№ 1 (128) 2019г.
A. T. KARASEV:
ABOUT THE NATURE OF REPRESENTATIVE GOVERNMENT
Interview with Ph.D. in Law, Professor Anatoliy Tikhanovich Karasev
Визитная карточка:
Карасев Анатолий Тиханович - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета.
Член квалификационной коллегии судей Свердловской области. Имеет ведомственные награды, в том числе, медали «За безупречную службу» III степени, «За отличие в службе» I и II степени, а также знак Министерства образования Российской Федерации «За развитие научно-исследовательской работы студентов».
Сферу научных интересов профессора А.Т. Карасева составляют публичная власть, представительная власть, конституционноправовой статус депутатов, основные права и свободы граждан в сфере народовластия, избирательное право, местное самоуправление, конституционно-правовая ответственность. В своих работах А.Т. Карасев большое внимание уделяет проблемам представительной власти на различных уровнях территориальной организации государства, рассматривает конституционно-правовой статус депутата, анализирует его место и роль в системе представительной власти.
Под научным руководством Анатолия Тихоновича Карасева подготовлено и защищено 17 кандидатских диссертаций. В настоящее время осуществляется научное консультирование и руководство подготовкой докторской и 3 кандидатских диссертаций. Анатолий Тиханович Карасев имеет более 100 научных и учебно-методических работ.
- Уважаемый Анатолий Тиханович, Вы рассматриваете представительную власть как важное звено публичной власти, при помощи которого народ осуществляет свои суверенные права?
- В конституционном праве нет однозначности в подходах к пониманию представительной природы власти. Единый термин заменяют такие понятия как представительная власть, представительная природа, представительная демократия, представительность. Часто представительную власть считают неотъемлемым атрибутом демократически организованной публичной власти, но никак не обосновывают это утверждение. Полагаю, что представительная власть должна рассматриваться как звено публичной власти, при помощи которого народ осуществляет свои суверенные права. Так формируется особый характер связи народных представителей с избирателями. Основными же учреждениями для их осуществления являются государственные и муниципальные органы. С их помощью реализуются права людей на выборность и представление интересов народа; коллегиальность по составу, порядку выработки и принятия решений. Только в своей совокупности соответствующие учреждения могут считаться органами народного представительства. Отдельные свойства привносят лишь определенные элементы отношений представительства в органах власти. Так, например, от качества и направленности избирательной системы зависит уровень представленности гражданского общества в органах власти. Выборность определяет особое место представительных органов власти, их тесную связь с обществом. Демократическое избрание депутатов позволяет гражданам выразить свою сопричастность, способствует установлению связи между народными представителями и избирателями. Качество представительности имеет особый порядок формирования органов представительной власти, который сосредоточивает в них различные интересы граждан. Такие свойства как выборность, коллегиальность, особый характер связи народных представителей с избирателями должны быть характерны для любого подлинно представительного органа.
Отсюда, под представительной властью следует понимать вид публичной государственной и муниципальной власти, которая осуществляется выборными органами - коллегиальными по составу, порядку выработки и принятия решений. Они призваны представлять интересы граждан соответствующих политико-территориальных образований при осуществлении всех своих властных полномочий. Если органы публичной власти обладают вышеперечисленными свойствами, они могут характеризоваться как представительные органы.
- Означает ли суверенитет народа безграничность народовластия, общенародной воли?
- Конечно, нет. Народовластие имеет свои пределы. Прежде всего, оно ограничено режимом конституционной законности. Поскольку Конституция РФ принята на всенародном референдуме, то можно сказать, что народ сам ограничил свою волю, поставив Конституцию РФ выше своего текущего волеизъявления. Пределы народного волеизъявления могут быть пересмотрены, но в рамках изменения конституционного текста.
- По Вашему мнению, народовластие - это проявление публичной власти в государстве?
- Да, это государственная или муниципальная публичная власть. Государство в юридическом смысле есть политико-правовая фикция, которая оформляет правосубъектность первичного субъекта власти народа государства. Правосубъектность самого государства «оживляют» государственные органы, но они в этих отношениях действуют как правопредставители государства, а значит и народа. В рамках осуществления публичной власти складывается конституционно-правовое отношение между первичным субъектом публичной власти - народом и аппаратом публичной власти, которая осуществляет власть в режиме представительства. Это означает, что власть не только принадлежит народу, но и осуществляется им в различных формах и под его контролем. Конституция России нацелена на обеспечение реального участия народа в осуществлении задач государственной власти, в том числе в сфере подготовки, принятия и контроля за принятыми решениями.
- Анатолий Тиханович, проблема народного представительства в органах власти долгое время являлась «камнем преткновения» различных политических групп и слоев общества. Вы рассматриваете представительную власть как форму реализации права граждан на народное представительство и анализируете данную власть через характеристику содержания народного представительства?
- Да, народное представительство как способ существования публичной власти в общественно-политической практике осуществляется через систему органов власти. Это значит, что представительная демократия реализуется через органы народовластия. Орган народовластия - это предусмотренный нормами права способ осуществления опосредованного народного волеизъявления на основе принципа представительства. Как отмечал О.Е. Кутафин «народовластие необходимо рассматривать и как организационный принцип обладания властью и ее осуществления». Принцип народовластия имеет основополагающее значение для определения формы государства, порядка формирования органов государственной власти, их взаимоотношения и функционирования. В Конституции РФ закреплено, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Кроме вышеизложенного, действующая Конституция Российской Федерации и текущее законодательство предусматривают три организационно-правовых формы реализации властных полномочий народа. Это прямое народовластие, народное представительство, а также «непредставительские» формы участия граждан и других участников политического процесса в осуществлении публичной власти в сфере представительной демократии. Одним из видов органов народовластия, согласно Конституции РФ, являются органы государственной власти. Конституционноправовой статус этих органов установлен действующей Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Компетенция и порядок деятельности органов государственной власти регламентируются значительным числом текущих законодательных актов. Единство системы государственной власти установлено в Основном законе России и определяет субординацию этих органов власти и принципы взаимоотношений между ними.
Понятие государственной власти персонифицировано. В нем присутствует действующий субъект - народ, а также государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым народ делегирует свою власть. Соответственно, такого рода властью принято считать возможность народа и государства оказывать воздействие на поведение людей и на происходящие в обществе процессы. Это достигается с помощью убеждения или принуждения.
- Исходя из современного понимания сущности органов государственной власти, можно ли утверждать, что законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета?
- Считается само собой разумеющимся, что законодательную власть осуществляют представительные органы. Однако в научной литературе хоть и не часто, но можно встретить размышления на тему представительной сущности законодательной власти. Действительно ли она представительная и связана с обществом? Как эта представительная сущность воплощается в законодательстве? Обеспечивает ли она надлежащее функционирование органа законодательной власти? Совокупность этих вопросов характеризует природу и механизм демократической государственной власти.
В качестве гипотезы следует сказать, что именно в представительной сущности власти, в ее адекватном отношении к многогранным социальным потребностям, своевременном и полном их переводе в правовое регулирование, содержатся важнейшие проблемы демократии. Демократия, народовластие означают, что власть не только принадлежит народу, но и полностью им осуществляется. Тем самым обеспечивается реальное участие населения в выполнении задач государственной власти и многообразных функций управления. Это касается, в том числе, подготовки, принятия и контроля за принятыми решениями. При этом используются две основные формы демократии - непосредственной и представительной. Представительная демократия означает решение выборными представителями наиболее важных государственных и общественных дел.
Можно отметить, что исходный способ складывания компетенции органов публичной власти - это конституционное правонаделение. Многонациональный народ российской Федерации является субъектом, который наделяет органы публичной власти полномочиями. По сути, об этом же пишет и Б.С. Эбзеев. По его мнению, народ передает государству не саму власть, а право на ее осуществление. При таком подходе все органы публичной власти осуществляют представительное властвование, имеют природу представительных учреждений. Такая широкая трактовка представительного правления не противоречит позиции, согласно которой качество представительности выделяет органы законодательной (нормотворческой) власти в аппарате публичной власти.
- Роль народных избранников в политической жизни общества переоценить сложно. У народа должны быть свои представители, выражающие его мнение. При этом необходимо помнить, что эти избранники сами являются его неотъемлемой частью. Однако, механизм реализации полномочий депутата до сих пор представляет собой научную и практическую проблему. Какие ее аспекты, на Ваш взгляд, наиболее актуальны?
- Вы совершенно правы, проблема понятия конституционно-правового статуса депутата, его структуры и содержания до настоящего времени остается одной из требующих пристального внимания и рассмотрения. Это объясняется, прежде всего, тем, что в конституционно-правовом статусе депутата в определенной степени находит свое правовое опосредование идея представительного народовластия. Основу конституционно-правового статуса депутата, несомненно, составляют полномочия депутата. Они состоят из его прав и обязанностей в сфере реализации собственно представительного народовластия, именно через них обеспечивается представление интересов граждан при осуществлении функций представительной власти.
В правах и обязанностях депутата фиксируются определенные стандарты поведения, которые государство считает обязательными и целесообразными для нормального функционирования представительной системы. Кроме того, раскрываются основные принципы взаимоотношений между обществом и государством, представителями и представляемыми. Все другие элементы, которые образуют конституционно-правовой статус депутата, группируются и объединяются вокруг его прав и обязанностей.
Важным средством легитимации органов власти и избранных в эти органы лиц является конституционноправовое регулирование депутатской деятельности в отношении народовластия. Это касается установления модели депутатского мандата, закрепления его конституционно-правового статуса. Таким образом, конституционно-правовой статус депутата как производный от конституционно-правового статуса гражданина в сфере народного представительства представляет собой системно-интегрированный феномен. Его сущность проявляется в опосредованном политико-правовой природой депутатского мандата структурном единстве составляющих его элементов.
Следует подчеркнуть, что, во-первых, депутатский мандат является средством, связующим депутатов или депутатский корпус с гражданами, прежде всего, в лице избирательного корпуса, в рамках конституционного принципа народовластия. Главное целевое предназначение депутатского мандата - обеспечение режима подлинного народовластия при осуществлении представительной власти.
Во-вторых, депутатский мандат опосредует взаимодействие граждан и депутатов. Оно имеет форму конституционно-правового отношения. В нем праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов, депутатского корпуса обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти.
В-третьих, депутатский мандат содержательно включает в себя обязанность депутата обеспечивать реализацию права граждан на представительство в сфере осуществления публичной власти. Она может как соединяться, так и не соединяться с дополнительными требованиями, которые избиратели адресуют депутатам. Поэтому депутатский мандат следует рассматривать как обобщенную концептуальную основу правовой модели депутатской деятельности, которая определяет основное содержание иных ее элементов.
- Принимаемые на основе Конституции России законы часто опираются на волю незначительной части населения, но распространяются на всех граждан страны. Воля части населения посредством закона становится всеобщей, и ее осуществление возлагается на исполнительную власть. Не является ли такое положение источником трудностей, с которыми постоянно сталкивается исполнение законов?
- В принимаемых законодательных актах довольно часто нет всеобщей воли, а значит, большая часть населения их просто может не принять. К тому же надо иметь в виду, что в самом законодательном органе законы зачастую принимаются простым большинством. Императив демократии говорит о том, что в законах должны быть представлены интересы и закреплена воля народа. На практике же, как мы видим, действующее законодательство существенно ограничивает не только участие народа в осуществлении представительной власти, но и в контроле за ее деятельностью в интересах народа. Существующая в настоящий момент система свободного депутатского мандата не способствует деятельности представительной или законодательной власти в интересах народа, принятию решений с учетом мнения большинства народа, который не может заставить депутатов действовать во благо народа, а не отдельных личностей из числа той или иной партии. При этом важно иметь такие организационно-правовые механизмы, которые бы позволили гражданам влиять на позицию депутатов, на процесс улавливания ими реальных социальных запросов.
В целях повышения эффективности действующей представительной и законодательной власти видится необходимым изменение природы депутатского мандата. Необходимо ввести императивность выражающуюся в возможности отзыва депутатов, которые ненадлежащим образом осуществляют свои полномочия. Например, не участвуют в работе представительно-законодательного органа, блокируют его работу и т.п. Отзыв депутата может осуществляться либо избирателями соответствующего округа, либо, если депутат представляет политическую партию - отказ в доверии всей партии.
- Общество далеко не безразлично к работе тех, кому доверило депутатский мандат. Речь идет о представлении интересов граждан и защите их интересов в самой демократичной ветви государственной власти - законодательной. Насколько отчетливо представляют себе свою ответственность за деятельность сами народные избранники?
- Современная избирательная система, доминирование «свободного мандата» ведет к определенному отчуждению депутатов от избирателей. В связи с этим одна из главных проблем механизма эффективного воздействия на депутатский корпус заключается в ответственности депутатов за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих конституционно-правовых обязанностей. Она основывается на принципе признания ответственности государства как субъекта права перед гражданами.
Проблема совершенствования института конституционно-правовой ответственности депутатов является проблемой обеспечения эффективности правовых основ народного представительства. Она включает в себя необходимость соотнесения ее с неприкосновенностью депутатов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда России депутатскую неприкосновенность нельзя интерпретировать как установление общего конституционно-правового принципа, исключающего юридическую ответственность депутатов. Особенностью конституционно-правовой ответственности депутатов является ее ярко выраженная политическая окраска. Как отмечает С.А. Авакьян, государственно-правовые отношения представляют собой разновидность политических отношений и возникают в связи с осуществлением государственной власти народа. Поэтому их участники несут политико-правовую ответственность за свои действия. В этом плане об институте конституционно-правовой ответственности депутатов можно говорить как об одном из важных обеспечительных правовых инструментов представительного народовластия.
- Представительная природа конституционно-правового статуса депутата предполагает не столько формальное исполнение депутатских полномочий, сколько достижение конечного результата депутатской деятельности. Неполучение намеченного результата может стать основанием ответственности народных избранников?
- Полагаю, вполне. В противном случае, вопреки государственным и общественным интересам, формально неэффективное исполнение депутатских полномочий освобождало бы народных представителей от ответственности.
Сложность заключается в том, что в конституционном законодательстве до настоящего времени не нашли должного закрепления конституционные права и обязанности депутатов того или иного уровня представительной власти, злоупотребление которыми или невыполнение которых является основанием для наступления конституционно-правовой ответственности народных избранников. Такое положение дел ведет к дисфункциям власти в сфере представительной демократии.
Однако отзыв депутата предусмотрен законодательством субъектов Российской Федерации. Это противоречие породило конфликтную ситуацию, которую разрешило постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года, в котором Конституционный Суд посчитал, что субъект Российской Федерации вправе учредить институт отзыва депутата представительного органа, рассматривая его в качестве одной из форм непосредственной демократии.
Предусмотренный законодательством ряда субъектов Российской Федерации порядок отзыва депутатов возможен только в условиях мажоритарной избирательной системы, когда избиратели голосуют за конкретного депутата. А как быть с теми депутатами, которые избраны на основе пропорциональной избирательной системы? Складывается ситуация, при которой часть депутатов несут ответственность перед избирателями в виде отзыва, а другая - нет. Фактически политические партии в лице своих депутатов не несут ответственности перед избирателями за реализацию предвыборной программы.
Конституционно-правовая ответственность регламентируется весьма фрагментарно. Поэтому механизм данной ответственности нуждается в дальнейшем совершенствовании путем разработки и возможного принятия федерального закона «Об общих принципах конституционно-правовой ответственности депутатов представительных органов власти». В данном законе могли бы быть установлены единые подходы к системе оснований, видам санкций конституционно-правовой ответственности депутатов, процедуре их применения как на федеральном, так на региональном и местном уровнях. Конкретизацию можно предусмотреть в федеральном и региональных законах о статусе депутатов представительных органов соответствующего уровня власти.
- О какой ответственности депутата может идти речь, если народные избранники оградили себя системой юридической неприкосновенности?
- Как верно отметил Б.С. Эбзеев, неприкосновенность депутата вытекает из института народного представительства. Депутат - не частное лицо, он представляет суверенный народ, и потому все иные власти и органы государства ограничены в своих действиях в отношении одного из носителей суверенитета народа.
Депутатская неприкосновенность в законодательстве разных стран понимается по-разному. Во-первых, ее рассматривают как парламентский иммунитет. Это значит, что депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Во-вторых, под ней разумеют парламентский индемнитет как неответственность депутата за свои выступления в парламенте и за действия, которые он поддерживал своим голосованием, даже если затем эти действия будут признаны противоправными. Индемнитет также означает и депутатское вознаграждение за парламентскую деятельность. В-третьих, неприкосновенность понимается как гарантия, которая охватывает как иммунитет, так и индемнитет.
Депутатский иммунитет следует рассматривать как депутатскую неприкосновенность. Ее смысл заключается не в том, чтобы освободить депутата от ответственности за совершенные правонарушения, а в том, чтобы создать нормальные условия для осуществления объективно конфликтной депутатской деятельности.
Традиционно законодатель рассматривает парламентскую неприкосновенность в российском конституционном праве как наиболее широкое по объему понятие. Как правовые гарантии народных представителей относительно привлечения к юридической ответственности в ходе парламентской деятельности. Они включают как депутатский иммунитет - неприкосновенность в узком смысле, так и парламентский индемнитет, то есть неответственность. Этим можно объяснить отсутствие положений, которые бы закрепляли невозможность привлечения депутата к ответственности за высказанные мнения, выражение позиции при голосовании и другие действия, которые связанны с осуществлением депутатских прав и обязанностей.
- В своих работах Вы последовательно отстаиваете позицию о том, что депутатский мандат не является частью конституционно-правового статуса депутата. Он выступает средством, которое связывает депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Как Вы определяете место депутатского мандата в правовой модели депутатской деятельности?
- Основное целевое предназначение депутатского мандата - обеспечение режима подлинного народовластия во взаимодействии граждан и их полномочных представителей при осуществлении представительной власти. Данный подход позволил выделить и обосновать такую категорию как правовая модель депутатской деятельности. В качестве ее структурных элементов рассматриваются: депутатский мандат, конституционно-правовой статус депутата, принципы депутатской деятельности, основания приобретения и прекращения статуса депутата и другие.
Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата. Он выступает юридической основой осуществления функций представительной власти как вида публичной власти. Депутаты наделяются им в результате выборов. Депутатский мандат несет в себе не только юридическое, но и моральнонравственное, этическое содержание. Отсюда одной из важных задач анализа деятельности депутатов, ее правового регулирования, является выяснение природы и содержания депутатского мандата.
Депутатский мандат определяет принципиальное место депутата в его отношениях с гражданами, их организованными и иными объединениями. Приобретение лицом депутатского мандата является основанием возникновения у него специального конституционно-правового статуса депутата. Конституционно-правовой статус депутата и иные элементы правовой модели депутатской деятельности выступают в качестве способа конкретизации депутатского мандата. По сравнению с элементами, которые образуют конституционно-правовой статус депутата - среди них права, обязанности, гарантии, ответственность, депутатский мандат является более устойчивым политико-правовым образованием. Наделяются депутаты соответствующим мандатом в результате их избрания или иной правонаделительной процедуры.
В зависимости от носителя мандата можно выделять и совокупные мандаты избирательных объединений и депутатского корпуса в целом. Они накладываются на индивидуальные мандаты избранных в эти органы депутатов.
Субъектами прямых отношений с гражданами могут быть не только отдельные депутаты и избирательные объединения. Общедепутатские коллегии в целом могут обеспечивать право граждан, народа, населения на представительство. Мандат депутатского корпуса представительного органа власти конкретизируется, прежде всего, в конституционно-правовом статусе данного органа. В частности это касается его ответственности перед гражданами, избирателями.
Выделение мандата депутатского корпуса всех представительных органов страны имеет скорее не юридическое, а социально-политическое значение. Оно позволяет оценить эффективность действий депутатского корпуса в целом в интересах граждан, народа страны.
Таким образом, можно отметить, что, во-первых, депутатский мандат является средством, который связывает или депутатский корпус с гражданами в рамках конституционного принципа народовластия. Главное целевое предназначение депутатского мандата - обеспечение режима подлинного народовластия при осуществлении представительной власти. Во-вторых, депутатский мандат - это определенная форма конституционно-правового отношения. Праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, однако эти полномочия исходно принадлежат первичному субъекту первичной власти. Соответственно депутатский мандат содержательно включает в себя два аспекта: обязанность депутата обеспечивать полноценную реализацию права граждан на представительство в сфере осуществления публичной власти, а также ту или иную модель взаимоотношений депутата и граждан после выборов.
- Как Вы определяете роль российских органов представительной власти в евразийских интеграционных процессах?
- Россия является одним из активных сторонников интенсификации евразийских интеграционных процессов. Они призваны увеличить экономический потенциал всех государств-участников и создать условия для решения общих социальных проблем. Федеральное Собрание Российской Федерации уделяет вопросам евразийской интеграции первостепенное внимание. Именно Евразийский экономический союз дает возможность рассматривать современное евразийское пространство как уникальную площадку для обмена опытом, создания единого правового пространства, формирования новой интеграционной правовой базы. Главная цель органов публичной власти в евразийской интеграции состоит в том, чтобы на фундаменте мировых интеграционных технологий выстраивать технологии экономической и хозяйственной самостоятельности.
- Какие, на Ваш взгляд, возникают проблемы в результате евразийской интеграции?
В наращивании объединительного потенциала Евразийского экономического союза сохраняется ряд проблем. Их необходимо решать органам публичной власти Российской Федерации при помощи унификации и гармонизации национального законодательства, приведении национальных законов в соответствие с евразийской договорно-правовой базой.
- Спасибо, уважаемый Анатолий Тиханович, за беседу, уверены, что Ваши идеи найдут поддержку у читателей ЕврАзЮж, ученых, деятелей стран нашего Евразийского экономического союза. Позвольте от себя лично и от имени ЕврАзЮж поздравить Вас с 65-летним юбилеем, пожелать крепкого здоровья и новых творческих свершений!
- Большое спасибо за поздравление! Желаю Евразийскому юридическому журналу и всем коллегам успехов в Новом 2019 году!
Интервью брали: