Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
«Приднестровье - форпост Русского мира»
Интервью с Штански Ниной Викторовной, Заместителем Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики по вопросам международного сотрудничества, Министром иностранных дел ПМР

Интервью с Штански Ниной Викторовной

№ 10 (77) 2014г.

О перспективах международного признания, роли российских миротворцев в обеспечении мира и безопасности на Днестре, а также реализации двусторонних договоренностей с Россией в интервью «Евразийскому юридическому журналу» рассказала глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Нина Штански.

Shtanski N. V. «PRIDNESTROVIE - OUTPOST OF THE RUSSIAN WORLD»

    Interview with Nina Shtanski, Deputy Chairperson of the Government of the Pridnestrovian Moldavian Republic for International Cooperation, Foreign Minister
    In an interview to Eurasian law journal Head of the Foreign Ministry Nina Shtanski told about the prospects of international recognition, the role of the Russian peacekeepers in maintaining peace and security on the Dniester, as well as implementation of bilateral agreements with Russia.

Визитная карточка:

Штански Нина Викторовна родилась 10 апреля 1977 года в г. Тирасполь.

Окончила юридический факультет Приднестровского государственного университета. По итогам успешной защиты диссертации в МГИМО (У) МИД РФ приказом ВАК РФ ей была присвоена ученая степень кандидата политических наук. Автор более десяти науч­ных публикаций в российских, приднестровских научных изданиях по теме урегулирования приднестровско-молдавских отношений.

С 2002 по 2009 г. работала в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики. С 2009 по 2011 г. активно занималась обще­ственной деятельностью, являясь советником Председателя Общественного Движения «Возрождение», возглавляемого Е. Шевчуком.

С 2010 по 2012 г. преподавала в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко и Тираспольском межрегиональ­ном университете.

С 2010 по 2012 г. — сотрудник НИЛ сравнительно-правовых исследований Института истории, государства и права ПГУ им. Т. Г. Шев­ченко. Возглавляла Государственную аттестационную комиссию Института истории и государственного управления по специальности «Политология» в 2013-2014 гг.

30 декабря 2011 г. назначена на должность Спецпредставителя Президента ПМР по переговорному процессу, взаимодействию с дипло­матическими представительствами, международными организациями. В январе 2012 г. назначена на должность Министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.

В ноябре 2012 г. назначена на должность заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики по во­просам международного сотрудничества — Министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.

Указом Президента ПМР № 48 от 26 января 2012 г. Нине Викторовне Штански присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Награждена Грамотой и Благодарственным письмом Председателя Верховного Совета ПМР, грамотой Президента ПМР, медалью «За отличие в труде», удостоена звания «Заслуженный сотрудник дипломатической службы ПМР». Также имеет награды иностранных государств: медаль Министерства иностранных дел Республики Абхазия «За заслуги» и Орден Дружбы Республики Южная Осетия.

Член Совета Безопасности при Президенте ПМР.

Лауреат Государственного конкурса Приднестровской Молдавской Республики «Человек года-2012» в номинации «Государственный деятель».

Владеет английским языком. Воспитывает дочь.

****************************************************************

Штански Нина Викторовна— В развитие идей евразийской интеграции между вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Рогозиным и Президентом ПМР Евгением Шевчуком в 2013 г. был под­писан Протокол, предусматривающий активизацию вза­имодействия в ряде социально важных сфер. Как идет работа над его реализацией? Какие цели стоят перед ве­домствами Приднестровья в этой связи?

— В 2014 г. МИД ПМР продолжил деятельность, направ­ленную на активизацию межведомственного сотрудничества между органами власти России и Приднестровья, предусмо­тренного подписанным в ноябре 2013 г.т.н. Протоколом «Ро­гозин — Шевчук».

    Внешнеполитическим ведомством была проведена работа по окончательному согласованию и подготовке к подписанию семи меморандумов о межведомственном сотрудничестве При­днестровской Молдавской Республики и Российской Федера­ции в сферах экономики, промышленности, транспорта, сель­ского хозяйства, антимонопольной деятельности, образования, науки и культуры.

Эти соглашения представляют собой правовую основу для реализации конкретных проектов в каждой из упомянутых областей социально-экономического характера.

Сейчас наши ведомства, можно сказать, проходят этап скру­пулезной работы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон.

    Наибольшую актуальность для нас сегодня, конечно, пред­ставляет сфера развития двусторонних экономических, тор­говых связей с Россией. Приднестровская экономика, будучи заблокированной, т.е. постоянно испытывающей на себе раз­личные ограничения, не дающие обеспечить оптимальный вывоз продукции, вместо нормального развития с трудом оста­ется на плаву. Причем ее сохранение поддерживается благо­даря России.

Несмотря на непризнанный международный статус, рос­сийские партнеры готовы принимать нашу продукцию, однако сейчас возникла новая и совершенно надуманная молдавской стороной проблема. При наличии согласия России на импорт приднестровских товаров республика не в состоянии осуще­ствить его, поскольку Молдова отказалась выдавать фитоса­нитарные сертификаты, которые говорят о принадлежности продукции к тому или иному виду. Не думаю, что это реше­ние принято в иных целях, нежели «насолить» нам, поскольку в отношении молдавских фруктов и плодоовощных консервов действует запрет Россельхознадзора на ввоз, который не рас­пространяется на приднестровскую продукцию.

Понятно, что каждое государство определило свой путь развития самостоятельно: Приднестровье выбрало курс на ев­разийскую интеграцию. Молдова, не учитывая мнения При­днестровья, подписала Соглашение об ассоциации и создании Зоны свободной торговли с Евросоюзом. То, что сейчас проис­ходит, — следствие уже принятых решений, и не нужно ничему удивляться.

Если евразийская интеграция — это единственный путь спасения и развития приднестровской экономики, насиль­ственно переориентированной восемь лет назад на европей­ский трек развития, то подписанные меморандумы — это сво­его рода ответ Приднестровья на имеющиеся вызовы и весьма агрессивную с точки зрения экономических отношений поли­тику соседних государств.

Развивается взаимодействие в области культуры — при содействии МИД ПМР, Государственной службы по культуре ПМР в Музее вооруженных сил РФ в октябре 2014 г. была орга­низована замечательная выставка, посвященная истории При­днестровья. Не думаю, что нам бы удалось организовать такого рода мероприятие — а в нем приняли участие вице-премьер России, спецпредставитель Президента России по Приднестро­вью Дмитрий Рогозин и Президент ПМР Евгений Шевчук — если бы не было принципиальных договоренностей о взаимной работе на достаточно высоком уровне.

Идет работа по интенсификации взаимодействия в области высшего образования. Мы уверены, что создание общего евра­зийского образовательного, информационного пространства в перспективе позволит дать новые кадры и в целом укрепит гуманитарный потенциал для развития экономики формиру­ющегося Евразийского Союза.

То, что наш вектор уже нашел поддержку со стороны руко­водства России, мы видим и в контексте официальных заявле­ний, и посредством реальных дел.

— Будучи политологом и юристом-международником по образованию, как Вы оцениваете шансы на признание республики? Считаете ли Вы, что сейчас, после присо­единения Крыма к России, перспективы приднестровско­го признания расширились? И к чему сейчас склоняется население Приднестровья больше — к жизни в самосто­ятельном государстве или к жизни в едином с Россией политическом пространстве?

— Безусловно, признание Крыма и присоединение его к России возродило в приднестровском обществе определен­ные ожидания, связанные со скорейшим решением пробле­мы статуса Приднестровья. Наши жители по-прежнему ждут этого решения, но, как показывают социологические опросы, между тем не питают иллюзий относительно того, что оно воз­можно в ближайшем будущем.

Мир сейчас, это очевидно, переживает определенные транс­формационные процессы по распределению сфер влияния больших игроков. Принятие важных политических решений должно быть оправдано с точки зрения реализации страте­гических интересов, среди которых вопросы экономической целесообразности, военной безопасности — ключевые.

В том, что позитивное решение по Приднестровью будет принято, я не сомневаюсь, поскольку Россия все 24 года суще­ствования республики оказывала ему неоценимую помощь и поддержку.

Для нас не стоит выбор — быть самостоятельными или быть частью России. Тем более что и тот, и другой сценарий разви­тия событий предусмотрены в вопросах, вынесенных на рефе­рендум 2006 г. Тогда, напомню, наши граждане проголосовали за независимость, с последующим свободным присоединением к России.

— Миротворческая операция в Приднестровье часто становится объектом незаслуженной критики со сторо­ны западных партнеров. Они организуют круглые столы, выступают с различных трибун с заявлениями, дескать, миротворцы в Приднестровье не нужны, а российские войска необходимо вывести. Не могли бы Вы объяснить читателям, каково реальное положение дел в данном во­просе и как с точки зрения международного права он дол­жен быть решен?

— Действительно, частота подобных заявлений и та на­стойчивость, с которой западные и молдавские коллеги пыта­ются найти аргументы для замены миротворческой операции на берегах Днестра мирогарантийной, настораживает. В связи с этим МИД РФ и внешнеполитическое ведомство Придне­стровья неоднократно выступали с комментариями о явной преждевременности подобных высказываний. Так, 16 октя­бря 2014 г. Департамент информации и печати МИД России прокомментировал попытки реформирования миротворче­ской миссии в Приднестровье, заявив, в частности, что «ман­дат нынешней миротворческой миссии далеко не исчерпан», а основным мотивом сил, выступающих за трансформацию существующей миротворческой миссии, является «не дости­жение гарантий мира и стабильности на Днестре, а стремление любой ценой вывести российский миротворческий контингент из зоны конфликта». Мы такую оценку, безусловно, разделяем, поскольку этот формат доказал свою эффективность и пользу­ется абсолютным доверием населения.

Доказательством эффективности данного формата является отсутствие военных столкновений. Но, обращу Ваше внимание: отсутствие военных столкновений не может служить доказа­тельством того, что между сторонами конфликта решены все вопросы, создана атмосфера доверия. Как раз об обратном свидетельствуют нерешенные или с трудом решаемые про­блемы между сторонами в других областях. Представим на ми­нуту, что российский солдат отсюда уйдет — где гарантия, что Молдова не применит военную силу для достижения цели по возвращению (иными словами, подчинению) Приднестро­вья? Таких гарантий никто дать не может. Как не могли их дать коллеги из миссии гражданских наблюдателей, представ­лявших Молдову, Украину и Румынию еще в 1992 г., которые попросту сбежали сразу после начала вооруженной агрессии. Кровопролитие удалось остановить только благодаря вмеша­тельству российской армии.

Примечательно, что включение в состав операции на Днестре миротворческих контингентов, предоставлен­ных самими враждующими сторонами — Молдовой и При­днестровьем, не является общепринятым принципом ми­ротворчества, однако именно такая структура военного контингента оказалась не только приемлемой, но и весьма функциональной.

— Теме Приднестровья стали уделять значительно больше внимания в российских СМИ, нежели раньше. И это хорошо, потому что зажатое с двух сторон государ­ство должно активно использовать любые, в том числе и медийные площадки, чтобы заявлять о себе. Как бы Вы оценили имидж государства сегодня? Каков стиль внеш­ней политики Приднестровья?

    — В разговоре с представителями одного из российских СМИ я узнала, что лично мой стиль работы как главы внешне­политического ведомства сравнивают с танком. К сожалению, нам до танка далеко. Приднестровье — небольшое государство. Для того чтобы вести себя как танк, нужно обладать соответ­ствующими ресурсами. А мы вынуждены осторожничать — прежде всего, нами движет желание не навредить — нашим жителям, городам, экономике и промышленности. В тоже время каждый, кто задействован в процессах развития при­днестровской государственности, будь то на внутреннем пе­риметре или внешнем, уверена, ставит перед собой задачу сделать хотя бы немного лучше ту сферу, которая досталась руководителю от предшественника.

Я горжусь Приднестровьем, его людьми, консолидацией, которая существует в приднестровском обществе. Поверьте, это очень вдохновляет, не дает остановиться, когда сложно. А республика находится сейчас в очень непростых — и в ге­ополитическом, и экономическом отношении — условиях. На нашу судьбу очень сильно влияют те катаклизмы, которые переживают Украина и Молдова.

Для того чтобы в этих условиях не оставаться наедине со своими проблемами, наше государство стремится активно использовать общественно-информационные рычаги.

Отмечу, что за последние несколько лет о нас стали чаще говорить в России как о форпосте Русского мира. Безусловно, на эти процессы оказала серьезное влияние общая неспокой­ная обстановка в регионе в целом, но вряд ли можно было бы достичь каких-то результатов, только реагируя на информаци­онные вызовы и не создавая своих информационных поводов. За 24 года мы убедились в том, что только таким образом — активно работая в медийной сфере, предлагая международной общественности свою историю — свое «уникальное предложе­ние» (выражаясь языком маркетологов), можно создать более- менее объективное представление о стране.

— Уважаемая Нина Викторовна, что бы Вы хотели по­желать сотрудникам, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?

— Возглавляемый Вами журнал является крупнейшим русскоязычным научно-правовым журналом, который все семь лет своего издания объединяет вокруг себя юристов — ученых и юристов-практиков, да и всех заинтересованных лиц, прожи­вающих на территории бывшего Советского Союза.

Весьма отрадно, что Ваш авторитетный ежемесячный жур­нал, издаваемый в Москве, в столице России, в текущем году начал тесное сотрудничество с нашей Приднестровской Мол­давской Республикой.

В одном из летних номеров в качестве Persona Grata в вашем журнале выступил президент нашей Республики Евгений Ва­сильевич Шевчук, который в своем интервью четко и недвус­мысленно заявил о том, что «СИЛЬНАЯ РОССИЯ — ЗАЛОГ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ1».

В октябре этого года мы были очень рады вашему офи­циальному приезду в ПМР в Тирасполь, большое Вам также спасибо, что Вы посетили научные конференции, которые прошли в Приднестровском государственном университете имени Т. Г. Шевченко, а также в Тираспольском юридическом институте МВД ПМР имени М. И. Кутузова.

От имени ученых-правоведов, практикующих юристов, жи­телей ПМР передаем сердечный привет россиянам, гражданам других государств СНГ, и желаем мирного неба над головой, здоровья и благополучия!

— Спасибо!

Беседу вел:


См.: Бондаренко А.В. Интервью с Е.В. Шевчуком «Сильная Рос­сия — залог региональной стабильности и безопасности» // Евра­зийский юридический журнал. — 2014. — № 7 (74). С. 8-10

Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях