Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
Н.А. Фролова:
Диалектическое единство развития и безопасности–платформа будущего
Интервью с доктором юридических наук, профессором Натальей Алексеевной Фроловой

Интервью с доктором юридических наук, профессором Натальей Алексеевной Фроловой

№ 5 (120) 2018г.

N. A. FROLOVA:

DIALECTICAL UNITY OF DEVELOPMENT AND SECURITY - A PLATFORM FOR THE FUTURE

Interview with Ph.D. in Law, professor Natalya Alekseevna Frolova

Визитная карточка:

Фролова Наталья Алексеевна - доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Научно-преподавательская и педагогическая деятельность осуществляется в должности профессора на Юридическом факультете им. М. М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также профессора кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.

Круг научных интересов и исследовательской тематики - история зарубежной и российской политической и правовой мысли, государственно-правовая история зарубежных стран, вопросы философско-юридического знания, проблемы социальной безопасности и правовой реальности.

В качестве действительного члена Академии проблем безопасности и международного эксперта в области антинаркотической политики в формате деятельности научно-экспертного сообщества осуществляет организационное, научное и методологическое сопро­вождение проектов по правовой антинаркотической политике в контексте общегосударственной системы национальной безопасности России.

Имеет более 150 опубликованных учебных и научных трудов, в том числе ряд монографий, посвященных теории и практике анти­наркотической деятельности, включая научно-практическое издание на английском языке, а также правовой политике России в сфере социальной безопасности.

Общественная работа связана с реализацией деятельности Международного фонда поддержки социальных, духовно-культурных и научных программ и проектов «Дорога мира».

**************************************************

-      Уважаемая Наталья Алексеевна, Вами обозначено важнейшее направление предметного, организационно­го, функционального характера - достижение диалекти­ческого единства развития и безопасности как явлений современного и будущего мира. В данной связи, что для этого особенно необходимо, отталкиваясь от принципа диалектического мышления?

-      Сегодня значимые для современной России вопросы те­ории и практики государственно-правовой сферы убедитель­но отражают осмысление актуальности безопасного развития всех жизнеобеспечивающих систем, необходимых для лич­ности и общества в целом. Я имею в виду осознание востре­бованности социальной безопасности как качественно новой реальности в существующей действительности, как института, взаимосвязанного с развитием государственно-правовой си­стемы. Достижению и обеспечению этой реальности безопас­ной социальной жизни должен отвечать комплексный подход к формированию основ правовой политики государства, соз­дающих правовые условия развития личности и всего социу­ма. Обращенность к безопасности и развитию как важнейшим категориям подчеркивает ту диалектическую содержатель­ность вопроса, направленность которого требует соизмерять реальную взаимосвязь между внедрением новых технологий и инноваций с позиции развития и обеспечением безопасности практической деятельности государственных и общественных институтов в контексте опережающего и своевременного вли­яния на вызовы и источники различных угроз Российскому государству и социуму. При этом следует четко представлять, что социальная форма развития - это наиболее сложная фор­ма, поэтому, чтобы отвечать усиливающейся конкуренции, необходимо повышать результативность государственной правовой и социальной политики, выстраивать систему со­циальной безопасности в качестве функционирующей реаль­ности.

-      Эта реальность системы социальной безопасности должна иметь качественные приоритеты. Какие ее эле­менты, на Ваш взгляд, требуют от общества и современ­ного государства особого внимания?

-      Вы совершенно правы, обозначая с методологических позиций потребность в знании содержательной сущности сложного явления социальной безопасности, которая практи­чески пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Надежный уровень как социальной, так и национальной без­опасности зависит от характера отношений в сферах собствен­ности и труда, от качества жизни, возможности удовлетворять потребности в образовании, культуре, семье, творчестве, от уровня социальной защиты граждан и решения государством и обществом социальных проблем, от общественного поряд­ка, общегражданской и правовой культуры. Но я бы обратила особое внимание на элементы, которые сохраняют высокую степень значимости для перспективного развития отечествен­ной государственности и укрепления ее цивилизационных ос­нов.

Во-первых, хочу отметить объективную необходимость включенности социальной практики, реальной активности людей в демократические преобразования. Опора на нрав­ственные ценности, проверенные тысячелетним опытом на­рода, его более широкое участие в позитивных изменениях в регулировании экономических, политических, культурных процессов способны создать прочную основу, позволяющую исключить противоречие между заявленной стратегией ре­форм и существующим человеческим измерением в практи­ческой деятельности.

Во-вторых, на социальную обусловленность права, кон­струирование предметной области законодательства влияет социальное мышление. При осознании его в качестве важной функции познания становится возможным развитие новых подходов к гармонизации общественных отношений. А это, в свою очередь, способствует активизации ответственной, полезной деятельности институтов гражданского общества, эко­номических субъектов хозяйствования, увеличивая их вклад в социальную политику и развитие государства.


Профессор Н.А. Фролова - эксперт "круглого стола " по проблемам правовой политики

В-третьих, для поддержания целостности и устойчивости современной социальной системы особо необходимо при про­работке концепций, программ, принимаемых решений учи­тывать известные законы социального управления и действо­вать с опорой на них. Сегодня ввиду динамики протекающих процессов особую важность приобретает экономия времени, которая характеризует эффективность управления, а также приоритетность социальных целей, позволяющих непрерыв­но совершенствовать образ жизни человека. Все это достижи­мо, если в сфере управления возрастает интеллектуальный по­тенциал.

В-четвертых, остаются актуальными вопросы социали­зации личности, в том числе ее правовой социализации, по­скольку взаимодействие индивида и общества носит сложный характер. Поэтому обеспечение принципа обратной связи в управлении социальными процессами через институт соци­ального контроля сохраняет свою значимость. Действенность данного института, выполняющего стабилизирующую функ­цию, особенно необходима для результативного противодей­ствия преступности в разных ее формах, девиантному поведе­нию, асоциальным проявлениям.

-      Наталья Алексеевна, Вы подчеркиваете важность именно взаимодействия индивида и общества в вопросах обеспечения безопасности. Каково, на Ваш взгляд, место индивида в этом взаимодействии?

-       Вопрос о взаимодействии индивида и социума в укре­плении безопасности как базового состояния не только раз­вития, но и существования вообще, очень сложен и многогра­нен, здесь проявляются закономерности диалектики общего и единичного. На мой взгляд, очень важно найти баланс между государственным обеспечением безопасности и самостоятель­ной деятельностью каждого человека в отдельности по обеспе­чению своей личной безопасности. Безусловно, задача обеспе­чения безопасности общества - приоритетная задача любого государства, без решения которой остальные цели и функции государства попросту не имеют смысла. Однако эффективное решение этой задачи вряд ли возможно без «встречного» дви­жения, без осознания ценности безопасности каждым гражда­нином.

-      На вопросы безопасности в настоящее время обра­щается пристальное внимание на самом высоком уровне политического управления нашей страны, прежде всего, на необходимость совершенствования контроля и надзо­ра со стороны государственных органов.

Да, вы правы. К примеру, в совсем недавнем Указе Пре­зидента Российской Федерации в области безопасности до­рожного движения (май 2018) дана установка на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происше­ствий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не пре­вышающего четырех человек на 100 тыс. населения, а к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности. Возможно ли реализовать ее только путем ужесточения административ­ных и уголовных наказаний за нарушение правил дорожного движения, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, использования иных мер государственно-право­вого принуждения? Полагаю, что параллельно необходима система просветительских мероприятий, разъяснительной работы, начиная с дошкольных учреждений, направленных на формирование у каждого человека ответственности за соб­ственную безопасность, безопасность своей семьи, близких. Более того, односторонние ожидания обеспечения безопас­ности со стороны государства при безответственности самих людей способны давать противоположные результаты: как из­вестно, пешеход, не убедившийся в безопасности на пешеход­ном переходе, может быть прав, но, к сожалению, мертв! Здесь необходим баланс: государственная система обеспечения без­опасности, в данном случае дорожного движения, равно как и в других сферах общественной жизни, способна быть резуль­тативной только при наличии у граждан достаточно высокого уровня культуры безопасности! Перефразируя надпись к популярному в советское время плакату «Трезвость - норма жизни!», причем без всякой иронии, нам всем надо усвоить: «Безопасность - норма жизни». При этом, если мы посмотрим значение термина «норма» вообще, применительно к любым процессам и явлениям общества и природы, то увидим, что норма - это такие границы, в рамках которых явление сохра­няется как таковое, если эти пределы будут преодолены, оно либо видоизменяется, либо исчезает. Любые исходящие от государства правила безопасности, предписания, запреты, санкции дадут свои позитивные плоды, если будут ложиться на благодатную почву культуры безопасности граждан, когда правила безопасности восприняты, становятся нормой жизни, а не просто остаются текстами юридических документов.

-      Наталья Алексеевна, если мы нацелены на развитие, то в его механизм должны быть включены соответствую­щие инструменты, благодаря которым будет достигать­ся определенное качество системы социальной безопас­ности Российской Федерации. Как Вы полагаете, что в данном аспекте будет играть ключевую роль в форми­ровании теоретической и правовой основы платформы перспективного и цивилизационного развития нашего социума?

-      В спектре инструментария заслуживают внимания на­учно-методологический, функциональный, юридический ин­струментарии. По большому счету научно-методологический инструментарий, помимо доктрины социальной безопас­ности, утвержденной Президентом Российской Федерации, должен включать разработки прогнозного развития про­цессов в трудовой, демографической, духовно-гуманитарной сферах. Разработка моделей социальной деятельности, право­вых технологий дает возможность эффективно реагировать и влиять на социальные и правовые явления. В качестве функ­ционального инструментария должна выступать социальная политика. Ее направленность на защиту всего общества от деструктивных процессов сопрягается с функциями, затраги­вающими сохранение и совершенствование личного и обще­ственного потенциала, формирование достойного положения народа. Юридический инструментарий нацелен на развитие социального права, нормами которого регулируется обшир­ный круг общественных отношений в сфере социальной за­щиты, на установление единого социального пространства на всей территории страны.


Профессор Н.А. Фролова в кругу студентов

Полагаю, что обозначенный инструментарий в своей целевой направленности по активизации механизма пози­тивного социально-правового развития отвечает не только интересам России, но имеет определяющее значение и для стран-членов Евразийского экономического союза.

-      Вы подчеркнули важный тезис, затрагивающий во­просы согласованного расширения формата взаимодей­ствия государств, входящих в ЕАЭС.

-      Да, действительно, обращенность столь авторитетного издания как Евразийский юридический журнал к вопросам развития экономического пространства, межгосударственного сотрудничества стран ЕАЭС позволяет рассматривать более расширенную тематику, связанную с динамикой и механиз­мами взаимодействия стран-членов Союза. В данном контек­сте видится значимой активизация аналитического, эксперт­ного обсуждения не только проблем, связанных с правовой, торгово-экономической, транспортной сферами, с областью обеспечения безопасности, но и вопросов, касающихся более углубленных образовательных, научных, культурных, инфор­мационных контактов. Цивилизационное содействие госу­дарств Евразийского экономического союза формированию гуманитарного сотрудничества особо значимо в современных условиях, когда велика вероятность процессов социальной и территориальной мобильности, урбанизации, ускоренных технологических изменений, а также появления новых пред­почтений и потребностей, зачастую умаляющих традицион­ные ценности семьи, религии, морали, высокой культуры.

-      Наталья Алексеевна, многие Ваши научные иссле­дования затрагивают правовые аспекты, касающиеся со­циальной безопасности, ее аксиологического измерения. В связи с этим какие, по Вашему мнению, направления в государственной и общественной практической деятель­ности стран-членов ЕАЭС способны действенно форми­ровать площадку общих заинтересованных обсуждений, решений и их реализации?

-      Это проектный подход по развитию постоянных контак­тов студенческой, творческой, научной молодежи с тем, чтобы максимально раскрыть ее интеллектуальный, научный и духов­ный потенциал. Сбережение, укрепление, совершенствование способностей молодых поколений наших сообществ всемерно отвечает достижению целевого результата в формировании устойчивого, бесконфликтного евразийского пространства перспективного сотрудничества и взаимообогащения.

Кроме этого, деятельность культурных, творческих, граж­данских институтов в рамках ЕАЭС позволяет создавать тер­ритории культуры, осуществлять культурное взаимодействие, расширять пространство городов-побратимов, совместными усилиями развивать туризм, проводить Евразийские спортив­ные и национальные игры. Обогащение культурой, познание исторических и национальных традиций, презентация куль­турных брендов регионов - все это способствует взаимопони­манию, уважению, укреплению евразийского пространства на основе широкого партнерства, народной дипломатии, диало­говых научных, экспертных, аналитических площадок.

Полагаю целесообразным отметить ту важную доми­нанту, которая затрагивает мировоззренческо-правовую подготовку будущих специалистов. Продолжающаяся ди­намика модернизационных процессов диктует потребность в комплексном анализе проблем в сферах управления, ин­формации, административных процедур, материального обеспечения, экологической среды. При этом приоритеты дальнейшего развития ЕАЭС актуализируют изучение наци­ональных правовых школ, подготовку современных правовых технологов, законодателей и правоприменителей, которые будут ориентированы на обеспечение безопасности личности, общества, государства формировать и осуществлять согласо­ванную промышленную, торговую, транспортную политику, а также социальное, гуманитарное, информационное и другие направления сотрудничества стран-членов Союза.

-      Это потребует серьезной междисциплинарной под­готовки юристов, экономистов, социологов и выпускни­ков других направлений и специальностей?

-      Да, безусловно. Как никогда своевременно звучат слова Михаила Васильевича Ломоносова о том, что «...паче же всего должно юристу, яко знающему довольно философию, всяко­му юридическому термину изобретать и составлять точные дефиниции, полные, без излишеств, ибо употребление слов неограниченных и сомнительных и двузнаменательных произ­водит в суде великие беспорядки...».



Профессор Н.А. Фролова со студентами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в Московской городской Думе

Позитивным примером такой междисциплинарной ин­теграции является создание в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Россий­ской Федерации Института права и национальной безопасно­сти, который включил в себя три факультета - юридический факультет имени М. М. Сперанского, факультет националь­ной безопасности и факультет таможенного дела.

Помимо традиционного направления подготовки бака­лавров юриспруденции Институт реализует во многом уни­кальные образовательные программы специалитета: «Эконо­мическая безопасность», которая направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области обеспече­ния экономической безопасности, личности, общества и госу­дарства, субъектов экономической деятельности, законности и правопорядка в сфере экономики; «Правовое обеспечение национальной безопасности», в рамках которой студенты име­ют возможность получить государственно-правовую, граждан­ско-правовую, уголовно-правовую, международно-правовую специализации, но стать не просто квалифицированными юристами, нацеленными на разработку и применение юри­дических норм, а получить глубокие знания и умения в обла­сти обеспечения правовой безопасности личности, общества и государства. Востребованы и междисциплинарные по свое­му содержанию и крайне актуальные для современного этапа общественного развития программы магистратуры: «Государ­ственное управление и национальная безопасность», «Госу­дарственное управление и внешнеполитическая деятельность России», «Стратегическое управление в сфере международной безопасности», «Миграционная политика и демографическая безопасность», «Конфликты и национальная безопасность в условиях функционирования гражданского общества».

Коллектив института под руководством заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Станислава Дмитриевича Могилевского умело заботится об обеспечении качественного образования по всей вертикали образовательных ступеней. При этом основное вни­мание уделяется тому, чтобы в процессе обучения академизм и фундаментальные знания сочетались с приобретением на­выков их практического применения, а также межвузовским контактам, международному сотрудничеству с Европейской организацией публичного права.

Выпускники Института успешно работают в органах госу­дарственной власти и управления, в том числе в силовых ми­нистерствах и ведомствах, а также в федеральных и региональ­ных учреждениях.

-      Большое спасибо, уважаемая Наталья Алексеевна! Уверены, что Ваши идеи найдут действенную поддержку у читателей ЕврАзЮж, ученых, общественных и государ­ственных деятелей стран нашего Евразийского экономи­ческого союза.

-      Считаю, что, только прилагая совместные интеллекту­альные усилия мы сможем обеспечить диалектическое един­ство развития и безопасности как платформы будущего для нашей страны и нашего Содружества.

Позвольте пожелать Евразийскому юридическому жур­налу и всем коллегам успехов и процветания!

-      Уважаемая Наталья Алексеевна, от себя лично и от имени ЕврАзЮж поздравляем Вас с наступающим Юбилеем, желаем крепкого здоровья, творческого долго­летия и всех благ!

Интервью брали:



Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях