В статье раскрывается деятельность полиции Великобритании. Приводится ряд документов, которые в разное время регулировали деятельность полиции.
Автор анализирует историю формирования и функционирования различных видов полицейских структур Великобритании. Всестороннему исследованию подвергаются современная структура полиции. Подчеркивается, что полиция выполняет как оперативно-розыскные, так и уголовно-процессуальные действия.
Организация и функционирование полиции в Великобритании регулируется следующими законами: «О полиции» 1964 г., «О полиции Шотландии» 1967 г.; «О полиции и уголовно-правовом доказывании» 1984 г., «О полиции» 1996 г., «О полиции Северной Ирландии» 2000 г., «О реформе полиции» 2002 г., «О серьезной организованной преступности и полиции» 2005 г., «О реформе полиции и социальной ответственности» 2011 г. и др. Уголовно-процессуальная деятельность полиции регламентируется законом «Об уголовном судопроизводстве и публичном порядке».
В Великобритании существуют четыре типа полицейских структур.
Первый. Территориальные полицейские силы, сфера ответственности которых покрывает всю территорию. Эти образования известны как «внутренние полицейские силы» (Home Office police forces) и руководствуются законами о полиции 1967, 1996, 2000 гг. и другими нормативными актами. Каждое территориальное подразделение возглавляет шеф-констебль (the Chief Constable) или комиссар (Commissioner). Каждое территориальное подразделение покрывает одно или несколько графств (counties) в соответствии с реформой 1974 г. Они обеспечивают безопасность в Англии и Уэльсе, исключая Большой Лондон. В приложении к Закону «О полиции» 1996 г. указаны 43 подразделения с зонами их ответственности. В настоящее время в этих полицейских органах насчитывается свыше 150 тыс. сотрудников.
С территориальными подразделениями полиции сотрудничают восемь антитеррористических подразделений (например, South East Counter Terrorism Unit).
Закон «О полиции Шотландии» 1967 г. установил восемь полицейских территориальных подразделений в этой части Великобритании. Полицейские Шотландии наделены большими полномочиями. В их компетенцию включены также дела о национальной безопасности, терроризме, поджогах и незаконном обороте наркотиков. В настоящее время в полиции Шотландии служит около 20 000 полицейских.
Полиция Северной Ирландии была сформирована в 1922 г. после основания свободного Ирландского государства. Она была реформирована после Договора Святой пятницы. В настоящее время в полиции насчитывается свыше 8 000 сотрудников и действует она на основании Закона «О полиции Северной Ирландии» 2000 г.
Второй. Специальные полицейские силы, имеющие вне- территориальную юрисдикцию (например, антитеррористические подразделения и др.). Они действуют на основании закона 2005 г. и других законов общего характера.
Так, согласно Закону «О борьбе с терроризмом, преступностью и безопасностью» 2001 г. транспортная полиция и военная полиция имеют компетенцию в отношении преступлений, перечисленных в данном нормативном акте.
Основополагающим актом для военной полиции является Закон «О полиции Министерства обороны» 1989 г. и Закон «Об армии» 1955 г. Военная полиция действует в системе Министерства обороны и насчитывает свыше 4 000 сотрудников. Они не являются «констеблями» и их полномочия ограничиваются деяниями, указанными в секциях 208А и 209 Закона «Об армии». Вместе с тем патрули военной полиции могут осуществлять полицейские функции на отдельных территориях.
Полиция ядерной безопасности относится к Министерству энергетики и изменениям климата. В ее компетенцию входит обеспечение ядерной безопасности Великобритании и некоторые вопросы экологии, однако ее ответственность не распространяется на территорию Северной Ирландии.
Национальное агентство по борьбе с преступностью было создано в 2013 г. для противодействия преступности высоких технологий и организованной преступности.
Шотландское агентство по борьбе с преступностью и наркотиками действует на территории Шотландии на основании Закона «О полиции, публичном порядке и уголовной юстиции» 2006 г. и насчитывает около 300 сотрудников.
Третий образуют т.н. «неполицейские агентства» (nonpolice law enforcement agencies). К ним относятся: Служба здоровья и безопасности (Health and Safety Executive), Агентство по мореплаванию и рыболовству (Marine and Fisheries Agency), Шотландское агентство по защите рыболовства (Scottish Fisheries Protection Agency), т.н. МЧС Великобритании, некоторые иные ведомства.
Формально указанные структуры не являются органами полиции, но имеют ограниченные полицейские полномочия. Их сотрудники не являются полицейскими офицерами, однако могут пользоваться статусом, аналогичным статусу сотрудников органов правопорядка. Юридическим основанием для этого является закон 2000 г., регулирующий полномочия по расследованию. Сотрудники указанных ведомств вправе входить в офисы и производственные помещения, изымать документы, разыскивать подозреваемых, проводить совместные операции территориальными и специальными полицейскими органами.
«Иные ведомства» представлены несколькими структурами.
Так, Служба по пожарам и чрезвычайным ситуациям имеет 48 подразделений по всей Великобритании и занимается расследованием пожаров и нарушений правил безопасности, повлекших тяжкие последствия.
Служба по торговым стандартам, охране здоровья и публичной защите (Trading Standards, Environmental Health and Public Protection) также может осуществлять некоторые правоохранительные функции.
Четвертый — «иные полицейские силы» (miscellaneous police forces). Данные структуры основаны и действуют на старом законодательстве или общем праве. Они несут ответственность за правопорядок в пределах специальных территорий (доки, порты, парки и т.п.) или в отношении отдельных видов деятельности (отдельные деяния по закону о безопасности на железных дорогах и транспорте 2003 г.).
Так, например, Туннельная полиция Мерси (the Mersey Tunnels Police) действует на основании законов о графстве Мерсисайд 1980 г. и общего права (common law). Кембриджская университетская полиция руководствуется Законом «Об университетах» 1825 г.
Все полицейские формирования автономны, но имеют общие черты:
- Все они имеют команды офицеров, отвечающих за общую охрану правопорядка (патрулирование, непосредственное пресечение преступлений и др.).
- Органы на местах имеют сотрудника, ответственного за связь с населением и местными органами власти.
- Во всех структурах имеется департамент уголовных расследований (Criminal Investigation Departments), в состав которого входят детективы.
- Все полицейские силы имеют специализированные подразделения, связанные с различными аспектами полицейской деятельности (дорожное движение, пожары, вооруженная поддержка и др.). В столичной полиции, кроме того, функционируют специальные отделы наподобие Группы дипломатической защиты, Антитеррористической команды.
Правам полицейских в уголовном процессе посвящена часть IV Закона «Об уголовном судопроизводстве и публичном порядке» 1994 г.
Закон «О полиции и уголовно-процессуальном доказывании» 1984 г. предусматривает широкие полномочия по розыску и задержанию лиц в случае «разумных подозрений» (reasonable suspicion). Так, констебль может войти и осуществлять поиск в помещениях, занимаемых или находящихся под контролем подозреваемого, если он имеет разумные основания подозревать, что там находятся доказательства или разыскиваемое лицо.
Для личного осмотра констебль в штатском должен идентифицировать себя и показать свой значок. Им должны быть указаны: а) имя констебля и номер полицейского участка, в котором он работает; б) фактические и правовые основания осмотра; в) доступность документа об осмотре в течение двенадцати месяцев по запросу.
В случае осмотра припаркованного автомобиля, находящегося без владельца, констебль оставляет уведомление об этом с указанием времени и произведенного действия, ФИО констебля и наименование полицейского участка, в котором он работает; информации о том, что может быть предъявлен иск о возмещении причиненного ущерба; доступности протокола о произведенном действии по запросу.
Констебль может остановить любое транспортное средство в любое время на основании секции 163 Закона «О дорожном движении» 1988 г. и в пределах полномочий, предоставленных секцией 4 Закона «О полиции и доказательствах по уголовным делам» 1984 г. Пода дороги проверка, как правило, разрешается только полицейским ранга суперинтенданта (superintendent) или выше.
Закон «О борьбе с терроризмом» 2000 г. предоставляет констеблям дополнительные полномочия, в частности, розыска, досмотра лиц и их задержания, обысков в помещениях, изъятия документов и др.
Задержанное лицо должно быть обыскано констеблем, ответственным за содержание задержанных (the Custody Officer). Личные вещи задержанного изымаются, если они: а) могут быть использованы для причинения вреда себе или третьим лицам; б) могут причинить материальный ущерб; в) могут быть использованы для побега; г) являются доказательствами по факту, в отношении которого осуществлен арест, или могут быть использованы в качестве доказательств по другому делу.
Большинство полицейских сил Соединенного королевства имеют стандартные ранги (с вариациями для полиции Большого Лондона (Greater London's Metropolitan Police Service) и полиции города Лондон (City of London Police) ).
Система званий выглядит следующим образом: констебль (Police Constable); сержант (Sergeant); инспектор (Inspector); главный инспектор (Chief Inspector); суперинтендант (Superintendent); главный суперинтендант (Chief Superintendent); помощник главного констебля (Assistant Chief Constable) или коммандер (Commander) в полиции Лондона и полиции лондонского Сити; заместитель главного констебля (Deputy Chief Constable) или помощник комиссара (Assistant Commissioner) в полиции лондонского Сити и полиции Лондона; главный констебль (Chief Constable) или помощник комиссара (Assistant Commissioner) в полиции Лондона; заместитель комиссара (Deputy Commissioner) — это звание есть только в полиции Лондона; комиссар (Commissioner) — это звание имеется только в полиции Лондона и лондонского Сити.
Согласно закону, констебль является низшим рангом в полицейской иерархии, однако все лица, имеющие этот ранг, обладают всеми полномочиями сотрудника полиции (секция 30 Закона «О полиции» 1996 г.). Вместе с тем в полиции Англии и Уэльса могут служить «специальные констебли», обладающие более ограниченной юрисдикцией.
В Великобритании предъявляются следующие требования к кандидату на должность сотрудника полиции: а) гражданство Великобритании либо гражданство другой страны ЕС или гражданство Содружества либо гражданство третьего государства, но с постоянным видом на жительство в Великобритании; б) отсутствие судимости либо серьезных административных проступков в прошлом; в) способность физически и психологически выполнять обязанности полицейского.
В различных полицейских формированиях могут применяться дополнительные требования и ограничения, связанные с умением плавать, иметь водительские права, владеть спецтехникой и т.д. Полный перечень ограничений приведён в циркуляре Министра внутренних дел Великобритании о рекрутинге в органы полиции.
Разумеется в небольшой статье невозможно осветить все основные аспекты деятельности полиции Великобритании, столь разнообразной по структуре и компетенции. Предполагается цикл статей по этой тематике... (продолжение следует)