Обзоры

Евразийский юридический журнал

международное право

Обзор заседания круглого стола комиссии по международному праву ассоциации юристов России

№ 5 (60) 2013г.

25 апреля 2013 г. в Институте законодательства и сравни­тельного правоведения при Правительстве Российской Феде­рации состоялось заседание Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России.

В заседании приняли участие ученые-юристы, пред­ставлявшие Высший Арбитражный Суд Российской Фе­дерации, Евразийскую экономическую комиссию, тор­гово-промышленную палату Российской Федерации, Научно-исследовательский финансовый институт Мини­стерства финансов Российской Федерации, Институт го­сударства и права Российской академии наук, Россий­скую ассоциацию международного права, Ассоциацию юристов России, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный юри­дический университет имени О.Е. Кутафина, Российский уни­верситет дружбы народов, Дипломатическую академию Ми­нистерства иностранных дел России.

Открыл заседание доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциа­ции юристов России А.Я. Капустин. Он отметил, что в насто­ящее время в обществе развернулась дискуссия по вопросам взаимодействия права Всемирной торговой организации и правовой системы России.

Право Всемирной торговой организации - это новое яв­ление. С точки зрения доктора юридических наук, профес­сора, заведующего кафедрой международного права Всерос­сийской академии внешней торговли В.М. Шумилова, под правом Всемирной торговой организации можно понимать комплексный международно-правовой институт, являющий­ся центральным звеном международного торгового права.

На 2 марта 2013 г. Всемирная торговая организация на­считывает 154 государств-членов и 25 наблюдателей. Однако соглашения Всемирной торговой организации все еще не яв­ляются общеобязательными.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий сек­тором Института государства и права Российской академии наук Г.М. Веляминов в своем выступлении отметил, что Все­мирная торговая организация - это организация, регулиру­ющая в первую очередь экономические отношения. Россия в настоящее время потеряла 50 процентов своей промышленно­сти, которая была у нее в советский период. 1/3 сельскохозяй­ственных угодий зарастает соринками и дачными участками.

При этом Россия ввозит 40 процентов потребляемого продо­вольствия.

Соединенные Штаты Америки хотели создать Всемир­ную торговую организацию еще в 1948 г., но тогда это не по­лучилось. Всемирная торговая организация на 90 процентов - это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В основе Всемирной торговой организации лежит идея свободы добро­совестной конкуренции. При этом Россия - слабый участник Всемирной торговой организации.

Право Всемирной торговой организации - это правила игры в области торговли товарами. России необходимо раз­вивать свою экономику. При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 16 Марракешского соглашения об учреж­дении Всемирной торговой организации 1994 г.каждый член обеспечивает соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, вытекающим из соглашений.

Доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра международно-правового и законодательного регу­лирования финансовых рынков Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации Г.В. Петрова в своем докладе «Нормы международ­но-правового регулирования торговли финансовыми услуга­ми в праве Всемирной торговой организации и их имплемен­тация в российскую правовую систему» обратила внимание на то, что финансовые услуги не выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генерального соглашения по тор­говле услугами в рамках Всемирной торговой организации: они являются интегрированной частью группы «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)», которая в свою очередь относится к более крупной категории - разделу «Финансовые услуги».

В рамках Генерального соглашения по торговле услугами имеются специфические права и обязательства по доступу на рынок финансовых услуг. Если член Всемирной торговой ор­ганизации не воспользовался предоставленным ему правом на изъятия, считается, что он отказался от ограничения числа поставщиков и общего числа операций с финансовыми ус­лугами. Российское законодательство в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию за период 2011-2012 гг. расширило объемы регулирования рынка ценных бумаг, кон­куренции на финансовых рынках, инвестиционных фондов, кредитно-расчетных, страховых, клиринговых, депозитарных и иных финансовых услуг.

Наиболее сложными моментами согласования норм Все­мирной торговой организации о торговле финансовыми услу­гами и норм российского права в этой сфере являются следу­ющие:

-     ограничения и изъятия из обязательств по Генерально­му соглашению по торговле услугами в части торговли финан­совыми услугами не дают четких гарантий, что деятельность отечественных субъектов финансовых рынков не подпадет под ограничительные меры Соглашения о субсидиях и ком­пенсационных мерах и Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер, которые направлены на предотвраще­ние недобросовестной конкуренции в торговле финансовыми услугами; пределы и критерии недопустимых и допустимых субсидий очень размыты, неясно, какие именно субсидии в торговле финансовыми услугами оказывают неблагоприятное воздействие на члена Всемирной торговой организации.

-     хотя под влиянием Всемирной торговой организации формируется как договорный, так и обычный унифицирован­ный режим торговли финансовыми услугами, в российском праве отсутствует «системная ориентация» на признание обы­чаев торговли финансовыми услугами, слабо идет их импле­ментации в российское право;

-     возникает необходимость гармонизации и унификации государствами на межправительственном уровне материаль­но-правовых и коллизионно-правовых норм торговли транс­граничными финансовыми услугами.

 Доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по международному праву Ассоциации юристов России А.Я. Капустин отметил, что тема имплементации со­глашений Всемирной торговой организации, а также пробле­ма страхования финансовых рисков заслуживает внимания и дальнейшего обсуждения.

Кандидат юридических наук А.С. Смбатян в своем до­кладе «Особенности развития права Всемирной торговой ор­ганизации и практики его применения: проблема подготовки кадров» отметила, что в настоящее время тема права Всемир­ной торговой организации касается всех стран в мире. Право Всемирной торговой организации включает не только согла­шения, но и решения третейских групп и органов по разреше­нию споров Всемирной торговой организации. Поэтому для правильного понимания права Всемирной торговой органи­зации большое значение имеет практика разрешения споров.

Всемирная торговая организация предоставляет России очень широкие возможности защиты ее интересов. Однако этими правовыми инструментами защиты интересов в насто­ящее время в России владеет очень небольшая группа людей.

Поэтому для России очень важно готовить специалистов по праву Всемирной торговой организации. В высших учеб­ных заведениях можно было бы ввести специальный курс по праву Всемирной торговой организации.

Доктор юридических наук, профессор, председатель Ко­миссии по международному праву Ассоциации юристов Рос­сии А.Я. Капустин отметил, что для обсуждения вопроса о преподавании права Всемирной торговой организации мож­но использовать зарубежный опыт.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры междуна­родного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета Н.Е. Тюрина в своем выступлении «Понятие, особенности и применение права ВтО» обратила внимание на определение понятия «право Всемирной торго­вой организации». Поскольку Всемирная торговая организа­ция - это международная организация, то можно сделать вы­вод о том, что право Всемирной торговой организации - это право международной организации.

Право Всемирной торговой организации создает особую правовую систему. Оно не имеет общеобязательного характе­ра. Однако с увеличением количества государств-участников право Всемирной торговой организации, приближается к общеобязательности.

Можно утверждать, что право Всемирной торговой орга­низации является подотраслью международного экономиче­ского права. В значительной степени право Всемирной торго­вой организации носит прецедентный характер.

Для того чтобы готовить специалистов по праву Всемир­ной торговой организации, необходимо изучать правовые меха­низмы обращения в органы Всемирной торговой организации.

Заведующий кафедрой международного права Москов­ского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.С. Исполинов отметил, что Соединенные Штаты Америки и другие зарубежные государства - члены Всемирной торговой организации отказались признать приоритет права Всемир­ной торговой организации над своим национальным правом. При этом Россия заняла принципиально иную позицию.

Так, в Докладе Рабочей группы по присоединению Рос­сийской Федерации к Всемирной торговой организации 2011 г. отмечается, что хотя международные договоры не имеют высшей юридической силы по отношению к Конституции Российской Федерации или федеральным конституционным законам, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Фе­дерации в случае возникновения противоречий между поло­жениями международных договоров и федеральных законов, принятых как до, так и после вступления в силу международ­ных договоров, действуют положения международных догово­ров. С даты ратификации Российской Федерацией Протоко­ла о присоединении, включающего Соглашение Всемирной торговой организации и другие обязательства, принятые Рос­сийской Федерацией как часть условий присоединения к Все­мирной торговой организации, он становится неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации.

Кандидат юридических наук, ведущий научный сотруд­ник Института законодательства и сравнительного правоведе­ния при Правительстве Российской Федерации Н.И. Хлуденева в своем докладе «Направления совершенствования экологиче­ского законодательства России в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации» обратила внимание на со­отношение норм экологического законодательства России и права Всемирной торговой организации.

Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г. закрепляет положение о том, что государства придерживаются идеи устойчивого развития и сохранения окружающей природной среды.

Однако развитие торговых отношений между страна­ми порой негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды. Российское законодательство оказалось не в полной мере подготовленным к смягчению экологических последствий вступления России во Всемирную торговую ор­ганизацию.

Существуют различные точки зрения на экологические последствия вступления России во Всемирную торговую орга­низации. так, в Китае экономический рост связан с ухудшени­ем экологической обстановки. Российское законодательство не стимулирует развитие экологических услуг. В связи с этим представляется необходимым принятие законов, которые сти­мулировали бы сохранение окружающей природной среды.

Экологические последствия вступления России во Все­мирную торговую организацию проанализированы не были. В настоящее время в России приняты Основы государственной политики в области экологического развития Российской Фе­дерации на период до 2030 г., в которых предусмотрено поло­жение о том, что российские производители будут переходить на экологически эффективные инновационные технологии.

Докладчица отметила, что России, как и другим странам

-  членам Всемирной торговой организации, следует обратить особое внимание на охрану окружающей среды.

Старший научный сотрудник Института законодатель­ства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос­сийской Федерации А.В. Калмыкова в своем докладе «Разви­тие системы технического регулирования в условиях членства России во Всемирной торговой организации» указала на то, что в России государственные стандарты являются необяза­тельными для применения. технические регламенты содержат только минимально необходимые требования безопасности.

Однако, к примеру, атомная сфера не может обходиться минимальными требованиями безопасности. При этом Феде­ральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» закрепляет положения о сокращении систе­мы обязательной сертификации.

В России подготовлен закон об аккредитации, который построен по модели аккредитации в Европейском Союзе. В настоящее время в России действуют технические регламенты таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

В связи с этим есть ряд вопросов, которые требуют реше­ния. Так, любые технические требования могут стать весомыми барьерами и заблокировать ввоз или производство продукции отдельных стран.

Во время переговоров о вступлении во Всемирную тор­говую организацию Россия не всегда могла отстоять свои ин­тересы в области технических регламентов. Российские стро­ительные нормы и правила построены совершенно по иным принципам, которые противоречат строительным нормам зарубежных стран. Поэтому зарубежные компании иногда не могут понять, какие требования они должны соблюдать.

Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федера­ции Н.В. Павлова отметила, что тема взаимодействия права Всемирной торговой организации и правовой системы России является весьма актуальной в настоящее время. В практике ар­битражных судов уже встречаются ссылки на соглашения, за­ключенные в рамках Всемирной торговой организации.

Арбитражные суды придерживаются позиции о приори­тете международного права над национальным законодатель­ством согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

При вступлении России во Всемирную торговую организа­цию были решены далеко не все вопросы. В связи с этим в на­стоящее время на практике существует проблема соотношения права Евразийского экономического сообщества, права тамо­женного союза и права Всемирной торговой организации.

Доктор юридических наук, главный редактор Евразий­ского юридического журнала И.З. Фархутдинов обратил внимание на то, что жизнь в России не изменилась в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию. Право Всемирной торговой организации не отменило некоторые правила протекционизма Генерального соглашения о тари­фах и торговле. Вступление во Всемирную торговую органи­зацию, вопреки ожиданиям, не ущемляет суверенитет России.

Закрывая заседание, доктор юридических наук, профес­сор, председатель Комиссии по международному праву Ассо­циации юристов России А.Я. Капустин поблагодарил участ­ников за выступления и подвел итоги работы круглого стола.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях