№ 12 (127) 2018г.
CIVILIZING MISSION OF HUMAN RIGHTS
Interview with Ph.D. in political sciences, professor Utyashev Marat Mukharovich
Визитная карточка:
Утяшев Марат Мухарович - политолог, специалист в области прав человека, доктор политических наук, профессор, основатель кафедры прав человека и политико-правовых учений в Институте права Башкирского государственного университета.
Родился 1 ноября 1938 г. в с. Исянгулово Зианчуринского района БАССР.
В 1966 году окончил Свердловский юридический институт. Работал помощником районного прокурора, а затем старшим следователем прокуратуры Башкирии. С должности следователя по особо важным делам прокуратуры Башкирии М. М. Утяшев был выдвинут на партийную работу и курировал правоохранительные органы. Параллельно вел исследовательскую и научную деятельность, публиковал множество материалов о причинах девиантного поведения. В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию в Научно-исследовательском институте советского законодательства под научным руководством профессора А. В. Мицкевича.
М. М. Утяшев был депутатом районного, а затем, городского Совета. В обоих работал председателем Комитета по законности и правопорядку.
С 1990 по 1995 годы М. М. Утяшев возглавлял сектор социально-политических исследований Уфимского научного центра РАН.
Защитил докторскую диссертацию. В 2000 году присвоено звание профессора.
В поле научных интересов М. М. Утяшева лежат проблемы прав и свобод человека и гражданина, формирования гражданского общества и правового государства, а также исследования в области массового электорального поведения.
Имеет более ста научных монографий, статей и докладов. В их числе: «Профилактика правонарушений в трудовом коллективе» (Уфа, 1986. 300 с.); «Политические ориентации современной молодежи» (Уфа, 1993, 200 с.); «Политическое поведение в постсоциалистическом обществе» (Уфа, 1995, 300 с.); «Права человека в России» - учебное пособие (Уфа. 1997, 140 с.); Курс лекций по истории политических и правовых учений (Уфа. 1999, 318 с.); Права человека в современной России. Учебник для вузов (Уфа. 2003, 38,5 п.л.).
Под руководством М. М. Утяшева защищено более 20 кандидатских и докторских диссертаций по юридическим и политическим наукам, в том числе и за рубежом. Является членом Диссертационного совета.
М. М. Утяшев принимал активное участие в деятельности Российской Ассоциации политической науки. Является членом Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека Российской Федерации, а так же общественного совета при МВД по Республике Башкортостан.
За многолетний плодотворный труд был награжден орденом «Знак почета».
С 1999 г. основатель и заведующий кафедрой прав человека и политико-правовых учений.
С 2012 г. разработчик и руководитель магистерской программы «Адвокатская и правозащитная деятельность».
Основные публикации:
1. Утяшев М. М. Идеология прав человека - нетленный памятник российским юристам - членам I Государственной Думы // Евразийский юридический журнал. 2013. № 2 (57). С. 88-93.
2. Утяшев М. М. Правозащитные функции институтов гражданского общества // Евразийский юридический журнал. 2013. № 11 (54). С. 82-86.
3. Утяшев М. М. По поводу свободы слова и мнения // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 1 (31). С. 27-29.
4. Утяшев М. М. Правовое государство, гражданское общество, права человека - триединый путь к цивилизации // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 2 (32). С. 31-37.
5. Утяшев М. М. Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества // Сборник статей X региональной научно-практической конференции «Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества». Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 3-17.
6. Утяшев М. М. Высшая форма государства - правовая // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 2 (28). С. 7-19.
7. Утяшев М. М. Генезис конституционного права ребенка на свободу и личную неприкосновенность // Вестник Башкирского университета. 2012. № 1. С. 349-352.
8. Утяшев М. М. Институты гражданского общества в механизме защиты прав человека // Юридический вестник. 2010. № 5 (26).
9. Утяшев М. М. Права человека в системе общечеловеческих ценностей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.
10. Утяшев М. М., Лобанова Т. В. Механизм защиты прав ребенка в России и Великобритании: Сравнительный анализ. РИО БашГУ, Уфа, 2007.
11. Утяшев М. М., Емельянов В. Н. Политическая юстиция БАССР в 1917-1941 г. РИО БашГУ, Уфа, 2008.
12. Утяшев М. М., УтяшеваЛ. М. Теория и история прав человека и гражданских свобод. Хрестоматия в 4-х томах. РИЦ БашГУ, Уфа, 2012.
13. Утяшев М. М. Учение Жан-Поля Марата о народовластии, правах и свобода человека и гражданина // Евразийский юридический журнал. 2009. № 9 (16). С. 101-105.
14. Утяшев М. М. Права человека в системе общечеловеческих ценностей // Вестник Башкирского университета. 2009. № 3. С. 1244-1250.
15. Утяшев М. М. Социально-политические воззрения Жана Поля Марата (часть 1) // Правовое государство: теория и практика.
2009. № 4 (18). С.3-8.
16. Утяшев М. М. Социально-политические воззрения Жана Поля Марата (часть 2) // Правовое государство: теория и практика.
2010. №1(19) С. 42-46.
17. Утяшев М. М. Возможно ли злоупотребление правом? Правовое государство: теория и практика // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 3 (21). С. 14-26.
18. Утяшев М. М. Права человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. № 7. С. 9-12.
19. Утяшев М. М. Das Rechtsbewusstsein der Bevolkerung Russlands aus soziologischer Sicht Recht in Ostmittel, Siidost - und Osteureru Bard 18. Universitat Hamburg-Berlin 2011. P. 65-79.
20. Утяшев М. М., Ивлева Т. В. Конституционное право ребенка на защиту в Европейском суде по правам человека // Вестник Башкирского университета. 2011. № 1. С. 237-241.
************************************************************
- Уважаемый Марат Мухарович, позвольте поздравить Вас с прошедшим юбилеем и поблагодарить Вас за возможность взять у Вас интервью. Вся Ваша сознательная жизнь связана со служением стране, своему народу. Расскажите, пожалуйста, об этапах личностного и профессионального становления.
- Большое Вам спасибо за поздравление! Вы знаете, о себе говорить много не хочется. Считаю, за человека больше должны говорить его дела. Всю жизнь был самым молодым во многих сферах. Среди следователей прокуратуры, заведующих и т.д. И вдруг...! Безо всякого повода подкралась старость.
Основные этапы в жизни такие же как у всех: школа, институт, работа, семья, рождение замечательной дочурки, а впоследствии двух чудесных внуков. Моя профессия и дочь Лия - мои радости. Она стала ученым и пошла по моим стопам: трудится в сфере прав человека. Два моих внука отъявленные озорники, но обещают исправиться.
Современные велосипед и лыжи стали что-то сильно скоростными! А у тех, кто играет в шахматы, продолжительность жизни увеличивается на семь лет. В путешествиях человек постоянно развивается, бесконечно поражаюсь умом и талантом матери Природы.
Большая любовь к людям, окружающему миру, его непостижимость зачастую превалируют над остальными чувствами. Наверное, это в конечном счете и привело меня к истокам гуманизма, к правам человека. Именно данная уникальная философия, ее осознание представляется для меня спасением в сегодняшнем мире.
- Кафедра прав человека, да еще в юридическом ВУЗе - явление неординарное. Как возникла эта идея, и как удалось ее осуществить?
- В конце прошлого века ученые-юристы, склонные к восприятию новых общественных тенденций, заговорили о правовом государстве, гражданском обществе и т.д. В Конституции РФ появились непривычные для догматической юриспруденции такие выражения как социальное государство, а также вторая глава, - полностью посвященная правам человека.
В условиях коренного государственно-правового реформирования российского общества, глубокого изменения правового и политического сознания россиян, резко возросла потребность в квалифицированных юристах, особенно адвокатах, учителях права, правозащитников, государственных служащих, посвятивших себя защите индивидуальных прав граждан. В конце двадцатого столетия ООН неустанно повторяло об обязанностях государств всемерно развивать образование в сфере прав человека.
Еще на Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 году прозвучал призыв ко всем государствам и учреждениям включать вопросы Прав человека, гуманитарного права, демократии и верховенств закона в программы всех учебных заведений и заявление о том, что образование в сфере прав человека должно включать вопросы обеспечения мира, демократии, развития социальной справедливости, как об этом говорилось во всех предыдущих договорах. Такая формулировка проблемы, на наш взгляд, напрямую и в первую очередь была адресована образовательным учреждениям юридического профиля.
К счастью, руководство БашГУ во главе с ректором профессором Харрасовым М. Х. и директором Института права профессором Еникеевым З. Д., являясь настоящими учеными, были готовы к преобразованиям, понимая их важность в быстроменяющемся мире.
При такой поддержке была создана полнокровная, активно действующая кафедра прав человека и политико-правовых учений. Велось преподавание по сквозным предметам для всех студентов Института: «Права человека» на 1 курсе и «Проблемы прав человека» на 5 курсе, наряду с иными 18 специальными дисциплинами юридического профиля.
Сотрудникам кафедры предстояло за короткий срок разработать учебные программы, написать учебники и учебные пособия по новым предметам. И они справились с этой задачей. Первыми крупными работами стали учебник «Права человека в современной России», Хрестоматия по теории и истории прав человека и гражданских свобод в 4-х томах, учебные пособия «Права человека в России: состояние и перспективы», и множество других публикаций.
За время существования на кафедре были подготовлены и защищены 26 кандидатских диссертаций по различным проблемам теории государства и права, конституционного права и политологии.
Считаю своим долгом упомянуть, что первопроходцами в преподавании прав человека, воодушевившими нас были: д.ю.н., проф. Рудинский Ф. М., д.ю.н. проф. Лукашева Е. А., д.ю.н. проф. Глухарева Л. И. и многие другие.
- Как Вы можете оценить опыт работы вашей кафедры?
- Это во всех смыслах уникальный опыт деятельности ВУЗа по преподаванию прав и свобод человека и гражданина. Тем более для юридического профиля. Главной заботой были проблемы кадров и учебников. Кадры «ковались» из лучших студентов и студенток Института права.
Практически сразу кафедра стала выпускающей. Мы гордимся своими студентами, ведь все делалось именно для них. А их, ни много ни мало, за годы существования было выпущено более 700 человек. Со многими поддерживаем связь, некоторые продолжили карьеру на кафедре. И по сей день, продолжаем готовить специалистов в сфере защиты прав человека в рамках магистерской программы «Адвокатская и правозащитная деятельность».
Ряд аспирантов темами диссертационных исследований выбрали права и свободы человека и гражданина. Например, такие как: «Онтология гендерного равноправия» (Ларинбаева И. И.); «Защита прав конституционными судами Земли Бранденбург и Республики Башкортостан «(Юсупова Е. О.); «Защита прав ребенка в Великобритании и России» (Ивлева Т. В.); «Развитие парламентского контроля в России» (Корнилаева А.); «Развитие права частной собственности в России» (Чукаева Г. Х.); «Учение И. Берлина о политической свободе, либерализме и плюрализме» (Акрамова А. Т.); «Создание и правовое обоснование деятельности политической юстиции БАССР в 1917-1941 г.» (Емельянов В. Н.); «Защита прав человека при проведении биомедицинских исследований» (Труха- нова Э.Ф.) и так далее.
За короткое время остепенённость ППС на кафедре превысила 80 %, благодаря многим факторам.
- И действительно, кафедра известна своими научными связями как в России, так за рубежом. Хотелось бы узнать поподробнее.
- Очень много зависит от личностных качеств того, кто занимается наукой прав человека. Это не могут быть равнодушные или черствые люди. Уфимская школа прав человека сложилась благодаря непрерывному обмену опытом с ведущими учеными. Г. Н. Комкова А. Д. Керимов, М. В. Немыти- на, О. И. Цыбулевская, Л. И. Глухарева, А. С. Автономов, Д. С. Велиева, А. В. Малько - вот далеко неполный перечень наших уважаемых коллег, кому мы выражаем свою благодарность и признательность. Чтим память А. Я. Азарова.
Конечно, кафедра обоснованно гордится тесным и плодотворным международным сотрудничеством и контактами, особенно с учеными и юристами-практиками Германии.
Очень содержательный и продуктивный обмен мнениями у нас состоялся в 2003 году в рамках российско-германского коллоквиума «Защита основных прав человека в Земле Бранденбург и Республике Башкортостан» в стенах Потсдамского университета.
Следующий коллоквиум ведущих ученых России и Германии состоялся в Башкирии. Материалы обоих встреч были изданы на русском и немецких языках.
Сотрудничество с немецкими учеными продолжалось и в проведении общероссийских зимней и летней школы прав человека для студентов, аспирантов и молодых ученых, интересующихся проблемами обеспечения прав человека.
Интересно, что отношения некоторых слушателей этих школ продолжается и после наших мероприятий.
Как это могло быть?
Слушатели нашей школы аспирантка Эльвира Мунасы- пова и челябинский парень Кирилл Труханов создали семью правозащитников. Они теперь стали москвичами и успешно работают на этом поприще. Эльвира, например, в аппарате Правительства России.
Моя аспирантки и преподаватели кафедры Ольга Гулина и Резеда Давлетшина после научных стажировок в Потсдамском и Гамбургском университетах нашли свое семейное счастье в Европе, где продолжают успешно работать в сфере прав человека.
- Вы упомянули о магистерской программе «Адвокатская и правозащитная деятельность», идейным вдохновителем и руководителем которой Вы являетесь. Судя по названию, это достаточно редкое направление для магистратуры. Насколько она востребована?
- Когда произошел переход на трехступенчатый образовательный процесс, логично встал вопрос, по какой программе будут востребованы наши дети. Магистерская программа «Адвокатская и правозащитная деятельность» на сегодняшний день является, пожалуй, единственной в регионе программой целенаправленно подготавливающей профессиональных адвокатов. Недавно она была обновлена. Изменения основываются на предшествующем опыте обучения и взаимодействия с работодателями и их пожеланиях относительно выпускников. Ими являются Адвокатская палата РБ, Гильдия адвокатов РФ, судебные и иные государственные органы. При участии ведущих экспертов, ученых программа дополнена такими предметами, как «Адвокат в Европейском суде по правам человека», «Адвокат в сфере недвижимости и кадастра», «Адвокат по семейным и наследственным делам», «Доказательственное право», «Адвокат по антимонопольным делам» и ряд других. В итоге, все дисциплины представляют собой стройную и логичную подготовку к сдаче экзамена на приобретение статуса адвоката в любом регионе РФ. Мы стараемся привлекать к преподаванию лучших. Профессора Ф. М. Раянов, А. В. Попова, Г. М. Азнагулова, А. Н. Халиков, А. А.Тарасов, З. В. Баишева всегда знают, как привлечь и заинтересовать наших студентов. Кроме того, привлекаем известных практикующих юристов, адвокатов, нотариусов, т. е. узких специалистов, приносящих неоценимый опыт студентам.
И мы видим результаты. Радует то, что стабильно набираем группу магистрантов. Поступают люди более взрослые и имеющие опыт практической работы. Они ценят знания и повышают свои профессиональные перспективы.
Выпускники успешно трудоустраиваются, по магистерской программе их также немало.
- Марат Мухарович, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию с преподаванием прав человека?
- Радостных фактов немного. Преподавание прав человека держится только на энтузиазме истинных подвижников. Соответственно обстоит дело и с обеспечением прав и свобод граждан. Процесс обоюдо-взаимосвязанный.
С образованием вообще происходит что-то невообразимое и странное. Быть профессором - вдруг стало не престижно. В светском и конституционном государстве в школах нет места изучению Основного закона страны, основам правоведения и государственного строительства.
О правах и свободах человека и гражданина следовало бы преподавать не только и столько, будущим юристам, но и всем учащимся, в любом учебном заведении. Ведь речь идет о самой высшей ценности, чем обладает государство. И потому, каждая личность должна осознавать, что человек - его права и свободы являются высшей ценностью.
Мы старались внедрить это в сознание граждан. После 15 лет существования, кафедра прав человека была объединена с кафедрой теории государства и права. Несмотря на это ведется сквозное преподавание прав человека на всех формах обучения, создана и успешно функционирует вышеупомянутая магистерская программа, стараемся не унывать.
- Но в Ваших глазах нескрытая печаль...
- Дело в том, что слова «права человека» вызывают у некоторых людей неприятие и даже раздражение. Это просто непостижимо. Но еще хуже, что и некоторые «правоведы» не воспринимают эту категорию. Как будто бы «право» может быть без субъекта прав - человека.
Теперь в составе большой и авторитетной кафедры, наряду с теорией государства и права, философией права, мы изучаем возможности обеспечения прав человека в диалоге государства и гражданского общества.
- А как это связано с практическим состоянием дел в сфере прав человека?
- Отношение к правам человека является индикатором отношения государственной власти к своим гражданам, уважения их чести и достоинства, заботы об их благополучном существовании.
Отношение к правам человека является показателем цивилизованности. Сладкое слово «свобода» остается единственным притягательным символом для любого человека.
Среди всех общечеловеческих ценностей «права человека» занимают главенствующее положение. Вся теория прав человека базируется на уважении личности, его прав. На этом принципе должна базироваться вся система права и его применение. И нет на Земле ничего дороже человеческой личности и его прав. Критическое или неуважительное отношение к правам человека, весьма распространено в современном обществе, есть плод незрелой мысли!!!
Здравый человек не может быть противником его личных прав и свобод, не должен обрекать себя на участь раба и невольника. Незыблемым остается конституционный императив: человек, его права и свободы являются высшей ценностью!
- В нашей стране немало, согласитесь, различных государственных и негосударственных структур. В чем же проблема?
- Проблема не в их количестве, хотя и в этом тоже. Проблема в эффективности их деятельности. Наиболее показателен институт Уполномоченного по правам человека. Руководителями федерального уровня были назначены высокообразованные, гуманные, уважаемые люди. Мне посчастливилось сотрудничать в роли эксперта при Уполномоченных Э. Панфиловой и В. Лукине. Достойнейшие люди!
Но у уполномоченного весьма ограниченные полномочия. Они, знатоки множества существующих проблем в общественной жизни, могли бы обладать правом законодательной инициативы. С федеральным уполномоченным полезно было бы согласовывать кандидатуры региональных уполномоченных, многие из которых явно не претендуют на лавры правозащитников.
Раз уж заговорили об этом: явно противоречит конституционному принципу и то, что в ряде субъектов РФ нет Уполномоченного по правам человека, нет конституционного суда... Несложно было бы это устранить императивной формулировкой в соответствующих законах необходимость создания подобных институтов.
Кратенько об институтах гражданского общества. Очень печально, что страна пошла по пути их искоренения. Банальным является истина, что в сильном государстве - сильны институты гражданского общества.
- Что для Вас значат «Права человека»? Предмет вашего научного исследования или.?
- Образ жизни, которым определяется вся сущность жизни на земле. Я полностью разделяю точку зрения Французской Декларации прав человека и гражданина: «единственными причинами народных бедствий и развращенности правительства являются незнание, забвение или презрение прав человека».
Не могу не восхищаться мудростью всеобщей Декларации прав человека, которой в эти дни исполняется 70 лет! Мы, кстати, традиционно в декабрьские дни проводим научнопрактические конференции различного уровня, посвященные Всемирному Дню прав человека. Каким гимном человеческой личности звучит первая статья международного документа:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»!
В Декларации сконцентрирована вся мудрость бытия всего в тридцати статьях.
Соблюдай и претворяй в жизнь и не будет ни вражды и войн, нищеты и страданий!
Интервью брали: