В статье раскрывается деятельность полиции Японии. Приводится ряд документов, которые в разное время регулировали деятельность полиции.
№ 8 (87) 2015г.
Автор анализирует историю формирования и функционирования различных видов полицейских структур Японии. всестороннему исследованию подвергаются современная структура полиции. Подчеркивается, что полиция выполняет как оперативно-розыскные, так и уголовно-процессуальные действия.
Biryukov P. N. THE POLICE OF JAPAN: GENERAL PROVISIONS
This article brings to light the activity of the law enforcement agencies in Japan. The author presents a number of documents which at different times have regulated the activity of Japanese Police. The article analyzes the history of the formation and operation of Japan’s law enforcement agencies. The author subjects to comprehensive study the Japan’s police present-day structure. The author notes that the police in Japan conducts both investigation/surveillance and criminal/procedural activities.
- История и правовая основа деятельности полиции Японии Современная история японской полиции началась в 1872 г., когда японское правительство отправило в Европу генерала Тошиоши Каваи (Toshiyoshi Kawaji) для изучения системы полиции европейских государств. Вернувшись в 1874 г., он учредил в рамках Министерства внутренних дел Токийский департамент полиции, а затем полиции в префектурах. Был создан и центральный аппарат. В таком виде полиция просуществовала до 1945 г. После Второй мировой войны система прошла реформу, целью которой было обеспечение демократического управления и политической нейтральности полиции под надежным административным надзором.
В ходе процесса демократизации была создана система, состоящая из общегосударственной и муниципальной полиции. С целью управления ими была учреждена Комиссия общественной безопасности (далее - Комиссия).
Правовой базой деятельности Комиссии и указанных полицейских структур стали: Закон о полиции 1948 г. и Закон об исполнении полицией своих обязанностей 1948 г.
Закон о полиции 1948 г. имел эпохальное значение для демократизации полиции, однако не был свободен от недостатков. В частности, в законе предусматривалось одновременное существование муниципальной полиции и общенациональной полиции в сельской местности. Подобная ситуация означала неэффективность полицейских операций в силу территориальной привязки полицейских подразделений и отсутствия чёткого разделения полномочий между муниципальной и общенациональной полицией.
В 1954 г. был принят новый закон о полиции. Им было учреждено Национальное полицейское агентство (далее - НПА) и создана система полицейских подразделений, существующая по сей день.
В настоящее время японская полиция функционирует в рамках Министерства внутренних дел и коммуникаций. Деятельность полиции регулируется законами о полиции 1954 г., об исполнении полицией обязанностей 1948 г. Отдельные нормы содержатся в других нормативных актах: УПК Японии, Ювенальном кодексе 1948 г., Законе о борьбе с организованной преступностью 1991 г., Законе о местах содержания под стражей и обращения с задержанными и осужденными 2005 г. и др.).
В качестве обязанностей полиции законодательство Японии называет: защиту жизни, личности и собственности; предотвращение и расследование преступлений; задержание подозреваемых в совершении преступлений, контроль за соблюдением правил дорожного движения; поддержание публичной безопасности и порядка.
Полиция Японии
В частности, в обязанности полиции входит предварительное расследование уголовных дел. В соответствии с УПК в случае, когда полиция официально получила сведения о совершённом преступлении, сотрудник полиции обязан проверить их, под руководством прокуратуры собрать доказательства и надлежащим образом их документировать. Однако полиция может расследовать не только преступления, но и некоторые другие деяния. Полиция обладает широким кругом иных административных полномочий, направленных на поддержание порядка, указанных, например, в Законе о безопасности дорожного движения 1970 г.
В случаях, прямо указанных в законе, правом на расследование некоторых преступных деяний обладают и другие органы власти, например, Береговая гвардия Японии. Специальные нормативные акты ограничивают следственные полномочия подобных структур.
Закон о полиции закрепляет существование центральной полицейской организации для контроля за полицейскими подразделениями префектур и согласования их действий. Закон также наделяет полицию префектур правом на исполнение полицейских обязанностей, для защиты жизни, личности и собственности, а также для поддержания общественной безопасности и порядка в рамках предоставленной префектуре юрисдикции. Комиссия осуществляет надзор за деятельностью полиции как на общенациональном уровне, так и на уровне префектур.
Полиция тесно взаимодействует с местными органами власти для: предотвращения преступлений, контроля за найденным имуществом, воспитания несовершеннолетних, помощи населению во время катастроф, заботы о потерянных детях и беспризорных, предоставления населению иных услуг.
-
Структура полиции Японии
Высшее звено полиции Японии формируют Комиссия и НПА.
Председателем Комиссии является Министр внутренних дел и коммуникаций; остальные члены представляют японское общество. Члены Комиссии назначаются Премьер-министром с учётом мнения парламента на пять лет. Лица, которые в течение последних пяти лет проходили службу в полиции или прокуратуре, не могут быть назначены в Комиссию. Для поддержания политической нейтральности в Комиссию не могут входить более двух членов одной партии. Даже Премьер-министр не обладает правом давать указания Комиссии; тем самым обеспечивается ее политическая нейтральность. В настоящее время в составе Комиссии шесть человек.
Комиссия создаёт основные правила, координирует управление деятельностью полиции и устанавливает общие стандарты по тренировке, связи, идентификации преступлений, статистике и снаряжении. Комиссия назначает Генерального комиссара НПА и глав полиции префектур. Она осуществляет надзор за деятельностью полиции префектур через НПА. Комиссия проводит свои встречи еженедельно; в случае необходимости заседает дополнительно.
Нижеприведенная схема иллюстрирует место Комиссии в системе государственного управления Японии.
НПА возглавляет Генеральный комиссар полиции, который назначается Комиссией с последующим утверждением Премьер-министром. Под надзором Комиссии Генеральный комиссар руководит работой Агентства, назначает работников центрального аппарата и управляет полициями префектур.
НПА: проводит полицейские операции в случаях, затрагивающих национальную безопасность; осуществляет обучение сотрудников; организует взаимодействие между полицейскими структурами и занимается совершенствованием управления органами полиции.
НПА придан ряд организаций, в т.ч. Национальная полицейская академия, Национальный исследовательский институт полицейских наук и Штаб-квартира императорской гвардии.
Национальная полицейская академия занимается, во- первых, подготовкой старших полицейских офицеров, а во- вторых, научно-исследовательской работой. Академия состоит из девяти департаментов, работники которых являются инструкторами или учеными. В академии также есть подразделения, которые занимаются повышением квалификации и обучением экспертов. В их числе: Высший институт для руководителей следственных подразделений, Исследовательский и тренировочный центр для расследования международных преступлений и полицейского взаимодействия, Исследовательский центр полицейской политики, Исследовательский центр полицейской информации и связи, Академия полицейской информации и связи, Исследовательский и тренировочный центр расследования финансовых преступлений, Исследовательский и тренировочный центр техник интервьюирования и внедрения.
Национальный исследовательский институт полицейских наук проводит исследования в сфере криминалистики и реализует разработанные методики расследования отдельных видов преступлений. Институт также проводит исследования в области предотвращения преступности несовершеннолетних, а также предотвращения ДТП.
Штаб-квартира стражи Императора эскортирует Императора и членов семьи. Данная структура также отвечает за безопасность императорского дворца и другой инфраструктуры. Она состоит из администрации императорской полиции и департаментов безопасности Императора и эскорта.
Организация НПА представлена на следующей схеме.
НПА подчинены семь региональных полицейских бюро. Они расположены в основных городах каждого географического региона. Департамент полиции Токио и Штаб-квартира полиции префектуры Хоккайдо изъяты из юрисдикции соответствующего регионального полицейского бюро. Возглавляемое Директором каждое региональное полицейское бюро осуществляет необходимый контроль за полициями префектур и предоставляет им необходимую поддержку. В каждом регионе функционирует региональная полицейская школа.
Организация полиции префектур. Закон о полиции предусматривает создание в каждой префектуре своей полицейской организации, для исполнения полицейских обязанностей в рамках своей юрисдикции.
Комиссии общественной безопасности префектур подчиняются главам префектур. Комиссии осуществляют надзор за деятельностью полиции префектур. Они также занимаются выдачей лицензий на оружие, секс-индустрию, а также водительских удостоверений. Однако комиссии и органы власти префектуры не имеют права вмешиваться в расследование уголовных дел. В составе комиссий в разных префектурах от трёх до пяти членов. Запреты и ограничения к членству в комиссии предъявляются аналогичные требованиям в общенациональную Комиссию.
Департаменты полиции префектур и столицы выполняют функции общегосударственной полиции на местах. В каждой префектуре имеется собственное полицейское управление (так сказать, УВД). В Токио создан отдельный департамент полиции. Департаменты префектур и столицы обладают идентичными функциями и подразделениями.
Полиция муниципалитетов. Столичная полиция и полиция префектур создают полицейские округа, в каждом из которых функционирует отдельный полицейский участок. Участки тесно взаимодействуют с органами местного само- управления и населением. С 1990 г. в Японии действует общенациональный Главный консультационный офис, который обслуживает единую для всей страны телефонную линию по консультационным услугам.
Полицейские участки руководят полицейскими отделениями (Koban) и полицейскими будками (Chuzaisho). Они, как утверждают сами японские авторы, являются «сердцем» полиции. В полицейских отделениях и будках работают сотрудники муниципальной полиции. Эти «японские городовые» несут дежурство постоянно и являются первыми, кто реагирует на сообщения граждан. Каждая полицейская будка обслуживает свою территорию и является структурным подразделением полицейского участка.
Как правило, в участке работают несколько офицеров, в жилых кварталах создаётся рабочее место для одного сотрудника. Полицейские будки устроены таким образом, что сотрудники имеют возможность наблюдать за происходящим вокруг, что позволяет моментально реагировать на происшествия. Таким образом, наблюдая за местностью, у полицейских в то же время есть возможность заниматься рутинной работой по консультированию граждан, обработке найденных вещей и составлению отчётов. На настоящий момент в Японии существует приблизительно 6 200 полицейских участков и 6 600 полицейских будок. Эти структуры играют ключевую роль в поддержании безопасности «на районе».
Оборудованные радиостанциями патрульные машины имеются в каждом полицейском участке и полицейской будке. Офицеры полиции используют их как для патрулирования, так и для выездов на чрезвычайные ситуации. Они поддерживают связь с полицейским участком и центром связи полиции префектуры. Это даёт возможность оперативно и адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации. В распоряжении муниципальной полиции также имеются вертолёты и катера.
Полицейские патрулируют подведомственную территорию пешком, на велосипеде или автомобиле. Офицеры проверяют подозрительных, предупреждают граждан о местах с высокой преступной активностью, дают рекомендации подросткам, заботятся о потерявшихся детях и лицах, находящихся в алкогольном опьянении.
Офицеры муниципальной полиции регулярно посещают жилища и офисы на подведомственной территории. Они дают советы о предотвращении преступлений, собирают информацию о том, что беспокоит граждан, а также получают предложения по улучшению полицейской службы. Они собирают информацию о составе семьи и о том, как связаться с членами семьи в случае происшествий. Для предотвращения преступности несовершеннолетних многие офицеры обучают молодёжь различным видам спорта, а также другой деятельности включая рисование, каллиграфию и чайную церемонию. Для установления тесных связей с представителями общественности полиция участвует во многих культурных мероприятиях.
Кроме того, в стране существуют порядка 13 000 советов взаимодействия. Они состоят из представителей местных властей, занимающихся различными сферами общественной жизни. Члены совета имеют право на изучение и обсуждение аспектов жизни сообщества, для создания большей безопасности.
III. Полицейские ранги (звания)
В полиции Японии существуют следующие полицейские ранги: генеральный суперинтендант, старший комиссар, комиссар, помощник комиссара, суперинтендант, старший инспектор, инспектор, сержант, старший офицер полиции, офицер полиции. Высшей должностью в полиции является Генеральный комиссар НПА.
Недавно рекрутированные офицеры полиции посещают программы подготовки в полицейских школах префектуры. Сержанты и инспекторы проходят обучение в региональных полицейских школах, а старшие офицеры - в Национальной полицейской академии.
Офицеры полиции могут получить специализированное обучение, если этого требует занимаемая ими должность (например, в сфере криминалистики или иностранных языков).
Офицеры полиции должны обладать хорошими навыками дзюдо, кендо, техниками задержания и стрельбы. Тренировки по боевым искусствам и стрельбе проводятся регулярно.
-
Компетенция сотрудников полиции
Сотрудник полиции может остановить и задать вопрос любому лицу, которого по разумным основаниям можно подозревать в совершении преступления, либо который может обладать информацией о преступлении или чьё поведение можно считать необычным. Полицейский может просить человека сопроводить его в ближайший полицейский участок или будку с целью опроса. Ни одно лицо не должно удерживаться физически, или приводиться в полицейский участок или будку силой, или быть принуждено отвечать на вопросы в отношении против его воли, если эти действия не осуществляются в порядке уголовного преследования. В соответствии с законом о содержании задержанных полицейский должен обыскать их на предмет обнаружения оружия.
В случае если полицейский имеет разумные основания полагать, что лицо нуждается в чрезвычайной помощи и защите, полицейский должен предоставить ему защиту в любом подходящем месте, например, в полицейском участке, больнице, приюте и т.д. Речь идет о следующих категориях лиц: а) лицо, которое, может нанести травмы себе самостоятельно или иным лицам, или собственности, вследствие психического расстройства или алкогольного опьянения; б) потерявшиеся дети, больные, пострадавшие или не имеющие опекуна.
В случае если сотрудником полиции были приняты указанные меры, он должен в максимально короткий срок сообщить семье, представителям или другим заинтересованным лицам информацию о месте нахождения лица для скорейшей его передачи. В случае если ни один родственник, знакомый или иное заинтересованное лицо не найдены, полицейский должен немедленно привлечь соответствующие учреждения для охраны здоровья или любое другое государственное учреждение, ответственное за размещение таких лиц. «Полицейская защита» не может длиться свыше 24 часов. Вместе с тем данное положение не применяется в случаях, когда судом принимается решение о дополнительной защите лица. Такое разрешение выдается судьей по просьбе сотрудника полиции лишь в том случае, если судья сочтет существующие обстоятельства неотвратимыми; срок продления не должен в общей сложности превышать пяти дней.
В случае опасных ситуаций (стихийные бедствия, происшествия, разрушения инфраструктуры, ДТП, взрывов, появления бешеной собаки или в других ситуациях, которые создают угрозу для жизнь и здоровья людей или причиняют серьезный ущерб собственности) полицейский должен оказывать необходимую помощь лицам, которые оказались на месте происшествия, а также должностным лицам, ответственным за обеспечение соответствующих объектов. В чрезвычайных случаях полицейский может удерживать или эвакуировать лиц, которые могут пострадать, во избежание вреда.
В случае если произошла ситуация, угрожающая причинением вреда жизни, здоровью и имуществу лиц, если офицер полиции считает неизбежным для того, чтобы предотвратить такую опасность, или уменьшить её последствия, он может входить на территорию любых земельных участков, строений, судов или транспортных средств. Менеджер или любое лицо, обладающее соответствующими полномочиями, в месте исполнения, гостинице, ресторане, железнодорожной станции или в любом другом месте с большим количеством клиентов, не вправе отказать офицеру полиции в посещении таких мест, в случае, если полицейский потребовал предоставления возможности посещения таких помещениях в рабочее время с целью предотвращения какого-либо преступления, или опасности, создающей вред жизни, здоровью или имуществу других лиц. Полицейский информирует руководителя предприятия или лица с аналогичным положением о причине его посещения, и обязан предъявить документы, идентифицирующие его личность. При этом, однако, полицейский не вправе вмешиваться в законное функционирование бизнеса заинтересованных лиц.
В случае если имеются разумные основания для задержания преступника или предотвращения побега, для самозащиты или защиты других лиц, или для подавления сопротивления, полицейский может использовать оружие, учитывая разумность и обоснованность таких действий в данной ситуации. При этом, однако, полицейский не должен причинить вред любому лицу, за исключением случаев, указанных в ст. 36 (самооборона) или ст. 37 (предотвращение вреда) УК.
Применение оружия, в частности, возможно:
а) в случае, если лицо, которое совершает преступление, или в отношении которого есть достаточные основания подозревать его в совершении преступления, при этом преступление является опасным, а лицо, совершившее его, подлежит смертной казни, пожизненному лишению свободы с исправительными работами, либо лишению свободы на срок не менее трех лет, и если данное лицо сопротивляется приказу полицейского или предпринимает попытку к бегству, оружие применяется при наличии разумных оснований полагать, что нет никаких других средств для предотвращения такого сопротивления или побега или для задержания;
б) в случае ареста лица в соответствии с ордером на арест, или выполнения привода в суд или содержания под стражей, если лицо сопротивляется приказам офицера полиции или принимает попытки к бегству, при наличии разумных оснований полагать, что нет других средств для предотвращения такого сопротивления или побега или для задержания.
Таким образом, в Японии отсутствует единый нормативный акт, регулирующий вопросы структуры полиции и ее деятельность. Функционирование японской полиции определено в законах 1948 г., 1954 г. и других. Вопросы участия полиции в оперативно-розыскной и процессуальной деятельности регулируются УПК и другими источниками.