№ 9 (112) 2017г.
N. A. VLASENKO:
THE CRISIS OF LEGAL SCIENCE IS LARGELY TO BLAME SCIENTISTS THEMSELVES
Interview with Vlasenko Nikolay Aleksandrovich, Ph.D. in Law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation
Визитная карточка:
Власенко Николай Александрович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
Родился 24 октября 1955 г. в городе Иркутске. В 1978 г. окончил юридический факультет Иркутского государственного университета по специальности «правоведение». В 1982 г. под научным руководством профессора А. Ф. Черданцева подготовил и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Коллизионные нормы в советском праве», а в 1997 г. - докторскую диссертацию на тему «Проблемы точности выражения формы права (лингво-логический анализ)».
С 1985 по 1992 г. работал в Тюменском государственном университете, в который приглашался с целью создания юридического факультета; являлся первым заведующим кафедрой юридического факультета этого университета, а ныне - Института государства и права в составе университета.
С 1992 по 2001 г. был директором Института регионального законодательства Администрации Иркутской области.
С 2001 по 2008 г. занимал должность проректора по научной работе Российской академии правосудия (г. Москва) и заместителя заведующего кафедрой теории права, государства и судебной власти указанного учебного заведения.
С 2008 по 2015 г. занимал должность заведующего отделом теории законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ.
С 2016 г. по настоящее время трудится профессором в РУДН, по совместительству - главный научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ.
Н. А. Власенко - автор более 200 научных работ, из них свыше 10 - монографических работ, учебников и учебных пособий.
В числе основных итогов научных исследований, где наиболее полно проявился творческий потенциал автора, исследования и работы по актуальным направлениям правовой науки, в том числе в сферах: 1) языка права и юридической техники; 2) дефектов правового регулирования; 3) философии права (проблемы определенности и неопределенности права); 4) результативности правопонимания; 5) проблем правовых основ искоренения коррупции.
Учёным опубликованы монографические работы: «Коллизионные нормы в советском праве» (Иркутск, 1984), «Язык права» (Иркутск, 1997), «Законодательная технология: теория, опыт, правила» (Иркутск, 2001), «Судебные правовые позиции (основы теории)» (в соавторстве) (М., 2009), «Разумность и определенность в правовом регулировании» (М., 2015), «Проблемы правовой неопределенности»
(М., 2015).
Н. А. Власенко написаны учебники «Теория государства и права» (М., 2009; М., 2011; М., 2018), по его редакцией увидели свет многие учебные пособия, в том числе «Правовые средства противодействия коррупции» (М., 2012), «Правовые основы противодействия коррупции» (М., 2013), «Доктринальные основы юридической техники» (М., 2010), «Нормотворческая юридическая техника» (М., 2011); в 2015 г. издательство «Норма» в связи с юбилеем автора выпустило в свет «Избранное».
Учёный явился инициатором издания избранных работ «забытых имен» отечественного правоведения (Ушаков А. А. «Избранное: Очерки советской законодательной стилистики. Право и язык» (М., 2008), Брауде И. Л. «Избранное: Очерки законодательной техники. Некоторые вопросы системы советского права» (М., 2010) и др.).
Н. А. Власенко является экспертом ВАК РФ по праву, членом трех диссертационных советов, членом редколлегий шести ведущих юридических журналов.
*******************************************************************************************
- Уважаемый Николай Александрович, Ваша научная и практическая жизнь строилась по двум направлениям: с одной стороны, Вы проводили исследования в сфере теории государства и права, а с другой - занимались нормотворчеством. Насколько такое сочетание плодотворно и эффективно? Занятие проектированием правовых норм, подготовкой текстов не мешало теоретическим исследованиям?
- Работающих в сфере теории государства и права учёных подразделяю на тех, кто участвует в практической юриспруденции и одновременно работает как учёный-теоретик. Таких немного. Большинство теоретиков права и государства лишь преподают и проводят исследования в разных областях теории права и государства, не занимаясь практической деятельностью. Таких теоретиков - основное большинство, и это не означает, что их работы слабые или тем более плохие. Конечно же, нет. Однако, они нередко страдают излишним юридическим романтизмом. В первую очередь, имею в виду сферу законотворчества, с которой, как отмечалось, связана практически вся моя трудовая деятельность. Теоретиками, работающими в сфере правотворчества, зачастую делаются просто неаргументированные выводы, предложения. Непосредственная же работа в данной сфере, позволяет глубже видеть изменения, происходящие в законодательстве, тенденции в сфере правового регулирования и многое другое.
- Итак, понятно, Вы много лет работали в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, возглавляя отдел теории законодательства и, как я понимаю, до сих пор сотрудничаете с данной структурой. Не могли бы Вы поделиться с читателями Вашими наблюдениями в сфере развития права и юридической науки?
- На мой взгляд, нынешняя правовая система России переживает не лучшие времена, наметились некоторые достаточно опасные тенденции, не способствующие эффективному правовому регулированию. Одну из них я называю тенденцией индивидуализации или фрагментации права.
Думаю, юридическая отечественная наука отстаёт в осмыслении новых тенденций и явлений правовой действительности. Много сил коллеги тратят на малоперспективные проблемы, слабо работающие на социальную практику, на перспективу развития самой юридической науки, например, много энергии уходит на «перебирание» методологического арсенала правовой науки, поиска ответа на вопрос, какой метод теперь должен заменить диалектику, которая «вдруг» устарела и вместе с достижениями науки права в прошлые десятилетия должна уйти; спорят, посвящают большие форумы правопониманию, предлагаются десятки новых теорий. Хотя, на самом деле, всё гораздо проще: возьмись за решение актуальной темы и методология подберется автоматически, также автоматически отпадёт необходимость в споре о преимуществе синергетики или герменевтики ит.п. Используй в полной мере исследованные свойства права и не нужно будет восхвалять какие-либо подходы в правопонимании, ходить кругами вокруг какого-нибудь интегративного понимания права, где за два последних десятилетия, кроме того, что должно быть интегрировано, дело не пошло. И вряд ли пойдет.
- С Вами можно согласиться, действительно, малоперспективных дискуссий в науке немало. В связи с тем, что сказано было выше - на что можно и нужно «перегруппировать» силы учёных, если можно так выразиться?
- Например, на новые тенденции развития современного законодательства. Новые реалии настолько перспективны, в них присутствуют тенденции опасные и для общества, и для самого права. Среди таких, по сути «взрывающих» сложившиеся и действующие пласты нормативной правовой регуляции, можно выделить следующие.
Первая тенденция - это появление так называемых территориальных законов, по иному решающих целый комплекс вопросов, так или иначе связанных с земельным, административным, гражданским, финансовым, таможенным законодательством. Понято, что делается исключение во благо той или иной местности, например, федеральными законами «Об инновационном центре «Сколково» (2010), «О свободном порте Владивосток» (2015), о так называемой «новой Москве» (2013) и др. Этот перечень можно продолжить.
Вторая тенденция, где-то примыкающая к той, о которой шла речь выше, - это принятие статутных законов, также обеспечивающих привилегии и льготы. После принятия специального закона об инвестиционном центре «Сколково» был принят Федеральный закон «О национальном исследовательском центре «Институт имени Н. Е. Жуковского» (2014). В настоящее время таких законов действует около семи.
Набирает силу и третья тенденция - принятие законов, образно говоря, о самих себе. Речь идет о статусе государственных органов и о правовом положении государственных служащих («О службе в органах внутренних дел РФ» (2011), «О полиции» (2011), «О системе государственной службы» (2004), «О Федеральной службе безопасности» (1995) и др. Сейчас обсуждается проект Федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Надо сказать, что количество ведомств, желающих иметь о себе собственный закон, ими же подготовленный, увеличивается.
Очевидно, что тенденции индивидуальных законов имеют основания. Государство вправе, и нет сомнения в этом, само решать - каким территориям и хозяйствующим субъектам или организациям индивидуализировать полномочия. Это необходимо с экономической, военно-стратегической, социальной точек зрения. Однако, не следует забывать, что в этих случаях неизбежно вторжение в налогообложение, основы и принципы государственной службы и т.д. И, как следствие этого, снижается ценность законодательства в целом. Несомненно, такого плана конкретизация отрицательно влияет на общенормативную ценность права, на принцип права быть «равным масштабом». Отсюда - правовой нигилизм и другие антисоциальные настроения.
- Вы охватили негативные тенденции в динамике отечественного законодательства; скажите, а если выйти за пределы законодательства, т.е. подойти к уровню права в целом. Здесь есть проблемы, о которых нужно не только говорить, но и изучать, исследовать причины?
- Несомненно, и здесь есть вещи тревожные, заставляющие задуматься учёных и практиков. Прежде всего, хотелось поднять тему достаточности права. Хотелось бы сослаться на одно из высказываний известного немецкого учёного математика и логика Г. В. Лейбница. Он первый в истории философии произнес, что ни одно явление, ни одно утверждение не может быть истинным, действительным, справедливым, без достаточного основания. Иначе говоря, чтобы достигнуть истины, эффективного результата в любом деле, в том числе и в правовом регулировании, необходимы достаточные основания. Если их нет, по мысли философа, то не следует этого и делать, результата или действенности не будет. Современный закон логики достаточного основания, выросший из этого утверждения Лейбница, говорит, что любая идея, в том числе и закон, приобретет реальность, если становится достоянием многих, если он ожидаем, нужен или востребован большинством. Правовое регулирование строго основано на этом, в противном случае оно теряет свою действенность и, в конечном итоге, утрачивает и эффективность, и ценность. Другими словами - нужна ли обществу ситуация избыточности юридических норм, не мешают ли они нам в повседневной жизни? Практика законодательных инициатив и особенно спешно принимаемых законов свидетельствует о складывающейся негативной тенденции решения того или иного вопроса (экономического, политического, нравственного и др.) исключительно посредством принятия законодательных актов. В Институт законодательства и сравнительного правоведения в год приходит в среднем более 2-х тысяч законопроектов и только 3-4 из них носят концептуальный характер, непосредственно нацелены на то, чтобы что-то изменить, способствовать лучшему, прогрессивному. Например, Сахалинская областная Дума уже не в первый раз предлагает Днём Победы во второй мировой войне считать 2 сентября. По существу, предлагается праздновать 9 мая как День Победы над фашисткой Германией и 2 сентября - как День Победы во Второй мировой войне. Нужно ли это, учитывается ли здесь новая политико-экономическая реальность, в том числе на Дальнем Востоке?
Можно привести и другие примеры законодательных инициатив и предложений. Так, неоднократно предлагалось принять федеральные законы о курортном регионе Кавказские Минеральные воды, об уголовной ответственности (заметьте, не административной) за подделку средств почтовой оплаты, об уголовной ответственности за действия, направленные на полное или частичное уничтожение русской национальной группы. Другой законопроект предлагает ввести уголовную ответственность за оправдание геноцида русских. Также предложено принять ещё один закон об информационных технологиях и т.д. Законопроектных фильтров, к сожалению, сегодня не существует. В Государственной Думе на рассмотрении в этой сессии свыше 600 проектов документов. Встает юридическая, а больше - социальная, проблема достаточности права. Не пора внять, что закон, как ни что иное, должен иметь веские основания, чтобы быть принятым? Вот и хочется поставить перед учёными проблему достаточности права и его где-то возрастающей агрессивности на личность.
От правовой заурегулированности порой вреда больше, чем от пробелов. Это мое убеждение.
- Наш журнал освещает проблемы Евразийского экономического пространства. Хотелось бы обраться к Вам, как теоретику, о перспективах правовой регламентации ЕАЭС.
- Правовую базу интеграционных процессов на Евразийском пространстве образует Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, являющийся своего рода конституцией союзного объединения. Хотя со времени принятия Договора о ЕАЭС прошло не так много времени, в него уже неоднократно вносились изменения (связанные с присоединением к Договору о ЕАЭС Республики Армения, Кыргызской Республики), что демонстрирует динамичность интеграционных процессов в Союзе.
Одним из ключевых вопросов развития правового пространства ЕАЭС является вопрос реализации положений Договора о ЕАЭС и других международных договоров в рамках Союза государствами-членами ЕАЭС. На постоянной основе мониторинг и контроль исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) осуществляется Коллегией ЕЭК. Интересно, что по результатам мониторинга (он проводился, например, в таможенной сфере, в области конкуренции и антимонопольной политики, технического регулирования), ЕЭК были выявлены несоответствия отдельных положений национального законодательства государств-членов Союза Договору о ЕАЭС. Таким образом, одной из актуальных задач развития права ЕАЭС является обеспечение непротиворечивости национального законодательства стран-участниц Союза Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках Союза.
Дело в том, что вступление в силу Договора о ЕАЭС поставило задачу формирования единого рынка, обеспечивающего свободу передвижения товаров, работ и услуг на территории стран ЕАЭС. В самой первой статье Договора о ЕАЭС сформулировано положение о том, что государства-члены Союза проводят скоординированную, согласованную или единую политику в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. А это предполагает применение унифицированного правового регулирования при проведении единой политики (например, в таможенной сфере); гармонизацию правового регулирования при проведении согласованной политики (к примеру, в транспортной сфере), применение общих подходов правового регулирования при проведении скоординированной политики (область энергетики). Все это выдвигает на первый план задачу унификации и гармонизации законодательств государств-членов ЕАЭС в рамках Союза.
Следует обратить внимание на то, что активными участниками интеграционных процессов в ЕАЭС являются хозяйствующие субъекты (под которыми в соответствии с Договором о ЕАЭС понимаются юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей). Хозяйствующие субъекты при осуществлении предпринимательской деятельности сталкиваются со сложными вопросами применения права ЕАЭС, с проблемами коллизий внутригосударственного законодательства и права ЕАЭС, а также с коллизиями между решениями органов ЕАЭС и Договором о ЕАЭС. Важную роль в преодолении различного рода коллизий играет постоянно действующий судебный орган Союза, Суд ЕАЭС, в компетенцию которого входит разрешение споров по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании решений ЕЭК, действий (бездействия) ЕЭК. Кроме того, хозяйствующий субъект в порядке обязательного досудебного урегулирования спора должен обратиться в ЕЭК с требованием об оспаривании решения ЕЭК, его отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии.
Таким образом, говоря о совершенствовании правового пространства ЕАЭС, можно заключить, что на первый план выходят проблемы исполнения государствами-участниками ЕАЭС Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза; гармонизации национальных законодательств государств-участников Союза на базе основных принципов и положений Договора о ЕАЭС. Важнейшим практическим аспектом углубления интеграции является развитие единого рынка Союза посредством устранения излишних административных барьеров, преодоления коллизий внутригосударственных законодательств и права ЕАЭС, проведения оценки возможностей и рисков хозяйственной деятельности в рамках Союза, создания условий для развития бизнес среды в ЕАЭС.
- Я правильно Вас понял, что юридическая наука и законотворческий процесс переживают кризис?
- Да. Относительно кризисных тенденций в законотворческом процессе можно сказать следующее. Это явление сложное, системное, требует усилий и учёных, и практиков, и политиков тоже. Что же касается юридической науки, то она также переживает не лучшие времена. Защищаются сотни диссертаций, кандидатских и докторских, около трехсот журналов сегодня входят в Перечень ВАК РФ. Между тем, каких-либо «прорывных» работ в последние годы нет. Был период, когда в свет выходили работы, приковывающие внимание всех; их знали, развивали идеи и в какой-то мере воспитывались на них. Здесь можно вспомнить такие имена как С. С. Алексеев, В. Н. Кудрявцев, А. М. Васильев и другие. Но самое главное, что современные учёные во многом виноваты сами, ибо уходят от реальных проблем либо просто их не видят. Усилия тратятся на проблемы, не имеющие серьёзного выхода на практическую жизнь и не обеспечивающие прирост новых знаний.
- Уважаемый Николай Александрович, что бы Вы хотели пожелать авторам, читателям и редакции Евразийского юридического журнала, которому исполняется десять лет?
- Десять лет вашему, особо подчеркиваю, ежемесячному, изданию - это серьезный срок, тем более в наше время. Ваш содержательный, качественный и, добавлю, на редкость толстенный журнал выходит в хорошем полиграфическом исполнении. У вас хороший сайт, очень информативный и с прекрасным интерфейсом.
Насколько я в курсе, ваш авторитетный журнал идет все эти годы в авангарде отечественной правовой науки и практики. Ваши читатели высоко оценивают не только научные статьи в сфере правовых разработок евразийской интеграции, но и общих, отраслевых проблем российского права, а также международного права.
Я хотел бы поздравить авторов, читателей и сотрудников Евразийского юридического журнала с этим 10-летним юбилеем и пожелать открытия новых горизонтов в юридической науке и раскрытия актуальных проблем отечественной юриспруденции.
Давайте общими усилиями преодолеем кризис нашей науки!
Интервью брали: