Статья содержит обзор VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, посвященной теме «Право и экология», отражающий содержание основных научных мероприятий Школы - пленарного заседания, секций, круглых столов.
23-24 мая 2013 года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации провел VIII Международную школу-практикум молодых ученых-юристов (далее - Школа). Ежегодный научный форум, посвященный в этом году теме «Право и экология», собрал представителей юридической науки многих стран мира (Австрии, Беларуси, Казахстана, Италии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Чешской Республики и ряда других), разных поколений и научных школ.
Открыли работу Школы четыре секционных заседания, на которых обсуждались самые актуальные правовые проблемы охраны окружающей среды и природопользования, возникающие как на глобальном, так и национальном уровне.
Так, на секции «Экологическое законодательство - пути развития» участниками научной дискуссии вновь был поднят вопрос о проблемах систематизации национального экологического законодательства. Выступающие на круглом столе размышляли о своевременности разработки принятия экологического кодекса России, делились опытом реализации национальных кодифицированных актов в области охраны окружающей среды. Так, президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, управляющий правовым советом Евразийского подразделения корпорации CHEVRON, д.ю.н. Ж.С. Елюбаев, анализируя опыт Республики Казахстан, где уже принят экологический кодекс, отметил, что кодификация экологического законодательства России может ускорить процесс гармонизации экологического законодательства стран СНГ.
Продолжая начатую дискуссию, заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, д.ю.н. Н.Г. Жаворонкова отметила, что развитие российского экологического законодательства идет пока по пути бессистемного внесения многочисленных точечных изменений в законодательные акты. Фундаментальным проблемам развития законодательства уделяется очень мало внимания. Она подчеркнула, что опыт Республики Казахстан в части принятия экологического кодекса является чрезвычайно важным для России.
К обсуждению идеи принятия экологического кодекса присоединился и заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - ИЗиСП), заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов, высказавший сомнения в части необходимости принятия экологического кодекса в России. Само по себе наименование акта кодексом не способно произвести «революцию» в правовом регулировании, если не произойдет никаких качественных изменений в содержании законодательных норм.
Продолжая работу секции, профессор Белорусского государственного университета, д.ю.н. Т.И. Макарова проанализировала некоторые тенденции развития экологического законодательства Республики Беларусь, а зав. отделом теоретических проблем современного права Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, к.ю.н. А.Т. Нематов обозначил факторы, влияющие на развитие экологического законодательства Республики Таджикистан.
Доцент Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына А.А. Кадыров посвятил свое выступление проблемам развития водного законодательства в Республике Кыргызстан, обратив особое внимание на несогласованности в законодательстве в части правового регулирования использования подземных вод.
Следующее секционное заседание, состоявшееся в рамках Школы, было посвящено проблемам международно-правового регулирования экологической сферы. Открывая работу секции, зав. отделом международного публичного права ИЗиСП, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ О.И. Тиунов подчеркнул значение общих и специальных принципов для международно-правового регулирования охраны окружающей среды и указал на необходимость выработки единого подхода к оценке принципов международного экологического права. В свою очередь, профессор кафедры международного права юридического факультета
д.ю.н., профессор Ж.С. Елюбаев, д.ю.н., профессор Т.И. Макарова, д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов – © ИЗиСП, 2013
Российского университета дружбы народов, д.ю.н., академик РАЕН, РЭА, МАНЭБ М.Н. Копылов обратил внимание слушателей на тенденции развития международного экологического права и подробно остановился на вопросе формирования нового отраслевого принципа - принципа сохранения и рационального использования биологического разнообразия.
На проблемах формирования общеафриканского международного экологического права в своем выступлении остановился аспирант кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов Менса Коку Мариус, а аспирант этой же кафедры Нгуена Ку- анг Тьена осветил некоторые правовые аспекты охраны окружающей среды в государствах Юго-Восточной Азии.
Старший научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н. В.Р. Авхаде- ев в своем выступлении обозначил некоторые проблемы правового регулирования охраны окружающей среды Арктики в контексте сравнительного анализа норм международного и внутригосударственного права. Продолжая начавшуюся дискуссию, научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН, к.ю.н. В.В. Эмих затронула вопрос о перспективах развития правового режима Арктики, сочетающего в себе нормы и принципы международного права, «мягкое право» и нормы национального права приарктиче- ских государств.
«Роль бизнеса в решении экологических проблем» - тема еще одного секционного заседания, включенного в программу Школы. Открывая работу заседания, зам. зав. отделом гражданского законодательства и процесса ИЗиСП, к.ю.н. О.В. Гутников подчеркнул значимость участия бизнес-структур в решении экологических проблем, учитывая большую их ориентированность на максимальное извлечение прибыли, а не на охрану окружающей среды.
Е.А. Галиновская, ведущий научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н. отметила, что сотрудничество государства и бизнеса должно основываться на принципе «двойной выгоды»: бизнес-сообщество инвестирует в развитие и внедрение экологичных способов производства и, в свою очередь, получает экономические преференции от государства в виде налоговых и иных льгот.
На важность применения механизмов поддержки экологически ориентированных инноваций в своем выступлении указала и старший научный сотрудник лаборатории экономических проблем природопользования экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, д.э.н., профессор О.И. Маликова.
Позитивным опытом реализации корпоративной экологической политики поделился с участниками секционного заседания главный эксперт Управления по работе с недвижимым имуществом и землепользованию Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром», к.э.н А.Н. Дюбо.
Следующее выступление было посвящено исследованию потенциала технологии открытого пространства, применимой в том числе и для разрешения споров, затрагивающих публичные и частные природоохранные интересы при реализации экономической деятельности. Мария-Франческа Фран- чезе - президент ассоциации InMadia, адвокат, профессор, медиатор (Милан, Италия) - представила опыт применения этой технологии при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих при строительстве дорог, торговых центров и т.д.
Продолжая работу секции, аспирант ИЗиСП К.Б. Пла- меннова посвятила свое выступление проблемам организации профсоюзного экологического контроля, предложив участвовать в улучшении экологической обстановки не только заинтересованным гражданам, но и непосредственно работникам предприятий. В свою очередь, аспирант Саратовской государственной юридической академии В.А. Попкова заострила внимание на правовых проблемах развития индустрии в процессе утилизации и переработки отходов.
В программу первого дня Школы было включено секционное заседание на тему: «Обеспечение экологического правопорядка».
Участники заседания обсудили научно-правовые проблемы юридической ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды, а также вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде. В процессе обсуждения была затронута и проблема привлечения к ответственности за экологические правонарушения юридических лиц.
Начало дискуссии было положено выступлением директора Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИГ), д.ю.н., профессора Н.А. Духно, который обозначил сразу несколько актуальных вопросов, связанных с теоретическими и практическими проблемами обеспечения экологического правопорядка в России, в числе которых неэффективность существующих видов юридической ответственности за экологические правонарушения, неполнота возмещения вреда, причиненного природной среде, роль органов правопорядка в обеспечении экологической безопасности.
В продолжение обсуждения зав. кафедрой земельного и экологического права Российской академии правосудия, д.ю.н., профессор И.О. Краснова затронула проблему возмещения вреда окружающей среде. Она особо подчеркнула, что необходимо вернуть в законодательство приоритет реального возмещения вреда.
Свою позицию по проблеме возмещения экологического вреда высказал и руководитель Центра частноправовых исследований ИЗиСП, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации В.М. Жуйков, который указал на необходимость формирования правовых условий для возмещения экологического вреда в максимально возможной степени.
В дискуссии, развернувшейся в ходе обсуждения ключевых проблемных вопросов, участие также приняли А.Ш. Магомедов (преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства), С.П. Андрусенко (юрисконсульт ФГБУ «РКНПК» Минздрава России), М.Ю. Лобанова (зам. начальника Правового управления - зав. отделом правовой экспертизы Министерства экологии и природопользования Московской области), В.Н. Русин (доц. кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ю.н.).
В рамках Школы молодых ученых состоялось традиционное мероприятие, посвященное легендам отечественной юридической науки. Известный теоретик права, д.ю.н, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.В. Лазарев рассказал о своем 50-летнем научно-педагогическом и творческом пути, о работе в Государственной Думе ФС РФ и Конституционном Суде РФ, о совместных проектах с корифеями экологического права - В.В. Петровым и О.С. Колбасовым. К вопросу об истории правового регулирования лесного хозяйства обратилась декан гуманитарного факультета, зав. кафедрой права Московского государственного университета леса, д.ю.н., к.с.н., профессор Е.И. Майорова, которая отметила безусловные заслуги такой легендарной личности, способствовавшей формированию лесного права и законодательства, как д.ю.н., профессор Гертруда Николаевна Полянская.
д.ю.н., профессор Ж.С. Елюбаев, д.ю.н., профессор Т.И. Макарова, д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов
Открывая круглый стол «Экономический рост и экологическое благополучие», профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, д.ю.н. Г.В. Петрова отметила тесную взаимосвязь и взаимодополняемость категорий «экономический рост» и «экологическое благополучие».
Участники круглого стола обсудили проблемы применения финансово-правовых механизмов обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования (доц. Московского государственного университета геодезии и картографии, к.ю.н. Е.В. Марьин); проблемы финансового контроля в области охраны окружающей среды, введение в России экологического налога, вопросы налогового администрирования в экологической сфере (доц. кафедры налогового права Финансового университета при Правительстве РФ, к.ю.н. М.А. Моисеенко); направление средств, полученных от применения налога на добычу полезных ископаемых в специально образованные финансовые фонды и расходование их на восстановление природных ресурсов, отдельные правовые аспекты регулирования водного налога (ведущий научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н. Д.О. Сиваков); различия между понятиями «экономический рост» и «экологическое благополучие», проблемы плодотворного сотрудничества государства и предпринимательских структур в рамках деятельности, направленной на рациональное природопользование и охрану окружающей среды (главный научный сотрудник Центра публично-правовых исследований, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ Ю.А. Тихомиров); опыт Китайской народной республики по обеспечению экономического роста не в ущерб экологической безопасности государства и общества (ст. научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н. О.А. Акопян); вопросы правового регулирования возмещения экологического вреда (доц. Ульяновского государственного университета, к.ю.н. О.А. Слепенкова); проблемы соотношения экономического роста и экологического благополучия в Республике Беларусь (профессор кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белорусского государственного университета, д.ю.н. Г.И. Макарова); особенности применения экономического механизма охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления (аспирант ИЗиСП Е.И. Химикус).
В рамках работы круглого стола на тему «Гарантии реализации прав граждан в сфере экологии» были обсуждены следующие вопросы: классификация гарантий экологических прав граждан на правовые, политические, экономические, социальные, идеологические и процессуальные (профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ю.н., профессор М.И. Васильева); пространственные коллизии в регулировании защиты лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, правовой режим которых не определен на федеральном уровне (доц. кафедры конституционного права Воронежского государственного университета, к.ю.н. И.А. Стародубцева); эколого-правовые проблемы сочетания публичных и частных интересов в сфере управления земельными ресурсами (судья двенадцатого арбитражного апелляционного суда, к.ю.н., доц. Г.А. Волкова); место процедуры оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности в практике деятельности Комитета по соблюдению Орхусской конвенции (ст. преподаватель, доц. кафедры уголовного права и процесса Института права Гамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, к.ю.н. Э.Ю. Богданова; экологические права граждан в контексте формирования Евразийского союза как нового межгосударственного интеграционного объединения (зав. кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Ж.Д. Бусурманов); соотношение норм земельного и гражданского законодательства при правовом регулировании отчуждения земельных участков (аспирант Гомского государственного архитектурно-строительного университета М.П. Имекова); анализ тенденций в обеспечении экологических прав человека на примере Украины (консультант Института законодательства Верховной Рады Украины, к.ю.н. Р.А. Кацюба).
Выступившие в соавторстве д.ю.н. И.З. Фархутдинов и к.ю.н. Е.А. Высторобец на основании судебной практики сделали вывод о возможности недискриминационного государственного регулирования и ограничения деятельности в публичных экологических интересах без финансовых потерь для государства. Законные и недискриминационные меры, не сделавшие иностранные или внутренние инвестиции экономически невыгодными, вероятнее всего, не будут признаны и международным арбитражем и национальным судом, как равнозначные экспроприации.
Заседание круглого стола «Международно-правовые стандарты антикоррупционной деятельности в экологической сфере» открыла руководитель Центра сравнительно-правовых исследований ИЗиСП, к.ю.н. А.А. Каширкина, которая проанализировала содержание и соотношение понятий «международно-правовые стандарты», «международно-правовые стандарты антикоррупционной деятельности», «международно-правовые стандарты антикоррупционной деятельности в экологической сфере». Было отмечено, что универсальные международно-правовые стандарты антикоррупционной деятельности в экологической сфере пока еще не выработаны международным сообществом.
В рамках круглого стола были рассматривались следующие вопросы: эколого-правовые средства противодействия коррупции на примере доступа к экологической информации, общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы (ведущий научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н. Н.В. Кичигин); применение международноправовых норм экологической направленности в практике противодействия коррупции в рамках межгосударственных интеграционных объединений (ведущий научный сотрудник Центра сравнительно-правовых исследований ИЗиСП, к.ю.н. А.Н. Морозов); положительные и отрицательные стороны деятельности государственных органов власти федерального и регионального уровней в рамках противодействия коррупции в экологической сфере (зам. начальника Правового управления - зав. отделом правовой экспертизы Министерства экологии и природопользования Московской области М.Ю. Лобанова); правовые проблемы, возникающие вследствие ограничения прав на землю при строительстве олимпийских объектов (ассистент кафедры правовой охраны окружающей среды юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета А.П. Ревякин); актуальные проблемы оборотоспособности земель применительно к землям национальных парков (аспирант Саратовской государственной юридической академии В.И. Симонов); градостроительное зонирование как инструмент обеспечения прозрачности земельных правоотношений (аспирант ИЗиСП А.А. Борисов).
Статс-секретарь-Заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Н.В. Попов, директор ИЗиСП при Правительстве РФ, вице-президент РАН Т.Я. Хабриева, Председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин - © ИЗиСП, 2013
Ж.С. Елюбаев обозначил несколько острых моментов противодействия коррупции в экологической сфере: необходимость формирования внутренней культуры неприятия коррупции, которая станет основой создания антикоррупционных стандартов; закрепление международно-правовых критериев деятельности в сфере природопользования в международном договоре; необходимость проведения антикоррупционной и эколого-правовой экспертиз при подготовке нормативных правовых актов таможенного союза; необходимость разработки механизма обеспечения реализации международных договоров.
Ярко выраженный межотраслевой характер носил круглый стол на тему «Экологическая безопасность человека». Открывая заседание круглого стола, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, д.ю.н., профессор О.Л. Дубовик отметила нарастающую значимость проблем, связанных с экологической безопасностью человека. До недавнего времени не все отечественные специалисты признавали обоснованность существования и использования термина «экологическая безопасность человека», но последние техногенные катастрофы показали важность этой проблемы, обозначили потребность в проведении научных исследований и законодательном регулировании.
В рамках проведения круглого стола были обсуждены следующие научные проблемы: статус человека как объекта экологических правоотношений (зам. зав. отделом ИЗиСП, к.ю.н. Е.Л. Минина); взаимосвязь права граждан на охрану здоровья и права на безопасную окружающую среду (зав. отделом ИЗиСП, к.ю.н. Н.В. Путило); проблемы обращения с медицинскими отходами (ст. научный сотрудник лаборатории эколо- го-гигиенической оценки отходов ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» С.Г. Назаров); особенности правового обеспечения отношений в области экологической безопасности нанотехнологий и наноматериалов в РФ (доц. каф. природоресурсного, аграрного и экологического права, директор Центра по экологическому праву и политике Института права ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Е.А. Бело- крылова); гуманистическо-правовой аспект биотехнологий и экологической безопасности (аспирант ИЗиСП А.В. Шевер- дин); техническое регулирование в Российской империи XIX - начала XX веков в аспекте обеспечения экологической безопасности (зав. кафедрой административного права Юридического института Костромского государственного технологического университета Н.В. Ковалева); необходимость учета современных требований экологической политики в законодательстве о техническом регулировании при разработке технических регламентов и стандартов (представитель Ассоциации молодежных правительств РФ А.В. Юдкин).
Насыщенную программу первого дня работы Школы завершала ставшая уже традиционным научным мероприятием «Ярмарка идей». В этом году ярмарка была посвящена теме: «Правовые модели и вызовы окружающей среды».
Открывая заседание, заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор Ю.А. Тихомиров отметил, что одной из главных задач современного социального развития является поддержание жизнеобеспечения планеты, в связи с чем именно правовым проблемам преодоления вызовов окружающей среды посвящается проведение нашего научного мероприятия.
Далее, свои идеи и предложения по обозначенной тематике высказала и ведущий научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н.
Н.И. Хлуденева, которая отметила, что правовые модели, должны не только отражать прогрессивные эколого-правовые идеи, но и обладать свойствами реальной социальной действительности, не должны быть оторваны от нее. Докладчик подчеркнула, что решение задач охраны окружающей среды затруднено сложностью прогнозирования и моделирования природных изменений; опасностью экологических вызовов; финансовой затратностью охраны природы. Докладчик сформулировала две ключевые идеи (своеобразную формулу): устойчивое правовое развитие плюс экологическое государство.
Ярмарку идей продолжил Ю.А. Тихомиров. В своем выступлении он отметил, что правовая модель есть проекция будущего правового состояния. Элементами такой модели в экологическом праве могут стать пять элементов: 1) в правовом пространстве (новом измерении) должны «заиграть» человек и природа; 2) гражданское общество; 3) государство должно признать свою экологическую функцию; 4) должен быть выработан экологически значимый приоритет на уровне общеобязательной нормы; 5) необходим поиск гибких правовых регуляторов в сфере экологии.
Отдельное внимание докладчик уделил правовым регуляторам, подчеркнув, что экологический компонент должен быть встроен во все остальные регуляторы и во все отрасли права.
Начавшуюся дискуссию продолжил ведущий научный сотрудник ИЗиСП, д.ю.н., доц. А.Н. Чертков, который обратил внимание на возможность существования позитивных и негативных отклонений от существующих и прогнозируемых моделей эколого-правового регулирования.
Аспирант ИЗиСП А.В. Хвостанцева в своем выступлении затронула проблему неполноты правового регулирования реализации гражданских природоохранных инициатив. В результате, отметила выступающая, поддержка общественных экологических инициатив спонтанна; необходим действенный правовой механизм, позволяющий заинтересованной общественности реализовывать свои природоохранные интересы.
К научному поиску удачных правовых моделей в сфере охраны окружающей среды подключился и д.ю.н., профессор Ж.Д. Бусурманов. Вспоминая высказывание известного правоведа, он заметил, что от права нельзя требовать больше, чем оно может дать. Поэтому весь комплекс существующих природоохранных проблем нельзя сводить только к неэффективности правового регулирования. Он также подчеркнул, что идея всеобщего экологического приоритета не только должна быть отражена в праве, она должна охватить народные массы, и только тогда она способна стать силой.
Выступает д.ю.н., проф. Ж.Д. Бусурманов - © ИЗиСП, 2013
Аспирант Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Д.А. Яр- ков осветил в своем выступлении опыт правового регулирования решения природоохранных задач в Китае. По мнению выступающего, в процессе моделирования национальных эколого-правовых институтов и норм можно учесть позитивные результаты китайской экологической политики.
Развивая поднятую в рамках обсуждения тему, А.В. Юд- кин отметил необходимость развития института эколого-пра- вовой экспертизы, а также расширения экологизации технического регулирования.
Подводя итоги ярмарки, Ю.А. Тихомиров отметил широкий диапазон высказанных предложений, однако обратил внимание на изобилие практических примеров и нехватку серьезных научных разработок, в том числе в сфере охраны окружающей среды. Есть задачи и сверхзадачи, которые нужно решать современной эколого-правовой науке.
Во второй день работы Школы продолжилась работа круглых столов, посвященных различным правовым аспектам природоохранной проблематики.
В рамках круглого стола «Гармонизация экологических требований России и ОЭСР: правовые аспекты» были рассмотрены следующие проблемы: анализ механизма присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), а также роль Минприроды России в данном процессе (зам. директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации В.Р. Венчи- кова); основные проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация на пути присоединения к ОЭСР (заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, генерал-полковник А.В. Фёдоров); присоединение РФ к Орхусской конвенции и Конвенции Эспо как условие присоединения к ОЭСР (Н.В. Кичигин); вопросы гармонизации законодательства России и стран ОЭСР об ответственности за причинение экологического вреда (научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН, к.ю.н. А.В. Кодолова); правовые последствия вступления России в ВГО применительно к природным ресурсам России (доц. каф. конституционного и международного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, к.ю.н. А.С. Алихаджиева); недостатки и тенденции развития экологической политики в РФ на современном этапе (адвокат Самарской областной коллегии адвокатов, к.ю.н. А.И. Розенцвайг).
В рамках круглого стола «Экологическое правосознание и воспитание» были подняты следующие актуальные проблемы: роль правового мониторинга в формировании экологического правосознания и воспитания (зав. отделом ИЗиСП, к.ю.н. А.В. Павлушкин); экологические аспекты права на уважение частной и семейной жизни в практике Европейского суда по правам человека (ст. преподаватель кафедры конституционного и административного права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского М.В. Бундин); понятие «природного хозяйства» (научный сотрудник Института экономики РАН, к.ю.н. Л.Б. Шейнин); проблема определения ценности благоприятной окружающей среды (Д.О. Сиваков); психологические аспекты в процессе формирования экологического правосознания (В.В. Эмих); воспитание экологического правосознания у детей дошкольного возраста (аспирант ИЗиСП Л.А. Потемкина).
Президент Московского независимого эколого-политоло- гического университета, д.п.н., к.и.н. С.А. Степанов затронул проблему раскрытия информации о состоянии окружающей среды в свете необходимости ратификации Россией Орхусской конвенции и обратил внимание на сложности, возникающие в процессе реализации законодательных норм, призванных формировать экологическое правосознание, в частности главы об основах формирования экологической культуры Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также нормы о воспитании любви к природе, содержащейся в Федеральном законе «Об образовании».
Начиная работу круглого стола «Коррупционные риски в сфере охраны окружающей среды», ведущий научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н. Н.И. Хлуденева обозначила наиболее актуальные проблемы противодействия коррупции в сфере охраны окружающей среды. Она отметила, что природоресурсная и природоохранная сферы государственного управления являются зонами повышенного коррупционного риска. Факторы, провоцирующие коррупционные процессы в природоохранной сфере государственного управления, многочисленны, а действенных правовых средств минимизации коррупционных рисков в сфере охраны окружающей среды недостаточно.
С докладом по теме круглого стола выступил А.М. Цирин, зам. рук. Центра публично-правовых исследований ИЗиСП, к.ю.н. В выступлении подчеркивалось, что проблемы коррупции и экологической обстановки носят сходный характер и являются объектом норм как международного, так и национального права. Особое внимание выступающий уделил современным юридическим технологиям, позволяющим предвидеть коррупционные риски, в том числе и в сфере охраны окружающей среды.
Развернувшуюся дискуссию продолжила С.А. Кузнецова, заместитель генерального директора Федерального фонда содействия жилищному строительству, к.ю.н., которая проанализировала коррупционные риски, возникающие при предоставлении земельных участков для жилищного строительства.
Далее выступила старший научный сотрудник ИЗиСП, к.ю.н. М.Е. Глазкова, которая остановилась на основных проблемах выявления коррупционных рисков в сфере охраны окружающей среды.
В обсуждении темы круглого стола также приняли участие: аспирант ИЗиСП А.И. Цуранова, освятившая основные направления совершенствования законодательства о недрах в целях снижения коррупционных рисков; доцент юридического института Костромского государственного технологического университета М.А. Григорьева, рассмотревшая влияние экологических требований к строительству на возникновение коррупционных проявлений и магистрант Казахского национального университета им. Аль-Фараби Э.А. Акопова, обозначившая некоторые проблемы противодействия коррупции в деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды в Республике Казахстан.
Ключевым программным мероприятием второго дня Школы стало пленарное заседание, которое по традиции открыла директор ИЗиСП, д.ю.н., профессор, вице-президент Российской академии наук Г.Я. Хабриева. В своем вступительном слове она указала на необычность и сложность тематики VIII Международной школы-практикума молодых ученых- юристов, которая была избрана не только потому, что весь мир сегодня озабочен все нарастающей напряженностью в экологической сфере, и этот год объявлен в России Годом охраны окружающей среды, но и потому, что именно правовая наука играет большую роль в достижении баланса между необходимостью использования природных ресурсов и охраной окружающей среды. Очевидно, что поиск разумного баланса между использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды еще впереди, но он должен быть найден, и право, как самый действенный вид социальной регуляции, не может и не должно оставаться в стороне от решения этой важной для всего человечества задачи, выступая одним из обязательных факторов экологически устойчивого развития.
Проблема охраны окружающей среды носит межотраслевой характер. Она уже давно перестала быть только естественнонаучной и все чаще затрагивает различные социальные и даже политические аспекты. Устойчивая взаимосвязь социальных, политических, экономических и экологических проблем социума тесно переплетает и способы их решения, что, безусловно, находит свое отражение в праве.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, д.э.н. С.Е. Нарышкин в своем выступлении отметил, что несмотря на то, что в России сформирована обширная нормативная правовая основа охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и борьбы с транснациональными экологическими проблемами, еще многое нужно сделать для повышения эффективности правового регулирования экологических отношений. Законодательство не должно стоять на месте, а должно изменяться в зависимости от экологической ситуации в государстве и мире.
Основные направления политики в сфере экологического развития страны в своем докладе обозначил статс-секретарь- заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Н.В. Попов. Россия является стабилизатором экологических процессов. Сегодня экологизация различных сфер государственной деятельности и экономики является приоритетной для российского государства. Основными задачами, стоящими в настоящее время перед государственными органами Российской Федерации и закрепленными в Основах государственной политики в области экологического развития и различных федеральных целевых программах, являются: ликвидация накопленного за прошлые годы экологического ущерба, создание индустрии переработки и вторичного использования отходов, а также проведение программ экологической модернизации предприятий на принципах внедрения наилучших доступных технологий, создание комплексной системы получения достоверной информации о состоянии окружающей среды. Для реализации поставленных задач государству необходимо модернизировать систему экологического нормирования, снять излишние административные барьеры, внедрить систему экономических преференций для предприятий реализующих природоохранные мероприятия.
Декан юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор А.К. Голиченков посвятил свое выступление отдельным аспектам международной интеграции в сфере правового регулирования экологических отношений, обратив внимание на то, что право, являясь мощнейшим социальным регулятором, во многом продолжает оставаться дифференцированным по национальным, национально-блоковым, мировым системам («семьям») права. По мнению А.К. Голичен- кова, необходима взаимная адаптация национальных и регионально-блоковых норм, превращение их в международные. Это предполагает соответствующее совершенствование национального законодательства и законоисполнения.
Собственно юридической (в том числе технико-юридической) основой правовой интеграции в экологической сфере является развитие законодательства. На международном уровне оно должно осуществляться в целях сближения правовых систем и обеспечения приоритета норм и принципов международного права. На национальном уровне, в Российской Федерации задачей является новая кодификация экологического законодательства. Речь идет о межотраслевой кодификации экологического законодательства с разработкой Экологического кодекса Российской Федерации.
На международном уровне организационной основой правовой интеграции в экологической сфере должны стать соответствующие международные организации и конференции, развитие международного сотрудничества. В Российской Федерации нужно подумать о создании при Президенте РФ органа по кодификации и совершенствованию экологического законодательства по типу Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В противном случае разговоры о создании современной правовой базы экологической, экологически ориентированной экономики так и останутся разговорами. Для решения задачи такого калибра нужна политическая воля в сочетании с мобилизацией возможностей лучших специалистов - ученых и практиков.
Президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли управляющий правовым советом Евразийского подразделения корпорации «CHEVRON», д.ю.н. Ж.С. Елю- баев осветил проблемы правового регулирования экологической сферы в республике Казахстан. В своем выступлении он также выявил ряд проблем правового регулирования экологической отрасли, а именно: отсутствие и дефицит политической воли государства к последовательному и эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды; нестабильность законодательства; дефекты организации государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды; отсутствие законодательного закрепления механизмов поощрения природопользователей за внедрение экологически чистых производств.
На глубокие пробелы в законодательном регулировании решения локальных экологических проблем в своем выступлении указал председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, д.с-х.н., профессор, действительный член РАСХН, заслуженный деятель науки РФ В.И. Кашин. Особый вопрос - экологическая культура, без нее невозможно решить стоящие перед обществом и государством экологические проблемы. Каждый человек ответственен за состояние окружающей среды и природных ресурсов. Только это понимание позволит сформировать экологическое правосознание и позволит решить экологические проблемы.
Статс-секретарь-заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б. Карасин отметил динамизм в развитии международного экологического права. На сегодняшний день в международную природоохранную повестку дня входят такие темы как борьба с глобальным потеплением климата, сокращение выбросов парниковых газов, предотвращение деградации экологических систем. Широко обсуждаются механизмы ограничения антропогенной эмиссии в форматах международной морской организации и международной организации гражданской авиации. В рамках Комитета ООН по мирному использованию космического пространства активно обсуждается тема «Космос и изменение климата».
Наиболее актуальной тематикой на сегодняшний день, бесспорно, является экологическое досье, которое включает недопущение дальнейших негативных климатических изменений и адаптацию к существующей динамике климатического процесса. Естественно без решения экологических проблем интеграция на постсоветском пространстве в рамках СНГ не будет успешной, мы должны понимать ответственность за это. Нельзя забывать и о том, что экологические вопросы все чаще используют для обеспечения конкурентных преимуществ экономики, посредством введения необоснованных экостандартов.
Заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ А.А. Толкаченко в своем выступлении отнес к задачам, стоящим перед эколого-правовым сообществом, преодоление высокой латентности экологической преступности, небольшой судебной практики. Судебные разъяснения готовятся при участии научного, экспертного и бизнес сообщества. От многих структур поступают предложения, часто не обоснованные, об усилении уголовной ответственности за экологические преступления, и не предусматривается изменение ключевых отраслевых механизмов. Однако само ужесточение не может служить достаточно эффективным способом противодействия таким преступлениям.
д.ю.н., професор Ю.А. Тихомиров - © ИЗиСП, 2013
Директор Института водных проблем Российской академии наук, д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН В.И. Данилов-Данильян в своем выступлении обратил внимание участников на соотношение правовых и экономических методов регулирования охраны окружающей среды. Правовые методы регулирования восходят к очень древним временам, а вот экономические методы регулирования экологических отношений стали затрагиваться только сто лет назад. Неприятности с окружающей средой происходят из-за того, что производители и предприниматели стремятся к максимизации прибыли, а все что касается окружающей среды сто лет назад, естественно, никакого отражения в прибыли не получало, в системе рыночных цен. Эту ситуацию Пигу стал называть эсктерналией и предложил два способа для борьбы с этими явлениями, из которых нас интересует только один, который он назвал корректирующим налогом. Это то, что сейчас называется принципом «загрязнитель платит». Заметили это только в 60-е годы, когда локальные экологические изменения стали приобретать угрожающий характер, когда во всем мире стали, наконец, обращать внимание на окружающую среду и на ее состояние, стали заниматься законодательной деятельностью и заключать международные соглашения по этому поводу. Тогда этот пигувианский налог был введен в целом ряде стран впервые.
Ю.С. Любимов, статс-секретарь-заместитель министра юстиции Российской Федерации, обратил внимание на проблемы в области формирования экологического правосознания. Экологическое правосознание - показатель зрелости самого общества, и рано или поздно общество приходит к осознанию того, что есть ряд факторов, которые обеспечивают качество жизни: здоровье, экология, окружающая среда и безопасность. Люди для жизни выбирают те города и государства, которые отвечают этим четырем качествам. Наша правовая система начинает приходить в состояние зрелости и развивать активно эти отрасли. Однако, он отмечает, что в России осуществляется чрезмерное подзаконное регулирование этой области, что спровоцировано нехваткой квалифицированных юридических кадров.
Пленарное заседание продолжилось докладом заместителя директора ИЗиСП, к.ю.н. В.И. Лафитского, который отметил, что мнение о том, что экологическое мышление стало зарождаться только во второй половине ХХ века, является ошибочным. Еще в Ветхом завете, учениях Мухаммеда, Лао- Цзы и Конфуция содержались идеи о бережном отношении окружающей среде. Такие же идеи можно найти в Ригведе - своде древнейших гимнов древнеарийских народов. В средние века в своем труде «Мукадима» великий арабский мыслитель Ибн-Харбун назвал в качестве одной из составляющих цивилизации охрану окружающей среды.
Заведующий отделом ИЗиСП, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки С.А. Боголюбов в своем докладе отметил, что участившаяся за рубежом критика российского природопользования, предложения о необходимости установления международного контроля над российским природопользованием заставляют обращаться к международным принципам права. Одним из них является право использования природных ресурсов для целей развития и обеспечения, прежде всего своих граждан, народов своей страны. Необходимо продолжать исследование экологических прав граждан, потому что экологические права не реализуются в России на высоком уровне. Вместе с тем возникает вопрос о содержании экологических обязанностей, так как еще Кант и Гегель говорили, что нет права без обязанности и обязанности без прав. Докладчик также обратился к вопросу о необходимости восстановления муниципального экологического контроля, который является элементом гражданского общества и наиболее близок к общественному экологическому контролю.
Руководитель программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России по экологическому законодательству, к.ю.н. Е.Н. Хмелева выступила на тему соотношения стратегического планирования и охраны окружающей среды. Одним из механизмов экологической оценки при принятии стратегических решений является стратегическая экологическая оценка (СЭО). Объектами СЭО должны стать документы стратегического планирования. Участие России в Конвенции Эспо и Протоколе по СЭО станет толчком для развития национального законодательства.
Профессор кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белорусского государственного университета, д.ю.н. Т.И. Макарова посвятила свой доклад некоторым вопросам, связанным с применением Орхусской конвенции в Республике Беларусь, которая накопила значительный опыт в реализации данного международного соглашения. По мнению докладчика, право иметь экологическую информацию или право выйти на манифестацию - не самоцель. Целью реализации Конвенции является обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в ст. 46 Конституции Беларуси. Это право является мерилом, системообразующей категорией экологического права.
Проректор по международным связям Российско-Гад- жикского (славянского) университета, к.ю.н., доц. У.А. Мансуров рассмотрел некоторые проблемы управления водными ресурсами Центральной Азии. Межгосударственное соглашение между государствами Центральной Азии о сотрудничестве в сфере управления, использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников 1992 г. не отвечает в полной мере национальным интересам государств верховья рек, так как государства низовья рек не признают необходимости сооружения гидроузлов. Проблема заключается в том, что государства Центральной Азии рассматривают принципы международного права не совместно, а изолированно, что приводит к возникновению противоречий и конфликтов. Эффективным средством для решения указанных проблем стало бы заключение государствами Центральной Азии нового регионального бассейнового соглашения.
В завершение пленарного заседания были подведены итоги работы Школы и принята Экологическая декларация - документ, отражающий позицию участников VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов по вопросам экологии и их решимость творчески решать острые экологические проблемы современного развития общества.
Экологическая декларация
Рассматривая экологически ориентированное развитие как единственно возможное условие сохранения человечества, признавая экологические проблемы в качестве одного из основных вызовов устойчивому развитию и недостаточность усилий мирового сообщества в их решении, учитывая важную регулятивную и охранительную роль права в экологии, участники VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 23-24 мая 2013 года на тему «Право и экология», приняли настоящую декларацию.
- Мы заявляем, что для эффективного решения глобальных экологических проблем в условиях их распространения за границы национальной юрисдикции необходимы консолидированные усилия всего человечества.
- Мы утверждаем, что право является универсальным регулятором эколого-правовых отношений и имеет решающее значение в поиске баланса публичных и частных интересов и разрешения экологических конфликтов. Направляющая роль в решении указанных задач должна принадлежать представителям различных отраслей научного знания.
- Мы уверены, что для обеспечения эффективного правового регулирования экологических отношений предстоит преодолеть узковедомственный подход к проблемам экологии. Это позволит обеспечить системное правовое регулирование и приоритет экологических интересов настоящего и будущих поколений при решении социально-экономических и политических задач, активное участие всех субъектов права в реализации своей экологической компетенции, обоснованное применение мер стимулирования и ответственности в сфере экологии.
- Мы считаем, что система экологического законодательства в Российской Федерации находится в стадии активного формирования и признаем необходимость его научно-обоснованного совершенствования по ряду направлений (защита и гарантии экологических прав граждан, усиление процедуры экологической оценки, внедрение экологического аудита, установление правового режима экологически неблагополучных территорий, регламентация процедур возмещения экологического вреда, в том числе накопленного экологического ущерба).
- Мы прогнозируем дальнейшее усиление роли международного экологического права в решении глобальных экологических проблем (сохранение климата, охрана озонового слоя, сохранение биоразнообразия, охрана трансграничных природных объектов и объектов, находящихся вне границ национальной юрисдикции отдельных государств), а также его влияния на национальное законодательство.
- Мы признаем, что сфера экологии и особенно природопользования является источником коррупционных проявлений и рисков и считаем необходимым включение в законодательство, государственные и муниципальные программы по предупреждению коррупции антикоррупционных положений, учитывающих отраслевую специфику в природоохранной и природоресурсной сферах.
- Мы убеждены, что первостепенной задачей является целеустремленная и активная деятельность всех субъектов права в сфере экологии. Одним из признаков формирования гражданского общества является активное участие общественности в принятии экологически значимых решений. Органы публичной власти, бизнес-сообщество должны привлекать граждан и общественные объединения к процессу принятия хозяйственных решений, затрагивающих экологические права и интересы граждан.
- Мы полагаем, что в условиях глобализации, функционирования Гаможенного союза и формирования Евразийского Союза необходима научно обоснованная гармонизация экологического законодательства и обязательных экологических требований государств - участников межгосударственных объединений.
- Мы считаем, что практика применения природоохранного законодательства свидетельствует о необходимости изменения подходов к правовому регулированию в природоохранной сфере. Необходимо более широкое применение методов экономического регулирования, позволяющих обеспечить финансовую заинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении наилучших доступных технологий и методов, устранении накопленного экологического ущерба.
- Мы заявляем, что важнейшую роль в изменении подхода в отношении человека к природе должны играть образование и повышение экологической компетентности. Актуальной задачей является преподавание эколого-правовых знаний в школах и вузах, а также повышение квалификации представителей профессионального юридического сообщества, участвующих в разрешении экологических споров и конфликтов.
- Мы призываем научное юридическое сообщество активно проводить исследования правовых проблем в природоохранной сфере, в том числе межотраслевые и междисциплинарные исследования.
- Мы рассматриваем результаты реализации государственной и корпоративной экологической политики в качестве одного из важных критериев оценки эффективности деятельности органов публичной власти и бизнес-сообщества.