№ 2 (57) 2013г.
4 февраля 2013 г. в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте государства и права Российской академии наук состоялось заседание Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Российской ассоциацией международного права.
В заседании приняли участие ученые-юристы, представлявшие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук, Российскую ассоциацию международного права, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина, Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России, Академию управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Дипломатическую академию Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Учреждение Российской академии образования «Институт социальной педагогики», Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт современного права и экономики», Международный союз юристов, Союз юристов Москвы.
Открыла заседание председатель Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов Л.В. Корбут. Она отметила, что вопросы прав человека актуальны как во всем мире, так и в России. В этом году будет отмечаться юбилей Конституции Российской Федерации 1993 г., которая уделяет значительное внимание правам человека.
В 2006 г. в Нью-Йорке была заключена Конвенция о правах инвалидов, которую Россия подписала в 2008 г. и ратифицировала в 2012 г. Конвенция о правах инвалидов вступила в силу для России 25 октября 2012 г.
Затем председатель Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов Л.В. Корбут предоставила слово для доклада кандидату юридических наук, преподавателю кафедры международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина
О.И. Ильинской.
О.И. Ильинская выступила с докладом «Международно-правовая защита инвалидов». Она отметила, что фактическое положение инвалидов во всем мире вызывает серьезную озабоченность, несмотря на наличие значительного количества международно-правовых документов, закрепляющих права человека.
По данным Всемирной организации здравоохранения люди с инвалидностью составляют до 10 % населения Земли. Количество инвалидов во всем мире постоянно увеличивается в силу таких причин, как рост населения, старение населения, распространение инфекционных заболеваний, низкий уровень медицинской помощи, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, бедность и т. д.
Организация Объединенных Наций неоднократно обращала внимание на вопросы защиты прав инвалидов. Так, в 1969 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию социального прогресса и развития. Положения этого документа направлены на реабилитацию лиц с умственными и физическими недостатками и их интеграцию в общество.
Декларация социального прогресса и развития закрепила положения о том, что социальный прогресс и развитие должны быть направлены на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод путем достижения целей защиты прав и обеспечения благосостояния детей, престарелых и инвалидов; обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками.
Также Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов 1982 г. с целью предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и содействия наиболее полному участию инвалидов в социальной жизни и развитии общества.
Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1991 г., направлены на улучшение правового положения психически больных лиц и закрепляют следующие права инвалидов при оказании психиатрической помощи: право на гуманное отношение; право на защиту от экономической, сексуальной и других форм эксплуатации; право на осуществление всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и т. д.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1993 г. в целях предупреждения инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечения инвалидам равных возможностей с другими людьми, улучшения медицинского обслуживания инвалидов и т. д.
Одним из ключевых понятий, которое используется в Конвенции о правах инвалидов, является инвалидность, под которой понимается результат взаимодействия между имеющими нарушения здоровья людьми и барьерами, которые мешают полноценному участию в жизни общества.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными нарушениями, которые могут мешать участию в жизни общества.
Конвенция о правах инвалидов закрепляет гражданские, политические, социально-экономические и культурные права инвалидов.
При этом в силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов государства должны принимать все необходимые меры для того, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни.
Государства – участники Конвенции о правах инвалидов обязаны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Одним из принципов Конвенции о правах инвалидов является принцип недискриминации. При этом дискриминация инвалидов может заключаться в отказе в разумном приспособлении окружающей среды к потребностям инвалидов. Например, для участия в выборах могут изготавливаться специальные бюллетени для голосования с использованием азбуки Брайля в легкочитаемой и понятной форме.
Принципами Конвенции о правах инвалидов также являются: принцип уважения присущего человеку достоинства; принцип уважения особенностей инвалидов; принцип равенства возможностей; принцип равенства мужчин и женщин и т. д.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно призывала государства имплементировать положения о правах инвалидов в национальное законодательство и применять их на практике.
В России был принят Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который закрепил положение о том, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
При этом инвалиды в России имеют следующие права: право на реабилитацию; право на медицинскую помощь; право беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; право на жилую площадь; право на образование; право на обеспечение занятости; право на социально-бытовое обслуживание; право на ежемесячную денежную выплату; право на создание общественных объединений и т. д.
Ратификация Конвенции о правах инвалидов накладывает на Россию обязательство по мониторингу законодательства на предмет его соответствия положениям Конвенции о правах инвалидов.
В связи с этим необходимо отметить, что ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации позволяет перевозчику в одностороннем порядке расторгать договоры воздушной перевозки пассажиров, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.
Докладчица отметила, что это положение ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации не соответствуют ст. 20 Конвенции о правах инвалидов, которая обязывает государства принимать меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов.
Контроль за соблюдением Конвенции о правах инвалидов возлагается на специальные национальные органы, которые должны осуществлять мониторинг Конвенции о правах инвалидов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г . N 1201 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов» в настоящее время в России действует Комиссия по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.
При этом Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов является совещательным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации.
Председатель Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов Л.В. Корбут поблагодарила О.И. Ильинскую за квалифицированный, ответственный и интересный доклад и предоставила слово кандидату юридических наук С.В. Гландину.
С.В. Гландин выступил с докладом «Проблема статуса эмбриона человека в свете защиты права на жизнь в российском и европейском праве».
Докладчик отметил, что термин «эмбрион» начал входить в медицинскую практику в 1970-е гг. Так, в решении Всемирной организации здравоохранения 1974 г. были закреплены три понятия: эмбрион, под которым понимался организм человека на начальной стадии развития; плод, под которым понимался организм человека с 8 по 22 неделю развития; ребенок, под которым понимался организм человека от 22 недель развития при условии его рождения живым весом от 500 грамм.
Европейский суд по правам человека пришел к выводу о том, что единственным неоспоримым критерием начала жизни у эмбрионов является начало жизненного процесса с момента оплодотворения.
При этом Европейский суд по правам человека отмечает, что вопрос о моменте начала жизненного процесса у эмбрионов должен решаться в национальном законодательстве государств.
В России 21 ноября 2011 г. был принят новый Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» использует понятие «эмбрион», но не определяет момент начала жизни у эмбрионов.
В заключение докладчик обратил внимание на то, что и в российском, и в европейском праве вопрос о правовом статусе эмбрионов в свете защиты права на жизнь остается не в полной мере урегулированным.
Доклады вызвали оживленную дискуссию. В обсуждении докладов активно участвовали все члены Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов, которые высказывали свои точки зрения по проблемам, рассмотренным докладчиками.
В частности, отмечалось, что в силу ст. 2 Федерального закона от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» эмбрион человека понимается как зародыш человека на стадии развития до восьми недель.
Закрывая заседание, председатель Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов Л.В. Корбут поблагодарила докладчиков за проявленный интерес к вопросам правового положения семьи.