Обзоры

Евразийский юридический журнал

Обзор заседания Комиссии по правовому положению семьи международного союза юристов совместно с Институтом государства и права РАН и Российской Ассоциацией международного права

№ 5 (132) 2019г.

В обзоре рассмотрены международно-правовые аспекты информационной безопасности семьи, конституционно-правовые гарантии прав и законных интересов детей, правовые проблемы защиты семейных ценностей, вопросы информационной безопасности образовательных программ.

Ключевые слова: информационная безопасность семьи, конституционно-правовые гарантии прав и законных интересов детей, защита семейных ценностей, информационная безопасность образовательных программ.

SMIRNYKH Sergey Evgenjevich
Ph.D. in Law, General Secretary of the Russian Association of International Law

REVIEW OF MEETING OF THE COMMISSION ON THE LEGAL SITUATION OF THE FAMILY OF THE INTERNATIONAL UNION OF LAWYERS JOINTLY WITH THE INSTITUTE OF THE STATE AND LAW OF THE RAS AND THE RUSSIAN ASSOCIATION OF INTERNATIONAL LAW

The review examines international legal aspects of family information security, constitutional legal guarantees of the rights and legitimate interests of children, legal problems of protecting family values, issues of information security of educational programs.

Keywords: family information security, constitutional and legal guarantees of the rights and legitimate interests of children, protection of family values, information security of educational programs.

14 марта 2019 г. в Институте государства и права РАН состоялось заседание Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Россий­ской Ассоциацией международного права.

В работе Комиссии приняли участие представители Института государства и права РАН, Российской Ассоциа­ции международного права, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Союза юристов Москвы, Комитета Организации Объединенных Нации по ликвидации расовой дискриминации, Московского государственного юридиче­ского университета имени О.Е. Кутафина, Российской ака­демии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского государ­ственного университета правосудия.

Открыл заседание кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права, председатель Комиссии по правовому положению семьи С.Е. Смирных.

Он отметил, что Комиссия по правовому положению се­мьи была создана ученым секретарем Российской Ассоциа­ции международного права Людмилой Васильевной Корбут и постоянно действует более 20 лет.

Под ее руководством был проведен ряд заседаний Ко­миссии, на которых обсуждались актуальные теоретические и практические аспекты правового положения семьи.

В частности, были рассмотрены следующие вопросы: присоединение России к Гаагской Конвенции о похищении детей и проблемы семейного права; международно-право­вая защита инвалидов; соотношение Конвенции о между­народном похищении детей 1980 г. и Конвенции о защите детей 1996 г.; комитет Организации Объединенных Нации по правам ребенка и актуальные вопросы защиты прав де­тей в Европе; некоторые актуальные вопросы, возникающие в практике рассмотрения трансграничных семейных споров; право на семью в замечаниях общего порядка Комитета Ор­ганизации Объединенных Нации по правам ребенка и мно­гие другие.

Доктор юридических наук, профессор, член Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации А.С. Автономов выступил с докладом на тему: «Международно-правовые аспекты информационной безопасности семьи».

Он отметил, что в современном мире семейные отно­шения в сфере информационной безопасности и кибер­преступности урегулированы не в полной мере. Интернет и информационные технологии оказываются такой сферой, в которую родители не всегда успевают, могут и готовы войти вместе со своими детьми.

На международном уровне в недостаточной степени урегулированы такие вопросы как вовлечение детей в воору­женные формирования, детская порнография многие дру­гие.

Международно-правовые документы не в полной мере обеспечивают информационную безопасность семьи. В част­ности, Конвенция о преступности в сфере компьютерной ин­формации от 23 ноября 2001 г. № 185 предусмотрела запрет на изготовление и распространение детской порнографии.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребен­ка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г.1 закрепил положения, которые запрещают торговлю детьми, детскую проституцию и дет­скую порнографию.

Необходимо учитывать особенности самих детей, ко­торые воспитываются в семьях. Если родители могут на­блюдать за детьми на улице, то Интернет оказывается такой сферой, в которую родители не всегда готовы и могут войти. Все большее распространение получает вовлечение детей в вооруженные формирования. Вопросы воспитания детей во многом остаются не урегулированными. В начале 1990-х го­дов школы сняли с себя ответственность за воспитание детей и переложили ее на родителей, которые были заняты други­ми делами и не могли уделять детям время, необходимое для их полноценного развития.

Одной из проблем обеспечения информационной без­опасности детей в Интернете является неразвитая «сетевая гигиена». Сеть Интернет часто лишь кажется безопасной. Этим пользуются многие преступники. Различные сообще­ства в Интернете склоняют детей к самоубийствам, мошен­ничествам, ложным знакомствам, педофилии и пр. Причем места, из которых совершаются преступления в Интернете, очень часто бывает невозможно идентифицировать. Су­ществуют альтернативные доступы к вредной для детей информации, сайты-двойники. При этом многие вопросы крепости семьи, склонение детей к самоубийствам в зна­чительной степени остаются вне поля зрения мирового со­общества.

Некоторые рекомендации по защите прав детей со­держатся в документах Международного союза электросвя­зи, который представляет международную организацию, в рамках которой правительствами и частным сектором координируются глобальные сети и услуги электросвязи. Основанный в Париже в 1865 г. как Международный теле­графный союз, Международный союз электросвязи получил свое современное название в 1934 г., а в 1947 г. стал специ­ализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Деятельность Международного союза электросвя­зи охватывает следующие вопросы: содействие развитию и продуктивной эксплуатации средств электросвязи в целях повышения эффективности услуг электросвязи и их доступ­ности для населения; содействие распространению более широкого подхода к проблемам электросвязи в глобальной информационной экономике и обществе; содействие и ока­зание технической помощи развивающимся странам в сфере электросвязи, содействие мобилизации людских и финансо­вых ресурсов, необходимых для развития электросвязи, со­действие расширению доступа к преимуществам новых тех­нологий для населения всего земного шара.

Международный союз электросвязи изначально в наи­большей степени регулировал технические вопросы, ор­ганизовывал межконтинентальные контакты, начиная с телеграфа. Затем этой организацией были разработаны ре­комендации по информационной гигиене детей.

Вопрос поддержки семей связан с будущим России, да и всего мирового сообщества. При этом усилий отдельных государств недостаточно для обеспечения информационной безопасности семьи. В частности, в рамках МСЭ разработаны Руководящие принципы для родителей, опекунов и воспи­тателей по защите ребенка онлайн, Руководящие принципы для разработчиков политики по защите ребенка онлайн, Ру­ководящие принципы для детей по защите ребенка онлайн, Руководящие принципы для предприятий по защите ребен­ка онлайн.

В связи с этим для защиты семейных ценностей на меж­дународной арене России необходимы союзники. Борьба с легализацией однополых браков могла бы стать основанием для сотрудничества и налаживания международных отноше­ний России с такими странами как Китай, Франция, Польша,

Хорватия, Италия, Австрия, Латинская Америка, Ватикан и многими другими государствами.

В рамках Совета Европы и Организации Объединенных Наций Россия могла бы сотрудничать со всеми заинтересо­ванными государствами в области международно-правовых аспектов информационной безопасности семьи.

Профессор Московского государственного юридическо­го университета им. О.Е. Кутафина, профессор Междуна­родной антикоррупционной академии, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, заслужен­ный юрист Российской Федерации В.И. Лафитский в своем докладе рассмотрел конституционно-правовые гарантии прав и законных интересов детей.

Выступающий отметил важность темы конституцион­но-правовых гарантий прав и законных интересов детей в наши дни. В преамбуле Конституции Российской Федера­ции отмечается, что она была принята «исходя из ответ­ственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».

В ближайшее время наиболее актуальной проблемой станет судьба еще не родившихся детей с момента рождения и до совершеннолетия. Процессы глобализации меняют эт­нический состав населения. На уровне законодательства не­обходимо проектировать деторождение.

Современные технологии сокращают количество рабо­чих мест. Проще заниматься не поддержанием количества рабочих мест, а сокращать этносы различными способами. Идет постоянная пропаганда искусственного прерывания бе­ременности.

В 2013 г. Организация Объединенных Наций приняла решения прервать исследования о количестве абортов в раз­ных странах в связи с тем, что количество абортов в разных странах растет с каждым годом.

В настоящее время во многих государствах возникает проблема цивилизационного выбора и происходит борьба за еще не рожденных детей. России необходимы конституци­онные поправки, которые предоставляли бы гарантии детям.

В России в отличие от многих зарубежных стран крайне ослаблены механизмы защиты прав детей. Так, например, в Конституции Вьетнама закреплено положение о том, что планирование семьи является конституционно-правовой ценностью.

В Китае с 1956 г. в связи с недостаточностью ресурсов идет ограничение количества детей, которые могут быть рождены в семьях. Как правило, разрешается рождение не более чем двух детей в семьях. В противном случае необходи­мо платить большие деньги, которые разрушительно влияют на бюджет семей.

Дети в современном мире находятся под невидимыми ударами, которые являются очень опасными. Детям необхо­димо обеспечивать комплексное образование на своих при­мерах. Самообразование в рамках Интернет сетей может представлять опасность для развития личностей детей.

Уполномоченный по правам человека в Воронежской области, профессор, доктор юридических наук Т.Д. Зражев- ская выступила с докладом на тему: «Правовые проблемы за­щиты семейных ценностей: соотношение конституционного и международного права».

Она отметила, что семейные ценности представляют со­бой разновидность традиционных ценностей. Однако меж­дународно-правовая литература не предусматривает опре­деление понятия традиционных ценностей.

В настоящее время внутренние ценности государств имеют существенные отличия. В России правовой основой традиционных ценностей является Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности» от 31 декабря 2015 г. № 683.

В России к традиционным духовно-нравственным цен­ностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, вза­имопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

При этом угрозами национальной безопасности в обла­сти культуры являются размывание традиционных россий­ских духовно-нравственных ценностей и ослабление един­ства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и наси­лия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсифи­кации российской и мировой истории, противоправные по­сягательства на объекты культуры.

Указом Президента Российской Федерации о 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответствен­ной личности на основе духовно-нравственных ценностей на­родов Российской Федерации, исторических и национально­культурных традиций.

Традиционные ценности являются основой суверени­тета России. В свою очередь семейные ценности представля­ют собой разновидность традиционных ценностей. В связи с этим следует иметь в виду, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семей­ной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»4, к 2025 г. должна быть создана система мер, направ­ленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независи­мости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного образа жизни.

При этом предусмотрены следующие целевые индика­торы эффективности реализации государственной семейной политики: увеличение организаций и объема услуг, ори­ентированных на семейное проведение досуга; увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия; сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме; уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах; снижение числа возвратов детей из замещающих се­мей; снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей и т.д.

В 2012 г. Совет Организации Объединенных Наций при­нял Резолюцию «Поощрение прав человека и основных сво­бод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества».

В настоящее время происходит изменение традицион­ных ценностей и возникновение неофитов - групп по юве­нальной юстиции, по нетрадиционным сексуальным отно­шениям и т.д.

30 января 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии VII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе в рамках XXVII Международных Рождественских обра­зовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Депутаты услышали официальную позицию Русской Право­славной Церкви касательно неравенства и демографии, про­паганды алкоголя и молодежной политики, а также цифро­вого рабства.

Так, старение населения связано с малодетностью боль­шинства российских семей. Создание особого правового ста­туса для многодетных семей — это не просто настоятельное требование времени, это стратегический шаг в реализации демографической политики в России.

В публичном пространстве активно обсуждается про­блема рекламы алкоголя. Очевидно, реклама алкогольной продукции не имеет никакой иной цели, кроме обогаще­ния производителей алкоголя, их борьбы за рынки сбыта и за рост потребления спиртосодержащих напитков нашими соотечественниками. Это понятно и закономерно с точки зрения коммерческих интересов бизнеса. Однако рост по­требления алкоголя - это потенциально большее количество разрушенных семей, большее количество преступлений, со­вершаемых в состоянии опьянения, это преждевременные смерти и страдания людей. К этому можно добавить разво­ды, социальных сирот при живых родителях и прочие изъ­яны семейной жизни.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой госу­дарства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обя­занность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Однако на практике многие положения о правах детей не получают реализации в полной мере.

В Постановлении от 23 сентября 2014 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евту­шенко и Д.А. Исакова» Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что свобода сексуального самоопреде­ления подразумевает существование объективных разли­чий в сексуальной идентичности и возможность для лиц, по общему правилу, достигших совершеннолетия, выбирать любые не сопряженные с насилием и причинением вреда жизни или здоровью либо угрозой его причинения конкрет­ные варианты сексуального поведения, включая те, которые большинством могут оцениваться неодобрительно, в том числе с точки зрения этических, религиозных и иных пред­ставлений, сложившихся в обществе.

При этом сами по себе сексуальные контакты, не под­падающие под запреты действий сексуального характера с лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по обоюдному согласию между лицами одного пола не находят­ся ни под запретом международно-правовых норм, ни под запретом Конституции Российской Федерации. Сексуальная ориентация, как таковая не может служить правомерным критерием установления различий в правовом статусе чело­века и гражданина.

Характер деятельности Европейского Суда по правам человека влияет на защиту семейных ценностей в России. Если российское законодательство совпадает с решениями Европейского Суда по правам человека, то они входят во вну­тригосударственное регулирование.

Существуют ситуации, противоречий между традици­онными и семейными ценностями. К примеру, однополая пара в Австрии просила разрешить им регистрацию брака. Австрия согласилась зарегистрировать такой брак, но в фор­ме формального партнерства, которое отличается от тради­ционной семьи.

Вызывает интерес исследование вопросов и налажива­ние взаимодействия Верховного Суда Российской Федера­ции, Конституционного Суда Российской Федерации и Ев­ропейского Суда по правам человека в области толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с точки зрения национальных интересов.

Одним из актуальных вопросов в современном мире продолжает оставаться ювенальная юстиция. Разрешение споров с участием несовершеннолетних имеет существенные особенности и поэтому этот институт в России, как и во мно­гих зарубежных странах необходим.

Кандидат юридических наук Я.В. Манин в своем докладе рассмотрел вопросы информационной безопасности обра­зовательных программ. Он отметил, что в России был при­нят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»6, что привело к изме­нению системы российского образования.

В настоящее время в Российской Федерации установле­ны следующие уровни образования: дошкольное образова­ние; начальное общее образование; основное общее образо­вание; среднее общее образование.

Также в Российской Федерации действуют следующие уровни профессионального образования: среднее профессио­нальное образование; высшее образование - бакалавриат; выс­шее образование - специалитет, магистратура; высшее образо­вание - подготовка кадров высшей квалификации, аспирантура.

Для реализации этих направлений образования предус­матриваются образовательные программы, которые должны разрабатываться и утверждаться Министерством образова­ния и науки Российской Федерации. При этом существует ряд высших учебных заведений, которые имеют право са­мостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и программы. К таким высшим учебным заведениям относят­ся Московский государственный университет им. М.В. Ломо­носова, Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский государственный университет.

Разработка самостоятельных программ и стандартов возможна национальными исследовательскими университе­тами. Эти программы представляют собой частичную реали­зацию Болонской системы.

Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопонима­нию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и со­циальной принадлежности, учитывать разнообразие миро­воззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, фор­мирование и развитие его личности в соответствии с приня­тыми в семье и обществе духовно-нравственными и социо­культурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспе­чивать получение квалификации.

Однако на практике в результате освоения детьми об­разовательных программ во взрослую жизнь выходят люди, которые не умеют учиться и не представляют интерес для рынка труда в силу их низкой эффективности и производи­тельности труда.

Существует опасность того, что дети не смогут приме­нить свои знания при трудоустройстве, быстро и качественно выполнять необходимые задания. Система знаний в учебни­ках не позволяет в полной мере осваивать образовательные программы, проявлять какой-либо интерес к обучению.

В связи с этим представляется необходимым усилить контроль за содержанием образовательных программ в свя­зи с тем, что объем информации чрезмерно велик. Вопрос реализации образовательных программ остается одним из актуальных. Происходит отрыв практики от нормативно­правового регулирования в сфере образование.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры между­народного права Российского государственного университе­та правосудия при Верховном Суде Российской Федерации, координатор программы Совета Европы HELP в России В.О. Нешатаева обратила внимание на международно-правовой и российский опыт курса Совета Европы по торговле людь­ми и насилию над женщинами.

Она отметила, что в связи с тем, что деятельность Рос­сийского государственного университета правосудия направ­лена на подготовку кадров для судейского корпуса Россий­ской Федерации, Совет Европы направил приглашение к сотрудничеству в рамках программы HELP в России.

Программа HELP в России предполагает обучение в области прав человека представителей юридических про­фессий. Данная программа является уникальным современ­ным бесплатным механизмом образования, доступным для юристов. Она доступна на многих языках мира и в онлайн- режиме в интерактивной форме, которая воспринимается не только студентами, но и судьями, которые проходят кратко­срочное обучение. За две недели они должны получить всю необходимую информацию по различным сферам: между­народного права и до конкретной специализации.

Программа HELP в России началась в 2014 г. для оказа­ния странам-членам Совета Европы содействия в имплемен­тации на национальном уровне Европейской конвенции по правам человека.

Программа HELP в России основана на принципе суб­сидиарности и двустороннем диалоге. От национальных вла­стей поступают запросы. Команда международных экспер­тов под эгидой Совета Европы разрабатывает те или иные курсы.

Российские юристы предпочитают консервативные ме­тоды обучения и эксперты Совета Европы разработали спе­циально для России курс в форме книги. В настоящее время идет работа сотрудников МГИМО(У) МИД России над темой «Права и обязанности в спорте». Этот курс был предложен армянским и украинским коллегам.

Наиболее актуальными темами является защита прав женщин и правосудие, а также правосудие, дружественное к детям. Преподаватели Российского государственного уни­верситета правосудия осуществляют апробацию курсов про­граммы HELP на судебном корпусе.

Младший научный сотрудник сектора конституционно­го права и конституционной юстиции Института государства и права РАН М.В. Вениаминова выступила с докладом на тему «Усыновление как основание для получения граждан­ства в испанском праве». Она отметила, что институт усынов­ления является наиболее приоритетной формой устройства детей, а получение гражданства является важным шагом для полноценной адаптации усыновленного ребенка в принима­ющее государство, в новое общество.

Подводя итоги выступления, она обратила внимание на то, что главная задача правового регулирования вопросов получения гражданства усыновленными лицами в между­народном и национальном законодательстве заключается в максимально полном учете интересов детей. Ключевыми принципами при этом являются единство гражданства чле­нов семьи, желание испанского законодателя исключить воз­никновение случаев безгражданства у детей и допущение в порядке исключения сохранения гражданства страны проис­хождения ребенка. В ходе обсуждения выступления М.В. Ве­ниаминова также рассмотрела возможности «испанизации» фамилий несовершеннолетних лиц.

Состоялась активная и заинтересованная дискуссия. В своем заключительном слове председатель Комиссии по правовому положению семьи Сергей Евгеньевич Смирных подвел итоги дискуссии и наметил планы дальнейшей рабо­ты Комиссии. Все участники заседания Комиссии дали высо­кую оценку научному и организационному уровню проведе­ния данного мероприятия.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях