Persona Grata

Евразийский юридический журнал

Persona Grata
Через международное право – к интеграции
Интервью с профессором А.Я. Капустиным

Интервью с профессором А.Я. Капустиным

Капустин Анатолий Яковлевич – доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), президент Российской ассоциации международного права (РАМП). № 1 (20) 2010г.

      Капустин Анатолий ЯковлевичРодился 14 января 1954 г. в Горьковской области.

     В 1980 г. окончил факультет экономики и права Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы по специальности «Международное право».
С 1980 по 1983 г. учился в аспирантуре на кафедре международного права УДН им. П.Лумумбы. Кандидатскую диссертацию защитил в 1984 г. под руководством профессора И.П.Блищенко. С 1983 г. по настоящее время работает в Российском университете дружбы народов, начинал с должности ассистента, затем – доцент кафедры международного права, с 1995 г. – декан юридического факультета РУДН,

     с 2000 г. – заведующий кафедрой международного права РУДН.

    Сферу научных интересов составляют проблемы теории и практики между-народного права, особенно права международных организаций, права экономической интеграции и права Европейского союза, а также международного гуманитарного права и разоружения. В поле зрения ученого находятся также правовые проблемы организации высшего юридического образования в России и за рубежом и международно-правовые проблемы международного образовательного сотрудничества. Опубликовано более 200 работ, из них 5 монографий, 3 учебника, 10 учебных пособий.

      В своих работах А.Я.Капустин обосновал понятие и природу права интеграции в различных регионах, в том числе в Европе, сформулировал концепцию взаимодействия национального права государств – членов интеграционных объединений и права интеграции. Им разработана концепция международной организации интеграции и закономерностей развития ее правовой и институционной систем, а также особенностей международно-правового статуса. Разработал авторскую концепцию Европейского права.

      Главный редактор журнала «Вестник РУДН. Серия: юридические науки», журнала «Международное право / Interna­tional Law».

      Член редколлегий журналов «Правоведение», «Российское правосудие», «International Journal for Educational Law and Policy» (Бельгия), Евразийский юридический журнал.

     В 2001 г. защитил докторскую диссертацию в диссертационном совете при Московской государственной юридической академии на тему «Международно-правовые проблемы природы и действия права Европейского союза». В 2002 г. ему присвоено звание профессора.

      В настоящее время занимается разработкой актуальных проблем международного и европейского права, которые обусловлены процессами глобализации и информатизации современных международных отношений.

       Женат, двое детей. Основное хобби – собирает библиотеку русской литературы XIX века.
 
    – Уважаемый Анатолий Яковлевич, позвольте, пользуясь случаем, поздравить в Вашем лице РУДН с 50-летним юбилеем, а Вас – с присуждением Ордена Дружбы. Как вы оцениваете роль РУДН (который традиционно входит в первую пятерку вузов России) в укреплении евразийских связей во всех сферах жизнедеятельности?

      – Университет Дружбы народов, который был учрежден 50 лет назад специально с целью подготовки специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки, исторически в течение полувека был кузницей кадров и для союзных республик СССР. В смутные 90-е годы связи с вновь возникшими государствами ослабли, но впоследствии руководству РУДН удалось восстановить в значительной степени расстроенные отношения на евразийском пространстве.

      Сегодня в нашем университете учатся молодые люди практически из всех стран СНГ. Их можно разделить на две категории: те, кто поступает и учится самостоятельно; те, кто учится на бюджетной основе.

     У нас действует специальная магистерская программа, в которой активное участие принимают молодые люди из стран Содружества. Кроме того, некоторые граждане стран СНГ защитили у нас кандидатские и докторские диссертации. С удовольствием могу назвать тех студентов, которые стали докторами наук. Это С.Раджабов из Таджикистана, который выполнил успешное исследование по проблемам роли международного гуманитарного времени при разрешении конфликтной ситуации в Таджикистане, У.Мансуров (тоже из Таджикистана), который исследовал международно-правовые основы участия своего государства в международных отношениях, он сейчас работает зав. кафедрой международного права Таджикско-Славянского университета.

      В 2009 году учрежден Консорциум с участием РУДН, СПбГУ, МГЮА, задачей которого является подготовка специалистов с двумя дипломами о высшем образовании, например, Кыргызстана и России. В этом сетевом университете СНГ участвуют вузы России, Казахстана, Киргизии, Беларусь и Украины.

       – Анатолий Яковлевич, как Вы относитесь к тому, что время объективно подтачивает достигнутые положительные успехи в деле сохранения и дальнейшего укрепления единой русскоязычной научно-правовой трибуны для свободного обмена мнениями. Кстати, побывав в последние полтора года в столицах трех евразийских стран – Баку, Алматы, Ереване, я лично убедился в этом…

      – Конечно же, отрицательно. Потому как теряем то, что имеем. Уходят от нас представители старшего поколения, ученые из стран СНГ, пишущие преимущественно на русском языке. На смену им приходят молодые ученые, которые не имеют традиционных научных связей с конкретными учеными, центрами российской правовой мысли. Поэтому сегодняшнее состояние русскоязычной правовой мысли и практики в странах СНГ не может не беспокоить нас, российских ученых, да и многих наших коллег из других стран СНГ. Уверен, объективно идущие процессы гармонизации и унификации национальных законодательств в евразийском правовом пространстве не могут принести желаемых результатов без сохранения и приумножения русского технико-юридического языка, выступающего универсальным средством общения. Это становится российской государственной политикой особой важности в сфере науки и образования, призванной выступить фундаментом будущих продвинутых интеграционных процессов в ближнем зарубежье. Кстати, последние месяцы политической жизни вокруг СНГ показали, насколько необходимы решительные шаги, кардинальный сдвиг к более устойчивому региональному взаимодействию государств – членов Содружества.

      – Анатолий Яковлевич, давайте теперь плавно перейдем к основной теме нашей беседы – региональной евразийской интеграции. Как Вы, известный специалист в данной сфере, оцениваете тенденции, перспективы, проблемы интеграционных процессов, которые происходят на евразийском экономическом и правовом пространстве?

       – Полагаю, вначале необходимо определиться с самим понятием евразийское пространство. Его можно толковать двояко. Если говорить в широком смысле, то оно охватывает громадные территории евразийского континента, простирающегося от пролива Гибралтар до самых восточных и юго-восточных берегов Азии, омываемых Тихим океаном. Там расположены огромные многообразные, я бы даже сказал, разноцивилизационные общества, которые не всегда мирно уживаются друг с другом. Если говорить в узком смысле, то евразийское пространство можно отождествлять с территорией Восточной Европы, Северной Азии и, конечно же, Российской Федерации с ее разнонародными регионами. В значительной степени евразийское пространство составляет постсоветское пространство. То есть в последнем случае речь идет о Содружестве Независимых Государств (СНГ), которое можно назвать региональным евразийским интеграционным объединением.

     Сегодня отдельные государства и целые интеграционные объединения стремятся определить свое новое место на евразийском пространстве. Смысл глобализации удачно выражают слова американского исследователя Т.Фридмана: «…неукротимая интеграция рынков, наций, государств и технологий, позволяющая индивидам, корпорациям и нациям, государствам достигать любой точки мира быстро, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было». При этом, к великому сожалению, не у всех одинаковые стартовые позиции. Есть прочные лидеры, есть и хронические аутсайдеры...

      Считаю, необходимо максимально защитить свои национальные интересы. Глобализация не ведет к отмиранию института государства, а предъявляет к нему гораздо более высокие требования, связанные с переплетением и столкновением национальных интересов различных государств. Государства включаются в более сложные структуры международных отношений, само время диктует им требования усиленной международной ответственности за свои внутренние дела.

      Для стран СНГ как суверенных субъектов мировой политики важно сохранить собственное, не навязанное извне понимание своих жизненных интересов и осознавать национальные политические и экономические приоритеты внешние и внутренние. Одна из возможностей закрепить свои позиции в мире – это выступать не по одиночке, а в составе экономически прочно интегрированной организации, каковой должно стать Содружество Независимых Государств.

     – В чем Вы, профессор, видите роль международного права в условиях мощной глобализации и регионализации мировой экономики?

     – Как юрист-международник сразу хочу подчеркнуть, что в условиях глобализации особая, регулирующая роль принадлежит международному праву, поскольку именно оно является своего рода фундаментом успешного функционирования мирового сообщества. Государственный суверенитет является фундаментом в регулировании международных отношений и в создании международных организаций и межгосударственных объединений. Это признано нормами международного и национального права.

     Это становится особенно актуальным в связи с тем, что мы имеем дело с быстрым развитием западноевропейского, североамериканского и азиатско-тихоокеанского экономических пространств, способствующим созданию гиперрынка, охватывающего более половины мировой экономики.

     Новые риски в связи с глобализационными процессами, с которыми сталкиваются менее развитые государства, усиливают потребность в придании международному праву максимальной эффективности.

      Однако пренебрежительное отношение к международному праву, к его основам – суверенитету и суверенному равенству государств, продолжает иметь место наряду с международно-правовым нигилизмом и проявлением силовых и односторонних подходов к решению проблем, затрагивающих национальные интересы отдельных государств и мирового сообщества в целом.

      Науке международного права в этих условиях предъявляется социальный запрос на выработку новых принципов институционализации экономической интеграции в системе международных объединений, обладающих полномочиями, переданными им суверенными государствами.

   – Сегодня ведущими тенденциями развития всемирного хозяйства являются интернационализация, глобализация мирохозяйственной жизни и международная экономическая интеграция. Важнейшим аспектом международного сотрудничества государств в целом становится расширение международных экономических связей. Как Вы оцениваете эти процессы?

     – Идет активный процесс институционализации новых экономических реалий, выражающийся в развитии существующих и образовании новых экономических блоков,  союзов, организаций, а также в развитии различных уровней международных договоров, заключаемых такими образованиями. Можно выделить следующие уровни регионализации мировой экономики: глобальные институты (международные организации), региональные интеграционные объединения. В свою очередь интеграционные объединения имеют различные организационные формы.

       Глобальные экономические структуры объединяют государства в мировом масштабе (ООН, МВФ, группа Мирового банка, ВТО, ОЭСР, ОПЕК и др.). К организациям второго уровня относятся региональные объединения (Евросоюз, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР, СНГ и др.).

   Отмечая высочайший уровень интеграции ЕС, тем не менее, считаю, что не следует идеализировать или тем  более романтизировать ход европейской интеграции и происходящие в ней процессы. Несмотря на огромные успехи в деле сближения народов, нельзя не видеть и противоречий, которые продолжают оказывать свое влияние на европейскую интеграцию и ее правовое строительство. По моему мнению, само отношение некоторых стран к таким нововведениям, как единое гражданство, единая валюта и банковская система, далеко не однозначно.

      Страны СНГ не могут не учитывать основные тенденции развития мирового хозяйства за последние десятилетия – его глобализацию и регионализацию в сочетании с активной деятельностью транснациональных корпораций по всем меридианам экономического развития.

      Роль СНГ в глобальном экономическом процессе, конечно, будет определяться не только собственными интересами и возможностями. Она будет зависеть от отношений с лидерами экономического треугольника, их видения значения СНГ в мировой экономике и политике. Сегодня, когда перекраивается геополитическая карта мира, у ведущих стран есть соблазн использовать фактор СНГ, и особенно России, для достижения новых целей их геополитики.

     К сожалению, сегодня СНГ продолжает находиться в переходном состоянии. Интеграционные процессы по созданию зон свободной торговли, таможенных союзов, единого экономического пространства между государствами СНГ свидетельствуют о том, что все предыдущие договоренности не принесли существенных положительных результатов. Что же будет дальше?

     – Недавно президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев договорились о создании в урезанном варианте Единого экономического пространства (ЕЭП) к 1 января 2012 года. Означает ли это, что на место СНГ приходит другое, более жизнеспособное, но усеченное евразийское интеграционное образование?

     – Главная цель Единого экономического пространства, по моему мнению, – обеспечение стабильного развития национальных экономик. В свете этого интеграции нет альтернативы. Конечно, степень готовности национальных экономик заметно различается. По сути можно говорить о разноскоростных и поэтапных процессах интеграции.

      «Факультативный характер связей» создал благоприятные условия для образования внутри пространства СНГ четырех региональных объединений: Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан), Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова). Их роль и значение можно оценивать по-разному: с одной стороны, как снижение уровня согласованности в рамках СНГ, с другой – как поиск новых, более тесных форм интеграции между этими евразийскими странами.

      Свободный и на деле малообязывающий характер связей в СНГ дает возможность его членам использовать более широкий спектр решений проблем и отбирать наиболее действенные и жизнеспособные из них, учитывая при этом разницу в уровнях экономического развития и особенности политической ситуации в отдельных странах Содружества.

     Но, с другой стороны, отсутствие юридических норм прямого действия в соглашениях и договорах препятствует гармонизации внутренних законодательств и внесению изменений или новых положений во внутреннее законодательство стран-участниц. Глава V Договора 1999 г. предусматривает меры, направленные на сближение и унификацию законодательства государств-участников (в ст. 56 такой процесс именуется «мерами по гармонизации законодательства»). Однако, как некоторые другие положения Договора (например, ст. 23) свидетельствуют о необходимости определить «дополнительные договоренности… о завершении формирования таможенного союза», ст. 24 утверждает, что «стороны обеспечат объединение таможенных территорий Сторон после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий».

      Разноскоростная и разноуровневая экономическая интеграция стран СНГ на данном этапе развития неизбежна, поскольку она является следствием объективных процессов, происходящих в общественно-политической и социально-экономической сферах государств – участников СНГ, которые весьма неоднородны по уровню своего экономического и политического развития. Такая интеграция отражает реальную ситуацию в Содружестве, ее основные моменты нашли закрепление в Концепции по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) и учитываются в договорах и соглашениях, регулирующих вопросы экономической интеграции между отдельными государствами – членами СНГ.

    – Для успешной хозяйственной интеграции большое значение имеет создание совместных компаний и фирм. В этих целях главы государств и правительств СНГ подписали соглашения, нацеленные на образование и поддержку транснациональных объединений. Какими можно было бы видеть правовые акты нормативного и рекомендательного характера в данной сфере?

     – Такие структуры могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и непосредственно предприятиями. Заключен ряд многосторонних и двусторонних соглашений о сотрудничестве в отдельных отраслях, предусматривающих развитие совместного предпринимательства. Однако на практике создание транснациональных объединений и совместных предприятий идет крайне медленно.

       Меры содействия развитию кооперации предприятий стран СНГ в рыночной экономике должны быть облачены в рекомендательную и нормативно-законодательную форму. К примеру, это может быть установочно-рамочный, принципиальный документ непрямого действия.

      Уверен, настало время дополнить рамочные соглашения практической работой по согласованию условий создания ТНК, сближению соответствующих национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы разработка странами СНГ совместных проектов акционирования и приватизации взаимосвязанных производств, перекрестное акционирование смежных предприятий.

     Это должно способствовать еще одной важнейшей задаче Содружества – модернизации общей производственной инфраструктуры. Дальнейший распад единой энергетической системы, транспортных и топливно-энергетических коммуникаций серьезно ухудшит и без того ненормальное экономическое положение во всех странах-участницах, снизит международную конкурентоспособность и окончательно подорвет основы экономической безопасности.

    – Какие прогнозы Вы можете сделать в отношении дальнейшего существования евразийского Содружества? Ждет его серьезная трансформация или…

     – Опыт убеждает, что делать прогнозы – дело неблагодарное…

     Трансформируя прежние международные договорные связи, государства СНГ ищут новые формы евразийской интеграции.

      По мере формирования и реализации таких условий роль евразийских государств в мировом сообществе будет быстро возрастать. Решающие данную задачу страны СНГ призваны не только обеспечить собственное устойчивое развитие, но и внести весомый вклад в прогресс мирового сообщества. Особая ответственность за углубление экономического воздействия между государствами СНГ и воссоздание на рыночной основе единого экономического пространства лежит на Российской Федерации. Она является экономическим центром притяжения на всей евразийской территории.

     Если евразийское Содружество не желает остаться на обочине мирового хозяйства, то необходимо реалистично оценить, какое место в новой геополитической и экономической конфигурации мы хотим и можем занять по завершении основных реформ. При согласии по принципиальным вопросам общего развития придется сосредоточить все силы на создании более реалистичной конструкции Содружества, обеспечить координацию сотрудничества на строгой международной правовой основе.

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях