№ 5 (60) 2013г.
25 апреля 2013 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России.
В заседании приняли участие ученые-юристы, представлявшие Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Евразийскую экономическую комиссию, торгово-промышленную палату Российской Федерации, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Институт государства и права Российской академии наук, Российскую ассоциацию международного права, Ассоциацию юристов России, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, Российский университет дружбы народов, Дипломатическую академию Министерства иностранных дел России.
Открыл заседание доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России А.Я. Капустин. Он отметил, что в настоящее время в обществе развернулась дискуссия по вопросам взаимодействия права Всемирной торговой организации и правовой системы России.
Право Всемирной торговой организации - это новое явление. С точки зрения доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой международного права Всероссийской академии внешней торговли В.М. Шумилова, под правом Всемирной торговой организации можно понимать комплексный международно-правовой институт, являющийся центральным звеном международного торгового права.
На 2 марта 2013 г. Всемирная торговая организация насчитывает 154 государств-членов и 25 наблюдателей. Однако соглашения Всемирной торговой организации все еще не являются общеобязательными.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором Института государства и права Российской академии наук Г.М. Веляминов в своем выступлении отметил, что Всемирная торговая организация - это организация, регулирующая в первую очередь экономические отношения. Россия в настоящее время потеряла 50 процентов своей промышленности, которая была у нее в советский период. 1/3 сельскохозяйственных угодий зарастает соринками и дачными участками.
При этом Россия ввозит 40 процентов потребляемого продовольствия.
Соединенные Штаты Америки хотели создать Всемирную торговую организацию еще в 1948 г., но тогда это не получилось. Всемирная торговая организация на 90 процентов - это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В основе Всемирной торговой организации лежит идея свободы добросовестной конкуренции. При этом Россия - слабый участник Всемирной торговой организации.
Право Всемирной торговой организации - это правила игры в области торговли товарами. России необходимо развивать свою экономику. При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 16 Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г.каждый член обеспечивает соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, вытекающим из соглашений.
Доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра международно-правового и законодательного регулирования финансовых рынков Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации Г.В. Петрова в своем докладе «Нормы международно-правового регулирования торговли финансовыми услугами в праве Всемирной торговой организации и их имплементация в российскую правовую систему» обратила внимание на то, что финансовые услуги не выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генерального соглашения по торговле услугами в рамках Всемирной торговой организации: они являются интегрированной частью группы «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)», которая в свою очередь относится к более крупной категории - разделу «Финансовые услуги».
В рамках Генерального соглашения по торговле услугами имеются специфические права и обязательства по доступу на рынок финансовых услуг. Если член Всемирной торговой организации не воспользовался предоставленным ему правом на изъятия, считается, что он отказался от ограничения числа поставщиков и общего числа операций с финансовыми услугами. Российское законодательство в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию за период 2011-2012 гг. расширило объемы регулирования рынка ценных бумаг, конкуренции на финансовых рынках, инвестиционных фондов, кредитно-расчетных, страховых, клиринговых, депозитарных и иных финансовых услуг.
Наиболее сложными моментами согласования норм Всемирной торговой организации о торговле финансовыми услугами и норм российского права в этой сфере являются следующие:
- ограничения и изъятия из обязательств по Генеральному соглашению по торговле услугами в части торговли финансовыми услугами не дают четких гарантий, что деятельность отечественных субъектов финансовых рынков не подпадет под ограничительные меры Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах и Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер, которые направлены на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле финансовыми услугами; пределы и критерии недопустимых и допустимых субсидий очень размыты, неясно, какие именно субсидии в торговле финансовыми услугами оказывают неблагоприятное воздействие на члена Всемирной торговой организации.
- хотя под влиянием Всемирной торговой организации формируется как договорный, так и обычный унифицированный режим торговли финансовыми услугами, в российском праве отсутствует «системная ориентация» на признание обычаев торговли финансовыми услугами, слабо идет их имплементации в российское право;
- возникает необходимость гармонизации и унификации государствами на межправительственном уровне материально-правовых и коллизионно-правовых норм торговли трансграничными финансовыми услугами.
Доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России А.Я. Капустин отметил, что тема имплементации соглашений Всемирной торговой организации, а также проблема страхования финансовых рисков заслуживает внимания и дальнейшего обсуждения.
Кандидат юридических наук А.С. Смбатян в своем докладе «Особенности развития права Всемирной торговой организации и практики его применения: проблема подготовки кадров» отметила, что в настоящее время тема права Всемирной торговой организации касается всех стран в мире. Право Всемирной торговой организации включает не только соглашения, но и решения третейских групп и органов по разрешению споров Всемирной торговой организации. Поэтому для правильного понимания права Всемирной торговой организации большое значение имеет практика разрешения споров.
Всемирная торговая организация предоставляет России очень широкие возможности защиты ее интересов. Однако этими правовыми инструментами защиты интересов в настоящее время в России владеет очень небольшая группа людей.
Поэтому для России очень важно готовить специалистов по праву Всемирной торговой организации. В высших учебных заведениях можно было бы ввести специальный курс по праву Всемирной торговой организации.
Доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России А.Я. Капустин отметил, что для обсуждения вопроса о преподавании права Всемирной торговой организации можно использовать зарубежный опыт.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета Н.Е. Тюрина в своем выступлении «Понятие, особенности и применение права ВтО» обратила внимание на определение понятия «право Всемирной торговой организации». Поскольку Всемирная торговая организация - это международная организация, то можно сделать вывод о том, что право Всемирной торговой организации - это право международной организации.
Право Всемирной торговой организации создает особую правовую систему. Оно не имеет общеобязательного характера. Однако с увеличением количества государств-участников право Всемирной торговой организации, приближается к общеобязательности.
Можно утверждать, что право Всемирной торговой организации является подотраслью международного экономического права. В значительной степени право Всемирной торговой организации носит прецедентный характер.
Для того чтобы готовить специалистов по праву Всемирной торговой организации, необходимо изучать правовые механизмы обращения в органы Всемирной торговой организации.
Заведующий кафедрой международного права Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.С. Исполинов отметил, что Соединенные Штаты Америки и другие зарубежные государства - члены Всемирной торговой организации отказались признать приоритет права Всемирной торговой организации над своим национальным правом. При этом Россия заняла принципиально иную позицию.
Так, в Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации 2011 г. отмечается, что хотя международные договоры не имеют высшей юридической силы по отношению к Конституции Российской Федерации или федеральным конституционным законам, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации в случае возникновения противоречий между положениями международных договоров и федеральных законов, принятых как до, так и после вступления в силу международных договоров, действуют положения международных договоров. С даты ратификации Российской Федерацией Протокола о присоединении, включающего Соглашение Всемирной торговой организации и другие обязательства, принятые Российской Федерацией как часть условий присоединения к Всемирной торговой организации, он становится неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации.
Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Н.И. Хлуденева в своем докладе «Направления совершенствования экологического законодательства России в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации» обратила внимание на соотношение норм экологического законодательства России и права Всемирной торговой организации.
Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г. закрепляет положение о том, что государства придерживаются идеи устойчивого развития и сохранения окружающей природной среды.
Однако развитие торговых отношений между странами порой негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды. Российское законодательство оказалось не в полной мере подготовленным к смягчению экологических последствий вступления России во Всемирную торговую организацию.
Существуют различные точки зрения на экологические последствия вступления России во Всемирную торговую организации. так, в Китае экономический рост связан с ухудшением экологической обстановки. Российское законодательство не стимулирует развитие экологических услуг. В связи с этим представляется необходимым принятие законов, которые стимулировали бы сохранение окружающей природной среды.
Экологические последствия вступления России во Всемирную торговую организацию проанализированы не были. В настоящее время в России приняты Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., в которых предусмотрено положение о том, что российские производители будут переходить на экологически эффективные инновационные технологии.
Докладчица отметила, что России, как и другим странам
- членам Всемирной торговой организации, следует обратить особое внимание на охрану окружающей среды.
Старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации А.В. Калмыкова в своем докладе «Развитие системы технического регулирования в условиях членства России во Всемирной торговой организации» указала на то, что в России государственные стандарты являются необязательными для применения. технические регламенты содержат только минимально необходимые требования безопасности.
Однако, к примеру, атомная сфера не может обходиться минимальными требованиями безопасности. При этом Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» закрепляет положения о сокращении системы обязательной сертификации.
В России подготовлен закон об аккредитации, который построен по модели аккредитации в Европейском Союзе. В настоящее время в России действуют технические регламенты таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
В связи с этим есть ряд вопросов, которые требуют решения. Так, любые технические требования могут стать весомыми барьерами и заблокировать ввоз или производство продукции отдельных стран.
Во время переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию Россия не всегда могла отстоять свои интересы в области технических регламентов. Российские строительные нормы и правила построены совершенно по иным принципам, которые противоречат строительным нормам зарубежных стран. Поэтому зарубежные компании иногда не могут понять, какие требования они должны соблюдать.
Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Н.В. Павлова отметила, что тема взаимодействия права Всемирной торговой организации и правовой системы России является весьма актуальной в настоящее время. В практике арбитражных судов уже встречаются ссылки на соглашения, заключенные в рамках Всемирной торговой организации.
Арбитражные суды придерживаются позиции о приоритете международного права над национальным законодательством согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
При вступлении России во Всемирную торговую организацию были решены далеко не все вопросы. В связи с этим в настоящее время на практике существует проблема соотношения права Евразийского экономического сообщества, права таможенного союза и права Всемирной торговой организации.
Доктор юридических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала И.З. Фархутдинов обратил внимание на то, что жизнь в России не изменилась в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию. Право Всемирной торговой организации не отменило некоторые правила протекционизма Генерального соглашения о тарифах и торговле. Вступление во Всемирную торговую организацию, вопреки ожиданиям, не ущемляет суверенитет России.
Закрывая заседание, доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России А.Я. Капустин поблагодарил участников за выступления и подвел итоги работы круглого стола.