Обзор заседания научно-консультативного совета по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации на тему «Санкции в международном праве (правовые основания, практика применения, санкции в отношении физических лиц и компаний)».
№ 4 (95) 2016г.
В обзоре рассматриваются доклады и выступления, сделанные на заседании научноконсультативного совета по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации, на тему: «Санкции в международном праве (правовые основания, практика применения, санкции в отношении физических лиц и компаний)».
REVIEW OF THE MEETING OF THE SCIENTIFIC ADVISORY COUNCIL ON INTERNATIONAL LAW UNDER THE MINISTRY OF JUSTICE OF RUSSIAN FEDERATION ON THE TOPIC OF «SANCTIONS IN INTERNATIONAL LAW (THE LEGAL BASIS, THE PRACTICE OF APPLYING SANCTIONS AGAINST INDIVIDUALS AND COMPANIES)»
This review examines the reports and speeches made at the meeting of the scientific advisory council on international law under the Ministry of Justice of the Russian Federation on the topic of «Sanctions in international law (the legal basis, the practice of applying sanctions against individuals and companies)».
17 февраля 2016 г. члены Российской Ассоциации международного права выступили с докладами и сообщениями на заседании научно-консультативного совета по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации на тему: «Санкции в международном праве (правовые основания, практика применения, санкции в отношении физических лиц и компаний)».
Открыл заседание заместитель Министра юстиции Российской Федерации, председатель научно-консультативного совета по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации М.А. Травников. Он отметил, что целью заседания является рассмотрение следующих актуальных вопросов: санкции в международном праве; санкции в отношении физических лиц; санкции в отношении юридических лиц; санкции в отношении Российской Федерации в целом.
Судья Суда Евразийского экономического союза, заведующая кафедрой международного права Российского государственного университета правосудия, вице-президент Российской Ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор Т.Н. Нешатаева в своем докладе рассмотрела следующие вопросы: история санкций в международном праве; функции санкций в международном праве; санкции и ответственность в международном праве и т.д.
Она отметила, что в XIV в. католические священники решили, что международно-правовая ответственность может относиться только к категории санкций. Примерно такую же конструкцию поддерживал и Гуго Гроций, который придерживался мнения о том, что самой существенной санкцией является война.
Комиссия международного права Организации Объединенных Наций придерживалась позиции о том, что понятие санкций должно включать в себя все меры принуждения в широком смысле, которые возникают из международно-правовой ответственности.
Можно считать, что любая форма принуждения, в том числе и моральная, является санкцией. Субъекты международного права могут прибегать к любым мерам, которые применяются на основе Устава Организации Объединенных Наций.
У санкций в международном праве можно выделить следующие функции: правовосстановительную; штрафную; карательную. При этом с точки зрения общей теории права происходит существенная путаница, что опасно как для России в целом, так и для всех граждан в отдельности.
Санкции могут быть предварительными мерами, мерами давления, контрмерами. Санкции могут как останавливать правонарушения, так и остаться безрезультатными. Санкции должны соответствовать правонарушениям и быть соразмерными им. Тем не менее, по вопросу соразмерности санкций правонарушениям правоприменительная практика отсутствует.
Санкции могут применяться к физическим лицам, которые являются должностными лицами государств, поскольку в соответствии со ст. 4 Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» 56/589 от 12 декабря 2001 г. поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, кото-
рое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства. Понятие орган включает любое лицо или любое образование, которое имеет такой статус по внутригосударственному праву.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что ответственность в международном праве подразумевает все правомерные формы принуждения, которые составляют смысл санкций. Разделять понятия санкций и ответственности в международном праве невозможно. Необходимо в каждом отдельном случае устанавливать, в чем именно состояло правонарушение, в чем должна быть ответственность и совпадают ли меры принуждения с целями правовосстановления, наказания и т.д.
С теоретической точки зрения тема санкций в международном праве разработана не в полной мере. При дальнейшем исследовании вопросов санкций в международном праве следует учитывать положения общей теории права.
Партнер юридической фирмы «Гольцблат БЛП» кандидат юридических наук Р.М. Ходыкин в своем докладе «Санкции и международный арбитраж» отметил, что санкции применяются в отношении лиц, против которых нет доказательств участия в какой-то незаконной деятельности. Целью санкций является желание оказать влияние на политический режим в России.
При этом санкции составлены очень расплывчато для того, чтобы из-за неясности компании отказывались осуществлять свой бизнес в России. Действующие против России санкции не принимались на уровне Организации Объединенных Наций и являются национальными инструментами.
Существуют различные точки зрения на правовую природу санкций. В частности, затруднение заключается в том, что часто документы вводят санкции, но умалчивают о том, что происходит с договорными обязательствами.
Санкции в международном праве могут пониматься как фактические обстоятельства, препятствующие исполнению обязательств. Обычно этот подход применяется в судах со ссылками либо на форс-мажор или доктрину фрустрации.
В связи с этим следует иметь в виду, что концепция форсмажора берет свое начало во французском праве. В английском праве форс-мажор применяется только в случаях, если стороны предусмотрели это в договорах.
По российскому праву можно ссылаться на ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обязательства прекращаются из-за невозможности исполнения, если она вызвана наступившими после возникновения обязательств обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. В случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора, последний не вправе требовать возвращения исполненного им по обязательству. При отсутствии указаний в договорах стороны могут ссылаться на доктрину фрустрации.
При этом необходимо иметь в виду, что под фрустрацией можно понимать невозможность исполнения или тщетность целей контрактов. Фрустрация имеет место в случаях, когда договорные обязательства стало невозможно исполнить, потому что обстоятельства изменились так сильно, что исполнение уже будет радикально иным. Доктрина фрустрации также часто применяется в случаях, когда исполнение стало незаконным.
Российским аналогом фрустрации является ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договоров, является основанием для их изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договорами или не вытекает из их существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договоры вообще не были бы ими заключены или были бы заключены на значительно отличающихся условиях.
Изменение договоров в связи с существенным изменением обстоятельств допускается на основании решений судов в исключительных случаях, когда расторжение договоров противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договоров на измененных судами условиях.
Следует отметить, что фрустрация не применяется в случаях, когда исполнение обязательств невозможно по праву стран, где исполнение должно иметь место. При возможности частичного исполнения договоров доктрина фрустрации не применяется.
Ответные российские санкции или реторсии не должны рассматриваться как форс-мажор или основания для прекращение договоров. Согласно ст. 1194 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.
В истории России известны случаи применения ответных санкций или реторсий. Так, в 1937 г. Союз Советских Социалистических Республик ввел реторсии против Италии, когда
суммы, причитавшиеся от итальянского морского ведомства и итальянской компании по договору с Нефтеэкспортом в оплату стоимости поставленных им нефтепродуктов, не были переведены.
Вскоре было заключено соглашение с Италией о торговом обмене и платежах между Союзом Советских Социалистических Республик и Италией. Затем Постановлением Совета народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик от 3 марта 1939 г. N 256 «О платежах итальянским фирмам и учреждениям» было решено разрешить Государственному Банку Союза Советских Социалистических Республик произвести переводы итальянским управлениям, учреждениям, фирмам и организациям сумм, внесенных Торгпредством Союза Советских Социалистических Республик в Италии и хозяйственными организациями Союза Советских Социалистических Республик на особые, открытые Государственным Банком Союза Советских Социалистических Республик для этих взносов, счета.
В заключение докладчик сделал вывод о том, что тематика санкций и международного права является актуальной, представляет несомненный научный интерес и требует дальнейших исследований.
Партнер юридической фирмы «Гольцблат БЛП» О. Хохлов отметил, что оспаривание санкций в судебном порядке на практике оказалось проблематичным. Отменить санкции через суды, как правило, не представляется возможным.
При этом введение и отмена санкций зависит от международной обстановки, а также политической ситуации. Примененные к России санкции в настоящее время являются мягкими. Диапазон ужесточения санкций в отношении России в будущем крайне широк.
Председатель коллегии адвокатов «Последний дозор» А.В. Молохов обратил внимание на вопрос о том, каким образом можно обойти санкции, примененные к России, в ситуациях, когда оспаривание санкций в судебном порядке оказалось проблематичным. При оспаривании санкций, примененных к России, необходимо учитывать практику оспаривания санкций в отношении Ирана. Для оспаривания санкций необходимо привлекать российских юристов.
Сотрудник Правового департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации, член Российской Ассоциации международного права М.В. Заболоцкая в своем выступлении отметила, что в международном публичном праве нет договорного или обычно-правового определения понятия «санкции». Под санкциями понимают различные меры политического воздействия, которые одно государство оказывает на другое государство.
Санкции могут вводиться по решению Совета Безопасности Организации Объединенных Наций или в одностороннем порядке. Существует точка зрения, что в одностороннем порядке вводить санкции нельзя. Санкции могут быть введены только под эгидой Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Вопрос о возможности введения односторонних санкционных мер является спорным.
Заместитель Министра юстиции Российской Федерации, председатель научно-консультативного совета по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации М. А. Травников в своем выступлении обратил внимание на вопросы критериев правомерности введения и снятия санкций. Остаются открытыми вопросы о процедуре, органах государственной власти, должностных лицах, которые могут быть уполномочены вводить и отменять санкции.
Состоялась активная и заинтересованная дискуссия, в которой приняли участие заведующий кафедрой международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, член Исполкома Российской Ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор К. А. Бекяшев, судья Суда Евразийского экономического союза, заведующая кафедрой международного права Российского государственного университета правосудия, вице-президент Российской Ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор Т. Н. Не- шатаева, сотрудник правового департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации, член Российской Ассоциации международного права М. В. Заболоцкая, заведующая кафедрой международного частного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Ку- тафина, член Российской Ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор Г.К. Дмитриева, доктор юридических наук, профессор кафедры международного частного права Всероссийской академии внешней торговли, первый заместитель председателя Международного коммерческого судебного арбитража при Торгово-промышленной палате РФ, член Российской Ассоциации международного права И. С. Зыкин.
В работе научно-консультативного совета по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации также приняли участие: ученый секретарь Российской Ассоциации международного права Л. В. Корбут; референт Российской Ассоциации международного права С.Е. Смирных; заведующий кафедрой международного частного права Российской школы частного права (Института), начальник отдела сравнительного и международного частного права Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации А.Н. Жильцов; доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова А.И. Ковлер; проректор по международным связям Российской таможенной академии, вице-президент Российской Ассоциации международного права А.А. Моисеев; первый заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Российской Ассоциации международного права В. В. Старженецкий.
Заместитель Министра юстиции Российской Федерации, председатель Научно-консультативного совета по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации М. А. Травников подвел итоги работы совета и отметил, что тематика санкций в международном праве заслуживает дальнейшего рассмотрения.