В статье на основе анализа зарубежного законодательства рассматриваются организационно правовые вопросы функционирования полиции Австрийской республики.
1. Полиция Австрийской Республики: общие положения
В настоящее время в Австрии деятельность в области общественной безопасности осуществляют несколько структур: Полиция безопасности (die Sicherheitspolizei); Паспортная служба и служба связи (das Paß- und das Meldewesen); Полиция по делам иностранцев (die Fremdenpolizei); Служба контроля въезда на территорию федеральной земли и выезда из неё (die Überwachung des Eintrittes in das Bundesgebiet und des Austrittes aus ihm); Служба оружия, боеприпасов, стрелковых и взрывчатых веществ (das Waffen-, Munitions-, Schieß- und Sprengmittelwesen), а также Служба по делам печати, объединений и собраний (das Pressewesen und den Vereins- und Versammlungsangelegenheiten).
Полиция безопасности в Австрии находится в системе Министерства внутренних дел.
Долгое время в Австрии роль полиции в сфере расследования преступлений и обвинения законами практически не регламентировалась. УПК 1975 года затрагивал сферу деятельности полиции лишь частично. Закон о полиции безопасности 1991 г. не регулировал уголовно-процессуальных отношений. Полиция применяла административные процедуры. В Закон о полиции безопасности неоднократно вносились изменения.
До 2004 года австрийская полиция, созданная по французской модели, делилась на две ветви: федеральная полиция (Bundespolizei) и жандармерия (Gendarmerie). Жандармы имели меньше полномочий, чем федеральные полицейские; их компетенция ограничивалась нетяжкими преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная полиция, в свою очередь, состояла из полиции безопасности (Sicherheitswache) и корпуса уголовной полиции (Kriminalbeamtenkorps). В большинстве городов существовали дирекции федеральной полиции (Bundespolizeidirektionen), каждая из которых возглавлялась директором. На низшем уровне действовали комиссариаты (Kommissariate) и полицейские участки (Wachzimmer). В ноябре 2003 года федеральный Министр внутренних дел представил в австрийский парламент проект закона о внесении изменений в Закон о полиции безопасности.
В феврале 2004 года парламент принял закон «О реформе уголовного судопроизводства». Впоследствии в закон неоднократно вносились изменения. С 2004 года институт жандармерии был упразднен, а полиция и жандармерия объединились в федеральную полицию (die Bundespolizei). Департаменты полиции были поделены на окружные и городские департаменты полиции. На местном уровне действовали полицейские участки. В каждой земле была создана дирекция полиции (Landespolizeikommanden), руководитель которой отвечает за борьбу с преступностью на соответствующей территории, транспортный контроль и за использование полицейской защиты. Ему подчиняются городские и районные полицейские команды, которые схожи с прежними районными командами жандармерии.
Новая редакция австрийского УПК закрепила модель досудебного расследования, проводимого полицией под руководством прокурора под контролем суда. Таким образом, с 2008 года расследование почти всех преступлений в Австрии проводится полицией.
2. Структура полиции
В настоящее время систему безопасности в Австрии возглавляет федеральный Министр внутренних дел (der Bundesminister für Inneres). Министру непосредственно подчиняются федеральные дирекции безопасности, земельные и окружные дирекции.Во главе Дирекции федеральной полиции Австрии (die Bundespolizeidirektion) находится директор полиции (der Polizeidirektor), во главе дирекции федеральной полиции Вены – президент полиции (der Polizeipräsident). Окружные (die Bezirkspolizeikommanden) и городские подразделения, а также полицейские инспекции подчинены соответствующим дирекциям федеральной полиции, за исключением полиции в Вене, где действуют особые правила.
В каждой федеральной земле есть своя дирекция безопасности (die Sicherheitsdirektion), которая располагается в столице земли. Всего в Австрии девять дирекций безопасности (в землях Burgenland; Kärnten; Niederösterreich; Oberösterreich; Salzburg; Steiermark; Tirol; Vorarlberg). Дирекция безопасности Вены одновременно является и дирекцией полиции земли «Вена» (Bundespolizeidirektion Wien).
Во главе дирекции безопасности находится директор безопасности (der Sicherheitsdirektor). Ему непосредственно подчинена полиция земли (das Landespolizeikommando). Федеральный министр внутренних дел утверждает Директора безопасности с согласия главы правительства земли (der Landeshauptmann).
В компетенцию дирекций безопасности входят: установление внутренней организации, общее руководство патрулированием и наблюдением, исполнение на основании официальных приказов или иных переданных заданий основных и особых заданий, а также прочих мероприятий по контролю, установление времени дежурств, участие в образовании и повышении квалификации, персональные и имеющие право на службу дела. Дела бюджета, логистики и инфраструктуры обеспечиваются полицией земель при непосредственном участии федерального министра внутренних дел. Сотрудники дирекций безопасности компетентны в отношении всех преступлений, совершенных на подведомственной территории. Сотрудники федеральных подразделений привлекаются в особых случаях или там, где необходимы специальные познания.
Следующее звено полиции Австрии – территориальное подразделение федеральной полиции в земле (Bundespolizeidirektion). Учреждение и местонахождение таких структур определяется постановлением федерального правительства. В настоящее время в Австрии имеется 14 таких подразделений. Во главе территориальной дирекции стоит Директор полиции (der Polizeidirektor), в Вене ее возглавляет Президент (der Polizeipräsident). Окружные или городские полицейские управления (Die Bezirks- oder Stadtpolizeikommanden) и их инспекции находятся под управлением территориальных дирекций полиции в земле. Исключение составляют полицейские подразделения Вены.
Помимо территориальных дирекций полиций в полиции Австрии имеются: 9 земельных полицейских дирекций (Landespolizeikommanden), 9 земельных служб криминальной полиции (Landeskriminalämter), 9 земельных подразделений транспортной полиции (Landesverkehrsabteilungen), 35 автодорожных полиций (Autobahnpolizeiinspektionen), 83 окружных полицейских управления (Bezirkspolizeikommanden), 27 городских полицейских управлений (Stadtpolizeikommanden), 903 полицейских участка (Polizeiinspektionen), 15 полицейских инспекций на транспорте (Verkehrsinspektionen), 60 пограничных полицейских инспекций (Grenzpolizeiinspektionen).
3. Сотрудник полиции
В отношении служащих полиции действуют общие правила закона «О службе в правоохранительных органах».Основными условиями для приема на службу в полицию Австрии являются: а) гражданство Австрии; б) полная дееспособность лица; в) возраст от 18 до 30 лет; г) рост от 163 см для женщин и 168 см для мужчин; д) индекс массы тела в пределах 18–25; е) хорошее зрение и физическое здоровье; ж) умение плавать; е) отсутствие судимости и наказаний за административные нарушения в сфере дорожного движения; ж) отсутствие общих препятствий к приему на госслужбу; з) пригодность к приему на госслужбу класса «Б»; успешная сдача вступительных экзаменов.
Ранги полицейских установлены постановлением федерального МВД № 204 от 30.06.05 «Руководство по служебным рангам в исполнительной службе».
В австрийской полиции сотрудники делятся на три группы:
а) группа управления E1 (die Verwendungsgruppe E1). В эту группу входят: генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор, бригадир, полковник, подполковник, майор, капитан, старший лейтенант, лейтенант;
б) группа управления E2a. Она включает в себя следующие должности: главный инспектор (Chefinspektor), контролирующий инспектор (Kontrollinspektor), инспектор подразделения (Abteilungsinspektor), окружной инспектор (Bezirksinspektor), инспектор группы (Gruppeninspektor), основной инспектор (Grundlaufbahn Gruppeninspektor);
в) группа управления E2b. Она охватывает: инспектора группы (Gruppeninspektor), инспектора обзора (Revierinspektor), инспектора (Inspektor), стажера (Aspirant).
Сведения обо всех вакансиях публикуются.
Центром образования сотрудников полиции является Академия безопасности МВД (die Sicherheitsakademie). В рамках Академии в течение двух лет сотрудники полиции проходят основное обучение. c целью обеспечить общие основы образования сотрудников полиции. Далее следует курс, называемый «Lehrgang universitären Charakters», после чего изучается «Akademische/r Vortragende/r des Exekutivdienstes». Имеются также специализации для следователей и других сотрудников полиции.
4. Компетенция сотрудника полиции
Новая редакция УПК Австрии вступила в силу 1 января 2008 года. Она закрепила модель досудебного расследования, проводимого полицией под руководством прокурора под контролем суда. Целью реформы были: установление новой роли полиции в расследовании; закрепление статуса прокурора как руководителя расследования; усиление охраны прав подсудимого и потерпевшего.С 1 января 2008 года расследование почти всех преступлений в Австрии проводится полицией. Она также получила право использовать специальные мероприятия для борьбы с организованной преступностью (действие «под прикрытием», анализ ДНК, наблюдение и т. д.). Прокурор является главой объединенных досудебных процедур. Прокурор также вправе самостоятельно проводить расследования и давать полиции указания, обязательные к исполнению. Кроме того, прокурор и сотрудники полиции могут совместно осуществлять следственные действия.
В зависимости от тяжести нарушения новая редакция австрийского УПК проводит различие между «мерами расследования» и «другими действиями», которые полиция может производить самостоятельно, по поручению прокурора или с санкции суда. Если полиции требуется поручение прокурора на какое-то действие, она может совершить его самостоятельно, однако после его совершения она должна его получить.
По реформированному УПК суд утратил свою роль в расследовании. Он теперь осуществляет контроль деятельности полиции и прокуратуры. Все это означает значительное повышение роли прокурора по УПК 2004 года. Прокурор решает, какие обстоятельства необходимо расследовать и какие доказательства учитывать, осуществляя тем самым координирующую и контролирующую следствие функции. Прокурор вправе отдавать распоряжения относительно совершения полицией отдельных действий. Он вправе собирать доказательства лично или поручить это другим лицам (например эксперту). Это правомочие особенно важно в свете предусмотренной реформированным УПК возможности замены уголовной ответственности альтернативными видами воздействия.
Тем самым в отношениях между полицией и прокурором была установлена модель сотрудничества с четким лидерством прокурора.
В ходе выполнения своих задач органы полиции должны отдавать приоритет защите жизни и здоровья людей. По общему правилу (§ 32 и 33 УПК), органы полиции уполномочены вмешиваться, если предотвращаемое нарушение превосходит нарушение правовой ценности, очевидно и значительно. Органы общественной службы безопасности вправе использовать силу для прекращения опасного нападения.
УПК (§ 34–49) закрепляет также специальные права полиции. Так, сотрудники полиции уполномочены требовать сведения о наличии угрозы и об источнике опасности от лиц при исполнении своего долга по оказанию помощи. Использование при этом силы недопустимо.
Полиция должна идентифицировать личность. Каждое лицо обязано участвовать в идентификации и исполнить непосредственное проведение идентификации. По предложению дирекции федеральной полиции органы власти районного звена по основному месту жительства гражданина составляют документ идентификации. Он содержит полное имя, сведения о поле, дате рождения и месте рождения (данные идентификации), а также фотографию, сведения о росте, цвете глаз, подпись и сведения о месте основного местожительства в момент выдачи документа. Федеральный министр внутренних дел своим постановлением регулирует более детально оформление этого документа.
На основании определенных фактов, когда существует опасность для жизни или здоровья нескольких людей или в крупном размере для собственности или окружающей среды, полиция вправе запретить вхождение в опасную зону и пребывание в ней.
Служащие полиции могут объявлять конкретное место зоной охраны (Schutzzone). Объект охраны (школы, детские сады и детские дома, а также определённая территория) может охватывать территорию не более 150 м в диаметре.
В случае если несколько лиц встречаются без согласия владельца на земельном участке или в помещении с общей целью, и это собрание не соответствует определениям закона «О собраниях» 1953 г. (в ред. 2007 г.), полиция вправе потребовать освободить участок или помещение, если: а) это необходимо для поддержании общественного порядка или б) собрание представляет собой вмешательство в права владельца и он потребовал роспуска собрания.
Полиция выясняет местопребывание человека (die Ermittlung des Aufenthaltsortes) в случаях, когда: а) существует распоряжение об аресте согласно ст. 4 абз. 1, 2 и 4 ФКЗ «Об охране личной свободы» 1988 г.; б) есть опасения, что лицо может совершить самоубийство или стать жертвой насилия или аварии; в) лицо по причине психического состояния беспомощно, и это угрожает его жизни и здоровью; г) имеется просьба об участии в выяснении места пребывания несовершеннолетнего согласно § 146b Основ гражданского законодательства.
Органам полиции вменяется в обязанность поиск предметов, которых лицо было лишено вследствие нападения против имущества или которые являются необходимыми для выяснения опасного нападения (§ 22 абз. 3 закона «Об организации управления безопасностью и исполнения обязанностей полицией безопасности» 2008 г.).
Федеральный Министр внутренних дел поручает полиции защиту потерпевших и лиц, которым угрожает насилие, включая настойчивое преследование (§ 107a УПК). В случае, когда такого рода защита применяется в отношении женщин, министр заключает договор с федеральным Министром по делам здоровья и женщин (der Bundesminister für Gesundheit und Frauen). Если это касается детей, договор заключается с федеральным Mинистром по вопросам социальной безопасности, поколений и защиты прав потребителя (der Bundesminister für soziale Sicherheit, Generationen und Konsumentenschutz).
Чтобы предотвращать посягательства на жизнь, здоровье или имущество людей, органы полиции должны содействовать мирному урегулированию споров. Если спор не может быть разрешён, то полицейские должны содействовать уменьшению опасности.
Полиции вменяется в обязанность поддержание порядка в общественных местах
Органы полиции уполномочены ограничивать доступ к месту инцидента или к его непосредственной окрестности лицам, которые препятствуют оказанию помощи или выяснению обстоятельств опасного нападения.
Сотрудники полиции имеют право доступа на территорию земельных участков, в помещения, а также на воздушные, водные суда, наземные транспортные средства, если это требуется для исполнения долга или предотвращения опасного нападения.
Органы полиции уполномочены осматривать земельные участки, помещения и транспортные средства, если это служит: лицу, жизнь или здоровье которого оказываются непосредственно под угрозой; лицу, от которого исходит опасное посягательство; вещи, которая определена для опасного нападения.
Сотрудники полиции уполномочены осматривать задержанных, чтобы они не угрожали своей безопасности, другим лицам, не совершили побег.
Кроме того, полицейские вправе осматривать людей, если последние связаны с лицами, которые предпринимали посягательства против жизни, здоровья, свободы или собственности или имеют при себе предмет, от которого исходит опасность.
Органам полиции предоставляется право осмотра вещей, которые есть у лица при себе. При проведении массовых мероприятий полиция вправе досматривать людей, их одежду и вещи с учетом закона о собрании.
Полиция вправе изымать вещи: а) если они могут быть использованы для посягательства на жизнь, здоровье, свободу или собственность людей; б) которые во время задержания лица могут угрожать его собственной безопасности или физической безопасности другого лица непосредственно или создавать возможность его бегства или облегчать его; в) которым угрожает повреждение или конфискация, если собственник или законные владельцы не могут позаботиться об их защите.
Полицейский должен принимать найденные в сфере его действия потерянные или забытые вещи и вручать собственнику или законному владельцу. Если возврат невозможен, то необходимо сохранять обнаруженные вещи и заявлять о находках, стоимость которых превосходит 100 евро, объявлением на должностной доске или иным местным способом. О находках, стоимость которых превосходит 1 000 евро, необходимо заявлять способом, извещающим широкий круг лиц.
Сотрудники полиции вправе использовать чужое имущество, если это необходимо для защиты от опасного нападения или для исполнения первого долга по оказанию помощи. Владельца необходимо информировать об убытках, которые возникли при использовании его имущества, и вручить уведомление о предъявлении претензий.
Полиция вправе задерживать лиц, которые неспособны к привлечению из-за психического заболевания, слабоумия или всестороннего расстройства сознания (§ 11 УПК). Кроме того, полицейские вправе задерживать несовершеннолетних с целью немедленного выяснения обстоятельств, если они подозреваются в действии, грозящем значительным штрафом, и присутствуют на месте совершения правонарушения, или возникает иное подозрение в связи с правонарушением.
При выявлении лиц, страдающих психическими заболеваниями и угрожающих в связи с этим своей жизни или здоровью или жизни или здоровью других лиц, полицейские доставляют их в медицинские учреждения или полицейскому врачу.
В УПК Австрии имеется специальная глава, посвященная пресечению насилия на спортивных и массовых мероприятиях.
Органы полиции также уполномочены охранять имущество, если:
а) на основании определенных фактов можно полагать опасное нападение в отношении собственности или окружающей среды в крупном размере;
б) ему угрожает повреждение или конфискация, когда собственник неизвестен или невозможна забота законных владельцев (§ 42 абз. 1 закона «Об организации управления безопасностью и исполнения обязанностей полицией безопасности»).
Имеется также множество соглашений о полицейском сотрудничестве между австрийским правительством и правительствами Болгарии (2002), Франции, Италии и Швейцарским Федеральным Советом (2002), Латвии (2004), ЮАР (2004) и другими государствами. Они распространяются на борьбу с такими деяниями, как: преступления против жизни и здоровья людей; терроризм; нелегальная миграция и торговля людьми; изготовление и распространение детской порнографии; производство, торговля и контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; незаконные действия с радиоактивными веществами; хищения предметов искусства, автомобилей и прочих товаров значительной стоимости и нелегальная торговля ими; фальшивомонетчество и подделка других средств платежа, ценных бумаг и документов, а также их сбыт; экономические преступления и отмывание денег; нелегальное производство, импорт, экспорт, нелегальная транспортировка ядовитых веществ и других подобных материалов; компьютерная преступность.