник, перевозчик»:
– правовому регулированию отношений, связанных с мореплаванием на спортивных судах, уделяется недостаточно внимания;
– речь идет, прежде всего, о выработке единых международных стандартов плавания на яхтах, требованиях к их безопасности по конструкции и оборудованию. Слабо разработан правовой режим захода и пребывания яхт в международные порты. Имеется в виду максимально возможное упрощение этот режима с облегчением таможенных и пограничных формальностей. Для России эта тема особенно актуальна в связи со строительством Сочинского порта с последующим его заполнением спортивными и прогулочными судами;
– хорошей базой для разработки законодательных предложений по правовому регулированию деятельности по использованию яхт и спортивных судов могла бы быть Академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова. Данная тема заслуживает бюджетного финансирования;
– правовой механизм исполнения судебных актов об аресте морских судов имеет заметные пробелы в вопросе о том,  что делать с судном после ареста.

На доктринальном уровне эта проблематика обсуждается в «вялотекущем режиме». Надеемся, что данный доклад в определенной мере будет способствовать его оживлению.

А.Г.Пропищин, преподаватель кафедры международного права юридического факультета Кубанского государственного университета, в своем докладе «Проблемы международного сотрудничества в борьбе с международным морским пиратством» предложил, используя накопленный мировой опыт борьбы с морским пиратством, расширить функции ИНТЕРПОЛА и аналогичных региональных организаций по борьбе с пиратством, поскольку речь идет о трансграничной преступности;
Докладчик также отметил перспективность заключения специальной многосторонней конвенции о противодействии пиратству, создание в ее рамках международной организации. Предложение смелое и, на первый взгляд, фантастичное, но не исключено, что единственно действенное в контексте невозможности мирового сообщества справиться с возрастающими актами пиратства традиционными средствами международного (морского) права.

А.А.Скубилин, магистрант кафедры международного права юридического факультета Кубанского государственного университета, представил доклад «Российская Федерация и проблема «удобных флагов». Тема – всегда актуальная и всегда вызывающая повышенное внимание. Докладчик выдвинул ряд  предложений:
– обеспечить благоприятный налоговый режим для российских судовладельцев;
– осуществить своевременное обновление нормативно-правовой базы, задействовать финансовые ресурсы на обновление флота;
– начать заниматься подготовкой квалифицированных кадров в сфере морского судоходства и обеспечивать оплату их труда не ниже, чем за рубежом;
– обеспечить государственное стимулирование российских банков на выдачу кредитов по низким ставкам для строительства нового флота под залог судов российского флага;
– создать экономически выгодные для судостроителей условия, не допускать разногласий между нормой закона и реальной действительностью.

В этих предложениях присутствует некоторый элемент наивности и декларативности. Но они объективно отражают реально сложившееся положение в данной сфере. Надеемся, что доклад сможет оказаться полезным специалистам, которые разрабатывают соответствующие проекты законов и подзаконных актов.

Следует отметить, что в ходе оживленной дискуссии (не всегда формальной) участники Конференции подвергали поочередно анализу, критике и позитивным оценкам многие нормы международного морского права, содержащиеся в таких его источниках, как Женевские конвенции по морскому праву (об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов от-крытого моря, принятые в 1958 г.); Международная Конвенция по предотвращению за-грязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г.; Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г.; Конвенция СОЛАС–74; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Более конкретно следует отметить следующие вопросы, ставшие предметом обсуждения на конференции: освоение Арктики и Антарктики; делимитация морской границы между государствами; межгосударственное сотрудничество в области морского права, в том числе в борьбе с морским пиратством;  правовое обеспечение деятельности предприятий морского транспорта; подготовка специалистов в области международного морского права российскими юридическими вузами.

    В завершение конференции Руководитель Аппарата Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России А.А.Долгов от имени Ассоциации вручил благодарственное письмо Т.Н.Тимченко, декану факультета международного и морского права Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф.Ушакова.

Было высказано полезное соображение о том, что в рамках Академии дискуссионная площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов международного морского права может быть шире и регулярней. Имеются в виду такие традиционные мероприятия, как конгрессы, форумы, круглые столы и т. п. В частности, С.Н.Ярышев выразил надежду на то, что подобные мероприятия найдут отклик на всех уровнях и станут в последующем доброй традицией.

Обзор подготовил С.Н. Ярышев, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой международного и морского права Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Контакты

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Яндекс.Метрика

© 2007 - 2018 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.