Persona Grata

Евразийский юридический журнал

Persona Grata
Следственный комитет России: модернизация следственных органов в евразийском пространстве.
Интервью с заместителем руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, полковником юстиции, заслуженным юристом Российской Федерации Кайбышевым Ш.А.

Интервью с заслуженным юристом Российской Федерации Кайбышевым Ш.А.

Визитная карточка:
Кайбышев Шамиль Альбертович – заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, полковник юстиции. Заслуженный юрист Российской Федерации.

№ 2 (45) 2012г.

Кайбышев Шамиль Альбертович    Родился 19 декабря 1962 года в г. Бирск Башкирской АССР. В 1991 году окончил юридический факультет Красноярского государственного университета.

     В органы прокуратуры был принят в 1989 году. Работал следователем прокуратуры Бирилюсского района Красноярского края, старшим следователем прокуратуры г. Стерлитамак, старшим помощником Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИТУ, прокурором Кармаскалинского района Республики Башкортостан, прокурором г. Стерлитамак Республики Башкортостан, начальником отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью прокуратуры Ярославской области.

    Почетный работник Следственного комитета России, награжден медалями «За воинскую доблесть» 1, 2 степени, «За безупречную службу» 1, 2, 3 степени. Приказами Генерального прокурора РФ за высокие достижения в работе Ш.А.Кайбышеву в качестве поощрения досрочно присвоены чины мл. советника и ст. советника юстиции (майора и полковника). Многократно поощрялся приказами Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ, прокуроров Красноярского края, Ярославской области, Республики Башкортостан.

   Соискатель на кафедре конституционного и муниципального права РГТЭУ.

  Увлечения: проектирование индивидуальных жилых домов, охота и рыбалка, книги, автомобили.

*****************************************************************

   – Глубокоуважаемый Шамиль Альбертович, с Вашего позволения, хотелось бы начать с наших традиционных вопросов. В прошлом месяце исполнилось 20 лет СНГ, что является, на мой взгляд, серьезным событийным поводом для размышлений о евразийских судьбах нашего содружества. Что Вы думаете по этому поводу?

     – Я не политолог, поэтому постараюсь сказать кратко. Спасибо СНГ за частицу сохраненного прошлого: что не разбежались как плохие соседи после скандала, сумели сохранить хоть что-то от бывших, таких неплохих отношений. От Евразийского союза жду стабильности, уверенности в завтрашнем дне. На профессиональном уровне – взаимодействия напрямую, без дипломатических процедур. На бытовом уровне – спокойствия, возможности без страха ездить друг к другу в гости, гордиться взаимными успехами, делиться достижениями.

  – Какие перспективы Вы видите в создании Евразийского союза?

    – Обнадеживающие. Единое законодательство и техрегламенты, свободное передвижение капиталов и людских ресурсов, развитие Дальнего Востока и многое, многое другое. В итоге – ускоренный экономический рост и рост благосостояния людей. Я искренне на это надеюсь.

   – Приходилось ли Вам вести дела, связанные с физическими и юридическими лицами из стран СНГ?

      – С физическими – да. В основном это бытовые преступления и преступления, связанные с оборотом наркотиков. К сожалению, уголовная ответственность юридических лиц  действующим законодательством не предусмотрена. О необходимости введения такого рода ответственности неоднократно говорил руководитель СК России А.И.Бастрыкин, и Следственным комитетом разработан проект закона. Думаю, что сама жизнь заставит ускорить принятие данного решения.

    – Шамиль Альбертович, Вы в своей профессиональной деятельности работали и в качестве следователя, и в качестве прокурора. В итоге выбрали все-таки «следственное», а не «прокурорское» направление. С чем это связано?

     – Могу без ложного пафоса сказать, что это было связано с приказом. Летом  2007 года, когда решался вопрос о создании Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурором Ярославской области работал М.Ю.Зелепукин. Он всегда очень серьезно, по-государственному, подходил к порученному делу. И в данном случае тоже хорошо понимал, что создание новой структуры – это не механическое выделение следственного подразделения прокуратуры, а рассчитанный на годы вперед процесс, который призван укрепить профессионализм следствия на основе специализации. Именно с его легкой руки Следственное управление прокуратуры области перешло во вновь образованную структуру практически в полном составе (следователи, прокуроры-криминалисты, прокуроры отдела), причем во главе с заместителем прокурора области О.И.Липатовым Мы и сегодня, спустя 5 лет, гордимся, что абсолютное большинство пришедших с нами продолжают работу в Комитете.

    – В настоящее время Следственный комитет является органом, структурно независимым от прокуратуры. На Ваш взгляд, какие изменения это породило на практике?

    – Не так много, но все они существенные. В аспекте прав участников уголовного процесса увеличились гарантии лиц, выступающих как со стороны потерпевших, так и со стороны подозреваемых и обвиняемых. Сформировался и уверено заявляет о себе ведомственный процессуальный контроль. Уже не связанная с показателями следствия прокуратура в разы повысила требовательность к качеству следствия и до следственных проверок.

     В то же время народившемуся самостоятельному следствию стало жизненно необходимо доказать обществу, что решение руководства страны о создании структуры не было ошибкой. И радует, что Следственному комитету России удалось завоевать доверие людей, занять свою нишу в структуре правоохранительных органов.

    За эти годы значительно увеличилась доля лиц «особого правового статуса» в делах коррупционной направленности, возросло количество раскрытых «резонансных» дел,  уменьшились сроки их расследования. Нам удалось поднять активность общества и изменить его отношение к преступлениям в отношении несовершеннолетних, что повлекло изменение законодательной базы. Поломали психологию всей правоохранительной машины по отношению к преступлениям прошлых лет. Сегодня работа по таким делам не прекращается после сдачи отчетов за год.

     За 5 лет проведена огромная работа по внедрению современного криминалистического оборудования, новых методик расследования преступлений, создается собственная экспертная база и связанные с ней автоматизированные базы данных. А ранее, чего уж греха таить, следователям довольно часто приходилось даже обычные канцелярские принадлежности и бумагу покупать за свой счет. Слава богу, что с подобной средневековой отсталостью в оснащении нам удалось покончить. В определенной мере отсюда и результаты в работе.

    – Скандалы с государственными закупками по всей России повлекли возбуждение десятков, если не сотен, уголовных дел против чиновников. Но конкретного числа дел и фактов никто не называл. Сколько же руководителей разного ранга Вы оторвали от «государственной кормушки» в Ярославской области?

     – Вся эта информация размещена в открытом доступе, как на сайте Следственного комитета России, так и на сайтах следственных управлений по субъектам федераций. Могу здесь просто еще раз уточнить, что нами привлекались к уголовной ответственности и главы администраций районов, и руководители департаментов областного правительства, а также прокуроры, руководители органов внутренних дел и другие не менее высокопоставленные сотрудники. Впрочем, важно не количество схваченных за руку казнокрадов, а неотвратимость и справедливость наказания. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы, которые хотелось бы обсудить отдельно. Мы правоприменители, и будем неукоснительно исполнять тот закон, который действует в данный момент. Но все же… Сколько может оставаться притчей во языцех выделение денег из бюджета на реконструкцию и ремонт казенных же зданий, помещений под самый финиш года, т. е. в октябре, ноябре, а то и вообще в декабре. Это словно расставленный капкан. За очень короткое время необходимо провести процедуры, предусмотренные 94-м ФЗ, заключить контракты, провести работы, принять их и перечислить деньги исполнителям. А торопиться приходится, потому что неосвоенные деньги автоматически возвращаются в бюджет, и, как правило, вновь получить их уже не представляется возможным. Вы только представьте себе, какое количество «дыр» для утечки денег открывается каждый раз в этой искусственно создаваемой сутолоке.

      Или взять для примера обеспечение больниц лекарствами в первом квартале года. Действующее законодательство предусматривает проведение конкурсных процедур после подписания бюджетного расписания и поступления денег на счет. Если учесть 10-дневные январские каникулы, исполнение требований 94-го ФЗ по конкурсным процедурам, сроки исполнения контрактов, то в лучшем случае лекарства прибудут в больницы в конце февраля. А сколько иных «капканов» в нашем законодательстве? Вот и получается, что руководители вынужденно разрабатывают обходные схемы, а особо нечестные на этом еще и  греют руки. 

    – Если судить только по резким выступлениям СМИ, может сложиться мнение, что борьба с коррупцией у нас давно превратилась в кампанейщину. Причем параллельно с ней и с тем же результатом идут кампании по борьбе с наркотиками, педофилией и т. д. Разумеется, негативную оценку можно исправить только реальной работой. Однако в условиях, когда от оперативно-розыскных и следственных органов требуются «показатели», в жернова механизма уголовного преследования могут попасть и невиновные. Что Вы об этом думаете?

   – Да, наверное, наша страна не научилась еще жить без кампанейщины. Люди научились «злоупотреблять правом», причем в различных сферах деятельности. Не без горечи в душе отмечаю, что за последние 20 лет очень многие стали злоупотреблять данными им полномочиями и порой даже не задумываются об этом. Руководствуясь узконаправленными интересами, имея те или иные возможности, прикрываясь правильными идеями и словами, они пытаются из марафонской по сути дистанции сотворить спринт. При этом, зачастую не имея проработанных долгосрочных планов, они опираются на ожидания общества, а в итоге обманывают его и дискредитируют саму идею.

   Самое страшное здесь в посылах, которые даются людям. Даже будучи где-то разнонаправленными, эти лозунги имеют довольно широкое хождение. Но могу напомнить, если кто их ненароком забыл: «Лучше отпустить 10 виновных, чем посадить одного невиновного», «Будем наказывать, несмотря на былые заслуги» и тому подобное. Но постойте, а как тогда быть с незыблемыми принципами права? Опять же напомню, что это неотвратимость наказания, учет всех отягчающих и смягчающих обстоятельств, справедливость при назначении наказания. Будет ли соблюдена справедливость в отношении потерпевших, по делам которых непрофессионалы, прикрываясь словоблудием, отпустили тех самых 10 виновных? В таких случаях всплывает спасительное: «Цель оправдывает средства». Однако все это от лукавого, точнее, от желания получить скорый, но ни чем не подкрепленный результат, и быстро отчитаться. А там будь что будет...

      Сегодняшняя борьба с коррупцией, судя по статистике, это в основном сражение с врачами, учителями и блюстителями порядка. Поэтому общество так скептически к ней и относится.

    К сожалению, каких-либо значимых, комплексных мер, разработанных на долгосрочную перспективу, не видно. Ежедневная кропотливая работа подменяется написанием планов, проведением ведомственных и межведомственных совещаний, подготовкой отчетов, справок, предложений, анализов и обобщений. За всем этим отсутствуют реальные предложения, а общие усилия в конечном итоге сводятся к пресловутому: «По сравнению с АППГ (аналогичный период прошлого года)».  Складывается ощущение, что для многих в этой борьбе с коррупцией важен сам процесс, а не результат.

     А придумывать-то особо и нечего, большая часть придумана давно. По моему сугубо личному мнению, вплоть до молекулярного уровня уничтожить коррупцию невозможно, в этом смысле она непобедима. Ее можно низвести до приемлемого обществом уровня. Но и для этого потребуется целый «букет» мер – духовных, морально-этических, экономических, правовых. А поскольку сей «клумбы» в полном ее расцвете пока не наблюдается, можно утешить себя лишь оптимистическим выводом, что мы находимся  в самом начале пути.

    – Шамиль Альбертович, Вы являетесь Заслуженным юристом Российской Федерации. Для Вас, надеюсь, не секрет, что идеальных законов не бывает. Жизнь всякий раз оказывается куда разнообразнее, чем прописанные нормы, поэтому законы постоянно приходится править. Есть ли у Вас конкретные предложения в этой сфере?

    – Мне чаще всего приходится работать с УПК РФ. И опять же по моему личному наблюдению, Кодекс предельно заформализован (в самом плохом смысле этого слова). Юридическая техника его написания не выдерживает никакой критики. Только благодаря профессионализму и совести судей и прокуроров на местах, а также неимоверным усилиям со стороны Верховного суда РФ уголовный процесс в стране не остановился в первые же годы после принятия основополагающего для данной сферы документа.

     Пора, наряду с защитой прав подозреваемых и обвиняемых,  вспомнить, что самой пострадавшей стороной от любых преступных действий является все-таки потерпевший, а не обвиняемый, как сегодня пытаются внушить обществу. Главной задачей государства и уполномоченных им органов является, прежде всего, защита интересов именно потерпевшей стороны. И ей, в равной мере, государство должно обеспечить доступ к правосудию.

    Назрела необходимость решить вопрос с тем, что огромное количество подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам не имеет доступа к правосудию в разумные сроки только из-за несоответствия экспертной базы страны современным требованиям. При установленных в УПК РФ 2-месячных сроках следствия мы расследуем их по году и более, так как только ожидание в очереди на проведение фонографических, строительных, экономических и многих других экспертиз растягивается по времени до года.

    Мне думается, пора вернуться к разработке проекта нового УПК РФ. Бич нашей системы – в принятии законов по сиюминутным мотивам, какой-либо закрытой группой лиц, защищающих узкие, иногда модные на данном этапе интересы. А потом вся система, как здоровый, самоочищающийся организм, создающий правоприменительную практику, через постановления пленумов, решения президиумов судов пытается восполнить те дыры, нестыковки и иные противоречия, которые были заложены неумелыми законодателями в нормативные акты.

     Мне очень хочется, чтобы в УПК РФ была возвращена норма, согласно которой целью или одним из принципов уголовного судопроизводства является установление истины по делу. Так как, что бы мы ни говорили, критерием истины в уголовном производстве является вступившее в законную силу решение суда, и ничего более. Я очень надеюсь на новую функцию Минюста России по мониторингу действующего законодательства. Теперь ведомство сможет не только своевременно выявлять  недействующие нормы законов, но и устранять причины, по которым это случилось.

   – Одним из значимых шагов по контролю гражданского общества за деятельностью правоохранительных органов является создание Общественных советов. Есть ли такая практика в СК РФ по Ярославской области?

      –Такой совет действует в нашем следственном управлении уже более 2-х лет. В него входят ветераны прокуратуры, ректоры и деканы вузов, журналист, главврач больницы, руководитель одного из адвокатских объединений, директор театра, руководитель некоммерческого партнерства.

– Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для усовершенствования деятельности Общественного совета и повышения ее эффективности?

     – Важно не заформализовывать его работу, допустить до принятия решений по дисциплинарной практике. Превратить совет в реальный мостик между зачастую формальным (действующим в соответствии с законом, в хорошем смысле этого понятия) следствием и обществом. Сделать его частью совести работающих в нашем управлении специалистов.

     – Законодательство не запрещает сотрудникам Следственного комитета заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью, но поощряется ли такая деятельность? Как с этим дела обстоят в Ярославской области?

     – Считаю, что в этом аспекте Ярославская область выглядит достойно. По данным последней переписи населения, в области насчитывается около 700 только докторов наук. В нашем небольшом управлении, где чуть более 100 оперативных сотрудников, сегодня трудятся 1 кандидат наук, 3 аспиранта, 2 соискателя.

   – Какие преимущества получает сотрудник СКР, имеющий, например, ученую степень кандидата наук? Создаются ли условия для занятия сотрудников СКР научной деятельностью, в частности, в Ярославской области?

    – Руководство СК России и нашего управления понимает, что учеба, а тем более преподавательская и научная работа профессионально развивают сотрудников, и в меру своих возможностей содействует им. Все, что предусмотрено действующими нормативными актами – от дополнительных отпусков до доплаты к окладам, безусловно, исполняется. Конечно, преподавательская и научная деятельность при имеющейся нагрузке на работе, ненормированном рабочем дне, длительных командировках требует от этих сотрудников дополнительных усилий. Но, в первую очередь, все зависит от их желания, организованности, а мы их будем поддерживать.

      – В заключение хотелось бы задать Вам наш традиционный вопрос. Что Вы хотели бы пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала, являющегося ведущим общим русскоязычным юридическим журналом в евразийском правовом пространстве?

   – Здоровья, благополучия, веры в будущее и уверенности в себе. А еще ярких самобытных авторов, громадья планов в ваших головах и успешной  реализации всего задуманного.

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях