Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
Е.В. Бочкарева:
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ВЗГЛЯД МОЛОДЁЖИ
Интервью с заместителем председателя Московского отделения Российского союза молодых ученых Е.В. Бочкаревой

Интервью с заместителем председателя Московского отделения Российского союза молодых ученых Е.В. Бочкаревой

№ 3 (154) 2021г.

Бочкарева Елена ВадимовнаE. V. BOCHKAREVA:

LEGAL CULTURE: THE VIEW OF YOUNG PEOPLE

Interview with the Deputy Chairman of the Moscow branch of the Russian Union of Young Scientists E. V. Bochkareva

Визитная карточка

Бочкарева Елена Вадимовна - общественный деятель, заместитель председателя Москов­ского отделения Российского союза молодых ученых, член Союза криминалистов и криминологов, член Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, магистр психологии, стипендиат Губернатора Челябинской области (2015), победитель VI Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию в но­минации Общественное признание (2019), победитель Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех» в номинации Лучшая моло­дая представительница деловых женщин России в области науки и высшего образования (2020). Помощник депутата Государственной Думы РФ (2017), старший преподаватель Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (2018-2020). Автор более 40 научных трудов по юриспруденции и психологии, в том числе нескольких монографий.

***************************************

-     Елена Вадимовна, основная сфера Вашего научно­го исследования - преступность несовершеннолетних. Что нового в этой области?

-      В 2019 году у меня вышла монография «Принудитель­ные меры воспитательного воздействия в России и основные направления их совершенствования», в которой отражена проблематика этого института, анализируется зарубежный опыт применения к несовершеннолетним альтернативных уголовному наказанию мер, а также предложены способы совершенствования отечественной системы принудительных мер воспитательного воздействия. В частности, было бы це­лесообразно дополнить перечень этих мер, закрепленный в части 2 статьи 90 Уголовного кодекса РФ, включив в него та­кие, например, как обязанность пройти специализирован­ный курс, обязанность выполнения общественно полезной работы.

В первом случае речь идет о коррекции эмоционально­волевой сферы несовершеннолетнего. Так, работа с психо­логом будет способствовать тому, что несовершеннолетний научится владеть своими чувствами, гасить вспышки гнева и т.д. Такая мера воспитательного воздействия способна скор­ректировать негативные особенности его личности, миними­зировать их проявление.

Что касается общественно полезных работ, то следует заметить, что о пользе трудотерапии известно давно, и такая мера воспитательного воздействия в отношении несовершен­нолетних активно используется в зарубежных странах.

На мой взгляд, данная мера наиболее эффективна при перевоспитании несовершеннолетнего в процессе выработки у него социально значимых личностных качеств. Перед тру­довым воспитанием стоят такие задачи, как реабилитация несовершеннолетних и их адаптация к окружающей среде, воспитание личности (выработка новых личностных качеств: стрессоустойчивость, ответственность, трудолюбие, комму­никабельность, умение рационально организовывать и ис­пользовать свой потенциал и свое время).

Нельзя не отметить важность и полезность волон­терской деятельности, которая положительно влияет на формирование личности - в процессе этой деятельности несовершеннолетний приобретает новые навыки, зна­комится с интересными людьми и т.д. Все это помогает ему социализироваться в обществе и почувствовать себя значимым.

В 2018 году в Государственной Думе РФ рассма­тривался вопрос о гуманизации принудительных мер воспитательного воздействия, но изменений в законо­дательстве не произошло. Здесь важен системный и ком­плексный подход. Введение новых мер или отказ от ста­рых не сможет коренным образом изменить ситуацию в сфере преступности несовершеннолетних. Необходи­мо воздействовать на все сферы общества: социальную, экономическую, нравственно-психологическую и т.д. Последняя особенно важна, так как в условиях изменя­ющегося общества меняются и нравственно-ценностные идеалы.

-      И как это, по-Вашему, можно изменить?

-      Я считаю, что необходимо формировать правовую культуру, возлагая данную обязанность на родителей либо лиц, их заменяющих, а также на общеобразовательные учреждения. В последнее время наблюдается тенденция формирования у подрастающего поколения потребитель­ского отношения к жизни. Подростки, в большинстве сво­ем, прекрасно ориентируются в законодательстве, касаю­щемся их прав, и активно их отстаивают, однако не знают о наличии возложенных на них обязанностей. Необходимо с малолетнего возраста формировать у детей уважение к труду, чувство ответственности, стремление к выражению собственной позиции и активному участию в обществен­ной жизни. Интересным представляется опыт Японии, где в общеобразовательных школах ученики самостоятельно убирают учебные классы и школьную территорию. Это способствует тому, что они учатся уважать труд.

Презентация книги Бочкаревой Е.В. «Принудительные меры воспитательного воздействия в России и основные направления их совершенствования». Г. Челябинск, 2019 г.

Вместе с тем необходимо пресекать любые проявления неуважения к обществу, в том числе даже самые незначитель­ные. Мелкий проступок, оставшийся без должного реагиро­вания общественности, может породить чувство вседозволен­ности и повлечь совершение более тяжкого правонарушения.

-     Интересный подход. А почему Вы выбрали имен­но эту сферу своего научного исследования?

-      Изучением преступности несовершеннолетних я за­нялась на втором курсе университета. Уже тогда у меня был опыт общения с несовершеннолетними из группы риска: их семьи оказались в трудной жизненной ситуации, некото­рые подростки находились в детских домах. Приезжая туда, я видела, как в детях угасает вера в добро. Взаимодействуя с этой категорией несовершеннолетних, я пришла к некото­рым выводам. Во-первых, таким детям важнее общение, чем подарки. Во-вторых, мы сами формируем в них чувство по­требительства. И это касается не только детдомовцев, но и детей, проживающих в семьях. Я много раз наблюдала, как взрослые откупались подарками, забывая об обычном чело­веческом общении. Между тем отсутствие доверительного общения формирует в детях отчужденность. Каждый роди­тель должен задуматься, знает ли он, чем интересуется его ребенок, часто ли проводит с ним время. Нередко родители ограничиваются содержанием ребенка в ущерб его воспита­нию.

-     Насколько такие разработки востребованы в со­временном обществе?

-      Я никогда не думала, что мои наработки будут кому-то полезны, и что за рекомендациями будут обращаться и се­мьи, и представители СМИ. Но сейчас я вижу, что нахожусь на своем месте, раз могу помочь людям.

-     Вы автор нескольких социальных проектов, один из них связан с детскими домами и интернатами. Расска­жите о нем подробнее.

-      Этот проект направлен на облегчение социализации выпускников детских домов и интернатов вне стен государ­ственных учреждений. Основной задачей проекта является обучение воспитанников детских домов и интернатов право­вой и финансовой грамотности, основам кулинарии и домо­водства, профессиям, не требующим высшего образования (парикмахер, мастер ногтевого сервиса, визажист, повар, швея и т.д.).


Презентация книг Бочкаревой Е.В. «Принудительные меры воспитательного воздействия в России и основные направления их совершенствования» и «Феномен самодетерминации преступности». г. Москва, 2019 г.

Проект позволяет подготовить будущих выпускни­ков детских домов и интернатов к вступлению во взрослую жизнь, так как им бывает непросто устроиться на работу и самостоятельно заработать средства на существование. Быв­ший детдомовец сталкивается с определенными трудностя­ми: что делать дальше, где заработать денег, как сохранить полученное от государства пособие, как обеспечить свой быт, куда обратиться за помощью и т.д.

Основной акцент я все же делаю на повышении уровня правовой культуры, поскольку это является одним из важ­нейших условий обеспечения верховенства закона. Социаль­но и политически активный гражданин осознанно относится к происходящим в обществе событиям, у него сформировано чувство гражданской ответственности и, что самое главное, он стремится внести практический вклад в развитие страны.

В прошлом году мы с коллегой проводили в социальных сетях бесплатный курс по повышению правовой грамотно­сти для неюристов, и я была несколько удивлена активным участием подписчиков в этом курсе. Это еще раз показывает, что проблема существует и ее нужно решать.

-      Елена Вадимовна, в своей статье, опубликованной в январском выпуске нашего журнала, Вы затронули во­прос о необходимости правового регулирования дея­тельности психологов. Могли бы вы пояснить свою по­зицию?

-      Да, деятельность психологов в настоящее время не­достаточно урегулирована на законодательном уровне. В России действует Закон «О психиатрической помощи и га­рантиях прав граждан при ее оказании», а закона о психо­логической помощи по-прежнему нет. Соответственно, не предусмотрены и требования к лицу, оказывающему такую помощь населению. Пользуясь этим, такую помощь все чаще стали предлагать люди, не имеющие не только соответствую­щего, но и вообще какого-либо образования. Вряд ли стоит говорить о том, что такая «помощь» способна навредить че­ловеку больше, чем ее неоказание. В лучшем случае клиент может рассчитывать на компенсацию причиненного пси­хологом вреда в рамках гражданского процесса, но в таких делах очень сложно доказать причинно-следственную связь между консультацией психолога и наступившими послед­ствиями. Поэтому закрепление на законодательном уровне необходимости получения лицензии на осуществление пси­хологической помощи, в какой-то мере позволит уменьшить количество «доморощенных психологов», расширить рамки юридической ответственности и возможности компенси­ровать причиненный гражданам вред. В качестве одного из условий получения лицензии должно являться обязательное наличие соответствующей квалификации и профильного об­разования у лица, оказывающего частную психологическую помощь.

Соответствующую меру (лицензирование деятель­ности) следовало бы применить и в отношении так на­зываемых гуру «успеха и счастья», которые проводят мас­совые тренинги и консультации на разнообразные темы: по построению бизнеса, достижения карьерных высот, обретению женского счастья и т.д. Я поддерживаю ин­ститут наставничества и интеллектуальное предприни­мательство, но не информационный бизнес, построенный на лжи и выманивании денег у населения. К сожалению, достаточно большое количество людей, участвовавших в сомнительных тренингах, вложили деньги в пустоту и не получили ничего, кроме огромных долгов по кредитам и займам. Основная «лазейка» проведения таких тренингов - отсутствие каких-либо гарантий. Претензии со стороны слушателей спикер парирует, утверждая, что слушатель сам недостаточно приложил усилий для достижения «успеха», либо предлагает пройти более интенсивный курс тренингов. Причем количество участников таких ме­роприятий не уменьшается, поскольку спикеры исполь­зуют методы психологического воздействия. Некоторые ученые сравнивают это с сектантством.

-     Как Вы считаете, что все-таки является причиной обращения людей к таким неквалифицированным спе­циалистам? И как с этим бороться?

-      Как я говорила ранее, основная проблема со­временного общества - широко распространенная по­требительская философия. Произошла подмена цен­ностей. В эпоху цифровизации нам внушают, что для достижения успеха необходимо приобрести самую до­рогую машину (как правило, определенной марки), са­мый большой дом (у определенного застройщика или в определенном районе), носить самую модную одежду и т.д. Поэтому многие идут на курсы, семинары, личные консультации за «волшебной таблеткой», которая по­зволит и разбогатеть, и стать счастливым в одночасье без каких-либо усилий.

Попутно нельзя не сказать еще об одной не менее се­рьезной проблеме в сфере консультирования - оказание юридических услуг лицами, не имеющими соответствую­щего образования. Создаются юридические фирмы, лишь малая часть сотрудников которых - юристы по образова­нию, остальные - менеджеры, управленцы и т.д. Основная цель таких контор - не оказание реальной юридической помощи, а выманивание денег у клиентов. Известно не­мало случаев, когда в таких фирмах отстраняли юристов от ведения дел лишь потому, что они озвучивали клиен­там реальную картину исхода дела, а не убеждали, что его можно выиграть в случае дополнительных финансовых вложений.

Во всех вышеназванных случаях люди платят за надеж­ду, которую «профессионалы» им дают, но ее цена порой оказывается слишком высокой.

Что касается противодействия, то один из способов ре­шения затронутых проблем видится в разработке професси­ональных стандартов и обязательном лицензировании дея­тельности, хотя, по большому счету, это все же вопросы из сферы морали и нравственности.

-     Вернемся к науке. На Ваш взгляд, наука сейчас при­влекательна для молодежи?

-      Смотря, что Вы вкладываете в понятие «наука». Если рассматривать классический вариант - проведение иссле­дований, преобразование научных знаний, то да, привле­кательна, но не так как раньше. Иногда мне кажется, что учеными рождаются, а не становятся. Человек изначально идет по пути созидания мира. Но во взрослой жизни он сталкивается с определенными трудностями и из-за не­достаточного финансирования научной сферы ему при­ходится искать основной источник дохода, как правило, в коммерческом секторе. Еще доктор юридических наук, профессор Мацкевич И.М. говорил: «Большинство моло­дых ученых, причем лучшая их часть, после защиты дис­сертации если и продолжает заниматься наукой, то толь­ко, как правило, на 0,5 ставки, причем не в штате вуза или научной организации». Так и есть.

Молодежь очень нужна науке. Свежий взгляд всегда по­лезен, особенно в период стремительного изменения обще­ства. Кто, как ни молодое поколение, способно не только приспособиться к происходящим изменениям, но и преоб­разовывать мир? Но для того, чтобы привлечь достойные ка­дры, необходимо повысить престиж научной деятельности и популяризировать ее в молодежной среде.

-      Спасибо за интересную беседу, Елена Вадимовна. И традиционный вопрос: что бы Вы пожелали читате­лям нашего журнала?

-      Уже много приятных слов было сказано вашими гостя­ми в адрес читателей, но я, пожалуй, буду краткой и просто поделюсь своим жизненным девизом: «Делайте то, что люби­те. Любите то, что делаете».

Дата интервью: 9 февраля 2021 г.

Интервью брали:


Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях