Полиция государств мира

Авторская рубрика профессора Бирюкова П.Н.

 Структура полиции

Полиция Исландии

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность полиции в Исландии, являются: Закон «О полиции» № 90 от 13 июня 1996 года , другие законы и документы Министра юстиции.

1. Полиция Исландии: общие положения

    Полиция Исландии находится в системе Министерстве юстиции Республики.
В задачи исландской полиции входит:
1) защита общественной безопасности и поддержка правопорядка, обеспечение безопасности граждан, защита права собственности, общественного интереса и правомерной деятельности всякого рода;
2) предотвращение преступлений и событий, угрожающих общественной безопасности и безопасности государства;
3) раскрытие преступлений;
4) оказание помощи гражданам в случае угрожающей им опасности;
5) обеспечение защиты органов власти при выполнении ими своих функций;
6) выполнение иных задач, «возложенных на полицию согласно закону или традиции».
В своей деятельности полиция должна соблюдать международные  обязательства Республики Исландия.

2. Структура полиции

  Полицию в Исландии возглавляет Министр юстиции.

  Непосредственно полицией руководит Национальный комиссар исландской полиции . Национальный комиссар работает в г. Копавогур, если Министр юстиции не примет иного решения.

    Кроме того, в структуру исландской полиции входят 15 полицейских округов и образовательное учреждение полиции.

   В обязанности Национального комиссара исландской полиции входит:

а) доведение до комиссаров полиции приказов и решений высших органов государственного управления, которые каким-либо образом влияют на деятельность полиции, обеспечение исполнения и контроля за исполнением этих решений в полицейской работе;

б) предоставление Министру юстиции информации и оказание помощи в принятии решений;

в) разработка предложений относительно правил руководства полицией;

г) международные контакты в сфере обеспечения правопорядка;

д) проведения правоохранительных операций, требующих широкой подготовки или участия сотрудников полиции более чем одного административного округа;

е) регистрация правонарушений, заявленных в полицию, и всех необходимых сведений об индивидуальных делах; ведение полицейского журнала, с информацией о вопросах, относящихся к компетенции полиции и качеству их исполнения; ведение регистра задержанных лиц и, если необходимо, иных регистров.

    Национальный комиссар полиции и возглавляемые им подразделения осуществляют следующие функции:

a) расследование финансовых и налоговых преступлений;

б) расследование государственной измены и преступлений против конституции государства и его высших властей, а также содействие полицейским комиссарам в расследовании серьезных преступлений;

в) сбор информации о деятельности  полиции,

г) закупки транспортных средств, оборудования и одежды для полиции, а также в проведении регулярных проверок полицейских участков, их оснащения и оборудования;

г) производство экспертиз;

д) содействие Департаменту контроля над спиртными напитками в осуществлении надзора за обращением спиртосодержащей продукции.

Полиция Исландии


 
    Министром юстиции разрабатываются подробные инструкции, регулирующие деятельность Национального комиссара исландской полиции и Главного департамента полиции.

   Следующим звеном исландской полиции являются полиция округа. Исландия поделена на 15 полицейских административных округов. Город Рейкьявик образует отдельный округ. Полицейские округа возглавляют Комиссары полиции округа. Должность Комиссара полиции г. Рейкьявик занимает Заместитель национального комиссара полиции. 

    Полицейские комиссары  округа отвечают за ежедневный контроль и осуществление полицейских операций в соответствующих округах, а также за выполнение функций полиции в пределах этих округов.

    Сотрудники полиции округа обладают полномочиями на всей его территории. Однако «рабочей» территорией полицейского является округ, в котором он принят на работу либо назначен на должность. Министр юстиции может мобилизовать часть сил полиции для выполнения полицейской работы в любой части страны.

    Сотрудник полиции может проводить полицейское расследование за пределами своего административного округа, если того требует сущность операции или крайняя необходимость . Полицейский, находящийся при исполнении служебных обязанностей, но передвигающийся по другому административному округу, имеет право вмешаться, если он находит, что какие-либо лица совершают противоправные деяния. При этом сотрудник полиции должен незамедлительно сообщить своему начальству и полицейскому комиссару соответствующего округа о мерах, которые он принимает вне пределов своей рабочей территории.

   Министр юстиции устанавливает правила  относительно числа окружных полицейских и их деятельности.

    В каждом полицейском административном округе существует Объединенный комитет, который состоит из: комиссара полиции округа (председатель комитета), и двух представителей местного органа власти. Комитет должен способствовать сотрудничеству между полицией и властями округа.
Отдельным подразделением полиции Исландии считается Национальный полицейский колледж. В Колледже существует отдел начальной подготовки, где полицейские-стажеры получают основное полицейское образование, и отдел, отвечающий за дополнительное и специальное образование для профессиональных полицейских. Национальный комиссар исландской полиции ежегодно определяет число студентов, которые могут приступать к обучению.

3. Сотрудник  полиции

   Полицейскими считаются лица, назначенные на службу в должности полицейского на постоянной или временной основе, либо временно привлеченные к обязанностям полицейского.

   Министр юстиции назначает на пять лет (ст. 31 Закона № 83/1997 ):

   во-первых, Национального комиссара исландской полиции и его Заместителя, Комиссара полиции г. Рейкьявик и его Заместителя. Указанные лица должны отвечать тем же самым общим требованиям, которые предъявляются к судьям. В то же время минимальные возрастные ограничения не распространяются на  полицейских комиссаров и Заместителя Комиссара полиции г. Рейкьявик;

    во-вторых, начальников полиции округов и их заместителей;

    в-третьих, Директора Исландского Национального полицейского колледжа (ст. 32 закона № 83/1997). Для назначения на должность Директор должен отвечать тем же самым требованиям, что и полицейские комиссары, а также обладать глубокими познаниями в области полицейской деятельности. Главный констебль и заместитель главного констебля, назначаемые Министром юстиции, должны работать в Колледже.

    Национальный комиссар исландской полиции назначает на должность остальных сотрудников Главного департамента полиции сроком на пять лет.

     После получения разрешения от Национального комиссара исландской полиции комиссары округа принимают на работу сотрудников  полиции в административных округах.

  Кандидаты на должность исландского полицейского должны:

а) быть гражданами Исландии в возрасте между 20 и 35 годами, и не должны быть осуждены или привлечены за содеянное преступление в соответствии с Уголовным кодексом Исландии;

б) быть физически и психически здоровы;

в) иметь, по крайней мере, два года высшего образования с удовлетворительными результатами, либо иметь другое сопоставимое образование;

г) хорошо владеть исландским, одним из скандинавских и английским либо немецким языками; им необходимо иметь обычные водительские права и уметь плавать;

д) сдать вступительные экзамены согласно требованиям комиссии колледжа, с акцентом на знании исландского языка и физической выносливости.

     Все лица, назначаемые на должности в исландской полиции, должны сдать экзамен в Колледже. Комиссия из  пяти членов отбирает претендентов на обучение в Колледже. В составе Комиссии: член комиссии, назначенный Министром юстиции, Национальный комиссар исландской полиции, член комиссии от Ассоциации исландских окружных комиссаров (the Association of Icelandic District Commissioners), член комиссии от Национальной Ассоциации Полицейских  (the National Association of Police Officers) и директор Колледжа, являющийся председателем комиссии.

    Национальный комиссар исландской полиции вправе уполномочить полицейских комиссаров нанимать на временной основе лиц для выполнения полицейской работы в случаях отпуска, отсутствия сотрудника полиции по причине болезни или несчастных случаев, при условии, если они соответствуют требованиям ст. 38(2) Закона «О полиции» и никто из полицейских, прошедших экзамен в Национальном полицейском колледже, не может в данный момент замещать отсутствующего сотрудника (ст. 5 Закона № 29/1998 ).

   В исландской полиции установлены следующие ранги и звания:

Национальный комиссар (National Commissioner);

Заместитель национального комиссара (Deputy National Commissioner);

Заместитель комиссара (Deputy National Commissioner);

Главный суперинтендант, Детектив-главный суперинтендант  (Chief Superintendent, Detective Chief Superintendent);

Главный инспектор, Детектив-главный инспектор (Chief Inspector, Detective Chief Inspector);

Инспектор, Детектив-инспектор (Inspector, Detective Inspector);

Сержант (Sergeant);

Полицейский, констебль (Policeman, Consteble);

  Курсанты, полицейские в отставке, резервисты (Trainers, temporale emploed policemen, reservists).

    Лица, осуществляющие полицейскую власть, обязаны выполнять свою работу старательно и добросовестно, всегда соблюдая полную беспристрастность и справедливость.

Полицейские не имеют права на участие в забастовках.

4. Компетенция сотрудника полиции

     Полиция расследует преступления вместе со службой прокуратуры.  Расследование преступления обыкновенно начинается в административном округе, в котором оно было совершено. Министр юстиции Исландии устанавливает более детальные правила.

     Полиция вправе вмешиваться в действия граждан с целью поддержания общественного порядка, чтобы защитить безопасность людей и предотвратить/ остановить уголовные преступления. Граждане обязаны повиноваться распоряжениям, отдаваемым полицией. Никому не разрешается каким-либо образом препятствовать лицу, находящемуся при исполнении полицейских обязанностей.
Гражданам не должны наноситься бóльшие убытки, повреждения или неудобства, чем это неизбежно в данных конкретных обстоятельствах, и лица, осуществляющие полицейскую власть, должны прилагать все усилия к обеспечению этого. Они не имеют права на большую степень принуждения против подозреваемого, чем это разрешено законом и обосновано в целях преодоления его сопротивления законным мерам, а также на применение против него незаконного принуждения любого другого типа, например, прибегая к помощи угроз.

     Лица, осуществляющие полицейскую власть, имеют право на применение силы в ходе выполнения своих обязанностей. В то же время им не разрешается применять силу в большей степени, чем это необходимо в каждом отдельно взятом случае.

    Полиция вправе контролировать движение транспорта, препятствовать нахождению граждан в отдельных районах, брать объекты под охрану, отдавать распоряжения относительно перемещения или удаления граждан, останавливать проводимые работы либо отдавать распоряжения об изменении проводимых работ или мероприятий, входить в частную собственность и распоряжаться об удалении лиц из помещений частной собственности.

   Полиция имеет право потребовать у любого человека назвать свое имя, номер паспорта и адрес, а также предъявить документ, удостоверяющий личность, чтобы подтвердить данную информацию.
Лицо, обладающее полицейской властью, имеет право арестовать и доставить человека в полицейский участок в следующих случаях:

а) с целью охраны общественного правопорядка, например, если человек теряет контроль над собой или совершает грубое нарушение закона в общественных местах, либо ставит под угрозу общественный порядок;

б) если у него нет разрешения на пребывание в стране.

    При аресте сотрудник полиции должен объяснить причины задержания. Полиция не имеет права задерживать граждан на срок больший, чем необходимо.

    Согласно ст. 17 Закона «О полиции», полиция имеет право на обыск любого лица, задержанного или арестованного полицией, на предмет обнаружения у него оружия или других опасных объектов. Если человек помещен в тюремную камеру, полиция имеет право обыскать его и изъять на хранение найденные у него предметы, которые могли бы нанести вред ему или другим лицам. Если есть основания полагать, что состояние человека или другие обстоятельства могут повлечь потерю хранящихся при нем денег либо повреждение или потерю других находящихся у него предметов, то они также могут быть изъяты у него.

    Полицейский комиссар имеет право на выдачу разрешения на проведение увеселительного мероприятия при условии, что полицейские будут присутствовать в месте мероприятия, а  также, что обладатель разрешения оплатит работу полиции на мероприятии согласно правилам, установленным Министром юстиции.

    Сотрудники полиции обязаны хранить конфиденциальность относительно дел, которые они узнают в ходе своей работы или посредством ее, и которые должны держаться в секрете в общественных или частных интересах. Это должно относиться к информации относительно частных обстоятельств людей, которые само собой разумеющимся образом подлежат хранению в тайне, информации относительно рабочих методов полиции и запланированных полицейских мер и другой информации, которая должна храниться в тайне согласно закону, а также к правилам работы полиции или обстоятельствам дела.

     Полиция не имеет право вмешиваться в трудовые конфликты, за исключением ситуаций, в которых необходимо сохранить порядок и предотвратить ущерб, повреждения и осложнения, в этом контексте, как и в любой другой ситуации.

     Полицейский имеет право на осуществление полицейской деятельности в свое свободное время в следующих случаях:

a) если это необходимо, чтобы защитить жизни или здоровье людей, либо значимые общественные интересы;

б) если это необходимо, чтобы предотвратить или остановить серьезные преступления,

в) если это необходимо, чтобы арестовать лицо, подозреваемое в совершении серьезного преступления.

    В указанных случаях полицейский должен незамедлительно сообщить об этом своему начальству. Если он осуществлял полицейскую деятельность за пределами своей рабочей области, он должен сообщить об этом комиссару административного округа, в котором проводилась работа.

    Полицейскому на государственной службе может быть поручено выполнение  дополнительной работы «с последующим справедливым вознаграждением» при условии, что это не повлечет пренебрежение обязанностями, присущими его должности.

     Служащему полиции запрещается участие в деятельности, если выясняется, что она несовместима с его работой на службе государства . Прежде, чем полицейский примет решение о получении оплачиваемой должности в другой структуре параллельно с выполнением своей настоящей работы, либо прежде чем он решит вступить в управление предприятием или начать свое дело, он должен сообщить об этом полицейскому комиссару своего округа. В случае, если вышеупомянутая деятельность устанавливается как несовместимая с его службой в полиции, полицейского информируют об этом в течение двух недель. О запрете информируют Национального комиссара исландской полиции.

     На действия сотрудника полиции может быть подана жалоба. Ее рассматривает Директор службы публичного обвинения (Генеральному прокурору). В расследовании таких случаев Главный прокурор может пользоваться полномочиями, обычно предоставляемыми полицейским. Полиция оказывает помощь Главному прокурору в расследовании случаев незаконных действий сотрудников.


Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях