№ 9 (40) 2011г.
St. Petersburg State University in the Eurasian Law Space Interview with doctor of juridical sciences, professor, dean of the faculty of law, head of the state and administrative law department of the St. Petersburg State University N.A.Sheveleva.
Визитная карточка:
Шевелева Наталья Александровна – доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая кафедрой государственного и административного права СПбГУ.
В 1979 г. окончила юридический факультет Омского государственного университета.
С сентября того же года приступила к работе на юридическом факультете Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова в качестве стажера-исследователя. В 1984 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правовая информация в деятельности местных Советов народных депутатов».
С 1989 г. Н.А.Шевелева работала на кафедре государственного и административного права юридического факультета ЛГУ в качестве ассистента кафедры, впоследствии стала старшим преподавателем и доцентом. В 1996 году была назначена заместителем декана по учебной работе, с 2002 года – начальником учебного управления. С сентября 2003 года Н.А.Шевелева исполняла обязанности заведующей кафедрой Государственного и административного права. В апреле 2005 года Н.А.Шевелева защитила докторскую диссертацию на тему «Бюджетная система России: проблемы правового регулирования в период интенсивных реформ». С 2005 года является профессором кафедры государственного и административного права. С февраля 2007 года стала заведующей кафедрой государственного и административного права.
Н.А.Шевелева активно читает лекции, принимает участие в дополнительных образовательных программах, является бессменным лектором Школы налоговых поверенных. С 10 июля 2010 года являлась исполняющей обязанности декана юридического факультета СПбГУ. 27 декабря 2010 г. избрана Учёным советом юридического факультета на должность декана.
Область профессиональных интересов: налоговое право, муниципальное право, финансовое право.
По оценкам учеников, Н.А.Шевелева – человек, с которым необычайно легко работать, – одновременно великолепный администратор, преподаватель и ученый, который хочет видеть в своих студентах лучших юристов России.
***************************************************************
– Уважаемая Наталья Александровна, основной темой нашей беседы, с Вашего позволения, хотелось бы обозначить проблемы, тенденции и пути дальнейшего совершенствования высшего юридического образования в России сквозь призму возглавляемого Вами юридического факультета – одного из двух ведущих университетов нашей страны. Евразийский юридический журнал уже несколько лет целенаправленно освещает проблемы высшего юридического образования и пути их решения, причем не только в Российской Федерации, но и в евразийском пространстве в целом. В качестве примера могу сослаться на выступления профессора И.М.Мацкевича, первого проректора Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина («Хорошим юристом быть обязан!», ЕврАзЮж, № 9, 2009), профессора Ю.С.Шемшученко, члена-корреспондента Национальной Академии наук Украины, директора Института государства и права НАН Украины («Юридическая наука должна быть честной!», ЕврАзЮж, № 12, 2010).
Несколько месяцев назад на Ваши хрупкие женские плечи легла тяжелая ноша – Вы возглавили ведущий факультет в северной столице нашей страны. Как известно, СПбГУ, как и МГУ, занимает особое место среди университетов Российской Федерации. Полагаю, это накладывает и особую ответственность. Получается, эти два ведущих университета нашей страны должны держать особую «марку». Вы, как декан одного из ведущих факультетов Санкт-Петербургского государственного университета, ощущаете это?
– Вы правы, возглавлять юридический факультет СПбГУ – особая ответственность, чувствуется повышенное внимание всего юридического образовательного сообщества. Однако полагаю, что взятая нами в СПбГУ высокая планка качества юридического образования должна обернуться благом для всех юридических вузов России: предоставленные Федеральным законом нескольким вузам дополнительные возможности в установлении собственных стандартов и выдаче своих дипломов об образовании должны быть предоставлены любому вузу, способному и желающему отвечать повышенным, по сравнению с федеральными, требованиям к образовательному процессу.
Мы в этой части можем выступать проводниками в использовании новых образовательных технологий и делиться с коллегами своим как положительным, так и отрицательным опытом, который неизбежен при любом поступательном развитии.
– Уважаемая Наталья Александровна, читателям нашего журнала будет очень интересно услышать из первых уст о внутренней жизни возглавляемого Вами факультета. Пожалуйста, расскажите о традициях и новациях в учебном и учебно-воспитательном процессе на юрфаке.
– Традиции юридического образования на факультете заложены нашими учителями – участниками Великой Отечественной войны, и мы их бережем как дарованную нам ценность. Это и высокое качество лекций, включение практической составляющей в учебный процесс, внимательное отношение к каждому студенту, вовлечение обучающихся в научную работу. Не чужды нам и традиции юридического факультета Императорского Университета, воспринявшего идеи либеральных реформ 1860-х годов, отличавшегося творческим началом и давшего России блестящую плеяду государственных деятелей, ученых и деятелей культуры. Не могу не назвать имена профессоров А.П.Куницина, К.А.Неволина, А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича, И.Я.Фойницкого, И.И.Янжула, Ф.Ф.Мартенса, Л.И.Петражицкого, и это только начало длинного списка глубоко почитаемых нами истинных преподавателей и великих ученых.
В судьбах выпускников юридического факультета СПбГУ отразилась вся история России, их имена встречаются среди верных последователей Петра I и его противников, мы отмечаем их существенную роль в революционном движении. Они защищали «маленького» человека, меняли ход истории, продвигая радикальные общественные реформы. Общественные деятели и деятели искусства, они формировали правосознание «власть имущих» и рядовых граждан России, под их вли-
янием складывались моральные устои российского общества.
Выпускники юридического факультета составляют славу не только Университета, но и всей России, имена многих из них известны во всем мире, это не только государственные деятели (В.И.Ульянов (Ленин), А.Ф.Керенский), но и ученые (Ф.Мартенс), деятели искусства (Н.Рерих, С.Дягилев, И.Грабарь).
Это люди, которые состоялись как личности, ученые, мыслители, государственные и общественные деятели. Мы не только гордимся нашими выпускниками, внесшими значительный вклад в российскую науку, искусство, государственное строительство, но и воспитываем студентов ХХ I века на примере их служения Родине, верности юридической профессии и основополагающим принципам правового государства – верховенству закона, приоритету прав человека, творческого начала, позволяющего реализоваться не только в юриспруденции, но и в общественной деятельности и искусстве.
Наше время формирует новые запросы к объему знаний, навыкам и умениям выпускников юридического факультета ХХ I века, которые требуют адекватного ответа и неизбежно заставляют менять учебный процесс. Новаций у нас достаточно, но моя задача как декана обеспечить, при поддержке Ученого совета, эволюционное развитие, не потерять достигнутое положительное и не упустить время в подготовке специалистов-юристов.
Мы можем гордиться и тем, что широкое применение в учебном процессе находят интерактивные методы обучения, в том числе с использованием информационных технологий.
Использование интерактивных форм в учебном процессе преподавателями юридического факультета позволяет сформировать целый ряд компетенций: навыки устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике, ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом, умений работать в команде и т. д.
– Какие изменения произошли, происходят и произойдут в связи с переходом к трехступенчатой системе образования «бакалавр–магистр» на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета?
– У нас богатый десятилетний опыт реализации двух-уровнего образования «бакалавр–магистр», и на этом пути мы накопили знания, создали образовательные технологии, позволяющие обеспечить подготовку бакалавров-юристов, способных к практической деятельности, и магистров, готовых к решению сложных правоприменительных проблем, аналитической и законопроектной работе. Одним из ключевых решений был переход на письменную форму экзаменов и зачетов, а в настоящее время – с использованием правовых баз данных на компьютерах, это позволяет сформировать в процессе обучения устойчивый навык подготовки грамотных и качественных юридических документов, а также умение применять правовые нормы. При этом за письменной формой скрываются принципиально новые экзаменационные задания, преподавателями используются шесть типов заданий, в том числе предполагающие решение коллизий правовых норм; практических задач, основанных на материалах судебной практики; проведение теоретического исследования конкретной проблемы и др.
Система юридического образования, также как и вся система образования, переживает радикальные реформы. Десятилетиями складывающаяся жесткая структура уже разрушена стандартами высшего профессионального образования третьего поколения, и крайне важно сейчас осознать это обстоятельство и найти новые методически грамотные решения, способные сохранить тот уровень овладения студентами правовыми знаниями, который образует фундаментальную подготовку.
В соответствии с утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») существенно меняется объем часов в учебном плане отдельно взятой учебной дисциплины и типах занятий. Такие изменения крайне болезненны для сознания преподавателя, так как требуют его личной перестройки, умения адаптироваться к новым условиям, способности подняться на новый уровень требований.
Так, например, занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий, объем активных и интерактивных форм проведения занятий не может быть меньше минимума – 20 % аудиторных занятий.
Из этого следует, что устоявшая схема передачи знаний студентам, основанная на лекционной форме подачи материала, должна трансформироваться в гибкую систему сочетания различных форм учебных занятий: пассивная – активная – интерактивная. Классическая лекция как пассивная форма обучения перестает быть доминирующей в учебном процессе и меняет свое предназначение. Огромный объем информации, который современный глобализирующийся мир обрушивает на студента, изучающего право, исключает возможность использовать для ее освоения лекции в качестве основного инструмента обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по бакалавриату, прямо предусматривая в задачах образовательного процесса формирование у выпускников способности решать практические задачи, указывает на настоятельную необходимость использования в учебном процессе деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и т. д. с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Очевидно, что методические разработки таких видов учебных занятий необходимо увязывать с лекционным материалом, восполняя выпадающий объем аудиторных часов. В целом методическое обеспечение семинарских и практических занятий неизбежно потребует кардинальной переработки с учетом изменения пропорции учебных часов и увеличения доли практических заданий.
Компетентностный подход, обусловленный стандартами третьего поколения, предполагает разработку системы новых видов заданий, направленных на формирование навыков и умений, и контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих контроль формирования компетенций. Использованные в образовательных стандартах формулировки для описания компетенций указывают на то разнообразие заданий, которое необходимо будет применять в учебном процессе.
Например, в федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) магистр) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2011 г. № 1763) предусмотрены, в частности, такие компетенции, как: способность разрабатывать нормативные правовые акты; способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Очевидно, что в процессе освоения учебной дисциплины студенты должны получить и выполнить задания по подготовке проектов нормативных актов органов публичной власти различных уровней; применить норму к конкретной практической ситуации, давая ей необходимое, в том числе конституционное, истолкование; подготовить экспертное заключение о законности или конституционности правового акта и др.
– Полагаю, добиваться новых целей и задач, обусловленных реформированием системы высшего юридического образования, возглавляемому Вами учебному подразделению помогают уже достигнутые успехи в укреплении материально-учебной базы юридического факультета и университета в целом.
– Согласна с Вами, что такого рода новые образовательные технологии, несомненно, могут реализовываться только при наличии соответствующей материальной базы. Я с полным удовлетворением могу сказать, что юридический факультет более двадцати лет систематически формировал материальную базу и в настоящее время располагает первоклассной библиотекой, точнее – информационным библиотечным центром, необходимым компьютерным парком, соответствующим программным обеспечением, мультимедийным оборудованием. Студентам и преподавателям доступны любые информационные ресурсы, которые используются в лучших отечественных и зарубежных юридических фирмах.
Необходимо сказать отдельно о нашей библиотеке. Библиотека юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (отраслевой отдел Научной библиотеки им. М.Горького СПбГУ) является современным информационным центром, позволяющим работать с одним из лучших в стране фондов юридической литературы. Пользователями библиотеки являются студенты, аспиранты и преподаватели всех факультетов СПбГУ. Студенты и преподаватели других вузов могут воспользоваться ресурсами библиотеки при наличии действующих удостоверений и ходатайств, подписанных ректорами / деканами данных вузов.
Сегодня в библиотеке насчитывается около 600000 экземпляров книг и журналов на русском и иностранных языках, начиная с эпохи развития книгопечатания до настоящего времени. Фонды включают в себя научные монографии, учебную литературу, периодические издания, диссертации, защищенные на юридическом факультете СПбГУ, авторефераты диссертаций, защищенных в России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Библиотека является обладателем уникальных личных коллекций таких известных ученых-правоведов, как П.Г.Редкин, М.А.Дьяконов, П.И.Люблинский, А.В.Венедиктов, М.Д.Шаргородский и многие другие.
Среди «жемчужин» коллекции библиотеки можно назвать такие издания, как «Institutiones Iustiniani Sacratissimi Principis» («Институции наисвященнейшего императора Юстиниана» 1540 г.), «Табель о рангах» (1722 г.), «Наказ Ее Императорского Величества Екатерины Второй, Самодержицы Всероссийской, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» (1770 г.), А.П.Куницын «Право естественное» (1818 г.) и многие другие.
Электронные ресурсы библиотеки включают в себя электронный каталог, позволяющий оперативно находить и заказывать книги и статьи, электронные копии изданий (не охраняемые авторским правом) из коллекции библиотеки, справочно-правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», электронные базы данных, находящиеся в подписке СПбГУ (LexisNexis, eLIBRARY, Электронная библиотека диссертаций РГБ и т. д.).
Для юристов представляют большой интерес иностранные электронные ресурсы, а именно: базы данных на платформе компании EBSCO (15 баз, в том числе, по праву – Legal Collection), LexisNexis Academic (деловая и правовая информация), коллекция полнотекстовых монографий ebrary, крупнейшая международная база данных научных диссертаций ProQuest Digital Dissertations and Theses, юридическая база данных издательства C.H.Beck – Beck-online, Oxford Journals – полнотекстовые коллекции журналов издательства Oxford University Press, Cambridge Journals – полнотекстовые коллекции журналов издательства Cambridge University Press.
Библиотека ведет активную выставочную работу, знакомя общественность и гостей факультета с богатствами своих фондов. С 2010 года в библиотеке был открыт новый зал – Электронный студенческий читальный зал с доступом к ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
– Любой факультет, пожалуй, прежде всего знаменит своей профессурой и преподавательским составом в целом. Каких преподавателей юрфака и какие их заслуги Вы хотели бы отметить в первую очередь?
– Моя уверенность в завтрашнем дне факультета опирается на творческий коллектив преподавателей, работающих здесь сегодня, с широкой палитрой различных мнений. Я могу о каждом своем коллеге сказать добрые слова, но не откажу себе в удовольствии прежде всего преклониться перед нашими учителями, которые, не жалея времени и сил, передают свой опыт и знания студентам, аспирантам и коллегам-преподавателям. Это, в первую очередь, академик, профессор Юрий Кириллович Толстой; профессор Вадим Семенович Прохоров, одобрительное мнение которых дорогого стоит для молодого коллеги. И многие другие. Я должна признать, что в настоящее время сложился своеобразный баланс между опытными и заслуженными преподавателями – профессорами и доцентами и талантливой молодежью, с энтузиазмом осваивающей новую для себя профессию преподавателя.
– Ни для кого не секрет, что современный уровень зарплаты университетских преподавателей в большинстве вузов весьма низок, если не оскорбителен. Как обстоят дела на вашем факультете с этим насущным вопросом?
– Да, конечно, проблема низкой заработной платы преподавателя, несомненно, одна из ключевых в высшем образовании. Не может профессор, получающий меньше банковского клерка, подготовить и воспитать успешного выпускника, отвечающего потребностям современной, модернизирующейся России, самоуважение и самоощущение учителя и квалифицированный специалист как результат его труда взаимосвязаны накрепко.
Полагаю, в нашем Университете профессорско-преподавательский состав в целом получает хорошую зарплату. На юридическом факультете СПбГУ проблема достойной заработной платы решается путем использования целой системы мер стимулирующего или компенсационного характера. Неуклонно соблюдается несколько правил. Во-первых, если преподаватель занимается практической деятельностью, то ему создаются условия, и его занятость согласуется с учебным процессом; во-вторых, учебная нагрузка тарифицирована, и размер заработной платы зависит от объема учебной работы; в-третьих, на факультете развернута серия дополнительных образовательных программ, участие в которых приносит весьма ощутимую прибавку к окладу; в-четвертых, создан и действует экспертно-консультационный центр, работающий на возмездных началах; в-пятых, поощряется и научная работа путем предоставления «внутренних» научных грантов.
В целом размер заработной платы различается и во многом зависит от активности преподавателя. У нас действует и другое правило – преподаватели не работают в других вузах, «многостаночность» не поощряется, поскольку очевидно вредит учебному процессу и научной деятельности.
– Не могли бы Вы несколько подробнее рассказать о научных и научно-педагогических связях юрфака СПбГУ с профильными факультетами и вузами из других регионов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.
– Юридический факультет активно сотрудничает со многими зарубежными юридическими учебными заведениями. Среди наших постоянных партнеров – крупнейшие вузы, расположенные во многих странах мира, как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
Я рада сообщить, что сейчас наблюдается процесс возрождения утраченных научных связей, предпринимаются попытки унификации образовательных систем стран СНГ, хочется надеяться, что это движение к интеграции необратимо. Могу сказать, что силами конкретных преподавателей юридического факультета научные связи с учеными Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Армении были сохранены, и сейчас полномасштабно развиваются уже межвузовские связи при поддержке руководства Университета.
Самые продолжительные и глубокие партнерские отношения у нашего факультета установились с университетами Германии. В рамках совместных проектов и программ осуществляется постоянный обмен студентами, преподавателями и сотрудниками с университетами ФРГ. Наиболее успешными стали научные и образовательные проекты с университетами Пассау, Берлина, Киля, Гамбурга. В рамках совместного проекта нашего факультета и Дома немецкой экономики (Санкт-Петербург) ежегодно проводится курс «Международное экономическое право».
Ежегодно совместно с юридическим факультетом университета г. Пассау мы проводим российско-немецкие семинары.
Вот уже несколько лет подряд в Санкт-Петербурге проходит летняя американская школа права, в которой преподают профессора американских университетов и юридического факультета СПбГУ. Школа права позволяет российским и американским студентам не только познакомиться с особенностями правовых систем наших стран, но и установить дружественные и деловые контакты.
– Санкт-Петербург является столицей ЕврАзЭС, Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Как Вы оцениваете их деятельность в укреплении евразийской интеграции? Какие задачи являются, на Ваш взгляд, первостепенными в этом направлении для юристов-практиков и правоведов- ученых?
– Я как личность сформировалась в советское время, поэтому распад Союза и длительное торможение в восстановлении интеграционных связей расцениваю как собственные потери. В последние годы в этой области весьма заметны положительные тенденции.
Укрепление евразийской интеграции – насущнейшая задача не только государственных структур или специально созданных межгосударственных образований, это, прежде всего, результат интереса всего гражданского общества, всех заинтересованных в сотрудничестве стран, в том числе и ученых-правоведов, образующих научное сообщество, для которого государственные границы не имеют существенного значения.
– Многоуважаемая Наталья Александровна, в заключение хотелось бы задать наши традиционные вопросы.
Что хотели бы Вы пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала, являющегося ведущим общим русскоязычным юридическим журналом в евразийском правовом пространстве?
– Отрадно, что возглавляемый Вами ежемесячный журнал способствует сохранению и укреплению связей ученых-правоведов в евразийском, общеСНГовском правовом пространстве, тем самым помогает евразийской интеграции.
Евразийскому юридическому журналу хочу пожелать поступательного развития, талантливых авторов и вдумчивого читателя.
– Спасибо!