Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
Бернард Ванхойсден:
Современные тенденции в международном экологическом праве
О современных тенденциях в международно-правовом регулировании экологических отношений рассказывает профессор кафедры экологического права юридического факультета Университета г. Хасселт (Бельгия), доктор юридических наук Бернард Ванхойсден

Доктор юридических наук Бернард Ванхойсден

№ 6 (97) 2016г.

Bernard Vanheusden
: CONTEMPORARY ISSUES IN INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW

An interview with Associate Professor of Environmental Law, Law Faculty, Hasselt University (Belgium), Ph.D. in Law Bernard Vanheusden.

Визитная карточка:

Бернард Ванхойсден - доктор юридических наук, профессор кафедры экологического права юридического факультета Университе­та г. Хасселт (Бельгия). Окончил бакалавриат Католического Университета г. Левен (Бельгия) по специальности «Философия». Окончил магистратуру Католического Университета г. Левен (Бельгия) по специальности «Юриспруденция». В рамках международной програм­мы академического обмена «Эразмус» проходил профессиональную стажировку в Болонском Унверситете (г. Болонья, Италия). Окон­чил докторантуру Католического Университета Левен, где успешно защитил диссертацию на тему «Использование «Браунфилдов»: на пути содействия устойчивому развитию, сравнительно-правовой анализ восстановления территорий». Научный консультант маги­стров и докторантов Университета г. Хасселт (Бельгия), Католического Университета г. Левен (Бельгия), Свободного Университета г. Брюсселя (Бельгия). Является автором более 90 опубликованных работ, в том числе на голландском и английском языках. Организатор локальных, региональных и международных научно-практических конференций, в том числе, постоянно действующего Европейского Фо­рума Экологического Права (ЕФЭП). Член совета по экологическому праву Международного союза охраны природы (МСОП), член рабочей группы по «Устойчивому управлению земельными ресурсами и сельскими системами» совета по экологическому праву МСОП. Главный редактор журнала «Экологическое и энергетическое право»; член редакционной коллегии журнала «Европейского экологического права и права территориального планирования», ежегодного сборника трудов, публикуемых по результатам ежегодных конференций ЕФЭП. Владеет голландским, английским, французским, немецким и итальянским языками.

************************************************************************************************************

Бернард Ванхойсден—    Уважаемый Профессор, расскажите, пожалуйста, как складывалась Ваша карьера?

-       После окончания магистратуры в 2000 году я рабо­тал советником в федеральном министерстве по окружа­ющей среде (г. Брюссель, Бельгия). Я был одновременно и юрисконсультом, и секретарем бельгийского коорди­национного совета по международной экологической по­литике. В 2001 году я поступил в докторантуру Католиче­ского Университета г. Левен, где изучал земельное право, юридические вопросы использования земель, которые ранее были использованы в промышленных целях. Даль­нейшее развитие, использование, рекультивирование та­ких земель осложнено их загрязнением. В 2007 году под руководством моего научного руководителя профессора Курта Декетэлара я успешно защитил диссертацию в об­ласти земельного права и получил ученую степень док­тора юридических наук. Я остался в Университете и про­должил научно-исследовательскую работу, а в 2009 году был назначен адъюнкт-профессором. В 2015 году я пере­шел на работу в Университет г. Хасселт. Параллельно ра­ботаю в юридической компании.

 

-        А какова сфера ваших научных интересов?

-       В основном я занимаюсь исследованиями в области эко­логического права, права территориального планирования, правовым обеспечением чистых технологий, экологическим лицензированием, правовыми вопросами рекультивации зе­мель, правовым регулированием вопросов обращения с от­ходами, юридическими вопросами, связанными с возобнов­ляемыми источниками энергии, экологической экспертизой, земельным правом.

Например, в 2003 году я работал над проектом прави­тельства фламандского региона о правовом обеспечении ре­культивации промышленных земель; в 2005 году занимался вопросами имплементации «Орхусской Конвенции»; в 2009 году - участвовал в разработке соглашения о сотрудничестве между федеральным правительством и бельгийскими регио­нами в рамках регламента ЕС, регулирующего производство и оборот химических веществ (REACH); в 2013 году мы исследо­вали возможности нового правового регулирования в области экосистемных услуг; в 2015 занимались проектом по устой­чивому управлению материалами, рассматривали правовые вопросы, связанные с возможностью введения новых регио­нальных налогов на определенные виды мусора... В настоящее время мы оказываем юридическую поддержку правительству фламандского региона, работаем над вопросами имплемен­тации Нагойского протокола к международной Конвенции о биологическом разнообразии. Результатом отдельных про­ектов стали предложения о внесении изменений в уже дей­ствующие правовые акты или разработка новых.

-      Можно несколько слов о вашем опыте участия в международных конференциях?

-      В 2011 году мои коллеги и я основали Европейский фо­рум экологического права (ЕФЭП). Это некоммерческая ини­циатива практикующих юристов и ученых в области экологи­ческого права, основная цель которой - создание условий для обмена интеллектуальным опытом в области развития и им­плементации международного экологического права; эколо­гического права Европейского Союза; а также экологического права стран-членов ЕС. В рамках форума мы проводим еже­годные конференции. В 2014 году Форум проходил в Брюсселе, я был организатором мероприятия. В нем приняли участие более 150 европейских ученых-юристов. Это самое крупное мероприятие, которое я организовывал. Совсем скоро - в сен­тябре 2016 пройдет очередная ежегодная конференция Фору­ма в г. Вроцлаве (Польша). В 2017 году планируется, что конфе­ренция Форума состоится в г. Копенгагене (Дэнмарк)...

В 2015 году по приглашению ректора Вятского государ­ственного университета (ВятГУ) Валентина Николаевича Пуга­ча я принял участие в научной конференции в городе Киро­ве. В ВятГУ я также прочел ряд лекций по международному экологическому праву для студентов. А в Москве, по пригла­шению профессора Александра Николаевича Вылегжанина, я читал лекции для студентов Московского государственного университета (института) международных отношений (МГИ­МО). В этом году коллеги из Российской Федерации посетили с ответным визитом Университет г. Хасселт (Фото 1). В подго­товке этих мероприятий мне помогала докторант Елена Гор­деева. Елена пишет диссертационное исследование под моим научным руководством, рабочее название - «Лес в междуна­родном праве изменения климата».

В целом, за последние несколько лет я принимал уча­стие во многих научных мероприятиях и в Бельгии, и за ее пределами - Венеция, Дрезден, Портланд, Прага, Сэнт Луис, Маастрихт, Сэлфосс, Бостон, Барселона, Нью Хэвен, Ейю, Гроннинген, Экс-эн-Прованс... Не менее одного раза в год я стараюсь организовывать научные мероприятия сам - это мо­гут быть и местные, и национальные, и региональные, и меж­дународные мероприятия, имеющие значения для развития правовой науки.

- А почему вы решили стать юристом? Какие со­бытия повлияли на ваш выбор? И почему именно эколо­гическое право?

-      Вообще юриспруденция - это своеобразная семейная традиция: мой отец - юрист, моя старшая сестра и мой стар­ший брат изучали право. Наверное, моя судьба была предо­пределена такой традицией. Хотя, я сначала изучал филосо­фию, но после окончания бакалавриата, я осознал, что хочу изучать что-то, что позволило бы мне сделать вклад в развитие политики и права. Интерес к экологическому праву проявил­ся во время обучения в магистратуре, когда я уже мог выби­рать специализированные курсы. Меня всегда интересовали вопросы, связанные с окружающей средой. Что мне особенно нравится, это то что экологическое право неразрывно связа­но с нашей повседневной жизнью, насущными проблемами общества (и это на локальном, региональном и международ­ном уровнях). В этой отрасли права требуется междисципли­нарный подход, необходимо полностью понимать все нюансы экологических вопросов.

-      Вы молоды - и уже профессор. Вы активно публи­куетесь, часто участвуете в научных мероприятиях. Кро­ме того - вы отец трех детей! Как же вам удается со всем справляться? Где берете энергию?

-      Хороший вопрос! Конечно же, нелегко найти баланс между работой и личной жизнью... иногда случаются дни, когда балансировать сложнее, чем обычно. Сейчас я реже пу­тешествую, чтобы хотя бы по вечерам быть дома (кроме эколо­гических соображений). Но я очень люблю свою работу, моя профессия открывает много академических возможностей и предоставляет свободу выбора.

-      Профессор, на ваш взгляд, работы каких ученых, повлияли на развитие международного экологического права?

-      Я думаю, трудно сказать какие авторы повлияли на раз­витие целой отрасли международного экологического права, но, наверное, такие авторы как Людвиг Крамер, Александр Кисс и Дина Шелтон сделали значительный вклад в развитие международного экологического права. Наверное, сюда же можно отнести ученых - лауреатов международной премии в области экологического права имени Элизабет Хауб, напри-

Гранд Плас в Брюсселе, Бельгия. Слева - направо: докторант Гордеева Елена Михайловна (Университет Хасселт, Бельгия), про­фессор Бернард Ванхойсден (Университет Хасселт, Бельгия), профессор Вылегжанин Александр Николаевич (МГИМО, Москва), к.ю.н. Скутнев Алексей Владимирович (ВятГУ, Киров)

мер, это и Олег Степанович Колбасов (1979), и Винфрид Ланг (1993), и Эдит Браун Вейс (1994), и Алан Бойл (2011).

-      Как, на ваш взгляд, развивалось международное эко­логическое право? Всегда ли экологические инициативы были общепризнанны или же были конфликтующие точ­ки зрения в отношении развития международного эколо­гического права. И если да, то каких позиций придержи­вались лично вы?

-      Развитие экологического права происходило в течение довольно длительного времени. В середине 70-х годов про­цесс развития заметно ускорился по разным причинам - из- за крупных экологических катастроф. В 1972 прошла первая конференця ООН по проблемам окружающей среды. Стали появляться такие международные ассоциации как «Гринпис». Конечно, существуют различные мнения о необходимости международно-правового регулирования экологических отно­шений. Это, кстати, одна из причин, почему зачастую приня­тие новых решений на международном уровне занимает дли­тельное время - часто даже много лет. Наглядным примером может служить международно-правовое регулирование про­блемы изменения климата... Лично я придерживаюсь мнения, что экологическое право должно быть строгим. В области ох­раны окружающей среды мы не можем больше рассчитывать на добрые намерения общественности.

-      На ваш взгляд, какие наиболее значительные со­бытия в области международного экологического права происходят сейчас?

- Однозначно, самые важные события сейчас происходят в области развития права изменения климата - обсуждение нового международного соглашения по климату. Двадцать первая встреча сторон Рамочной конвенции ООН об измене­нии климата (РКИК),которая прошла в Париже в 2015 году, считается настоящим прорывом. Результатом этой встречи яв­ляется Парижское соглашение. Это соглашение направлено на активизацию осуществления РКИК, в том числе:

a)     удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и при­ложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С, признавая, что это значительно сократит риски и воз­действия изменения климата;

b)     повышения способности адаптироваться к неблагопри­ятным воздействиям изменения климата и содействия сопро­тивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;

c)     приведения финансовых потоков в соответствие с тра­екторией в направлении развития, характеризующегося низ­ким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.

 

Интересным в этой связи является тот факт, что в отдель­ных странах граждане самостоятельно инициируют судебные процессы, выступая против своих государств, которые, по их мнению, не обеспечивают надлежащую охрану климата. Так, например, в Голландии в 2015 году окружной суд Гааги при­нял решение, которое получило всемирную известность. Суд признал, что правительство Нидерландов не приняло доста­точных мер для борьбы с изменениями климата. На решение подана апелляция, поэтому, делать окончательные выводы пока преждевременно, но в настоящее время ожидает рассмо­трения подобный процесс уже в Бельгии.

Значительными экологическими проблемами на между­народном уровне являются опустынивание, глобальное обе­злесение (в частности, уничтожение тропических лесов), за­грязнение вод мирового океана продуктами из пластмассы (так называемое «пластиковое загрязнение»), торговля видами животных и растений, находящимися под угрозой исчезно­вения (например, проблема сокращения популяции слонов и торговля слоновой костью), транспортировка мусора и за­грязнение стран третьего мира. Все больше и больше стран за­являют о проблемах доступа к свежей, чистой и пресной воде.

Для меня интересным является факт перехода отдельных стран от сжигания ископаемых видов топлива и использова­ния атомной энергии (особенно после того, что случилось в 2011 году в Фукусиме, в Японии!) к возобновляемым источни­кам энергии и повышению энергоэффективности.

Какова, на Ваш взгляд, роль Российской Федерации в международных экологических процессах?

-      На мой взгляд, у Российской Федерации очень важная роль на международном уровне. Например, если говорить об изменении климата, Российская Федерация, наряду с Китаем, США, Индией, Канадой, Индонезией и Австралией является одним из основных эмитентов парниковых газов на междуна­родном уровне. Совокупно эти страны производят более по­ловины общего мирового объема выбросов. Поэтому очень важно участие каждой из этих стран в международных согла­шениях. Кроме того, Российская Федерация обладает самой большой в мире площадью лесных угодий. Учитывая важную взаимосвязь между изменением климата и лесами, необходи­мо, чтобы леса находились под необходимой охраной и обе­спечивались должной защитой. В ближайшем будущем будет важно, какие меры примет Российская Федерация в связи с общей тенденцией перехода на возобновляемые источники энергии и повышения энергоэффективности.

-      В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится окружаю­щая среда в ЕС?

-      Для того, чтобы ответить на этот вопрос, можно об­ратиться к недавнему отчету Европейского экологического агентства (ЕЭА). ЕЭА - это агентство ЕС, основная задача ко­торого обеспечивать достоверную, независимую информацию о состоянии окружающей среды в ЕС. Отчет называется «О состоянии окружающей среды» (Отчет). Согласно Отчету уровень охраны и защиты окружающей среды в ЕС еще не в соответствует амбициозному уровню, установленному «Седь­мой программой действий Европейского Сообщества в обла­сти охраны окружающей среды (2013-2020)».

Основными экологическими проблемами ЕС остаются такие проблемы, как деградация земель; изменение, ухудше­ние и утрата важнейших функций почвы; и изменение клима­та. Считается, что большей части видов животных, находящих­ся под охраной (60%), а также их местам обитания (77%) до сих пор не обеспечена надлежащая охрана. До сих пор Европа отстает от целевых показателей по охране и защите биораз­нообразия, необходимых для достижения соответствующих показателей в 2020 году. Использование ископаемых видов то­плива уменьшилось, снизился объем выбросов отдельных ви­дов загрязнителей в таких секторах экономики, как транспорт и промышленность. Однако для достижения целей по сниже­нию объемов выбросов к 2050 году уже сейчас в этой сфере не­обходимо принятие более жестких мер. Производится мень­ше мусора, практически в каждой стране ЕС совершенствуется повторное использование сырья. Что касается экологических рисков для здоровья, можно отметить значительное улучше­ние состояния качества питьевой воды, воды для купания. Есть значительные улучшения в состоянии качества воздуха, в снижении уровня шумового загрязнения. Однако, несмотря на это, экологические проблемы до сих пор оказывают значи­тельное влияние на состояние здоровья жителей ЕС, особенно тех, кто проживает в городских районах. Так, согласно Отчету, в 2011 году более 430 000 случаев преждевременных смертей в ЕС явились результатом присутствия в воздухе мелкодисперс­ных частиц; 10 000 случаев - результат шумового загрязнения.

Отчет «О состоянии окружающей среды» находится в от­крытом доступе в сети Интернет, с ним можно ознакомиться более подробно.

-       А каково состояние окружающей среды в Бельгии?

-      Что касается Бельгии, тут есть определенные нюансы. По некоторым показателям состояние окружающей среды очень хорошее. Например, это касается мусора, а также возможно­стей его переработки. Мы являемся одной из стран, если не лучшей страной (!) по таким показателям, как селективный сбор мусора (например, отдельный сбор бумаги, стекла, ор­ганических отходов, пластика, батареек, масла), а также по переработке мусора. Недавно специализированная програм­ма Фландрии по переработке материалов получила призна­ние на всемирном экономическом форуме в Давосе (январь, 2016). Наше законодательство по восстановлению земель счи­тается одним из лучших даже на международном уровне. С другой стороны, у нас до сих пор есть серьезные проблемы свя­занные с состоянием качества воздуха, воды, есть проблемы, связанные с использованием нитратов (так как у нас в стране много больших ферм).

Национальное экологическое законодательство развива­лось в основном с 1990-х годов. Несколько лет назад государ­ство вложило много времени и сил в то, чтобы значительно усилить соблюдение законодательства в области охраны окру­жающей среды, а также в то, чтобы усовершенствовать и уско­рить процедурные вопросы (например, это касается сроков получения лицензий).

-      А каким образом осуществляется защита экологических прав в ЕС?

-      Есть несколько способов защиты экологических прав. Классический способ - обеспечение (посредством государ­ственных и частных институтов) соблюдения национального законодательства, в случаях необходимости - судебный про­цесс. Надо отметить, что граждане ЕС в целом «хорошо знают дорогу» к национальным судам.

Кроме того Европейская комиссия контролирует соблю­дение (экологического) права ЕС. Граждане ЕС всегда могут обратиться с жалобой в Европейскую комиссию, а Комиссия может возбудить дело против стран-членов ЕС в Европейском суде.

В особо серьезных случаях, когда экологический вред яв­ляется причиной тяжкого вреда здоровью, является грубым нарушением прав человека, граждане ЕС могут также обра­титься в Европейский суд по правам человека, но только в том случае, если сначала они прошли необходимые инстанции на­циональной судебной защиты.

-      Профессор, а каковы основные тенденции развития экологического права и политики ЕС?

-      В настоящее время я вижу 3 важных направления. Во- первых, это разработка мер по достижению целей в области снижения выбросов парниковых газов в рамках второго пери­ода Киотского протокола. В ЕС принят так называемый «Па­кет 2020», который устанавливает 3 основных цели, которые обязательны для достижения к 2020 году: 20% сокращения вы­бросов парниковых газов, 20% - повышение энергоэффектив­ности, 20% - энергии из возобновляемых источников. Уже есть «Пакет 2030».

Во-вторых, в 2013 году Европейская комиссия предло­жила принять «Пакет о политике чистого воздуха» для того, чтобы к 2030 году снизить объемы выбросов веществ, загрязня­ющих воздух. В настоящее время эти законодательные иници­ативы рассматриваются в Европейском парламенте и Совете.

В-третьих, в конце 2015 года Европейская комиссия при­няла амбициозный «Пакет о круговой экономике», который включает в себя ряд законодательных инициатив в отношении мусора. Они должны стимулировать переход ЕС к круговой экономике. В ближайшем будущем эти инициативы станут законами.

-      И еще один вопрос, связанный с недавним реше­нием Соединенного Королевства выйти из ЕС. На Ваш взгляд, повлияет ли «Брэкзит» на развитие экологическо­го права ЕС?

-      На мой взгляд, значительного влияния выход Соединен­ного Королевства из ЕС на экологическое право ЕС не окажет. Если говорить в общем, то Англия никогда не была ведущей страной в отношении экологического права ЕС, часто стараясь внести изменения или даже заблокировать принятие нового законодательства в этой сфере. Наверное, с этой точки зрения, экологическое право ЕС только выиграет, так как сопротивле­ние инновациям станет меньше.

На мой взгляд, более интересный вопрос, какое влияние будет в дальнейшем оказывать экологическое право ЕС на эко­логическое право Соединенного Королевства? Сейчас, как и во всех странах-членах ЕС, в Соединенном Королевстве эколо­гическое законодательство основывается на законодательстве ЕС, то есть берет свое начало в директивах ЕС, которые импле­ментированы в национальное законодательство Соединенного Королевства. Кроме того, Регламенты ЕС имеют прямое дей­ствие в Соединенном Королевстве. Это касается, например, таких важных регламентов, как Регламент по экомаркировке;

Регламент, регулирующий производство и оборот химиче­ских веществ; Регламент о транспортировке мусора, Регламент о биоцидных продуктах. Когда процесс выхода Британии бу­дет завершен, эти Регламенты прекратят свое действие в от­ношении Соединенного Королевства. Поэтому, в ближайшие годы Соединенному Королевству предстоит серьезно пере­смотреть свое национальное экологическое законодательство. Также возникает вопрос, каким образом будет рассматривать­ся судебная практика ЕС? Конечно, после выхода Соединенное Королевство будет продолжать работать с ЕС и поэтому вы­нуждено будет соблюдать определенные экологические стан­дарты. На мой взгляд, «Брэкзит» является очень интересной темой для научных исследований.

-      Профессор, благодарим Вас за Ваше профессио­нальное мнение. Желаем Вам дальнейших успехов в бла­городном деле правовой защиты и охраны окружающей нас среды! А чтобы Вы пожелали читателям «Евразийско­го юридического журнала»?

-      Я надеюсь, что интервью, такие как настоящее, за ко­торое я очень благодарен редакторам «Евразийского юриди­ческого журнала», послужат укреплению диалога и обмену профессиональным опытом между Европейским Союзом и Российской Федерацией.

Возможно, академический обмен в области права, кото­рый мы сейчас устанавливаем между Университетом г. Хасселт и Вятским государственным университетом, а также меж­ду Университетом г. Хасселт и Московским государственным университетом (институтом) международных отношений, вдохновит и других ученых преодолевать границы. Я убежден, что важно включать сравнительную часть в правовые научные исследования. Таким образом мы узнаем и сравниваем опыт разных правовых систем.

Я желаю читателям «Евразийского юридического журна­ла» продуктивного года.

Интервью брала:


Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях