№ 6 (73) 2014г.
Bystrov G. E. UPGRADING OF THE COOPERATIVE LEGISLATION AND DRAFT CONCEPT OF THE FEDERAL LAW «ON COOPERATION IN THE RUSSIAN FEDERATION»
An interview with Grigory Efimovich Bystrov, Doctor of Law, Professor of the Chair of Agrarian and Land Law at the Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, President of the National Association of Agricultural, Natural Resources and Ecological Laws, Vice-President of the European Committee of Agricultural Law.
Визитная карточка:
Григорий Ефимович Быстров - выпускник юридического факультета Ленинградского государственного университета, до 1967 г. работал в органах прокуратуры. В 1969 г., по окончании аспирантуры юридического факультета Ленинградского государственного университета, защитил кандидатскую диссертацию, в 1987 г. - докторскую диссертацию, 12 октября 1989 г. решением Государственного комитета СССР по народному образованию ему присвоено звание профессора.
С 1969 по 1978 г. работал в высших учебных заведениях Ленинграда; с 1978 по 1988 г. - на юридическом факультете Московского государственного университета; с марта 1988 по октябрь 2006 г. - заведующий кафедрой аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии, с февраля 2007 г. до августа 2011 г. - заведующий кафедрой аграрного и земельного права, в настоящее время - профессор кафедры аграрного и земельного права Российского государственного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева.
С1988 по 1996 г. - заместитель председателя Экспертного совета ВАК при Правительстве Российской Федерации по юридическим наукам; академик Международной академии информатизации; академик Российской академии естественных наук; академик Международной академии информатизационных процессов и технологий; президент Национальной ассоциации аграрного права, природоресурсного и экологического права; член Международной коллегии адвокатов; консультант и арбитр Brunswick Chambers Barristers.
Под научным руководством Г. Е. Быстрова защитили диссертации 4 доктора юридических наук и 18 кандидатов юридических наук. Им опубликовано более 350 научных работ общим объемом более 460 п. л. С начала 90-х годов Г. Е. Быстров основательно занимается исследованием проблем земельной и аграрной реформ в странах с переходной рыночной экономикой. Итогом таких исследований явилась его монография «Земельная и аграрная реформы в зарубежных странах: правовая теория и практика», получившая высокую оценку юридической научной общественности России и других стран СНГ.
В 2009 г. издан Международный сборник научных трудов аграрных и юридических высших учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ и государств ЕС «Правовое регулирование аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования» (том 1 «Правовое регулирование аграрных отношений в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования» - 30 п. л.; том 2 - «Правовое регулирование земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования» - 30 п. л.), в котором ответственным редактором является профессор Г. Е. Быстров.
В марте 2010 г. изданы материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве» (35, 11 п. л.). Ее организаторами являются кафедра аграрного и земельного права РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, Российская ассоциация аграрного и природоресурсного права, кафедра земельного и экологического права РУДН. В сборник материалов Международной научно-практической конференции, ответственным редактором которого являются профессор Г. Е. Быстров и профессор В. Ф. Понька, включены доклады и научные сообщения по актуальным проблемам совершенствования правового регулирования аграрных отношений и развития агропродо- вольственных рынков; повышения роли государственного регулирования сельского хозяйства; усиления роли закона и нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие национальной кредитно-финансовой системы обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, продовольственную безопасность и повышение конкурентоспособности агропромышленного производства.
Г. Е. Быстров является ответственным редактором и соавтором учебников по аграрному праву, земельному праву и экологическому праву с грифом Министерства образования и науки Российской Федерации, по которым осуществляется подготовка юристов в юридических вузах России для работы в судебных и правоохранительных органах.
В марте 2012 г. в Берлине в издательстве Lambert Academic Publishing издана монография Г. Е. Быстрова «Кооперативное законодательство России и государств ЕС», посвященная рассмотрению комплекса проблем, составляющих учение о правовой природе и сущности кооператива как самостоятельной организационно-правовой формы, осуществляющей совместную экономическую деятельность в различных социально-экономических областях, в том числе и в сельском хозяйстве, с соблюдением действующего кооперативного законодательства, кооперативных принципов и ценностей.
В 2013 г. в Екатеринбурге издан базовый учебник «Аграрное право» (кн. 1 - Общая часть -17 п. л.; кн. 2 - Особенная часть -18 п. л.), курс лекций для студентов высших аграрных учебных заведений «Аграрная политика и аграрное право ЕС, Украины, Белоруссии и Казахстана» -11,9 п. л. (авторский коллектив: Г. Е. Быстров,Л. А. Биткова, В. В. Устюкова, отв. ред. д.ю.н, профессор Г. Е. Быстров, д.ю.н, профессор Б. А. Воронин).
В 2012 г. в Ульяновске издан учебник «Аграрное право» для студентов высших юридических учебных заведений (37 п. л.). Авторский коллектив: Г. Е. Быстров, Ю. Н. Андреев, Э. С. Навасардова, В. Е. Лукьяненко, Г. Г. Кузьмина и др. Отв. ред. д.ю.н., профессор Г. Е. Быстров, д.ю.н., профессор В. Е. Лукъяненко.
На 4 квартал 2014 г. в РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева запланировано издание учебника «Аграрное право» (Общая часть; Особенная часть; Специальная часть - Аграрное право стран СНГ и государств ЕС - 46,3 п. л.) для студентов высших юридических учебных заведений. Авторский коллектив: Г. Е. Быстров, Л. А. Биткова, В. В. Устюкова, Ю. Н. Андреев, Э. С. Навасардова, В. Е. Лукьяненко, Г. Г. Кузьмина и др. Отв. ред. д.ю.н., профессор Г. Е. Быстров.
На 2 квартал 2015 г. в издательстве «Проспект» запланирована публикация в рамках Российского благотворительного фонда в Лондоне учебника «Аграрное право». Книга 1 - Общая часть - 20,5 п. л. для студентов Таврического государственного университета. Авторский коллектив: Г. Е. Быстров,Л. А. Биткова, В. В. Устюкова. Отв. ред. д.ю.н., профессор Г. Е. Быстров.
На 4 квартал 2015 г. в издательстве «Проспект» запланирована публикация в рамках Российского благотворительного фонда в Лондоне учебника «Аграрное право». Книга 2 - Особенная часть - 43,63 п. л. для студентов Таврического государственного университета. Авторский коллектив: Г. Е. Быстров, Ю. Н. Андреев, Э. С. Навасардова, В. Е. Лукьяненко, Н. Г. Кузьмина и др. Отв. ред. д.ю.н., профессор Г. Е. Быстров.
Григорий Ефимович Быстров активно участвует в рабочих группах российских законодательных органов по подготовке важнейших законопроектов, формирующих правовую основу для осуществления в России земельной и аграрной реформ, формирования и развития ипотечных земельных и агропродовольственных рынков, государственного регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
Особую значимость имеет практическая деятельность Г. Е. Быстрова, которая связана с его работой в федеральных законодательных и исполнительных органах государственной власти в качестве эксперта по программе организационно-правового обеспечения государственного регулирования, энергетической безопасности и охраны окружающей среды в сфере природопользования.
В качестве члена научно-консультативных советов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ ведет активную деятельность по обобщению судебной и арбитражной практики, способствуя тем самым укреплению законности, правопорядка и охране основ конституционного строя.
Известна большая практическая деятельность Г. Е. Быстрова, который представлял Государственную Думу Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации по спору о конституционности некоторых положений Лесного кодекса Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации по спору, связанному с переводом лесных земель в нелесные в лесах первой группы. За активную деятельность по защите экологических прав граждан в Конституционном Суде Российской Федерации и в Верховном Суде Российской Федерации Г. Е. Быстрову присвоен классный чин генерал-лейтенанта Российской государственной службы лесного хозяйства.
Осуществляет активную деятельность по укреплению международного правового сотрудничества российских специалистов с юридическими научно-исследовательскими учреждениями и вузами стран СНГ, является организатором крупных международных научных конгрессов в Москве, Минске, Айове (США), Берлине с участием стран СНГ и государств Балтии, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Бельгии, США по проблемам совершенствования природоресурсного, энергетического, экологического и аграрного законодательства в условиях реализации экономической реформы и формирования в России демократического правового государства. Участвовал в работе крупных Международных научных конгрессов в Лондоне, Мадриде, Альмерии, Париже, Страсбурге, Берлине, Бонне, Киле, Вашингтоне, Сиэтле, Де-Мойне, Ванкувере, Праге, Будапеште, Зальцбурге, Корсике, Мехико, Неаполе, Люцерне по проблемам природоресурсного права, земельного права, аграрного права, энергетического и экологического права.
Научные исследования Г. Е. Быстрова отличаются фундаментальностью, принципиальностью, эрудицией, широкой правовой культурой. Благодаря этому он получил признание как ученый-юрист не только среди ученых и практических работников в России, но и в странах СНГ и европейских странах, в США, Канаде, Мексике. Является вице-президентом Европейского комитета по аграрному праву.
******************************************************************************************************
- Уважаемый Григорий Ефимович, какова история развития российской кооперации и насколько обоснованной и логичной является постановка вопроса о совершенствовании кооперативного законодательства и концепции проекта Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации»?
- История российской кооперации началась за 30 лет до отмены крепостного права. Ее интенсивное развитие относится к послереформенному периоду, когда под влиянием либеральных реформ 60-80-х годов Х1Х в. возникли различные формы кооперативов. Это были кустарно-производственные кооперативы, общества потребителей, ссудо-сберегательные товарищества, сыроваренные артели, которые объединяли рабочих, крестьян, ремесленников для того, чтобы избавить их от безработицы, бедности, нищеты, защищать их интересы, удовлетворять их материальные и духовные потребности.
Термин «кооператив» в российском законодательстве XIX в. рассматривался в качестве организационно-правовой формы предприятия, функционирующей на бесприбыльной основе. Кооперативная форма хозяйствования позволяет распределять по принципу справедливости риски и ответственность, права и выгоды от совместной деятельности, возлагает на членов кооператива обязанность использовать услуги своего кооператива и обеспечивать капитал, обязывает кооператив предоставлять преимущественно, но не исключительно услуги членам кооператива.
Кооперация развивается как форма экономической демократии, социальный сектор рыночной экономики. Она рассматривается как ассоциация лиц, объединившихся для создания демократической хозяйственной организации, основанной на принципах равенства, единственной целью которой является оказание услуг своим членам.
В странах с развитой рыночной экономикой производственные кооперативы не получили широкого распространения. Потребности частного оборота в этих странах вызвали достаточно развитое законодательство, регулирующее коллективное предпринимательство при производстве сельскохозяйственной продукции такими организационно-правовыми формами коммерческих организаций, как акционерные общества, партнерства, корпорации, ассоциации, общества и т. п.
Во многих странах (Франция, Бельгия, Германия, Австрия) кооперативы трактовались как торговые товарищества. По этой причине к ним применялись правила торгового права по вопросам счетоводства, публичной отчетности, подсудности торговым судам, где они функционировали.
- Не могли бы Вы с точки зрения Ваших фундаментальных научных исследований дать историко-правовой анализ понятия кооператива?
- Традиционно в законодательстве и правовой доктрине кооператив рассматривался в качестве особой организационно-правовой формы предприятия, которая отличается от акционерных обществ тем, что в кооперативе объединяется не капитал, а совместный труд.
Видный теоретик отечественной кооперации А. В. Чаянов понятие кооперации рассматривал в двух аспектах: «кооперативное предприятие» и «кооперативное движение» - и выделял особые признаки кооператива как организованной на коллективных началах экономической деятельности группы лиц, призванной обслуживать интересы этой группы. Для правового статуса кооперативного предприятия характерно то, что кооперативная деятельность несовместима с целью достижения высокой прибыльности.
Для кооперативного предприятия получение наибольшей чистой прибыли, в отличие от частного торговца, отходит на второе место. Кооперативное предприятие «никогда не может иметь собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов; это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ним и только перед ними»1.
Сказанное в полной мере относится и к законодательству о кредитных товариществах, возникших в 60-е годы XIX в. Здесь главным источником кредитования крестьян, которые работали на рынок и пользовались услугами рынка, служили займы государственного банка, земств и частных лиц. Крестьяне могли пользоваться ссудами кредитного товарищества, не участвуя в создании их капитала. На них возлагалась лишь обязанность выплачивать проценты за полученные ссуды, за счет чего товарищества выплачивали взятые ими со стороны средства.
- Каково влияние на российское кооперативное законодательство законодательства Германии о кредитных кооперативах ?
- В Германии в 1866 г. волостной старшина Райффейзен издал книгу «Кредитные товарищества как средство уничтожения нищеты». Тремя годами позже им было создано первое такое товарищество, которое функционировало как сберегательная касса и выдавало ссуды кредитоспособным членам за соответствующий процент исключительно на хозяйственные цели.
Кооперативы организовали сбыт продукции сельского хозяйства. Их отличительной чертой было отрицание паевого капитала, так как они объединяли лиц, не обладающих денежным капиталом. Беспаевые товарищества, которые получили наименование кредитных товариществ, получили широкое распространение и в России. Такие кооперативы возникали по инициативе государства, которое предоставляло ссуды кредитным товариществам и контролировало их деятельность.
Предусматривалась выдача краткосрочных ссуд сроком до 12 месяцев и долгосрочных ссуд до 5 лет за счет дополнительных займов и вкладов. Достаточно широкими были формы обеспечения ссуд. Наряду с личным доверием и поручительством допускалась выдача ссуд под залог сельскохозяйственной продукции, ремесленных и кустарных изделий, а также под залог недвижимого имущества, принадлежащего залогодателю на праве полной собственности.
Другой формой кредитных кооперативов были ссудосберегательные товарищества, которые выдавали дешевый и доступный кредит крестьянам на аренду земли, покупку инвентаря, рабочего скота, коров, семян, расширение торговли и другие нужды. В основу создания таких кооперативных товариществ был положен опыт ссудо-сберегательных товариществ Германии, которые вошли в историю кооперативного движения как кооперативы Шульце-Делича.
Главным достоинством законодательства о ссудо-сберегательных товариществах было предоставление ими кредита, которое не требовало имущественного залога, под гарантию личной порядочности должника и под круговую ответственность всех членов кооператива. Члены ссудного товарищества вместо того, чтобы занимать деньги у ростовщиков и платить огромные проценты, получали кредиты от товарищества на более выгодных условиях. Законодательно была решена таким образом сложная и важная задача: членам кооператива предоставлялась возможность получения дешевых кредитов без всякого материального обеспечения полученной суммы.
Во второй половине XIX в. в России были приняты и нормативные правовые акты (нормальные и образцовые уставы), регулирующие деятельность потребительских обществ, кустарных и ремесленных артелей, обществ поощрения земледелия и сельской промышленности, ссудо-сберегательных и кредитных товариществ, сельскохозяйственных обществ, трудовых артелей, сельскохозяйственных товариществ, которые были подчинены действию частного права. Нормальные уставы сельскохозяйственных товариществ и обществ, законы, регулирующие деятельность отдельных видов кооперативов: трудовых артелей, биржевых артелей, учреждений мелкого кредита - характеризовали кооперативы как организации, которые имеют иную правовую природу, нежели коммерческие предприятия или гражданские товарищества.
- Какие формы кооперации получили наиболее широкое распространение в пореформенной России?
- В пореформенной России традиционно доминировал артельный тип кооперации в сельском хозяйстве. Такие кооперативы строили свою деятельность на началах, далеких от преследования каких-либо коммерческих целей, т. е. на началах взаимопомощи и поддержки самодеятельного крестьянства.
В правовой доктрине и в законодательстве XIX-XX веков доминировало мнение о том, что кооператив является организационно-правовой формой предприятия, в котором объединялся не капитал, а совместный труд. Особым, не регулируемым гражданским законодательством видом товариществ, являлись трудовые артели. Положение об артелях трудовых 1882 г. определяет трудовую артель как товарищество, образовавшееся для определенных работ или промыслов, а также для направления служб и должностей личным трудом участников, за общий их счет и круговою их порукою.
Из этого определения видно по обоснованному убеждению профессора Д. И. Мейера, что «в артели на первый план выступает личный, трудовой элемент, а не имущественный; соединяются люди в товарищество не для приобретения имущества и извлечения выгоды непосредственно из него, а для совместной работы, посредством которой, конечно, тоже извлекают имущественную выгоду, но средством тут является, прежде всего, не имущественный оборот, а общий труд...
Во-вторых, характерной чертой артели закон выставляет круговую поруку - это, если можно так выразиться, особый привесок к товарищескому единению в виде солидарного обязательства, которое принимают на себя члены артели перед третьими лицами. Существуют артели и без такого привеска, но закон регламентирует лишь такие артели, которые построены на начале круговой ответственности».
Такая трактовка артельного товарищества, для которого характерно совместное личное трудовое участие его участников «за общий счет и с круговой порукою», была достаточно четко выражена в проекте пятой книги Гражданского уложения о товариществах, где был особенно выделен раздел об артелях, в проекте Положения о трудовых товариществах и артелях 1901 г. Оба законопроекта подчеркивали четыре отличительных признака артели, отделяющие кооператив от различных товариществ капиталистического типа, товариществ полных и на вере, акционерных компаний: 1) хозяйственная цель, которая заключается в совместном занятии каким-либо промыслом; 2) равноправие ее членов; 3) обязательность личного труда; 4) круговая ответственность.
- Как Вы оцениваете понятие кооператива, закрепленное единым общим законом о кооперативных товариществах и их союзах, утвержденным Временным правительством России 20 марта 1917 г., и может ли быть это понятие использовано при разработке нового Федерального закона РФ «О кооперации в Российской Федерации»?
- Положение о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 г. было первым российским общим законом о кооперации, которым регулировалась деятельность всех видов кооперативов как добровольных объединений лиц, действующих на основе равноправия их членов и переменности их состава, в целях их хозяйственного и духовного роста, путем совместной организации как хозяйственной, так и культурнопросветительской работы. Закон выделял в качестве нового лица, субъекта гражданского и крестьянского права кооперативы, которые характеризовались как товарищества и отличались от коммерческих предприятий и гражданских обществ тем, что строили свою деятельность на бесприбыльных началах, на началах взаимопомощи и поддержки членов кооператива.
Положение о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 г. распространялось на все виды и формы кооперативов. Закон поддерживал ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, расширял сферу кооперативной деятельности потребительских обществ, кооперативов в области сбыта, снабжения, переработки сельскохозяйственной продукции, предоставлял налоговые льготы мелким потребительским обществам. Xозяйственному укреплению кооперации способствовали правительственные заказы в области закупок и сбыта. В данном законе содержался полный набор правовых норм, которыми должен руководствоваться кооператив.
В кооперативе объединяется не капитал, а совместный труд. Основная цель кооператива состоит в том, чтобы объединить в особую организацию тех, кто на добровольной основе соединяет свои усилия для достижения общих задач или для удовлетворения общих интересов путем личного трудового участия и объединения усилий всех партнеров или членов кооператива. В основу правового регулирования кооперативов были заложены, таким образом, принципы Рочдейла, по крайней мере, те минимальные требования, которые были позже официально признаны Международным кооперативным альянсом (МКА).
Закон от 20 марта 1917 г. являлся важным правовым средством защиты кооперативного движения от произвола, обеспечивал право на свободное, открытое и независимое существование кооперативов, гарантировал распределение по принципу справедливости рисков и ответственности, прав и выгод от совместной деятельности членов кооператива, был одним из совершенных образцов кодификационных работ по кооперативному законодательству. Этот важнейший нормативный правовой акт и в современных условиях может быть использован при совершенствовании кооперативного законодательства России при разработке единого общего закона о кооперации в Российской Федерации.
- Каковы основные причины, которые препятствуют в современных условиях развитию кооперации как формы экономической демократии, социальному сектору рыночной экономики как ассоциации лиц, объединившихся для создания демократической хозяйственной организации, основанной на принципах равенства, единственной целью которой является оказание услуг своим членам в крупных масштабах своими силами и в своих интересах?
- Несмотря на изобилие нормативных правовых актов об аграрной и земельной реформе, после принятия в 1994 г. ГК РФ и в 1995 г. Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» не все сельскохозяйственные производственные кооперативы (CXnK) смогли адаптироваться к условиям рыночной экономики. Во второй половине 90-х годов возник аграрный кризис. Причин тому множество. Есть причины экономического и политического характера. Во многом они носят общий характер и связаны с неблагоприятными финансовыми условиями деятельности предпринимателей. Это неплатежи, диспаритет цен, резкое сокращение государством финансовой поддержки фермерских хозяйств и CXOK, сохранение зависимости сельскохозяйственных товаропроизводителей от прежних монопольных структур в сфере агросервиса, торговле и переработке, отсутствие или слабость кооперативной структуры на региональном уровне, низкий уровень информированности и знаний сельских предпринимателей, крестьян о преимуществах кооперации, отсутствие квалифицированных кадров по сельскохозяйственной кооперации.
Действующее законодательство не учитывает в полной мере социальную сущность CXDK, в которых занято на селе более чем 800 тыс. сельских жителей, что составляет более 14% всех занятых в сельском хозяйстве.
Сложными являются процедуры получения CXDK инвестиций. Они не имеют каких-либо преимуществ в государственной поддержке. Большинство СXПK работает на арендованной, а не на собственной земле, что снижает их устойчивость. Сложившийся для целей оказания государственной поддержки подход не относит СXПK к «малым формам хозяйствования на селе», даже если они отвечают критериям, установленным для субъекта малого предпринимательства (около 35% всех CXDK).
В настоящее время нередки случаи нарушения кооперативных принципов со стороны органов управления СXПK, незаконного присвоения их имущества путем умышленного банкротства, рейдерских захватов, незаконного преобразования в иные организационно-правовые формы юридических лиц. В результате члены СХПК нередко остаются без своих имущественных паев, без земли и без работы.
В силу названных причин численность СХПК за последние годы постоянно снижается. На 1 января 2012 г. их число составило 10 319, что на 33% меньше в сравнении с 2011 г. По расчетам Минэкономразвития России на основании данных ФНС России и Росстата количество субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве с 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г. уменьшилось на 14,7%. В этой связи требуются срочные меры государственной поддержки СХПК. К важнейшим из них относятся:
- законодательное признание особой роли и места СХПК в экономике и социальной сфере села современной России;
- приоритетное выделение долгосрочных субсидированных кредитов на выкуп арендуемой земли и земельных долей в собственность СХПК;
- широкое вовлечение СХПК в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию;
- принятие мер по усилению контроля деятельности СХПК и защите прав и законных интересов их членов.
- Видимо, болезненное и кризисное положение кооперативов в современных условиях имеет не только экономические и политические причины, связанные с неблагоприятными финансовыми условиями деятельности предпринимателей. Есть причины и чисто правового характера. Каковы эти причины, по Вашему мнению?
- Причин правого характера кризиса кооперативов множество. Главная из них состоит в том, что действующее и проектируемое кооперативное законодательство не учитывает дореволюционный исторический и современный зарубежный опыт развития кооперации, основанный на принципах идентичности кооперативов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.
Кооперативы получили широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни, их сформировано столько типов, сколько у людей возникает экономических потребностей либо интересов. В Рекомендациях МОТ 2002 г. «О содействии развитию кооперации» закрепляется принципиально важное положение: «Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящая Рекомендация относится ко всем видам кооперативов». Тем самым Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов, подчеркивает их универсальность. Отнесение же Рекомендации ко всем видам и формам кооперативов подтверждает их идентичность.
Современное зарубежное законодательство поддерживает традиционный взгляд на кооператив как на бесприбыльную организацию, закрепляет всемирно признанные принципы и ценности и рассматривает кооператив как совместную форму экономической деятельности, осуществляемую для удовлетворения материальных, социальных, культурных и иных потребностей членов общества за счет результатов его деятельности. Авторское определение кооператива базируется на понимании того, что кооперативом является коллективная организация, обладающая правами юридического лица и собственной юридической природой, учрежденная лицами, добровольно объединившимися и вошедшими в состав кооператива для обеспечения потребностей или интересов своих членов через образование ассоциированной или предпринимательской организации, имеющий переменный капитал, достаточный для выполнения задач общества и осуществления предпринимательской деятельности, которая регулируется кооперативным законодательством и основывается на собственных принципах, выражающихся в свободном вступлении в общество, демократическом управлении, ограничении дохода на вложенный капитал, взаимопомощи и солидарности, создании общественных фондов, образовании и деятельности в интересах членов кооператива.
В противоположность предприятиям чисто капиталистического типа, основанным на безграничности либерализма, с одной стороны, и хозяйствам марксистского коллективного типа, в которых труд никогда не учитывался в праве собственности, рисках и обязательствах предприятия, с другой стороны, кооперативы во всем мире, в том числе и в России, возникали и развивались в качестве объединения хозяйственной деятельности людей на основе безусловного признания свободы личности от государства, частной собственности и инициативы.
Статьи 106.1, 123.1 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) сохраняют старые подходы к понятию кооператива, закрепленные в статьях 107 и 116 ГК РФ 1994 г., и не позволяют закрепить правовое устройство кооперативной системы как самостоятельного сектора экономики. В Федеральном законе от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ повторяется ничем необоснованная классификация кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские) кооперативы, данная в ГК РФ 1994 г.
В действительности кооперативы не следует относить к коммерческим либо некоммерческим организациям, так как такое определение цели производственных кооперативов, как извлечение прибыли, противоречит общепринятому в мире понятию кооператива как бесприбыльной организации, для которой извлечение прибыли не самоцель, а средство для наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива, в первую очередь в обеспечении их рабочими местами и соответствующим вознаграждением за труд.
Данная организационно-правовая форма, предназначенная для кооперативов, которые получили широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни народов, сформировавших столько типов кооперативов, сколько возникает экономических потребностей либо интересов, нашла свое отражение в Декларации о кооперативной идентичности, принятой ХХХ1 Конгрессом Международного кооперативного альянса, в соответствии с которой кооператив, вне зависимости от вида и формы, - одно характерное социальное явление.
В статьях 106.1 и 123.2 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) не воспринимаются многие новации из практики МКА, который рассматривает кооперативное законодательство как способ установления справедливости в решении социально-экономических проблем в странах с переходной рыночной экономикой. В сбалансированном обществе должны существовать сильный государственный и частный сектора, сильные кооперативы, общества взаимопомощи, неправительственные организации. Именно в этом контексте правительства должны формировать политику и определять рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов.
В докладе Генерального Секретаря ООН относительно места и роли кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций, опубликованном в августе 1996 г. и представленном на рассмотрение 51-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, выделен специальный раздел «Кооперативы и развитие предпринимательской деятельности». При этом особо обращается внимание на то, что «предпринимательская деятельность частного сектора, организованного на кооперативной основе, делает значительный вклад в создание различных экономических благ. Кооперативы являются альтернативной формой организации экономики в интересах одновременно и производителей, и потребителей».
Потребности частного оборота земли в современной России требуют создания достаточно развитого законодательства, подкрепления статуса кооперативов соответствующими корпоративными нормами, системой национальных, региональных и международных стандартов кооперативного движения. В рамках единого закона о кооперативах должны быть закреплены понятие кооператива, функционирующего на основе общепризнанных кооперативных принципов, роль, место и значение кооперативов в социально-экономической стратегии Российского государства, принципы кооперации, классификация и особенности создания и функционирования кооперативов, формы взаимодействия государства и кооперативов, способы и методы поддержки государством различных видов кооперативов.
Нормами статей 106.1 и 123.1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ признаны утратившими силу положения статей 107 и 116 ГК РФ 1994 г. о том, что регулирование деятельности кооперативов в России осуществляется двумя отдельными законами: о производственных и потребительских кооперативах. Современный законодатель допускает, таким образом, возможность создания не двух законов о производственных кооперативах и о потребительских кооперативах, а объединения многочисленных специальных законов о статусе кооперативов в единый общий закон о кооперативах, регулирующий деятельность как производственных, так и потребительских кооперативов.
- Известно, что в марте 2012 г. в Берлине в издательстве Lambert Academic Publishing издана Ваша монография «Кооперативное законодательство России и государств ЕС». Что выявило проведенное Вами исследование правовой природы и сущности кооперативов как самостоятельной организационно-правовой формы, осуществляющей совместную социально-экономическую деятельность в различных социально-экономических областях, в том числе и в сельском хозяйстве, и к каким выводам по проблемам совершенствования кооперативного законодательства России Вы пришли?
- В результате научного исследования было установлено, что в государствах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли первые кооперативы возникли задолго до появления специального кооперативного законодательства. По этой причине их правовой статус определялся общим законодательством и правовыми нормами, относящимися к ассоциированным предприятиям и другим подобным организациям. Так, в Англии кооперативы учреждались на основании «Закона об обществах взаимопомощи», который в 1852 г. сменил «Закон о промышленных обществах и обществах взаимного страхования». Этот важнейший источник гражданского и кооперативного права (с изменениями от 2 июня 1965 г.) действует до настоящего времени, регулируя деятельность кооперативов в Соединенном Королевстве.
Во Франции «Закон об акционерных обществах» 1867 г. имел отдельную главу, посвященную кооперативам, которые рассматривались как общества с переменным капиталом. Позднее были приняты отдельные законы, касающиеся кооперативов различного типа.
Международная организация труда в специальном исследовании, посвященном кооперативному законодательству, отметила, что помимо указанного английского закона до сих пор продолжают действовать такие старые законодательные акты, как австрийский закон 1863 г. и германский закон 1892 г. Последний продолжал действовать в ФРГ, но в ГДР он был отменен в 1950 г. и до объединения Германии деятельность кооперативов регулировалась только их уставами.
МОТ разделяет все страны на две группы в зависимости от того, в какой момент кооперативное движение стало регулироваться в них отдельным кооперативным законодательством:
- страны, в которых кооперативное движение возникло до принятия специальных законов о кооперативах;
- страны, находившиеся в тех же условиях, в которых не была проведена кодификация кооперативного законодательства, однако были приняты законодательные акты об отдельных видах кооперативов либо законодательные акты о кооперативах в отдельных субъектах федерации либо конфедерации.
К странам, в которых возникновению кооперативного движения предшествовала кодификация кооперативного законодательства, относятся 13 стран Африки и Латинской Америки, в 9 из которых кооперативное движение так и не возникло, по крайней мере, на момент публикации исследования МОТ.
В большинстве европейских стран (Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Италии, Швейцарии и др. государств) начиная с 60-х гг. XIX в. правовое положение кооперативов регулировалось единым законом. Все большее число стран принимает общее кооперативное законодательство, распространяющееся на все виды кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для которых принято особое законодательство. В ряде государств поддерживается существование самостоятельной отрасли кооперативного законодательства (Бразилия, Венгрия, Германия, Индия (на федеральном уровне и уровне штатов), Иордания, Испания, Кения, Кот-д'Ивуар, Мексика и Таиланд).
Существуют, конечно, и иные формы кодификации кооперативного законодательства. В ряде стран действуют законы, регулирующие правовое положение конкретных видов кооперативов в различных секторах экономики (Румыния, Уругвай, Эфиопия, Япония и др.). Самостоятельные разделы в общих законах содержатся в таких странах, как Швейцария (Гражданский кодекс), Бельгия, Гвинея (Торговый кодекс), Франция (Аграрный кодекс). В некоторых странах (Дания, Китай, Норвегия и в некоторых штатах США) отсутствует специальное законодательство о кооперативах.
Своеобразные формы имеет кооперативное законодательство в государствах с федеративной формой государственного устройства: общее федеративное кооперативное законодательство, но без законодательства в административных единицах (например, в Бразилии, Германии); без федерального законодательства, но с кооперативным законодательством в административных единицах (например, в Австралии, США); федеральное законодательство и законодательство в административных единицах (например, в Канаде, Индии).
- Уделяли ли Вы внимание при разработке концепции совершенствования российского кооперативного законодательства, направленного на создание условий для стабильного функционирования и развития социального сектора экономики, Рекомендациям МКА 1992 г. по проблемам содействия развитию кооперативов?
- Значительное внимание при исследовании правовой доктрины зарубежного кооперативного законодательства уделено анализу международных документов: докладов Генерального Секретаря, Генеральной ассамблеи ООН, Международного бюро труда, национальных и международных организаций кооперативов об их деятельности, направленной на использование и увеличение вклада кооперативов в социальное развитие в части искоренения нищеты, создания полной и производительной занятости и углубления социальной интеграции. В международных документах содержится ряд важных положений, которые имеют особое значение для России и других стран СНГ с переходной экономикой, стремящихся адаптироваться к условиям рыночных отношений. В сбалансированном обществе должны сосуществовать сильный государственный и частный сектора, а также сильные кооперативы, общества взаимопомощи, неправительственные организации. Именно в этом контексте правительства должны формировать политику и определять правовые рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов.
- К каким выводам Вы пришли, изучив правовую доктрину государств ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли и международных организаций по проблемам кооперативов в процессе социального развития?
- Более чем 20-летняя работа по изучению правовой доктрины развития кооперации в зарубежных странах позволяет заключить, что независимо от стран и исторических эпох кооперация в структуре трехсекторной экономики (государственная, социальная, частная) занимает ведущее место в социальном секторе. Это и предопределяет соответствующие принципы и подходы к формированию законодательства о кооперации, направленного на обеспечение участникам кооперативных отношений их прав и охраняемых законом интересов. Важнейшей отличительной чертой кооперации является социальная направленность хозяйственной деятельности. Kооперативные объединения - это форма защиты населения от посягательств на его экономические интересы, главным из которых является получение необходимого количества жизненных ресурсов. Именно потому ведущую роль в кооперативном движении все более и более играет не столько производственная, сколько кооперация потребительская, направленная на удовлетворение потребностей людей.
Поэтому в современных условиях существует настоятельная необходимость приспособить общее гражданско-правовое учение о физических и юридических лицах к современным особенностям сельского хозяйства и определить особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов, как производственных, в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так и производственного обслуживания, реализации продукции, кредитования, страхования.
Все это требует с учетом зарубежного правового опыта принятия не только общего федерального закона о кооперативах, но и внесения соответствующих изменений в IK РФ. Главная задача здесь состоит в том, чтобы создать благоприятный правовой режим деятельности кооперативов, обеспечить доступ сельскохозяйственных кооперативов к государственной кредитной и финансовой поддержке.
- Григорий Ефимович, поскольку мы заговорили о концепции проекта Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», я бы хотел подробнее расспросить Вас о том, какие проблемы должны быть решены в проекте этого общего единого федерального закона о кооперации?
- IK РФ не проводит четкой дифференциации между кооперативами и коммерческими организациями, относит производственные кооперативы к коммерческим организациям наряду с хозяйственными обществами и товариществами. По этой причине в общественном мнении утрачивается понимание сущности кооперативов как социального явления, и предпочтение отдается таким формам коммерческой деятельности, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. IK РФ не только ограничивает возможность выбора сельскохозяйственных кооперативов этими двумя видами кооперативов (производственный и потребительский), но и относит к производственным и потребительским кооперативам несвойственные им и противоречащие мировой практике виды и принципы организации их деятельности.
Действующим законодательством предопределено, что кооперация в России развивается по направлениям деятельности, отражая их функциональную специфику (производственная, потребительская) и отраслевую принадлежность (сельскохозяйственная, садово-огородническая, строительная, жилищная и др.).
Такая ориентация в обеспечении правового регулирования кооперации не дает возможности создать завершенную правовую конструкцию ее системы. Она создает трудности, а по некоторым вопросам и определенные препятствия для углубленной проработки положений по налоговому и ценовому регулированию, а также финансовому и материальнотехническому обеспечению.
Kонцепция развития системы сельской кооперации на период до 2020 года выделяет четыре направления совершенствования кооперативного законодательства. В рамках первого направления уже начата работа по реформированию гражданского законодательства. В первоочередном порядке должен быть разработан и принят Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации», в соответствие с которым должно быть приведено действующее законодательство об отдельных видах кооперативов.
В рамках второго направления совершенствования кооперативного законодательства должны быть внесены изменения и дополнения в IK РФ, в котором должна быть закреплена трехчленная классификация юридических лиц: коммерческие, некоммерческие и кооперативные организации. Правовое регулирование кооперативов может быть выделено в IK РФ в отдельный раздел «^оперативы и их объединения». При этом должно быть закреплено единое понятие кооператива как объединения совместной хозяйственной деятельности людей, связанных одной общей целью
- удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов. Необходимо приблизить правовое определение кооператива, изложение его целей и принципов, основы образования и функционирования к общепризнанным международным нормам, приведенным в Декларации MKA «О кооперативной идентичности», Рекомендации МОТ 2002 г. «О содействии развитию кооперации», Резолюции 56-й сессии Генеральной ассамблеи ООН «^оперативы в процессе социального развития».
В рамках третьего направления совершенствования кооперативного законодательства должен быть разработан новый Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», который должен закрепить срочные меры государственной поддержки сельскохозяйственных производственных кооперативов. K важнейшим из них Президиум Россельхозакадемии относит:
- законодательное признание особой роли и места СПХ в экономике и социальной сфере села современной России;
- приоритетное выделение долгосрочных субсидированных кредитов на выкуп арендуемой земли и земельных долей в собственность СП^;
- широкое вовлечение GQK в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию;
- принятие мер по усилению контроля деятельности СПХ и защиты прав и законных интересов их членов.
В новом законе «О сельскохозяйственной кооперации» должны быть закреплены меры по созданию благоприятной законодательной среды для развития кооперативного предпринимательства. В частности, необходимо установить, что кооперативы, исходя из характера и объема хозяйственной деятельности, обладают правами субъектов малого предпринимательства и могут пользоваться всеми формами государственной поддержки, предусмотренной законодательством.
В рамках четвертого направления совершенствования кооперативного законодательства должны быть отменены законодательные и иные ограничения на пути создания кооперативных банков, кооперативных страховых обществ, кредитных кооперативов, создаваемых как гражданами, так и юридическими лицами, негосударственных пенсионных фондов, других финансовых учреждений, а также предоставления кооперативам права участия на рынке ценных бумаг.
- Уважаемый профессор, как Вы оцениваете перспективы развития системы кооперативного кредита в России?
- Необходимо внести изменения в российское банковское законодательство, дополнив юридический статус кредитных организаций кооперативной формой и сформировав к ним особые надзорные и регулятивные функции. Кооперативные банки, в случае законодательного признания их правового статуса, на первых этапах своего становления должны получить масштабную поддержку со стороны государства и контролируемых им системно значимых банков и институтов развития.
В силу ряда объективных и субъективных причин - рискованности большинства видов сельскохозяйственного производства, недостаточного уровня государственной бюджетной поддержки и способов страхования аграрных рисков, постоянного роста издержек и слабого влияния на ценовую политику оптово-розничных торговых сетей, слабой материальной базы и явного недостатка доказанного обеспечения взятых и будущих финансовых и кредитных обязательств, слабого интереса коммерческих банков к потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей - для большинства представителей малых и средних форм производства в аграрной сфере практически отсутствует возможность привлечь для текущих и инвестиционных потребностей ресурсы коммерческих банков.
В этих условиях только консолидация финансовых и материальных ресурсов большинства малых и средних хозяйств позволит обеспечить необходимый приток денежных средств в интересах их дальнейшего развития. Эту задачу должна будет взять на себя вновь создаваемая система кооперативного кредита.
- Какие дополнительные меры должны быть приняты по развитию кооперации в современных условиях?
- Уже давно назрела необходимость принять меры по усилению судебной защиты земельных и имущественных прав сельскохозяйственных кооперативов, усилению судебного контроля за законностью действий государственных и муниципальных органов при совершении гражданско-правовых сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, восстановлению нарушенных прав и законных интересов сельскохозяйственных кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Принятие закона о кооперации потребует его гармонизации с налоговым, трудовым, административным, уголовным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о государственной регистрации юридических лиц, о федеральной контрактной системе, о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о федеральной контрактной системе.
- Какие организационные и практические меры принимаются Вами для подготовки единого общего федерального закона «О кооперации в Российской Федерации»?
- Создана Рабочая группа по подготовке проекта общего универсального Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации». Ее руководителем является профессор Г. Е. Быстров. В состав рабочей группы входят ведущие юристы и экономисты - специалисты по кооперативному праву России и зарубежному праву: профессор кафедры аграрного и земельного права Г. Е. Быстров; профессор Российской АНХ при Президенте РФ Н. И. Шагайда; профессора ИГП РАН В. В. Устюкова и Н. Н. Мельников; профессор Финансового университета при Правительстве РФ О. У. Авис; профессор Белгородского государственного университета С. В. Тычинин; профессор Государственного университета землеустройства Н. И. Калинин; профессор Всероссийского института аграрных проблем и информатики Р. Г. Янбых; профессор Всероссийского института экономики, труда и управления сельским хозяйство О. А. Родионова.
Концепцию проекта общего универсального федерального закона о кооперации поддерживают Советник Президента РФ, Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профессор М. А. Федотов, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, администрация Липецкой области, Комиссия АПК Торгово-Промышленной палаты РФ. Доклад профессора Г. Е. Быстрова «Гармонизация кооперативного законодательства Российской Федерации и ЕС в условиях глобализации и присоединения к ВТО» поддержал Аналитический центр при Правительстве РФ на Московском юридическом форуме VI Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции.
В настоящее время ведутся переговоры о финансировании некоммерческим партнерством «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства» законопроектных работ по подготовке проекта Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации».
- Уважаемый Григорий Ефимович, что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям «Евразийского юридического журнал»?
- Прежде всего, хочу пожелать, чтобы вы так же держали высокую марку в российском и, в целом, евразийском юридическом мире. Доподлинно знаю,«Евразийский юридический журнал» является очень известным и авторитетным русскоязычным ежемесячным журналом не только в Российской Федерации, но и в других государствах Содружества Независимых Государств. Вас любят и уважают, ценят. Но, понятное дело, есть и злопыхатели. А как же иначе. Успех одних зачастую вызывает недовольство, а то и злость других. Такова логика жизни.
Дай Бог вам здоровья и терпения!
Беседу вел И. З. Фархутдинов, доктор юридических наук.