№ 4 (71) 2014г.
Malko A. V. LEGAL POLICY - CATEGORY OF XXI CENTURY AND IT’S ROLE IN EURO-ASIAN INTEGRATION
Interview with Alexander Vasilievich Malko, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Director of Saratov branch of the Institute of State and Law of Russian Academy of Sciences.
Визитная карточка:
Александр Васильевич Малько — выпускник Саратовского юридического института им. Д. И. Курского (ныне — Саратовская государственная юридическая академия). Окончил СЮИ с отличием и был зачислен в очную аспирантуру по кафедре теории государства и права. В 1985 г. досрочно защитил кандидатскую диссертацию («Законные интересы советских граждан»; научный руководитель — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Н. И. Матузов), а в 1995 г. — докторскую диссертацию («Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект»). С 1996 г. — профессор кафедры теории государства и права СГЮА.
А. В. Малько — ведущий специалист в области теории государства и права и политологии. Он, в частности, разработал основы теории законных интересов, правового стимулирования и правового ограничения как парных юридических категорий, правовых поощрений и льгот, привилегий и иммунитетов, целей и средств в праве, правовых актов, правовых режимов, правовой жизни общества. Одним из первых А. В. Малько стал активно исследовать актуальные в современных условиях проблемы лоббизма и популизма в политической и правовой жизни России — новое приоритетное направление в юриспруденции и политологии.
Кроме этого, А. В. Малько выступает основным разработчиком категории правовой политики — важнейшей политико-правовой категории XXI в., оказывающей заметное влияние на правовое развитие страны, выстраивание ее полноценной правовой системы, упорядочение весьма противоречивой правовой жизни российского общества.
Всего им опубликовано более 650 научных работ. Наиболее значимыми являются следующие книги: «Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект» (Саратов, 1994); «Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики» (Тольятти, 1999); «Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы» (М., 2000); «Смертная казнь в России: история, политика, право» (в соавторстве) (М., 2003); «Стимулы и ограничения в праве» (2-е издание, переработанное и дополненное, М., 2003); «Цели и средства в праве и правовой политике» (в соавторстве) (Саратов, 2003); «Льготная и поощрительная правовая политика» (СПб., 2004); «Законные интересы как правовая категория» (в соавторстве) (СПб., 2004); «Льготы в российском праве (проблемы теории и практики)» (в соавторстве) (Саратов, 2004); «Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения» (в соавторстве) (Пенза, 2005); «Правовая жизнь общества» (в соавторстве) (Саратов, 2007); «Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения» (в соавторстве) (М., 2010); «Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект» (3-е издание, дополненное и переработанное, Germany, Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011); «Теория правовой политики» (М., 2012.); «Правотворческая политика в России: история и современность» (в соавторстве) (М., 2014).
А. В. Малько выступил инициатором и руководителем ряда общероссийских проектов:
- проектов концепций: антикоррупционной политики современной России, правовой политики в РФ, правотворческой политики в РФ, правоохранительной политики в РФ, судебной политики в РФ (редактор и соавтор);
- междисциплинарных фундаментальных монографий: «Теория политики: общие вопросы» (Саратов, 1994); «Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект» (Саратов, 2005); «Антикоррупционная политика в современной России» (Саратов, 2006); «Правовая политика России: проблемы теории и практики» (М., 2007); «Современные методы исследования в правоведении» (Саратов, 2007); «Политическая и правовая жизнь изменяющейся России: проблемы качества и стратегии развития» (Саратов, 2007); «Поощрительные санкции в праве: реальность и юридическая конструкция» (Саратов, 2008); «Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень» (Тамбов, 2008); «Публичная власть: проблемы реализации и ответственности» (Саратов, 2011); «Правовые режимы: общетеоретический и отраслевой аспекты» (М., 2012) и др. (редактор и соавтор);
- общетеоретических и специализированных юридических словарей: «Антикоррупционная политика: словарь-справочник» (М., 2006); «Краткий юридический словарь» (М., 2007); «Большой юридический словарь» (М., 2009); «Правовая политика: словарь и проект концепции» (Саратов, 2010); «Юридический словарь для государственных и муниципальных служащих» (Саратов, 2012); «Антинарко- тическая политика: словарь справочник» (Саратов, 2012); «Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы» (Самара, 2013); «Юридическая энциклопедия» (Саратов, 2013) (редактор и соавтор);
- серии учебно-методических комплексов (УМК): «Теория государства и права» (М., 1999); «Конституционное право России» (М., 2000); «Основы политологии» (М., 2000); «Конституционное право зарубежных стран» (М., 2004); «Сравнительное правоведение» (М., 2010) (редактор и соавтор);
- фундаментальных курсов лекций: «Теория государства и права» (2-е издание, М., 1997); «Проблемы теории государства и права» (М., 2001); «Российская правовая политика» (М., 2003); «Общая теория государства и права. Академический курс» в 3-х томах под ред. М. Н. Марченко (3-е издание, М., 2007); «Теория государства и права» (М., 2012) (соредактор и соавтор) и др.
При непосредственном участии А. В. Малько был создан Саратовский филиал Института государства и права РАН, которым он руководит более 15 лет. По его инициативе учрежден Научно-образовательный центр федеральных и региональных проблем правовой политики совместно с Саратовской государственной юридической академией, а также целый ряд научно-образовательных центров с ведущими вузами Саратова и других городов Российской Федерации. Более десяти лет А. В. Малько является главным редактором научного журнала «Правовая политика и правовая жизнь» (Саратов — Москва), включенного в перечень ВАК, а также членом редколлегии ряда ведущих рецензируемых научных журналов.
А. В. Малько активно участвует в подготовке научных кадров, под его научным руководством защищено более 80 кандидатских диссертаций, при научном консультировании — 11 докторских диссертаций.
Александр Васильевич Малько включен в академические справочники «Кто есть кто в политической науке России» (М., 1996) и «Кто есть кто в юридической науке и практике» (М., 2001), в энциклопедический словарь биографий «Видные ученые-юристы России» (М., 2006) и в энциклопедический словарь биографий «Правовая наука и юридическая идеология России»/Отв. ред. В.М. Сырых (М., 2014, Т. IV).
В 2008 г. Указом Президента РФ ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
С 2012 г. А. В. Малько является почетным профессором Чжэнчжоуского государственного университета (Китайская Народная Республика). В 2012 г. А. В. Малько стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу (за монографию «Теория правовой политики», которая сейчас переводится и издается на китайском и английском языках). В 2014 г. решением аттестационной комиссии по аккредитации экспертов он аккредитован в Федеральном реестре экспертов научно-технической сферы.
—Уважаемый Александр Васильевич, как Вы считаете, насколько логичной и актуальной является данная постановка вопроса: правовая политика — категория XXI века и ее роль в евразийской интеграции?
**********************************************************************************
- Каждой категории — свое время. В XXI веке активно формируется категория правовой политики, отражающая собой многогранную реальность: процессы оптимизации права, пути правового развития общества и т. д. Категория «правовая политика» начинает формироваться, по сути, только тогда, когда возникает жизненная необходимость в явлении «правовая политика», в соответствующей системной, последовательной и научно обоснованной деятельности в сфере правового регулирования, когда право начинает высоко цениться и с ним связывают возможность усовершенствования государства — доведения его до уровня правового государства.
Роль правовой политики в евразийской интеграции весьма высока. Именно с ее помощью можно будет организовать формирующееся евразийское правовое пространство, выстроить правовую систему Евразийского экономического союза. Она внесет в эти процессы порядок, некую последовательность, определит очередность необходимых юридических действий.
—Не могли бы охарактеризовать с точки зрения Ваших фундаментальных научных исследований тенденции и перспективы евразийской интеграции?
- Интеграционные процессы, в которые включена современная Россия, — неизбежный этап развития не только нашей страны, но и ряда стран СНГ. Интеграция в экономической сфере, а речь сейчас идет о создании с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, просто элементарно выгодна. В частности, единый рынок становится одним из основных источников роста экономики России, Беларуси и Казахстана. Интеграция не только облегчает движение рабочей силы, капитала, товаров и услуг, но и приводит к улучшению жизни граждан и усиливает взаимопроникновение культур.
Вместе с тем, чтобы Евразийский экономический союз создавался как эффективная структура, необходима соответствующая правовая политика в этой сфере. Другими словами, здесь нужна системная, последовательная и научно обоснованная деятельность со стороны трех государств — России, Беларуси и Казахстана. Подобная политика должна быть направлена на то, чтобы устанавливать своевременные и действенные правила поведения (договорные и нормативные правовые основы), на базе которых будет образован и будет действовать данный союз.
Во-первых, необходимо общими усилиями разрабатывать проект Концепции правовой политики в сфере создания Евразийского экономического союза как доктринального документа. Его можно будет выработать на основе уже имеющегося общеродового проекта Концепции правовой политики в Российской Федерации, разработанного сотрудниками Саратовского филиала Института государства и права РАН. В силу того, что доктрина должна идти впереди законодателя и правоприменителя, важно в названном документе дать характеристику современного состояния правовой жизни интегрируемых стран; рассмотреть общие положения, в частности систему понятий, которая будет использована в данном проекте; раскрыть содержание такой политики, обозначив ее цели и средства; показать ее основные направления и механизмы реализации; высказать предложения по формированию правовой системы Евразийского экономического союза и т. д. Другими словами, следует определить приоритеты политико-юридических «ходов», попытаться выстроить алгоритм соответствующих организационно-правовых мер, направленных на эффективное обеспечение обозначенных интеграционных процессов.
Во-вторых, подобная политика требуется и для того, чтобы избежать тех ошибок, которые были совершены при создании Европейского экономического союза. Например, важно обеспечить интеграцию в реальном секторе экономики на принципах равенства.
—Профессор, Вы — основоположник концептуальных разработок по правовой политике России. Расскажите, пожалуйста, читателям «Евразийского юридического журнала», что побудило Вас посвятить два десятка лет этой сложной, мало разработанной в свое время с точки зрения теории права проблематике?
- Побудило меня заниматься этой темой как раз именно то, что она является сложной и мало разработанной. И еще — междисциплинарной, находящейся на стыке различных наук. И самое главное — жизненно востребованной как для дальнейшего развития теории, так и для практики.
Разработка категории «правовая политика» — одна из главных задач юридической науки, и, прежде всего, теории государства и права. Вокруг нее уже не первый год ведется оживленная научная дискуссия, в процессе которой проясняются причины образования этой категории, ее место и роль в системе категорий современной юриспруденции. Первоначально правовая политика исследовалась отечественными учеными в большей степени на отраслевом уровне. В частности, уголовно-правовая политика, в силу ее значимости для общества, стала объектом пристального анализа в правоведении одной из первых.
Однако с развитием социальной действительности и, соответственно, отраслей права термин «правовая политика» приобретает вполне конкретное смысловое содержание и трансформируется как самостоятельная правовая категория, которая затем имплементируется в категориальный аппарат российской юридической науки. Категориальный аспект правовой политики только сейчас по-настоящему начинает оцениваться и осваиваться правоведами, политологами, культурологами и представителями других областей знаний отечественной науки, ориентированными на модернизацию политико-правового пространства современной России.
—Почему же категория «правовая политика» может считаться категорией именно XXI века?
- Любая категория вводится в науку практически всегда «вовремя», то есть тогда, когда для этого «созревают» соответствующие условия, когда накапливаются необходимые знания, формируются «близлежащие» понятия, появляются востребованные этими и иными обстоятельствами новые методы исследования и т. д. Точно так же случилось и с категорией правовой политики.
Сначала научная информация об этом явлении формировалась в учении «политика права», которое, как и всякое иное научное направление, в основном ориентировалось на идеальное, должное право, затем данные сведения стали востребованы практикой и заговорили уже о правовой политике, которую должны проводить в жизнь государственные органы и т.д. и т. п.
В 60-х — 70-х гг. XX века появляются системный подход, синергетика и другие методы, которые были уже в состоянии полноценно исследовать названный весьма сложный феномен, имели необходимые познавательные ресурсы для анализа существующих в таком масштабном явлении связей, а также взаимодействия его с другими масштабными явлениями (например, с одной стороны, с правовой системой, правовым развитием общества, правовой жизнью, а с другой стороны — с экономической, социальной, информационной политикой и т. п.). Все это позволило вплотную заняться изучением рассматриваемого феномена и уже в начале XXI века стала складываться теория правовой политики, стала формироваться соответствующая категория.
«Правовая политика» как категория XXI века отражает собой весьма богатую по содержанию политико-правовую реальность: единую, последовательную, системную, логически выстроенную деятельность, нацеленную на введение новаторских технологий и конструкций в юридическую сферу, на внесение в правовую жизнь большей стратегической определенности и тактической гибкости. Данные обстоятельства создают условия для того, чтобы такая деятельность была все более востребованной в период современного инновационного развития российского общества.
Функции государства, как масштабные основные направления его деятельности, выступают во многом определяющими по отношению к правовой политике, служат объективной базой формирования и осуществления соответствующей политики. Однако и правовая политика, в свою очередь, может оказывать обратное влияние на функции государства. В частности, она может использоваться в качестве необходимого коррелята их реализации в тех или иных конкретно-исторических условиях, придает им необходимую правовую составляющую, оказывает юридическое сопровождение.
—Итак, правовая политика тесно связана с функциями государства, под которыми обычно понимают основные направления его деятельности по выполнению стоящих перед ним целей и задач. Относительно евразийской интеграции, какие основные цели стоят перед правовой политикой трех государств — основателей Евразийского экономического союза: Беларусью, Россией и Казахстаном?
- Основными целями выступают следующие: выстраивание полноценной и эффективной правовой системы Евразийского экономического союза, надежное правовое обеспечение создания и функционирования структур данной межгосударственной интеграции.
—Уважаемый Александр Васильевич, разработка и введение в научный оборот категории «правовая политика» предполагает формализацию новой информации о предмете исследования, обобщение полученных фактов и сведений, обоснование ее уникальности в сравнении с другими юридическими феноменами. В связи с этим на что еще Вы могли бы обратить внимание наших читателей? - Правовая политика образует организующее начало всей правовой жизни, вырабатывает стратегию и тактику правового развития общества, выступает одной из форм проведения государственной политики, средством юридической легитимации официального политического курса страны. Стратегия же правового развития — это система целенаправленного и долговременного реагирования в рамках правовой системы на глобальные вызовы сегодняшнего дня и будущего, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяется политическим курсом государства. Правовая политика тактически направлена на совершенствование всего комплекса правовых средств, обеспечение реализации поставленных обществом и государством задач юридическими ресурсами, а стратегически — на использование данных ресурсов для наиболее оптимального развития всех сфер социальной жизни.
Введение категории «правовая политика» в систему иных категорий юридической науки способствует более масштабному исследованию всех правовых явлений в обществе и их отдельных элементов через призму социальной ценности. Содержание правовой политики как явления многогранного включает стратегию законодательства, конституционного строительства, судебно-правовой реформы, ее направленность на совершенствование основ федерализма, эффективность защиты прав человека, упрочение законности, правопорядка и др.
— Вы непосредственно связываете понятие «правовая политика» с другим важным понятием — «правовая реформа». Как они, по Вашему мнению, соотносятся между собой?
- Понятие «правовая политика» является весьма близким по содержанию понятию «правовая реформа». На наш взгляд, правовая реформа есть комплексное и прогрессивное изменение правовой системы, отвечающее современным требованиям и направленное на придание правовому развитию нового импульса.
В постсоветской России отдельные разновидности правовой реформы, в частности конституционную и судебную, пытались претворить в жизнь. Попытки эти еще не достигли тех целей, ради которых они затевались. Во многом причины данного обстоятельства заключаются в том, что названные реформы выступили лишь элементами более широкого феномена — правовой реформы в целом и проводились несистемно, без полноценной правовой политики.
Справедливо в этой связи отметил В. Д. Зорькин, что «в истории России государство никогда не выдвигало концепции или программы правовой реформы», что «в отличие от судебной реформы, правовая реформа еще никогда не провозглашалась...». Согласны и с тем, что «если не форсировать в стране правовую реформу, то и все остальные реформы, прежде всего создание правовой, конституционной экономики, с очень большой вероятностью начнут буксовать»х.
В литературе высказано вполне аргументированное предложение о необходимости поставить в качестве актуальной задачи для России развертывание масштабной правовой реформы сроком до 2020 г. Однако для того, чтобы правовая реформа завершилась успешно, нужна системная, последовательная и научно обоснованная деятельность, лежащая в основе данной реформы. Другими словами, нужна правовая политика.
Следовательно, правовая политика, в отличие от правовых реформ, должна осуществляться постоянно, регулярно, она обозначает их характер, пределы, сроки, эффективность, создает им определенную основу. Термином «правовая политика» крайне удачно передается мировоззренческая и социокультурная «подоплека» реформ правовой системы любого государства. Таким образом, соотношение категории «правовая политика» со схожими категориями весьма наглядно показывает имеющиеся у нее различные грани, стороны, сегменты, значительно раздвигающие границы в познании данного явления, дающие наиболее полное представление о рассматриваемом феномене.
— Александр Васильевич, Вы — современный основоположник в теории права концепции правовой политики государства. Какие доктринальные наработки имеются у Вас в этой сфере?
- Современная юридическая доктрина развивается весьма противоречиво. С одной стороны, юриспруденция оказалась не готовой к тем изменениям, которые произошли в российском обществе. Бурное развитие российского права, к сожалению, не связано с таким же бурным развитием юридической доктрины. Наука существенно отстает от потребностей правовой политики и от правовой жизни, которые «идут» во многом на ощупь, двигаются методом «проб и ошибок». Отсюда подчас и механические заимствования тех или иных юридических институтов, конструкций и средств из иностранного законодательства, что делается во многом не от «хорошей доктрины». Отсюда и шараханье властных структур, которые не имеют в своей основе надежных и национально выверенных правовых ориентиров, прогрессивной юридической идеологии, базирующейся на общецивилизационных ценностях и особенностях российской правовой жизни.
Но, с другой стороны, в том, что именно так все произошло, виновато, прежде всего, государство, которое финансировало науку по остаточному принципу.
Если же говорить о конкретных доктринальных документах, то в современных условиях необходимо разработать концепцию правовой политики в качестве одной из ключевых составных частей стратегии сбалансированного и устойчивого развития страны. Настало время выстраивать программу последовательных и долгосрочных юридических действий.
При конструировании, в частности, концепции правовой политики будут одинаково нежелательны как ее чрезмерный «отрыв» от объективной реальности, так и попытки свести ее к совокупности сугубо иллюстративных положений. В первом случае теория станет утопией, во втором — не более чем комментарием сложившейся политико-правовой практики.
Одним из результатов концептуализации научного знания о стратегии и тактике правового регулирования в переходных условиях стала подготовка доктринального юридического документа, в концентрированной форме обобщающего данное знание и закладывающего принципиальную основу для его восприятия в области политико-юридической практики. Таким документом стал проект Концепции правовой политики в Российской Федерации, в котором были системно изложены взгляды на модельную программу правового развития российского общества на ближайшую перспективу.
В дальнейшем данный проект стал предметом специальных обсуждений на страницах научных журналов, книг, диссертаций, научно-практических мероприятиях. Работа по совершенствованию проекта концепции продолжается и в настоящее время, что вполне закономерно, поскольку правовая политика, как феномен практики, — не застывшее состояние, а живой и достаточно гибкий процесс целенаправленной трансформации постоянно меняющихся социальных связей. В 2008 г. был опубликован второй (доработанный и дополненный) вариант проекта Концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года, а в 2010 г. — третий вариант данного документа.
Проект Концепции правовой политики представляет собой систему теоретических положений, отражающих взгляды на сущность, цели, принципы, приоритеты, направления, механизмы реализации и пути повышения эффективности правового регулирования в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Он разработан в целях гарантирования полноты и качества правового обеспечения основных направлений государственной политики, определенных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также долгосрочных приоритетов стратегического развития России, провозглашенных в Стратегии развития страны до 2020 года, учитывая их преемственность и внутреннюю взаимосвязь.
Таким образом, проект Концепции правовой политики в РФ до 2020 года является доктринальным документом, призванным стать ориентиром для структур гражданского общества, участвующих в формировании и практической реализации правовой политики, органов государственной власти при подготовке и принятии правотворческих и правоприменительных решений, основой для научного и официального толкования юридических норм, а также разрешения правовых коллизий.
—Что же нужно делать в практическом плане?
- Во-первых, необходимы прикладные наработки в этой сфере. На основе теории и доктринального документа следует создать Концепцию правовой политики в РФ до 2020 года, как общий политико-юридический документ, охватывающий своим влиянием все правовое развитие общества. Такого документа на сегодняшний день в России нет. Его нужно создавать и принимать на общегосударственном уровне, утвердив Указом Президента РФ (по примеру того, как сделано в Казахстане).
На этапе модернизации России все больше становится очевидным, что законодательство не может развиваться вне четкой и обоснованной концептуальной основы. На подобные вызовы времени ученые-юристы отвечают уже не один год, разрабатывая и предлагая свои научные наработки в форме концепций. Так, выдержали не одно издание Концепции развития российского законодательства, подготовленные сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Учеными Института государства и права РАН была предложена общественности концепция стабильности закона, выраженная в форме монографического исследования. Сотрудниками Торгово-промышленной палаты РФ в 2010 г. разработана Концепция развития законодательства Российской Федерации на период до 2012 года — документ, нацеленный на определение задач и приоритетов Торгово-промышленной палаты России и ее членских организаций в законотворческой сфере в период работы Государственной Думы РФ пятого созыва, отражающий наиболее актуальные для бизнеса направления развития законодательства.
Обеспечение концептуализации теоретических взглядов и практических подходов в области правового регулирования является одной из первоочередных задач современной юридической науки.
Действительно, продукт, который должна давать юридическая наука, может быть выражен в более концентрированной, аргументированной, системной, целостной форме — в форме концепций. Особенно это касается крупных научных проблем, наиболее злободневных, востребованных как наукой, так и практикой. Зачастую ученые сетуют на власть, практиков, что они далеко не всегда прислушиваются к научным разработкам. В этом есть немало истины. Однако и ученые подчас не всегда дают научный продукт в целостном, системном виде — в форме, например, концепций, разработанных проектов законов и т.д. Научные наработки будут выглядеть гораздо убедительнее и заметнее влиять на власть, на соответствующие правотворческие и правоприменительные структуры, если их давать на уровне концепций, где научные взгляды оформляются в более основательном, аргументированном, комплексном виде.
Однако концепция концепции рознь. У них могут быть совершенно различные уровни охвата социальной жизни и юридической реальности. Например, процессы демократических преобразований в российском обществе обнаружили острую необходимость обеспечения стратегии развития страны до 2020 г. не только социально-экономической программой, но и концепцией правового развития государства. На сегодняшнем этапе успешная реализация приоритетных национальных проектов, решение актуальных общегосударственных проблем напрямую обусловлены проведением единой в масштабах всего государства эффективной правовой политики, которая ориентирована не только на развитие законодательства, но и на развитие всей правовой системы общества в целом.
В этом смысле концепция правовой политики имеет более широкое социальное звучание, более объемный и одновременно более обобщенный охват правового материала. Получается, что данная концепция не связана только с развитием системы нормативных документов (законодательства), а выходит на более высокий уровень абстрагирования, «интересуясь» не только законами и подзаконными актами, но и иными источниками российского права (действующими юридическими обычаями, договорами и т. д.), не только уровнем нормативного правового регулирования, но и уровнем правоприменительной и правоинтерпретационной деятельности, а также проблемами развития юридической практики и доктрины и т. п. Требуется детальный анализ существующих и прогноз возможных взаимосвязей вышеназванных элементов российской правовой системы.
Во-вторых, нужны более детальные концепции, конкретизирующие и развивающие общую. Например, необходимы концепции правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, правозащитной, судебной политики и другие.
Часть из названных концепций в виде доктринальных документов уже разработана. Так, проект концепции правовой политики стал основой для создания иных программных доктринальных правовых документов, в частности, проекта концепции антикоррупционной политики в Российской Федерации, проекта концепции правотворческой политики в Российской Федерации, проекта концепции правоохранительной политики в Российской Федерации. Другие проекты документов находятся на этапе разработки.
Данные концепции призваны создавать алгоритм развития той или иной сферы юридической практики, показывать вектор «возможного осуществления» различных видов юридической деятельности. Только выходя на концептуальный уровень, современная теория правовой политики сможет активно помочь и соответствующей юридической практике.
— Не могли бы Вы охарактеризовать такие формы реализации правовой политики, как правоприменительная и правоинтерпретационная?
- В России с начала 90-х годов, когда обрушили одну правовую систему (советскую) и принялись создавать другую (постсоветскую), явно уделяли больше внимания правотворческой деятельности, которая как раз и закладывает основы любой правовой системы и создает базу для любого правового развития того или иного общества. Поэтому естественно, что основные усилия первоначально стали прилагать к формированию новой системы законодательства, разумеется, сохраняющей еще немало и советских наработок. Отсюда и заметный «перекос» внимания и усилий государства и общества в сторону правотворчества, и, соответственно, правотворческой политики.
За прошедшее время многое было сделано (конечно же, до идеала еще далеко): приняты Конституция Российской Федерации 1993 г., важнейшие федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, огромный массив подзаконных актов и т. д. Другими словами, костяк системы законодательства, хотя и достаточно противоречивый и в целом еще малоэффективный, сформирован.
Поэтому стали больше обращать внимания на другую сторону правового регулирования — на правореализацию, и в первую очередь на правоприменительную деятельность.
Соответственно, актуализируется и потребность в правоприменительной политике, как политике хотя и самостоятельной, но во многом подчиненной общим ориентирам, исходящим от правотворческой политики, выступающей своеобразным ее «продолжением».
Об этом же свидетельствует и история познания правовой политики, общий ход ее изучения. Сначала правовую политику стали воспринимать, как известно, в большей степени в качестве правотворческой деятельности. Вполне логично ее связывали с первым этапом правового регулирования — с правотворчеством, которое на самом деле имеет значительные ресурсы политического влияния. Далеко не случайно и назвали такое направление «политикой права», имея в виду юридические нормы, которые должны быть приняты, то есть будущее законодательство.
Затем в поле зрения исследователей закономерно стала попадать и иная составляющая правового регулирования и, соответственно, форма реализации правовой политики — правоприменительная деятельность и, соответственно, право-применительная политика, которая так или иначе либо развивает, либо конкретизирует политику правотворческую.
В этом смысле правоприменительной политике «повезло» меньше, чем правотворческой. Внимания ей оказано со стороны юридической науки еще явно недостаточно. Нельзя не учитывать и тот факт, что сфера для развертывания правоприменительной политики гораздо уже, нежели для правотворческой политики, с ее выходом на политические «просторы», тесной связью с политическим курсом государства. Правотворческая деятельность и ее результаты (нормативные правовые акты) по своей сути, по духу ближе к политике (и правовой политике в частности), нежели правоприменительная деятельность.
Конечно же, во многом правоприменительная политика закладывается уже на уровне правотворческой, в рамках определения стратегии законодательства, которая выступает нормативной основой правоприменительной деятельности. Именно здесь создаются ориентиры для всего механизма правового регулирования, как для принятия, так и для реализации юридических норм.
Вместе с тем самостоятельности у правоприменительной политики тоже хватает. Она выступает весомым дополнением, зачастую оправдывающим существование и самой правотворческой политики. Правоприменительная политика, продвигая в жизнь в том числе и стратегические правотворческие идеи и замыслы, призвана «собрать в систему» имеющиеся разрозненные средства и элементы правоприменительной деятельности, организовать тем самым правоприменительный процесс, ориентируя его на достижение определенных целей.
Что же касается правоинтерпретационной политики, то она, во многом выступая зависимой от правоприменительной политики, все же является относительно самостоятельной формой реализации правовой политики, тем необходимым «каналом», с помощью которого субъекты могут как корректировать общий курс правотворческой политики, так и обеспечить осуществление правоприменительной политики. Правоинтерпретационная политика призвана оптимизировать такую важную разновидность юридической деятельности, как толкование правовых норм, и поддерживать ее развитие в правовой системе общества. Правоинтерпетационная политика занимается своего рода «страхованием» в рамках правовой политики, таким ее направлением, которое подчас способно «сказать свое веское слово» и с помощью актов официального толкования (прежде всего, высших судебных органов и иных высших государственных структур) повлиять на выстраивание правовой политики государства в целом.
— На недавней встрече президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации договорились в принципе о подписании Договора об учреждении с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза. Как Вы могли бы охарактеризовать данный новый этап процесса евразийской интеграции?
- Данный этап действительно можно считать новым, так как он переводит имеющиеся отношения между нашими странами в другую плоскость — союзных правовых отношений, со своими взаимными правами и обязанностями, с едиными целями и средствами их достижения.
— Каков Ваш личный научный вклад в евразийскую интеграцию, и в частности, в создание Евразийского экономического союза? - Кроме сказанного о теоретических наработках в области правовой политики, необходимой для данной интеграции, хотелось бы отметить издание в соавторстве с профессором Н. И. Матузовым на казахском языке учебника по теории государства и права (Алматы, 2013), а также издание русско-казахского юридического словаря под моей редакцией. Кроме того, в стадии подготовки два словаря по юридической технике: русско-белорусский и русско-казахский, которые востребованы в силу унификации и гармонизации законодательства стран, входящих в Евразийский экономический союз.
— Уважаемый Александр Васильевич, что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям «Евразийского юридического журнала»? - Евразийский юридический журнал как видное международное научное издание современной России является серьезным катализатором развития юридической науки. Благодаря Вашему журналу его многочисленные читатели получают возможность ознакомления с передовой правовой наукой в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Всем сотрудникам Евразийского юридического журнала я хотел бы пожелать неиссякаемого творческого подъема и успешной работы!