Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
В.С.Ягья:
Роль Санкт-Петербурга в процессе развития евразийской интеграции
Сегодня Нашим собеседником выступает Советник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, доктор исторических наук, заведующий кафедрой мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, Почетный профессор СПбГУ Ватаняр Саидович Ягья

Интервью с Ватаняром Саидовичем Ягья

№ 9 (88) 2015г.

S. Yagja
THE ROLE OF SAINT PETERSBURG IN DEVELOPMENT OF EURASIAN INTEGRATION

Interview with Vatanyar Saidovich Yagya, the Chairman Advisor of the Legislative Assembly of Saint Petersburg, Ph.D. in History, head of the World Politics department of Saint Petersburg State University, honored worker of science of Russia, Honorable professor of SPbU

Визитная карточка:

Ватаняр Саидович Ягья - Советник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Заведующий кафедрой мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Почетный профессор СПбГУ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области науки им. В. В. Новожилова за выдающи­еся достижения в области высшего и среднего профессионального образования. Автор около 350 научных работ и 10 монографий, многие из которых опубликованы за рубежом.

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV-ой степени и медалями к этому ордену I и II степени, медалью «В память 300-летия Петербурга», медалью «В память тысячелетия Казани», почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом», Офицер­ским крестом ордена «За заслуги перед Республикой Польша».

Трудовой путь начинал грузчиком. В 1958-1963 гг. - студент СПбГУ. 1963-1966 гг. - аспирант СПбГУ. В 1991-1996 гг. - главный советник мэра — Председателя Правительства Санкт-Петербурга. Четырежды избирался депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1994-2011 гг.). В 2008-2011 гг. - Полномочный Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по международным связям.

Наряду с высшим образованием в области востоковедения и африканистики имеет высшее юридическое образование, окончив в 2008 г. Северо-Западную Академию государственной службы при Президенте РФ.

************************************************************

Ватаняр Саидович Ягья- Уважаемый Ватаняр Саидович, Вы являетесь совет­ником Председателя Законодательного Собрания Санкт- Петербурга по международным вопросам. Какую роль, по Вашему мнению, играет Санкт-Петербург в развитии внешних связей Российской Федерации?

   - Санкт-Петербург занимает одно из ведущих мест в структуре внешних связей России. Город позиционируется как влиятельный и перспективный актор мировой политики. Не­сколько лет тому назад появилось утверждение, что наш город - это вторая дипломатическая столица России. Здесь прохо­дят судьбоносные международные встречи, в которых Москва играет значительную роль. Достаточно назвать прошедшие в городе на Неве саммиты G-8 в 2006 г. и недавно завершивший­ся саммит G-20, двусторонние переговоры президента России В. В. Путина, кстати, уроженца Петербурга, со своими колле­гами, высшими руководителями ведущих стран мира: США, Германии, Польши, Финляндии, Турции, Белоруссии, Казах­стана, Франции и др. Большое мирополитическое значение имеет Санкт-Петербургский международный экономический форум, собирающий, как правило, сотни видных политиче­ских, государственных и общественных деятелей, представите­лей бизнес-сообществ разных стран. В Санкт-Петербурге про­водятся также крупные международные культурные форумы, международные инновационные форумы, международные женские форумы и интернациональные форумы ученых. Их позитивное влияние на повышение уровня стабильности в мире, потенциала умственного труда, совершенствование об­разовательного процесса в мировом сообществе существенно.

Международный облик Санкт-Петербурга формируют также Межпарламентская ассамблея СНГ, представительство Министерства иностранных дел России, 35 аккредитованных в городе генеральных консульств европейских, азиатских, аме­риканских государств, а также около 20 почетных консулов, представляющих страны Азии, Африки и Латинской Амери­ки.

Сам город имеет юридически оформленные побратим- ские или партнерские отношения с более чем 90 зарубежными городами, провинциями, губерниями и даже национальными правительствами, а также межпарламентские связи. Важно, что в соглашениях с ними о сотрудничестве стали в последние годы специально вносить положения о распространении рус­ского языка и государственных языков в рамках имеющихся полномочий у каждого из участников-подписантов.

    Международные связи Санкт-Петербурга развиваются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и местными законами. Эти связи способствуют повышению имиджа Санкт-Петербурга и, конечно, России. В конечном счете таким образом укрепляется доверие и к городу, и к стра­не. Ведь не случайно представители городских властей неодно­кратно включались в составы официальных делегаций Совета Федерации РФ, Министерства иностранных дел России, дру­гих государственных ведомств. Город посещали и вели пло­дотворные переговоры коронованные особы Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании, других монархий.

Особое место в международной деятельности Санкт- Петербурга принадлежит Законодательному Собранию, ко­торое сотрудничает со своими коллегами целого ряда регио­нальных и национальных парламентов. В их числе — высшие законодательные органы Франции, Польши, Вьетнама, Китая, Японии, Кореи, Ирана, Сирии, Турции и иных государств.

Председатель Законодательного Собрания Санкт- Петербурга В. С. Макаров выступал в сенате американского штата Калифорния, в парламенте швейцарского кантона Ти­чино, в Рижской Думе, перед парламентариями Финляндии, Индонезии, Аргентины, Уругвая, других стран. Высокий от­клик в политических кругах государств Балтийского моря имеет деятельность ЗакСа в Парламентской Конференции Балтийского моря; на ее ежегодных сессиях начиная с 1992 г. в Осло петербургские депутаты принимали активное участие, выступая с дельными предложениями, взвешенными коммен­тариями по текущим мировым событиям, добивались реше­ний по «Северному измерению» и «Балтийской стратегии раз­вития», соответствующих национальным интересам России, и укреплению геоэкономических позиций Санкт-Петербурга в балтийском сообществе.

- Вы участвовали во многих международных встре­чах, как в нашей стране, так и за рубежом. Какие из них Вам большего всего запомнились?

- Став депутатом Ленинградского городского совета в 1990 г. и будучи избран его сессией председателем Постоян­ной комиссии по международным и внешнеполитическим связям, я сразу включился в работу по налаживанию, при­умножению и совершенствованию отношений с Зарубежьем. Еще больше возможностей появилось, когда с декабря 1991 г. мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак назначил меня своим главным советником по международным делам. Приходи­лось трудиться в этом направлении с Первым заместителем мэра и Председателем Комитета по внешним связям В. В. Пу­тиным, нынешним Президентом России. В наследство от пре­дыдущей власти достался ограниченный уровень контактов с Зарубежьем. Судите сами, в городе действовали всего лишь 14 генеральных консульств, было не больше 10 городов-побратимов, обмен официальными делегациями находился на очень низком уровне. Ведь в советское время доминировала боязливость в общении с иностранцами: как бы в чем-нибудь не заподозрили. Приходилось ломать устоявшиеся неэффек­тивные традиции, преодолевать чуждые демократии уста­новки. Принимались решения по привлечению инвестиций из-за рубежа, но не в ущерб городу, стране. Менялась сама атмосфера связей с Зарубежьем, с иностранными делегация­ми, преобладали открытость, отсутствие боязливости «а что скажет княгиня Марья Алексеевна», а также многочисленные визиты дипломатов, государственных деятелей. Среди по­следних стоит назвать президентов Польши Леха Валенсы, Южной Кореи Ро Де У, Италии Франциско Косига, Китая Цзян Цземина и др.

     Исключительной была роль в перестройке междуна­родной деятельности, как и всего уклада жизни в Петербурге А. А. Собчака. На беседу к нему специально приезжали послы разных стран из Москвы, руководители многих государств. По словам президента В. В. Путина, сказанным на презентации пятитомного собрания сочинений А. А. Собчака в сентябре 2013 г., это делалось, потому что мэр Петербурга рассматривал­ся как будущий президент России, преемник Б. Н. Ельцина.

- Как, по Вашему мнению, изменились международ­ные связи Санкт-Петербурга по сравнению с началом 1990-х годов?

- Количество международных встреч, в которых я при­нимал участие, не счесть. Многое помнится, как будто про­изошло вчера. Так, в конце мая 1990 г., в тогда еще Ленинград прибыла высокопоставленная делегация Меджлиса Турции (Великого Национального Собрания) во главе с заместителем его Председателя Елдырымом Авджи. Это была моя первая беседа с иностранной делегацией в Красном зале Мариинско­го дворца. Вполне понятно мое волнение. Особую торжествен­ность придавало то обстоятельство, что я, встретив гостей у входа в Мариинский дворец, поднимался вместе с ними рядом с их главой по роскошной дворцовой лестнице, ярко освещен­ной и утопавшей в цветах. Сама беседа протекала живо, заин­тересованно. Речь шла о развитии взаимоотношений между Турцией и Россией. Мои собеседники поглядывали часто на человека, сидевшего за мной. Да и я что-то неуютно чувствовал себя. Вначале подумалось, что это агент, записывающий что- то и, казалось, следивший за моими словами. Потом посчитал, что это шептун, который должен подсказать что-нибудь нуж­ное, если я запнусь, не найду нужного слова. По окончании беседы ситуация разрядилась. Это оказался корреспондент ТАСС Н. А. Кондратенко. Он занял то место, которое ему от­водилось прежними властями. У меня сложились с Николаем Александровичем дружеские отношения. Ему и его коллегам я в следующие разы отводил место за общими стойками пере­говоров. Он хохотал, когда услышал, как я его воспринял во время беседы с турками.

- Ватаняр Саидович, Вы - один из немногих петер­бургских политиков, избиравшихся в Законодательное Собрание нескольких созывов. Как Вам удалось в непро­стое время с успехом проводить предвыборные кампании и не разочаровывать Ваших избирателей?

- Я избирался депутатом Ленсовета (1990-1993) и затем четырежды в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Народ верил мне, видел мою работу, готовность прийти на помощь и оказать поддержку всем, кто в ней нуждался. Люди воспринимали меня как представителя национальности, на­званной писателем Довлатовым «ленинградцы». Я — потом­ственный петербуржец. Мои предки поселились в городе на Неве в XIX веке. Думается, что я не посрамил это великое звание.

- Вы возглавляете Санкт-Петербургское Общество дружбы с Турцией. Какие цели Общество ставит перед со­бой на ближайшие годы с учетом сложной международ­ной ситуации в Европе и на Ближнем Востоке?

- Петербургское общество дружбы с Турцией ставит пе­ред собой задачу достижения, путем использования компо­нентов мягкой силы, самых теплых, самых искренних, самых деловых и самых гуманных отношений между петербуржца­ми (и в целом россиянами) и турками. В России проживает около 80 тысяч граждан Турции, занятых в разных сферах эко­номики, культуры и общественной жизни. В то же самое вре­мя в самой Турции постоянными жителями являются почти 300 тыс. россиян. Нельзя забывать, что среди них около 100 тыс. ме­жэтнических браков. Это - потенциальные участники форми­рования той среды, где чувства взаимообщения, товарищества и доброжелательства наиболее глубоки и распространены.

     Они являют собой блестящий пример сближения, стечения и единения стран, которые, несмотря на разногласия, развивают свои добрососедские и плодотворные отношения.

Большое значение общество придает участию в фестива­лях русской культуры в Стамбуле, молодежных олимпиадах по турецкому и русскому языкам, в научных конференциях. Немало делается для организации торжеств по случаю 25-ле­тия побратимства Петербурга и Стамбула в ноябре 2015 г. Декларация о побратимстве была подписана тогда, когда Пе­тербург посетила стамбульская делегация во главе с мэром го­рода на Босфоре Сёзеном. От Петербурга подписи поставили тогдашний председатель горисполкома Щелканов и ваш по­корный слуга.

Заметный объем работы выполняет Общество по сотруд­ничеству с Русско-турецким культурным центром, иници­ативы которого, как правило, одобряются и очень успешны: например, культурные мероприятия в библиотеке им. В. В. Маяковского.

В Обществе немало планов по культурному обмену. Во­прос порой упирается в неудачные поиски источников финан­сирования. Но мы их находим.

Члены Общества проделали конструктивную работу по организации торжеств по случаю 180-летия кафедры тюрк­ской филологии СПбГУ, которая за годы своего существования превратилась в кузницу квалифицированных кадров тюрколо­гов и туркологов. В церемониальных заседаниях, приурочен­ных к этому знаменательному событию в жизни всей страны и в Зарубежье, и сопровождавшихся очень содержательны­ми дискуссиями о прошлом, текущих делах и перспективах мировой и отечественной тюркологии, принимали участие представители научных кругов 40 стран мира. Одно лишь это количество ученых - свидетельство широкомасштабного при­знания заслуг петербургской тюркологической школы.

- Вы не только политик, но и ученый-международ­ник. В чем вы видите потенциал для дальнейшего разви­тия связей нашей страны с такими акторами мировой по­литики, как США и Европейский Союз?

- Расширение и углубление научных изысканий в области мировой политики является исключительно плодотворным направлением в стабилизации ситуации в международной жизни. Дело в том, что наука и образование являются очень эффективными факторами во внешней политике многих госу­дарств мира. Не случайно, например, власти РФ озабочены ро­стом международных рейтингов отечественной науки и вузов. Наука и образование обеспечивают позитивное присутствие страны в ее партнерах за рубежом. Они также - немаловаж­ные компоненты наших, российских внешних связей с США и ЕС. Наши научные разработки, характеризуемые высоким творческим потенциалом и располагающие существенными концептуальными идеями, способствуют предотвращению фальсификации исторической правды, формированию фун­даментальных знаний о днях минувших и устойчивых ценно­стей мировосприятия.

- Ваша сфера научной работы охватывает историю, географию, международные отношения. Как столь ши­рокие интересы и знания помогают Вам в практической деятельности?

     - Знание истории, теории и практики международных отношений, экономической и политической географии, ос­новных положений языковедения и самих языков - вот тот фундамент, на котором базируются мои беседы, встречи и переговоры с зарубежными партнерами. Оно позволяет избе­жать ошибочных суждений, решений и выводов.

Собеседники всегда видят глубину и обстоятельность до­водов в обоснование той или иной точки зрения, когда делается ссылка на реальные факты истории, события, научные данные, подлинные аргументы, книги, документы, архивные сведения, а не на пустые слова, почерпнутые из разглагольствований тех, кого в советские времена называли борзописцами.

Умение говорить на родном языке собеседника распола­гает его к тому, с кем он ведет разговор, т.е. знатоку. Могу под­твердить это своими беседами на амхарском языке с высоко­поставленными парламентариями и чиновниками Эфиопии. У представителей Кении, Танзании и Уганды, посещавших Мариинский дворец, вызвало благочестивое восприятие, ког­да им приводились пословицы на суахили. Примеров таких можно приводить десятками. Познанием английского языка никого не удивишь ныне, а вот даже простое упоминание мест­ных языков Африки, Азии и Латинской Америки у собесед­ников вызывает чуть ли не умиление. Вот эпизод из недавней совсем встречи с председателем верхней палаты парламента Индонезии И. Гусманом. Стоило только сказать об изучении индонезийского языка на Восточном факультете СПбГУ, кото­рому в этом году исполнилось 150 лет, это вызвало у сенаторов из этой страны благостное восприятие звучавших слов из уст их петербургского коллеги. А сколько светилось восторга в гла­зах парламентариев Ганга, Мали, Нигерии и других африкан­ских государств, когда лишь назывались языки малинке, хауса, волоф, йоруба, ашанти и др.!

- Вы - историк, географ, политолог, Ваш опыт рабо­ты в системе высшего образования позволяет Вам видеть место, которое наша высшая школа занимает в мировой системе, если критически оценивать, конечно.

    - Мой педагогический стаж в высшей школе насчитыва­ет почти 50 лет а, если учитывать мою лекторскую работу по линии общества «Знание», то более полувека. Мне пришлось трудиться в Педагогическом институте им. А. И. Герцена, в Ин­ституте советской торговли им. Ф. Энгельса, на экономическом и восточном факультетах СПбГУ, а теперь, вот уже свыше 20 лет, на факультете международных отношений (или как ныне предпочитают глаголить - в рамках образовательной про­граммы «международные отношения») этого же вуза. Я читал лекции также в вузах Финляндии, Израиля, Германии и США, а в советское время, помимо Ленинграда, - в Армении, Грузии, Москве, Казани. Словом, вероятно, имею немалый опыт пре­подавательской деятельности в разных вузах, а следовательно, судя по всему, могу судить о том, каковы успехи и неудачи высшей отечественной школы. Поставленная Президентом РФ В.   В. Путиным задача «5-100» по существу не выполняется, ибо осуществляемое в университетах инновационное регули­рование касается обюрокрачивания учебной и научной рабо­ты, а отнюдь не повышения качества. Среди вузовских ученых сегодняшнего помола нет ни одного лауреата Нобелевской премии, а те, кто получал образование до развала СССР, они имеются. Да и в зарубежных лабораториях и университетах - немало выпускников советских вузов.

    - В последние годы Вы участвовали в различных ме­роприятиях, связанных с ШОС и БРИКС. Как Вы видите перспективы развития этих международных объедине­ний, влияют ли они на эволюцию двусторонних связей России с государствами Центральной Азии, Китаем, Ин­дией, другими странами?

- В мире идет процесс глобальной и региональной ин­ституализации, направленной на повышение управляемости мирополитическими процессами. В нем заметна роль ШОС и БРИКС. На мой взгляд, многополярность в мире может быть достигнута только через взаимодействие равнодействующих международных универсальных и региональных организаций. Разумеется, они влияют на развитие двусторонних межгосу­дарственных отношений. В том числе России с Зарубежьем.

- Ватаняр Саидович, по первому образованию Вы аф­риканист и, как мы знаем, прежде всего, специалист по Эфиопии. Как, по Вашему мнению, должны развиваться российско-эфиопские и российско-африканские отноше­ния, особенно в свете последнего миграционного кризиса и глобальной борьбы за ресурсы?

- Еще Президент США Рейган предсказывал, что буду­щие войны - это войны за ресурсы. Они приобретают различ­ную окраску, чаще всего этноконфессиональную. Это, однако, не означает, что среди них не может быть, скажем, чисто рели­гиозных. Яркий пример тому - обострившееся суннито-шиит- ское противоборство на Большом Ближнем Востоке. Но и оно подчас служит лишь прикрытием для достижения, скажем, регионального лидерства или доминации одних государств над другими, в чем проявляются историко-генетические устремления, часто сокрытые вековыми смирениями, поли­тическим словоблудием, дипломатическим завуалированием истинных целей и намерений.

Несколько лет тому назад Государственная Дума РФ ор­ганизовала очень представительную конференцию «Россия - Африка в XXI веке». Она прошла успешно. На ней были намечены пути активизации нашей страны на Африканском континенте. Ажиотаж вокруг Африки в советское время, ког­да экономическая, военная, гуманитарная и политическая по­мощь Москвы распространилась чуть ли не на все африкан­ские страны, прошел. В перестроечные и постсоветские годы масштаб, глубина и качество российских связей с Африкой за­метно сократились. Наступили десятилетия возврата в Афри­ку. Однако это возвращение должно стать по существу обнов­лением всех аспектов нашей деятельности на континенте на принципах прагматизма, взаимовыгодности, отказа от факти­ческой безвозмездности в оказании кредитов, займов и иных видов финансовых вложений в африканскую экономику. Курс взят был верный, но его реализация наталкивается на огром­ные трудности, порожденные мировым финансовым и эконо­мическим кризисом. Так и напрашиваются заключительные слова Н. С. Хрущева на XXII съезде КПСС: «Цели поставлены, задачи ясны, за работу, товарищи». Но, увы, рецессия не дает возможности достигнуть мгновенных масштабных положи­тельных результатов наших связей с Африкой. Все впереди.

- Какие положительные аспекты Вы видите в евра­зийской экономической интеграции?

     - Евразийская интеграция стала реальностью. Она осу­ществляется в настоящее время в формате Евразийского эко­номического союза, куда входят Россия, Казахстан, Белорус­сия, Кыргызстан и Армения. С ЕАЭС ведутся переговоры или уже достигнуты соглашения с (с Израилем, Вьетнамом и с на­чала 2016 г. с Китаем) с Китаем по созданию зон свободной торговли и, как с Поднебесной, о заключении торгово-эконо­мического договора. К деятельности ЕАЭС и Таможенного со­юза присматривается Анкара. К этой организации пригляды­ваются и другие евразийские страны.

ЕАЭС дает возможность каждому члену совместно ре­шать сложные проблемы современной экономики, добиваясь увеличения своей доли в мировом суммарном ВВП. В этих целях на проведенном 16 октября 2015 г. саммите глав госу­дарств-членов ЕАЭС в казахстанском поселке Бурабай были подписаны судьбоносные документы, определившие развитие этой крупной региональной организации до 2030 г. Развитие ЕАЭС позволит ее членам осуществить сопряжение с проекта­ми китайского «Экономического пояса шелкового пути», тер­риториально охватывающего в том числе и всю Центральную Азию, а также значительные пространства России. Наращива­ние мощи ЕАЭС, уже не говоря о синхронизации и состыко- вании намечаемых к реализации объектов, должно будет пре­дотвратить, устранить или, по крайней мере, смягчить риски в центральноазиатском регионе.

Государствам - членам ЕАЭС нужно быть толерантнее друг к другу, а не так, как это проявили на сочинских выстав­ках-форумах регионов России-Казахстана и России-Белорус- сии, в октябре 2015 г., когда в высокопоставленных речах зву­чали, хотя весьма скрытно, осуждения некоторых порядков в этом сообществе (например, осуждалось приобретение Росси­ей из Израиля клубники, а мог бы Казахстан поставлять ее).

Подписывая документы о взаимодействии в интеграци­онном процессе, следовало бы знать, как и когда их положе­ния будут реализовываться.

И еще - всегда размышлять над тем, как эти осуществля­емые планы скажутся на обыденной жизни простолюдинов, а не ограничиваться только допускаемыми показателями роста ВВП. Не следует также исходить их принципов собственного возвеличивания, выспренности сентенций, принятия опро­метчивых шагов и т.п. и действовать надо реально, конкретно во имя человека.

- В современных международных отношениях все бо­лее перспективным направлением становится региональ­ное сотрудничество. Какие мероприятия осуществляют­ся в Санкт-Петербурге в контексте развития евразийской интеграции?

- В рамках ЕАЭС идет напряженная работа по синхро­низации планов экономического развития, которые должны составить основу интеграционного процесса, набирающего темп. Большую роль в нем сыграет региональное сотрудниче­ство. Не случайно Москва уделяет немало внимания созданию территорий опережающего роста на Дальнем Востоке. Не сто­ят в стороне и российские регионы Северо-Запада. И здесь, конечно, выделяется Санкт-Петербург, у которого сложились доверительные и взаимовыгодные отношения со своими пар­тнерами (например, в Таджикистане, где недавно побывала официальная делегация Петербурга во главе с Г. С. Полтавчен­ко), с которыми установлены конкретные и деловые контакты по торговле, в частности, по поставкам в город на Неве овощей и фруктов. Конечно, важно и то, что осуществляются обра­зовательные и научные программы между ведущими вузами России (на примере Петербурга), Казахстана, Армении и дру­гих стран-членов ЕАЭС. Так, среди студентов, обучающихся в СПбГУ, немало выходцев из этих государств.

     - Вы представляете один из ведущих российских ву­зов - Санкт-Петербургский государственный универси­тет. Проявляют ли Ваши коллеги заинтересованность в расширении международного сотрудничества со страна­ми евразийского пространства?

- В прошлом году в Петербурге проводилась очень содер­жательная I Международная конференция «Перспективы раз­вития Евразийского экономического союза. Взгляд из Санкт- Петербурга», на которой выступили с очень интересными докладами ряд преподавателей кафедры мировой политики СПбГУ. В текущем году сходным проблемам посвящена очень представительная конференция в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и госу­дарственной службы при Президенте РФ. Петербургские уче­ные принимали участие и в международной конференции в Москве 26-28 июня 2014 г., где, в частности, представили доклад на тему «Турецкий фактор в Евразийской интеграции». По­путно отмечу, что в Турции не исключают, по крайней мере, присоединения к тем или иным проектам в рамках ЕАЭС.

- Какие экономически значимые проекты и взаим­ные инвестиции, на Ваш взгляд, намечаются между Рос­сией в лице Санкт-Петербурга и её соседями - азиатскими странами в целях продуктивной интеграции в ЕАЭС?

- Огромный импульс росту связей Петербурга в контексте углубления интеграции в ЕАЭС придают реальные договорен­ности в области сотрудничества с КНР, где разработана ин­вестиционная программа, включающая широкомасштабные проекты китайских капиталовложений в экономику Россий­ской Федерации, в том числе в ней учтены российские регио­ны. Только в 2015 г., помимо ранее заключенных соглашений с китайскими бизнесменами, удалось достигнуть договорен­ности об участии КНР в нескольких стратегических инвести­ционных проектах Санкт-Петербурга. Речь идет, например, о строительстве конгрессно-выставочного центра «Дружба», в которое китайская компания «Дунбао» вложит 34 млрд руб., а также о сооружении в Петербурге оптово-распределительно­го центра «Агрополис» при посредстве китайской металлур­гической компании «Чжэн И».

По итогам 2014 г. товарооборот между Санкт-Петербургом и Китаем составил 7 млрд долл. Это чуть меньше 10% всего объема торговли России и Китая. Следовательно, в последние годы Петербург активизировал свои связи с Китаем, с его горо­дами - Шанхаем, Циндао, провинцией Гуандун.

     Конечно, наибольший эффект и Петербург, и Россия в целом, и, несомненно, Китай и Казахстан, а следовательно, и весь Евразийский экономический союз, получат, когда полно­стью осуществят крупнейший инфраструктурный проект, свя­занный с сооружением высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Астана-Пекин», которая начнется с обго­воренного уже участка «Москва-Нижний Новгород-Казань». Кстати, Москва-то уже связана такой высокоскоростной доро­гой с Петербургом, а китайские власти предлагают построить такую же железную дорогу с Владивостоком. В самой Москве китайскими предпринимателями предполагается построить два крупных технопарка. Стимулирующую роль для россий­ско-китайского сотрудничества сыграет провозглашение Вла­дивостока свободным портом, а также открытие в Иркутске зоны свободной российско-китайской торговли. Упоминание здесь обо всех проектах, связанных с Китаем, сделано для того, чтобы показать открывающиеся возможности для сопряже­ния деятельности в рамках Экономического пояса Шелково­го пути и Евразийского экономического союза. Велико в этом процессе также будет значение завершения проекта автодоро­ги Западная Европа - Западный Китай, что, в частности, об­суждали президенты России и Казахстана на встрече в октябре 2015 г.

В ее ходе особо подчеркивалось, что российские инвести­ции в Казахстан достигли 9 млрд долл., что на территории этой центральноазиатской республики действует более 5600 предприятий с участием российского капитала, что средний годовой оборот составляет почти 21 млрд долл. и что в под­писанном протоколе оговаривается совместная разработка нефтяного месторождения «Центральная», расположенного в российской части Каспийского моря. Все эти данные по­казывают, насколько существенно взаимодействие России и Казахстана для всего ЕАЭС. В то же самое время они свиде­тельствуют о перспективности российско-казахстанского со­трудничества и его синергетическом воздействии на развитие ЕАЭС, а также исторической предопределенности этого реги­онального объединения, имеющего перспективы стать одним из самых мощных экономических союзов в многополярной системе современного мироустройства.

- Ватаняр Саидович, помогает ли Вам дополнитель­ное юридическое образование в Вашей работе?

- Высшее юридическое образование дало мне возмож­ность обстоятельнее, основательно и точнее оценивать согла­шения, договоры, декларации и другие документы, относимые к международному праву, расставить правильные акценты при анализе двусторонних и многосторонних отношений, а также всесторонне рассматривать судьбоносные события на мировой арене.

- Что Вы хотели бы пожелать читателям, авторам, со­трудникам «Евразийского юридического журнала»?

- Отвечая на поставленные вопросы, я старался откро­венно, без утайки, без ложного фанатизма и фанфаронства, рассказать о своем понимании тенденций и трендов в совре­менном мироздании. Желаю всем сотрудникам и авторам столь досточтимого журнала, каковым является «Евразийский юридический журнал», быть и впредь искренними со своими читателями. Именно они - подлинные ценители того, о чем вы пишете и публикуете. А читателям необходимо больше знако­миться с содержательными материалами, повышающими их правовые знания.

- Спасибо!

Интервью брали:



Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях