№ 12 (55) 2012г.
Визитная карточка:
Строев Владимир Витальевич, доктор экономических наук, профессор, ректор Первого московского юридического института, родился 1973 году в Российской Федерации. В 1995 году окончил Дальневосточный государственный университет.
Ученая степень кандидата экономических наук присуждена диссертационным советом Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в 1999 году. Ученая степень доктора экономических наук присуждена решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году.
Ученое звание профессора по экономике присвоено решением Министерства образования и науки Российской Федерации в 2012 году.
Стаж научно-педагогической работы Строева Владимира Витальевича составляет 21 год, в том числе стаж педагогической работы в образовательных организациях высшего профессионального образования – 11 лет.
Имеет 52 публикации, из них 4 учебно-методических и 48 научных работ, используемых в педагогической практике.
Активно участвует в научных региональных, всероссийских и международных конференциях, форумах, является инициатором и организатором научно-практических конференций молодых ученых и специалистов. Член различных ассоциаций, рабочих групп, в т.ч. по вопросам образования ЕврАзЭС.
За значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием награжден почетными грамотами различных ведомств и общественных организаций. Также имеет ведомственные награды МВД России, ФСИН России, МЧС России и др.
**************************************************************
- Уважаемый Владимир Витальевич, наш ежемесячный Евразийский юридический журнал, которому, кстати, буквально в этом месяце исполнилось пять лет.…
- Тогда мы от всей души поздравляем ваш журнал с юбилеем…
- Спасибо. Наш журнал с момента учреждения проводит редакционную политику, направленную на дальнейшее развитие евразийской правовой теории и практики. Последнее должно способствовать формированию нового мощного интеграционного образования – Евразийского Союза.
Вы - признанный специалист по экономической интеграции, выступаете экспертом по Евразийскому Экономическому Сообществу (ЕврАзЭС), защитили докторскую диссертацию по интеграционным процессам, связанным с высшим образованием. Как Вы оцениваете опыт, проблемы и тенденции в укреплении евразийской экономической интеграции на пути формирования Евразийского экономического союза?
- Создание Евразийского экономического союза выведет евразийскую экономическую интеграцию на качественно новый уровень, на новом интеграционном уровне открываются широкие перспективы для экономического развития, создаются дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит России, Казахстану, Беларуси, а затем и другим странам СНГ, прежде всего, успешно вписаться в глобальную экономику и систему торговли в условиях структуризации наших стран во Всемирной торговой организации. Евразийский союз будет способствовать динамичности процессов выработки решений, устанавливающих правила игры и определяющих контуры будущего интеграционного образования. Евразийский союз послужит своего рода центром развития дальнейших интеграционных процессов. Это новое экономическое интеграционное образование будет формироваться путём постепенного слияния существующих структур ― Таможенного союза, Единого экономического пространства.
- Тема Вашей докторской диссертации по экономическим наукам называется: «Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании». Насколько известно, в своей фундаментальной научной работе Вы исследуете проблемы влияния Болонского процесса на дальнейшее развитие национальных образовательных систем в будущем Евразийском Союзе…
- Интеграция включает в себя развитие международного образования в Российской Федерации и других странах СНГ. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран 2002 года в качестве основных целей выдвигает подготовку национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего, для государств-участников СНГ, реализацию геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.
В России и в других странах СНГ практически отсутствует анализ тенденций и последствий сотрудничества в данной сфере. Поэтому очевидно, что децентрализация международной деятельности наших высших школ за последнее десятилетие выдвинула новые задачи информационно-аналитического и управленческого характера. Речь идет, прежде всего, о сборе, систематизации и анализе достоверной статистической информации.
Нарастающий поток академической мобильности в рамках Болонского процесса несет в себе ряд противоречий и нерешенных проблем. Более активное участие наших вузов в рамках академической мобильности требует конструктивных организационно-экономических мер как со стороны России и стран Содружества, так и со стороны западных партнеров. Кроме того, анализ международного опыта в организации и поддержке развития академической мобильности представляет практический интерес для органов управления в сфере образования в государствах СНГ. Как показывает анализ состояния наших национальных образовательных систем, необходимо, в частности, взаимодействие Европейского Союза с Россией и другими странами СНГ в рамках академической мобильности студентов.
- Уважаемый профессор, как Вы оцениваете перспективы развития негосударственного сектора образования в России и в других странах СНГ?
- Начну с того, что в России существует единая система высшего образования. При этом в современной системе высшего профессионального образования России негосударственный сектор образования стал неотъемлемой и значимой частью образовательного пространства страны. За относительно короткий по историческим меркам срок – двадцать лет, негосударственное высшее образование стало реальностью, а подготовка специалистов в негосударственных вузах пользуется стабильным спросом.
Аналогичные процессы в образовательной системе происходили и в нашем ближнем евразийском зарубежье. В результате негосударственный сектор образования также стал неотъемлемой и значимой частью образовательного пространства в странах Содружества Независимых Государств.
Несомненно, появление негосударственного сектора образования создало в образовательной среде стран Содружества естественную для любого развития конкуренцию образовательных учреждений, радикально расширило возможности населения в получении высшего образования. А в условиях традиционно низкой мобильности населения приблизило образовательные услуги к месту жительства, позволило значительно увеличить ресурсную базу профессиональной школы, привлечь дополнительные инвестиции, предложить новые образовательные модели, сформировать новые экономические подходы к управлению образовательными учреждениями. При этом важно, что образовательная деятельность в негосударственном вузе, также как и в государственном, контролируется государством путем лицензирования и аккредитации. Хотя факт снижения качества обучения в целом, не может не настораживать.
И в России, и в странах СНГ возникновение негосударственных вузов происходило в конкурентной борьбе с сильными государственными вузами, когда негосударственным вузам весьма непросто было доказать свои преимущества. Кроме того, зачастую и государственные, и негосударственные вузы сталкиваются с одинаковыми трудностями. В силу сложившейся демографической ситуации в стране сокращение притока студентов ощущают как государственные, так и негосударственные вузы.
- Не секрет, Вы сами это хорошо знаете, что в российском обществе сложилось устойчивое мнение о недостаточно высоком качестве высшего образования в так называемых коммерческих вузах. Видимо, не без основания…
- Некая предубежденность в обществе, конечно, присутствовала и нельзя утверждать, что она полностью исчезла. Но совершенно ответственно можно сказать, что негосударственные вузы имеют потенциальные возможности для поддержания высокого качества образования, позволяющие полнее реализовывать индивидуальный подход в обучении. Большинство негосударственных вузов - это вузы гуманитарного и экономического профиля. Как показывают рейтинги, профильные негосударственные вузы уже могут готовить специалистов по качеству, не уступающему лучшим выпускникам государственной системы образования, при наличии соответствующих профессорско-преподавательского состава, учебно-материальной базы, методического обеспечения.
Безусловно, необходимо лишать лицензии и аккредитации слабые, не развивающиеся, а выживающие вузы, цель которых - извлечение выгоды, а не предоставление качественной образовательной услуги.
Любая деятельность вуза должна быть направлена на повышение качества образовательных услуг, в соответствии с текущими и перспективными требованиями рынка и ее конечных потребителей. Государство же, в свою очередь, должно поддержать те негосударственные вузы, которые способны продемонстрировать такие высокие стандарты образования.
Уважаемый Владимир Витальевич, Вы – ректор Первого московского юридического института, какие цели и задачи стоят перед Вашим негосударственным вузом?
- ПМЮИ, скажу прямо, имеет серьезные преимущества перед другими негосударственными высшими учебными заведениями. Удерживать много лет достойное место среди огромного количества вузов нам, в первую очередь, помогают сложившиеся в Институте многолетние традиции и уникальный профессорско-преподавательский состав. Первый московский юридический институт был учрежден в 1992 году Московской государственной юридической академией, которой руководил выдающийся правовед Олег Емельянович Кутафин, чье имя сейчас носит Академия. Так что 2012 год для нас юбилейный, мы отмечаем 20 лет со дня создания. Для негосударственного вуза, который осуществляет подготовку только специалистов по юриспруденции, это немалый срок.
В 2012 году ПМЮИ вновь подтвердил свою способность осуществлять подготовку юридических кадров, получив Свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а годом ранее бессрочную Лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Очень важно, что Институт в ноябре 2012 года прошел общественную аккредитацию и был включен в перечень аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.
Хотелось бы обратить особое внимание на значимость информационных технологий в подготовке юристов в негосударственных вузах. Поэтому подготовку высокопрофессиональных кадров, способных эффективно использовать новые информационные технологии на практике, мы тоже рассматриваем как весьма важную задачу. Процессы совершенствования учебной деятельности, которые происходят и в нашем вузе, могут существенно повлиять на сложившуюся ситуацию благодаря внедрению и развитию новых форм обучения, практики опережающего обучения.
В феврале 2013 года на базе Первого московского юридического института состоится открытие авторизированного тестового центра Certiport, в котором по итогам обучения будут проводиться сертификационные экзамены, прежде всего для студентов нашего Института в соответствии с правилами и процедурами Certiport. Являясь мировым лидером в сертификации, Certiport предоставляет тесты для образовательных учреждений, Центр также готовит студентов, которые, конечно, имеют определенные навыки обращения с современными информационными технологиями, к успешному вхождению на мировой рынок труда. Задача Центра – дать людям возможность повысить свою квалификацию и конкурентоспособность посредством сертификации. И мы, безусловно, рады такому сотрудничеству.
- Как известно, одним из направлений активной работы Ассоциации юристов России является повышение качества юридического образования, в том числе посредством проведения общественной аккредитации высших учебных заведений юридического профиля – как государственных, так и негосударственных.
- Сегодня высказывается много самых разных мнений по поводу общественной аккредитации в системе образования. По мнению сторонников этого нововведения, такая форма позволит системе, работающей на общество, не замыкаться в своих ведомственных рамках, а с помощью потребителей выпускаемых ею кадров повысить качество своей деятельности. Государственная аккредитация и аттестация специалистов оценивают соответствие качества их подготовки требованиям государственных стандартов.
Вместе с тем только квалифицированные эксперты, состоящие как из работников высшего образования, так и из работодателей, представителей научных сообществ и различных профессиональных организаций могут дать оценку деятельности вуза, причем учитывая совсем иные показатели, делая упор на качестве подготовки. Поэтому, по моему мнению, необходимо развивать систему независимой профессиональной аккредитации специалистов.
В поддержку инициативы Ассоциации юристов России по вопросу повышения качества юридического образования Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» от 26 мая 2009 года. Указ предусматривает повышение качества программ высшего профессионального образования, усиление контроля за деятельностью высших образовательных учреждений, готовящих юридические кадры.
Правительству Российской Федерации было поручено оказать содействие Ассоциации юристов России в разработке и внедрении механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.
В ноябре 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев своим распоряжением образовал межведомственную комиссию по вопросам повышения качества высшего юридического образования, в которую вошли многие представители Ассоциации юристов России, а председателем комиссии был назначен член Президиума Ассоциации - министр юстиции Александр Владимирович Коновалов.
Основные стороны, заинтересованные в общественно-профессиональной аккредитации, - это, во-первых, абитуриенты и их родители, выбирающие специальность и вуз для получения качественного образования и последующего трудоустройства в соответствии с уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Во-вторых - это работодатели, которые ждут высококлассных выпускников, и, наконец, инвесторы, заинтересованные в объективной информации о структурах и научных школах, риски вложения в которые будут минимизированы.
По результатам проведения общественно-профессиональной аккредитации вуз и данная программа получают свидетельство об общественной аккредитации. Это свидетельство удостоверяет, что вуз готовит по аккредитованной специальности специалистов не только в полном соответствии с отечественными стандартами, но занимает передовые позиции среди аналогичных российских вузов, а выпускники вуза пользуются большим спросом на рынке труда, что собственно и подтверждается гарантией высокого качества образования.
- Уважаемый Владимир Витальевич, как Вы оцениваете переход на двухуровневую систему получения высшего образования -«бакалавр» - «магистр» ?
- Вы правильно заметили в самом начале, я действительно весьма серьезно исследовал проблемы влияния Болонского процесса на развитие российского образования.
Не вызывает сомнения, что для многих стран понятия «бакалавр» и «магистр» более привычны и естественны, нежели «дипломированный специалист». В тоже время слабым звеном многоуровневой системы в российских условиях является не соответствующее ей в полной мере трудовое законодательство. Естественным образом возникают сложности у работодателя с определением квалификационного уровня работника с дипломом бакалавра.
Наш Институт с 2011 года перешел на многоуровневую систему подготовки. Обучение осуществляется в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом как за счет средств федерального бюджета (кстати, бюджетные места негосударственным вузам в этом году выделялись впервые и далеко не все их смогли получить), так и с полным возмещением затрат. По окончании обучения студенты получают диплом государственного образца. Обучение проводится по очной форме обучения на отделениях Правоведения и Международного частного права с углубленным изучением международного права и двух иностранных языков (помимо диплома по основной специальности выпускники отделения МЧП получают диплом переводчика в сфере профессиональной коммуникации); по очно-заочной форме обучения на отделении Правоведения - в том числе в группе выходного дня, когда используется модульная система обучения; по заочной форме обучения на отделении Правоведения - в группе и по индивидуальным планам. В Институте проводится набор для получения второго высшего образования лиц, уже имеющих высшее или неоконченное высшее образование по другой специальности, на сокращенную программу подготовки.
В Институте используются как традиционные методы обучения, так и дистанционные образовательные технологии. Хотя полностью оставаться приверженцем традиционных методов обучения с учетом перехода на уровневую систему, конечно, невозможно, поскольку существенно увеличивается объем самостоятельной работы студентов. Совершенно нельзя обойтись без максимально активного внедрения интерактивных методов обучения. Следует переходить и на балльно-рейтинговую систему.
- Наших читателей интересуют формы правового просвещения в ПМЮИ. Уверен, Ваш опыт может иметь значение не только для российских вузов в евразийском пространстве. Не могли бы рассказать нам об этой интересной стороне деятельности возглавляемого Вами авторитетного учебного заведения?
- В течение нескольких лет мы осуществляем сотрудничество со школами Москвы и ближайшего Подмосковья в реализации программ правового просвещения школьников и подготовке учащихся старших классов к поступлению в наш вуз. На базе Института при поддержке Департамента образования города Москвы реализуется уникальный проект - Городская школа права, в которой ежегодно проходят обучение более двухсот школьников 9-11 классов. Открывая Городскую школу права, мы даже не могли и предположить, что количество школьников, желающих пройти в ней обучение, будет таким большим.
Разработанная для учащихся программа по праву включает не только лекционные и практические занятия по всем отраслям права, «круглые столы», мастер-классы, но и конференции, организуемые студентами нашего Института. Мы стараемся преподнести школьникам юридические знания, которые применимы в их жизни. Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Преподаватели Института, ведущие занятия для школьников, используют не только научные знания, но и жизненный опыт.
Все это способствует формированию в процессе обучения у школьников активной гражданской позиции. Ведь решение задачи как уберечь подрастающее поколение от многих ошибок, научить их отношениям с другими людьми, находится в наших руках.
Для многих школьников, чье сознание ещё формируется, вуз - это неизвестная взрослая жизнь. А какие их ждут перспективы после получения диплома о высшем образовании? Вряд ли кто из них изначально задумывается об этом очень серьезно. Поэтому пора двигаться вперед, пора научиться сглаживать, а по возможности сокращать разрыв между средней и высшей школой. У нас же одна цель. Ведь убеждения, восприятие, гражданская позиция – все, что формируется у человека со школьной скамьи, в зрелом возрасте практически не меняются. Вот почему очень важно совместными усилиями обеспечить преемственность между различными этапами правового образования.
- Наших читателей не может не заинтересовать деятельность в стенах ПМЮИ студенческой юридической клиники, о которой также ходит добрая слава. Пожалуйста, несколько слов о роли клиники в становлении юриста-профессионала.
- Перед нами часто возникают проблемы, которые требуют юридических знаний и, как правило, обращения за помощью к специалистам. Государство гарантирует реализацию наших прав на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем, заметный вклад в повышение правовой культуры для лучших знаний о своих правах и возможностях их защиты, а также в оказание бесплатной правовой помощи населению вносят студенческие юридические клиники.
Ставя перед собой главную задачу – правовое просвещение граждан, мы стараемся никому не отказывать в помощи. У нас есть возможность дать профессиональные рекомендации для решения тех или иных проблем, и мы эти возможности успешно реализуем. Вот уже более 17 лет в Первом московском юридическом институте действует юридическая клиника для оказания правовой помощи незащищенным слоям населения. Там трудятся наши студенты, начиная со второго курса под руководством и контролем преподавателей ПМЮИ. Хороший юрист должен уметь очень многое: общаться, исследовать, организовывать, внимательно и терпеливо выслушать и понять чужую проблему, поддержать и помочь. Всему этому тоже надо учиться.
В январе 2012 года мы подписали договор, в соответствии с которым на территории Красносельского района города Москвы была открыта еще одна юридическая клиника нашего Института, в которой москвичи на регулярной основе могут получать бесплатную юридическую помощь в решении многих распространенных проблем: аренды жилого помещения, наследования, оформления права собственности на земельные участки, управления многоквартирными домами и других.
Студенты и преподаватели Первого московского юридического института также участвуют в чтении бесплатных лекций для населения, на которых разъясняют наиболее актуальные юридические вопросы.
Мы гордимся, что наш вуз непосредственно участвует в реализации важного социального проекта - «ЦАО - территория правовой культуры», который создан по инициативе депутата Московской городской Думы К.В. Щитова при поддержке префектуры Центрального административного округа, Управления Департамента семейной и молодежной политики города Москвы в ЦАО и активном участии Центрального окружного управления образования.
В Первом московском юридическом институте существуют и другие формы правового просвещения и профориентации, имеющие большое практическое значение для учащихся.
- Показателем успешной деятельности каждого высшего учебного заведения является трудоустройство выпускников. Чем может гордиться Первый московский…?
- Если говорить в целом, то следует признать, что за последние годы ситуация с трудоустройством значительно осложнилась. Сегодня не только абитуриенты, выбирая вуз, интересуются тем, насколько успешно трудоустраиваются его выпускники, но и работодателю уже недостаточно просто предъявить диплом о высшем образовании. Поэтому мы считаем возможным заключение комплексных договоров с работодателями о целевой подготовке специалиста. Однако мы сами делаем основной упор на установление партнерских отношений с органами государственной власти, государственными учреждениями и коммерческими организациями по вопросу организации и проведения практики и стажировки с возможностью дальнейшего трудоустройства.
В Институте создан отдел по содействию занятости студентов и трудоустройству выпускников. Постоянно ведется работа по сбору информации о вакансиях для студентов, создан банк данных вакантных мест. Совместно с работодателями проводятся презентации, семинары, конференции, ярмарки вакансий. Мы активно взаимодействуем с другими вузами, центрами занятости. В Институте организованы лекции по трудоустройству, проводятся факультативы на тему: «Управление карьерой: навыки поиска работы», мастер-классы. Институт - постоянный участник Дней карьеры, проводимых как в других вузах, так и в различных компаниях работодателями.
Мы поддерживаем тесную связь с родителями студентов, нам отрадно сознавать, что многие наши студенты из семей-династий юристов. Наши выпускники тоже о нас не забывают.
- Какое значение имеют вопросы воспитания молодежи в ходе образовательного процесса в ПМЮИ?
- Безусловно, воспитательная работа со студентами в вузе является важнейшей составляющей качества подготовки специалистов. Студенческое самоуправление – хорошая школа принятия самостоятельных решений и проявления своей индивидуальности. Степень доверия к участию студентов в управлении важными сторонами жизни вуза велика. Мы всячески стараемся поддержать любую студенческую инициативу в научной и общественной жизни вуза. Вместе с тем, есть мероприятия, которые мы считаем знаковыми: так, хорошей традицией стало празднование Дня юриста, который установлен Указом Президента России в 2008 году.
Поверьте, поводов гордиться студентами у нас предостаточно. По инициативе студентов регулярно проводятся акции «Милосердие» - помощь детским домам, многие студенты Института принимают участие в Днях донора. Студенты никогда не пропускают спортивные мероприятия, проводимые Московским студенческим центром при Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы, по инициативе студентов в нашем Институте был создан клуб английского языка. У каждого из наших студентов есть возможности проявить индивидуальность, отстоять свою точку зрения, набраться опыта, участвуя в научно-практических конференциях, конкурсах, Московской Международной модели ООН, выездных образовательных семинарах «Гражданская смена», организуя тематические брейн- ринги, круглые столы, дебаты по актуальным правовым проблемам.
- Расскажите пожалуйста о партнерских связях ПМЮИ.
- С особым удовольствием отвечу на этот вопрос, поскольку развитие сотрудничества мы определяем для себя в качестве одной из приоритетных задач, тем более что тесное взаимодействие между вузами – это неизбежный путь развития евразийского образовательного пространства.
Наиболее тесные партнерские связи нашего Института, назовем их историческими, сложились с Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА), с которым у нас заключено Соглашение о сотрудничестве. Мы также заинтересованы в сотрудничестве с региональными вузами.
Большое внимание, конечно, уделяем деятельности в рамках Ассоциации юристов России, Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России, которая по праву считается выразителем устремлений и надежд негосударственного сектора российского образования. Мы активно участвуем в реализации основных задач нашей Ассоциации, прежде всего в контексте консолидированного участия негосударственных вузов в реформе российского образования.
- Евразийский юридический журнал поддерживает самое тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями и научными учреждениями из стран Содружества Независимых Государств. В других странах СНГ также происходят аналогичные неоднозначные процессы в сфере высшего юридического образования. Обучаются ли в ПМЮИ граждане из государств Содружества? Какие научно-педагогические связи поддерживает Первый московский юридический институт с вузами стран СНГ?
- Образовательный аспект сотрудничества является одним из самых перспективных. Важным этапом в процессе формирования общего образовательного пространства, как известно, стал Договор 1996 года об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Республиками Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Российской Федерацией. Конечно, в настоящее время формирование общего образовательного пространства представляется достаточно сложной задачей, однако в долгосрочной перспективе она вполне разрешима.
Институт осуществляет подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить высшее профессиональное образование в Российской Федерации по направлению «Юриспруденция».
Обучение иностранных граждан в Институте осуществляется с 1992 года на основе российского государственного стандарта высшего профессионального образования в сочетании со спецификой международной системы образования. Конечно, иностранные граждане, которые обучаются в Институте, это, в основном, граждане государств СНГ.
На взаимовыгодной основе Институт осуществляет сотрудничество с некоторыми вузами стран СНГ по различным направлениям, таким как: содействие в научно-методическом обеспечении научной и образовательной деятельности; обмен студентами, научными сотрудниками и преподавательскими кадрами; содействие в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава; реализация совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов; организация и проведение семинаров, конференций.
- Уважаемый Владимир Витальевич, в заключении традиционный вопрос: что бы Вы пожелали читателям и авторам, сотрудникам Евразийского юридического журнала, которому недавно исполнилось пять лет.
- Уважаемый Инсур Забирович, еще раз поздравляю Евразийский юридический журнал с юбилеем! Искренне желаю читателям, авторам и сотрудникам – здоровья, благополучия, праздничного предновогоднего настроения, а самому журналу – дальнейшего процветания и долгих лет яркой и интересной жизни!
- Спасибо!
ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
Интервью с В.В. Строевым, ректором Первого Московского юридического института, доктором экономических наук, профессором
- Persona Grata
- Просмотров: 2722