В статье раскрывается деятельность полиции Кореи.
№ 11 (90) 2015г.
Приводится ряд документов, которые в разное время регулировали деятельность полиции. Автор анализирует историю формирования и функционирования различных видов корейских полицейских структур. Всестороннему исследованию подвергаются современная структура полиции Кореи. Подчеркивается, что полиция выполняет как оперативно-розыскные, так и уголовно-процессуальные действия.
Biryukov P. N.
THE POLICE OF REPUBLIC OF KOREA: GENERAL PROVISIONS
This article brings to light the activity of the law enforcement agencies in Republic of Korea. The author presents a number of documents, which at different times have regulated the activity of Korean Police. The article analyzes the history of the formation and operation of different Korean law enforcement agencies. The author subjects to comprehensive study the present-day Korean police structure. The author notes that the police in Republic Korea conducts both investigation/surveillance and criminal/procedural activities.
I. История и правовая основа деятельности полиции Республики Корея
В 1910 году во время японской оккупации (1910 - 1945) в Корее было учреждено Полицейское бюро под началом генерал-губернатора в Чосоне. Это приостановило функционирование существовавшей полицейской системы. С окончанием Второй Мировой войны 15 августа 1945 года Корея восстановила свою независимость. В это время страна страдала от беспорядков и хаоса, не имея организованной системы, которая могла бы обеспечить мир и общественный порядок. 17 августа 1945 г. Подготовительный комитет учредил независимую организацию для образования Корейской Республики. Это поспособствовало установлению общественного мира и порядка до тех пор, пока 9 сентября армия США не вошла на территорию Кореи.
21 октября 1945 года была учреждена Полицейская административная служба под началом Военного Правительства США, со своими отделениями в каждой провинции. 1 января 1946 года Приказом Военной Администрации N 23104 Полицейское административное бюро было преобразовано в Полицейский административный департамент. Впоследствии отделения полиции в провинциях были реорганизованы в районный полицейские бюро (9 районов).
Новое правительство страны, которое 15 августа 1948 г. заявило об образовании Корейской Республики, сложило свои полномочия перед Военным Правительством США 13 сентября 1948 г. Полицейская система перестала функционировать в качестве самостоятельного департамента и стала действовать как служба в рамках Министерства внутренних дел.
17 июля 1948 года Законом «О государственном устройстве» было установлено, что МВД должно заниматься вопросами местного самоуправления, выборами, органами безопасности, противопожарной службой, дорогами, мостами, реками, водоснабжением, строительством и статистикой, обеспечивать общественный мир и порядок.
3 сентября 1948 года Полицейский административный департамент стал подчиняться Охранному Бюро МВД; главные управления местной полиции перешли под контроль губернаторов провинций.
Поскольку Национальное Собрание (парламент) было распущено законом о введении чрезвычайного военного положения, 17 октября 1972 года правительство неожиданно приняло решение о так называемой «Октябрьской реставрации».
В 1974 году корейское правительство начало исследование полицейской системы с тем, чтобы восстановить должное ее функционирование. Охранное бюро было преобразовано в Главное охранное управление, а глава Охранного бюро был повышен в должности до руководителя Главного охранного управления на уровне заместителя министра. 24 декабря 1974 года Охранное бюро МВД было реорганизовано в Главное охранное управление с тремя департаментами.
Современная структура общественной безопасности в Корее существует с 1991 года, когда вступил в силу Закон о полиции.
В настоящее время за публичный порядок и безопасность в Корее отвечает Министерство правительственного управления и внутренних дел (далее МВД). Ему и подчиняется Национальное полицейское агентство (далее НПА).
Деятельность полиции в Республике Корея регулируется большим количеством нормативных актов. Главными из них являются: Закон о полиции, Закон о выполнении обязанностей сотрудниками полиции, Постановление о введении в действие Закона о выполнении обязанностей сотрудниками полиции, Закон о помощи в исполнении обязанностей полицией, Закон об офицерах полиции, Кодекс поведения официальных должностных лиц, УПК и другими нормативными актами.
Согласно указанным документам в обязанности полиции входят:
- защита жизни, здоровья и собственности;
- предупреждение, пресечение и расследование преступлений;
- выполнение охранных обязанностей, сопровождение особо важных персон и операции по противодействию шпионажу;
- сбор, обработка и распространение информации о состоянии публичной безопасности;
- регулирование дорожного движения и предупреждение правонарушений в этой сфере;
- поддержание общественного порядка.
Полиция Кореи должна «сохранять беспристрастность и объективность как истинный слуга обществу и не злоупотреблять своими полномочиями».
-
Структура полиции Кореи
В рамках МВД для обсуждения и решения вопроса относительно полицейской администрации был учрежден Полицейский комитет (далее "Комитет"). В состав Комитета входят семь членов, включая председателя. При этом председатель и пять членов действуют на непостоянной основе, а один - на постоянной (он должен являться политическим деятелем). Два непостоянных члена должны быть судьями.
Все члены Комитета назначаются на должность Президентом по рекомендации Министра внутренних дел, поданную с одобрения Премьер-Министра. Министр, давая рекомендацию, должен стремиться сохранить политический нейтралитет полиции.
Не могут являться членами Комитета лица, которые: а) являлись членом политической партии, если с даты выхода этого лица из политической партии не прошло три года; б) являлись членом выборного государственного органа, если с даты отставки не прошло три года; в) находились на службе в полиции, прокуратуре, а также в Национальной службе по интеллектуальной собственности или на военное службе, если с даты отставки прошло менее трех лет; г) указаны в списке государственных должностей, перечисленные в ст. 33 закона «О государственных должностных лицах» (дисквалифицированные, осужденные с непогашенной судимостью и т.д.).
Срок пребывания в Комитете - три года. Члены Комитета не могут быть переизбраны два раза подряд. Если член Комитета присоединяется к какой-либо политической партии, он должен уйти в отставку.
Комитет занимается обсуждением, прежде всего, следующих вопросов: а) кадров центральных полицейских структур, персонала, бюджета, оборудования, связи, а также расширения полномочий полиции; б) защитой прав человека органами полиции; в) запросов других национальных служб, связанных с взаимодействием по делам, не входящим в компетенцию полиции; г) сотрудничества центральных полицейских подразделений с полицией специальных самоуправляющихся провинций.
НПА возглавляет Генеральный комиссар, который назначается Министром внутренних дел и утверждается решением Правительства.
Согласно ст. 1 закона о полиции, региональные полицейские агентства находятся под контролем специально уполномоченного мэра столицы, мэра столицы и губернаторов (далее «мэры городов / губернаторы»), а полицейские участки закрепляются под контролем комиссаров региональных полицейских агентств.
Комиссар НПА назначается на должность Президентом по рекомендации Министра внутренних дел через премьер- министра с согласия Комитета. По поводу назначения Комиссара на должность в Национальном Собрании (парламенте Кореи17) проводятся слушания.
Комиссар НПА обладает широким объемом полномочий относительно национальной полиции. Он контролирует НПА, а также руководит главами национальных полицейских агентств.
Срок полномочий Комиссара составляет два года; он не может занимать эту должность два срока подряд. В случае, если Комиссар НПА, исполняя свои обязанности, нарушит Конституцию либо иной нормативный правовой акт, Национальное Собрание может принять решение о выдвижении против него обвинения.
В структуре центрального аппарата НПА имеются бюро, департаменты и отделы.
Названия организаций, подведомственных НПА, распределение дел среди них, численность должностных лиц устанавливается Указом Президента или постановлением Министра с учетом положений ст. 2 (4) и (5) Закона о государственном устройстве.
В соответствии со ст. 14 закона о полиции в каждом региональном полицейском агентстве (далее РПА) учреждается должность комиссара, который руководит им. Комиссар РПА контролирует дела полиции на территории, подпадающих под его юрисдикцию.
Согласно ст. 16 закона о полиции под контролем мэра города / губернатора создается Совет обеспечения общественной безопасности. Совет решает вопросы, связанные с управлением общественной безопасности. Организация и функционирование Совета регулируется Указом Президента.
В каждом полицейском участке есть свой начальник полиции. Он под началом комиссара РПА руководит подразделением полиции, находящимся под его юрисдикцией («на районе»).
Названия, месторасположение, юрисдикция, внутренние подразделения и численность должностных лиц РПА и полицейских участков и другие детали устанавливаются Указом Президента или Постановлением Министра внутренних дел.
III. Сотрудник полиции
Статья 2 закона о должностных лицах полиции устанавливает классификацию званий офицеров национальной полиции. В их числе: Commissioner General - генеральный комиссар; Chief Superintendent General; - главный генеральный суперинтендант; Senior Superintendent General - старший генеральный суперинтендант; Superintendent General - генеральный суперинтендант; Senior Superintendent -- старший суперинтендант; Superintendent - суперинтендант; Senior Inspector - старший инспектор; Inspector - инспектор; Assistant Inspector - помощник инспектора; Senior Patrol Officer - старший патрульный офицер; Patrol Officer - патрульный офицер.
Закон о должностных лицах полиции предусматривает исключения из закона «О государственных должностных лицах» с учетом специфики деятельности персонала, обучения, подготовки, службы, гарантий и т. д., должностных лиц национальной полиции, обусловленных важностью их статуса, особенностей службы, ответственности и обязанностей.
В соответствии со ст. 4 закона о должностных лицах полиции учрежден Комитет управления персоналом полицейских офицеров (далее Комитет по персоналу). Комитет по персоналу занимается следующими вопросами: 1) кадры полиции, стандарты, генеральный план управления кадрами; 2) вопросы, относительно изменений и отмены этого Закона и иных актов, принятых в соответствии с ним и касающихся управления кадрами офицеров полиции; 3) другие вопросы, переданные на рассмотрении комитета Генеральным комиссаром.
Кадровые решения относительно старшего суперинтенданта и вышестоящих офицеров полиции принимаются Президентом с согласия Премьер-министра по рекомендации Генерального комиссара. Перевод на другую должность, отпуск, увольнение, понижение в должности, приостановление службы, и восстановление в должности суперинтендантов принимается Генеральным комиссаром. Кадровые решения относительно суперинтендантов и низших по званию офицеров принимаются Генеральным комиссаром.
Генеральный комиссар делегирует часть своих полномочий по принятию кадровых решений главам РПА и комиссару каждого столичного / провинциального агентства.
Офицеры полиции назначаются из числа лиц, обладающими «устойчивыми физическими и психическими показателями». Не могут быть назначены на должность офицера полиции следующие лица: а) не имеющие гражданства Республики Корея; б) имеющие гражданство нескольких государств (ст. 11-2 (1) Закона «О гражданстве»19; в) признанные ограниченно дееспособным или недееспособным; г) признанные банкротом и не восстановленное в своих правах; д) лишенные права занимать должности в государственной службе или подвергшееся иному более тяжкому наказанию по приговору суда; е) с отсрочкой исполнения приговора; ж) в отношении которых принято решение об увольнении от должности в качестве дисциплинарного наказания.
Новые сотрудники (суперинтенданты или патрульные офицеры) назначаются на должность по результатам открытого конкурса. Чтобы быть впервые назначенным на должность инспектора, выпускник Корейского государственного полицейского университета (КГПУ) или иное лицо, удовлетворяющее квалификационным требованиям, которое было отобрано по результатам конкурса (далее "курсант"). Курсант также должен пройти обучение и тренировочные курсы, а также успешно сдать экзамены.
В любом из нижеперечисленных случаев лицо может быть заново принято на службу, пройдя специальный конкурс в случаях, когда оно: а) пребывало в отставке, в пределах двух лет с момента ухода со службы; при этом отставник назначается на должность, на которой пребывал до отставки; б) в соответствии с Законом о государственных должностных лицах назначается в качестве Суперинтендента или высшего по званию офицера полиции; в) сдало экзамен на адвоката согласно Закону «Об адвокатском экзамене»; г) намеревается служить в особых районах (острова или отдаленные местности); д) свободно владеет иностранным языком; д) назначается на должность в полиции провинции Чеджужо.
Статья 8-2 закона о полиции регламентирует санкции в отношении сотрудников, уличенных в недобросовестном поведении. В частности, Генеральный комиссар НПА приостанавливает или аннулирует результаты экзамена в отношении кандидата, уличенного в недобросовестном поведении во время сдачи экзамена для офицера полиции или прохождения открытого конкурса для курсантов; они также лишаются права сдачи экзамена на пять лет.
Лицо, обладающее полномочиями на принятие кадровых решений, заполняя вакансий на должность офицера полиции, в случае если количество зарегистрированных кандидатов недостаточно, вправе назначить на должности иных лиц, которые были подготовлены другими структурами.
При назначении суперинтенданта или более высокого по званию офицера полиции впервые ему устанавливается испытательный срок в один год. После этого он назначается на постоянной основе в день, следующий за днем, когда заканчивается испытательный период. При этом в испытательный срок не включается период отпуска, период временного отстранения от должности или снижение жалования вследствие дисциплинарного проступка. Если офицер в течение испытательного срока демонстрирует слабые навыки в ходе службы, обучения, тренировок, он может быть уволен или может быть сделана рекомендация на увольнение этого офицера полиции, несмотря на положения ст. 68 Закона «О государственных должностных лицах».
Испытательный срок может не назначаться в случаях, когда: а) речь идет о выпускнике КГПУ или курсанте, который только завершил курс обучения и назначается в качестве инспектора; б) офицер, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям, необходимым для повышения в звании, как установлено в Указе Президента, успешно прошел открытый конкурс, предназначенный для такого повышения; в) отставной офицер сдал экзамен на должность, в которой находился на момент своей отставки; г) независимый офицер полиции назначен в качестве офицера полиции эквивалентного звания.
Генеральный комиссар занимается планированием и координацией обучения и подготовки, чтобы обеспечить к ним равный доступ офицеров полиции.
Во времена войны, беспорядков и других чрезвычайных ситуаций, во время проведения спецоперации, или если кризис может привести к катастрофам и разрушению государственной собственности, лицо, вправляющее и руководящее офицерами полиции не вправе отказаться от исполнения своих обязанностей, прекратить свои обязанности или позволить офицерам полиции отступить или оставить пост без законного основания.
В соответствии с законом «О государственных должностных лицах» в рамках центрального аппарата НПА, каждого столичного/провинциального полицейского агентства, каждого полицейского института учреждается Комитет омбудсмена. Он обеспечивает консультирование офицеров полиции по вопросам управления персоналом и рассмотрение жалоб. Заявления офицеров полиции на пересмотр результатов экзаменов и обсуждение вопросов по управлению персоналом, а также результаты экзамена на суперинтенданта и старших по званию офицеров полиции рассматриваются и разрешаются Центральным комитетом омбудсмена.
Правила по дисциплине суперинтенданта и старших по званию офицеров полиции принимаются дисциплинарным комитетом, учрежденным министром. Каждый полицейский институт и учреждает собственный дисциплинарный комитет для принятия правил по дисциплине для старшего суперинтенданта и низших по званию офицеров полиции. Организация, юрисдикция и функционирование комитетов по дисциплине офицеров полиции и другие важные вопросы регулируются Указом Президента.
Дисциплина офицеров полиции поддерживается главой компетентного института, в котором учреждается соответствующий Комитет (ст. 27 закона о полиции). Увольнение, перевод на другую должность, понижение в должности или отстранение от должности осуществляется лицом, обладающим полномочиями по принятию кадровых решений для офицеров полиции, подчиняющимся такой дисциплине. Вместе с тем, понижение или отстранение от должности с поста генерального суперинтенданта или старшего по званию офицера полиции или увольнение или перевод на другую должность суперинтенданта или старшего по званию офицера полиции реализуется Президентом через Министра. В то же время понижение или отстранение с поста старшего суперинтенданта и суперинтенданта осуществляется Генеральным комиссаром НПА.
Генеральный комиссар выступает в качестве ответчика по административному иску об оспаривании дисциплинарного взыскания, отпуска, увольнения или других неблагоприятных решений.
Любой офицер полиции, нарушивший положения закона о полиции или закона о государственный должностных лицах во время войны, беспорядков или других чрезвычайных ситуациях, или во время проведения операции должен понести наказание в виде лишения свободы на срок не менее трех лет. Офицер, нарушивший ст. 18 закона о государственный должностных лицах во время любого кризиса, повлекшего многочисленные жертвы, несет наказание в виде лишения свободы на срок, не менее чем семь лет.
Монография посвящена анализу современных проявлений экстремизма и терроризма. Приведены законодательные и доктринальные определения экстремизма и терроризма, охарактеризованы основные формы и методы экстремистской и террористической деятельности. Определены характерные черты международного экстремизма и терроризма, разработаны предложения и рекомендации по усовершенствованию приемов и способов противодействия данным явлениям, оптимизации форм и методов деятельности субъектов борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Предназначена для профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников образовательных и научно-исследовательских организаций системы МВД России, сотрудников правоохранительных органов и работников правозащитных организаций.