Наш юбиляр

Евразийский юридический журнал

К юбилею профессора Г.А. Кузьмичевой

К юбилею профессора Г.А. Кузьмичевой

№ 6 (49) 2012г.

Verba decent, exempla trahunt

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По местам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой веткой встрепенулся
И весенней полон жаждой…
А. Фет
 
       Успех стоит измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, которые он преодолел, добиваясь успеха, – считает Галина Александровна Кузьмичева – видный отечественный ученый-юрист, замечательный педагог, Почетный работник высшего профессионального образования России, профессор кафедры административного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Галина Александровна Кузьмичева    Более пятидесяти лет продолжается профессиональный путь Галины Александровны – путь талантливого труженика, «Ветерана труда», главным назначением в работе которой является служение на благо России. И когда она вместе  с мужем  Всеволодом Владимировичем – кадровым разведчиком находилась в загранкомандировках, и когда обучала иностранных слушателей на спецфакультете Академии МВД СССР сложностям правоохранительной и правоприменительной деятельности, а также управлением полицейскими подразделениями, и когда работала редактором в издательстве «Юридическая литература», и когда преподавала в МГУ имени М. Ломоносова на юридическом факультете – везде ей было присуще не только талантливое профессиональное служение юридической науке, но и сопричастность творчеству в самом широком смысле слова. О таких говорят: «Breve enim tempus satis longum est ad bene honestque vivendum».

     Свои взгляды, идеи ученого, педагога-наставника она сформулировала более чем в 70 печатных работах: монографиях, учебниках, учебных и научно-методических пособиях, лекциях, статьях, журналах  и газетах.

     В этих работах она исследовала вопросы, касающиеся в основном административного права и управления, проблем административной ответственности, административной юрисдикции. Сферу особого ее внимания составляют проблемы создания административных судов, полицейского права и др. Ее работы характеризуются обстоятельным научным исследованием рассматриваемых вопросов, проведенных на основе глубокого изучения действующего административного законодательства, истории его развития, а также законодательств других государств, международных норм права с учетом достоверных сведений административной практики, статистических данных и существующих научных воззрений.

     Главный научный тезис Галины Александровны как ученого – это развитие науки административного права, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, и когда человек и гражданин провозглашен Конституцией высшей ценностью, и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод.

      Проводимые Галиной Александровной исследования в области административного права имеют не только прикладные, но и общетеоретические направления, позволяющие практике вырабатывать научно обоснованные прогнозы совершенствования системы, внутренней структуры, форм и методов работы, улучшения компетенции и правовых взаимосвязей органов, осуществляющих управление в экономической, административно-политической и социально-культурной областях.

    Чтобы осмыслить требования, предъявляемые к науке административного права, Кузьмичева Г.А. считает целесообразным проследить некоторые тенденции в ее развитии, оценить, хотя бы в самом общем виде, то, чего достигла эта наука к настоящему времени.

    Современная наука административного права, по мнению Галины Александровны, берет свое начало с конца 30-х годов, т.к. в начале 30-х годов административное право исключается из учебных планов высших юридических учебных заведений. 

    Новый этап в развитии науки административного права связан с распадом Советского Союза, возникновением нового государства –  Российская Федерация, изменениями  политической и экономической основы государства, переход от принципа разделения труда при формировании органов государственной власти к принципу разделения властей, принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации.

      Изменение общественных отношений требовало их правового регулирования, в связи с чем было принято огромное количество нормативных актов, которые очень часто были недостаточно проработаны и в силу этого малоэффективны. В этих условиях требовались научные рекомендации для создания качественных правовых норм и формирования управленческого аппарата, отвечающего требованиям нового времени. Административно-правовая наука на этом переходном периоде призвана была переосмыслить устоявшиеся воззрения и развивать новые направления.

     В эти годы издается достаточно много литературы по проблемам административного права и, прежде всего, связанным с анализом принципа разделения властей, места и роли органов исполнительной власти; в вузах подготовлены новые учебники по административному праву. Активно разрабатывали эти проблемы такие ученые как: К.С.Бельский, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева и др.

     Много внимания ученые стали уделять проблемам государственной службы, что было обусловлено принятием в июле 1995 г. ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». В это время был опубликован ряд работ по понятию и административно-правовому регулированию этого института: В.М. Манохин «Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование» (1997 г.), Д.М. Овсянко «Государственная служба Российской Федерации» (1996 г.), Старилов Ю.Н. «Служебное право» (1996 г.) и др.

     Заметно возрос интерес ученых к вопросам административного процесса, процедурной деятельности, административной юрисдикции, административной ответственности.

    Последнее десятилетие развития науки административного права связано с проведением в стране административной реформы. Ученые анализируют результаты реорганизации системы органов исполнительной власти по функциональному принципу, насколько в результате реформы улучшилась практическая деятельность этих органов, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод гражданина.

     Большое количество научной литературы появилось после принятия в 2002 г. нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Важное значение для развития науки административного права, по мнению Галины Александровны, имеют  научно-практические конференции и круглые столы, проводимые в научных институтах, юридических высших учебных заведениях, в государственных органах, например, ежегодные «Лазаревские чтения» в Институте государства и права РАН, «Кутафинские чтения» в Московской государственной юридической академии» и др. Эти встречи дают возможность ученым провести интересные дискуссии по актуальным проблемам административного права, сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства и повышению эффективности практической деятельности органов исполнительной власти. Как правило, после этих конференций издаются сборники статей.

     Галина Александровна Кузьмичева родилась в московской интеллигентной семье. Ее отец – Лунев Александр Ефремович – Заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор, полковник юстиции, ветеран Великой Отечественной войны, награжден Орденом Красной Звезды и другими боевыми наградами.

    Мама Галины Александровны – Татьяна Сергеевна посвятила себя семье и воспитанию детей. Родилась она в дворянской семье в Тверской губернии, получила хорошее образование. Ее отец – Шапошников С.М. окончил физико-математический факультет МГУ им. Ломоносова и был директором реального училища. В свои молодые годы Татьяна Сергеевна занималась спортом, играла в волейбол за сборную команду «Динамо», долгое время работала в Генеральной прокуратуре.

     – Выйдя замуж, мама ушла с работы, т.к. родились двое детей, было трудное время – шла война. Но она создавала в доме уют, доброжелательную обстановку. Дом был открыт как для их друзей, так и для друзей детей. Дни рождения многих моих друзей отмечали у нас дома, т.к. в то время мало у кого были хорошие жилищные условия, а у нас была отдельная трехкомнатная квартира. Во время учебы многие мои друзья жили в общежитии и часто приезжали к нам домой или на дачу, и мама всегда старалась их хорошо накормить, поговорить об их делах, понимая, что они живут без родителей и им достаточно одиноко.

     Галина Александровна вспоминает, что ее родители много сделали для ее становления, вот почему выбор мужа и жены – шаг первостепенной важности для человека. Это слова ее матери, которая говорила: выбирать мужа – это выбирать семью и притом на всю жизнь. Выбирать не только мужа, но отца будущих детей, в какой-то мере и круг знакомств, интересов (они должны быть общие в семье). Говоря об этом, Татьяна Сергеевна всегда уточняла, что привычки в семье имеют огромное значение, а привычки образа жизни создаются в детстве в семье мужа. Значит, если с детства он привык к беспорядочному образу жизни, беспорядок в будущей жизни и останется. Если был бездельником, то труд для него так и останется докучной обязанностью, не более.

    Раннее детство Галины Александровны прошло в Москве, в 1947 г. она поступила в школу. Первым ее учителем стала заслуженная учительница Анна Михайловна Брук. Она была почтенного возраста, и вся ее жизнь была посвящена воспитанию маленьких детей. Время было достаточно тяжелое – недавно закончилась война, в классе было много детей-сирот, практически все были из малообеспеченных семей, но она старалась сделать так, чтобы дети были окружены вниманием и заботой в школе, рассказывала им, как вывозила детей в эвакуацию и там занималась с ними, стараясь, чтобы они не отставали в учебе.

    Как вспоминает сама  Галина Александровна, школа, в которой она училась, была обычной московской средней школой, но почему-то в ней преподавали испанский язык (всего в Москве было две таких школы).

    – У нас была замечательная учительница испанского языка – Маргарита Ивановна Викулова – молодая, очень красивая, добрая, приветливая, и мы все девчонки (школа была женская) были в нее влюблены и с удовольствием учились. В это время в домах-интернатах было много испанских детей, вывезенных в нашу страну во время гражданской войны в Испании, и часто организовывались встречи с ними, устраивались совместные концерты, встречались с делегациями, приезжавшими из Испании. Но в этой школе Г.А. проучилась до 5 класса, а потом семья переехала в другой район Москвы, и школу пришлось поменять.

       – Пока я училась в начальной школе, мы жили в доме, где проживали многие сотрудники Военно-юридической академии. Среди них такие известные ученые как С.Н. Братусь, А.И.Лепешкин, С.С. Студеникин, В.М. Чхиквадзе, М.М. Шаламов. И если для всех они были ученые, профессора, доценты, то для нас, детей – дядя Леша, дядя Сеня и т.д. Они часто приходили к нам в гости: В.А. Власов, Ц.А. Ямпольская, совсем еще молоденькая аспирантка Салищева Н.Г. и др. Так что я с самого детства была окружена учеными-юристами, конечно, это не могло впоследствии не сказаться на выборе профессии и отношении к делу, которое я выбрала.

    Мы переехали в новый район, это был действительно новый район – Октябрьское поле, улицы которого назывались по номерам полков, стоявших здесь во время революции 1917 г. На 6-ой ул. Октябрьского поля, где мы получили квартиру (теперь ул. Маршала Бирюзова), был построен целый городок, для сотрудников различных военных академий – академия им. М.В. Фрунзе, военно-юридическая академия и др.

     Поскольку это была новостройка, то в новой школе не было сложностей в знакомстве с коллективом: почти все в классе – новички. И здесь в классе у меня появилась подруга, с которой мы дружим до сегодняшнего дня. Мы с ней тезки – Галина Александровна Сычева (Жигачева). Мы с ней были свидетелями на свадьбе друг друга, в результате она прожила с мужем 47 лет, а я – 45.

     Школа советского времени оказывала очень большое влияние на воспитание и формирование личности. Ведь в школе мы не только учились. В то время телевидение было слабо развито, мало у кого были телевизоры, да и программы шли только три раза в неделю. У нас был телевизор – маленький,  с линзой, и в дни передач у него собиралась не только вся наша коммунальная квартира, но и знакомые из других квартир. Не было компьютеров, интернета, поэтому много времени мы проводили в школе. Пионерская организация, комсомол объединяли нас, воспитывали чувство коллективизма, дружбы, ответственности. Нам хотелось заниматься какими-то важными, с нашей точки зрения, делами. Мы радиофицировали школу и на переменах устраивали радиопередачи о делах школы, организовали кукольный театр. Съездили в театр Образцова, где нам объяснили, как изготавливать кукол, все дружно трудились и подготовили спектакль, который показывали младшим классам, был также театральный кружок, и со спектаклями мы выступали в других школах и в организациях и на предприятиях нашего района.

    Часто мы ходили в театр, смотрели все спектакли по произведениям, которые изучались, ходили в музеи, ездили на экскурсии, в том числе в Ясную Поляну, Спасское-Лутовиново. В общем, жизнь была интересной, разнообразной.

     До сих пор мы два-три раза в год встречаемся у нашего классного руководителя – учителя литературы Лии Николаевны Козловой. Она уже совсем старенькая, но следит за нашими делами, радуется нашим успехам. Думаю, что все, что было в школе, оставило свой след на всю жизнь и во многом определило наши дальнейшие пути.

     После окончания школы, – вспоминает Галина Александровна, – я поступила в МГУ на юридический факультет. После первого курса мы ездили на целину в Петропавловскую область, Булаевский район. Были мы там долго, почти четыре месяца, это был год, когда урожай зерна был очень большой. Наш отряд возглавляли Ю.М. Козлов и В.Д. Попков. Условия жизни и работы, мягко говоря, были плохие. Жили сначала в зернохранилище, а затем – в вагончиках, питание было ужасным, но никто не унывал. Молодость ко всему относилась легко. Много работали, очень уставали, но все равно по вечерам устраивали костры, организовывали концерты для местных жителей. Пребывание на целине очень сплотило всех, кто был в нашем отряде, и когда мы вернулись в Москву, то долго те, кто с нами не ездил, были в стороне от нас. Затем каждый год летом мы работали в стройотрядах. Училась я в университете хорошо, всегда стремилась не подвести отца, не уронить уважение к достаточно известной в юридическом мире фамилии.

     Преподаватели на юрфаке были великолепные. Лекции читали такие корифеи как Кечекьян С.Ф., Александров Н.Г., Галанза П.Н., Денисов А.И., Остроумов С.С. Занятия проводили молодые, но талантливые и очень яркие преподаватели: А.А. Мишин, Ю.М. Козлов, Г.А. Кригер, Д.Л. Златопольский, О.И. Чистяков, С.Д. Цыпкин и др.

      В те годы студенческая жизнь в университете была очень интересной и разнообразной. Студенты активно занимались спортом. На юрфаке была лучшая команда по водному поло, сильная волейбольная команда и прекрасная команда девочек по художественной гимнастике.

    Много внимания уделялось самодеятельности. В МГУ проводились ежегодные конкурсы, на которых юрфак постоянно занимал первые места. В конкурсе принимали участие не только студенты, но и аспиранты и преподаватели, так проф. П.Н. Галанза читал басни, аспирант О.Е. Кутафин играл на скрипке.

     Университет я окончила успешно, правда, без красного диплома, т.к. на первом курсе получила тройку по абсолютно не трудному предмету – судебная статистика, – вспоминает Галина Александровна. – Этот предмет нам читал удивительнейший человек – Сергей Сергеевич Остроумов. Его лекции – это были мини-спектакли, я до сих пор помню интонации, с которыми он нам рассказывал о Ламброзо. На пятом курсе хотела после гос. экзаменов пересдать этот предмет, но папа сказал, что выпускной курс был сложным и не имеет значения, какой диплом я получу – красный или обычный, здоровье важнее. И т.к. он уезжал в командировку в Киев, то, опасаясь, что я все-таки решу пересдавать, забрал меня с собой и отправил назад в Москву только в день вручения дипломов.

     Во время учебы мы часто посещали театры, особенно любили театр Вахтангова и театр Маяковского, пересмотрели там весь репертуар; ходили на выставки в различные музеи. Очень интересные были вечера в политехническом музее и спортзале Лужники, там выступали молодые поэты: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Н. Доризо, Б. Ахмадуллина, Н. Матвеева и многие другие; барды: Ю. Визбор, А. Якушева, Ю. Ким. В общем, жизнь была очень разнообразной, активной, что, впрочем, не мешало хорошо учиться.

    По окончании юрфака МГУ я была направлена по распределению на работу в издательство «Юридическая литература» редактором-стажером. Приступив к работе, сразу же поступила учиться в Московский полиграфический институт по программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов с высшим образованием по специальности Редактирование книжно-журнальных изданий.

   Работать в издательстве в редакции административного права и советского строительства было интересно, но достаточно трудно. Только окончив учебу, надо было редактировать работы своих учителей, делать какие-то замечания по содержанию, а в душе сохранялись почтение и уважение к ним и в силу этого смущение в общении. Но надо отметить, что они прекрасно понимали мое состояние и всячески поддерживали и подбадривали. Среди авторов, с которыми мне пришлось работать, были такие замечательные люди как Д.Л. Златопольский, В.И. Ремнев, И.Н. Кузнецов, Б.Н. Габричидзе и др. В издательстве был отличный дружный коллектив. Школу редакторов здесь прошли такие известные юристы как: д.ю.н. Лазарев Б.М., д.ю.н. Михалева Н.А., д.ю.н. Морозова Л.А., проф. Студеникина М.С. и многие другие известные в юридической науке люди.

      Работая в издательстве, я поступила учиться в заочную аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР в сектор конституционного права. Научным руководителем у меня был доктор юридических наук В.Ф. Коток. Учеба в аспирантуре дала возможность общаться со многими учеными, как старшего поколения – М.И. Пискотин, М.А. Шафир, В.И. Ремнев, Е.В. Шорина, Ц.А. Ямпольская и др., так и с  молодыми, впоследствии ставшими известными учеными: Б.М. Лазарев, И.Ш. Муксинов, И.А. Азовкин, Б.Д. Клюкин и др.

    Тема моей диссертации была «Контрольные полномочия Советов». Работая над диссертацией, много времени проводила в библиотеке им. В.И. Ленина. Компьютеров и интернета не было, поэтому информацию получали из первоисточников. Я убеждена, что работа в библиотеке, поиск по картотеке нужных источников и работа с ними в зале библиотеке, где сама атмосфера способствует  творчеству, дают очень много для научной работы.

    Практический материал для диссертации я собирала в различных районах страны. Месяц ездила по Горьковской (теперь Нижегородской) области, знакомилась с работой областного, городского, районных и сельских Советов народных депутатов.

    Отношения с Кутафиным О.Е. 

    На юридическом факультете МГУ в студенческие годы занимались общественной работой в комсомоле, затем работали на юридическом факультете МГУ. Надо отметить, что Олег Емельянович был очень целеустремленным человеком, со студенческой скамьи занимался научной работой в научных кружках, затем аспирантура, успешная защита диссертации, успешное сочетание научной работы, административной (был зам. декана юрфака МГУ, затем ректором ВЮЗИ), общественной. В 60-х годах он работал вместе с моим отцом в Обществе «Знание» РСФСР, отец был председателем этого общества, а О.Е. – его заместителем. И отец всегда очень хорошо о нем отзывался и как об ученом, и как о человеке.

     Я не могу сказать, что мы были близкими друзьями, но теплые дружеские отношения сохранялись все время. При встречах, даже в коридоре академии, он всегда интересовался, как дела на работе, дома, не нужна ли какая помощь. Принципиально не называл меня по фамилии мужа, всегда обращался – Лунева и говорил: «Ты для меня всегда только Лунева!».

     Особо хотелось бы отметить внимательное отношение Олега Емельяновича к людям, независимо от их статуса. Можно представить, сколько людей обращались к нему с различными просьбами, и он никогда не отказывал. Мне тоже приходилось обращаться к нему с просьбами, и он всегда помогал. Так в 1991 г. я приняла решение уйти с работы из Академии МВД и обратилась к О.Е. Кутафину с просьбой взять меня на работу в Московский юридический институт (так называлась наша Академия), и буквально в течение нескольких дней вопрос был решен, и вот уже 20 лет я с удовольствием работаю в этом учебном заведении. 

     В 1998 г. Институт государства и права Академии Наук направил большую группу ученых в республику Армения. Меня включили в эту группу для сбора материала по теме диссертации. Полтора месяца мы ездили по всей республике, изучая практику деятельности Советов. По просьбе работников Верховного Совета Армении мне было поручено подготовить проект Положения о постоянных комиссиях Верховного Совета Армении. Впоследствии это Положение было принято  и вошло в мою диссертацию как практическая реализация выводов и предложений, сформулированных в диссертации.

     В работе над диссертацией мне много помогала моя мама. Работа писалась от руки, а мама перепечатывала на пишущей машинке. Вообще она была нашим домашним секретарем. В 1946 году папа привез из Германии пишущую машинку, и с тех пор все работы папы и мои перепечатывались мамой.

      В 1963 г. я вышла замуж за Кузьмичева Всеволода Владимировича, сотрудника внешней разведки. Несколько лет мы были в командировке за рубежом, незадолго до этого у нас родился сын Кирилл, и я была настроена на окончание работы над диссертацией и воспитание сына.

     Вернувшись из командировки, где мы пробыли с мужем целых десять лет, я поступила на работу на кафедру административного права МГУ. Мне очень везло в жизни на общение с замечательными людьми. В то время кафедрой руководил выдающийся ученый-административист Ю.М. Козлов, так что было у кого учиться и глубже познавать такую всегда актуальную, но достаточно сложную отрасль права – административное право. Кафедра была очень дружной. Здесь работали такие известные ученые как С.Д. Цыпкин, В.В. Бесчеревных, Н.И. Побежимова, Е.С. Фролов. Под руководством Ю.М. Козлова на кафедре кипела научная работа. Издавались учебники, учебные пособия, статьи. При кафедре была создана научная лаборатория правовых проблем управления, возглавляемая Е.С. Фроловым. Лаборатория подготавливала и издавала сборники научных статей «Управление и право», в которых публиковались ученые административисты всего Советского Союза и стран народной демократии. Так в первом выпуске были опубликованы статьи М.И. Пискотина, В.Д. Сорокина, В.М. Манохина, Ю.М. Козлова, А.Е. Лунева, В.С. Прониной, В.А. Юсупова, Л.Л.Попова, А.П. Шергина.

     В то время научные связи были очень широкими – многие ученые со всех концов СССР приезжали в МГУ на конференции, круглые столы, стажировку. И преподаватели юрфака также ездили  и по стране, и за границу.

       Галина Александровна – счастливый человек, как она сама сказала, ей в жизни очень повезло. Кроме того, у нее любимая работа в МГЮА имени О.Е. Кутафина, с которым она долгие годы дружила, любимые ученики, которым она передает свой бесценный опыт ученого-педагога, а главное – наука, которая, по словам А. Энштейна, может не все, но человечество не придумало ничего лучшего для улучшения своей жизни. Но какой бы совершенной она себе ни казалась – она бесполезна, если ее достижения не известны людям и не используются ими при  решении практических задач. По словам известного юриста конца XIX в. С.И. Баршева, чтобы право жило в обществе, оно должно жить в каждом из нас. То же можно сказать и о науке: она должна жить не только в умах ученых и лежать на полках, но и жить в практике и улучшать ее.

    Действительно, в жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отчет, как ведем отчет от высоты уровня моря. Так вот, считает Галина  Александровна, задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья в жизни. И свое личное счастье тоже не остается вне этих задач. Но главное – счастье окружающих, тех, кто ближе. Это коллектив кафедры, где Галина Александровна трудится свыше двадцати лет.

    Жизнь – это творчество, особенно творчество ученого, которому Галина Александровна отдает себя целиком.

      Мы говорим, что профессия ученого, педагога связана с важнейшими человеческими ценностями, образующими классическую триаду – истины, добра и красоты. Можно с уверенностью сказать, что Галина Александровна обладает всеми этими замечательными качествами.

     Говорят, что возраст очень сильно меняет людей: мы становимся кто благодушнее, кто равнодушнее, кто приобретает порой не самые лучшие привычки. А Галина Александровна какой была в молодые годы, такой и осталась, словно время не властно над ней.

Д.К. Нечевин
(МГЮА имени О.Е. Кутафина)

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях