Визитная карточка:
Минтимер Шарипович Шаймиев родился 20 января 1937 года в деревне Аняково Актанышского района Республики Татарстан в семье потомственных крестьян. Трудовую деятельность начал после окончания факультета механизации Казанского сельскохозяйственного института в 1959 году инженером-механиком в области механизации сельского хозяйства. Будучи еще совсем молодым человеком, Минтимер Шаймиев благодаря организаторским способностям и высокому профессионализму был выдвинут на руководящую работу. В 29 лет получил высшую награду СССР – орден Ленина, в 32 – стал министром.
Общепризнано, что Минтимер Шарипович в период работы в должности главы республики, где бок о бок проживали представители более ста национальностей и исповедующие разные религии, снискал большое уважение за достойный вклад в укрепление мира и дружбы между народами. Мировое сообщество и российское государство высоко оценили его вклад в укрепление мира и дружбы между государствами и содействие в создании подлинного федерализма в постсоветской России как правового, демократического и социального государства. Первый Президент Татарстана имеет многочисленные государственные, общественные награды и звания, в том числе: почетный академик Международной академии информатизации; почетный профессор Московского государственного института международных отношений МИД РФ, является лауреатом Международной премии Татарского народа имени Кул Гали, Государственной премии мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, лауреатом Международной премии имени короля Фейсала за 2007 г.; награжден орденами Русской Православной Церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского I степени, Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского; орденом Минина и Пожарского «Возвеличим Россию», Олимпийским Орденом (за выдающийся вклад в развитие Олимпийского движения).
В июне 2001 г. генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура вручил Минтимеру Шаймиеву серебряную медаль имени Авиценны за большой вклад в сохранение культурно-исторических ценностей. Он является кавалером трех степеней: Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1997 г.), Ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (2007 г.), Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2010 г.) и удостоен многих званий и наград.
Минтимер Шарипович счастлив и в семье, супруга – Сакина Шакировна Шаймиева – обладает внутренней и внешней культурой и относится к той редкой категории женщин, которые способны своей преданностью и любовью к мужу весьма позитивно влиять на самореализацию супруга в сфере многогранной государственной и общественной деятельности.
Минтимер Шарипович – отец двух замечательных сыновей – Радика и Айрата Шаймиевых, любящий дед двух прекрасных внучек – Камилы и Лейлы и достойного своей фамилии внука Тимура.
Толерантность – основа евразийской мысли и практики
В связи с 15-летием Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО, редколлегией журнала принято решение поместить в своем издании интервью с одним из политических «тяжеловесов» постсоветского пространства Российской Федерации – Государственным советником, Первым Президентом Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым.В своем интервью Минтимер Шарипович размышлял о становлении подлинного федеративного государства в Российской Федерации, что во многом предопределило возможности привития толерантности на благодатную почву многонациональной и многоконфессиональной Республики Татарстан. Достижение согласия и дружбы между людьми разных национальностей, вероисповедания, принадлежащими различным социальным группам, позволило Татарстану, одному из крупнейших бюджетообразующих регионов России, миновать наиболее тяжелые последствия так называемых «шоковых методов» перехода к рыночной экономике. В многонациональной республике убеждены, что именно феномен толерантности политэтничности и многоконфессиональности в обществе способен укрепить государство и обеспечить его устойчивое развитие.
Кредо известного государственного и общественного деятеля Минтимера Шаймиева таково: только консолидированное действие всех субъектов международного права способно в XXI веке обеспечить прорыв современной цивилизации во имя достижения благополучия всех людей на земле.
– Уважаемый Минтимер Шарипович, 16 ноября 1995 года, то есть 15 лет тому назад, на Генеральной конференции ЮНЕСКО при ООН было принята Декларация принципов толерантности. Во второй статье этого международно-правового документа констатируется, что «мир невозможен без толерантности, а развитие демократии невозможно без мира». Такой тезис созвучен и с концепцией многополярного мира как важной предпосылки толерантного взаимодействия всех субъектов международного права в сфере национальных и конфессиональных отношений, без достижения гармонизации которых нельзя успешно преодолеть современные вызовы, угрожающие всему человечеству. Каковы Ваши размышления по данной проблематике?
– Прежде всего, позвольте выразить признательность за предоставленную возможность выступить на страницах вашего издания. Должен сказать, что идеи и практика евразийства в нашей республике реально популярны. Думаю, что важную роль в их популяризации играют и такие периодические издания, как ваш журнал. Что касается сути проблемы, то я полагаю, что подписание Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО – это событие, которое стало важной вехой в развитии международного права и коллективного разума мирового сообщества. Символично, что ее утверждение совпало по времени с периодом, когда происходили серьезные изменения в мировой политике, стремительно менялась архитектура привычной системы международных отношений. Именно тогда очень важно было закрепить языком права выбор современной цивилизации – отказ от насилия, содействие всестороннему сближению государств и народов.
Сам термин «толерантность», естественно, воспринимается по-разному. Есть достаточно узкое понимание толерантности как терпимости. Но ведь даже филологически это существенно обедняет само понятие. Лично для меня толерантность – это, прежде всего и главным образом, взаимное уважение людей, понимание необходимости мирного сосуществования всех народов, государств, всех институтов современного гражданского общества.
Думаю, для читателей, особенно журнала юридической, а значит гуманитарной направленности, является аксиомой то, что в условиях глобализации возникают новые угрозы, вызванные дисбалансом между современным производством и экосистемой, а также наступившим кризисом в области духовности и нравственности. В этих условиях принципы толерантности приобретают очень важную роль для различных культурно-исторических цивилизаций.
Конечно, достижение такого результата возможно только в результате длительных усилий наиболее прогрессивной части любого общества. Для этого предыдущим поколениям всех цивилизаций пришлось пройти долгий и тернистый путь, затрачивать неимоверные силы, порой идти на неоправданные жертвы. Потребовались века, чтобы каждая цивилизация нашла те гуманистические идеи, которые проникнуты человеколюбием, добродетелью и верой в лучшую участь людей и человеческого общества.
И синтез этих ценностей привел нас всех разными дорогами в Мечеть, Церковь или Синагогу. Кто желает это интерпретировать как Мировой разум, пусть будет так. Я всегда говорю, что у человечества, если оно хочет выжить, нет иного пути, кроме как покончить с войнами, терроризмом и экстремизмом, голодом, эпидемиями, техногенными катастрофами. Именно поэтому переход от конфронтации к культуре мира, основанного на толерантности, является магистральным путем человечества в третьем тысячелетии.
Наверное, многие знают, что на территории Казанского Кремля гармонично соседствуют православная церковь – Благовещенский собор и мусульманская мечеть Кул-Шариф. Центр Казани украшают старообрядческая церковь, католический костел, синагога и лютеранская кирха. Кстати, в начале девяностых мы первыми в России вернули синагогу иудеям.
Во всем этом я вижу глубокий смысл, связанный с чаяниями многонационального народа нашей республики жить в мире и дружбе, в соответствии с правом и моралью. Особо подчеркиваю, эти два красивых храма стоят рядом в Кремле как символ толерантности и взаимопонимания двух ведущих конфессий Российской Федерации.
Уверен, путь к согласию лежит через взаимоуважение народов, уважение веры и традиций друг друга. Мы у себя в республике руководствуемся именно этими принципами. Умение выверять выбранный тобой курс с учетом настроения людей любой национальности, конфессиональной принадлежности позволяет нам принимать привлекательные решения. Люди нас понимают, поддерживают, значит, это им по душе.
Отрадно, что лет десять назад, в том числе под воздействием Декларации о принципах толерантности, открыт в нашей республике Казанский институт культуры мира, который действует под эгидой ЮНЕСКО. Его выпускники ныне работают в разных ведомствах внешней и внутренней политики России, других евразийских стран. Они вносят свой вклад в продолжение диалога сотрудничества и единения людей, выступают как миротворцы в примирении конфликтующих сторон, способствуют восстановлению доверия между людьми, принадлежащим к разным социальным, национальным, конфессиональным группам во имя объединения их на основе высокой созидательной цели, к чему призывает данный международно-правовой документ.
Татарстан успешно занимается реализацией принципов Хартии Земли (Планеты), документа, выработанного специалистами многих стран мира под эгидой ООН и призванного сформировать новый подход к общечеловеческим ценностям с учетом требований международно-правовой охраны окружающей среды. Все больше прихожу к мысли, что без толерантности в обществе, технологизации экологии и экономизации природопользования современная цивилизация погибнет.
Созданный два года тому назад Институт проблем экологии и недропользования Академии наук РТ является эффективным научным подразделением, активно занимающимся реализацией принципов этой Хартии. В январе 2009 года на заседании Координационного совета кафедр ЮНЕСКО в России принято решение о создании на базе этого научного учреждения кафедры ЮНЕСКО «Развитие фундаментальных принципов Хартии Земли для создания устойчивого сообщества». И совсем не случайно, что основателю Института проблем экологии и недропользования, доктору геолого-минералогических наук, член-корреспонденту АН РТ, ныне зам. министра энергетики Республики Татарстан Ларочкиной Ирине Андреевне в 2009 году присуждена Государственная премия Республики Татарстан.
– Минтимер Шарипович, мы абсолютно уверены в неподдельном интересе наших читателей к Вашей личности, как широко известному в евразийском пространстве политику и мыслителю. Как известно, у истоков современной евразийской идеи, консолидирующей людей, живущих на двух континентах, стоял Лев Гумилев, который олицетворял генетическую основу нашего федеративного государства, еще, наверное, и потому, что был сыном великих поэтов – Николая Гумилева и Анны Ахматовой, кстати, имеющей прямую кровную связь с татарским народом. В новых условиях для прежних республик бывшего союзного государства евразийство начало приобретать новое звучание в интеграционных процессах – и в экономическом и в духовном смысле. Общепризнанна роль в развитии евразийской идеи в новых условиях такой могучей «троицы», как Евгений Примаков, Нурсултан Назарбаев и Минтимер Шаймиев. Скажите, в чем, на Ваш взгляд, проявляется интерес к евразийской идее сегодня, в XXI веке?
– Действительно, идея евразийства не нова. Отдадим должное классикам евразийского учения – Н.С.Трубецкому, П.Н.Савицкому и В.И.Вернадскому. Эта идея в более поздний период, как концепция тесного взаимодействия славянских и тюркоязычных народов в общем контексте российской и евразийской истории, была разработана Львом Гумилевым, позже Чингизом Айтматовым, Олжасом Сулейменовым и другими мыслителями. Безусловно, доктринально евразийство было развито в трудах Л.Н.Гумилева. Из его творческого наследия можно сделать очень важный вывод: у России два истока – Киевская Русь и Золотая Орда, славяне и тюрки, православие и ислам. Только опираясь, образно выражаясь, на эти два столпа, Россия и может стоять прочно и формировать подлинно демократическое федеративное государство и общегосударственные ценности, объединяющие ее многонациональный и многоконфессиональной народ.
Сегодня мы хотим осознать значение евразийского фактора уже в условиях начавшегося века. В этой связи хочу особо подчеркнуть роль Нурсултана Назарбаева, идеи и поступки которого мне близки. Именно он, Президент Республики Казахстан, впервые поднимал идеи евразийства на уровне большой политики в начале 90-х годов прошедшего века.
Евразийский фактор в политике России становится приоритетным. Сегодня наш взгляд устремлен не только на Запад, но и в неменьшей степени на Восток. Поэтому в многонациональной и многоконфессиональной России очень важна правильная внутренняя национальная политика в соответствии с эффективным законодательством. И то, что одно из заседаний саммита Содружества независимых государств прошло в Казани, я считаю, отчасти и предопределило направленность современной российской политики с учетом евразийского фактора.
Конечно, это не ограничивается территорией только Татарстана. Идеи евразийства распространяются на более широкие просторы Российской Федерации, Содружества Независимых Государств и всего мирового сообщества. Современная глобализация подтверждает, что идеи евразийства объективны. Они опираются, прежде всего, на этногенез и культурно-духовные факторы. Евразийство совпадает с принципами толерантности, рассматриваемыми в Декларации ЮНЕСКО.
При этом возникает вопрос: почему сложно давать однозначное определение евразийской идее? Почему же до сих пор эта идея жива, и она по душе многим народам независимо от их национальной, религиозной принадлежности? Самое интересное, эта идея кем-то специально не культивировалась, кем-то не внедрялась, не навязывалась. В этом вся ее сложность, вся ее глубина, в конечном счете, её сила.
В поисках ответа на эти вопросы Лев Гумилев пришел к выводу (скорее всего, это разделяют и другие ученые) о том, что евразийство можно определить как психологическую совместимость. Этот вывод импонирует всем тем, кто сталкивается с проблемой объяснения евразийской идеи. Психологическая совместимость целых народов на огромных территориях – это явление уникальное. Казань исторически является важным связывающим звеном между Западом и Востоком, хранит и бережно развивает традиции великих культур. Кстати, в 2004 году, приветствуя участников международной конференции городов Всемирного наследия Евразии, я особо подчеркивал, что нам важно показать Евразию как континент мира и диалога различных культур и цивилизаций.
– Как Вы думаете, может ли евразийская идея стать составной частью возможной национальной идеи нашего государства?
– Уверен, что национальная идея не должна содержать претензию на монополию. Попытки сформулировать государственную идеологию предпринимались и в царской России, и в СССР. И ничего долгосрочного и консолидирующего создать не удалось.
То же самое можно сказать и в отношении евразийства. Навязывание может только нарушить внутреннее восприятие людей. В свое время уже возникали споры, как определить саму роль евразийства, какие же факторы здесь играют доминирующую роль: мол, либо православие, либо ислам. Поэтому необходимо учитывать все факторы, не может быть толерантным сообщество, основанное только на евразийских идеях. Необходимо равное отношение к традициям, культуре, языку всех народов, которые населяют это пространство на двух континентах. Когда мы говорим о евразийстве в XXI веке, веке интеграции и глобализации, то не можем не признать усиления влияния евразийских идей. Реальностью стали евразийские интеграционные процессы. Экономическая интеграция и сопровождающая ее правовая интеграция способствуют взаимопроникновению, взаимодействию, сближению различных государств. Очень важно, что в этом достаточно деятельное участие принимает Китай.
– На наших глазах происходят процессы модернизации и трансформации политико-экономических систем в евразийских странах. В соответствии с заключенными многосторонними и региональными договорами они интегрируются в сфере экономики, науки, культуры и т. д. По общему признанию, Республика Татарстан является уникальным регионом России, связывающим накрепко Европу с Азией, и это, если следовать логике, отвечает геополитическим интересам Российской Федерации. Учитывая традиции и исторический опыт, в Татарстане создана уникальная модель толерантности как социально-правового механизма в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений, которая востребована в мире. Кстати, официальный визит Госсекретаря США Хилари Клинтон в Казань с целью изучения многонационального и поликонфессионального опыта Республики Татарстан вызвал широкий общественный резонанс в мире. Какова Ваша оценка этих событий, подтверждающих, что принципы толерантности приживаются на почве современной России?
– На фоне всеобщей озабоченности по поводу нарастания ксенофобии, экстремизма и терроризма Татарстан действительно стал своеобразной моделью межрелигиозного и культурного взаимопонимания. К нам приезжают люди из самых разных уголков мира, интересуются нашим опытом. За последние годы проведено большое число научно-практических конференций, «круглых столов», издано много литературы на эту тему. Главное для республики – это четкое понимание того, что толерантность является плодом кропотливой работы государственных органов, институтов гражданского общества, конкретных людей. Когда мы говорим о нашей модели, ни в коем случае нельзя допускать самолюбования, восхваления. Это кратчайший путь в социальный тупик.
Помните, на каждом углу висел лозунг, восславляющий советский народ – строителя коммунизма. Итог известен. Всегда надо помнить, что в общественной жизни не бывает идеальных, а тем более универсальных схем. Достижения Татарстана по укреплению гражданского мира и межэтнического согласия мы рассматриваем как живую реальность.
В свое время, еще в 2003 году, я дал интервью «Российской газете» под названием «Вера у нас одна, религии разные».
Еще раз хочу подчеркнуть, что у татар и русских была и есть общая история, общая судьба. Она началась задолго до присоединения Казани к Русскому государству. В этой истории были разные периоды. Специалисты их изучают, делают свои выводы. Главное, на мой взгляд, состоит в том, что наши предки тысячелетия жили бок о бок, отвоевывали у природы земли с суровой красотой и сложным климатом. Более тысячи лет процессы исторического развития русских и татар сначала развивались параллельно, а затем слились в один общий поток. Переплетенность исторических судеб, их неразрывность привели татар к восприятию Российской Федерации как своей Отчизны. Многие века бассейн рек Волги и Камы остается самым северным регионом взаимодействия двух мировых религий – ислама и православия. И практически всегда этот процесс характеризовался преобладанием позитивных тенденций над цивилизационной конкуренцией и соперничеством.
Знаменательной страницей истории Татарстана можно называть религиозное общественно-просветительское движение, возникшее в конце XIX века и получившее название «джадидизм». Оно во главу угла поставило науку, открытость к иным культурам, религиозную терпимость, возродив многие традиции исламской цивилизации. Центром внимания татарских интеллектуалов-богословов стал потенциал ислама как духовного стимулятора культурного и научного развития мусульманского общества. Такой подход позволил раскрыть внутренние силы нашего народа.
Моим глубоким убеждением является, что ислам в основе своей, освобожденный от разных крайних наслоений, весьма толерантен. По Корану Моисей (Муса), Иисус (Гайса) считаются пророками. Дева Мария – это Марьям в исламской традиции. Не существует непреодолимой пропасти между религиями. Если мы будем думать друг о друге, жить заботами друг друга, то от этого выиграет все человечество, все религии. Ведь вера одна, религии разные. В исследованиях известного татарстанского ученого Альфреда Халикова красной нитью проходит мысль о влиянии выходцев из тюркских народов на формирование политической и интеллектуальной элиты Российского государства. Общеизвестно, что татаро-булгарское происхождение имеют такие известные фамилии, как Юсуповы, Карамзины, Аксаковы, Державины, напрямую связанные с укреплением Российской империи. Здесь мы даже не говорим о тех известных людях, предки которых имели и славянские и тюркские корни. Это Иван Бунин, Федор Шаляпин, современный актер Сергей Шакуров и многие-многие другие.
Славянско-тюркский симбиоз, о котором так подробно писал Л.Гумилев, является длительной традицией и современной реальностью. Попытка некоторых умалить роль этих исторически сложившихся форм симбиоза ради сиюминутных экономических и политических выгод чревата трагическими последствиями для судеб миллионов людей, населяющих Евразию.
Хорошо помню, что, когда я подписал указ о строительстве мечети Кул-Шариф на территории Казанского Кремля рядом с Благовещенским собором, нашлись отдельные «горячие головы», которые предлагали разрушить церковь, построенную после взятия Иваном Грозным Казани на месте разрушенной мечети Кул-Шариф. Свое несогласие они выражали и в отношении восстановления града Свияжска, который был основан как крепость для взятия Казани. Но всякий раз побеждает благоразумие.
Посмотрите, как большинство людей разных конфессий с одобрением воспринимают такое соседство, каким объединяющим фактором стал свободный доступ всех верующих, как местных, так и гостей, в Кремль, где расположены православный и мусульманский храмы. Кроме того, власть стала ближе к народу, а народ стал ближе к власти.
Ведь в Кремле расположены администрация Президента Республики Татарстан, иные здания официальных учреждений.
Нельзя культивировать и передавать вражду и ненависть из поколения в поколение. Надо передавать всё лучшее. История сложна. Но не надо её переписывать, беречь историю надо. Все народы должны обладать потенциалом прощения.
Именно поэтому у меня была давняя мечта – одно- временно возродить древний город Болгар и остров-град Свияжск, превратить их в центры паломничества, туризма, открыть эти замечательные памятники культуры людям.
Сегодня это уже не только мое дело и не только моя идея. Создан Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры. В работу по реставрации Болгара и Свияжска включились крупнейшие организации и фирмы, общественные объединения. Концепция одобрена высшим руководством страны, активно поддерживается Президентом Татарстана.
Уверен, Татарстан благодаря этим уникальным историко-культурным комплексам станет еще более узнаваемым в мире.
Действительно, Госсекретарь США Хилари Клинтон, специально посетившая Казань, высоко оценила наши достижения в сфере толерантности, назвав Татарстан примером региона, где люди могут жить вместе и двигаться к совместному будущему. Такое же мнение высказывали и представители ряда других государств.
– Как бы Вы прокомментировали достаточно распространенное мнение о том, что терроризм имеет тесную связь с исламом? Есть даже крайнее мнение, имеющее хождение на Западе, что ислам и терроризм – это понятия-синонимы.
– У террористов нет религии и национальности, они просто преступники. Конечно, ни один нормальный человек не может не осудить то, как так называемые исламисты совершают террористические акты в разных точках мира. Особенно бесчеловечно то, что произошло в США в сентябре 2001 года. Весь мир переживал и переживает гибель ни в чем не повинных людей. Человек рождается не для того, чтобы жить в страхе, поэтому проблема эффективного противостояния терроризму является одной из основных задач государств, ставит целью обеспечение прав человека на жизнь, предусмотренных Всеобщей Декларацией прав человека и национальными законодательствами государств. Уверен, что с международным терроризмом нужно бороться всем миром.
Что нас ждет: война или диалог? Война породит еще более разрушительные технологии. От войны к войне появляются новые технологии, направленные на уничтожение человека. Мы должны услышать друг друга и решать эти проблемные вопросы совместно. Конечно, мы должны иметь уверенность, что использование ядерной энергии будет направлено на мирные цели, а не на создание новых бомб. Нужен диалог, и только диалог. Альтернативы тут не дано.
Совсем недавно я выступал на сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО и подробно говорил о мирном, толерантном исламе как традиции религиозной жизни татар и духовного развития нашей республики. Сообщение это вызвало неподдельный интерес.
– Уважаемый Минтимер Шарипович, чем объясняется социально-экономический успех развития Татарстана? Может ли эта модель быть востребованной в других субъектах Российской Федерации с целью эффективной реализации Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года?
– Впервые термин «модель Татарстана» был выдвинут учеными Гарвардского университета в ходе моего визита в США в 1994 году. Под этим подразумевались особенности нашей политики в условиях переходной экономики. Суть этой модели заключается в том, что все рыночные и политические преобразования в Республике Татарстан совершались с ясным пониманием цели и задач. При этом последовательно и вовремя во главу угла всегда ставились межнациональная и общественно-политическая стабильность, без чего долгосрочные экономические преобразования попросту невозможны. Мы всматривались в опыт Франклина Рузвельта по преодолению экономического кризиса в 30-х годах прошлого столетия и использовали в процессе демонополизации государственной собственности различные защитные механизмы с целью сохранить основные бюджетообразующие предприятия.
В нашей республике всегда был определенный порядок, что связано с нашими традициями. В Татарстане с самого начала перестройки появились свободные средства массовой информации. Бояться свободного слова в средствах массовой информации – это проявление слабости. В конечном итоге даже самая оголтелая пресса становится более разумной по мере укрепления гражданского общества в стране. Вот это радует.
Мы убедились, что сегодня, в эпоху глобализации, странам с развивающейся экономикой в одиночку весьма проблематично конкурировать с международной системой разделения труда. Тем более формировать международные правила экономических финансовых отношений. В мире все большее влияние на решение многих политических, экономических проблем оказывают объединения стран, крупных транснациональных компаний, расширяется круг участников Всемирной торговой организации.
В этих условиях, как никогда, актуальным становится создание соответствующей международно-договорной базы по регулированию движения капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Все это объективно требует гармонизации национальных законодательств различных государств.
– Какую же роль сыграло законодательное обеспечение тех положительных процессов, о которых Вы только что рассказали?
– Конечно же, без соответствующего правового регулирования невозможно представить наши достижения в социально-экономической сфере. Сегодня в российскую систему законодательства входят как законы, изданные федеральными органами государственной власти, так и законы субъектов Российской Федерации. За 18 лет на конституционной основе сложилась собственная система законодательства нашей республики. Надо сказать, что действующая Конституция РТ, принятая в 1992 году, создавалась в интересах всех татарстанцев. Естественно, в связи с тем, что наша Конституция более чем на год опередила принятие Конституции Российской Федерации, со временем появилась необходимость внести в нее определенные изменения.
Сегодня Основной закон нашей республики в рамках единого политико-правового пространства России позволяет раскрывать потенциал подлинного федерализма. Конституция РТ отвечает всем параметрам международно-правовых договоров и Конституции Российской Федерации.
Безусловно, в процессе становления федеративного государства и на федеральном и на региональном уровнях не удалось избежать отдельных ошибок и просчетов. Но они были устранены в рамках конституционного поля. Аналогичные процессы шли и в других субъектах России.
Очень важным для нашей республики стало подписание в феврале 1994 года Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Он сыграл особую роль в становлении современной модели отношений между федеральным центром и нашей республикой.
Новый Договор утвержден федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ. По мнению экспертов из числа юристов, к которым я тоже присоединяюсь, такой правовой акт укрепляет нашу Российскую Федерацию и имеет большое значение для совершенствования конституционных основ развития нашей республики.
Важно также отметить, что за годы реформ заметно изменился уровень правовой культуры населения. Наши граждане активнее интересуются своими правами, осознанно пользуются и отстаивают их правовым путем.
Считаю, именно это обстоятельство учтено в статье 76 Конституции РФ, где устанавливается, что нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации, изданные вне пределов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обладают верховенством по сравнению с актами федеральных органов власти. В настоящее время в России вырисовывается механизм гармонизации между законами на двух уровнях. Целый пакет нормативных актов принят по правовому регулированию в духовно-культурных областях и на уровне муниципальных органов власти.
Законы объективно призваны регулировать возникшие общественные отношения, а они в федеративном государстве разнообразны. Мне представляется, что порой излишняя политизация этих вопросов в угоду тем или иным силам, наоборот, является серьезным барьером для успешного осуществления принятых государством программ развития нашего общества.
В связи с этим хотел бы обратить внимание на формулу, которую выдвинул в своем недавнем Послании Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов: «Качество закона – Качество власти – Качество бизнеса – Качество жизни». Этим и надо руководствоваться в реальной жизни.
– В одном из своих интервью Вы говорили, что российские мусульмане являются не только лояльными гражданами, но и патриотами своей Родины. Очевидно, для такой уверенности есть основания. На чём они базируются и какова в этом вопросе роль федерации?
– Российские народы образовали единое Отечество, которое ныне называется Российской Федерацией. Мы все ее граждане и должны беречь наше единство как зеницу ока. Важно, чтобы федерализм присутствовал не только в названии страны, но и в законах, практике социальной жизни, уважался всеми как основополагающий принцип государственной жизни. Когда меня спрашивают о государственном устройстве России, каким оно должно быть, я всегда говорил и говорю, поскольку в этом убежден: Россия как демократическое государство может развиваться только как федерация. Это суть самого государства. И это, пожалуй, самый сложный путь к демократии. России очень сложно стать федеративным демократическим государством. Но иного не дано. Иначе мы скатимся к унитарному государству. Наша многонациональность – это историческая реальность, мы все коренные народы России. Это понимание должно быть у ответственных политиков, признающих принцип федерализма как конституционный.
В условиях демократии нельзя исключить того, что кто-то придерживается крайних взглядов, но такие люди не могут найти социальной базы в нашей республике. Исторически общественное сознание в Татарстане сформировано под влиянием джадидизма – религиозного реформаторского движения, зародившегося более 100 лет назад. Это течение либерального толка, толерантное к другим религиям, признающее равенство мужчины и женщины, трактующее джихад не как войну с неверными, а в его первоначальном смысле – как «усердие» в борьбе с неверием внутри себя. Татарское богословие создало очень «мягкую» форму ислама. В частности, именно на эти традиции опираются в преподавании ислама в Российском исламском институте в Казани. Решение главы государства Д.А.Медведева приравнивать статус лиц, получивших высшее образование по теологии в духовных академиях и высших учебных заведениях, включать их в государственный реестр, показывает, что государство взаимодействует и с этой частью гражданского общества ради достижения согласия и гармонии между разными народами и конфессиями.
– Уважаемый Минтимер Шарипович! На федеральном уровне принято решение по поводу установления памятной даты принятия христианства на Руси князем Владимиром в 988 году. В связи с тем, что Россия – многоконфессиональная страна, возможно ли установление памятной даты принятия ислама в 922 году в Булгарском государстве, т. е. на территории нынешнего Татарстана?
– Это не только возможно, но уже и реализовано нашим Государственным Советом. Действительно, речь идет о памятной дате, которая не является религиозным праздником. Несомненна огромная роль Крещения Руси для развития всего общества. Аналогичную роль в развитии булгаро-татарской цивилизации сыграли события 922 года.
Многие мусульмане России ежегодно посещают святое для них место, где произошло принятие ислама в Булгарском государстве. Они проводят джиен (собор), где обсуждаются различного характера вопросы, связанные с удовлетворением духовно-культурных потребностей. Именно там и был поднят вопрос о том, чтобы объявить памятной датой день принятия ислама Волжской Булгарией. И к этому мнению руководство республики прислушалось. Кстати, принятие соответствующего закона одобрили и представители духовенства Казанской епархии Русской Православной Церкви.
– Вы озвучивали свое отношение к преподаванию основ религии в общеобразовательных школах России. Нет сомнения, что изучение духовно-нравственных ценностей в федеративном государстве имеет свои особенности. В чем они состоят?
– Мое мнение основано на четком понимании всей сложности проблемы. Россия – многонациональная страна. И от взаимоуважения представителей разных религий, равного отношения к религиям со стороны всех людей государственная власть и все мы, общество в целом, только выигрываем.
В условиях глобализации общество, народ становятся еще образованнее, этот фактор мы должны учитывать. На наш взгляд, в процессе преподавания следует учесть фактор многоконфессиональности в Российской Федерации. Мы совместно с Российской Академией наук с участием Академии наук Татарстана создали учебник по истории религий. С таким учебником можно идти в любую российскую школу. Кстати, в нём более 70 процентов материала посвящено христианству, остальное – исламу, иудаизму и буддизму. Там есть самое необходимое: информация по истории и современному состоянию всех течений, изложение особенностей вероучений. Считаю, что культурный человек должен знать об этом. Важно отметить, что этот учебный курс не противоречит принципу светского образования. В Татарстане проходит эксперимент по преподаванию данного предмета в значительном количестве школ.
И его результаты педагоги оценивают положительно. Более глубокие знания любой человек может получить в религиозных учебных заведениях. У нас в республике действуют десятки мусульманских медресе и православных воскресных школ. Есть Духовная семинария и Российский исламский университет. Так что особых проблем с получением необходимых знаний в области религии в Татарстане нет.
– Минтимер Шарипович, многим импонирует, что в республике эффективно функционируют основные институты гражданского общества. При Вашем содействии в республике созданы предпосылки осуществления цивилизованной передачи власти, политика гармонизации межнациональных отношений позволяет жить в дружбе и согласии и мирно трудиться представителям более 100 национальностей и всех основных традиционных конфессий: ислама, христианства (православие, католицизм), иудаизма, буддизма и других. В этом контексте хотелось бы, чтобы Вы более подробно остановились на деятельности Республиканского Фонда «Возрождение», созданного по Вашей инициативе.
– У нас очень хороший опыт возрождения ценных исторических памятников. Мы всем миром восстановили памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО Казанский Кремль. Построив мечеть Кул-Шариф, отреставрировали Благовещенский собор. И уже тогда были созданы фонды финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора и возведения мечети Кул-Шариф.
Перед тем, как объявить о своем намерении заняться восстановлением исторических памятников федерального значения, я советовался с Дмитрием Анатольевичем Медведевым и Владимиром Владимировичем Путиным и предложил им вынести в возрожденном облике древних городов Булгар и Свияжск зримый образ татарстанской модели толерантности, мира и согласия на просторы великой реки Волги. Они поддержали эту идею.
Как уже заявлено в различных средствах массовой информации, в острове-граде Свияжск и Древнем Булгаре ведутся масштабные работы по возрождению уникальных памятников архитектуры. Реализация проекта «Культурное наследие Республики Татарстан: древней город Булгар и остров-град Свияжск» поддерживается всем многонациональным народом, безусловно, этот проект импонирует нашим духовным лидерам разных конфессий. После окончания работ Булгар и Свияжск станут уникальными историческими, духовными и культурными центрами, притягивающими людей разных национальностей и разного вероисповедания. Новый облик Булгара и Свияжска представит миру наш Татарстан как цивилизованную республику, бережно относящуюся к историческому наследию. Наша мечта – над этим мы работаем – увидеть древний город Булгар и остров-град Свияжск в списке мирового наследия ЮНЕСКО. Занимаясь столь масштабным делом, могу сказать, что мне комфортно жить и работать.
– Уважаемый Минтимер Шарипович, в политике постсоветской эпохи Вы были и остаетесь узнаваемым. Как удается Вам, как говорят в таких случаях, «сохранить лицо» и после ухода из большой политики, то есть с поста Президента Татарстана?
– Вы знаете, что смена власти у нас произошла в строгом соответствии с действующим законодательством. Президент России Дмитрий Медведев внес предложение Государственному совету РТ поддержать кандидатуру Минниханова Рустама Нургалиевича, который со мной проработал 11 лет Премьер-министром и имел хорошую репутацию в республике и в федеральном центре как высокий профессионал новой формации, знающий все тонкости государственного управления и менеджмента. Это был общий успех.
Да, в рамках принципа преемственности в стране идет омолаживание кадров, это закономерно и правильно. Мы, старшее поколение, радуемся успехам молодых, способных обеспечивать социально-экономическое развитие нашего государства.
В политике очень большую роль играет четкое понимание того, что рано или поздно надо уйти. В принципе я готовился к этому давно. Впервые реальные планы покинуть пост Президента возникли на заключительном этапе моего третьего срока полномочий. И повод был хороший – 1000 лет Казани. Как говорится, уйти в контексте большой даты, которая венчала успех огромной созидательной работы.
Но, как говорится, не довелось. Руководство страны посчитало, что время тогда не пришло. Что касается моих «секретов», то все очень просто. Я не могу сидеть без дела. Я не понимаю и не принимаю такого отдыха, как безделье, праздное времяпрепровождение.
Я это просто органически не перевариваю. Говоря кратко, уход с поста Президента для меня – это своего рода смена деятельности.
Новым этапом моей жизни я считаю 22 апреля этого года: парламент Татарстана назначил меня на должность Государственного советника. Такое решение принято по представлению нового Президента Татарстана. По мере своих сил продолжаю служить в интересах людей, передавать молодому поколению свой немалый опыт, накопленный в различных сферах народного хозяйства в период моей работы на различных постах за более чем полстолетия трудовой деятельности в родной республике.
– Уважаемый Минтимер Шарипович! Позвольте мне от имени редколлегии журнала выразить Вам признательность за столь содержательную и интересную беседу и пожелать успехов в Вашей многогранной деятельности на благо России и всего евразийского пространства как части мирового сообщества. Спасибо!Рэхмэт!
– Спасибо. Со своей стороны хочу отметить, что создан еще один общественно значимый проект – действительно, очевидна значимость издания ежемесячного Евразийского юридического журнала. Это соответствует насущным интересам дальнейшего развития правовой теории и практики как Российской Федерации, так и других стран. До встречи с Вами я внимательно просмотрел несколько номеров Вашего журнала, и чем больше я листал отдельные его страницы, тем больше убеждался в том, что журнал получился хорошим.
Широка география авторов – это Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Украина, другие государства Европы и Азии. Фамилии самые разные, я бы сказал, евразийские. Евразийский юридический журнал – сам толерантен! Желаю дальнейших успехов на этом благородном поприще!
– Cпасибо!