№ 8 (159) 2021г.
I. L. TRUNOV:FROM THE “COUNTRY OF PRISONS" TO THE LIBERAL AND HUMANE CRIMINAL POLICY OF RUSSIA
Визитная карточка
Трунов Игорь Леонидович, Председатель международной юридической фирмы «Трунов, Айвар и партнеры», по оценке Международного рейтинга — Legal 500, один из лучших юристов в мире. Статус адвоката Украины. Статус Bar Association of State New York. Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов в РФ. Руководитель отделения проблем права Российской Академии Естественных наук, член Президиума РАЕН. Академик государственной академии Республики Сербска, Действительный член Международного Общества сравнительного законодательства (Париж Сорбонна). Член руководящего Совета Российского Института Избирательного Права (РОИИП). Докторскую диссертацию защитил в 2001 году в Московском институте МВД РФ по борьбе с организованной преступностью на тему: «Современные проблемы защиты прав граждан в уголовном процессе». Звание профессора присвоено Министерством Образования РФ 17.11.2004 г. Автор более 500 научных трудов.
******************************************************************
- Уважаемый Игорь Леонидович, благодарим Вас за желание принять участие в беседе с читателями на страницах «Евразийского юридического журнала». Основным лейтмотивом Вашей профессиональной деятельности правам человека является защита прав и свобод человека. Что нового Вы отмечаете в этом направлении.
- Уголовная политика государства состоит из двух составляющих:
1. Уголовная политика превентивная, охватываемая понятием социальная роль государства, профилактика преступности и устранение в том числе социальных причин противоправного поведения, таких как неравенство, бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркомания, беспризорность и т.п.
2. Уголовная политика репрессивная. Основной задачей является борьба с преступностью. Огромные бюджетные средства и значительное количество экономически энергичных трудовых ресурсов вращается в сфере репрессивной уголовной политики. Правоохранительная, судебная, система исполнения наказаний. По состоянию на 2020 год в РФ насчитывается 2,6 млн сотрудников силовых структур, только сотрудников полиции МВД насчитывается 920 000 человек. Это третья по численности полицейская сила в мире, Китай — 1,6 млн человек и Индия - 1,5 млн. При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек), а в России (623 человека) больше приблизительно в пять раз. Отмечаю существенные различия и с развитыми странами так в США - 256 человек, в странах ЕС — от 300 до 360. Опережает нас союзное государство — Белоруссия. Причем отсутствует корреляция количества полицейских с уровнем преступности, либо ее раскрываемости. Общемировое среднее значение количества полицейских в соответствии с рекомендациями ООН - 222 человек на 100 тысяч населения. В России полицейских - 623 на 100 тысяч населения.
- Прокомментируйте, пожалуйста, что означает такое существенное различие?
- Огромный монстр, состоящий из экономически активных, физически здоровых и грамотных людей, потребляющий значительную часть доходов и налогов, собираемых в государстве. Существенное значение имеет так же отвлечение значительной части трудовых ресурсов в не производительный сектор экономики.
Юридическим и политическим сообществами в России проделана огромная работа, трансформирующая Россию из «страны тюрем» в либеральное и гуманное государство. Длительное время уголовная политика России находилась в кризисе: в обществе росла доля судимых лиц, рост преступности и влияние организованной преступности на экономику и политику государства. Ложным был путь достижения безопасности путем усиления репрессии, уголовно-правового узаконенного насилия, как физического, так и психического, избыточного по интенсивности и целям которое вызывало ответное применение незаконного насилия.
- Игорь Леонидович, как обстоит ситуация с преступностью на сегодняшний день?
- В последние годы наметились радостные тренды. Согласно статистическим данным МВД РФ, количество зарегистрированных преступлений существенно сокращается. В 2019 г. Было зарегистрировано 1.527.700 преступлений, а в 2020 г. зарегистрировано 1.188.000 преступлений. Падение на более чем 300 тысяч в год и это устойчивая тенденция. К примеру, в 2002 г. - 2 миллиона 500 тысяч, в 2006 г. - 1 миллион 360 тысяч преступлений. В 2020 года уменьшилось число разбоев - на 21,7 %, грабежей - на 16,2 %, краж - на 3 %, в том числе квартирных - на 22,6 % и краж транспортных средств - на 27,1 %.
- То есть, получается, что тюрьмы и колонии разгружаются?
- Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) сообщает о рекордном снижении количества заключенных. За последние 5 лет в места лишения свобода попали на 26 % меньше правонарушителей, нарушивших закон впервые. По данным ведомства, впервые в истории оно составило менее полумиллиона человек, а точнее на 01.09.2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 471 490 чел., к примеру количество заключенных в тюрьмах России в 2013 году было - 701,9 тыс. человек. За последние десять лет тюремное население РФ сократилось более чем в полтора раза. Связано это с широким применением альтернативных наказаний, без лишения свободы, и в целом с либерализацией уголовно-исполнительной политики. Лидерами по количеству заключенных на 100 000 человек по-прежнему остаются США - 655 заключенных. На 2-м месте по этому показателю - Сальвадор с 566 заключенными. На 3-й позиции - Туркменистан с 552 заключенными. Россия ежегодно опускается в низ и в 2020 в этом списке на 24-м месте с 346 заключенными на 100 000 человек.
- Игорь Леонидович, а что происходит с организованной преступностью?
Нанесен серьезный удар по организованной преступности, по сформировавшемуся институту «Воров в законе», в уголовном кодексе появилась рабочая статья 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии» предусматривающая наказание от 8 до 15 лет лишения свободы. За последние 5 лет на треть сократилось и число неоднократно судимых, имеющих две, три и более судимостей.
Конечно, успокаиваться и говорить, что все хорошо преждевременно. По числу осужденных на душу населения Россия хоть и уступает США, Таиланду и Бразилии, но обгоняет многие цивилизованные государства и даже такие авторитарные, как Беларусь, Иран и Саудовская Аравия.
- Возможно ли исправление лиц, совершивших преступления без тюремного наказания и длительного нахождения в изоляции от общества?
Главной целью наказания является, исправление преступника и обеспечение обществу безопасности. Несмотря на то что анализ института тюремного лишения свободы подтверждает его опасность и бесполезность, но мировое сообщество не нашло иных мер социального контроля оно остается повсеместно, выполняя функции контроля и изоляции маргинального населения и стигматизации профессиональных преступников. Основным вопросом является количество тюремного населения. Безусловно, лица, совершившие особо тяжкие насильственные преступления (убийства, террористические акты, разбои, грабежи), заслуживают тюремного лишения свободы, но в общем количестве осужденных к лишению свободы число подобных преступников составляло последние годы в России не более 2 %.
Определенные вопросы вызывает действующий Уголовный кодекс Российской Федерации по предусмотренным в нем санкциям - самый жесткий и репрессивный за всю историю страны, даже по сравнению со сталинским режимом. Максимальный срок лишения свободы составляет 20 лет, тогда как в УК РСФСР 1926 г. - 10 лет, в УК РСФСР 1960 г. - не более 15 лет; по совокупности преступлений срок наказания может достигать 25 лет, а по совокупности приговоров - 30 лет (ст. 56 УК РФ). Даже сталинский Закон 1932 г. и его же Указы от 04.06.47 предусматривали срок лишения свободы не более 25 лет. При сохранении смертной казни (ст. 59 УК РФ) существует пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), и эти виды наказания существуют одновременно, хотя пожизненное заключение, по замыслу законодателей, должно было заменить смертную казнь. Не удается установить хоть какую-то корреляцию между тяжестью преступления и временными отрезками лишения свободы. В разных странах однотипные преступления караются различными сроками и никакого различия в эффективности воздействия не наблюдается, но для бюджета государства и как следствие экономической эффективности разница есть.
- Как Вы считаете, соответствуют ли в нашей стране условия отбывания наказания хотя бы минимальным стандартам соблюдения прав человека?
- Остаются нарекания к условиям отбывания наказания. Условия наказания в виде лишения свободы не существенно менялись со Сталинско-Ленинских времен, это по- прежнему колонии деревянно-барачного типа, отрядного содержания.
Необходимо продолжение либерализации правовой политики России с акцентом на превентивную уголовную политику. Устранение социальных причин противоправного поведения, таких как бедность, безработица, пьянство, наркомания, и т.п.
Либеральное изменение уголовного законодательства, в котором должен доминировать принцип экономии карательных средств. Значительное сокращение наказания, не отменяющее его неотвратимость. Широкое применение «депенализации», состоящей в замене уголовных санкций административными.
Репрессивная уголовная политика, неэффективна в части достижения главной цели - обеспечение обществу безопасности. Жесткое наказание правонарушителей не приводит к исправлению преступника. За многие века войны с преступностью были применены различные средства, включая — распятие, четвертование, сожжение, замуровывание живьем, колесование, забивание камнями, заливание расплавленного металла в горло обрезание ушей, носа, выкалывание глаз, обрубание рук, и т. п. Более позднее либеральное средство тюрьма. Лишение свободы, соединенное с трудом в аскетических условиях, задумывалось как средство постепенного исправления «нравственных изъянов». На протяжении четырех веков существующая исправительная тюремная система лишения свободы, основанная на реабилитационном мифе, выделявшая четыре категории, остающееся и сегодня неизменными: обязательный труд, обучение, дисциплина. Как показала история четырех столетий ни в одной стране мира эти средства воздействия, не достигали своей цели, что дискредитировало идею тюремной реабилитации. Угроза лишения свободы и степень строгости наказания как превентивное послание государства, как показывает криминалистический анализ, не влияют на уровень преступности. Наиболее кардинальные предложения вплоть до отмены репрессивного уголовного права, несовместимости нынешней уголовной политики с правами человека и гражданина раздаются в некоторых странах.
Несмотря на то что анализ института тюремного лишения свободы подтверждает его опасность и бесполезность, но общество не нашло иных мер социального контроля, и он остается повсеместно, выполняя функции контроля и изоляции маргинального населения, стигматизации профессиональных преступников, инструментом властных отношений. Основной вопрос - количество тюремного населения. Безусловно, лица, совершившие особо тяжкие насильственные преступления (убийства, террористические акты, разбои, грабежи), заслуживают тюремного лишения свободы, но в общем количестве преступлений их доля незначительна.
- Игорь Леонидович, какие есть еще возможности для снижения количества преступлений?
- Так же средством снижения преступности является ситуационная превенция - сокращение доступных возможностей совершения преступления путем усовершенствованного городского планирования и применения новых технологий.
Юридическая наука установила, что социально-экономическое неравенство является одним из факторов роста преступности. Этот фактор никак не коррелируется с жестокостью наказания или количеством сотрудников правоохранительной системы. Неравенство порождает зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, протестные реакции, принимающие форму различных девиаций. Высокий индекс неравенства влечет серьезные негативные последствия и является одним из серьезных источников преступности. Статистический показатель степени неравенства общества какого-либо государства определяется - Индексом Джини (JEE-nee), это разрыв между элитой «включенными» (inclusive) и аутсайдерами «исключенными» (exclusive). Не удивительно, что максимальное количество убийств и тяжких преступлений в России приходится на годы максимального показателя индекса Джини. В 1994 индекс равнялся - 0,409 убийств совершено - 32,3 тысячи.
- Спасибо за интересную информацию. Влияет ли социальный статус на количество и составы преступлений?
- Статистика ежегодно показывает, что самый большой процент среди осужденных составляют безработные, так в 2020 г. - 65,12 %. Лучшей уголовной политикой является продуманная социальная политика, борьба с безработицей и бедностью. Социальная профилактическая работа, основанная на тщательном изучении взаимосвязи между преступным поведением, социальным положением и профессиональной подготовкой гражданина. В том числе необходимо сокращение штатной численности сотрудников правоохранительных органов. Перераспределение освободившихся огромных средств и человеческих ресурсов в сферу образования и науку, культуру, создание инфраструктуры.
- В заключение наш традиционный вопрос: что бы Вы пожелали сотрудникам и читателям Евразийского юридического журнала?
- Благодарю за предоставленную возможность выступить на страницах вашего авторитетного международного журнала, поговорить о важнейших проблемах защиты прав и свобод человека и о тенденциях развития правовой политики. На протяжении многих лет Евразийский юридический журнал держит высокую планку актуальности и востребованности. Стабильное издание качественного полноцветного периодического журнала наполненного увлекательными и прогрессивными научными трудами по актуальным вопросам, дело, безусловно нужное, но тяжелое и кропотливое.
Редакция и авторы Евразийского юридического журнала бесспорно делают большой вклад в дальнейшее развитие современного права это большое общее дело, и вы делаете его правильно. Желаю Вам творческих достижений, здоровья и благополучия! Спасибо!
Интервью брали: