№ 4 (119) 2018г.
A. A. ALIMOV:
SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND ENVIRONMENT ON THE EURASIAN ECONOMIC SPACE
Interview with Alimov Andrey A. - Ph.D. in History of Science, associate professor of the World Politics sub-faculty of St. Petersburg State University, Head of the Master's Program "International Cooperation in the Field of Environment and Development.
Визитная карточка:
Алимов Андрей Алексеевич родился 3-го марта 1942 г. в блокадном Ленинграде.
Закончил Восточный факультет Ленинградского государственного университета по специальности «История Африки» со знанием двух африканских, двух европейских языков, а также арабского языка. После окончания Университета работал инспектором иностранного отдела ЛГУ и параллельно учителем географии на английском языке и технического перевода.
В 1966 г. выезжал в качестве переводчика в Англию и Бельгию.
В январе 1967 г. отправился в Антарктиду в обсерваторию «Мирный» в должности научного сотрудника-переводчика. После возвращения на Родину в феврале 1968 г. остался работать в качестве младшего научного сотрудника-переводчика в отделе научно-технической зарубежной информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Во время работы там с 1968 по 1974 гг. выезжал в качестве переводчика в Финляндию и Швейцарию.
В 1974 г. перешёл на работу в Ленинградский институт Советской Торговли в качестве преподавателя.
В 1982 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук.
В 1986 г. перешел на работу в Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) на должность заведующего кафедрой Социально-гуманитарных наук, на которой работал до 2016 г.
В сентябре 1999 г. перешел на кафедру Мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета (параллельно оставаясь в должности заведующего кафедрой в РГГМУ).
Неоднократно выезжал в США, Финляндию и Великобританию для чтения лекций по экологической проблематике и по Истории России. Был научным руководителем двух зарубежных и одного Российского федерального гранта. В течение двух лет был Директором международной студенческой школы на базе РГГМУ и университета Тампере (Финляндия).
*******************************************************
- Уважаемый Андрей Алексеевич, термин «устойчивое развитие» очень часто используется в политике, экономике и в других областях. Однако часто говорят об устойчивом развитии, не понимая его смысла. Что же это такое и что в этом плане полезно для нынешней стратегии ЕАЭС?
- Да, задавая этот вопрос, вы действительно правы. Этот термин «маячил» в экологической литературе давно, практически начиная с Международной конференции ООН по окружающей среде (1972 г., Стокгольм, Швеция). Но официально он был принят в 1992 г., на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия). В окончательной формулировке он был предложен в специальном докладе ООН «Наше общее будущее», подготовленном международной комиссией в 1987 г. Основой её следует считать не только положения, связанные с вопросом об удовлетворении потребностей нынешнего и будущих поколений, но и два фундаментальных положения: «В первую очередь следует удовлетворить потребности беднейших слоев населения», но при этом учитывать, что «разрабатывая и применяя новые технологии, нужно учитывать несущую (хозяйственную) ёмкость биосферы». Среди российских ученых эта концепция получила в основном негативную оценку. Но главным образом не по её содержанию, а по причине неправильного перевода. "Sustainable" в английском языке означает «поддерживаемое», «удерживаемое». А устойчивого развития вообще не может быть - это будет противоречить законам термодинамики, потому что бывает бифуркация, нечто подобное резкому увеличению динамики развития.
- Андрей Алексеевич, достаточно широко устойчивое развитие употребляется в тесной связи с окружающей средой и проблемами экологии.
- Надо сказать, что термин «окружающая среда и развитие» предложен Организацией Объединенных Наций на второй Международной конференции в 1992 г., которая носила именно такое название. Дело в том, что первая конференция ООН по этой тематике (1972 г.) называлась просто «Конференция по проблемам окружающей человека среды». Но через двадцать лет стало понятным, что развитие без сохранения в пригодном для человека состоянии окружающей среды невозможно, равно как и сохранение окружающей среды без развития также нереально. И это сегодня нужно понять, усвоить как парадигму. Действительно, без такого понимания, по словам выдающегося российского ученого, академика Н.Н. Моисеева, этого императива, как сегодня говорят, «ничего хорошего, кроме плохого» не произойдет.
К сожалению, глобальная социо-эколого-экономи- ческая проблема была осознана человеком достаточно поздно - в начале второй половины ХХ века. Именно тогда появилось большое количество информации о негативном состоянии окружающей природной среды. Возникла довольно противоречивая ситуация: мировое научное сообщество разбилось на несколько групп с разным пониманием проблемы и с различными подходами к её разрешению. Большую роль сыграли неправительственные международные организации, такие как Международный союз охраны природы и «Римский клуб». В мировой науке было предложено несколько теорий, среди которых хотелось бы назвать теорию «Биотической саморегуляции», сформулированную российским ученым-биофизиком В. Г. Горшковым. В итоге стало очевидным, что природа живёт по своим внутренним законам, не подчиняясь законам, принятым обществом. Вот здесь то и стала понятной роль экологии как науки.
Надо специально оговориться о том, что в настоящее время в России слово-понятие «экология» употребляется неправильно и неграмотно. Экология не может быть плохой или хорошей. Её нельзя ухудшить или улучшить - это наука, выделившаяся из биологии в последней трети XIX века и получившая свое название благодаря немецкому ученому Э. Геккелю. В наше время экологию можно с полным основанием считать фундаментальной наукой, а теорию В. И. Вернадского - основой современной методологии определения направления развития и деятельности мирового сообщества.
В наше время глобальная экологическая проблема рассматривается как ситуация, опасная для и природы и для человека в одинаковой степени. Часто говорят об экологическом кризисе и о приближении глобальной экологической катастрофы. Поэтому экологическая составляющая нашей жизни является тем значительным моментом, который можно нужно разрешить только на основе научных изысканий и при широком международном сотрудничестве. И чем скорее, тем лучше. В противном случае «момент» превратится в конец жизни всего человечества. Вообще пришел я к этому пониманию не то, чтобы случайно. Так сложилась моя судьба. Поскольку мне после окончания Восточного факультета СПбГУ не удалось поехать на работу в Африку, то к своему собственному удивлению и к удивлению моих друзей отправился на зимовку в Антарктику. Затем, приехав чуть больше чем через год домой, работал в Арктическом и Антарктическом научноисследовательском институте. Потом я оказался членом высокоширотной экспедиции «Север-69». Главной задачей её высадка дрейфующей Комсомольско-молодежной станции «Северный полюс 19» Остаться на зимовку я не мог, поскольку не был специалистом, но на льдине побывал. И вот именно «ознакомление» с Арктикой и хорошее годовое знакомство с Антарктидой и способствовало моему пониманию природы, её значения, её силы, с которой мы сопротивляться не можем. Вообще-то меня мои коллеги называют очень просто: «африканист-полярник».
- Андрей Алексеевич, Вы сказали о глобальной экологической катастрофе или экологическом кризисе. Всем наверняка интересно, все-таки глобальное потепление или похолодание нас ждет в ближайшее время? Вызвано ли это антропогенной деятельностью или природными явлениями?
- Вы задаете вопрос, на который с полной уверенностью и с полной ответственностью ответить практически невозможно. В настоящее время в мировой и в отечественное науке сложилось два подхода, два понимания того, что происходит с климатом в глобальном масштабе. Но начать нужно с определения, что такое климат? Специалисты (метеорологи и климатологи) считают, что климат - это устойчивые погодно-климатические явления на протяжении 30-40 лет. Следовательно, молодые люди 17-19-ти лет не имеют полного представления, что такое современный климат. Более того, ученые, занимающиеся проблемой изменения климата не могут сказать сколько раз на нашей планете происходило изменение климата, потому что есть различные циклы такого процесса: от 100 лет и до более чем 1000 лет. Наверное, многое станет известно, когда будут окончательно изучены ледовые керны и, возможно, воды из озера «Восток», которое находится в районе российской полярной станции Восток на глубине почти 4000 метров подо льдом. Но работать в этом районе очень сложно - там очень низкие температуры воздуха, которые достигали максимального минимума в 89.3 градусов по Цельсию. Керны, изымавшиеся из скважины при бурении, отправлялись в российские лаборатории или в лаборатории, расположенные в Гренобле для дальнейшего изучения.
Теперь перейдем к главному вопросу: кто виноват в глобальных климатических изменениях, которые многие климатологи называют «нервозностью климата» - человек или сама природа. Известно, что имеют место регулярные климатические изменения, вызванные различными природными, в том числе и космическими, факторами: круговоротом Земли вокруг солнца (он происходит не по форме круга, а по форме эллипса), колебанием (нутацией) земной оси, сменой геомагнитных полюсов, активной «деятельностью» вулканов и т.п. Приведем конкретный и очень показательный пример. При открытии в далеком прошлом Гренландии, она получила такое название, потому что это была «зеленая страна» «Green land». А Исландия называлась так, потому что её покрывали льды «Ice land». Что же происходит сейчас? Всё получается абсолютно наоборот.
Есть и другая точка зрения по поводу причин глобального потепления - это так называемый, антропогенный фактор. Дело в том, что действительно, хозяйственная деятельность человека приводит к возрастающему объёму выбросов тепличных газов. И, в первую очередь, это касается двуокиси углерода (СО2). Он пропускает солнечные лучи на поверхность Земли, но задерживает выход тех, которые в силу природных причин выходят обратно. Это и есть парниковый (тепличный) эффект. Вообще СО2 - это природный газ, и он всегда был в атмосфере. Его основная функция сводится к тому, что он поглощается так называемым «зеленым листом», «биотой», а при попадании на них солнечного луча перерабатывается в кислород. Вопрос в том, какой объем СО2 способен «переработать зеленый лист». При этом известно, что большее количество СО2 в атмосферном воздухе приводит, например, к повышению урожайности сельскохозяйственных культур.
Возможно, именно поэтому в далекие от нас времена, когда на Земли ещё не было людей вообще, но было большое количество этого газа, растительность отличалась такими размерами и великолепием, которое можно представить себе в настоящее время только в кино или на картинах. Но дополнительный выброс СО2 в настоящее время с учетом того, что произошло в биосфере за последние десятки миллионов лет приводит к тому, что начинается глобальное повышение температуры приземных слоев атмосферы. Правда, доказано, что за период, начиная с 1900 года по настоящее время, такое повышение составило менее + 1 градуса. Сторонники антропогенного фактора считают, что имеющая место тенденция приведет к повышению температуры на +2 градуса, а затем и до +5 градусов, что вызовет абсолютное таяние ледников на планете, повышение до опасного уровня мирового океана, а затем и глобальную катастрофу, вызванную человеческой активностью. Но мы знаем, что о возможности глобальной экологической катастрофы, правда, опираясь на другие, биотические данные и расчеты, говорит профессор В. Г. Горшков. Поэтому и в данном случаем, повторим, что мы уже говорили: нужны глобальные, дорогостоящие научные исследования, проводить которые следует только на международном уровне. Кроме того, имеют место постоянные колебания в уровне вод мирового океана, что определяется также целым рядом причин. Многие климатологи считают, что к настоящему времени сложилась ситуация «сдвига» сезонов.
А к вопросу о том, глобальное потепление или похолодание нас ждет, могу ответить так. О возможном похолодании говорят пока только представители астрономии, как отдельной и очень важной науки. Они основываются на изучении космических явлений, включая процесс вращения Земли вокруг Солнца. По всей видимости, мы с процессом похолодания сделать ничего не сможем, ибо это нам не подвластно. Но нужно продолжать исследования и на основе полученных выводов сделать всё возможное, чтобы быть подготовленными к таким радикальным переменам. Это касается и ежедневной жизни людей и социо-экономико- экологического развития. Известны результаты расчетов, согласно которым на Земле могут произойти серьезные изменения. И на территориях, которые были засушливыми, может прийти «мокрый» климат. А может быть и наоборот. Ведь сейчас полностью доказано, что Сахара вовсе не была пустыней задолго до прихода туда человека. Значит, «сработал» природный фактор. Теперь нужно определить - какой именно? Но снижать объёмы выбросов тепличных газов все равно необходимо, поскольку тот же СО2 наносит хотя и малый, но все же ощутимый эффект, не говоря уже о газах, созданных человеком. Надо также отметить, что в настоящее время Сахара наступает на юг, «отвоевывая» все новые территории у саванны и сформировалась большая зона, которая получила название Сахель. Вот в данном случае можно говорить о воздействии человека на природную среду.
- Андрей Алексеевич, в мире много экологических проблем. Есть ли «мера вещей» или на каком уровне должна быть защита окружающей среды, чтобы была стабилизирована ситуация?
- Такую «меру вещей» можно определить только по мере развития процесса экологических изменений. Мы пока не знаем, что произойдет с биосферой через 50 лет. Узнать и понять это мы сможем только тогда, когда будем находиться в том времени. В XVIII веке только отдельные ученые предупреждали, что «цель человека - это уничтожить природу, а потом и самого себя». И кто на эти пророческие слова обратил внимание? Только после результатов научно-технической революции, которую мы так превозносили, мы поняли, что получили то, что стало разрушать природу - новые материалы, которые природа не производила и не воспринимала. Теперь человек думает, как ликвидировать наши «успехи»? В мировом океане уже сформировались острова из отходов нашей деятельности. Что с ними делать? Кроме того, можно вспомнить впечатления известного норвежского путешественника Т. Хейердала, которые он представил после знаменитого перехода через Тихий океан на плоту Кон-Тики в конце 1940 гг. и переход на папирусовой лодке через Атлантический океан. Так вот во время первого путешествия его команда ни разу не видела даже пятнышек нефти, а во втором они даже не могли использовать океанскую воду для мытья посуды - она была на всем пути покрыта тонкой нефтяной пленкой. Но это означает не только нефтяное загрязнение океанской воды, но и нарушение взаимодействия океана и атмосферы, которое называется климатологами «кухней погоды».
- Если Вы говорите о большом влиянии человека, то тогда что же спасет мир - новые технологии или отказ от развития?
- Отказываться от развития нельзя. Человечество не может стагнировать. Но разработка и внедрение технологий, какими бы они нам не казались «умными» и «эколого-дружественными» должны отвечать требованиям устойчивого развития. Кроме того, они должны пройти серьезное изучение в рамках современных возможностей. Человек практически всегда был очень доволен своим успехам в развитии. Но через определенное время, которое мы не можем предсказать, происходят негативные и, зачастую, необратимые изменения.
Я думаю, что технологии будут востребованы. Но каждую из таких технологий нужно будет очень хорошо предварительно продумать и заранее проверить на математических моделях. Теперь такая возможность есть. Когда мы говорим о ветряной энергетике, нужно учитывать по крайне мере два фактора: изъятие территорий суши, которые могли бы использоваться в сельском хозяйстве и гибель птиц, способных бороться с насекомыми. И тогда человек будет вынужден вернуться к использованию пестицидов, которые, казалось бы, уже были отвергнуты. Это химические препараты, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. Можно вспомнить знаменитый ДДТ (или попросту - дуст). Да, он действительно способствовал повышению урожайности сельскохозяйственных культур, и его даже называли одним из элементов «зеленой революции», которая более 50 лет назад произошла в странах развивающегося мира. Но использовался он в таких масштабах, что его следы были обнаружены в печени антарктического пингвина. Распад этого препарата, который крайне опасен для человека, составляет 50 лет. Так что мы еще до сих пор пользуемся «благами» этой революции. Поэтому одним из важнейших условий развития с внедрением новых технологий является понимание необходимости тщательного и взвешенного, экологически обоснованного внедрения разработанных человеком технологий. Мы не сильнее природы, мы её до конца не познали.
- Могут ли «экологичные» технологии быть выгодны для экономики?
- Без какого-либо сомнения. Давайте посчитаем, что могут нанести природной среде «неэкологичные» технологии. Потери ресурсов, нанесение вреда окружающей природной среде, уничтожение видов и подвидов. Это все наносит колоссальный и, как правило, не восстановимый ущерб окружающей среде. Оценить его в полной мере невозможно. Восстановить тоже. Мы знаем, что «природа знает лучше». И вот она-то и решит, насколько выгодны и рациональны экологичные технологии. Именно поэтому следует учитывать положение концепции устойчивого развития: три столпа, на которые мы должны опираться, чтобы достичь «прекрасного будущего»: экономика, социальная составляющая и экологическая опора. Как этого достичь, в значительной степени зависит от нас.
- Уважаемый Андрей Алексеевич, какому аспекту окружающей среды придается незаслуженно меньшее внимание?
- По моему убеждению, незаслуженно меньшее внимание уделяется экологическому образованию, экологическому воспитанию, формированию экологического сознания и экологической культуры. К сожалению, мы должны признать, что уровень экологической культуры россиян крайне низок. Мы не думаем о том, как мы воздействуем на природу. Еще в начале ХХ века выдающийся российский историк И.О. Ключевский говорил, что россияне избалованы и испорчены своими природными богатствами и поэтому они не думают о том, что они делают с природой. Возьмите нашего соседа - маленькую Финляндию. Там этого не происходит. Мы теперь имеем возможность часто ездить в Финляндию, в том числе и за хорошими, экологически максимально чистыми продуктами. И появилось такое выражение: если в лесу нет мусора, значит вы уже в Финляндии. Конечно, сказанное выше не означает, что у нас в России с вопросом окружающей среды и развития в рамках экологического образования все плохо.
Например, в СПбГУ мы поначалу проводили занятия по социально-экологической проблематике в рамках спе- циалитета, затем бакалавриата. Уже почти 15 лет назад мы открыли магистерскую программу «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития», которая до настоящего времени остается единственной программой такого рода в России. И я очень высоко ценю то понимание, помощь и поддержку, которую я вот уже около 20 лет получаю от своих коллег по кафедре. Надо сказать, что коллеги-преподаватели поняли значимость этой программы буквально с первых дней её существования. Содержание программы направлено на то, чтобы подготовить будущих магистров к пониманию сложности и значимости глобальной социально-экологической проблемы и к обладанию умением и навыками принимать экономические и политические решения с учетом экологической ситуации. В 2017-2018 учебном году наша программа заняла почетное второе место во всем университете. Осенью 2017 года наша программа получила международную аккредитацию по европейским стандартам, и теперь мы не только имеем соответствующий документ, но и являемся одной из немногих магистерских программ в нашем университете. Наши выпускники работают в разных организациях страны, таки как, например: комитет Молодежных организаций (арктическая тематика); Международная организация "Keystone Logistics"; ООО «Якутская алмазная компания»; Северо-Западное отделение Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ и др. Такое разнообразие мест работы наших выпускников доказывает, что специалисты этого профиля, т.е. в области сотрудничеств в эколого-политической и социально-экологической сферах действительно востребованы. Теперь «пробиваемся» в МИД России. К сожалению, там очень трудно найти должное понимание, но мы вовсе не теряем надежды. Наши выпускники, как и магистранты I-II курсов, проходят специальную практику, в основном по организации всероссийских и международных конференций. Я твердо знаю, что такой магистерской программы как «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития» во многих странах просто не существует. Мы поставили вопрос шире, с перспективой не только развития этого подхода, но и его совершенствования по мере изменений, которые, несомненно, будут происходить в мире.
Экологическое образование я вижу в трех измерениях: подготовка классических экологов- специалистов этой важной, фундаментальной науки. Их не должно быть очень много, но они должны быть полностью обеспечены всеми лабораторными условиями, всем оборудованием и материалами, которые им нужны для проведения исследований. Только экологи могут определить степень допустимой нагрузки на любую экосистему, включая такую огромную, как биосфера. Вторым измерением должна быть профессиональная, или прикладная экология - здесь суть её направленности и значимости заключается в том, что специалист в каждой профессии должен представлять, как его деятельность влияет на окружающую среду. Что допустимо в отношении природы, а что категорически запрещено. Третий «этаж» экологического образования и воспитания - это «социальная» или «гуманитарная» экология. Именно на этом уровне человек (в детском саду, в школе, в высшем учебном заведении, в постдипломном образовании, при проведении повышения квалификации, конечно, при соответствующем подходе и методике) должен быть научен пониманию всех сложностей, противоречий, всей важности процесса взаимоотношений его с природой. Этот способ непрерывного и обязательного экологического образования закреплен в документах ЮНЕСКО, и мы должны его реализовывать. Кстати скажем, что в такой промышленно развитой стране, как Великобритания, экологическое образование при поддержке государства отсутствует - так мне говорили английские студенты, обучающиеся у меня по курсу «Региональные аспекты глобальной экологической безопасности».
- А какие регионы планеты будут представлять интерес с точки зрения охраны окружающей среды? За какими проблемами и в каких регионах нужно следить в перспективе? И какие экологические проблемы остались на постсоветском пространстве?
- С точки зрения охраны и рационального использования природных ресурсов будут интересны те регионы, в которых в наиболее полном объеме сохранится не затронутая активной хозяйственной деятельностью биота. Это, конечно, леса Амазонии, леса России, леса и экосистемы других стран, включая Канаду и скандинавские государства. Кроме того, нужно создать глобальный каркас специально особо охраняемых территорий по всему земному шару. Каждая экосистема важна в рамках биосферы, а в самой биосфере, согласно учению В. И. Вернадского, все взаимосвязано, в ней нет каких-либо разделяющих границ.
Самая большая экологическая проблема, оставшаяся на постсоветском пространстве - низкий уровень экологической культуры и экологического сознания. Вот это нам нужно преодолеть. Конечно, отдельных регионов, испытавших экологическую нагрузку много. Например, это Калмыкия, на территории которой почти не осталось ненарушенных земель. Восстанавливать их - это очень дорого и долго. Вторым примером я бы привел состояние нашего лесопользования. На территории России находится без малого 20% всех лесопокрытых земель суши. Но мы получаем от использования этих ресурсов доход не больше, чем получает маленькая Финляндия. Более того, за счет рационального лесопользования Россия могла бы получать доходы не меньше, чем от продажи нефти. Но лес то - это восстанавливаемый ресурс! Плохо, что руководство страны до сих пор принимает половинчатые решения в этом плане.
- Если немного отойти от экологической проблематики и затронуть проблемы политики, то какие на Ваш взгляд основные причины создания ЕАЭС? И что можно сделать для успешности ЕАЭС в экономическом плане (например, по сравнению с ЕС)?
- Ответ на этот вопрос требует понимания тех событий, которые происходят в мире в последние 50-60 лет. Наравне с термином «Международные отношения» появился термин «Мировая политика». Правда, еще Вильгельм II в своих воспоминаниях писал о хозяйственных взаимоотношениях между странами и о мировой политике. Но его понимание этого термина не соответствует сегодняшним представлениям о том, что происходит в мире. Дело в том, что понятие «международные отношения» вошло в практику уже очень давно. Но это были отношения между государствами, народы которых имели к этим процессам весьма отдаленное отношение. С народами ни короли, ни цари, ни императоры, ни многие государственные деятели до сих пор не очень то и считаются. У них главные задачи заключаются в сохранении государственных интересов. А вот постепенно формировались новые рамки отношений между так называемыми акторами, действующими в мировых процессах, стали входить не только государства, но и международные межгосударственные и неправительственные организации, важные международные конференции. Что это определяет? В рамках мировой политики государствам становится все труднее решать свои задачи. Они вынуждены считаться с другими акторами. Здесь можно привести в пример Международные конференции ООН по окружающей среде и развитию. В их работе представители международных неправительственных и национальных экологических организаций превышали численность участников-представителей межгосударственных международных организаций. И более того, именно представители неправительственных экологических кругов настаивали не только на принятии ряда решений, но и на доведении их до широкой мировой общественности. Так вот ЕАЭС будет таким важным актором, который в значительной степени будет уравновешивать деятельность различных акторов в экономической сфере, что неизбежно приведет и к решению региональных и глобальных социально-экологических проблем. Роль ЕАЭС заключается в том, чтобы стать региональной экономической организацией, способной играть роль активного глобального актора.
Для успешности деятельности ЕАЭС в экономическом плане не следует соревноваться ни с какой другой региональной экономической организацией. Так, и в развитии
ЕС существуют определенные сложности. И они носят комплексный характер: экономический, политический и даже идеологический. Возьмите в качестве примера выход Великобритании из ЕС, результаты выборов в Венгрии, «упрямое» поведение Польши и т.д. Но нужно учитывать, что первые шаги в формировании будущего ЕС были определены необходимостью восстановления почти полностью разрушенной экономики стран Европы. Да, им большую помощь оказали Соединенные Штаты за счет так называемого плана Маршалла. Советский Союз от него отказался и «побудил» отказаться от него и послевоенную Чехословакию. Связанность этой помощью со стороны США ощущается в Европе до сих пор. Поэтому появились и торговые противоречия, и соревнования между долларом и евро. Страны-организаторы ЕАЭС имеют достаточно развитое народное хозяйство, могут помогать друг другу и можно надеяться на успех развития этой экономической международной организации. Конечно, согласно объективным законам экономического развития, и в ЕАЭС будут свои сложности и трудности. Но задача государственных деятелей и гражданского общества будет состоять в том, чтобы, если можно, такие сложности предупредить, а, если они уже возникнут, то спокойно, разумно разрешить.
- Андрей Алексеевич, высказывается такая позиция, что процессы евразийской интеграции могут способствовать распаду России? Или наоборот это будет способствовать сплочению?
- Вы, знаете ли, это очень серьезный вопрос. И его решение зависит как от политической разумности и взвешенности руководства стран-участниц, так и от поведения народов, вошедших в эту организации. Нам нужно учитывать опыт распада Советского Союза. Конечно, можно винить во всем американских империалистов, противников нашей страны в других регионах и странах. Во многом виноваты мы сами. Начатая М. С. Горбачевым перестройка означала резкий поворот в развитии СССР. Сейчас модно М. С. Горбачева резко критиковать. Да, им было сделано много ошибок. На одной из встреч с преподавателями и студентами Санкт- Петербургского университета М. С. Горбачев признал свои ошибки и сказал, что он должен был действовать иначе. Конечно, изменения проходили очень медленно. А всем хотелось, чтобы все произошло очень быстро. И когда на авансцену вышел Б. Н. Ельцин, который один раз проехался в московском троллейбусе и посетил обычную городскую поликлинику, он получил поддержку сотен тысяч советских людей. Они поверили, что через несколько месяцев жизнь будет как в ведущих западных странах. И мы получили разрушенную экономику, распавшийся Советский Союз. Но ведь была еще программа «500 дней» разработанная и предложенная молодым в то время экономистом и начинающим политиком Г. А. Явлинским. Она получила высокую оценку значительной части населения страны, но .... опубликована к тому времени она еще не была. Сказалась наша советская привычка: «Не читал, но осуждаю». Поэтому не следует торопиться, нельзя ожидать от президента России В. В. Путина, что очень скоро все будет прекрасно. Положение в стране сложное. Разрушенная в 1990-е годы экономика, появление группы олигархов, практически бесплатно получивших безмерные богатства, приватизация по Л. Б. Чубайсу оказались необратимыми. А вот рассчитываться за все эти безобразия приходится нам, простым гражданам России. А в последнее время нам пришлось еще и поддерживать таких «бизнес-умельцев», как О. Дерипаска, поскольку может обвалиться его хозяйственная система, а хуже будет нашей стране и её гражданам. Так что я уверен, что надо, как давно говорилось в нашем российском народе: «семь раз отмерить и один раз отрезать». Давайте вспомним о нашем национальном празднике - 12 июня. Ведь Верховный Совет России объявил о суверенитете! За это решение голосовали, в том числе и юристы-депутаты Верховного Совета. Но суверенитета в федеративном государстве быть не может - это ведь старая истина. Далее: сравните Декларацию о суверенитете России и Конституцию Российской Федерации. Там есть серьезные расхождения. И что нам теперь делать? Какой документ исправлять? Нельзя не учитывать, что улучшением нашего положения недовольные многие развитые страны, как в Европе, так и в Америке. Конечно, мы справляемся с наложенными на нас санкциями. Но это вовсе не может способствовать общему успеху России.
- Андрей Алексеевич, к 2030 году планируется создание Евразийского Союза. По примеру с Европейским Союзом можно ли уже предвидеть развитие событий в контексте экономика-экология?
- Я уже говорил, что соревноваться с Европейским Союзом не следует. Но использовать его опыт в экономикоэкологической сфере разумно. Здесь очень важен момент, который называется принципом субсидиарности. Он состоит в том, что каждая из стран-участниц ЕС должна частично поделиться своим суверенитетом именно в сфере окружающей среды и развития. Сегодня в ЕС насчитывается 27 стран-участниц. Все они располагаются в различных климато-географических зонах. На их территориях сложились различные экосистемы. Значит, принимать один единственный «правильный» экологический закон для всех нельзя. Поэтому в рамках европейского экологического права существует понятие «Директива». Её содержание направлено на решение какого-то важного экологического вопроса. Но с учетом своих эколого-географических характеристик для реального выполнения такой директивы каждое государство разрабатывает и принимает свои решения. Кроме того, в ЕС все страны участницы имеют свою экологическую политику, в которую мы включаем: наличие специального природоохранного органа, существование действенного экологического права, наличие широкого, поддерживаемого государством экологического образования и наличие широких связей в области международного сотрудничества в экологической сфере. Вот эти принципы европейского экологического права следует обязательно ввести в действие в Евразийском Союзе. Развивать евразийскую эколого-экономическую политику необходимо на основе научно обоснованной базы, с учетом эколого-географических характеристик каждого государства. И никоим образом нельзя откладывать решение этого вопроса в долгий ящик.
- Какие ракурсы экологической дипломатии можно увидеть в рамках этих организаций?
- В данном случае ответ может быть связан только с конкретными организациями, направлениями и целями их деятельности. Но при всех прочих и равных условиях нужно понять, что экологическая дипломатия это такое новое, пионерское направление, в котором нужно выделить его ядро и периферию. Очевидно, что цель экологической дипломатии это сбережение нашей планеты Земля. Уже первые космонавты говорили, что Земля - это маленький кораблик в пустыне Космоса. И увидеть её оттуда, из далекого пространства, нами мало изученного и нам мало известного, значит понять, что Земля только одна. Второй такой нет, и не будет. Все разговоры о переселении на Марс или куда-нибудь ещё, подальше от того, что мы понаделали с Землей, на ближайшие века или десятилетия - это пустые разговоры. Лучше сохранить нашу Землю для неё самой и для нас в таком виде, в котором она была создана. Вопрос «Кем и Как?» остается большим и важным вопросом, на который наука до сих дней не смогла дать убедительного ответа.
Но это будет возможно сделать на основе биосферно-но- осферного подхода, разработанного и предложенного В. И. Вернадским. Сложившееся учение «Ноосферизма» говорит о том, что человек должен понять, что учитывать надо не только свои личные, общественные или государственные интересы, но и интересы всего более чем 7,5 миллиардного населения Земли. А при этом нужно учитывать, что до наших дней демографический рост населения нашей планеты не остановился, значит всем вместе нужно готовиться к решению новых проблем.
- Уважаемый Андрей Алексеевич, наш традиционный вопрос в заключение Вашего интервью. Что бы Вы хотели пожелать авторам, читателям и сотрудникам «Евразийского юридического журнала»?
- Конечно, кроме традиционных пожеланий здоровья и счастья, я бы обратился к сотрудникам, авторам и читателям столь уважаемого, известного, необходимого журнала с пожеланиями успешной работы во всех возможных областях знаний, которые интересуют вас и которые приносят вам удовлетворение и определенный уровень чувства достаточности, ибо наше существование не может быть счастливым и успешным, если мы не получаем удовольствия от результатов, да и самого процесса работы.
Спасибо за столь содержательное интервью, многоуважаемый Андрей Алексеевич!
Интервью брали: