В конце апреля 2011 года в Астане, столице Республики Казахстан, в рамках Международного тюркологического симпозиума «Тюркский мир: история и современность» пройдет Учредительный съезд Международной Ассоциации юристов тюркского мира. Его целью, как явствует из проекта Устава, будет являться содействие сотрудничеству и обмену информацией между объединениями юристов и юристами во всем тюркском мире.
№ 4 (35) 2011г.
Проведение этого авторитетного международного симпозиума под эгидой Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева еще раз свидетельствует о происходящих сегодня динамичных процессах в тюркском мире. В последние годы получают развитие новые, но не всегда однозначные идеи об экономическом, культурном и даже политическом объединении тюркских народов. Обсуждается предложение Н.Назарбаева о создании Союза Центральноазиатских государств. Проводятся тюркские курултаи и ассамблеи, саммиты глав тюркоязычных государств. Действует Тюркская Парламентская Ассамблея. В прошлом году в Астане открыта Тюркская академия. Судя по замыслу организаторов (а исполнителем выступает Евразийский национальный университет имени Льва Гумилева в Астане),2 созданию не имеющей прецедентов в этой части Ойкумены международной организации юристов будут предшествовать обсуждения научных и научно-практических докладов представителей делегаций из тюркоязычных стран, выступления по вопросам перспектив совместной подготовки юристов и иных форм совместной работы юристов тюркского мира. Вызывает интерес итакая программная цель Ассоциации, как забота о повышении престижа юридических профессий в государствах тюркского мира, воспитании юристов в духе неукоснительного соблюдения положений закона, норм профессиональной этики.
В рамках симпозиума в качестве одного из сегментов будут обсуждаться актуальные проблемы юридического образования и науки. При этом организаторы считают, что повышение уровня правового образования и науки невозможно без консолидации представителей юридической профессии тюркских народов. Кстати, ЕврАзЮж неоднократно выносил на широкое обсуждение эту тему, а относительно России и Украины – в качестве приоритетной на суперобложку.
Естественно, не могут не возникнуть вопросы, в частности, о том, что представляет собой современный тюркский мир? И насколько актуальна постановка вопроса о юридических слагаемых тюркского мира?
Тюркский мир, пожалуй, многими воспринимается, прежде всего, как концепция культурно-исторического характера. Сегодня он включает в себя тюркские народы из стран Средней Азии, Европы, Кавказа, Китая, а также из регионов Российской Федерации.
В какой степени мы можем говорить о самостоятельности тюркского сообщества, учитывая, что многие тюркские народы не имеют своей государственности, а проживают на территории других государств? С другой стороны, есть крупнейшие тюркские государства –Казахстан, Турция. К ним примыкают Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан… Но, опять же, не будем забывать, что некоторые из них относятся к разным геополитическим центрам.
Можно сказать, что для России тюркский мир – это, прежде всего, мир Ислама. Тюрки-мусульмане составляют немалую часть населения нынешней Российской Федерации и являются носителями богатейшей культуры наряду с православными. Особенно важно, что они сосредоточены в стратегически приоритетных регионах Российской Федерации, где находятся ценнейшие источники сырья и важнейшие экономические комплексы, – в Среднем Поволжье (Татарстан), на Южном Урале (Башкортостан), Северном Кавказе и в Сибири.
Решение краеугольных проблем безопасности, стабильности, территориальной целостности, межнационального согласия, дееспособности российской системы федерализма во многом зависит и от общего вектора национальных движений тюркских народов, политических ориентиров этих движений, настроений в тюркской среде, развития тюрко-славянского диалога и взаимопонимания.
То, что на международном симпозиуме «Тюркский мир: история и современность» будут широко представлены делегации из многих регионов Российской Федерации, наглядно свидетельствует о значимости и перспективах культурного и научного (в том числе, как отмечалось выше, и в сфере юридической науки и практики) сотрудничества между тюркскими народами, исконно проживающими на территории России, и их сородичами, которые более тысячи лет назад заселили огромные территории Ойкумены.
Вернемся в Астану, где 28–9 апреля в рамках глобальной конференции «Тюркский мир: история и современность» будет создана Международная Ассоциация юристов тюркского мира. То, что такой представительный форум будет проходить в столице Республики Казахстан, объясняется особым положением и ролью этого одного из крупнейших евразийских государств. В ходе недавнего официального визита главы Казахстана в Анкару Президент Турции Абдулла Гюль сказал, что весь тюркский мир признает Нурсултана Назарбаева своим лидером и высоко оценивает его инициативы по объединению братских тюркских народов, изучению общей истории, развитию культурных связей.
В научном и научно-практическом плане особый интерес также представляет обсуждение на симпозиуме проблем интеграции юридических систем тюркского мира в мировое правовое пространство. Другими словами, речь идет об унификации и гармонизации национальных законодательств государств тюркского мира. С точки зрения как национального, так и международного права, процессы сближения внутригосударственных правовых систем имеют свои перспективы. Что же касается евразийского пространства, тут все более или менее понятно. Кстати, Н.Назарбаев еще в начале 90-х годов прошлого века разработал и выдвигал концепцию Евразийского Союза.
А вот относительно тюркского мира…
Не может не вызывать интереса читателей ЕврАзЮж и положение Устава будущей Международной Ассоциации юристов тюркского мира о желании содействовать процессу формирования правового государства в странах тюркского мира, а также реализации гуманных и миролюбивых инициатив общественных и государственных организаций, особенно в свете того, какие революционные процессы идут сегодня в Северной Африке и на Ближнем Востоке, которые, кстати, непосредственно граничат с тюркским миром. Причины жесткого противостояния между народом и властью в некоторых регионах арабского мира кроются как раз в том, что тамошние деспотические режимы погрязли в коррупции и вседозволенности в условиях отсутствия правового государства и гражданского общества. В итоге «низы» не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут руководить по-новому…
Конечно, внутриполитическая ситуация в государствах тюркского мира иная, чем в арабском мире в целом.
В тюркоязычных государствах – участниках Содружества Независимых Государств сохраняется внутриполитическое спокойствие. Пожалуй, за последние полтора десятка лет единственной тюркской страной, в которой царил такой же хаос, что и в некоторых арабских странах, был Кыргызстан…
Думается, деятельность Международной Ассоциации юристов тюркского мира, направленная на укрепление идеи верховенства права на международном уровне, принесет свои положительные результаты.