Полиция государств мира

Авторская рубрика профессора Бирюкова П.Н.

Структура полиции Японии

Полиция Японии

В статье раскрывается деятельность полиции Японии. Приводится ряд документов, которые в разное время регулировали деятельность полиции.

№ 8 (87) 2015г.

Автор анализирует историю формирования и функционирования различных видов полицейских структур Японии. всестороннему исследованию подвергаются современная структура полиции. Подчеркивается, что полиция выполняет как оперативно-розыскные, так и уголовно-процессуальные действия.

Biryukov P. N. THE POLICE OF JAPAN: GENERAL PROVISIONS

This article brings to light the activity of the law enforcement agencies in Japan. The author presents a number of documents which at different times have regulated the activity of Japanese Police. The article analyzes the history of the formation and operation of Japan’s law enforcement agencies. The author subjects to comprehensive study the Japan’s police present-day structure. The author notes that the police in Japan conducts both investigation/surveillance and criminal/procedural activities.

  1. История и правовая основа деятельности полиции Японии Современная история японской полиции началась в 1872 г., когда японское правительство отправило в Европу генерала Тошиоши Каваи (Toshiyoshi Kawaji) для изучения системы по­лиции европейских государств. Вернувшись в 1874 г., он учре­дил в рамках Министерства внутренних дел Токийский депар­тамент полиции, а затем полиции в префектурах. Был создан и центральный аппарат. В таком виде полиция просущество­вала до 1945 г. После Второй мировой войны система прошла реформу, целью которой было обеспечение демократического управления и политической нейтральности полиции под на­дежным административным надзором.

В ходе процесса демократизации была создана систе­ма, состоящая из общегосударственной и муниципальной по­лиции. С целью управления ими была учреждена Комиссия общественной безопасности (далее - Комиссия).

Правовой базой деятельности Комиссии и указанных по­лицейских структур стали: Закон о полиции 1948 г. и Закон об исполнении полицией своих обязанностей 1948 г.

Закон о полиции 1948 г. имел эпохальное значение для демократизации полиции, однако не был свободен от недо­статков. В частности, в законе предусматривалось одновремен­ное существование муниципальной полиции и общенацио­нальной полиции в сельской местности. Подобная ситуация означала неэффективность полицейских операций в силу территориальной привязки полицейских подразделений и отсутствия чёткого разделения полномочий между муници­пальной и общенациональной полицией.

В 1954 г. был принят новый закон о полиции. Им было учреждено Национальное полицейское агентство (далее - НПА) и создана система полицейских подразделений, суще­ствующая по сей день.

В настоящее время японская полиция функционирует в рамках Министерства внутренних дел и коммуникаций. Де­ятельность полиции регулируется законами о полиции 1954 г., об исполнении полицией обязанностей 1948 г. Отдельные нормы содержатся в других нормативных актах: УПК Японии, Ювенальном кодексе 1948 г., Законе о борьбе с организован­ной преступностью 1991 г., Законе о местах содержания под стражей и обращения с задержанными и осужденными 2005 г. и др.).

   В качестве обязанностей полиции законодательство Японии называет: защиту жизни, личности и собственности; предотвращение и расследование преступлений; задержание подозреваемых в совершении преступлений, контроль за со­блюдением правил дорожного движения; поддержание пу­бличной безопасности и порядка.

Полиция Японии

В частности, в обязанности полиции входит предвари­тельное расследование уголовных дел. В соответствии с УПК в случае, когда полиция официально получила сведения о со­вершённом преступлении, сотрудник полиции обязан про­верить их, под руководством прокуратуры собрать доказа­тельства и надлежащим образом их документировать. Однако полиция может расследовать не только преступления, но и некоторые другие деяния. Полиция обладает широким кру­гом иных административных полномочий, направленных на поддержание порядка, указанных, например, в Законе о без­опасности дорожного движения 1970 г.

В случаях, прямо указанных в законе, правом на рассле­дование некоторых преступных деяний обладают и другие органы власти, например, Береговая гвардия Японии. Спе­циальные нормативные акты ограничивают следственные полномочия подобных структур.

Закон о полиции закрепляет существование центральной полицейской организации для контроля за полицейскими подразделениями префектур и согласования их действий. За­кон также наделяет полицию префектур правом на исполне­ние полицейских обязанностей, для защиты жизни, личности и собственности, а также для поддержания общественной без­опасности и порядка в рамках предоставленной префектуре юрисдикции. Комиссия осуществляет надзор за деятельно­стью полиции как на общенациональном уровне, так и на уровне префектур.

Полиция тесно взаимодействует с местными органами власти для: предотвращения преступлений, контроля за най­денным имуществом, воспитания несовершеннолетних, помо­щи населению во время катастроф, заботы о потерянных детях и беспризорных, предоставления населению иных услуг.

  1. Структура полиции Японии

Высшее звено полиции Японии формируют Комиссия и НПА.

Председателем Комиссии является Министр внутренних дел и коммуникаций; остальные члены представляют япон­ское общество. Члены Комиссии назначаются Премьер-мини­стром с учётом мнения парламента на пять лет. Лица, которые в течение последних пяти лет проходили службу в полиции или прокуратуре, не могут быть назначены в Комиссию. Для поддержания политической нейтральности в Комиссию не могут входить более двух членов одной партии. Даже Пре­мьер-министр не обладает правом давать указания Комиссии; тем самым обеспечивается ее политическая нейтральность. В настоящее время в составе Комиссии шесть человек.

   Комиссия создаёт основные правила, координирует управление деятельностью полиции и устанавливает общие стандарты по тренировке, связи, идентификации преступле­ний, статистике и снаряжении. Комиссия назначает Генераль­ного комиссара НПА и глав полиции префектур. Она осу­ществляет надзор за деятельностью полиции префектур через НПА. Комиссия проводит свои встречи еженедельно; в случае необходимости заседает дополнительно.

Нижеприведенная схема иллюстрирует место Комиссии в системе государственного управления Японии.

НПА возглавляет Генеральный комиссар полиции, кото­рый назначается Комиссией с последующим утверждением Премьер-министром. Под надзором Комиссии Генеральный комиссар руководит работой Агентства, назначает работников центрального аппарата и управляет полициями префектур.

НПА: проводит полицейские операции в случаях, за­трагивающих национальную безопасность; осуществляет об­учение сотрудников; организует взаимодействие между по­лицейскими структурами и занимается совершенствованием управления органами полиции.

НПА придан ряд организаций, в т.ч. Национальная по­лицейская академия, Национальный исследовательский ин­ститут полицейских наук и Штаб-квартира императорской гвардии.

Национальная полицейская академия занимается, во- первых, подготовкой старших полицейских офицеров, а во- вторых, научно-исследовательской работой. Академия состо­ит из девяти департаментов, работники которых являются инструкторами или учеными. В академии также есть подраз­деления, которые занимаются повышением квалификации и обучением экспертов. В их числе: Высший институт для руко­водителей следственных подразделений, Исследовательский и тренировочный центр для расследования международных преступлений и полицейского взаимодействия, Исследова­тельский центр полицейской политики, Исследовательский центр полицейской информации и связи, Академия поли­цейской информации и связи, Исследовательский и трени­ровочный центр расследования финансовых преступлений, Исследовательский и тренировочный центр техник интервью­ирования и внедрения.

Национальный исследовательский институт полицей­ских наук проводит исследования в сфере криминалистики и реализует разработанные методики расследования отдельных видов преступлений. Институт также проводит исследования в области предотвращения преступности несовершеннолет­них, а также предотвращения ДТП.

Штаб-квартира стражи Императора эскортирует Импе­ратора и членов семьи. Данная структура также отвечает за безопасность императорского дворца и другой инфраструкту­ры. Она состоит из администрации императорской полиции и департаментов безопасности Императора и эскорта.

Организация НПА представлена на следующей схеме.

НПА подчинены семь региональных полицейских бюро. Они расположены в основных городах каждого географического региона. Департамент полиции Токио и Штаб-квартира по­лиции префектуры Хоккайдо изъяты из юрисдикции соответ­ствующего регионального полицейского бюро. Возглавляемое Директором каждое региональное полицейское бюро осу­ществляет необходимый контроль за полициями префектур и предоставляет им необходимую поддержку. В каждом регио­не функционирует региональная полицейская школа.

Организация полиции префектур. Закон о полиции предус­матривает создание в каждой префектуре своей полицейской организации, для исполнения полицейских обязанностей в рамках своей юрисдикции.



Комиссии общественной безопасности префектур подчиня­ются главам префектур. Комиссии осуществляют надзор за деятельностью полиции префектур. Они также занимаются выдачей лицензий на оружие, секс-индустрию, а также води­тельских удостоверений. Однако комиссии и органы власти префектуры не имеют права вмешиваться в расследование уголовных дел. В составе комиссий в разных префектурах от трёх до пяти членов. Запреты и ограничения к членству в ко­миссии предъявляются аналогичные требованиям в общена­циональную Комиссию.

Департаменты полиции префектур и столицы выполняют функции общегосударственной полиции на местах. В каждой префектуре имеется собственное полицейское управление (так сказать, УВД). В Токио создан отдельный департамент по­лиции. Департаменты префектур и столицы обладают иден­тичными функциями и подразделениями.

Полиция муниципалитетов. Столичная полиция и по­лиция префектур создают полицейские округа, в каждом из которых функционирует отдельный полицейский участок. Участки тесно взаимодействуют с органами местного само- управления и населением. С 1990 г. в Японии действует об­щенациональный Главный консультационный офис, который обслуживает единую для всей страны телефонную линию по консультационным услугам.

Полицейские участки руководят полицейскими отделе­ниями (Koban) и полицейскими будками (Chuzaisho). Они, как утверждают сами японские авторы, являются «сердцем» полиции. В полицейских отделениях и будках работают со­трудники муниципальной полиции. Эти «японские горо­довые» несут дежурство постоянно и являются первыми, кто реагирует на сообщения граждан. Каждая полицейская будка обслуживает свою территорию и является структурным под­разделением полицейского участка.

Как правило, в участке работают несколько офицеров, в жилых кварталах создаётся рабочее место для одного сотруд­ника. Полицейские будки устроены таким образом, что со­трудники имеют возможность наблюдать за происходящим вокруг, что позволяет моментально реагировать на происше­ствия. Таким образом, наблюдая за местностью, у полицей­ских в то же время есть возможность заниматься рутинной работой по консультированию граждан, обработке найденных вещей и составлению отчётов. На настоящий момент в Япо­нии существует приблизительно 6 200 полицейских участков и 6 600 полицейских будок. Эти структуры играют ключевую роль в поддержании безопасности «на районе».

Оборудованные радиостанциями патрульные машины имеются в каждом полицейском участке и полицейской буд­ке. Офицеры полиции используют их как для патрулирова­ния, так и для выездов на чрезвычайные ситуации. Они под­держивают связь с полицейским участком и центром связи полиции префектуры. Это даёт возможность оперативно и адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации. В распоря­жении муниципальной полиции также имеются вертолёты и катера.

Полицейские патрулируют подведомственную террито­рию пешком, на велосипеде или автомобиле. Офицеры про­веряют подозрительных, предупреждают граждан о местах с высокой преступной активностью, дают рекомендации под­росткам, заботятся о потерявшихся детях и лицах, находящих­ся в алкогольном опьянении.

Офицеры муниципальной полиции регулярно посеща­ют жилища и офисы на подведомственной территории. Они дают советы о предотвращении преступлений, собирают ин­формацию о том, что беспокоит граждан, а также получают предложения по улучшению полицейской службы. Они со­бирают информацию о составе семьи и о том, как связаться с членами семьи в случае происшествий. Для предотвращения преступности несовершеннолетних многие офицеры обуча­ют молодёжь различным видам спорта, а также другой дея­тельности включая рисование, каллиграфию и чайную цере­монию. Для установления тесных связей с представителями общественности полиция участвует во многих культурных мероприятиях.

Кроме того, в стране существуют порядка 13 000 советов взаимодействия. Они состоят из представителей местных властей, занимающихся различными сферами общественной жизни. Члены совета имеют право на изучение и обсуждение аспектов жизни сообщества, для создания большей безопас­ности.

III. Полицейские ранги (звания)

В полиции Японии существуют следующие полицей­ские ранги: генеральный суперинтендант, старший комиссар, комиссар, помощник комиссара, суперинтендант, старший инспектор, инспектор, сержант, старший офицер полиции, офицер полиции. Высшей должностью в полиции является Генеральный комиссар НПА.

Недавно рекрутированные офицеры полиции посещают программы подготовки в полицейских школах префектуры. Сержанты и инспекторы проходят обучение в региональных полицейских школах, а старшие офицеры - в Национальной полицейской академии.

Офицеры полиции могут получить специализированное обучение, если этого требует занимаемая ими должность (на­пример, в сфере криминалистики или иностранных языков).

Офицеры полиции должны обладать хорошими навыка­ми дзюдо, кендо, техниками задержания и стрельбы. Трени­ровки по боевым искусствам и стрельбе проводятся регулярно.

  1. Компетенция сотрудников полиции

Сотрудник полиции может остановить и задать вопрос любому лицу, которого по разумным основаниям можно по­дозревать в совершении преступления, либо который может обладать информацией о преступлении или чьё поведение можно считать необычным. Полицейский может просить че­ловека сопроводить его в ближайший полицейский участок или будку с целью опроса. Ни одно лицо не должно удержи­ваться физически, или приводиться в полицейский участок или будку силой, или быть принуждено отвечать на вопросы в отношении против его воли, если эти действия не осущест­вляются в порядке уголовного преследования. В соответствии с законом о содержании задержанных полицейский должен обыскать их на предмет обнаружения оружия.

В случае если полицейский имеет разумные основания полагать, что лицо нуждается в чрезвычайной помощи и за­щите, полицейский должен предоставить ему защиту в лю­бом подходящем месте, например, в полицейском участке, больнице, приюте и т.д. Речь идет о следующих категориях лиц: а) лицо, которое, может нанести травмы себе самосто­ятельно или иным лицам, или собственности, вследствие психического расстройства или алкогольного опьянения; б) потерявшиеся дети, больные, пострадавшие или не имею­щие опекуна.

В случае если сотрудником полиции были приняты указанные меры, он должен в максимально короткий срок сообщить семье, представителям или другим заинтере­сованным лицам информацию о месте нахождения лица для скорейшей его передачи. В случае если ни один род­ственник, знакомый или иное заинтересованное лицо не найдены, полицейский должен немедленно привлечь со­ответствующие учреждения для охраны здоровья или лю­бое другое государственное учреждение, ответственное за размещение таких лиц. «Полицейская защита» не может длиться свыше 24 часов. Вместе с тем данное положение не применяется в случаях, когда судом принимается решение о дополнительной защите лица. Такое разрешение выда­ется судьей по просьбе сотрудника полиции лишь в том случае, если судья сочтет существующие обстоятельства неотвратимыми; срок продления не должен в общей слож­ности превышать пяти дней.

В случае опасных ситуаций (стихийные бедствия, про­исшествия, разрушения инфраструктуры, ДТП, взрывов, по­явления бешеной собаки или в других ситуациях, которые создают угрозу для жизнь и здоровья людей или причиня­ют серьезный ущерб собственности) полицейский должен оказывать необходимую помощь лицам, которые оказались на месте происшествия, а также должностным лицам, от­ветственным за обеспечение соответствующих объектов. В чрезвычайных случаях полицейский может удерживать или эвакуировать лиц, которые могут пострадать, во избежание вреда.

    В случае если произошла ситуация, угрожающая при­чинением вреда жизни, здоровью и имуществу лиц, если офицер полиции считает неизбежным для того, чтобы предотвратить такую опасность, или уменьшить её послед­ствия, он может входить на территорию любых земельных участков, строений, судов или транспортных средств. Ме­неджер или любое лицо, обладающее соответствующими полномочиями, в месте исполнения, гостинице, рестора­не, железнодорожной станции или в любом другом ме­сте с большим количеством клиентов, не вправе отказать офицеру полиции в посещении таких мест, в случае, если полицейский потребовал предоставления возможности посещения таких помещениях в рабочее время с целью предотвращения какого-либо преступления, или опасно­сти, создающей вред жизни, здоровью или имуществу дру­гих лиц. Полицейский информирует руководителя пред­приятия или лица с аналогичным положением о причине его посещения, и обязан предъявить документы, иденти­фицирующие его личность. При этом, однако, полицей­ский не вправе вмешиваться в законное функционирова­ние бизнеса заинтересованных лиц.

В случае если имеются разумные основания для за­держания преступника или предотвращения побега, для самозащиты или защиты других лиц, или для подавления сопротивления, полицейский может использовать оружие, учитывая разумность и обоснованность таких действий в данной ситуации. При этом, однако, полицейский не дол­жен причинить вред любому лицу, за исключением случаев, указанных в ст. 36 (самооборона) или ст. 37 (предотвраще­ние вреда) УК.

Применение оружия, в частности, возможно:

а) в случае, если лицо, которое совершает преступле­ние, или в отношении которого есть достаточные основа­ния подозревать его в совершении преступления, при этом преступление является опасным, а лицо, совершившее его, подлежит смертной казни, пожизненному лишению свобо­ды с исправительными работами, либо лишению свободы на срок не менее трех лет, и если данное лицо сопротивля­ется приказу полицейского или предпринимает попытку к бегству, оружие применяется при наличии разумных осно­ваний полагать, что нет никаких других средств для предот­вращения такого сопротивления или побега или для задер­жания;

б) в случае ареста лица в соответствии с ордером на арест, или выполнения привода в суд или содержания под стражей, если лицо сопротивляется приказам офицера полиции или принимает попытки к бегству, при наличии разумных оснований полагать, что нет других средств для предотвращения такого сопротивления или побега или для задержания.

Таким образом, в Японии отсутствует единый норма­тивный акт, регулирующий вопросы структуры полиции и ее деятельность. Функционирование японской полиции определено в законах 1948 г., 1954 г. и других. Вопросы участия полиции в оперативно-розыскной и процессуаль­ной деятельности регулируются УПК и другими источни­ками.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях