Визитная карточка:
Виктор Дмитриевич Перевалов, доктор юридических наук, профессор.
№ 4 (23) 2010г.
Родился в 1941 г. в Свердловской области СССР.
С 1964 по 1968 г. обучался в Свердловском юридическом институте. В 1972 г. защитил кандидатскую, а в 1987 г. – докторскую диссертации, посвященные правовым проблемам деятельности массовых общественных организаций в политической системе общества.
С 1998 г. по настоящее время В.Д. Перевалов работает заведующим кафедрой теории государства и права Уральской государственной юридической академии.
С 1988 по 2001 г. занимал должность проректора по научной работе УрГЮА, а с 2001 по 2007 г. – ректора УрГЮА. С 2008 г. по настоящее время – президент УрГЮА.
В.Д.Перевалов – Президент Межрегиональной ассоциации юридических вузов России, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник прокуратуры РФ, почетный сотрудник МВД РФ. Имеет государственные награды: звание Заслуженный юрист РФ (1996 г.), Орден Почета (2001 г.), орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2007 г.); международные награды «Объединенная Европа» (2005 г., Оксфорд), медаль Французской Ассоциации содействия промышленности (2006 г. Париж); ряд ведомственных медалей и знаков.
В.Д.Перевалов ведет серьезную научно-исследовательскую работу, его перу принадлежит более сотни трудов, среди них – крупные монографии и учебники, по которым обучаются будущие юристы во всех российских вузах. Является ответственным редактором и соавтором учебников по теории государства и права, политологии, конституционному праву Российской Федерации. Участвовал в подготовке проекта Конституции РФ, Устава Свердловской области, Конституции Республики Башкортостан, в разработке концепции юридического образования в Российской Федерации и Государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция».
Интервью с президентом Уральской государственной юридической академии, председателем исполкома Европейско-Азиатского правового конгресса В.Д. Переваловым
Уважаемый Виктор Дмитриевич, Вы являетесь председателем Европейско-Азиатского правового конгресса, который вот уже четвертый год продолжает успешно действовать. Не могли бы Вы рассказать подробнее о предыстории и истории его зарождения?
Европейско-Азиатский правовой конгресс был учрежден в 2007 году Ассоциацией юристов России как форма координации юридических исследований и разработок, способствующих повышению эффективности европейско-азиатского сотрудничества, взаимодействия государственных институтов, бизнес-структур и юридического сообщества. Он создавался как особая дискуссионная площадка, где представители государства, бизнеса, общественных кругов могут актуализировать перед профессиональными юристами задачи, решение которых должно способствовать повышению эффективности европейско-азиатского сотрудничества.
Идея правового конгресса возникла в связи с поиском возможностей дальнейшего развития в области научных исследований, отвечающих требованиям сопряжения с практикой и эффективного воплощения результатов в практику.
Конгресс задумывался как постоянно работающий форум. В отличие от традиционных конференций и семинаров он должен создать свои органы: комитеты, комиссии, рабочие группы, постоянно действующие в течение всего периода между заседаниями конгресса и непосредственно на заседаниях конгресса, а также предъявляющие результаты своей работы, которые участники могут обсуждать. На сессиях Конгресса определяются приоритетные проекты, работе над которыми должно быть уделено повышенное внимание участников. В соответствии с этим формируются экспертные группы Конгресса, в рамках которых приглашенные эксперты из ведущих российских и зарубежных вузов и научных учреждений в течение года осуществляют исследовательскую и проектную работу, результаты которой представляются для обсуждения на сессиях Конгресса.
Конгресс сосредоточивает свою деятельность на решении задач и проблем, связанных с конкретными ситуациями в современном обществе. То есть Конгресс не будет концентрировать свою работу вокруг какой-то отрасли права или какого-то юридического направления. Прежде всего, это правовые проблемы безопасности и сотрудничества в современных условиях глобализации.
Конгресс организован с учетом особой актуальности для России отношений в Европейско-Азиатском регионе, возрастающей роли международного сотрудничества юристов, для решения как конкретных профессиональных проблем, так и стратегических задач эффективного вхождения России в глобальные структуры современного мира.
К участию в работе Конгресса приглашаются профессиональные юристы – ученые и практики – из государств – членов Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества и Европейского экономического сообщества, а также политики, представители органов государственной власти и бизнеса.
Получается, что город Екатеринбург не случайно оказался местом учреждения Европейско-азиатского правового конгресса?
Екатеринбург для проведения конгресса выбран не случайно. Этому есть объяснения. Во-первых, город лежит на границе Европы и Азии, во-вторых, в Екатеринбурге располагается один из ведущих правовых вузов страны – Уральская государственная юридическая академия, и, наконец, Екатеринбург – один из мощных экономических, политических, культурных центров России, это столица нашего Урала, самобытный и уникальный город. Уральский регион всегда воспринимался как «опорный край державы» – земля, объединяющая Восток и Запад, создающая большие производственные и природно-ресурсные возможности для всей нашей страны. И мы постоянно старались соответствовать этой высокой миссии, сначала обучаясь сами, а потом осуществляя подготовку высококвалифицированных кадров для всех видов юридической деятельности, профессионалов, достойных своего Отечества.
Каковы результаты первых трех конгрессов? Чем каждый из них запомнился? Изменился ли состав участников?
Первая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса состоялась 17–18 мая 2007 года и была посвящена вопросам правовой интеграции Европейско-Азиатского региона в условиях глобализации, на ней обсуждались проблемы правового обеспечения экономического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности в Европейско-Азиатском регионе. Тема была выбрана с учетом особой актуальности для России отношений в Европейско-Азиатском регионе, возрастающей роли международного сотрудничества юристов, для решения как конкретных профессиональных проблем, так и стратегических задач эффективного вхождения России в глобальные структуры современного мира. Первая сессия собрала более 500 участников из 15 стран. В ходе сессии были определены приоритетные правовые проекты содействия повышению эффективности деятельности ШОС и ЕврАзЭС, проработка которых осуществлялась экспертным сообществом в течение 2007 года.
15–16 мая 2008 года в Екатеринбурге состоялась вторая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса, которая была посвящена обсуждению основных направлений и приоритетных проектов правового содействия эффективности Евразийского Экономического Сообщества, Шанхайской Организации Сотрудничества и реализации соглашений о партнерстве с Европейским союзом. В сессии приняли участие около 350 юристов из стран ЕврАзЭС, ШОС и ЕС.
21–22 мая 2009 года в Екатеринбурге состоялась третья сессия Европейско-Азиатского правового конгресса, в ходе которой обсуждению подлежали проблемы и перспективы развития правового сотрудничества в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, Евразийского Экономического Сообщества и партнерских отношений с Европейским союзом. В работе третьей сессии конгресса приняли участие около 400 участников и экспертов из России и зарубежных стран, в частности Франции, Финляндии, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики. Среди них были ученые, практикующие юристы, представители органов государственной власти и бизнес-сообщества.
На 19–20 мая 2010 года в г. Екатеринбурге намечена четвертая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса. Какие цели и задачи он преследует? Каковы его особенности?
Четвертая сессия Конгресса будет посвящена обсуждению проблем правового обеспечения экономической интеграции в Европейско-Азиатском пространстве.
В ходе работы Европейско-Азиатского правового конгресса планируется обсудить вопросы, связанные с правовым регулированием фондового рынка в условиях глобализации и инновационной экономики, реализацией экономико-правовых средств антикризисных мероприятий, правовыми основами энергетической политики стран ЕврАзЭС, проблемами формирования основ гражданского, трудового законодательства, международным экономическим сотрудничеством, правовым сотрудничеством в области противодействия транснациональной организованной преступности.
Работа правового конгресса будет проходить в формате пленарного заседания, базовых экспертных групп и круглых столов. В сессии примут участие ведущие правоведы России, представители научных и образовательных учреждений стран Европейско-Азиатского региона.
Уральская государственная юридическая академия, один из признанных в России центров подготовки высокопрофессиональных юридических кадров, похоже, является организационной базой проведения Европейско-Азиатского конгресса... Пожалуйста, расскажите об этом несколько подробнее.
Европейско-Азиатский правовой конгресс проходит при непосредственном участии Уральской государственной юридической академии – одного из крупнейших учебных и научных центров юридического образования в России, обладающего высокопрофессиональным преподавательским составом, способным выполнять научно-исследовательские разработки в различных областях юриспруденции. В течение длительного периода времени УрГЮА по различным рейтингам занимает 2–3 места среди юридических вузов России. Наш вуз принадлежит к числу тех российских юридических вузов, которые известны не только в России, но и за рубежом. Научные традиции, научные школы, участие в формировании новых отраслей законодательства, новых научных исследований позволяет проводить на базе нашей Академии мероприятия такого высокого уровня.
В чем заключается положительное влияние деятельности Конгресса на научно-педагогическую деятельность УрГЮА? Какую роль играют студенты в проведении Конгресса?
Наши преподаватели вместе со своими коллегами из других вузов и стран выступают в качестве разработчиков многих правовых актов и международных договоров, необходимых для формирования таможенного союза и организации экономического сотрудничества между государствами – членами ЕврАзЭС.
В проведении мероприятий международного уровня задействован не только профессорско-преподавательский состав Академии, но и студенты, которые имеют возможность принять участие в работе круглых столов, оказываются в окружении представителей научного сообщества, могут общаться с ведущими российскими учеными-правоведами.
Среди организаторов Европейско-Азиатского конгресса мы видим такие уважаемые учреждения, как Ассоциация юристов России, Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС...
Конгресс был организован общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Уральской государственной юридической академией при содействии Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества.
Наиболее важными направлениями развития для Ассоциации юристов, на мой взгляд, являются развитие международно-правового сотрудничества и юридической поддержки соотечественников за рубежом; профилактика преступности и содействие правоохранительным органам; содействие развитию правовой помощи малому и среднему бизнесу; развитие правовой науки и образования.
Именно поэтому на обсуждение Ассоциации выносятся и будут выноситься проекты по самому широкому ряду вопросов: это и совершенствование правового обеспечения различных направлений государственной политики, и повышение профессиональной квалификации судей, и развитие правового образования молодежи, и многое другое.
Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации юристов выступает обеспечение поддержки членам нашего сообщества при решении разного рода актуальных вопросов. В этой же сфере лежит работа по созданию современной системы информационного обмена, создание условий для общения коллег и обмена опытом, на что и направлен правовой конгресс.
В Конгрессе участвовали также представители Межпарламентской ассамблеи и Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Экономического суда СНГ, Международной организации труда, Международной организации по миграции, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители органов власти зарубежных стран, ряда общественных объединений предпринимателей, включая Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России, представители региональных органов государственной власти, научная общественность и представители бизнеса.
В последнее время наблюдается оживление по поводу создания Единого экономического пространства, Таможенного союза с участием некоторых государств – членов СНГ. Какие первоочередные проблемы необходимо, на Ваш взгляд, решать в этом направлении?
В названном направлении представляется необходимой реализация следующих предложений: отмена таможенных границ между ближними государствами – участниками Таможенного союза, Евразийского экономического пространства, создание единых технических регламентов, разработка единой системы санитарных и фитосанитарных мер, воплощение в жизнь концепции транспортного союза, правовое регулирование миграции. Эта проблематика в целом связана с обеспечением фундаментальных прав и свобод субъектов различного уровня в Евразийском экономическом сообществе.
Следует также отметить актуальность совершенствования правового регулирования трансграничных операций между хозяйствующими субъектами в ЕврАзЭС, облегчение экономического сотрудничества. Это та цель, которую можно достичь при создании международной нормативной базы. Для этого должны реально и однообразно применяться положения заключенных государствами – членами ЕврАзЭС международных договоров, а случаи неприменения либо неединообразного применения указанных договоров важно своевременно выявлять и корректировать.
Как Вы оцениваете уровень правового обеспечения экономической интеграции в европейско-азиатском пространстве?
Оценку давать еще рано. В данной сфере есть определенные достижения, но еще больше возникает проблем. А главное, что есть огромные интеллектуальные и организационные ресурсы для решения этих проблем. Для этого и создан Европейско-Азиатский правовой конгресс.