№ 8 (135) 2019г.
JONI AASI
PALESTINE AND INTERNATIONAL LAW
Interview with Joni Aasi, professor of public law and political science, head of the Department of democracy and human rights of UNESCO, an- Najah University (Nablus, Palestine)
Визитная карточка
Доктор Джони Ааси - профессор публичного права и политических наук Университета Ан-Наджах (An-Najah, Наблус, Палестина), заведующий кафедрой демократии и прав человека ЮНЕСКО этого же университета. Он получил высшее образование во Франции, а в 2000 году защитил диссертацию (Ph.D.) в сфере публичного права и политических наук в Университете им. Жана Мулена (Jean Moulin, Лион) на тему «Парадигмы перед вызовом времени: восприятие распада советской империи политологами и историками».
В настоящее время сфера его научных интересов включает международное право, гражданство, государственность, конституционные трансформации, демократические процессы, экологическое право. Он работал в Университете Бирзейт (BirZeit), был приглашенным профессором в Институте политических исследований (Лион, Франция), Университете Ренн-2 (Франция), Университете Палермо (Италия), привлекался в качестве эксперта Палестинской национальной администрацией, а также международными и национальными неправительственными организациями, в том числе Всемирной организацией здравоохранения, ЮНЕСКО, Палестинской гидрологической группой, Центром коммунальных услуг (Ан-Наджах) и др.
***************************************
- Вы работали деканом юридического факультета, а в настоящее время возглавляете кафедру ЮНЕСКО в Университете Ан-Наджах (An-Najah) в Наблусе (Палестина). Расскажите, пожалуйста, о Вашем университете и Вашей кафедре.
- Университет Ан-Наджах является самым большим среди 14 университетов, находящихся на оккупированных палестинских территориях. В нем учится 23305 студентов; среди них 62 % - девушки, 10 % - магистранты (Master) и докторанты, 9 % - студенты, не являющиеся палестинцами. Педагогический состав состоит из 1298 преподавателей, - то есть мы имеем одного профессора на 18 студентов. В университете работают 13 факультетов, предлагающих 90 программ лицензиата (Licence); 23 программы специалитета и 62 программы магистратуры и докторантуры.
Стоит отметить, что расходы на учебу в Палестине - довольно велики, тогда как социально-экономическая ситуация в силу оккупации и связанных с ней ограничений является весьма тяжелой. В этой связи в течение 2017/2018 гг. Университет предоставил стипендии 42 % студентов.
Что касается кафедры ЮНЕСКО, то у нее есть два приоритета. Во-первых, она осуществляет проекты, связанные с вовлеченностью Университета в жизнь палестинского общества, - такие как проект, касающийся права на жилье в районе Наблуса; проект, касающийся права на электричество и коммунальные услуги в Зоне C, и проект, касающийся права на воду. Другие проекты национального масштаба касаются экогражданства и учреждения комитета против пыток (Стамбульский протокол). Во-вторых, она организует конференции. За последние годы были проведены пять больших конференций, посвященных экономике сопротивления, конституционному праву, праву на натуральные ресурсы и воду. Мы также организовали 40 учебных дней и мини-конференций, посвященных различным предметам, - от критики прав человека до политического лидерства и альтернативных валют.
- Каковы особенности юридического образования в арабских странах? Влияет ли особый статус Палестины на университетское образование?
- На мой взгляд, юридическое образование в арабском мире страдает в силу авторитарного контекста, в рамках которого независимость судебной власти не обеспечивается должным образом. Это объясняет трудности, испытываемые при формировании научных позиций и критических интерпретаций. Оккупация, которую Макиавелли определял, как отвратительную тиранию, формирует еще более тяжелый контекст. Израильская оккупация в этом смысле - не исключение. Палестинским университетам долгое время запрещали открывать юридические факультеты, - все они были созданы относительно недавно: юридический факультет в университете Аль-Гудс Абу Дис (Al Guds Abu Dis) - в 1994 г., факультет в университете Ан-Наджах - в 1995 г., факультет в университете Бирзейт (BirZeit) - только в 2004 г. Именно поэтому правовую культуру необходимо расширять и углублять, особенно в области международного права, нарушения которого являются частью повседневной жизни палестинцев и проявляются не только в оккупации как таковой, но и в подавлении и угнетении (конфискация земель и ограничения передвижения палестинцев), а также в применении поселенцами насилия по отношению к палестинцам и их имуществу.
- В настоящее время Вы занимаетесь вопросами защиты прав палестинцев в Израиле. Расскажите, пожалуйста, в чем суть проблемы и каковы варианты ее решения?
- Израильские авторы часто говорят о демократической природе Государства Израиль и о том, что оно является правовым государством. Но его правовая система благоприятствует только еврейским гражданам, в то время как на практике существует дискриминация палестинского сообщества 1948 г., составляющего 20 % населения. Следует подчеркнуть, что в результате применения силы палестинское сообщество стало меньшинством в своей собственной стране. Речь идет о коренном народе, которому международное право предоставляет право на самоопределение. В докладе правительственного комитета под председательством судьи Теодора Орра (Theodore Orr), который был посвящен подавлению восстания палестинцев 1948 г., выражавших солидарность со своими братьями на оккупированных территориях, указано: «Арабское население Израиля представляет собой коренное сообщество, которое рассматривает себя как находящееся под властью большинства, состоящего из иммигрантов, что предполагает перспективу усиливающихся трений». На последних законодательных выборах дискриминация против палестинцев была краеугольным камнем пропаганды правых политических партий, таких как Ликуд (Likud, «Консолидация») и Исраэль Бейтену (Yisrael Beitino, «Наш дом - Израиль»), в то время как оппозиция требовала четкого определения позиции по отношению к палестинскому населению. В ходе выборов некоторые журналисты и политики говорили о необходимости большего участия палестинского населения в публичной жизни, - и эти мнения не были маргинальными.
- 19 Июля 2018 г. Кнессет Израиля принял Основной Закон «Израиль - национальное государство еврейского народа». Не могли бы Вы прокомментировать это событие?
- Действительно, принятие данного закона является очень важным событием. Ст. 2 определяет еврейские символы как символы государства; ст. 8 - еврейский календарь как официальный календарь, ст. 9 - День Независимости и День Памяти как официальные выходные дни. Ст. 7 устанавливает, что государственные ресурсы должны использовать для развития еврейских сообществ и поселений. Эти преимущества сопровождаются отсутствием упоминаний о палестинском меньшинстве. Ст. 1 предоставляет исключительное право на самоопределение еврейскому народу на «Земле Израиля», не уточняя ее границ. Арабский язык отныне не является официальным; его место в официальных институтах определяется законом.
Данный закон, таким образом, закрепляет политику этнического контроля и исключения, реализуемую по отношению палестинцам, проживающим в Израиле. По сути, он знаменует переход от дискриминации скрытой, проявляющейся преимущественно в социальных практиках, к дискриминации институциональной, основанной на колониальной модели и модели апартеида. Следует отметить, что закон вызвал критику не только со стороны самих палестинцев, но и со стороны некоторых сионистских партий.
В Верховный Суд Израиля поступило семь возражений против данного закона, связанных с его противоречием принципу равного гражданства. Так, в возражении, сформулированном сообществом друзов, делается акцент на равенстве граждан, находящихся на военной службе; в возражении, сформулированном сообществом бедуинов, подчеркивается, что поощрение переселенческой политики нарушает права собственности и повлечет за собой изменение этнического баланса в пустыне Негев и Галилее. Левая партия Меретц (Meretz) утверждает, что данный закон нарушает принцип пропорциональности, закрепленный в ст. 8 Основного Закона о свободе и достоинстве индивида 1992 г. Еще одно возражение было сформулировано 57 еврейскими интеллектуалами, выходцами из исламских стран (писатель Сами Михаэль, социолог Иегуда Шенхав, активист Роберт Абрагиль и др.), - в нем подчеркивается значение арабского языка для палестинского меньшинства и еврейской культуры.
- Что Вы можете сказать о гражданстве палестинцев, проживающих на оккупированных территориях (Сектор Газы и Западный Берег), и их политических правах?
- Это очень важный вопрос, над которым мы работаем совместно с моим российским коллегой - профессором Владиславом Толстых. Согласно ст. 5 Палестинской национальной хартии 1968 г. палестинцами являются арабы, обычно проживавшие в Палестине до 1947 г., а также лица, рожденные после этой даты от палестинского отца. В 1995 г. Палестинская Администрация составила проект Закона о гражданстве, составленный по модели Иорданского закона о гражданстве 6/1954, который не распространялся на палестинцев, живущих в диаспоре, и не регулировал их натурализацию. В соответствие с распространенной арабской концепцией гражданство рассматривалось как дар государства, а не индивидуальное право; исполнительной власти были предоставлены широкие полномочия по его предоставлению, не подлежащие судебному контролю. Проект не был принят и в последующем Администрация сознательно отказывалась от регулирования этого вопроса, исходя из того, что гражданство относится к государству, а палестинское государство пока еще не существует и не может быть создано под израильской оккупацией. Основной Закон, принятый Палестинским Советом в 2002 г., также не регулирует вопросов гражданства, но лишь предусматривает, что они будут регулироваться законом (ст. 7). Таким образом, в настоящее время основная часть палестинцев, проживающих на своей родине, не имеет регулярного гражданства.
Сказанное, однако, не означает, невозможности закрепления нового типа гражданства, отражающего принадлежность к нации, стремящейся к самоопределению. Данное гражданство может выполнять функцию идентификации соответствующей нации и способствовать решению проблемы самоопределения. Правовой основой для него мог бы служить решение короля Великобритании 1925 г. и статус государства-наблюдателя при ООН. Это гражданство можно сравнить с европейским гражданством. Во-первых, оно является переходным, - в том смысле, какой имел в виду Этьен Балибар, - т.е. результатом усилий самих палестинцев, направленных на создание собственной идентичности и собственных институтов. Во-вторых, оно представляет собой определенный вызов суверенитету в том смысле, что предполагает одновременно и территориальный аспект, и аспект, относящийся к трансцендентному существованию нацию. Это гражданство может иметь значение и в отношениях, связанных с участием народа в управлении оккупированными палестинскими территориями, и в отношениях, связанных с самоопределением. В первом случае оно предоставляло бы политические права всем жителям данных территорий и легитимировало бы их статус. Во втором случае оно усиливало бы право на возвращение. Иными словами, оно отражало бы предварительный общественный договор, определяющий, помимо прочего, концепцию будущего палестинского государства. При определении лиц, имеющих право на данное гражданство, могут использоваться подходы, закрепленные в законах о возвращении Германии, Испании, Израиля, восточноевропейских государств и др. Данное гражданство не должно исключаться в силу наличия иного гражданства. После создания независимого палестинского государства его обладатели, проживающие в других странах, должны получить возможность вернуться в Палестину и приобрести регулярное гражданство.
Кроме того, данное гражданство может служить основой для определения статуса палестинцев за границей (например, выступать условием постоянного резидентства в арабских странах) и в рамках международных организаций (например, обеспечивать доступ палестинцев к международной гражданской службе). Оно также может служить основой для дипломатической защиты, осуществляемой палестинскими институтами, и таким образом восполнять пробел в этой области. В целом, оно может представлять собой важный шаг в направлении независимости и автономии.
- Недавно Палестина подала в Международный Суд ООН иск против США, касающийся переноса посольства этой страны в Иерусалим. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.
- Ясно, что речь идет об акте, при помощи которого американская держава бросает вызов сложившемуся международному правопорядку. Поддержка израильской оккупации со стороны США, по сути, закрепляет угнетение палестинского народа. В юридическом плане дискуссия в Международном Суде ООН, по всей видимости, выйдет за пределы Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ее нарушения американским решением о переносе посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Конечно, американцы будут утверждать, что Суд должен ограничиться рассмотрением Венской конвенции и не принимать во внимание другие источники международного права, такие как резолюции ООН. Они также поднимут вопрос о правах и обязанностях третьих государств, - в данном случае Государства Израиль. Я, однако, думаю, что Суд учтет позицию международного сообщества по отношению к Иерусалиму как отдельному образованию (corpus separatum), которая, как показывают недавние обсуждения в рамках Совета Безопасности ООН, не изменилась. В отсутствие соглашения статус Иерусалима по-прежнему определяется на основе Резолюции 181 1947 г. В этом смысле перенос американского посольства в Иерусалим в юридическом плане ничего не меняет, тем более, что сам город расположен на ничейной территории, т.е. на линии, разделяющей территории, оккупированные после 1967 г., и территории, оккупированные в 1948 г.
В целом я согласен с профессором Алиной Мирон (Alina Miron), полагающей, что правовой интерес, зафиксированный в палестинском иске, - состоит не в установлении нарушения международного права Израилем, - например, нарушения четвертой Женевской конвенции, а в установлении обязательства не злоупотреблять дипломатическими отношениями посредством учреждения дипломатической миссии на территории, не принадлежащей принимающему государству.
Очевидно, что американцы также выскажут сомнения, касающиеся статуса палестинского государства, однако статья 81 Венской конвенции о праве международных договоров 1960 г. устанавливает: «Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций, либо членами одного из специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии, либо участниками Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником настоящей Конвенции». На мой взгляд, эта норма отсылает к практике, которая лежит в основе Конвенции о дипломатических сношениях и состоит в том, что Генеральная Ассамблея может пригласить государства- члена ООН или ее специализированных учреждений стать участником Статута Международного Суда ООН. Палестина является государством, обладающим статусом государства- наблюдателя при ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи 67/19 2012 г.), членом ЮНЕСКО (2011), а также участником Статута Международного уголовного суда (2015). Для нас дискуссия в Международном Суде ООН выходит за пределы Венской конвенции 1961 г.; скорее, мы думаем о консолидации статуса палестинского государства в международном плане.
- В прошлом году Вы посетили Россию. Каковы Ваши впечатления о нашей стране?
- Да, действительно, в прошлом году я посетил Москву. Я провел в этом городе всего несколько дней и хотел бы в ближайшее время вернуться сюда. Я восхищаюсь русским народом, его культурой и его великими писателями, - такими как Александр Солженицын и Александр Зиновьев. Во время моего визита я познакомился с русскими и украинцами и пережил в их компании незабываемые моменты. Меня поразило смешение этносов и групп, которое есть в вашей стране, и рождающийся на его основе дух сотрудничества и оптимизма.
- Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?
- Я хотел бы пожелать им оптимизма, хороших друзей и семейного счастья.
Интервью брал: