I Конференция Московского антикоррупционного комитета «Актуальные проблемы реализации законодательства о независимой антикоррупционной экспертизе»
Инициатором и организатором Конференция выступил Московский антикоррупционный комитет (МАКК) при Московской ТПП при поддержке Правительства Москвы и ТПП РФ.
В конференц-зале Московской ТПП собрались независимые эксперты, аккредитованные Минюстом России, из многих российских регионов: Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Московской, Нижегородской, Псковской, Ростовской, Саратовской, Тверской и Ульяновской областей, а также Краснодарского края, г. Великий Новгород.
В работе Конференции приняли участие представители Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Минэкономразвития России, Совета Федерации ФС РФ, ученые известных вузов (МГУ им М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российского гуманитарного университета и др.). Среди участников были представители ТПП РФ, руководители Московской ТПП, члены Московского антикоррупционного комитета при МТПП и СМИ. Руководил работой Конференции председатель Московского антикоррупционного комитета при МТПП М.Р. Юсупов.
От лица Московской торгово-промышленной палаты участников приветствовал председатель Правления МТПП, председатель Наблюдательного Совета МАКК при МТПП Ю.И. Котов. Он подчеркнул, что противодействие коррупции является одним из важнейших направлений деятельности Палаты, и Московский антикоррупционный комитет, созданный при Палате, в настоящее время выступает в первых рядах антикоррупционной борьбы. Юрий Иванович отметил важность независимой антикоррупционной экспертизы для предпринимателей и всего гражданского общества как меры профилактики коррупции и усиления общественного контроля над деятельностью органов власти различного уровня. Московский антикоррупционный комитет ведет в этом направлении активную работу. Как сообщил председатель Комитета М.Р. Юсупов, из почти тысячи экспертиз, проведенных в 2011 г. аккредитованными региональными торгово-промышленными палатами, 45 экспертиз представил МАКК.
На Конференции шло оживленное обсуждение опыта работы института независимых экспертов за период с 2009 по 2012 гг. В результате обмена мнениями был обозначен ряд проблем, главная из которых ─ низкая активность независимых экспертов в процессе проведения антикоррупционных экспертиз.
О взаимодействие Минюста России с независимыми экспертами рассказал Д.Л. Бадлаев, начальник Отдела антикоррупционной экспертизы и аккредитации независимых экспертов Департамента конституционного законодательства указанного Министерства. Так, по состоянию на 1 марта 2012 г. Минюстом России аккредитованы 1322 независимых экспертов, среди которых ─ 1103 эксперта являются физическими лицами, 219 ─ юридическими лицами. Последние представлены в основном региональными отделениями Ассоциации юристов России и региональными ТПП, в том числе Московской ТПП.
В 2011 г. в органы государственной власти были направлены 367 заключения по проведенным антикоррупционным экспертизам от 106 независимых экспертов (из общего количества ─ 1310 аккредитованных экспертов). Таким образом, в проведении антикоррупционных экспертиз участвовали в прошлом году 8% общего числа аккредитованных экспертов, 2010 г. ─ 6%, 2009 г. ─ 3%. По данным Минюста России в 2011 г. в федеральные органы исполнительной власти поступили 95 заключений от независимых экспертов. Замечания, изложенные в 41 заключении, учтены (43% общего количества поступивших заключений). В органы государственной власти субъектов РФ поступили 126 заключений, из которых учтены 57 (45%). Указав на низкую активность участия независимых экспертов в проведении антикоррупционных экспертиз, Д.Л. Бадлаев, тем не менее, отметил значительную результативность их деятельности, порядка 50% заключений которых учтены, и подтвердил, что институт независимых экспертов себя оправдывает.
Специфику взаимодействия прокуратуры и институтов гражданского общества в целях профилактики коррупции подробно раскрыла в своем докладе В.В. Кропивенко, старший прокурор Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ. Особое внимание участников Конференции привлекла информация, согласно которой за 2011 г. в органы прокуратуры поступили всего 10 заключений от независимых экспертов. Более того, только по одному заключению были подтверждены коррупциогенные факторы. Результаты мониторинга, проведенного Генпрокуратурой России, показали, что в ряде субъектов РФ прокуратурами даже были заключены соглашения с независимыми экспертами в лице региональных отделений Ассоциации юристов России или с территориальными ТПП. Однако на практике указанные соглашения не реализуются, поскольку эксперты не проявляют в достаточной степени активность.
Более того, по данным указанного ранее мониторинга, в ряде регионов эксперты, получившие аккредитацию Минюста России, к работе так и не приступили. В.В. Кропивенко сообщила, что по поступившим в органы прокуратуры заключениям независимых экспертов меры прокурорского реагирования принимаются редко, поскольку наличие коррупциогенных факторов при проведении прокурорской проверки не подтверждается. Объясняется такая ситуация тем обстоятельство, что эксперты, как правило, акцентируют свое внимание на уже принятых законодательных актах федерального уровня.
Об опыте работы Аналитического управления Совета Федерации ФС РФ по проведению антикоррупционной экспертизы законов и законопроектов, поступающих из Государственной Думы, детальным образом поведала Н.И. Лукьянова, Главный советник названного Управления.
Актуальным вопросам реализация законодательства о независимой антикоррупционной экспертизе, а также обобщению опыта работы участников интернет-портала «Независимая антикоррупционная экспертиза» был посвящен основательный и концептуальный докладМ.В. Гребинюка, аккредитованного эксперта по г. Москве, руководителя Представительства (общественной приемной) МАКК в Северо-Восточном административном округе. С его точки зрения, пассивность независимых экспертов напрямую связана с недостатками законодательного обеспечения и отсутствием материальных стимулов в их деятельности. С этими выводами были солидарны и другие выступившие на Конференции эксперты. Именно дефицит должных стимулов для проведения антикоррупционной экспертизы, согласно консолидированному мнению экспертов, является главной причиной бездействия большей части аккредитованных независимых экспертов, а также причиной использования данного статуса отдельными специалистами в целях получения различных материальных благ и имиджевых преференций.
Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию и реализовать потенциал, заложенный в понятии «независимая антикоррупционная экспертиза», М.В. Гребинюк предложил осуществить следующие мероприятия:
▪ создать систему профессиональной подготовки экспертов;
▪ разработать и внедрить стандарты и методики экспертной работы;
▪ обеспечить систему финансирования работы экспертов;
▪ внедрить понятие ответственности эксперта за качество экспертизы и за соблюдение этических и квалификационных норм.
И только осуществив данные мероприятия, следует инициировать инкорпорирование в действующее законодательство норм об обязательном учете мнения независимых экспертов о коррупциогенности тех или иных нормативных актов со стороны их разработчика, как на стадии согласования проектов нормативных актов, так и на стадии мониторинга правоприменения.
В целях эффективного решения указанных масштабных задач, прежде всего, требуется организационное единство независимых антикоррупционных экспертов. М.В. Гребинюк выдвинул тезис, согласно которому в самое ближайшее время необходимо создать Объединение независимых антикоррупционных экспертов в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. Данное предложение было единодушно поддержано участники Конференции.
Научные основы методики и методологии антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в сжатом виде изложила С.В. Бошно, д-р юрид. наук, профессор, завкафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, аккредитованный антикоррупционный эксперт. Особый интерес у присутствующих вызвал так называемый «пошаговый алгоритм антикоррупционной экспертизы», предназначенный, в том числе для экспертов, не имеющих юридического образования. Следует отметить, что вместе со Светланой Владимировной в работе Конференции участвовали несколько ее студентов, что свидетельствует о живой заинтересованности будущих специалистов-правоведов к проблематике антикоррупционной экспертизы.
Своим профессиональным видением совокупности различных проблемах и перспектив проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта Гражданского Кодекса РФ поделилась с остальными участниками Л.А. Андреева, канд. юрид. наук, доцент филиала РГГУ в г. Великий Новгород, аккредитованный антикоррупционный эксперт.
О прозрачности проведения антикоррупционной экспертизы в современной России эмоционально рассуждала Ю.Э. Ткачева, руководитель правовых проектов АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл ─ Р», сетуя на то обстоятельство, что органы государственной власти различных уровней не реагируют должным образом на постоянно направляемые в их адрес названным Центром соответствующие антикоррупционные экспертизы.
Развитию института независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в системе торгово-промышленных палат РФ посвятил свое обстоятельное выступление С.Г. Леонов, Вице-президент ТПП Саратовской области (ТПП Саратовской области ─ юридическое лицо, аккредитованный антикоррупционный эксперт).
Особенности независимой антикоррупционной экспертизы в системе правового мониторинга (на примере Нижегородской области) весьма подробно раскрыл А.Р. Лаврентьев, независимый эксперт, член Научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области, завкафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», канд. юрид. наук, доцент.
Об актуальности и необходимости в ближайшее время законодательного совершенствования института антикоррупционной экспертизы (на примере нормативной деятельности Минсельхоза России и Россельхознадзора) говорила Е.А. Саратцева, аккредитованный антикоррупционный эксперт (г. Москва), иллюстрируя свое выступление конкретными и яркими примерами из собственной практики.
Важной теме о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и независимых антикоррупционных экспертов посвятил свое выступление А.М. Цирин, исполняющий обязанности зам. руководителя Центра публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Ответственный секретарь Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции.
Об опыте Торгово-промышленной палаты Нижегородской области (ТПП НО) в сфере антикоррупционной экспертизы, а также о результатах антикоррупционного мониторинга предпринимателей, проведенного в 2011 г. Нижегородской ТПП, рассказала участникам Конференции О.К. Андрюхина, начальник Отдела правовой защиты Департамента правовой работы указанной Палаты, ответственный секретарь Общественного комитета по противодействию коррупции при ТПП НО.
Информационные системы общего пользования в качестве инструмента анализа при проведении экспертизы на коррупциогенность стали предметом выступления А.И. Борисова, советника по правовым вопросам ООО «Демократор» (ООО «Демократор» ─ юридическое лицо, аккредитованное в качестве эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность).
В своем выступлении главный редактор Евразийского юридического журнала, д-р юрид. наук, ведущий научный сотрудник Сектора международно-правовых исследований Института государства и права РАН И.З. Фархутдинов отметил особую значимость обсуждаемых на Конференции вопросов и проблем, связанных с независимой антикоррупционной экспертизой. Он обратил внимание участников форума на то, что коррупция как социальное явление не только является сильнейшим тормозом на пути развития российской экономики, но и представляет собой существенный фактор, оказывающий деструктивное воздействие на международный имидж России.
Главный редактор журнала «Вестник Московского антикоррупционного комитета при МТПП» А.П. Вихрян сообщил участникам о том, что по итогам Конференции планируется издание сборника докладов и выступлений, который должен выйти в свет в июне с.г. и будет направлен в законодательные органы России и главам администраций субъектов Российской Федерации.
В ходе Конференции независимые эксперты обменялись опытом применяемых практик, демонстрируя собственное видение актуальных вопросов и проблем, имеющихся в рассматриваемой сфере, а также высказывая конструктивные предложения, которые нашли свое отражение в итоговой Резолюции этого научно-практического форума.
Текст итогового документа, Решения, и наиболее интересные доклады, прозвучавшие на Конференции, опубликованы на сайте Московского антикоррупционного комитета при МТПП.
Обзор подготовил Вихрян А.П., главный редактор Вестника Московского антикоррупционного комитета