Обзор материалов международной общественно-научной конференции «Наука, образование, молодежь в современном мире» (Москва, 26 мая 2016 г.)
№ 9 (100) 2016г.
REVIEW OF MATERIALS INTERNATIONAL SOCIO-SCIENTIFIC CONFERENCE "SCIENCE, EDUCATION, YOUNG PEOPLE IN THE MODERN WORLD" (MOSCOW, 26 MAY 2016).
26 апреля 2016 г. в Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина прошла Международная научно-методическая конференция «Наука, образование, молодежь в современном мире». Инициаторами конференции выступили кафедра философии и социальнополитических технологий РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина и кафедра философии Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Современное высшее образование является одной из важнейших сфер социальной жизни и требует к себе постоянного внимания как общества в целом, так и ученых, ведущих преподавательскую деятельность. Социальная функция высшего образования быстро эволюционирует. Современные «вызовы истории», связанные с развитием информационного общества, быстрыми изменениями в технике и технологии, процессами глобализации и т.д. требует рассматривать высшее образование как определяющий фактор социального и экономического прогресса.
Организаторами конференции были предложен обширный перечень направлений для дискуссий: междисциплинарные подходы к реализации образовательных программ: пути интеграции гуманитарных и технических дисциплин; научные и образовательные императивы современного мира; инженерная парадигма XXI века; технологии; наука; философия; общие проблемы философии науки и науковедения; миграционные процессы и трудовые ресурсы; психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов технических направлений подготовки; инновационные системы обучения дисциплинам гуманитарного цикла в техническом вузе; содержательные аспекты реализации гуманитарной стратегии на разных ступенях образовательной практики; региональное измерение межэтнических отношений и этнокультурных процессов; формирование воспитательной составляющей гуманитарной образовательной среды; экологическая культура; физическая культура; феномен гуманитарной культуры; возрастание роли гуманитарных наук в системе инженерного технического образования; когнитивные науки, социокультурные функции науки; современные педагогические теории гуманизации и гуманитаризации технического образования; коммуникации будущего - этика, культура, ответственность.
В конференции приняли участие профессора, доценты, преподаватели, аспиранты из двадцати восьми вузов России, Беларуси, Украины, Таджикистана. Всего было представлено сто восемь работ.
Работы участников конференции отразили диапазон исследований и практических наработок вузовских преподавателей. В центре внимания участников конференции оказались как теоретические, так и практические вопросы, связанные с тематикой конференции.
Преподавательское сообщество не может не волновать положение дел в современном образовании России. При этом выявляется положительная тенденция: переход от критики к конкретным конструктивным предложениям.
Так, обращается внимание на важность «деликатного» проведения инновации в вузе, сочетая классические традиции с современными научными достижениями (профессор Елхова О. И. - Башкирский государственный университет); рассматриваются возможности развития социокультурной среды вуза средствами педагогического менеджмента (профессор Филатова М. Н. - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина); обосновывается необходимость формирования инновационно-ориентированной парадигмы высшей технической школы (профессор Беленкова О. А. - Уфимский государственный нефтяной технический университет); делается вывод о необходимости диалога между государством и педагогическим сообществом (доцент Волкова Л. В. - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина); подчеркивается необходимость
взвешенного использования технологических подходов к обучению (доцент Смирнова О.М. - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина).
Участниками конференции было уделено большое внимание возрастанию роли гуманитарных наук в системе инженерного технического образования: обосновывается значимость комплекса социально-гуманитарных наук для формирования в системе образования целостного специалиста (профессор Виноградова Н. Л. - Волгоградский государственный технический университет); отмечается возрастание роли гуманитарной составляющей в корректировке как духовно-личностных, так и профессиональных ценностей будущих специалистов (профессор Бодрова Е. В. - Московский технологический университет; профессор Калинов В. В. - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина) .
Разработка идей междисциплинарного подхода к реализации образовательных программ приобретает особый контекст в наши дни, когда происходит расширение многофункциональности труда, расширение полифункциональных знаний. При интеграции наук следует не только сохранять и передавать накопленные знания, ценности мировой и национальной культуры, но и постоянно актуализировать взаимодействие между учебными заведениями, тем самым происходит модернизация и инновационное продвижения (начальник отдела научно-исследовательской работы и инновационного развития Опарин А. Ю., доцент Гончарова О. В. - Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики); Переход на компетентностную модель формирования специалиста требует применения активных и интерактивных методов обучения, наличия междисциплинарных связей (доцент Фефелова Г. Г. - Уфимский государственный нефтяной технический университет); интегрированная педагогическая система призвана обеспечить преемственность между изучаемыми дисциплинами и стимулировать универсальное применение методов познания (доцент Горохова Н. Э. - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов).
Участники конференции обратились не только к проблемам образования, но и к проблемам науки. Прозвучали такие темы как «Постнеклассические парадигмы сознания (к вопросу об онтологическом статусе феноменов сознания)» (доцент Семенова Т. Н. - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина); «Перечитывая работу Т. Куна «Структура научных революций» в XXI веке» (доцент Юдина М. Е. - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина); «О правовых аспектах регулирования государственной поддержки предпринимательства и ответственности в некоторых странах СНГ» (доцент Самадов Б. О. - Таджикский государственный университет коммерции) и др.
Наибольший интерес у участников конференции вызвала тема «Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов». Данная проблематика ближе всего преподавательскому сообществу, т.к. касается непосредственно преподавательской деятельности. Было высказано мнение, о том, каждой категории учебной цели соответствует определенный вид работы, ее выполнение обеспечивает реализацию двух подходов к обучению: технологического, ориентированного на воспроизводство знания и поискового ориентированного на производство нового знания (доцент Денисова Н. Ю. - Саратовская государственная юридическая академия); дано обоснование универсальности проектного метода в организации самостоятельной работы студентов (доцент Балычева М. Б. - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина); описана образовательная технология «перевернутый класс» при обучении иностранному языку (доцент Агеева Н. В. - РГУ нефти и газа(НИУ) имени И. М. Губкина); проанализировано освоение профессиональной лексики как необходимого элемента становления профессионала в системе высшего образования (доцент Фефелова Г. Г. - Уфимский государственный нефтяной технический университет); описан феномен формирования «образа профессионала», который имеет исключительное значение, как для развития «профессиональной Я - концепции», так и решения ряда прикладных задач (профессор Вишневская В. П. - Институт национальной безопасности Республики Беларусь); рассмотрены внешние, социально-исторические, социально-психологические предпосылки формирования образа ученого (доцент Ермолович Д. В. - Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники).
В качестве подведения итогов можно констатировать, что создание условий для дальнейшего, инновационного развития высшего образования требует участия не только государственных структур, но и научного сообщества. Научно-методологические конференции становятся необходимой площадкой для обмена мнениями, перениманием опыта, активизацией научного и педагогического творчества в преподавательской среде вышей школы.