Мы подлетали к Актобе, внизу под крылом самолета простирались бескрайние степи, на которых расположилось одно из крупнейших евразийских государств – Республика Казахстан... Его президент Нурсултан Назарбаев еще в начале 90-х годов прошлого века разработал концепцию Евразийского Союза, который мог бы возникнуть на постсоветском пространстве…
№ 4 (23) 2010г.
В Алматы, исторической столице Республики, в декабре 2009 года на неформальном саммите президенты Беларуси, Казахстана и России утвердили План действий на 2010–2011 годы по формированию следующего этапа интеграции – Единого экономического пространства (ЕЭП), предусматривающий разработку и подписание к 1 января 2012 года необходимых международных договоров ЕЭП. Принципиально важный посыл: Казахстан был, есть и остается одним из ключевых государств СНГ.
Чтобы войти в завтрашний день, следует реально оценить прошлое с позиции дня сегодняшнего. Касательно проблем и перспектив Содружества Независимых Государств данный подход имеет особую актуальность сегодня, в преддверии подписания Таможенного союза с участием Беларуси, Казахстана и России.
Безусловно, данное событие может стать поворотным пунктом в дальнейшем развитии Содружества в целом. Таможенный союз – это действительно мощный интеграционный прорыв на евразийском пространстве. Хотя, не скрою, существуют на этот счет и другие мнения – от скептических до пессимистических. Чтобы лучше понять эту проблематику, есть смысл заглянуть в историю СНГ.
Итак, в декабре 2011 года исполнится ровно 20 лет Содружеству Независимых Государств, возникшему в соответствии с Соглашением о создании СНГ от 8 декабря 1991 года. Его международно-правовые основы были подтверждены в Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года.
В сентябре 1993 года был заключен рамочный Договор о создании Экономического союза, Соглашение о создании Зоны свободной торговли.
В январе 1995 года Россия и Беларусь создали Таможенный союз в рамках Экономического союза и Зоны свободной торговли СНГ, к которому сразу присоединился Казахстан. В 1996 и 1999 гг. к Таможенному союзу (в экономической и гуманитарной областях) присоединились соответственно Киргизия и Таджикистан.
Таковы основные моменты развития межгосударственного сотрудничества в рамках Содружества. Как видно из вышеизложенного, за эти два неполных десятка лет международно-договорная база сотрудничества постоянно расширялась. Но возникает вопрос: насколько была высока эффективность этих соглашений? В какой мере они носили действительно декларативный характер? Скажем, 26 февраля 1999 года был заключен многосторонний Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Но что в реальности мы увидели? К сожалению, тогда их положения по существу в большей степени действовали только на бумаге.
Слов нет, путь, пройденный СНГ, был чрезвычайно сложным и противоречивым, а временами и драматичным. Его зигзагообразность объясняется самой логикой борьбы центробежных и центростремительных тенденций при становлении государственности на постсоветском евразийском пространстве. Этим в значительной степени обусловлено затянувшееся объединение стран СНГ в соответствии с объявленными целями и задачами.
Эти и другие вопросы не могли не волновать и участников международной научно-практической конференции «Приоритетные направления государственно-правовой политики в условиях глобализации», проведенной в конце апреля на базе Актюбинского государственного университета имени К.Жубанова. В конференции приняли участие гости из российских (Москва, Оренбург, Челябинск) и казахстанских (Астана, Алматы, Караганда, Костанай, Уральск и др.) городов.
В рамках мероприятия были обсуждены, в частности, актуальные проблемы государственного суверенитета в условиях глобализации, правоприменительной практики, унификации и гармонизации законодательства стран ближнего зарубежья.
Ректор этого, одного из крупнейших университетов страны, доктор физико-математических наук, профессор Кенжегали Кенжебаев выразил уверенность, что данный научный и научно-практический правовой форум станет первым в своем роде, но не последним. Он выразил готовность ежегодно проводить такого рода мероприятия, направленные на сближение ученых-правоведов и юристов-практиков Казахстана и России, других стран Содружества в целях дальнейшего укрепления евразийского правового пространства.
Необходимость формирования единого евразийского экономического пространства продиктована самим предыдущим опытом, логикой развития Содружества,– подчеркивалось на конференции.
В ходе конференции отмечалась особая роль Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое было создано для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и ЕЭП, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Кстати, именно в Астане 10 октября 2000 г. президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС – организации, ставшей правопреемницей будущего Таможенного союза.
В 2006 году главы государств Сообщества приняли решение о формировании Таможенного союза ЕврАзЭС, в соответствии с которым предусмотрено два этапа формирования. Первоначально его правовую основу формируют три государства – Беларусь, Казахстан и Россия, что и ожидается в ближайшее время. Затем, по мере готовности, к Союзу присоединяются остальные партнеры по Сообществу. Подготовлен пакет документов, принятие которых, наряду с действующими международными договорами ЕврАзЭС, формирует правовую основу нового Таможенного союза.
Начало уже положено. Единый таможенный тариф вступил в силу с января текущего года, с 1 июля 2010 г. начнет действовать и Таможенный кодекс. Следует считать достижением, что в рамках Таможенного союза решения, касающиеся действий внутри единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана, будут регулироваться общей договорной базой Таможенного союза, а не национальными законодательствами трёх стран. Другими словами, речь идет о верховенстве норм международного права.
Заметим, деловая активность в рамках ЕЭП поддерживается именно благодаря унификации национальных законодательств стран Сообщества и созданию равных условий для хозяйствующих субъектов, действующих на евразийском пространстве.
Конечно же, положительную роль в укреплении евразийской интеграции играет Договор об учреждении антикризисного фонда ЕврАзЭС, который главы правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана при участии Армении подписали 9 июня 2009 года.
Симптоматично, что страны данного интеграционного объединения пригласили все страны СНГ к участию в работе Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Украине предложено войти в фонд ЕврАзЭС с достаточно символическим финансовым участием, после чего она тоже сможет получать средства из этого фонда. Причем и другие страны СНГ, не являющиеся членами ЕврАзЭС, могут войти в фонд и претендовать на его поддержку.
Думается, судя по событиям последних недель, Украине уготована одна из решающих ролей в формировании Содружества в принципиально новом качестве.
Может, на самом деле следует речь вести о Евразийском Союзе? Чтобы качественно новому содержанию интеграционного объединения соответствовало новое название. Чтобы форма соответствовала содержанию.
В феврале 2010 г. состоялась презентация Таможенного союза Евразийского экономического сообщества в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. Открывая презентацию, ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий отметил, что масштабный проект Евразийского Союза государств, разработанный Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым и положенный в основу успешно развивающихся в ЕврАзЭС интеграционных процессов, впервые был представлен в марте 1994 г. на заседании Ученого совета МГУ…
Участники международной научно-практической конференции в Актобе выразили солидарность в том, что Таможенный союз действительно станет интеграционным прорывом ЕврАзЭС в евразийском пространстве.