В обзоре рассмотрены международно-правовые аспекты информационной безопасности семьи, конституционно-правовые гарантии прав и законных интересов детей, правовые проблемы защиты семейных ценностей, вопросы информационной безопасности образовательных программ.
Ключевые слова: информационная безопасность семьи, конституционно-правовые гарантии прав и законных интересов детей, защита семейных ценностей, информационная безопасность образовательных программ.
SMIRNYKH Sergey Evgenjevich
Ph.D. in Law, General Secretary of the Russian Association of International Law
REVIEW OF MEETING OF THE COMMISSION ON THE LEGAL SITUATION OF THE FAMILY OF THE INTERNATIONAL UNION OF LAWYERS JOINTLY WITH THE INSTITUTE OF THE STATE AND LAW OF THE RAS AND THE RUSSIAN ASSOCIATION OF INTERNATIONAL LAW
The review examines international legal aspects of family information security, constitutional legal guarantees of the rights and legitimate interests of children, legal problems of protecting family values, issues of information security of educational programs.
Keywords: family information security, constitutional and legal guarantees of the rights and legitimate interests of children, protection of family values, information security of educational programs.
14 марта 2019 г. в Институте государства и права РАН состоялось заседание Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Российской Ассоциацией международного права.
В работе Комиссии приняли участие представители Института государства и права РАН, Российской Ассоциации международного права, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Союза юристов Москвы, Комитета Организации Объединенных Нации по ликвидации расовой дискриминации, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского государственного университета правосудия.
Открыл заседание кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права, председатель Комиссии по правовому положению семьи С.Е. Смирных.
Он отметил, что Комиссия по правовому положению семьи была создана ученым секретарем Российской Ассоциации международного права Людмилой Васильевной Корбут и постоянно действует более 20 лет.
Под ее руководством был проведен ряд заседаний Комиссии, на которых обсуждались актуальные теоретические и практические аспекты правового положения семьи.
В частности, были рассмотрены следующие вопросы: присоединение России к Гаагской Конвенции о похищении детей и проблемы семейного права; международно-правовая защита инвалидов; соотношение Конвенции о международном похищении детей 1980 г. и Конвенции о защите детей 1996 г.; комитет Организации Объединенных Нации по правам ребенка и актуальные вопросы защиты прав детей в Европе; некоторые актуальные вопросы, возникающие в практике рассмотрения трансграничных семейных споров; право на семью в замечаниях общего порядка Комитета Организации Объединенных Нации по правам ребенка и многие другие.
Доктор юридических наук, профессор, член Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации А.С. Автономов выступил с докладом на тему: «Международно-правовые аспекты информационной безопасности семьи».
Он отметил, что в современном мире семейные отношения в сфере информационной безопасности и киберпреступности урегулированы не в полной мере. Интернет и информационные технологии оказываются такой сферой, в которую родители не всегда успевают, могут и готовы войти вместе со своими детьми.
На международном уровне в недостаточной степени урегулированы такие вопросы как вовлечение детей в вооруженные формирования, детская порнография многие другие.
Международно-правовые документы не в полной мере обеспечивают информационную безопасность семьи. В частности, Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 г. № 185 предусмотрела запрет на изготовление и распространение детской порнографии.
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г.1 закрепил положения, которые запрещают торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию.
Необходимо учитывать особенности самих детей, которые воспитываются в семьях. Если родители могут наблюдать за детьми на улице, то Интернет оказывается такой сферой, в которую родители не всегда готовы и могут войти. Все большее распространение получает вовлечение детей в вооруженные формирования. Вопросы воспитания детей во многом остаются не урегулированными. В начале 1990-х годов школы сняли с себя ответственность за воспитание детей и переложили ее на родителей, которые были заняты другими делами и не могли уделять детям время, необходимое для их полноценного развития.
Одной из проблем обеспечения информационной безопасности детей в Интернете является неразвитая «сетевая гигиена». Сеть Интернет часто лишь кажется безопасной. Этим пользуются многие преступники. Различные сообщества в Интернете склоняют детей к самоубийствам, мошенничествам, ложным знакомствам, педофилии и пр. Причем места, из которых совершаются преступления в Интернете, очень часто бывает невозможно идентифицировать. Существуют альтернативные доступы к вредной для детей информации, сайты-двойники. При этом многие вопросы крепости семьи, склонение детей к самоубийствам в значительной степени остаются вне поля зрения мирового сообщества.
Некоторые рекомендации по защите прав детей содержатся в документах Международного союза электросвязи, который представляет международную организацию, в рамках которой правительствами и частным сектором координируются глобальные сети и услуги электросвязи. Основанный в Париже в 1865 г. как Международный телеграфный союз, Международный союз электросвязи получил свое современное название в 1934 г., а в 1947 г. стал специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Деятельность Международного союза электросвязи охватывает следующие вопросы: содействие развитию и продуктивной эксплуатации средств электросвязи в целях повышения эффективности услуг электросвязи и их доступности для населения; содействие распространению более широкого подхода к проблемам электросвязи в глобальной информационной экономике и обществе; содействие и оказание технической помощи развивающимся странам в сфере электросвязи, содействие мобилизации людских и финансовых ресурсов, необходимых для развития электросвязи, содействие расширению доступа к преимуществам новых технологий для населения всего земного шара.
Международный союз электросвязи изначально в наибольшей степени регулировал технические вопросы, организовывал межконтинентальные контакты, начиная с телеграфа. Затем этой организацией были разработаны рекомендации по информационной гигиене детей.
Вопрос поддержки семей связан с будущим России, да и всего мирового сообщества. При этом усилий отдельных государств недостаточно для обеспечения информационной безопасности семьи. В частности, в рамках МСЭ разработаны Руководящие принципы для родителей, опекунов и воспитателей по защите ребенка онлайн, Руководящие принципы для разработчиков политики по защите ребенка онлайн, Руководящие принципы для детей по защите ребенка онлайн, Руководящие принципы для предприятий по защите ребенка онлайн.
В связи с этим для защиты семейных ценностей на международной арене России необходимы союзники. Борьба с легализацией однополых браков могла бы стать основанием для сотрудничества и налаживания международных отношений России с такими странами как Китай, Франция, Польша,
Хорватия, Италия, Австрия, Латинская Америка, Ватикан и многими другими государствами.
В рамках Совета Европы и Организации Объединенных Наций Россия могла бы сотрудничать со всеми заинтересованными государствами в области международно-правовых аспектов информационной безопасности семьи.
Профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, профессор Международной антикоррупционной академии, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, заслуженный юрист Российской Федерации В.И. Лафитский в своем докладе рассмотрел конституционно-правовые гарантии прав и законных интересов детей.
Выступающий отметил важность темы конституционно-правовых гарантий прав и законных интересов детей в наши дни. В преамбуле Конституции Российской Федерации отмечается, что она была принята «исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».
В ближайшее время наиболее актуальной проблемой станет судьба еще не родившихся детей с момента рождения и до совершеннолетия. Процессы глобализации меняют этнический состав населения. На уровне законодательства необходимо проектировать деторождение.
Современные технологии сокращают количество рабочих мест. Проще заниматься не поддержанием количества рабочих мест, а сокращать этносы различными способами. Идет постоянная пропаганда искусственного прерывания беременности.
В 2013 г. Организация Объединенных Наций приняла решения прервать исследования о количестве абортов в разных странах в связи с тем, что количество абортов в разных странах растет с каждым годом.
В настоящее время во многих государствах возникает проблема цивилизационного выбора и происходит борьба за еще не рожденных детей. России необходимы конституционные поправки, которые предоставляли бы гарантии детям.
В России в отличие от многих зарубежных стран крайне ослаблены механизмы защиты прав детей. Так, например, в Конституции Вьетнама закреплено положение о том, что планирование семьи является конституционно-правовой ценностью.
В Китае с 1956 г. в связи с недостаточностью ресурсов идет ограничение количества детей, которые могут быть рождены в семьях. Как правило, разрешается рождение не более чем двух детей в семьях. В противном случае необходимо платить большие деньги, которые разрушительно влияют на бюджет семей.
Дети в современном мире находятся под невидимыми ударами, которые являются очень опасными. Детям необходимо обеспечивать комплексное образование на своих примерах. Самообразование в рамках Интернет сетей может представлять опасность для развития личностей детей.
Уполномоченный по правам человека в Воронежской области, профессор, доктор юридических наук Т.Д. Зражев- ская выступила с докладом на тему: «Правовые проблемы защиты семейных ценностей: соотношение конституционного и международного права».
Она отметила, что семейные ценности представляют собой разновидность традиционных ценностей. Однако международно-правовая литература не предусматривает определение понятия традиционных ценностей.
В настоящее время внутренние ценности государств имеют существенные отличия. В России правовой основой традиционных ценностей является Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности» от 31 декабря 2015 г. № 683.
В России к традиционным духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
При этом угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.
Указом Президента Российской Федерации о 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций.
Традиционные ценности являются основой суверенитета России. В свою очередь семейные ценности представляют собой разновидность традиционных ценностей. В связи с этим следует иметь в виду, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»4, к 2025 г. должна быть создана система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного образа жизни.
При этом предусмотрены следующие целевые индикаторы эффективности реализации государственной семейной политики: увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга; увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия; сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме; уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах; снижение числа возвратов детей из замещающих семей; снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.
В 2012 г. Совет Организации Объединенных Наций принял Резолюцию «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества».
В настоящее время происходит изменение традиционных ценностей и возникновение неофитов - групп по ювенальной юстиции, по нетрадиционным сексуальным отношениям и т.д.
30 января 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии VII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Депутаты услышали официальную позицию Русской Православной Церкви касательно неравенства и демографии, пропаганды алкоголя и молодежной политики, а также цифрового рабства.
В публичном пространстве активно обсуждается проблема рекламы алкоголя. Очевидно, реклама алкогольной продукции не имеет никакой иной цели, кроме обогащения производителей алкоголя, их борьбы за рынки сбыта и за рост потребления спиртосодержащих напитков нашими соотечественниками. Это понятно и закономерно с точки зрения коммерческих интересов бизнеса. Однако рост потребления алкоголя - это потенциально большее количество разрушенных семей, большее количество преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, это преждевременные смерти и страдания людей. К этому можно добавить разводы, социальных сирот при живых родителях и прочие изъяны семейной жизни.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Однако на практике многие положения о правах детей не получают реализации в полной мере.
В Постановлении от 23 сентября 2014 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова» Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что свобода сексуального самоопределения подразумевает существование объективных различий в сексуальной идентичности и возможность для лиц, по общему правилу, достигших совершеннолетия, выбирать любые не сопряженные с насилием и причинением вреда жизни или здоровью либо угрозой его причинения конкретные варианты сексуального поведения, включая те, которые большинством могут оцениваться неодобрительно, в том числе с точки зрения этических, религиозных и иных представлений, сложившихся в обществе.
При этом сами по себе сексуальные контакты, не подпадающие под запреты действий сексуального характера с лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по обоюдному согласию между лицами одного пола не находятся ни под запретом международно-правовых норм, ни под запретом Конституции Российской Федерации. Сексуальная ориентация, как таковая не может служить правомерным критерием установления различий в правовом статусе человека и гражданина.
Характер деятельности Европейского Суда по правам человека влияет на защиту семейных ценностей в России. Если российское законодательство совпадает с решениями Европейского Суда по правам человека, то они входят во внутригосударственное регулирование.
Существуют ситуации, противоречий между традиционными и семейными ценностями. К примеру, однополая пара в Австрии просила разрешить им регистрацию брака. Австрия согласилась зарегистрировать такой брак, но в форме формального партнерства, которое отличается от традиционной семьи.
Вызывает интерес исследование вопросов и налаживание взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека в области толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с точки зрения национальных интересов.
Одним из актуальных вопросов в современном мире продолжает оставаться ювенальная юстиция. Разрешение споров с участием несовершеннолетних имеет существенные особенности и поэтому этот институт в России, как и во многих зарубежных странах необходим.
Кандидат юридических наук Я.В. Манин в своем докладе рассмотрел вопросы информационной безопасности образовательных программ. Он отметил, что в России был принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»6, что привело к изменению системы российского образования.
В настоящее время в Российской Федерации установлены следующие уровни образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.
Также в Российской Федерации действуют следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, аспирантура.
Для реализации этих направлений образования предусматриваются образовательные программы, которые должны разрабатываться и утверждаться Министерством образования и науки Российской Федерации. При этом существует ряд высших учебных заведений, которые имеют право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и программы. К таким высшим учебным заведениям относятся Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский государственный университет.
Разработка самостоятельных программ и стандартов возможна национальными исследовательскими университетами. Эти программы представляют собой частичную реализацию Болонской системы.
Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Однако на практике в результате освоения детьми образовательных программ во взрослую жизнь выходят люди, которые не умеют учиться и не представляют интерес для рынка труда в силу их низкой эффективности и производительности труда.
Существует опасность того, что дети не смогут применить свои знания при трудоустройстве, быстро и качественно выполнять необходимые задания. Система знаний в учебниках не позволяет в полной мере осваивать образовательные программы, проявлять какой-либо интерес к обучению.
В связи с этим представляется необходимым усилить контроль за содержанием образовательных программ в связи с тем, что объем информации чрезмерно велик. Вопрос реализации образовательных программ остается одним из актуальных. Происходит отрыв практики от нормативноправового регулирования в сфере образование.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского государственного университета правосудия при Верховном Суде Российской Федерации, координатор программы Совета Европы HELP в России В.О. Нешатаева обратила внимание на международно-правовой и российский опыт курса Совета Европы по торговле людьми и насилию над женщинами.
Она отметила, что в связи с тем, что деятельность Российского государственного университета правосудия направлена на подготовку кадров для судейского корпуса Российской Федерации, Совет Европы направил приглашение к сотрудничеству в рамках программы HELP в России.
Программа HELP в России предполагает обучение в области прав человека представителей юридических профессий. Данная программа является уникальным современным бесплатным механизмом образования, доступным для юристов. Она доступна на многих языках мира и в онлайн- режиме в интерактивной форме, которая воспринимается не только студентами, но и судьями, которые проходят краткосрочное обучение. За две недели они должны получить всю необходимую информацию по различным сферам: международного права и до конкретной специализации.
Программа HELP в России началась в 2014 г. для оказания странам-членам Совета Европы содействия в имплементации на национальном уровне Европейской конвенции по правам человека.
Программа HELP в России основана на принципе субсидиарности и двустороннем диалоге. От национальных властей поступают запросы. Команда международных экспертов под эгидой Совета Европы разрабатывает те или иные курсы.
Российские юристы предпочитают консервативные методы обучения и эксперты Совета Европы разработали специально для России курс в форме книги. В настоящее время идет работа сотрудников МГИМО(У) МИД России над темой «Права и обязанности в спорте». Этот курс был предложен армянским и украинским коллегам.
Наиболее актуальными темами является защита прав женщин и правосудие, а также правосудие, дружественное к детям. Преподаватели Российского государственного университета правосудия осуществляют апробацию курсов программы HELP на судебном корпусе.
Младший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН М.В. Вениаминова выступила с докладом на тему «Усыновление как основание для получения гражданства в испанском праве». Она отметила, что институт усыновления является наиболее приоритетной формой устройства детей, а получение гражданства является важным шагом для полноценной адаптации усыновленного ребенка в принимающее государство, в новое общество.
Подводя итоги выступления, она обратила внимание на то, что главная задача правового регулирования вопросов получения гражданства усыновленными лицами в международном и национальном законодательстве заключается в максимально полном учете интересов детей. Ключевыми принципами при этом являются единство гражданства членов семьи, желание испанского законодателя исключить возникновение случаев безгражданства у детей и допущение в порядке исключения сохранения гражданства страны происхождения ребенка. В ходе обсуждения выступления М.В. Вениаминова также рассмотрела возможности «испанизации» фамилий несовершеннолетних лиц.
Состоялась активная и заинтересованная дискуссия. В своем заключительном слове председатель Комиссии по правовому положению семьи Сергей Евгеньевич Смирных подвел итоги дискуссии и наметил планы дальнейшей работы Комиссии. Все участники заседания Комиссии дали высокую оценку научному и организационному уровню проведения данного мероприятия.