№ 10 (77) 2014г.
О перспективах международного признания, роли российских миротворцев в обеспечении мира и безопасности на Днестре, а также реализации двусторонних договоренностей с Россией в интервью «Евразийскому юридическому журналу» рассказала глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Нина Штански.
Shtanski N. V. «PRIDNESTROVIE - OUTPOST OF THE RUSSIAN WORLD»
Interview with Nina Shtanski, Deputy Chairperson of the Government of the Pridnestrovian Moldavian Republic for International Cooperation, Foreign Minister
In an interview to Eurasian law journal Head of the Foreign Ministry Nina Shtanski told about the prospects of international recognition, the role of the Russian peacekeepers in maintaining peace and security on the Dniester, as well as implementation of bilateral agreements with Russia.
Визитная карточка:
Штански Нина Викторовна родилась 10 апреля 1977 года в г. Тирасполь.
Окончила юридический факультет Приднестровского государственного университета. По итогам успешной защиты диссертации в МГИМО (У) МИД РФ приказом ВАК РФ ей была присвоена ученая степень кандидата политических наук. Автор более десяти научных публикаций в российских, приднестровских научных изданиях по теме урегулирования приднестровско-молдавских отношений.
С 2002 по 2009 г. работала в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики. С 2009 по 2011 г. активно занималась общественной деятельностью, являясь советником Председателя Общественного Движения «Возрождение», возглавляемого Е. Шевчуком.
С 2010 по 2012 г. преподавала в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко и Тираспольском межрегиональном университете.
С 2010 по 2012 г. — сотрудник НИЛ сравнительно-правовых исследований Института истории, государства и права ПГУ им. Т. Г. Шевченко. Возглавляла Государственную аттестационную комиссию Института истории и государственного управления по специальности «Политология» в 2013-2014 гг.
30 декабря 2011 г. назначена на должность Спецпредставителя Президента ПМР по переговорному процессу, взаимодействию с дипломатическими представительствами, международными организациями. В январе 2012 г. назначена на должность Министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.
В ноябре 2012 г. назначена на должность заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики по вопросам международного сотрудничества — Министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.
Указом Президента ПМР № 48 от 26 января 2012 г. Нине Викторовне Штански присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Награждена Грамотой и Благодарственным письмом Председателя Верховного Совета ПМР, грамотой Президента ПМР, медалью «За отличие в труде», удостоена звания «Заслуженный сотрудник дипломатической службы ПМР». Также имеет награды иностранных государств: медаль Министерства иностранных дел Республики Абхазия «За заслуги» и Орден Дружбы Республики Южная Осетия.
Член Совета Безопасности при Президенте ПМР.
Лауреат Государственного конкурса Приднестровской Молдавской Республики «Человек года-2012» в номинации «Государственный деятель».
Владеет английским языком. Воспитывает дочь.
****************************************************************
— В развитие идей евразийской интеграции между вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Рогозиным и Президентом ПМР Евгением Шевчуком в 2013 г. был подписан Протокол, предусматривающий активизацию взаимодействия в ряде социально важных сфер. Как идет работа над его реализацией? Какие цели стоят перед ведомствами Приднестровья в этой связи?
— В 2014 г. МИД ПМР продолжил деятельность, направленную на активизацию межведомственного сотрудничества между органами власти России и Приднестровья, предусмотренного подписанным в ноябре 2013 г.т.н. Протоколом «Рогозин — Шевчук».
Внешнеполитическим ведомством была проведена работа по окончательному согласованию и подготовке к подписанию семи меморандумов о межведомственном сотрудничестве Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации в сферах экономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, антимонопольной деятельности, образования, науки и культуры.
Эти соглашения представляют собой правовую основу для реализации конкретных проектов в каждой из упомянутых областей социально-экономического характера.
Сейчас наши ведомства, можно сказать, проходят этап скрупулезной работы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон.
Наибольшую актуальность для нас сегодня, конечно, представляет сфера развития двусторонних экономических, торговых связей с Россией. Приднестровская экономика, будучи заблокированной, т.е. постоянно испытывающей на себе различные ограничения, не дающие обеспечить оптимальный вывоз продукции, вместо нормального развития с трудом остается на плаву. Причем ее сохранение поддерживается благодаря России.
Несмотря на непризнанный международный статус, российские партнеры готовы принимать нашу продукцию, однако сейчас возникла новая и совершенно надуманная молдавской стороной проблема. При наличии согласия России на импорт приднестровских товаров республика не в состоянии осуществить его, поскольку Молдова отказалась выдавать фитосанитарные сертификаты, которые говорят о принадлежности продукции к тому или иному виду. Не думаю, что это решение принято в иных целях, нежели «насолить» нам, поскольку в отношении молдавских фруктов и плодоовощных консервов действует запрет Россельхознадзора на ввоз, который не распространяется на приднестровскую продукцию.
Понятно, что каждое государство определило свой путь развития самостоятельно: Приднестровье выбрало курс на евразийскую интеграцию. Молдова, не учитывая мнения Приднестровья, подписала Соглашение об ассоциации и создании Зоны свободной торговли с Евросоюзом. То, что сейчас происходит, — следствие уже принятых решений, и не нужно ничему удивляться.
Если евразийская интеграция — это единственный путь спасения и развития приднестровской экономики, насильственно переориентированной восемь лет назад на европейский трек развития, то подписанные меморандумы — это своего рода ответ Приднестровья на имеющиеся вызовы и весьма агрессивную с точки зрения экономических отношений политику соседних государств.
Развивается взаимодействие в области культуры — при содействии МИД ПМР, Государственной службы по культуре ПМР в Музее вооруженных сил РФ в октябре 2014 г. была организована замечательная выставка, посвященная истории Приднестровья. Не думаю, что нам бы удалось организовать такого рода мероприятие — а в нем приняли участие вице-премьер России, спецпредставитель Президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин и Президент ПМР Евгений Шевчук — если бы не было принципиальных договоренностей о взаимной работе на достаточно высоком уровне.
Идет работа по интенсификации взаимодействия в области высшего образования. Мы уверены, что создание общего евразийского образовательного, информационного пространства в перспективе позволит дать новые кадры и в целом укрепит гуманитарный потенциал для развития экономики формирующегося Евразийского Союза.
То, что наш вектор уже нашел поддержку со стороны руководства России, мы видим и в контексте официальных заявлений, и посредством реальных дел.
— Будучи политологом и юристом-международником по образованию, как Вы оцениваете шансы на признание республики? Считаете ли Вы, что сейчас, после присоединения Крыма к России, перспективы приднестровского признания расширились? И к чему сейчас склоняется население Приднестровья больше — к жизни в самостоятельном государстве или к жизни в едином с Россией политическом пространстве?
— Безусловно, признание Крыма и присоединение его к России возродило в приднестровском обществе определенные ожидания, связанные со скорейшим решением проблемы статуса Приднестровья. Наши жители по-прежнему ждут этого решения, но, как показывают социологические опросы, между тем не питают иллюзий относительно того, что оно возможно в ближайшем будущем.
Мир сейчас, это очевидно, переживает определенные трансформационные процессы по распределению сфер влияния больших игроков. Принятие важных политических решений должно быть оправдано с точки зрения реализации стратегических интересов, среди которых вопросы экономической целесообразности, военной безопасности — ключевые.
В том, что позитивное решение по Приднестровью будет принято, я не сомневаюсь, поскольку Россия все 24 года существования республики оказывала ему неоценимую помощь и поддержку.
Для нас не стоит выбор — быть самостоятельными или быть частью России. Тем более что и тот, и другой сценарий развития событий предусмотрены в вопросах, вынесенных на референдум 2006 г. Тогда, напомню, наши граждане проголосовали за независимость, с последующим свободным присоединением к России.
— Миротворческая операция в Приднестровье часто становится объектом незаслуженной критики со стороны западных партнеров. Они организуют круглые столы, выступают с различных трибун с заявлениями, дескать, миротворцы в Приднестровье не нужны, а российские войска необходимо вывести. Не могли бы Вы объяснить читателям, каково реальное положение дел в данном вопросе и как с точки зрения международного права он должен быть решен?
— Действительно, частота подобных заявлений и та настойчивость, с которой западные и молдавские коллеги пытаются найти аргументы для замены миротворческой операции на берегах Днестра мирогарантийной, настораживает. В связи с этим МИД РФ и внешнеполитическое ведомство Приднестровья неоднократно выступали с комментариями о явной преждевременности подобных высказываний. Так, 16 октября 2014 г. Департамент информации и печати МИД России прокомментировал попытки реформирования миротворческой миссии в Приднестровье, заявив, в частности, что «мандат нынешней миротворческой миссии далеко не исчерпан», а основным мотивом сил, выступающих за трансформацию существующей миротворческой миссии, является «не достижение гарантий мира и стабильности на Днестре, а стремление любой ценой вывести российский миротворческий контингент из зоны конфликта». Мы такую оценку, безусловно, разделяем, поскольку этот формат доказал свою эффективность и пользуется абсолютным доверием населения.
Доказательством эффективности данного формата является отсутствие военных столкновений. Но, обращу Ваше внимание: отсутствие военных столкновений не может служить доказательством того, что между сторонами конфликта решены все вопросы, создана атмосфера доверия. Как раз об обратном свидетельствуют нерешенные или с трудом решаемые проблемы между сторонами в других областях. Представим на минуту, что российский солдат отсюда уйдет — где гарантия, что Молдова не применит военную силу для достижения цели по возвращению (иными словами, подчинению) Приднестровья? Таких гарантий никто дать не может. Как не могли их дать коллеги из миссии гражданских наблюдателей, представлявших Молдову, Украину и Румынию еще в 1992 г., которые попросту сбежали сразу после начала вооруженной агрессии. Кровопролитие удалось остановить только благодаря вмешательству российской армии.
Примечательно, что включение в состав операции на Днестре миротворческих контингентов, предоставленных самими враждующими сторонами — Молдовой и Приднестровьем, не является общепринятым принципом миротворчества, однако именно такая структура военного контингента оказалась не только приемлемой, но и весьма функциональной.
— Теме Приднестровья стали уделять значительно больше внимания в российских СМИ, нежели раньше. И это хорошо, потому что зажатое с двух сторон государство должно активно использовать любые, в том числе и медийные площадки, чтобы заявлять о себе. Как бы Вы оценили имидж государства сегодня? Каков стиль внешней политики Приднестровья?
— В разговоре с представителями одного из российских СМИ я узнала, что лично мой стиль работы как главы внешнеполитического ведомства сравнивают с танком. К сожалению, нам до танка далеко. Приднестровье — небольшое государство. Для того чтобы вести себя как танк, нужно обладать соответствующими ресурсами. А мы вынуждены осторожничать — прежде всего, нами движет желание не навредить — нашим жителям, городам, экономике и промышленности. В тоже время каждый, кто задействован в процессах развития приднестровской государственности, будь то на внутреннем периметре или внешнем, уверена, ставит перед собой задачу сделать хотя бы немного лучше ту сферу, которая досталась руководителю от предшественника.
Я горжусь Приднестровьем, его людьми, консолидацией, которая существует в приднестровском обществе. Поверьте, это очень вдохновляет, не дает остановиться, когда сложно. А республика находится сейчас в очень непростых — и в геополитическом, и экономическом отношении — условиях. На нашу судьбу очень сильно влияют те катаклизмы, которые переживают Украина и Молдова.
Для того чтобы в этих условиях не оставаться наедине со своими проблемами, наше государство стремится активно использовать общественно-информационные рычаги.
Отмечу, что за последние несколько лет о нас стали чаще говорить в России как о форпосте Русского мира. Безусловно, на эти процессы оказала серьезное влияние общая неспокойная обстановка в регионе в целом, но вряд ли можно было бы достичь каких-то результатов, только реагируя на информационные вызовы и не создавая своих информационных поводов. За 24 года мы убедились в том, что только таким образом — активно работая в медийной сфере, предлагая международной общественности свою историю — свое «уникальное предложение» (выражаясь языком маркетологов), можно создать более- менее объективное представление о стране.
— Уважаемая Нина Викторовна, что бы Вы хотели пожелать сотрудникам, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?
— Возглавляемый Вами журнал является крупнейшим русскоязычным научно-правовым журналом, который все семь лет своего издания объединяет вокруг себя юристов — ученых и юристов-практиков, да и всех заинтересованных лиц, проживающих на территории бывшего Советского Союза.
Весьма отрадно, что Ваш авторитетный ежемесячный журнал, издаваемый в Москве, в столице России, в текущем году начал тесное сотрудничество с нашей Приднестровской Молдавской Республикой.
В одном из летних номеров в качестве Persona Grata в вашем журнале выступил президент нашей Республики Евгений Васильевич Шевчук, который в своем интервью четко и недвусмысленно заявил о том, что «СИЛЬНАЯ РОССИЯ — ЗАЛОГ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ1».
В октябре этого года мы были очень рады вашему официальному приезду в ПМР в Тирасполь, большое Вам также спасибо, что Вы посетили научные конференции, которые прошли в Приднестровском государственном университете имени Т. Г. Шевченко, а также в Тираспольском юридическом институте МВД ПМР имени М. И. Кутузова.
От имени ученых-правоведов, практикующих юристов, жителей ПМР передаем сердечный привет россиянам, гражданам других государств СНГ, и желаем мирного неба над головой, здоровья и благополучия!
— Спасибо!
Беседу вел:
См.: Бондаренко А.В. Интервью с Е.В. Шевчуком «Сильная Россия — залог региональной стабильности и безопасности» // Евразийский юридический журнал. — 2014. — № 7 (74). С. 8-10
Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.