Z. YA. RAKHMATULLINA
THE WORLD HOLDS ON TO CULTURE
An interview with Ph.D. in philosophical sciences, professor, Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 6 and 7 convocations, Chairman of the Assembly of peoples of Bashkortostan
Визитная карточка
Рахматуллина Зугура Ягануровна, доктор философских наук, профессор, действительный член РАЕН, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 и 7 созывов, председатель Совета Ассамблеи народов Башкортостана
В 2004-2006 гг. З. Рахматуллина работала министром образования Республики Башкортостан, в 2007-2010 гг. - заведующей кафедрой этики, эстетики и культурологии БашГУ, с 2010 по 2011 г. - заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, курировала науку, образование, культуру и молодежную политику. С декабря 2011 года по настоящее время - депутат Госдумы.
Отмечена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (2016), Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (2015), Благодарностью Правительства Российской Федерации (2013), Почетной грамотой Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан (2011), Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2009), грамотой Министерства обороны Российской Федерации (2005), а также другими ведомственными и общественными наградами, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2006.)
Сфера научных интересов З. Рахматуллиной - философия культуры и образования, моральная философия и тради- циология, автор более 400 научных и методических работ в отечественной и зарубежной печати, автор 13 монографий и 6 учебников.
- Уважаемая Зугура Ягануровна, в последние годы российское общество живет в рамках культурных или даже культурологических координат: объявляются именные культурные годы, проводятся многочисленные масштабные мероприятия самых различных уровней, у исследователей, даже у законодателей особое внимание к этой сфере. Это очередной модный тренд или нечто большее?
- Эта тенденция - объективная необходимость, более того, «перезревшая» социальная потребность. Мы живем в «смутное» не только для отечественной, но и мировой культуры в целом время. Наступление антикультуры, зла и безобразного в глобальном масштабе выливается в разрушение природы и экологические бедствия, бесконечные военные конфликты и информационные войны, террористические акты, вандализм и варварство по отношению к человеческой жизни, в потоки беженцев и мигрантов, заполонивших мир. Очевидное «сумасшествие» западной суперцивилизации с ее нетрадиционными ценностями, гипертолерантностью, более того, попытки проецировать их на другие культуры становятся опасной нормой в современной жизни. Антиэстетизм, антиэтизм, антиинтеллектуализм, дегуманизация человеческих отношений, «бородатые женщины» как символы «великой культуры», родители № 1 и № 2 и многие другие новации стали «визитной карточкой» постмодернистской социокультуры 21 века с ее культом мультилиберализма, свободы от всего (от культурных табу, моральных норм, религиозных традиций и др.), с безграничной мозаичностью мысли, чувств, поведения и др. Все это выражает количественное изобилие эпохи, а качественное стоит по ту сторону добра и зла, как сказал герой одного хорошего фильма. Состояние же отечественной культуры последних десятилетий и сегодняшнее внимание к ней - это, безусловно, «плод» совместной жизни c другими культурами, с одной стороны, в современном мире без границ, с другой - результат многочисленных вызовов, порожденных внешними (геополитическими) и собственными (внутренними) проблемами. «Европейничанье», длительное обесценивание таких глубинных культурных ценностей, как патриотизм, гражданственность, уважение к собственной истории, родному языку и др., составляющих духовную матрицу отечественной социокультурной традиции, вместе с социально-экономическими и духовно-нравственными проблемами в жизни современного российского общества в конечном итоге поставили под серьезную угрозу национальную безопасность страны и национальное спокойствие каждого из нас с вами.
- Одним словом, культура - это не только театр и балет, а что-то судьбоносное? Не слишком ли преувеличивается роль культурно-гуманитарного фактора в жизни современного российского общества?
- Культура, и сегодня это очевидно, - это не только «малая культура» (как я условно называю), т.е. мир искусства, богатство материальных и духовных артефактов, доставшихся в наследство, учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки, клубы и др.), объекты культурного наследия и т.д.), огромная гуманитарная армия деятелей и работников этой сферы, охраняющих, сохраняющих и своим трудом умножающих в мире добро, истину и красоту. Культура в ее общефилософском понимании («большая культура») предстает прежде всего как культура духа современного общества и индивида. Сегодня, в условиях глобализации и универсализации жизни, российская культура (и малая, и большая) как самобытная ипостась мирового культурного пространства нуждается в сбережении, качественном развитии, целенаправленной и системной защите и на личностном, и на государственном уровне. Более того, необходимость экологии культуры и ее души - языка в современных условиях, необходимость духовного возрождения, формирования духовного человека с высоким уровнем личностной культуры: правовой, политической, эстетической, художественной, нравственной, языковой и др. - это своеобразный «категорический императив», предполагающий целый комплекс организационных, социальных, экономических, просветительских, педагогических и др. мер на общегосударственном уровне, объединяющий совместные усилия всех социальных институтов (семьи, системы образования, искусства, религии, СМИ, учреждений культуры, молодежных движений и др.), государственных структур, законодателей, инициирующих и принимающих законы, защищающие отечественные культурные и духовные ценности.
Отечественная культура на протяжении всей ее многовековой истории оберегала человека и общество от варварства, но сегодня сама нуждается в защите от варваризации, чтобы, в свою очередь, встать на пути разных, преимущественно заморских, «ложных идолов», при помощи всех возможных и невозможных каналов целенаправленно и агрессивно проецируемых на наши души и дух - особенно подрастающих поколений, главного «мобилизационного ресурса» страны.
- Есть какая-то очевидная связь между культурой, настоящим и будущим нашей страны?
- Да, мир, и социальный, и человеческий, и отчасти природный, держится на культуре - это аксиома! Причем, мир во всех его бесконечных смыслах и интерпретациях - не только как пространство бытия человеческого общества, но и как состояние отсутствия вражды, ссоры, войн. Есть метафорический образ, символизирующий неразрывную взаимосвязь человека, общества, природы и культуры и подтверждающий эту истину: вот сидит человек на древесном суку над бездонной пропастью и рубит его, не задумываясь о том, что его ждет. Культура, обеспокоенная, суетится вокруг него, пытается смягчить удары, отвлечь его внимание, незаметно подкладывает вместо дерева другой материал, даже покрывает сук неподдающимися безжалостному лезвию алмазами и сталью, но рубка продолжается, щепки летят, а место рубки на суку становится все тоньше и тоньше... «Рубщик» собственного национального духа, души и своих традиций, «гражданин мира», человек, живущий только настоящим, «здесь и теперь», ни в чем не знает меры, желая получить (зачастую попирая культурные нормы и нравственные табу) как можно больше жизненных благ при минимуме усилий и затрат (А.Ф. Еремеев). Подобная жизненная ориентация, желание «иметь» оборачивается не только агрессией, хищничеством по отношению к природе, к духовным ценностям и нормам, другим, стремлением жить только идеями сиюминутной выгоды, но и равнодушием к тому, что называется Родиной. Единственный способ спасти рубщика - сделать иным, превратить его в культурного, духовного человека. Природа этого делать не может, поскольку человек - ее же творение. Она способна лишь уничтожить его, тихо поглотить (в озоновой дыре, в пучине растаявших ледников, например) или «громко стукнуть дверью»: взорвать мир в ядерной катастрофе или во всеобщем землетрясении. Пока она к этому не прибегает, но ее терпение и силы на пределе, ибо ее ресурсы не вечны. Культура сама своей исторической миссией обязана не допустить радикальных действий не только со стороны природы по отношению к человеку, но и человека по отношению к окружающей природе, призвана предостеречь человека от варварства и отчуждения от своего, родного (духовных истоков, языка, веры) и превратить любое взаимодействие между ним, обществом и средой обитания (как природной, так и культурной) во взаимообогащение.
- И как живет сегодня отечественная культура, на которой держится наш с вами мир? Смогут ли «именные годы» как-то повлиять на ее развитие, на повышение культурного уровня современного человека?
- Объявление «именных культурных» годов в стране (2014 - Год культуры, 2015 - Год литературы, 2016 - Год отечественного кино, 2017 - Год экологии, 2018 - Год добровольца и волонтера, 2019 - Год театра) - это не только результат формирования новой парадигмы в отечественной философскокультурологической мысли, но, прежде всего, позитивные изменения в государственно-политическом мышлении, осознавшем, наконец, то, что в современных геополитических условиях настоящее и будущее, авторитет в международном сообществе, национальная безопасность страны зависят не только от сильной и конкурентоспособной экономики, но и от наличия в общественном и личностном сознании «духовных скреп», которые консолидируют нацию и культивируют «человеческое в человеке» и в обществе. Все именные годы имеют культурологическое измерение, идут в одной духоформирующей связке и пронизаны очевидными культурно-гуманитарными смыслами - будь это отношение к творчеству, литературе, киноискусству, театру или отношение к природе или к нуждающемуся в великодушии и сострадании человеку. Общество обезличенной «интернетной культуры», которое в последние годы практически перестало читать духоформирующие книги и разучилось говорить и писать в соответствии с требованиями орфоэпии и канонами орфографии, пришло к осмыслению того, что квинтэссенция культуры - родной язык, литература и книга - не только творчество, бизнес и товар, а мудрый учитель жизни, воспитатель национального духа, ценность, которой нет цены. Год культуры положил начало «коренному перелому» в общественном сознании по отношению к этой сфере. Он стал осознанием того, что у страны безответственных, невоспитанных и бескультурных «иванов, не помнящих родства», и «одномерных» манкуртов, которые не знают собственные культурные смыслы и своих великих героев (и реальных, и литературных), не читают Достоевского и Пушкина, Тукая и Мустая Карима, практически нет будущего. Поколения молодых людей, «помешанных» на массовой эрзац-культуре, театре абсурда, бульварной литературе, американских боевиках и западном кино, зачастую пропагандирующих лжеценности и порой, целенаправленно извращающих единую многонациональную историю российских народов, - всего лишь легкая добыча для многочисленных «охотников за человеческими душами» и зарубежных «конкурирующих фирм» в деле воспитания не их, а наших детей и молодежи. Иного выбора не было: или общество, акцентируя внимание на культуре, на этой важной в его жизни и жизни своих членов составляющей, бережет, умножает, развивает свои культурные ценности, или подрастающие поколения, молодежь и вся страна будут сидеть на американской или западной «культурной игле».
Более того, «именные годы» обусловили зарождение и реализацию многочисленных национально-культурных проектов и программ федерального масштаба, заложили новые финансовые традиции в бюджетах различных уровней, запустили ощутимые механизмы - организационные, идеологические, финансово-экономические, законотворческие и др. - поддержки работников культуры и культурного духа в массовом сознании, развития культурной инфраструктуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и, самое главное, акцентировали и общественное, и личностное внимание на своих, национально-родных культурных смыслах и ценностях. Самое главное: эти «культурные годы» стали, несомненно, масштабными «вызовами» не только миру культуры, творцам и потребителям, но и всем социальным институтам, причастным к «культурной температуре» в обществе и в душе каждого из нас. Безусловно, достойные и реальные «ответы» на эти «вызовы» - это долгий и упорный процесс, не предполагающий сиюминутных результатов, но «лед тронулся». Культурный патриотизм начинается с простых вещей, хотя бы с того, что родной Дед Мороз-красный нос из далекого детства и Снегурочка-красавица оттеснили из новогодней суеты последних лет «гражданина мира» эпохи европейничанья и глобализации Санта-Клауса, и родная мелодия душещипательной песенки «В лесу родилась елочка», а не заморский рождественский мотив «Jingle Bells» становится духом новогоднего настроения миллионов наших сограждан. Возвращение Крыма на историческую Родину, изменившее однополярный мир и отечественное самосознание, несмотря на последующие репрессивные меры и санкции по отношению к нашей стране, еще раз доказали прежде всего нам самим то, что мы не «всего лишь большая автозаправка», как любил подчеркивать американский сенатор Джон Маккейн, а большая, сильная страна, которая будет защищать свои национальные интересы, свой многонациональный народ, беречь, поддерживать и защищать свою, родную культуру и ее исконные смыслы.
- Вы сказали, что единственный способ спасти современного человека от гибели - сделать его иным, превратить его в культурного, духовного человека. Можно ли обрисовать некий «идеальный тип» духовного человека?
- Конечно, и в общих чертах идеально-культурный портрет духовного человека - нашего молодого современника, к которому нужно и должно стремиться и родителям, и педагогам, и социальным институтам, и самому индивиду, будет выглядеть, видимо, приблизительно так. Духовный человек - это прежде всего гражданин и патриот, и самое главное, стратегическим вектором формирования (воспитания и просвещения) современных подрастающих поколений и молодежи должна стать безусловная ориентация на традиционные ценности отечественной духовности и культуры, без которых можно вырастить поколение образованных «грабителей», которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал и знания для достижения корыстных и даже социально опасных целей, для грабежа Родины и исключительно для личного обогащения, а не для ее развития и блага: и собственного, и своего народа. Именно поэтому сегодня особенно актуализируются слова отечественного ученого Д. Менделеева, что «знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего». Духовная личность - это и человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своей страны. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но прежде всего знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык. Духовная личность - это человек, приобщенный к основам традиционных семейных ценностей. К сожалению, за последние десятилетия было сделано очень многое для обесценивания в отечественной социокультуре и в молодежном сознании таких непреходящих культурных ценностей, как любовь, семья, дружба, целомудрие, и сегодня нашему обществу еще предстоит долгое возвращение к ним. Духовный человек - это и человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры общения. Погруженность в виртуальный мир, круг безликих «интернетных» друзей, за которыми порой скрываются настоящие враги- убийцы и виртуальные недоброжелатели, дефицит участия, внимания, добра, живого общения - реальность наших дней. Именно в этом, возможно, одна из причин того, что молодые люди зачастую ищут пути самореализации и самоактуализации в диковинных, порой социально опасных форматах (наркотики, алкоголь, эмо, готы, скинхеды, колумбайн-сооб- щества, группы смерти и др.), попадают в руки «охотников за детскими душами» - наркодилеров, сектантов, лжепророков новых религиозных движений и авторитетов преступного мира, с легкостью расстаются с жизнью и др. Духовный человек - целеустремленный индивид, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном и должном, и он добивается своих благородных целей красивыми и добрыми путями. И эти штрихи к портрету можно продолжить...
- А где и как формируется духовная личность - вера и надежда культуры?
- На Форуме детей в Калуге еще в сентябре 2014 прозвучала философская по своей сущности и судьбоносная по своей значимости для настоящего и будущего общества мысль, обращенная к подрастающим поколениям: «Мир изменится, если вы будете радоваться без алкоголя, мечтать без наркотиков, печалиться без сигарет и общаться без Интернета». Если наши дети будут жить в успешной, сильной и дружной стране, в которой взрослые будут заботиться о своей будущей опоре и «мобилизационном ресурсе», если рядом с нашими детьми будут мудрые родители, учителя и наставники, интересные собеседники, в их руках - учебники, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и кисти для рисования, в их жизни - добрая привычка к здоровому образу жизни, к общению, к книге, тяга к знаниям, красоте и добру, добрые мечты о будущем и достойные условия для их реализации, жизнь без вредных привычек и дружба с такими же умными, как они сами, сверстниками, мир, действительно, может измениться к лучшему! Духовный человек «рождается» не только в семье, в детском садике, за школьной партой, в студенческой аудитории, но и формируется всей системой социально-экономической, образовательной, молодежной политики государства. На его формирование направлены и многочисленные федеральные законы последнего времени.
- Действительно, сегодня много говорят о духоформирующей и культуросберегающей позиции в законодательной деятельности последних двух созывов отечественного парламента.
- Соглашусь с Вами: сегодня Госдуму можно назвать союзником культуры и образования, помощником учителей, воспитателей и родителей. Особенно в рамках именных годов были приняты многочисленные законы, направленные на защиту творческих работников и педагогов, сбережение культуры, искусства, объектов культурного наследия, укрепление духовных ценностей, социализацию личности и повышение уровня ее культуры, помогающие семье и школе и защищающие здоровье и детскую духовность. Сегодня рядом с семьей и школой, как ядовитые поганки после дождя, растут многочисленные «соратники» в деле культурнодуховного просвещения и воспитания детей и молодежи: это и не всегда порядочные СМИ, многочисленные Интернет-сайты, зачастую из добрых друзей превращающиеся псевдопросветителей, в духовных киллеров и «дистанционных убийц». Именно поэтому мы приняли закон о защите детей от противоправной, развращающей и разрушающей их дух, души, ум, психику и здоровье информации в Интернете: были закрыты тысячи и тысячи сайтов-охотников за детскими душами, безнаказанно и открыто позиционирующих детскую порнографию как норму, приобщающих детей к хитростям изготовления наркотиков, пропагандирующих легкие и красивые способы ухода из жизни, чтобы потом, на зависть сверстникам, об этом говорила вся большая страна. Закон против создателей колумбайн-сообществ и «групп смерти» в социальных сетях остановил «виртуальных убийц»: организаторам детских суицидов и приобщающим детей к противоправным действиям грозит от 6 до 8 лет колонии. Более того, закон установил уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в такие смертельно опасные занятия, как «руфтинг», «зацепинг» и др. Ответом законодателей на растущие в том числе и в подростковой и молодежной среде речевое варварство и антикультуру стал закон об административной ответственности за изготовление и распространение продукции СМИ, включающей «нецензурщину». Бранные слова, обсценная лексика - речь безобразная, неправильная, не уважающая ни ее автора, ни того, к кому она адресована, более того, молодые люди должны понимать, что патриотизм берет свое невидимое начало и с уважения к языку, на котором они думают, мечтают, общаются. Именно поэтому результатом многочисленных обращений (не только родительской и педагогической общественности, но и некоторых молодых людей) стал также закон о запрете использования на русском языке бранных слов на телевидении, в кино, книгах, зрелищных мероприятиях. На пути угрозы наркотизации молодежи стали законы по профилактике подростковой наркомании, по тестированию молодых людей на употребление психотропных веществ и наркотиков, даже «антитабачный закон» защищает, прежде всего, детей, которые в первую очередь страдают от дурной привычки взрослых. Госдума приняла закон о запрете спайсов и их пропаганды, установив за вовлечение несовершеннолетних в их употребление административную ответственность. «Бурную реакцию» и волну возмущения многочисленных правозащитников (различных уровней и разных стран) встретил закон об установлении административной ответственности за пропаганду среди несовершеннолетних нетрадиционной ориентации. Депутаты были единодушны в том, что гендерная идентификация и право на выбор сексуальной ориентации - это сфера свободы взрослого человека, несущего личную ответственность за свое поведение, действия, мировоззрение и привязанности, но несовершеннолетние дети, их физическое здоровье и духовный мир должны быть надежно защищены (и на законодательном уровне) от искусственного навязывания им заведомо ложных жизненных ориентиров. Этот закон, кстати, до сих пор является одной из главных тем, наряду с Крымом, который Россия якобы аннексировала, для нападок на отечественных парламентариев со стороны зарубежных коллег. Безусловно, проблем в сфере духовности и культуры, нуждающихся в правовом регулировании, в условиях современных вызовов становится все больше и больше: многое сделано, и просто невозможно в рамках нашей беседы рассказать о всех законах, направленных на экологию культурного мира и духовности современного индивида, а многое еще предстоит сделать. Все законы в этой сфере - это итог совместной работы парламентариев, экспертов, учителей и родителей по формированию духовного человека, который нужен отечественной культуре как воздух, потому что ум без добра и красоты, интеллект без духа и души, знания, не преломляющиеся через моральные добродетели и уважительное отношение к Ты и Они (другой культуры, иной веры), миропонимание без патриотизма - это разъединяющее, а не консолидирующее и созидательное начало. Принятие законов, направленных на экологию культуры и здоровой духовности в современном обществе, - закономерное явление в работе Госдумы последних созывов, которое становится результативной традицией.
- Принятые законы - это благо, но отечественная культура как бы «споткнулась» о «больную духовность» современных поколений... Кто виноват - извечный классический вопрос?
- Причин здесь (и объективных, и субъективных) много. Это и девальвация в годы «европейничанья» ценностей отечественной духовности и нравственности, разрушение слаженной системы духовного формирования «маленького человека», издержки семейного и школьного воспитания, активная работа различных волонтерских движений, некоммерческих организаций и фондов по заполнению пустующей воспитательной и просветительской ниши в молодежных душах, многие из которых, как правило, финансировались иностранными государствами, недостаточная эффективность, а зачастую популизм, декларативность и просто бессистемность в государственной работе с молодежью. Молодежь, как известно, импульсивна, впечатлительна, внушаема, зачастую не прислушивается к законам, не приемлет многие социальные табу и культурные нормы, но открыта к новациям и диалогу. Безусловно, определенная часть молодых людей аполитична, пассивна, индивидуалистична, прагматична в соответствии с духом времени, заражена гедонизмом. К сожалению, многие молодые люди не имеют желания менять свой образ жизни и не считают социально активную деятельность значимой для их самореализации и жизненного успеха. Некоторые попадают в сети различных субкультур (зачастую деструктивной направленности) и псевдорелигиозных сект, ищут себя в активизировавшихся в последние годы молодежных организациях с сомнительными идеологическими лозунгами. Есть и такие молодые люди, которые занимают иждивенческую позицию, создавая серьезные проблемы для общества и родителей, увлекаются различными социально опасными формами заполнения свободного времени. Свою «духовно дезориентирующую» лепту внесли и некоторые недобросовестные СМИ, которые стали сегодня откровенными «рассадниками» антиценностей, эстетизацией безобразного, актуализацией беззаботной и легкой жизни и свободы - от обязанностей, привязанностей, ответственности. К сожалению, долгое государственное и социальное «невнимание» к этим вопросам и молодежным проблемам обернулось больной духовностью и низким уровнем культуры. Более того, попытки создания новых молодежных движений и организаций как эффективных механизмов духовной консолидации, качественной организации молодежного досуга, формирования юных граждан и патриотов, воспитания в молодых людях правовой, политической, нравственной культуры и др. зачастую не достигали желаемого результата. Сыграли свою деструктивную роль и растущее социальное расслоение, коммерциализация и недоступность качественного образования, невозможность самореализации, рост молодежной безработицы, невостребованность на рынке труда, жилищные проблемы, кризис института семьи и др.
- Что делать и как лечить «больную духовность» - второй извечный вопрос?
- Несмотря ни на что, можно сказать, что у нас растет замечательная молодежь, и при своевременном направлении ее жизненной энергии, духовно-душевных сил и интеллектуальных возможностей в конструктивно-позитивное русло, она может стать надежным «мобилизационным ресурсом» общества. «Молодость - недостаток, который очень быстро проходит», - предупреждали молодых античные мудрецы, и самое главное сегодня - помочь им правильно использовать это время. В настоящее время, и это радует, начался процесс «возвращения воспитания в образование», пришло осознание того, что учебное заведение: садик, школа, вуз - это не сфера услуг, а прежде всего поле для созидания духовной личности. Приняты Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Основы государственной молодежной политики, Концепция развития дополнительного образования.
Сегодня и страна, и общество с его многочисленными социальными институтами, и семья, и те, кто принимает законы, и те, кто их исполняет, несут консолидированную ответственность за молодые поколения, за то, чтобы духовность, высокая культура мышления, поведения и чувствования стали актуальным трендом среди современной молодежи. Ключевым стержнем, несущей конструкцией этой солидарной ответственности выступает реальная государственная молодежная политика, соответствующая конструктивным и созидательным тенденциям современного общественного развития, свободная от формализма, равнодушия, безответственности. Все это верно, но для вовлечения молодежи в активную социально-культуротворческую, духовно-политическую деятельность, формирования у нее активной и ответственной гражданской позиции необходимо прежде всего безотлагательное решение ключевых проблем социально-экономического и культурно-духовного развития российского общества, реализация комплекса государственных механизмов, обеспечивающих реализацию конкретных мотивационных установок, способных вовлечь молодежь в общественно-значимую деятельность, в духовную жизнь государства, в реальное управление жизненными процессами и творчество культуры. Только реализация «здесь и теперь» действенной системы мер (экономических, организационных, правовых, культурных и др.), направленных на формирование здоровой духовности, удовлетворение запросов молодых людей и решение их наболевших жизненных вопросов, может преодолеть политико-психологическую апатию, социальную инертность, вылечить духовные недуги значительной части молодежи. Молодежь как вера и надежда культуры и страны не может стоять в стороне от многочисленных глобальных и внутренних опасностей, угрожающих стране и принимающих все более зримые и реальные очертания. Очевидно, что сегодня формирование активных, деятельных, ответственных и культурных молодых людей, нацеленных не только на личностный успех, но и на общественное благо, не только на поиск собственной (престижной, комфортной, выгодной) социальной ниши, но и качественное обустройство своей страны, становится важной задачей.
- Увлечение новыми религиозными культами Вы обозначили как одну из серьезных проблем современной молодежи. Как противостоять этой, действительно, новой духовной угрозе ? Это во-первых. Во-вторых, мы видим возвращение традиционных религий в мир отечественной культуры 21 века. Это благо или ...?
- Наше общество сегодня живет в удивительно мозаичном мире, где многие вещи и явления стоят по ту сторону добра и зла, истины и заблуждений, красоты и безобразного, внося смуту в человеческий дух и сознание. Мы становимся свидетелями «триумфального шествия» на глазах у нашего вконец растерявшегося современника «методологического анархизма», различных модификаций и вариантов паранауки, наступления на разум мистики и колдовства, строго осуждаемых традиционными в отечественной культуре религиями (православием, исламом, буддизмом), стремительного распространения так называемых «новых религиозных движений» и многочисленных деструктивных сект, нацеленных, прежде всего, на молодежную аудиторию и в корне разрушающих гуманистические смыслы и ценности традиционных религий. Случаи публичного унижения религиозных церемоний и обрядов, оскорбления верующих, осквернение объектов культового почитания, рост актов религиозного вандализма, искусственное возбуждение антирелигиозных настроений, целенаправленная дискредитация традиционных религиозных ценностей и приобщение молодежи к «ложным идолам» новых религиозных движений и сомнительных сект - это «антинорма». Сегодня этим опасным явлениям и лжеценностям новоявленных миссионеров активно противостоят традиционные религии, которые являются неразрывной частью поликонфессиональной отечественной культуры. Служители культа традиционных конфессий, религиозные деятели и организации занимаются воспитательной и просветительской работой, ведут межкультурный и межконфессиональный диалог, занимаются благотворительностью и миростроительством, развенчивают разрушительный дух околорелигиозных идеологий и практик, попытки идеологов экстремизма прикрыть «знаменами веры» свои истинные цели и задачи, сотрудничают со светскими организациями в формировании современного духовного человека. Однажды на одной из научных форумов в Уфе Талгату Таджуддину задали вопрос: «Сегодня многие говорили о гуманистических принципах и смыслах религии, в том числе ислама. Тогда почему и в прошлой, и в новейшей истории мусульманского мира нередки случаи, когда единоверцы убивают друг друга, невзирая ни на какие принципы ислама?» Ответ Верховного муфтия России был глубоко философским по сути: «Учение ислама - родник чистейшей воды, который нуждается в постоянной поддержке и защите, и не его вина, что кто-то черпает из него грязным сосудом». Действительно, традиционные религии - это истоки гуманизма, истинной веры, духовного начала, и они, и их последователи сегодня нуждаются в поддержке и на государственном, и на законодательном уровне. Не случайно, одним из резонансных и вызвавших недовольство приверженцев либеральных позиций и руководителей различных волонтерских организаций, подпитываемых из-за рубежа, как в стране, так и в мире стал принятый Госдумой закон об усилении ответственности за оскорбление религиозных чувств человека. Верующие и неверующие - граждане одной и единой страны, а межконфессиональный мир - это хрупкая, нуждающаяся в особой заботе ценностная субстанция, духовная почва национального согласия и единения в многонациональном и поликонфессиональном обществе, и никто не имеет права бесцеремонно и безнаказанно унижать другого по религиозному признаку. Более того, в непростых условиях сегодняшнего разнонаправленного мировоззренческого плюрализма в российском обществе традиционная вера и светская философия, религиозная этика и светская духовность выступают единым фронтом как духовные союзники, в пределах своих мировоззренческих позиций и организационных возможностей осмысливая и решая проблемы человека, и пусть разными путями, но идут к подлинной духовности и вместе противостоят бездуховности современного мира и человека.
- Квинтэссенцией культуры, как Вы отметили, является язык. Как живется языкам в современном глобализирующемся мире, или опасения по поводу не только будущего, но и настоящего многих родных языков сильно преувеличены?
- Душа каждой этнической культуры - язык, и он нуждается в защите и сохранении. Это аксиома - для мира, для общества, для народа и человека. Поликультурный и многоязычный современный мир, в котором многомиллиардное население разной национальности и веры говорит более чем на семи тысячах этнических языках и их уникальных диалектах, попал под молох глобализационных (зачастую агрессивных) процессов. По данным многочисленных исследований, в настоящее время в «зоне риска» (на грани исчезновения), находится огромное количество языков, представляющих бесценное мировое этнокультурное наследие, что, безусловно, вызывает серьезную озабоченность не только их носителей и представителей национальных элит, но и государственных и международных организаций и структур, имеющих отношение к теме экологии родных языков в современных условиях. Сотни языков имеют сегодня, к сожалению, только одного носителя, и они, при неблагоприятных условиях (особенно при отсутствии их знакового оформления и письменности) могут «кануть в Лету», уйти в небытие вместе со своим последним подвижником и культурой, чьей душой он был, и остаться всего лишь виртуальным предметом этнографической ностальгии, вызывая у исследователей-лингвистов очередные исторические сожаления и чувство совершения человечеством очередного социокультурного греха. Более того, в ближайшей столетней перспективе, по разным данным, подобная же участь, при бездействии и равнодушии, может ожидать более половины всех существующих в мире языков. Языки - это уникальный «живой организм», функционирующий согласно своим специфическим канонам и законам: родные языки - как своеобразный рупор личностного и общественного сознания, «духовная скрепа» национального мировоззрения, народной души и этноидентичности - появляются на свет, обогащают и развивают культуру, живут полноценной жизнью, если их берегут, развивают, поддерживают и, если нужно, защищают от всяких социальных и языковых недугов.
- Уходящий год даже был объявлен годом защиты родных языком на планетарном уровне
- Язык, как известно, - хрупкая и подвижная субстанция, болезненно и очень чутко реагирующая на любые социокультурные волнения и изменения в жизни его носителей: практически все языки, за редким исключением, оказались сегодня втянутыми в различные процессы глобализирующегося мира: социально-экономические, духовные, геополитические, миграционные, даже идеологические и политические. Язык человека эпохи постмодерна, как и его культура, страдает сегодня от ассимиляции, духовной и языковой антикультуры, дегуманизации, варваризации, вандализации и др. Более того, в современном культурно-языковом этноми- ре наблюдается негативный и опасный тренд: родные языки, особенно коренных малочисленных народов, начали активно вытесняться более престижными, модными и востребованными «здесь и сейчас» языками. Многие же родные языки просто оказались в условиях культурного равнодушия, возможно, даже безответственности, со стороны своих носителей, не задумывающихся о настоящем и будущем родного языка и культуры. Тем не менее, очевидно, что независимо от причин - объективных или субъективных - каждый язык, который попадает в «зону риска», однозначно нуждается сегодня в целенаправленном и системном сбережении - не только на личностном и общественно-национальном, но и на международном уровнях. Именно поэтому ООН, выражая озабоченность по поводу возможного исчезновения с лица земли многих языков и в целях привлечения планетарного внимания к данной теме, объявила 2019 год Международным годом языков коренных народов, особо подчеркивая общечеловеческую и этнокультурную ценность каждого родного языка, необходимость их сохранения, развития, всесторонней поддержки, популяризации как неразрывной ипостаси мирового культурного наследия. Главный лейтмотив данной международной культурно-идеологической акции - осознание каждым человеком того, что родной язык, независимо от того, сколько носителей берегут его смыслы и символы, - это ценность, которой нет цены, и каждый ответственен за то, чтобы его родной язык жил полнокровной качественной жизнью, развивался и функционировал не только в сфере бытового обихода и разговорной речи, но стал актуальным и востребованным механизмом общения в многомерной жизни, языком не только искусства, но и науки, образования и даже официального общения.
- Россия - многонациональное и поликультурное государство, и насколько актуальны для нее обозначенные этноязыковые угрозы?
- В нашей большой стране, по данным последней переписи населения, живут более 190 народов и народностей разной веры и национальности, которые общаются на 277 языках и диалектах. Как известно, 89 родных языков используются в системе образования, 59 изучаются как предмет, на 30 организовано обучение. К сожалению, языковая тема не обходит стороной и современное многоязычное российское общество. В частности, по данным ЮНЕСКО, 136 родных языков в России сегодня находятся в опасности, 22 языка - в критической ситуации, 29 - в серьезной опасности, 49 - под угрозой исчезновения, и эти тревожные факты говорят сами за себя. Нет сомнения в том, что многоязычие, преломляющееся через многонациональную отечественную социокультуру, - это национальное достояние современной России, в которой каждый родной язык, независимо от количества его носителей, занимает свою особую и неповторимую этнокультурную нишу и имеет безусловное право на самосохранение и сбережение. Обучение на родном языке - это право, гарантированное каждому главным документом страны Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональными законами об образовании.
- Кстати, вопрос об изучении родных языков в многоязычном российском обществе приобретает сегодня особое социокультурное звучание в свете последних законодательных новаций, касающихся принципов изучения родных языков. Как известно, эти новации стали достаточно резонансными, обнажившими серьезные пробелы в данной сфере, требующие системного решения.
- Действительно, принятый недавно федеральный закон о добровольном изучении государственных языков ряда республик и родных языков стал не только «лакмусовой бумажкой», обнаружившей многочисленные проблемы в этой сфере (дефицит качественных учебных программ и примерных образовательных стандартов, интересных и увлекательных современных методик обучения и изучения родных языков, лицензированных учебников, педагогических кадров, отсутствие общенациональной (федеральной) концепции преподавания родных языков и др.), но и началом реализации системных государственных мер на федеральном уровне, нацеленных на решение существующих проблем, сохранение и развитие родных языков. В ходе работы над законом Башкортостан предложил ряд принципиальных и важных для сохранения родных языков и качественного их изучения позиций, в частности разработку федеральной концепции преподавания родных языков, в которой будут четко обозначены конкретные методологические подходы и принципы организации качественного национального образования как одного из ключевых механизмов сохранения языка. Бережное отношение к родному языку как хранителю этнической культуры и национальной духовности, способность думать и мечтать на родном языке, желание общаться, читать и писать, безусловно, закладываются прежде всего родителями, но без конкретной и целенаправленной помощи со стороны системы образования, культуры, национальных и религиозных организаций и др. особенно в урбанизированной среде и в условиях активного наступления на детское и молодежное сознание интернетной культуры, семья как единственный механизм культивирования ценности родного языка - «один в поле не воин». В настоящее время в соответствии с указом Президента страны создан Фонд сохранения и изучения родных языков Российской Федерации, и одним из многочисленных направлений его деятельности является финансовое обеспечение школ страны качественными и современными лицензированными учебниками по родным языкам и литературе, входящими в федеральный перечень (раньше все эти огромные затраты входили в региональные компетенции). При Министерстве просвещения России начала свою работу новая структура - Институт поддержки и развития родных языков, разработана и утверждена Концепция преподавания родных языков Российской Федерации. Все эти меры, требующие консолидации и федеральных, и региональных сил и желания, совместной и слаженной работы социальных институтов (имеющих отношение к формированию многонациональной отечественной культуры и этнической духовности) с родителями, педагогами, экспертным сообществом, теоретиками и практиками, безусловно, должны иметь позитивные результаты, способствовать тому, чтобы сделать знание родных языков и желание на них общаться социальной и личностной потребностью, а их изучение увлекательным, творческим, содержательным, интересным занятием не только для школьников, но и для взрослых.
- Как складывается языковая ситуация в Башкортостане?
- Башкортостан - многонациональная республика, в которой на протяжении веков в мире и согласии, без ссор и драк, рука об руку, плечом к плечу, «душа к душе» живут люди разной веры и национальности, работают, воспитывают детей и вместе творят совместную историю и культуру края и единого Отечества. Ребенок любой национальности имеет возможность изучать свой родной язык, культуру, обычаи и традиции, и в этом плане, действительно, культурнообразовательная практика Башкортостана по экологии, развитию и изучению родных языков может стать своеобразным «идеальным типом» для позиционирования в обществе ценности родного языка как уникального культурного явления. Духоформирующие социальные институты, система образования и культуры, национально-культурные объединения и организации, традиционные религии и др. ведут сегодня целенаправленную работу по культивированию в личностном и массовом сознании значимости знания родного языка, на языках наиболее многочисленных этносов издаются республиканские газеты и журналы, организованы передачи по радио и телевидению. В республике принята Госпрограмма по сохранению и развитию государственных языков Башкортостана и языков народов республики, рассчитанная на 2019-2015 годы, создан Фонд по сохранению и развитию башкирского языка, учреждены гранты Главы Башкортостана, направленные на сохранение и развитие государственных и родных языков республики. Система национального образования является одной из интересных в стране, в частности, в школах республики организовано обучение на шести языках наиболее многочисленных этносов: башкирском, русском, татарском, удмуртском, марийском, чувашском, изучаются в качестве самостоятельных предметов немецкий, польский, латышский, белорусский, украинский, еврейский, армянский, мордовский и др. языки, функционируют национальные и воскресные школы. Есть даже интересный пример из образовательной практики: в частности, в одну из школ Архангельского района республики для десятка ребятишек вот уже столько лет ежегодно приглашается учитель из Латвии для преподавания родного латышского языка. Когда я рассказала об этом опыте в Риге на встрече с коллегами-пар- ламентариями, один из депутатов осторожно заметил, что латыши, безусловно, - народ с сильным национальным духом, который сохраняет свой язык и культуру даже вдали от материнского этноса. Ответ был лаконичным: национальный дух, действительно, - категория сильная, но если нет соответствующей культурно-образовательной федеральной и региональной политики, то его силы иссякнут быстро.
Главная задача сегодня - это формирование современного молодого человека-полилингвиста, знающего прежде всего свой родной язык, государственные языки и один из иностранных языков как минимум. Знание многих языков - это благо во всех отношениях: расширение мировоззренческого кругозора, обогащение словарного запаса, укрепление памяти, развитие творческого воображения, коммуникативных способностей, культуры общения и речи, это преодоление языковых барьеров, открытое окно не только в мир собственной культуры, но и в культуру другого. Это тоже аксиома. Республика сегодня предпринимает серьезные организационные и финансовые меры не только по сохранению родных языков населяющих многонациональный край народов, но и по расширению лингвистических возможностей и языковых компетенций подрастающего поколения. В частности, к 2024 году в республике будут открыты 14 полилингвальных школ.
- Каковы, по Вашему мнению, конкретные механизмы экологии родного языка в современных условиях?
- Каждый уважающий себя человек должен знать свой родной язык. Эта истина веками прописывалась в мудрых мыслях историков и языковых исследованиях, воспевалась в поэзии и прозе, анализировалась в философских трактатах, доказывалась известными педагогами, потому что родной язык - это такая же ценность, как и родная земля, отчий дом. У истоков знания родного языка в урбанизированном и глобализирующемся мире, и это очевидно, родители. Семья - это главное жизненное пространство, где родной язык должен быть обязательным. Задача родителей - обучать детей родному языку, а школам — продолжать, развивать, обогащать то, что в идеале должно закладываться семьей. Сегодня мы становимся свидетелями того, что представители различных этнических групп, которые живут в городской среде, не знают родного языка, и постепенно это отчуждение от своей родной культуры становится устойчивой тенденцией. Дошло до того, что для многих носителей этнического языка собственный родной язык вдруг начинает приобретать статус иностранного. Тем не менее, есть реальные и простые механизмы сбережения родного языка: родители учат языку своих детей, те - своих, и жизнь языка, дополненная школой и социокультурой, не прерывается. Есть условия бессмертия языка: это когда на нем пишут, разговаривают, когда есть его знаковое оформление, есть желание человека знать свой язык, и ещё - государственная поддержка. У меня есть собственная незамысловатая методика: моя дочь одинаково владеет башкирским, русским, английским, и крошечная внучка сразу начала говорить на двух языках: мы просто объяснили ей, что бабушка и дедушка, оказывается, не понимают по- русски и умеют говорить только на башкирском языке. Ей сейчас 4 годика: с нами она разговаривает на родном, с родителями - на русском, очень быстро запоминает английские слова и фразы, потому что мы создали соответствующую языковую среду. Но самым неожиданным для неё открытием стало следующее: услышав, что дедушка разговаривает с соседом на русском, прибежала к маме: «Мама! А наш дедушка, оказывается, тоже знает по-русски!» Вот и вся «хитрость», потому что и мы, и ее родители захотели, чтобы девочка знала родной язык бабушки и матери. Кстати, принятый закон о добровольном изучении ребенком родного языка на основе заявления родителей или законных представителей как новая парадигма приобщения учащихся к родному языку - это, прежде всего, «проверка» родителей на истинную этнич- ность, на ответственность за языковое настоящее и будущее своих детей: из ребенка, не знающего родного языка, вырастет одномерный человек, «гражданин мира» без собственного национального лица и языка. На наш взгляд, задача всех, кто имеет отношение к сохранению родного языка - системы образования и культуры прежде всего, - внести свою просветительскую лепту в выбор родителей, которые должны понимать, что язык оказывается в реальной опасности именно тогда, когда в семье к нему перестают приобщать детей, которые должны «подхватить» языковую эстафету. Это с одной стороны. С другой - поддержка языка в семье важное и необходимое условие, но его нужно и должно поддерживать на серьезном государственном уровне (финансирование проектов и программ, работающих на сохранение языков, подготовка креативных и творчески мыслящих учителей, поддержка национальной культуры, искусства, средств массовой информации и др.). Для того чтобы знание родного языка стало сегодня «визитной карточкой» современного культурного и интеллигентного молодого человека, а его культивирование не только в собственной семье, но в официальном общении современным позитивным трендом, нужна кропотливая системная и целенаправленная совместная работа государства, семьи, самого человека, национально-культурных организаций и др.
- Вы возглавляете Ассамблею народов Башкортостана, которая является региональной структурой Ассамблеи народов России. Насколько востребованы подобные организации в современной России?
- «Мы» и «Они» - это реальная мозаика этнокультурной карты современного мира, и каждая культура со своим духовным и материальным наследием, языком, кодами и смыслами имеет безоговорочное право на жизнь, развитие, обогащение, равновеликое творческое общение с другими и самосохранение. Махатма Ганди сказал в своё время: «Я не против того, чтобы ветер культуры всех стран и народов свободно веял у порога моего дома, но я вовсе не хочу, чтобы этот ветер сорвал с него крышу». И именно поэтому вечный гамлетовский вопрос «быть или не быть» этнокультурному многообразию, родным языкам, национальному фольклору, традиционным народным искусствам, этническому костюму и ремеслам не как «музейным экспонатам», а как неразрывной ипостаси многоликой современной культуры приходится решать всем вместе, единым фронтом - и международным и региональным организациям, и общественным культурным движениям и национально-культурным объединениям. Этноконсолидирующую, особенно в современных условиях, и культуросберегающую роль российской Ассамблеи народов, которая имеет уже 20-летнюю биографию, и ее региональных представительств трудно переоценить. Более того, в мае 2017 года в Москве состоялся Первый Съезд Ассамблеи народов Евразии, международной организации, работающей на продвижение интеграционных процессов на евразийском пространстве, на расширение и углубление культурных и духовных контактов между людьми разных стран Европы и Азии. Ее миротворческий девиз - «когда люди берутся за руки, то им не до оружия»
- говорит сам за себя. Задачи и «малых и больших ассамблей» - конструктивные и добрые, направлены на объединение народов, их мирное развитие, равновеликое общение, сохранение их культуры, традиций и языков. Деятельность Ассамблеи народов России и ее региональных структур нацелена прежде всего на культивирование дружбы народов, на равновеликое межнациональное общение и диалог этнических культур.
- На Ваш взгляд, на чем может основываться диалог культур нашей многонациональной страны? Он вообще возможен в сегодняшней жизни?
- Сегодня наша страна - родина для представителей более 190 национальностей и последователей всех мировых и многих национальных религий. Исторически Российское государство складывалось как объективация идеи диалога между этническими культурами, национальными языками, религиозными системами. Национально-культурное и духовное единство зарождалось на полиэтнической основе в ходе совместной государственно-политической и хозяйственной жизни, скреплялось единым государственным русским языком, ставшим языком межэтнического общения. В ходе противоречивой истории народы России вместе противостояли историческим трудностям, создавали уникальное и многомерное по духу, ценностному содержанию и смыслам поликультурное пространство, основанное на уважении друг к другу и взаимопонимании. Несмотря на то, что новейшая история страны стала ареной многочисленных катаклизмов и испытаний во всех сферах общественно-национальной жизни, значимость духовных смыслов идеи диалога культур как консолидирующего фактора сохранялась и на государственном уровне, и в массовом сознании. Диалог культур и языков в многовековой отечественной биографии - это не философская абстракция, а практика реальной жизни, культивирование и на уровне власти, и на уровне общенационального духа гармоничных межэтнических и межконфессиональных отношений. Если повторить вслед за известным отечественным философом М. Каганом, мы и сегодня «приговорены к диалогу»: или конструктивный, многоуровневый результативный диалог (не только между этносами и культурами, но и между властью и многонациональным народом, государством и традиционными религиями, обществом и человеком и др.), или его отсутствие, и в результате - небытие как самобытной российской цивилизации, как самостоятельного и сильного государства, как единого многонационального народа, как уникальной многонациональной культуры.
- Как реально связать, сплотить такие разные национальные миры в монолит, и действительно ли может помочь в этом культура?
- Культура - как мы уже подчеркивали, это многоуровневое и многомерное образование. Это не только «малая культура» - мир эстетики и сфера художественного творчества, но и «большая культура» - культура духа и души, миропонимания и мироотношения, культура чувств, образа жизни, организации досуга, культура речи, личного и национального поведения, межличностного и межэтнического общения. Более того, это и высокая и ответственная «государственная культура», культура профессиональной деятельности, хозяйствования и управления, культура отношения к себе и к своей стране.
Разные национальные миры сплачиваются, если они чувствуют и видят на практике реальное и повсеместное воплощение этой «большой культуры» и ощущают равновеликое государственное внимание к своему жизненному миру, реализацию не на словах, а на деле национально-культурной политики, направленной на сбережение каждого этноса, его культуры, языка, веры, фольклора и др.
- Как известно, Российская Федерация летом 2020 года примет 6 Всемирную Фольклориаду. Чем обусловлен выбор Международным Советом организаций фестивалей фольклора и традиционных искусств (CIOFF) Башкортостана как площадки для проведения этого авторитетного международного мероприятия?
- Действительно, летом 2020 года впервые центр культурно-фольклорного мира переместится в Россию, и с 18 июля по 1 августа в многонациональном и поликультурном Башкортостане, сердце Евразии, пройдет Международный фестиваль фольклора, своеобразная Олимпиада фольклорного творчества. Диалог культур и языков является сегодня своеобразной «визитной карточкой» республики и позиционируется как уникальный национально-культурный бренд Башкортостана как на федеральном уровне, так и за пределами России. Все страны-члены CIOFF знают о нашей республике, продолжающей вековые духовные традиции дружбы народов, со-бытия культур и религий, культивирующей ценности и духовные смыслы традиционного ислама, оберегающей святыни христианства и других традиционных для региона верований и наглядно демонстрирующей на практике реализацию идею диалога культур и каноны веротерпимости как основу современной успешности, стабильности и поступательного развития. Именно в благополучном и мирном Башкортостане, территории гражданского согласия и межнациональной дружбы, летом 2015 года прошли саммиты стран-участников ШОС и БРИКС, и республика достойно представила международному сообществу не только большую страну, но и свои возможности как успешно развивающийся, надежный и открытый для сотрудничества партнер, как спокойный и стабильный в этнокулькультурном плане многонациональный край. Республике, действительно, есть чем гордиться: не только природными ресурсами, развитой инфраструктурой и удобной логистикой, инвестиционной привлекательностью и устойчивыми «полюсами» экономического роста, поступательным социальным развитием и многонациональной культурой, но главное достояние региона - его многонациональный и дружный народ. В Фоль- клориаде примут участие более 3 тысяч человек из почти 100 стран, которые представят свою традиционную культуру, сценическое искусство, танцы, музыку и музыкальные инструменты, национальную одежду и ремесла, познакомятся с многонациональной отечественной и самобытной башкирской культурой. Более того, в республику приедут, как ожидается, более 2,5 млн. иностранных туристов, для которых Башкортостан также станет «окном» не только в башкирский, но и в российский и русский мир.
- Как Вы отметили, диалог культур и языков - это не философская абстракция, а живая реальность. Как Вы определяете место «русского человека» в этом диалоге?
- Нет сомнения в том, что в основе духовно-культурной матрицы современной российской цивилизации ключевое место принадлежит русской культуре, русскому языку, русскому национальному духу как консолидирующим многочисленные этносы России в единый многонациональный народ факторам. Более того, именно сегодня этот дух, как никогда, должен быть сильным, уверенным и справедливым. Базисные паттерны русского национального духа: соборность, всемирная отзывчивость (по Достоевскому), социальная справедливость, патриотизм, положительная комплементарность (по Гумилеву) и др., сохранявшие свои смыслы на протяжении всей, зачастую противоречивой, истории русского народа, приобретают в сегодняшней геополитической ситуации особую значимость. Именно сегодня русскому человеку нужна великая ответственность за свое национальное поведение и отношение к тем народам, которые вместе с ним писали и пишут единую национальную историю Российского государства, потому что его пример - это пример для других. Очевидно для всех, что от чистых духовных порывов и ценностных ориентиров русского человека, от его «здорового национализма», далекого от национальной гордыни и этнофанатизма, от его внимательного, уважительно-равновеликого и бережного отношения к соседу рядом, к его культуре, вере, языку, традициям и обычаям во многом сегодня зависят гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, незыблемость дружбы народов в многонациональной России.
- Насколько актуальна сегодня для нашей страны тема «дружбы народов», ведь многие склонны считать ее чуть ли не анахронизмом?
- Еще накануне 70-летия Великой Победы, на организованной в Год литературы в рамках проекта «Библиотеки России» видеоконференции с регионами страны, посвященной литературе о войне «Читать, чтобы помнить!», один из ветеранов сказал: «Вы знаете, почему мы, в 1945, победили вооруженную до зубов немецкую армию? Потому что у них не было самого главного оружия, которое было у нас: дружбы народов. Мы, солдаты разной веры и национальности, все вместе защищали одну-единственную родину, одну на всех». Дружба народов - это одна из реальных «духовных скреп», о которых так много говорят и которые так нужны сегодня современной России. Она, как бы патетично это ни звучало, объединяет людей разной национальности, культуры, языка, веры и составляет духовную основу межнационального согласия, гражданского мира в государстве, основу его экономической мощи и силы, обеспечивает его устойчивое развитие, формирует культурное пространство, где есть место патриотизму, гражданственности, ответственности, уважению друг к другу независимо от этнической, языковой, религиозной принадлежности, где есть место умению слышать и слушать другого. Дружба народов - это социальная и духовная ценность, сближающая людей и национальности. Дружба народов была и есть в нашей истории, и она особенно нужна российскому обществу в современной непростой жизни, более того, эту ценность нужно и должно целенаправленно культивировать и на государственном, и на личностном уровне, используя все возможные пути и механизмы: здоровую и успешную экономику, взвешенную национально-культурную политику, семью, систему образования и молодежные организации, традиционную религию, СМИ, искусство, этнические праздники и традиции, общественные и национально-культурные объединения. Сегодня многочисленные народы России - и для друзей, и для недругов - один народ с единой национальной историей, скрепленной многоликой культурой, общими испытаниями и победами, государственным русским языком общения. Многочисленные народы Российского государства: русские, белорусы, украинцы, башкиры, татары, марийцы, чуваши, мордва и др. - «породнились» в общей судьбе и узнавали друг о друге именно через русский язык, через русский язык и русскую культуру приобщались к мировой культуре и входили в нее: сегодня башкира Мифтахетдина Акмуллу и Мустая Карима, татарина Габдуллу Тукая, чувашей Константина Иванова, Якова Ухсая и мордвина Авксентия Юртова, калмыка Давида Кугультинова, балкарца Кайсына Кулиева, аварца Расула Гамзатова и многих других знает не только Россия, но и весь мир, и народы России живут большой, дружной семьей. Более того, сегодня в нашей стране, по мнению экспертов, наблюдается позитивный мегатренд: улучшение ситуации в сфере межнациональных отношений. Возвращение Крыма на историческую Родину открыло новейшую страницу в новейшей отечественной истории и в корне изменило народы страны. Многочисленные народы страны понимают, что когда стало очень много желающих развести их по национальным дворикам, их этническое настоящее и будущее только в единстве, только в составе сильной и неделимой России, что только вместе можно защитить свою страну и себя в условиях современных геополитических и внутренних вызовов.
- Да, это в идеале. А насколько возможна дружба народов в сегодняшней реальной жизни - проблемной, непростой, сопровождающейся западными санкциями и экономическими трудностями, ведь даже в одной семье, где одно питание и одно воспитание, не всегда порядок с дружбой между отдельными его членами?
- Сегодня наша большая страна, как никогда, нуждается в межнациональном единстве и межнациональной дружбе: стало, действительно, очень много желающих (и извне, и изнутри) разрушить мир в обществе, «нарочно возбуждая» (по Вл. Соловьеву) этносознание, более того, направить социально-экономические трудности в этническое русло. Мы прекрасно понимаем, что в многонациональном обществе нет страшнее и разрушительнее силы, чем национальная обида, а после этнопожаров остается только черная выжженная душа. Дружба народов - это судьбоносная социальная потребность современной России. Есть конкретные причины для ее актуализации в современных условиях (прежде всего, это реальные геополитические угрозы и внутренние вызовы), и есть необходимые условия для ее реализации в реальной жизни, «здесь и теперь»: прежде всего это справедливая государственная власть и успешная экономика, сильная многонациональная отечественная культура, авторитетные традиционные религии с их миростроительными и гуманистическими ценностями. Дружба народов не только возможна - за плечами Российского государства века и традиции совместного проживания народов в мире и согласии: сложившийся в течение тысячелетий отечественный муль- тикультурализм, не искусственный «плавильный котел», а естественно-исторический и духовный союз многочисленных этносов, основанный на дружбе, терпимости и взаимопонимании, - это уникальное социокультурное явление, не имеющее аналогов ни в одном государстве мира и которое всегда выступало в отечественной истории консолидирующей нацию силой. Более того, дружба народов не только возможна - она просто необходима для нашего уверенного настоящего и надежного будущего. Либо мы, народы России, - друзья, единомышленники, соратники, и мы идем вместе, вперед и только вперед, либо мы - недруги, погрязшие в межнациональных и межконфессиональных склоках и раздорах, и дорога у нас только в никуда - на радость врагам и идеологическим оппонентам... Третьего здесь не дано.
- Сегодня в художественно-творческой среде идет активное обсуждение темы о новом законе о культуре. Что можете сказать по данному поводу?
- В настоящее время базовым нормативным документом, регулирующим сферу многонациональной отечественной культуры, являются «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), которые были приняты в правовых реалиях, которые в корне отличались от современной социокультурной ситуации. Мы живем в другом жизненном измерении, и ряд положений закона, безусловно, не соответствует духу сегодняшнего времени и социальным изменениям. В течение последних десятилетий закон не раз подвергался корректировкам, решающим отдельные задачи в сфере культуры, без конца «терял» многие важные и социально ориентированные нормы. Ранее в Госдуме уже рассматривался законопроект «О культуре», но был отклонен. В прошлом году Президент страны поручил разработать концепцию нового закона «О культуре» - в настоящее время его концепция готова и практически разработан его проект. По мнению экспертов, есть противоположные подходы и мнения по ряду принципиальных позиций, работа продолжается, но очевидно следующее. Государственная политика в сфере культуры в современных условиях однозначно должна базироваться на нормах закона, отражающих реалии сегодняшнего дня, работающих на качественное культурное развитие российского общества и формирование духовного человека, стоящих на страже интересов культуры и почти полумиллионной армии творческих работников. Многонациональная отечественная культура сегодня нуждается не в декларативно-популистском законе, а в нормативном документе, содержащем конкретные и эффективные правовые принципы, прежде всего, финансово-экономического и социального характера, предполагающие государственную поддержку работников культуры и творческой деятельности, обеспечивающие конкретные социальные гарантии в сфере культуры и др. Именно такой закон и его реализация в жизни могут остановить потенциальные угрозы в сфере духовности и культуры, способствовать дальнейшему качественному развитию этнических культур и многоликой отечественной культуры, на которых будет уверенно держаться наш с вами жизненный мир, наполненный диалогом культур, дружбой народов, добром, истиной, красотой и справедливостью.
- Что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?
- Я время от времени держу в руках Ваш журнал, который выходит 12 лет, из них более 10 лет в ежемесячном режиме. То, что Евразийский юридический журнал давно уже включен в Перечень ВАК РФ по трем наукам(право, философия, экономика),безусловно делает честь вашему ежемесячному периодическому изданию. Его беспрецедентность также ярко проявляется, когда открываешь сайт журнала. Во всех основных интернет-поисковиках Евразийский юридический журнал занимает самые передовые места.
Не сомневаюсь, что над журналом работают настойчиво и увлеченно профессионалы высокого уровня.
Желаю Евразийскому юридическому журналу дальнейшего развития и процветания, и чтобы вы продолжали радовать своих авторов и читателей.
Интервью брали: