№ 5 (120) 2018г.
N. A. FROLOVA:
DIALECTICAL UNITY OF DEVELOPMENT AND SECURITY - A PLATFORM FOR THE FUTURE
Interview with Ph.D. in Law, professor Natalya Alekseevna Frolova
Визитная карточка:
Фролова Наталья Алексеевна - доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Научно-преподавательская и педагогическая деятельность осуществляется в должности профессора на Юридическом факультете им. М. М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также профессора кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.
Круг научных интересов и исследовательской тематики - история зарубежной и российской политической и правовой мысли, государственно-правовая история зарубежных стран, вопросы философско-юридического знания, проблемы социальной безопасности и правовой реальности.
В качестве действительного члена Академии проблем безопасности и международного эксперта в области антинаркотической политики в формате деятельности научно-экспертного сообщества осуществляет организационное, научное и методологическое сопровождение проектов по правовой антинаркотической политике в контексте общегосударственной системы национальной безопасности России.
Имеет более 150 опубликованных учебных и научных трудов, в том числе ряд монографий, посвященных теории и практике антинаркотической деятельности, включая научно-практическое издание на английском языке, а также правовой политике России в сфере социальной безопасности.
Общественная работа связана с реализацией деятельности Международного фонда поддержки социальных, духовно-культурных и научных программ и проектов «Дорога мира».
**************************************************
- Уважаемая Наталья Алексеевна, Вами обозначено важнейшее направление предметного, организационного, функционального характера - достижение диалектического единства развития и безопасности как явлений современного и будущего мира. В данной связи, что для этого особенно необходимо, отталкиваясь от принципа диалектического мышления?
- Сегодня значимые для современной России вопросы теории и практики государственно-правовой сферы убедительно отражают осмысление актуальности безопасного развития всех жизнеобеспечивающих систем, необходимых для личности и общества в целом. Я имею в виду осознание востребованности социальной безопасности как качественно новой реальности в существующей действительности, как института, взаимосвязанного с развитием государственно-правовой системы. Достижению и обеспечению этой реальности безопасной социальной жизни должен отвечать комплексный подход к формированию основ правовой политики государства, создающих правовые условия развития личности и всего социума. Обращенность к безопасности и развитию как важнейшим категориям подчеркивает ту диалектическую содержательность вопроса, направленность которого требует соизмерять реальную взаимосвязь между внедрением новых технологий и инноваций с позиции развития и обеспечением безопасности практической деятельности государственных и общественных институтов в контексте опережающего и своевременного влияния на вызовы и источники различных угроз Российскому государству и социуму. При этом следует четко представлять, что социальная форма развития - это наиболее сложная форма, поэтому, чтобы отвечать усиливающейся конкуренции, необходимо повышать результативность государственной правовой и социальной политики, выстраивать систему социальной безопасности в качестве функционирующей реальности.
- Эта реальность системы социальной безопасности должна иметь качественные приоритеты. Какие ее элементы, на Ваш взгляд, требуют от общества и современного государства особого внимания?
- Вы совершенно правы, обозначая с методологических позиций потребность в знании содержательной сущности сложного явления социальной безопасности, которая практически пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Надежный уровень как социальной, так и национальной безопасности зависит от характера отношений в сферах собственности и труда, от качества жизни, возможности удовлетворять потребности в образовании, культуре, семье, творчестве, от уровня социальной защиты граждан и решения государством и обществом социальных проблем, от общественного порядка, общегражданской и правовой культуры. Но я бы обратила особое внимание на элементы, которые сохраняют высокую степень значимости для перспективного развития отечественной государственности и укрепления ее цивилизационных основ.
Во-первых, хочу отметить объективную необходимость включенности социальной практики, реальной активности людей в демократические преобразования. Опора на нравственные ценности, проверенные тысячелетним опытом народа, его более широкое участие в позитивных изменениях в регулировании экономических, политических, культурных процессов способны создать прочную основу, позволяющую исключить противоречие между заявленной стратегией реформ и существующим человеческим измерением в практической деятельности.
Во-вторых, на социальную обусловленность права, конструирование предметной области законодательства влияет социальное мышление. При осознании его в качестве важной функции познания становится возможным развитие новых подходов к гармонизации общественных отношений. А это, в свою очередь, способствует активизации ответственной, полезной деятельности институтов гражданского общества, экономических субъектов хозяйствования, увеличивая их вклад в социальную политику и развитие государства.
Профессор Н.А. Фролова - эксперт "круглого стола " по проблемам правовой политики
В-третьих, для поддержания целостности и устойчивости современной социальной системы особо необходимо при проработке концепций, программ, принимаемых решений учитывать известные законы социального управления и действовать с опорой на них. Сегодня ввиду динамики протекающих процессов особую важность приобретает экономия времени, которая характеризует эффективность управления, а также приоритетность социальных целей, позволяющих непрерывно совершенствовать образ жизни человека. Все это достижимо, если в сфере управления возрастает интеллектуальный потенциал.
В-четвертых, остаются актуальными вопросы социализации личности, в том числе ее правовой социализации, поскольку взаимодействие индивида и общества носит сложный характер. Поэтому обеспечение принципа обратной связи в управлении социальными процессами через институт социального контроля сохраняет свою значимость. Действенность данного института, выполняющего стабилизирующую функцию, особенно необходима для результативного противодействия преступности в разных ее формах, девиантному поведению, асоциальным проявлениям.
- Наталья Алексеевна, Вы подчеркиваете важность именно взаимодействия индивида и общества в вопросах обеспечения безопасности. Каково, на Ваш взгляд, место индивида в этом взаимодействии?
- Вопрос о взаимодействии индивида и социума в укреплении безопасности как базового состояния не только развития, но и существования вообще, очень сложен и многогранен, здесь проявляются закономерности диалектики общего и единичного. На мой взгляд, очень важно найти баланс между государственным обеспечением безопасности и самостоятельной деятельностью каждого человека в отдельности по обеспечению своей личной безопасности. Безусловно, задача обеспечения безопасности общества - приоритетная задача любого государства, без решения которой остальные цели и функции государства попросту не имеют смысла. Однако эффективное решение этой задачи вряд ли возможно без «встречного» движения, без осознания ценности безопасности каждым гражданином.
- На вопросы безопасности в настоящее время обращается пристальное внимание на самом высоком уровне политического управления нашей страны, прежде всего, на необходимость совершенствования контроля и надзора со стороны государственных органов.
Да, вы правы. К примеру, в совсем недавнем Указе Президента Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (май 2018) дана установка на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения, а к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности. Возможно ли реализовать ее только путем ужесточения административных и уголовных наказаний за нарушение правил дорожного движения, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, использования иных мер государственно-правового принуждения? Полагаю, что параллельно необходима система просветительских мероприятий, разъяснительной работы, начиная с дошкольных учреждений, направленных на формирование у каждого человека ответственности за собственную безопасность, безопасность своей семьи, близких. Более того, односторонние ожидания обеспечения безопасности со стороны государства при безответственности самих людей способны давать противоположные результаты: как известно, пешеход, не убедившийся в безопасности на пешеходном переходе, может быть прав, но, к сожалению, мертв! Здесь необходим баланс: государственная система обеспечения безопасности, в данном случае дорожного движения, равно как и в других сферах общественной жизни, способна быть результативной только при наличии у граждан достаточно высокого уровня культуры безопасности! Перефразируя надпись к популярному в советское время плакату «Трезвость - норма жизни!», причем без всякой иронии, нам всем надо усвоить: «Безопасность - норма жизни». При этом, если мы посмотрим значение термина «норма» вообще, применительно к любым процессам и явлениям общества и природы, то увидим, что норма - это такие границы, в рамках которых явление сохраняется как таковое, если эти пределы будут преодолены, оно либо видоизменяется, либо исчезает. Любые исходящие от государства правила безопасности, предписания, запреты, санкции дадут свои позитивные плоды, если будут ложиться на благодатную почву культуры безопасности граждан, когда правила безопасности восприняты, становятся нормой жизни, а не просто остаются текстами юридических документов.
- Наталья Алексеевна, если мы нацелены на развитие, то в его механизм должны быть включены соответствующие инструменты, благодаря которым будет достигаться определенное качество системы социальной безопасности Российской Федерации. Как Вы полагаете, что в данном аспекте будет играть ключевую роль в формировании теоретической и правовой основы платформы перспективного и цивилизационного развития нашего социума?
- В спектре инструментария заслуживают внимания научно-методологический, функциональный, юридический инструментарии. По большому счету научно-методологический инструментарий, помимо доктрины социальной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации, должен включать разработки прогнозного развития процессов в трудовой, демографической, духовно-гуманитарной сферах. Разработка моделей социальной деятельности, правовых технологий дает возможность эффективно реагировать и влиять на социальные и правовые явления. В качестве функционального инструментария должна выступать социальная политика. Ее направленность на защиту всего общества от деструктивных процессов сопрягается с функциями, затрагивающими сохранение и совершенствование личного и общественного потенциала, формирование достойного положения народа. Юридический инструментарий нацелен на развитие социального права, нормами которого регулируется обширный круг общественных отношений в сфере социальной защиты, на установление единого социального пространства на всей территории страны.
Профессор Н.А. Фролова в кругу студентов
Полагаю, что обозначенный инструментарий в своей целевой направленности по активизации механизма позитивного социально-правового развития отвечает не только интересам России, но имеет определяющее значение и для стран-членов Евразийского экономического союза.
- Вы подчеркнули важный тезис, затрагивающий вопросы согласованного расширения формата взаимодействия государств, входящих в ЕАЭС.
- Да, действительно, обращенность столь авторитетного издания как Евразийский юридический журнал к вопросам развития экономического пространства, межгосударственного сотрудничества стран ЕАЭС позволяет рассматривать более расширенную тематику, связанную с динамикой и механизмами взаимодействия стран-членов Союза. В данном контексте видится значимой активизация аналитического, экспертного обсуждения не только проблем, связанных с правовой, торгово-экономической, транспортной сферами, с областью обеспечения безопасности, но и вопросов, касающихся более углубленных образовательных, научных, культурных, информационных контактов. Цивилизационное содействие государств Евразийского экономического союза формированию гуманитарного сотрудничества особо значимо в современных условиях, когда велика вероятность процессов социальной и территориальной мобильности, урбанизации, ускоренных технологических изменений, а также появления новых предпочтений и потребностей, зачастую умаляющих традиционные ценности семьи, религии, морали, высокой культуры.
- Наталья Алексеевна, многие Ваши научные исследования затрагивают правовые аспекты, касающиеся социальной безопасности, ее аксиологического измерения. В связи с этим какие, по Вашему мнению, направления в государственной и общественной практической деятельности стран-членов ЕАЭС способны действенно формировать площадку общих заинтересованных обсуждений, решений и их реализации?
- Это проектный подход по развитию постоянных контактов студенческой, творческой, научной молодежи с тем, чтобы максимально раскрыть ее интеллектуальный, научный и духовный потенциал. Сбережение, укрепление, совершенствование способностей молодых поколений наших сообществ всемерно отвечает достижению целевого результата в формировании устойчивого, бесконфликтного евразийского пространства перспективного сотрудничества и взаимообогащения.
Кроме этого, деятельность культурных, творческих, гражданских институтов в рамках ЕАЭС позволяет создавать территории культуры, осуществлять культурное взаимодействие, расширять пространство городов-побратимов, совместными усилиями развивать туризм, проводить Евразийские спортивные и национальные игры. Обогащение культурой, познание исторических и национальных традиций, презентация культурных брендов регионов - все это способствует взаимопониманию, уважению, укреплению евразийского пространства на основе широкого партнерства, народной дипломатии, диалоговых научных, экспертных, аналитических площадок.
Полагаю целесообразным отметить ту важную доминанту, которая затрагивает мировоззренческо-правовую подготовку будущих специалистов. Продолжающаяся динамика модернизационных процессов диктует потребность в комплексном анализе проблем в сферах управления, информации, административных процедур, материального обеспечения, экологической среды. При этом приоритеты дальнейшего развития ЕАЭС актуализируют изучение национальных правовых школ, подготовку современных правовых технологов, законодателей и правоприменителей, которые будут ориентированы на обеспечение безопасности личности, общества, государства формировать и осуществлять согласованную промышленную, торговую, транспортную политику, а также социальное, гуманитарное, информационное и другие направления сотрудничества стран-членов Союза.
- Это потребует серьезной междисциплинарной подготовки юристов, экономистов, социологов и выпускников других направлений и специальностей?
- Да, безусловно. Как никогда своевременно звучат слова Михаила Васильевича Ломоносова о том, что «...паче же всего должно юристу, яко знающему довольно философию, всякому юридическому термину изобретать и составлять точные дефиниции, полные, без излишеств, ибо употребление слов неограниченных и сомнительных и двузнаменательных производит в суде великие беспорядки...».
Профессор Н.А. Фролова со студентами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в Московской городской Думе
Позитивным примером такой междисциплинарной интеграции является создание в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Института права и национальной безопасности, который включил в себя три факультета - юридический факультет имени М. М. Сперанского, факультет национальной безопасности и факультет таможенного дела.
Помимо традиционного направления подготовки бакалавров юриспруденции Институт реализует во многом уникальные образовательные программы специалитета: «Экономическая безопасность», которая направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области обеспечения экономической безопасности, личности, общества и государства, субъектов экономической деятельности, законности и правопорядка в сфере экономики; «Правовое обеспечение национальной безопасности», в рамках которой студенты имеют возможность получить государственно-правовую, гражданско-правовую, уголовно-правовую, международно-правовую специализации, но стать не просто квалифицированными юристами, нацеленными на разработку и применение юридических норм, а получить глубокие знания и умения в области обеспечения правовой безопасности личности, общества и государства. Востребованы и междисциплинарные по своему содержанию и крайне актуальные для современного этапа общественного развития программы магистратуры: «Государственное управление и национальная безопасность», «Государственное управление и внешнеполитическая деятельность России», «Стратегическое управление в сфере международной безопасности», «Миграционная политика и демографическая безопасность», «Конфликты и национальная безопасность в условиях функционирования гражданского общества».
Коллектив института под руководством заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Станислава Дмитриевича Могилевского умело заботится об обеспечении качественного образования по всей вертикали образовательных ступеней. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы в процессе обучения академизм и фундаментальные знания сочетались с приобретением навыков их практического применения, а также межвузовским контактам, международному сотрудничеству с Европейской организацией публичного права.
Выпускники Института успешно работают в органах государственной власти и управления, в том числе в силовых министерствах и ведомствах, а также в федеральных и региональных учреждениях.
- Большое спасибо, уважаемая Наталья Алексеевна! Уверены, что Ваши идеи найдут действенную поддержку у читателей ЕврАзЮж, ученых, общественных и государственных деятелей стран нашего Евразийского экономического союза.
- Считаю, что, только прилагая совместные интеллектуальные усилия мы сможем обеспечить диалектическое единство развития и безопасности как платформы будущего для нашей страны и нашего Содружества.
Позвольте пожелать Евразийскому юридическому журналу и всем коллегам успехов и процветания!
- Уважаемая Наталья Алексеевна, от себя лично и от имени ЕврАзЮж поздравляем Вас с наступающим Юбилеем, желаем крепкого здоровья, творческого долголетия и всех благ!
Интервью брали: