№ 6 (97) 2016г.
Bernard Vanheusden: CONTEMPORARY ISSUES IN INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW
An interview with Associate Professor of Environmental Law, Law Faculty, Hasselt University (Belgium), Ph.D. in Law Bernard Vanheusden.
Визитная карточка:
Бернард Ванхойсден - доктор юридических наук, профессор кафедры экологического права юридического факультета Университета г. Хасселт (Бельгия). Окончил бакалавриат Католического Университета г. Левен (Бельгия) по специальности «Философия». Окончил магистратуру Католического Университета г. Левен (Бельгия) по специальности «Юриспруденция». В рамках международной программы академического обмена «Эразмус» проходил профессиональную стажировку в Болонском Унверситете (г. Болонья, Италия). Окончил докторантуру Католического Университета Левен, где успешно защитил диссертацию на тему «Использование «Браунфилдов»: на пути содействия устойчивому развитию, сравнительно-правовой анализ восстановления территорий». Научный консультант магистров и докторантов Университета г. Хасселт (Бельгия), Католического Университета г. Левен (Бельгия), Свободного Университета г. Брюсселя (Бельгия). Является автором более 90 опубликованных работ, в том числе на голландском и английском языках. Организатор локальных, региональных и международных научно-практических конференций, в том числе, постоянно действующего Европейского Форума Экологического Права (ЕФЭП). Член совета по экологическому праву Международного союза охраны природы (МСОП), член рабочей группы по «Устойчивому управлению земельными ресурсами и сельскими системами» совета по экологическому праву МСОП. Главный редактор журнала «Экологическое и энергетическое право»; член редакционной коллегии журнала «Европейского экологического права и права территориального планирования», ежегодного сборника трудов, публикуемых по результатам ежегодных конференций ЕФЭП. Владеет голландским, английским, французским, немецким и итальянским языками.
************************************************************************************************************
— Уважаемый Профессор, расскажите, пожалуйста, как складывалась Ваша карьера?
- После окончания магистратуры в 2000 году я работал советником в федеральном министерстве по окружающей среде (г. Брюссель, Бельгия). Я был одновременно и юрисконсультом, и секретарем бельгийского координационного совета по международной экологической политике. В 2001 году я поступил в докторантуру Католического Университета г. Левен, где изучал земельное право, юридические вопросы использования земель, которые ранее были использованы в промышленных целях. Дальнейшее развитие, использование, рекультивирование таких земель осложнено их загрязнением. В 2007 году под руководством моего научного руководителя профессора Курта Декетэлара я успешно защитил диссертацию в области земельного права и получил ученую степень доктора юридических наук. Я остался в Университете и продолжил научно-исследовательскую работу, а в 2009 году был назначен адъюнкт-профессором. В 2015 году я перешел на работу в Университет г. Хасселт. Параллельно работаю в юридической компании.
- А какова сфера ваших научных интересов?
- В основном я занимаюсь исследованиями в области экологического права, права территориального планирования, правовым обеспечением чистых технологий, экологическим лицензированием, правовыми вопросами рекультивации земель, правовым регулированием вопросов обращения с отходами, юридическими вопросами, связанными с возобновляемыми источниками энергии, экологической экспертизой, земельным правом.
Например, в 2003 году я работал над проектом правительства фламандского региона о правовом обеспечении рекультивации промышленных земель; в 2005 году занимался вопросами имплементации «Орхусской Конвенции»; в 2009 году - участвовал в разработке соглашения о сотрудничестве между федеральным правительством и бельгийскими регионами в рамках регламента ЕС, регулирующего производство и оборот химических веществ (REACH); в 2013 году мы исследовали возможности нового правового регулирования в области экосистемных услуг; в 2015 занимались проектом по устойчивому управлению материалами, рассматривали правовые вопросы, связанные с возможностью введения новых региональных налогов на определенные виды мусора... В настоящее время мы оказываем юридическую поддержку правительству фламандского региона, работаем над вопросами имплементации Нагойского протокола к международной Конвенции о биологическом разнообразии. Результатом отдельных проектов стали предложения о внесении изменений в уже действующие правовые акты или разработка новых.
- Можно несколько слов о вашем опыте участия в международных конференциях?
- В 2011 году мои коллеги и я основали Европейский форум экологического права (ЕФЭП). Это некоммерческая инициатива практикующих юристов и ученых в области экологического права, основная цель которой - создание условий для обмена интеллектуальным опытом в области развития и имплементации международного экологического права; экологического права Европейского Союза; а также экологического права стран-членов ЕС. В рамках форума мы проводим ежегодные конференции. В 2014 году Форум проходил в Брюсселе, я был организатором мероприятия. В нем приняли участие более 150 европейских ученых-юристов. Это самое крупное мероприятие, которое я организовывал. Совсем скоро - в сентябре 2016 пройдет очередная ежегодная конференция Форума в г. Вроцлаве (Польша). В 2017 году планируется, что конференция Форума состоится в г. Копенгагене (Дэнмарк)...
В 2015 году по приглашению ректора Вятского государственного университета (ВятГУ) Валентина Николаевича Пугача я принял участие в научной конференции в городе Кирове. В ВятГУ я также прочел ряд лекций по международному экологическому праву для студентов. А в Москве, по приглашению профессора Александра Николаевича Вылегжанина, я читал лекции для студентов Московского государственного университета (института) международных отношений (МГИМО). В этом году коллеги из Российской Федерации посетили с ответным визитом Университет г. Хасселт (Фото 1). В подготовке этих мероприятий мне помогала докторант Елена Гордеева. Елена пишет диссертационное исследование под моим научным руководством, рабочее название - «Лес в международном праве изменения климата».
В целом, за последние несколько лет я принимал участие во многих научных мероприятиях и в Бельгии, и за ее пределами - Венеция, Дрезден, Портланд, Прага, Сэнт Луис, Маастрихт, Сэлфосс, Бостон, Барселона, Нью Хэвен, Ейю, Гроннинген, Экс-эн-Прованс... Не менее одного раза в год я стараюсь организовывать научные мероприятия сам - это могут быть и местные, и национальные, и региональные, и международные мероприятия, имеющие значения для развития правовой науки.
- А почему вы решили стать юристом? Какие события повлияли на ваш выбор? И почему именно экологическое право?
- Вообще юриспруденция - это своеобразная семейная традиция: мой отец - юрист, моя старшая сестра и мой старший брат изучали право. Наверное, моя судьба была предопределена такой традицией. Хотя, я сначала изучал философию, но после окончания бакалавриата, я осознал, что хочу изучать что-то, что позволило бы мне сделать вклад в развитие политики и права. Интерес к экологическому праву проявился во время обучения в магистратуре, когда я уже мог выбирать специализированные курсы. Меня всегда интересовали вопросы, связанные с окружающей средой. Что мне особенно нравится, это то что экологическое право неразрывно связано с нашей повседневной жизнью, насущными проблемами общества (и это на локальном, региональном и международном уровнях). В этой отрасли права требуется междисциплинарный подход, необходимо полностью понимать все нюансы экологических вопросов.
- Вы молоды - и уже профессор. Вы активно публикуетесь, часто участвуете в научных мероприятиях. Кроме того - вы отец трех детей! Как же вам удается со всем справляться? Где берете энергию?
- Хороший вопрос! Конечно же, нелегко найти баланс между работой и личной жизнью... иногда случаются дни, когда балансировать сложнее, чем обычно. Сейчас я реже путешествую, чтобы хотя бы по вечерам быть дома (кроме экологических соображений). Но я очень люблю свою работу, моя профессия открывает много академических возможностей и предоставляет свободу выбора.
- Профессор, на ваш взгляд, работы каких ученых, повлияли на развитие международного экологического права?
- Я думаю, трудно сказать какие авторы повлияли на развитие целой отрасли международного экологического права, но, наверное, такие авторы как Людвиг Крамер, Александр Кисс и Дина Шелтон сделали значительный вклад в развитие международного экологического права. Наверное, сюда же можно отнести ученых - лауреатов международной премии в области экологического права имени Элизабет Хауб, напри-
Гранд Плас в Брюсселе, Бельгия. Слева - направо: докторант Гордеева Елена Михайловна (Университет Хасселт, Бельгия), профессор Бернард Ванхойсден (Университет Хасселт, Бельгия), профессор Вылегжанин Александр Николаевич (МГИМО, Москва), к.ю.н. Скутнев Алексей Владимирович (ВятГУ, Киров)
мер, это и Олег Степанович Колбасов (1979), и Винфрид Ланг (1993), и Эдит Браун Вейс (1994), и Алан Бойл (2011).
- Как, на ваш взгляд, развивалось международное экологическое право? Всегда ли экологические инициативы были общепризнанны или же были конфликтующие точки зрения в отношении развития международного экологического права. И если да, то каких позиций придерживались лично вы?
- Развитие экологического права происходило в течение довольно длительного времени. В середине 70-х годов процесс развития заметно ускорился по разным причинам - из- за крупных экологических катастроф. В 1972 прошла первая конференця ООН по проблемам окружающей среды. Стали появляться такие международные ассоциации как «Гринпис». Конечно, существуют различные мнения о необходимости международно-правового регулирования экологических отношений. Это, кстати, одна из причин, почему зачастую принятие новых решений на международном уровне занимает длительное время - часто даже много лет. Наглядным примером может служить международно-правовое регулирование проблемы изменения климата... Лично я придерживаюсь мнения, что экологическое право должно быть строгим. В области охраны окружающей среды мы не можем больше рассчитывать на добрые намерения общественности.
- На ваш взгляд, какие наиболее значительные события в области международного экологического права происходят сейчас?
- Однозначно, самые важные события сейчас происходят в области развития права изменения климата - обсуждение нового международного соглашения по климату. Двадцать первая встреча сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК),которая прошла в Париже в 2015 году, считается настоящим прорывом. Результатом этой встречи является Парижское соглашение. Это соглашение направлено на активизацию осуществления РКИК, в том числе:
a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата;
b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;
c) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.
Интересным в этой связи является тот факт, что в отдельных странах граждане самостоятельно инициируют судебные процессы, выступая против своих государств, которые, по их мнению, не обеспечивают надлежащую охрану климата. Так, например, в Голландии в 2015 году окружной суд Гааги принял решение, которое получило всемирную известность. Суд признал, что правительство Нидерландов не приняло достаточных мер для борьбы с изменениями климата. На решение подана апелляция, поэтому, делать окончательные выводы пока преждевременно, но в настоящее время ожидает рассмотрения подобный процесс уже в Бельгии.
Значительными экологическими проблемами на международном уровне являются опустынивание, глобальное обезлесение (в частности, уничтожение тропических лесов), загрязнение вод мирового океана продуктами из пластмассы (так называемое «пластиковое загрязнение»), торговля видами животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения (например, проблема сокращения популяции слонов и торговля слоновой костью), транспортировка мусора и загрязнение стран третьего мира. Все больше и больше стран заявляют о проблемах доступа к свежей, чистой и пресной воде.
Для меня интересным является факт перехода отдельных стран от сжигания ископаемых видов топлива и использования атомной энергии (особенно после того, что случилось в 2011 году в Фукусиме, в Японии!) к возобновляемым источникам энергии и повышению энергоэффективности.
Какова, на Ваш взгляд, роль Российской Федерации в международных экологических процессах?
- На мой взгляд, у Российской Федерации очень важная роль на международном уровне. Например, если говорить об изменении климата, Российская Федерация, наряду с Китаем, США, Индией, Канадой, Индонезией и Австралией является одним из основных эмитентов парниковых газов на международном уровне. Совокупно эти страны производят более половины общего мирового объема выбросов. Поэтому очень важно участие каждой из этих стран в международных соглашениях. Кроме того, Российская Федерация обладает самой большой в мире площадью лесных угодий. Учитывая важную взаимосвязь между изменением климата и лесами, необходимо, чтобы леса находились под необходимой охраной и обеспечивались должной защитой. В ближайшем будущем будет важно, какие меры примет Российская Федерация в связи с общей тенденцией перехода на возобновляемые источники энергии и повышения энергоэффективности.
- В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится окружающая среда в ЕС?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к недавнему отчету Европейского экологического агентства (ЕЭА). ЕЭА - это агентство ЕС, основная задача которого обеспечивать достоверную, независимую информацию о состоянии окружающей среды в ЕС. Отчет называется «О состоянии окружающей среды» (Отчет). Согласно Отчету уровень охраны и защиты окружающей среды в ЕС еще не в соответствует амбициозному уровню, установленному «Седьмой программой действий Европейского Сообщества в области охраны окружающей среды (2013-2020)».
Основными экологическими проблемами ЕС остаются такие проблемы, как деградация земель; изменение, ухудшение и утрата важнейших функций почвы; и изменение климата. Считается, что большей части видов животных, находящихся под охраной (60%), а также их местам обитания (77%) до сих пор не обеспечена надлежащая охрана. До сих пор Европа отстает от целевых показателей по охране и защите биоразнообразия, необходимых для достижения соответствующих показателей в 2020 году. Использование ископаемых видов топлива уменьшилось, снизился объем выбросов отдельных видов загрязнителей в таких секторах экономики, как транспорт и промышленность. Однако для достижения целей по снижению объемов выбросов к 2050 году уже сейчас в этой сфере необходимо принятие более жестких мер. Производится меньше мусора, практически в каждой стране ЕС совершенствуется повторное использование сырья. Что касается экологических рисков для здоровья, можно отметить значительное улучшение состояния качества питьевой воды, воды для купания. Есть значительные улучшения в состоянии качества воздуха, в снижении уровня шумового загрязнения. Однако, несмотря на это, экологические проблемы до сих пор оказывают значительное влияние на состояние здоровья жителей ЕС, особенно тех, кто проживает в городских районах. Так, согласно Отчету, в 2011 году более 430 000 случаев преждевременных смертей в ЕС явились результатом присутствия в воздухе мелкодисперсных частиц; 10 000 случаев - результат шумового загрязнения.
Отчет «О состоянии окружающей среды» находится в открытом доступе в сети Интернет, с ним можно ознакомиться более подробно.
- А каково состояние окружающей среды в Бельгии?
- Что касается Бельгии, тут есть определенные нюансы. По некоторым показателям состояние окружающей среды очень хорошее. Например, это касается мусора, а также возможностей его переработки. Мы являемся одной из стран, если не лучшей страной (!) по таким показателям, как селективный сбор мусора (например, отдельный сбор бумаги, стекла, органических отходов, пластика, батареек, масла), а также по переработке мусора. Недавно специализированная программа Фландрии по переработке материалов получила признание на всемирном экономическом форуме в Давосе (январь, 2016). Наше законодательство по восстановлению земель считается одним из лучших даже на международном уровне. С другой стороны, у нас до сих пор есть серьезные проблемы связанные с состоянием качества воздуха, воды, есть проблемы, связанные с использованием нитратов (так как у нас в стране много больших ферм).
Национальное экологическое законодательство развивалось в основном с 1990-х годов. Несколько лет назад государство вложило много времени и сил в то, чтобы значительно усилить соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды, а также в то, чтобы усовершенствовать и ускорить процедурные вопросы (например, это касается сроков получения лицензий).
- А каким образом осуществляется защита экологических прав в ЕС?
- Есть несколько способов защиты экологических прав. Классический способ - обеспечение (посредством государственных и частных институтов) соблюдения национального законодательства, в случаях необходимости - судебный процесс. Надо отметить, что граждане ЕС в целом «хорошо знают дорогу» к национальным судам.
Кроме того Европейская комиссия контролирует соблюдение (экологического) права ЕС. Граждане ЕС всегда могут обратиться с жалобой в Европейскую комиссию, а Комиссия может возбудить дело против стран-членов ЕС в Европейском суде.
В особо серьезных случаях, когда экологический вред является причиной тяжкого вреда здоровью, является грубым нарушением прав человека, граждане ЕС могут также обратиться в Европейский суд по правам человека, но только в том случае, если сначала они прошли необходимые инстанции национальной судебной защиты.
- Профессор, а каковы основные тенденции развития экологического права и политики ЕС?
- В настоящее время я вижу 3 важных направления. Во- первых, это разработка мер по достижению целей в области снижения выбросов парниковых газов в рамках второго периода Киотского протокола. В ЕС принят так называемый «Пакет 2020», который устанавливает 3 основных цели, которые обязательны для достижения к 2020 году: 20% сокращения выбросов парниковых газов, 20% - повышение энергоэффективности, 20% - энергии из возобновляемых источников. Уже есть «Пакет 2030».
Во-вторых, в 2013 году Европейская комиссия предложила принять «Пакет о политике чистого воздуха» для того, чтобы к 2030 году снизить объемы выбросов веществ, загрязняющих воздух. В настоящее время эти законодательные инициативы рассматриваются в Европейском парламенте и Совете.
В-третьих, в конце 2015 года Европейская комиссия приняла амбициозный «Пакет о круговой экономике», который включает в себя ряд законодательных инициатив в отношении мусора. Они должны стимулировать переход ЕС к круговой экономике. В ближайшем будущем эти инициативы станут законами.
- И еще один вопрос, связанный с недавним решением Соединенного Королевства выйти из ЕС. На Ваш взгляд, повлияет ли «Брэкзит» на развитие экологического права ЕС?
- На мой взгляд, значительного влияния выход Соединенного Королевства из ЕС на экологическое право ЕС не окажет. Если говорить в общем, то Англия никогда не была ведущей страной в отношении экологического права ЕС, часто стараясь внести изменения или даже заблокировать принятие нового законодательства в этой сфере. Наверное, с этой точки зрения, экологическое право ЕС только выиграет, так как сопротивление инновациям станет меньше.
На мой взгляд, более интересный вопрос, какое влияние будет в дальнейшем оказывать экологическое право ЕС на экологическое право Соединенного Королевства? Сейчас, как и во всех странах-членах ЕС, в Соединенном Королевстве экологическое законодательство основывается на законодательстве ЕС, то есть берет свое начало в директивах ЕС, которые имплементированы в национальное законодательство Соединенного Королевства. Кроме того, Регламенты ЕС имеют прямое действие в Соединенном Королевстве. Это касается, например, таких важных регламентов, как Регламент по экомаркировке;
Регламент, регулирующий производство и оборот химических веществ; Регламент о транспортировке мусора, Регламент о биоцидных продуктах. Когда процесс выхода Британии будет завершен, эти Регламенты прекратят свое действие в отношении Соединенного Королевства. Поэтому, в ближайшие годы Соединенному Королевству предстоит серьезно пересмотреть свое национальное экологическое законодательство. Также возникает вопрос, каким образом будет рассматриваться судебная практика ЕС? Конечно, после выхода Соединенное Королевство будет продолжать работать с ЕС и поэтому вынуждено будет соблюдать определенные экологические стандарты. На мой взгляд, «Брэкзит» является очень интересной темой для научных исследований.
- Профессор, благодарим Вас за Ваше профессиональное мнение. Желаем Вам дальнейших успехов в благородном деле правовой защиты и охраны окружающей нас среды! А чтобы Вы пожелали читателям «Евразийского юридического журнала»?
- Я надеюсь, что интервью, такие как настоящее, за которое я очень благодарен редакторам «Евразийского юридического журнала», послужат укреплению диалога и обмену профессиональным опытом между Европейским Союзом и Российской Федерацией.
Возможно, академический обмен в области права, который мы сейчас устанавливаем между Университетом г. Хасселт и Вятским государственным университетом, а также между Университетом г. Хасселт и Московским государственным университетом (институтом) международных отношений, вдохновит и других ученых преодолевать границы. Я убежден, что важно включать сравнительную часть в правовые научные исследования. Таким образом мы узнаем и сравниваем опыт разных правовых систем.
Я желаю читателям «Евразийского юридического журнала» продуктивного года.
Интервью брала: