№ 9 (40) 2011г.

Визитная карточка:
Шевелева Наталья Александровна – доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая кафедрой государственного и административного права СПбГУ.
В 1979 г. окончила юридический факультет Омского государственного университета.
С сентября того же года приступила к работе на юридическом факультете Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова в качестве стажера-исследователя. В 1984 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правовая информация в деятельности местных Советов народных депутатов».
С 1989 г. Н.А.Шевелева работала на кафедре государственного и административного права юридического факультета ЛГУ в качестве ассистента кафедры, впоследствии стала старшим преподавателем и доцентом. В 1996 году была назначена заместителем декана по учебной работе, с 2002 года – начальником учебного управления. С сентября 2003 года Н.А.Шевелева исполняла обязанности заведующей кафедрой Государственного и административного права. В апреле 2005 года Н.А.Шевелева защитила докторскую диссертацию на тему «Бюджетная система России: проблемы правового регулирования в период интенсивных реформ». С 2005 года является профессором кафедры государственного и административного права. С февраля 2007 года стала заведующей кафедрой государственного и административного права.
Н.А.Шевелева активно читает лекции, принимает участие в дополнительных образовательных программах, является бессменным лектором Школы налоговых поверенных. С 10 июля 2010 года являлась исполняющей обязанности декана юридического факультета СПбГУ. 27 декабря 2010 г. избрана Учёным советом юридического факультета на должность декана.
Область профессиональных интересов: налоговое право, муниципальное право, финансовое право.
По оценкам учеников, Н.А.Шевелева – человек, с которым необычайно легко работать, – одновременно великолепный администратор, преподаватель и ученый, который хочет видеть в своих студентах лучших юристов России.
***************************************************************
– Уважаемая Наталья Александровна, основной темой нашей беседы, с Вашего позволения, хотелось бы обозначить проблемы, тенденции и пути дальнейшего совершенствования высшего юридического образования в России сквозь призму возглавляемого Вами юридического факультета – одного из двух ведущих университетов нашей страны. Евразийский юридический журнал уже несколько лет целенаправленно освещает проблемы высшего юридического образования и пути их решения, причем не только в Российской Федерации, но и в евразийском пространстве в целом. В качестве примера могу сослаться на выступления профессора И.М.Мацкевича, первого проректора Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина («Хорошим юристом быть обязан!», ЕврАзЮж, № 9, 2009), профессора Ю.С.Шемшученко, члена-корреспондента Национальной Академии наук Украины, директора Института государства и права НАН Украины («Юридическая наука должна быть честной!», ЕврАзЮж, № 12, 2010).
Несколько месяцев назад на Ваши хрупкие женские плечи легла тяжелая ноша – Вы возглавили ведущий факультет в северной столице нашей страны. Как известно, СПбГУ, как и МГУ, занимает особое место среди университетов Российской Федерации. Полагаю, это накладывает и особую ответственность. Получается, эти два ведущих университета нашей страны должны держать особую «марку». Вы, как декан одного из ведущих факультетов Санкт-Петербургского государственного университета, ощущаете это?
– Вы правы, возглавлять юридический факультет СПбГУ – особая ответственность, чувствуется повышенное внимание всего юридического образовательного сообщества. Однако полагаю, что взятая нами в СПбГУ высокая планка качества юридического образования должна обернуться благом для всех юридических вузов России: предоставленные Федеральным законом нескольким вузам дополнительные возможности в установлении собственных стандартов и выдаче своих дипломов об образовании должны быть предоставлены любому вузу, способному и желающему отвечать повышенным, по сравнению с федеральными, требованиям к образовательному процессу.
Мы в этой части можем выступать проводниками в использовании новых образовательных технологий и делиться с коллегами своим как положительным, так и отрицательным опытом, который неизбежен при любом поступательном развитии.
– Уважаемая Наталья Александровна, читателям нашего журнала будет очень интересно услышать из первых уст о внутренней жизни возглавляемого Вами факультета. Пожалуйста, расскажите о традициях и новациях в учебном и учебно-воспитательном процессе на юрфаке.
– Традиции юридического образования на факультете заложены нашими учителями – участниками Великой Отечественной войны, и мы их бережем как дарованную нам ценность. Это и высокое качество лекций, включение практической составляющей в учебный процесс, внимательное отношение к каждому студенту, вовлечение обучающихся в научную работу. Не чужды нам и традиции юридического факультета Императорского Университета, воспринявшего идеи либеральных реформ 1860-х годов, отличавшегося творческим началом и давшего России блестящую плеяду государственных деятелей, ученых и деятелей культуры. Не могу не назвать имена профессоров А.П.Куницина, К.А.Неволина, А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича, И.Я.Фойницкого, И.И.Янжула, Ф.Ф.Мартенса, Л.И.Петражицкого, и это только начало длинного списка глубоко почитаемых нами истинных преподавателей и великих ученых.
В судьбах выпускников юридического факультета СПбГУ отразилась вся история России, их имена встречаются среди верных последователей Петра I и его противников, мы отмечаем их существенную роль в революционном движении. Они защищали «маленького» человека, меняли ход истории, продвигая радикальные общественные реформы. Общественные деятели и деятели искусства, они формировали правосознание «власть имущих» и рядовых граждан России, под их вли-
янием складывались моральные устои российского общества.
Выпускники юридического факультета составляют славу не только Университета, но и всей России, имена многих из них известны во всем мире, это не только государственные деятели (В.И.Ульянов (Ленин), А.Ф.Керенский), но и ученые (Ф.Мартенс), деятели искусства (Н.Рерих, С.Дягилев, И.Грабарь).
Это люди, которые состоялись как личности, ученые, мыслители, государственные и общественные деятели. Мы не только гордимся нашими выпускниками, внесшими значительный вклад в российскую науку, искусство, государственное строительство, но и воспитываем студентов ХХ I века на примере их служения Родине, верности юридической профессии и основополагающим принципам правового государства – верховенству закона, приоритету прав человека, творческого начала, позволяющего реализоваться не только в юриспруденции, но и в общественной деятельности и искусстве.
Наше время формирует новые запросы к объему знаний, навыкам и умениям выпускников юридического факультета ХХ I века, которые требуют адекватного ответа и неизбежно заставляют менять учебный процесс. Новаций у нас достаточно, но моя задача как декана обеспечить, при поддержке Ученого совета, эволюционное развитие, не потерять достигнутое положительное и не упустить время в подготовке специалистов-юристов.
Мы можем гордиться и тем, что широкое применение в учебном процессе находят интерактивные методы обучения, в том числе с использованием информационных технологий.
Использование интерактивных форм в учебном процессе преподавателями юридического факультета позволяет сформировать целый ряд компетенций: навыки устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике, ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом, умений работать в команде и т. д.
– Какие изменения произошли, происходят и произойдут в связи с переходом к трехступенчатой системе образования «бакалавр–магистр» на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета?
– У нас богатый десятилетний опыт реализации двух-уровнего образования «бакалавр–магистр», и на этом пути мы накопили знания, создали образовательные технологии, позволяющие обеспечить подготовку бакалавров-юристов, способных к практической деятельности, и магистров, готовых к решению сложных правоприменительных проблем, аналитической и законопроектной работе. Одним из ключевых решений был переход на письменную форму экзаменов и зачетов, а в настоящее время – с использованием правовых баз данных на компьютерах, это позволяет сформировать в процессе обучения устойчивый навык подготовки грамотных и качественных юридических документов, а также умение применять правовые нормы. При этом за письменной формой скрываются принципиально новые экзаменационные задания, преподавателями используются шесть типов заданий, в том числе предполагающие решение коллизий правовых норм; практических задач, основанных на материалах судебной практики; проведение теоретического исследования конкретной проблемы и др.
Система юридического образования, также как и вся система образования, переживает радикальные реформы. Десятилетиями складывающаяся жесткая структура уже разрушена стандартами высшего профессионального образования третьего поколения, и крайне важно сейчас осознать это обстоятельство и найти новые методически грамотные решения, способные сохранить тот уровень овладения студентами правовыми знаниями, который образует фундаментальную подготовку.
В соответствии с утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») существенно меняется объем часов в учебном плане отдельно взятой учебной дисциплины и типах занятий. Такие изменения крайне болезненны для сознания преподавателя, так как требуют его личной перестройки, умения адаптироваться к новым условиям, способности подняться на новый уровень требований.
Так, например, занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий, объем активных и интерактивных форм проведения занятий не может быть меньше минимума – 20 % аудиторных занятий.
Из этого следует, что устоявшая схема передачи знаний студентам, основанная на лекционной форме подачи материала, должна трансформироваться в гибкую систему сочетания различных форм учебных занятий: пассивная – активная – интерактивная. Классическая лекция как пассивная форма обучения перестает быть доминирующей в учебном процессе и меняет свое предназначение. Огромный объем информации, который современный глобализирующийся мир обрушивает на студента, изучающего право, исключает возможность использовать для ее освоения лекции в качестве основного инструмента обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по бакалавриату, прямо предусматривая в задачах образовательного процесса формирование у выпускников способности решать практические задачи, указывает на настоятельную необходимость использования в учебном процессе деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и т. д. с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Очевидно, что методические разработки таких видов учебных занятий необходимо увязывать с лекционным материалом, восполняя выпадающий объем аудиторных часов. В целом методическое обеспечение семинарских и практических занятий неизбежно потребует кардинальной переработки с учетом изменения пропорции учебных часов и увеличения доли практических заданий.
Компетентностный подход, обусловленный стандартами третьего поколения, предполагает разработку системы новых видов заданий, направленных на формирование навыков и умений, и контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих контроль формирования компетенций. Использованные в образовательных стандартах формулировки для описания компетенций указывают на то разнообразие заданий, которое необходимо будет применять в учебном процессе.
Например, в федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) магистр) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2011 г. № 1763) предусмотрены, в частности, такие компетенции, как: способность разрабатывать нормативные правовые акты; способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Очевидно, что в процессе освоения учебной дисциплины студенты должны получить и выполнить задания по подготовке проектов нормативных актов органов публичной власти различных уровней; применить норму к конкретной практической ситуации, давая ей необходимое, в том числе конституционное, истолкование; подготовить экспертное заключение о законности или конституционности правового акта и др.
– Полагаю, добиваться новых целей и задач, обусловленных реформированием системы высшего юридического образования, возглавляемому Вами учебному подразделению помогают уже достигнутые успехи в укреплении материально-учебной базы юридического факультета и университета в целом.
– Согласна с Вами, что такого рода новые образовательные технологии, несомненно, могут реализовываться только при наличии соответствующей материальной базы. Я с полным удовлетворением могу сказать, что юридический факультет более двадцати лет систематически формировал материальную базу и в настоящее время располагает первоклассной библиотекой, точнее – информационным библиотечным центром, необходимым компьютерным парком, соответствующим программным обеспечением, мультимедийным оборудованием. Студентам и преподавателям доступны любые информационные ресурсы, которые используются в лучших отечественных и зарубежных юридических фирмах.
Необходимо сказать отдельно о нашей библиотеке. Библиотека юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (отраслевой отдел Научной библиотеки им. М.Горького СПбГУ) является современным информационным центром, позволяющим работать с одним из лучших в стране фондов юридической литературы. Пользователями библиотеки являются студенты, аспиранты и преподаватели всех факультетов СПбГУ. Студенты и преподаватели других вузов могут воспользоваться ресурсами библиотеки при наличии действующих удостоверений и ходатайств, подписанных ректорами / деканами данных вузов.
Сегодня в библиотеке насчитывается около 600000 экземпляров книг и журналов на русском и иностранных языках, начиная с эпохи развития книгопечатания до настоящего времени. Фонды включают в себя научные монографии, учебную литературу, периодические издания, диссертации, защищенные на юридическом факультете СПбГУ, авторефераты диссертаций, защищенных в России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Библиотека является обладателем уникальных личных коллекций таких известных ученых-правоведов, как П.Г.Редкин, М.А.Дьяконов, П.И.Люблинский, А.В.Венедиктов, М.Д.Шаргородский и многие другие.
Среди «жемчужин» коллекции библиотеки можно назвать такие издания, как «Institutiones Iustiniani Sacratissimi Principis» («Институции наисвященнейшего императора Юстиниана» 1540 г.), «Табель о рангах» (1722 г.), «Наказ Ее Императорского Величества Екатерины Второй, Самодержицы Всероссийской, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» (1770 г.), А.П.Куницын «Право естественное» (1818 г.) и многие другие.
Электронные ресурсы библиотеки включают в себя электронный каталог, позволяющий оперативно находить и заказывать книги и статьи, электронные копии изданий (не охраняемые авторским правом) из коллекции библиотеки, справочно-правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», электронные базы данных, находящиеся в подписке СПбГУ (LexisNexis, eLIBRARY, Электронная библиотека диссертаций РГБ и т. д.).
Для юристов представляют большой интерес иностранные электронные ресурсы, а именно: базы данных на платформе компании EBSCO (15 баз, в том числе, по праву – Legal Collection), LexisNexis Academic (деловая и правовая информация), коллекция полнотекстовых монографий ebrary, крупнейшая международная база данных научных диссертаций ProQuest Digital Dissertations and Theses, юридическая база данных издательства C.H.Beck – Beck-online, Oxford Journals – полнотекстовые коллекции журналов издательства Oxford University Press, Cambridge Journals – полнотекстовые коллекции журналов издательства Cambridge University Press.
Библиотека ведет активную выставочную работу, знакомя общественность и гостей факультета с богатствами своих фондов. С 2010 года в библиотеке был открыт новый зал – Электронный студенческий читальный зал с доступом к ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
– Любой факультет, пожалуй, прежде всего знаменит своей профессурой и преподавательским составом в целом. Каких преподавателей юрфака и какие их заслуги Вы хотели бы отметить в первую очередь?
– Моя уверенность в завтрашнем дне факультета опирается на творческий коллектив преподавателей, работающих здесь сегодня, с широкой палитрой различных мнений. Я могу о каждом своем коллеге сказать добрые слова, но не откажу себе в удовольствии прежде всего преклониться перед нашими учителями, которые, не жалея времени и сил, передают свой опыт и знания студентам, аспирантам и коллегам-преподавателям. Это, в первую очередь, академик, профессор Юрий Кириллович Толстой; профессор Вадим Семенович Прохоров, одобрительное мнение которых дорогого стоит для молодого коллеги. И многие другие. Я должна признать, что в настоящее время сложился своеобразный баланс между опытными и заслуженными преподавателями – профессорами и доцентами и талантливой молодежью, с энтузиазмом осваивающей новую для себя профессию преподавателя.
– Ни для кого не секрет, что современный уровень зарплаты университетских преподавателей в большинстве вузов весьма низок, если не оскорбителен. Как обстоят дела на вашем факультете с этим насущным вопросом?
– Да, конечно, проблема низкой заработной платы преподавателя, несомненно, одна из ключевых в высшем образовании. Не может профессор, получающий меньше банковского клерка, подготовить и воспитать успешного выпускника, отвечающего потребностям современной, модернизирующейся России, самоуважение и самоощущение учителя и квалифицированный специалист как результат его труда взаимосвязаны накрепко.
Полагаю, в нашем Университете профессорско-преподавательский состав в целом получает хорошую зарплату. На юридическом факультете СПбГУ проблема достойной заработной платы решается путем использования целой системы мер стимулирующего или компенсационного характера. Неуклонно соблюдается несколько правил. Во-первых, если преподаватель занимается практической деятельностью, то ему создаются условия, и его занятость согласуется с учебным процессом; во-вторых, учебная нагрузка тарифицирована, и размер заработной платы зависит от объема учебной работы; в-третьих, на факультете развернута серия дополнительных образовательных программ, участие в которых приносит весьма ощутимую прибавку к окладу; в-четвертых, создан и действует экспертно-консультационный центр, работающий на возмездных началах; в-пятых, поощряется и научная работа путем предоставления «внутренних» научных грантов.
В целом размер заработной платы различается и во многом зависит от активности преподавателя. У нас действует и другое правило – преподаватели не работают в других вузах, «многостаночность» не поощряется, поскольку очевидно вредит учебному процессу и научной деятельности.
– Не могли бы Вы несколько подробнее рассказать о научных и научно-педагогических связях юрфака СПбГУ с профильными факультетами и вузами из других регионов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.
– Юридический факультет активно сотрудничает со многими зарубежными юридическими учебными заведениями. Среди наших постоянных партнеров – крупнейшие вузы, расположенные во многих странах мира, как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
Я рада сообщить, что сейчас наблюдается процесс возрождения утраченных научных связей, предпринимаются попытки унификации образовательных систем стран СНГ, хочется надеяться, что это движение к интеграции необратимо. Могу сказать, что силами конкретных преподавателей юридического факультета научные связи с учеными Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Армении были сохранены, и сейчас полномасштабно развиваются уже межвузовские связи при поддержке руководства Университета.
Самые продолжительные и глубокие партнерские отношения у нашего факультета установились с университетами Германии. В рамках совместных проектов и программ осуществляется постоянный обмен студентами, преподавателями и сотрудниками с университетами ФРГ. Наиболее успешными стали научные и образовательные проекты с университетами Пассау, Берлина, Киля, Гамбурга. В рамках совместного проекта нашего факультета и Дома немецкой экономики (Санкт-Петербург) ежегодно проводится курс «Международное экономическое право».
Ежегодно совместно с юридическим факультетом университета г. Пассау мы проводим российско-немецкие семинары.
Вот уже несколько лет подряд в Санкт-Петербурге проходит летняя американская школа права, в которой преподают профессора американских университетов и юридического факультета СПбГУ. Школа права позволяет российским и американским студентам не только познакомиться с особенностями правовых систем наших стран, но и установить дружественные и деловые контакты.
– Санкт-Петербург является столицей ЕврАзЭС, Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Как Вы оцениваете их деятельность в укреплении евразийской интеграции? Какие задачи являются, на Ваш взгляд, первостепенными в этом направлении для юристов-практиков и правоведов- ученых?
– Я как личность сформировалась в советское время, поэтому распад Союза и длительное торможение в восстановлении интеграционных связей расцениваю как собственные потери. В последние годы в этой области весьма заметны положительные тенденции.
Укрепление евразийской интеграции – насущнейшая задача не только государственных структур или специально созданных межгосударственных образований, это, прежде всего, результат интереса всего гражданского общества, всех заинтересованных в сотрудничестве стран, в том числе и ученых-правоведов, образующих научное сообщество, для которого государственные границы не имеют существенного значения.
– Многоуважаемая Наталья Александровна, в заключение хотелось бы задать наши традиционные вопросы.
Что хотели бы Вы пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала, являющегося ведущим общим русскоязычным юридическим журналом в евразийском правовом пространстве?
– Отрадно, что возглавляемый Вами ежемесячный журнал способствует сохранению и укреплению связей ученых-правоведов в евразийском, общеСНГовском правовом пространстве, тем самым помогает евразийской интеграции.
Евразийскому юридическому журналу хочу пожелать поступательного развития, талантливых авторов и вдумчивого читателя.
– Спасибо!