Полиция в Эстонии находится в системе Министерство внутренних дел Республики.
1. Полиция Эстонской Республики: общие положения
Обязанности полиции включают охрану общественного порядка, защиту основных прав граждан и различных организаций, борьбу с преступностью, ведение предварительного расследования по уголовным делам, наложение и исполнение наказания в пределах компетенции полиции.
Полиция Эстонии обязана:
оказывать помощь гражданам в пределах компетенции полиции;
охранять жизнь, здоровье, честь и достоинство, собственность граждан от неправомерного посягательства и любой другой угрозы;
охранять порядок в общественных местах;
собирать и обрабатывать информацию, касающуюся обнаруженных правонарушений, преступлений или других происшествий, немедленно принимать меры по предотвращению или обнаружению правонарушений;
исполнять судебные решения и предписания в пределах компетенции полиции, проводить задержание, применять краткосрочное тюремное заключение и депортацию, осуществлять охрану и конвоирование задержанных и лиц, содержащихся под стражей;
гарантировать права и интересы лиц, доставленных в полицейский участок, а также информировать их об основаниях вызова или задержания;
вести предупредительную деятельность, препятствовать совершению преступлений и правонарушений;
осуществлять административную юрисдикцию;
заниматься поиском пропавших лиц, а также граждан, находящихся на территории Эстонии нелегально;
обеспечивать охрану представительств иностранных государств, других объектов;
регулировать дорожное движение и осуществлять надзор за соблюдением ПДД и состоянием транспортных средств;
следить за соответствием деятельности различных поднадзорных объектов установленным правилам;
следить за соблюдением правил паспортного режима и правил по изменению данных о постоянной регистрации граждан;
следить за соблюдением правил миграции иностранными гражданами, находящимися или работающими на территории Эстонии, а также лицами без гражданства;
выполнять другие функции предписанные полиции законодательством.
Основными документами, регулирующими функционирование полиции в Эстонии, являются Закон «О полиции» 1900 г. , а также Закон «О полицейской службе» 1998 г.
2. Структура полиции
Полиция Эстонии делится на две ветви: Центральная криминальная полиция и Центральная полиция правоприменения.
Первая ветвь – Центральная криминальная полиция.
Центральная Криминальная Полиция (ЦКП) осуществляет функции центрального органа Эстонии по борьбе с различными формами организованной преступности, коррупции, серьезными экономическими преступлениями, отмыванием денег, преступлениям, связанными с наркотиками, преступлениями в сфере информационных технологий.
Отдел по борьбе с экономическими преступлениями ЦКП препятствует отмыванию денег и финансированию террористических организаций в соответствии с Законом о предотвращении отмывания денег и финансировании террористических организаций.
Служба судебной экспертизы ЦКП проводит судебные экспертизы и технические исследования, а также принимает участие в осуществлении следственных действий и оперативных мероприятий.
Кроме того, через ЦКП осуществляется взаимодействие с Интерполом и Европолом, Шенгенской информационной системой, с зарубежными правоохранительными органами.
Вторая ветвь – Центральная полиция правоприменения.
Центральная полиция правоприменения (ЦПП) руководит деятельностью по правоприменению и государственным надзором. Основными функциями ЦПП являются:
анализ и обобщение деятельности в сфере правоприменения;
участие в мероприятиях по предупреждению преступлений;
развитие международной кооперации в сфере правоприменения;
участие в поддержании общественного порядка и надзора за транспортом;
руководство процедурами рассмотрения проступков;
защита Президента республики, Председателя парламента, Премьер-министра, официальных гостей государства и других лиц;
обеспечение охраны отдельных объектов.
В ЦПП имеются три Департамента:
А) Департамент правоприменения. Главной задачей этого Департамента является анализ деятельности полиции в правоприменительной сфере, судебной деятельности с полномочиями и участием в порддержании общественного порядка во взаимодействии с полицейскими институтами. Департамент также имеет дело с беспорядками и групповыми общественными проявлениями насилия, руководит процедурами по проступкам, предупреждает правонарушения и надзирает за транспортом, обеспечивает безопасность маршрута следования защищаемых лиц и занимается выведением потомства полицейских собак.
Б) Департамент персональной защиты обеспечивает личную охрану президента республики, главы эстонского парламента, премьер министра и других правительственных чиновников, а также осуществляет охрану государственных объектов.
В) Департамент службы осуществляет: набор персонала; дисциплинарные расследования; организацию обучения водителей полицейских автомобилей; бухгалтерский учет; коммуникации и др.
Территориально эстонская полиция делится следующим образом.
Департамент полиции Министерства внутренних дел обеспечивает охрану общественного порядка и внутреннюю безопасность государства, предотвращает совершение преступлений, расследует уголовные преступления и административные правонарушения, осуществляет досудебные следственные действия по уголовным делам, и необходимые процедуры при обнаружении административных правонарушений, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законом о полиции и другими нормативными актами.
Департамент полиции также осуществляет руководство, координирует и осуществляет надзор за деятельностью полицейских структур и образовательных учреждений полиции.
Префектура полиции является структурой Департамента полиции в регионе. Префектура полиции гарантирует охрану общественного порядка и внутреннюю безопасность государства, предотвращает преступления, расследует уголовные преступления, осуществляет досудебные следственные действия по уголовным делам, и необходимые процедуры по административным правонарушениям, а также выполняет иные полномочия, кроме входящих в компетенцию Департамента полиции.
Местоположение и территориальная юрисдикция префектуры полиции регулируется постановлением Правительства республики. В Эстонии имеется четыре региональные префектуры полиции.
Каждая префектура осуществляет расположенными на ее территории полицейскими участками: Пёйя - шесть участков ; Ида - один ; Лёёне - два ; Лёуна - шесть .
3. Служащие полиции
Офицер полиции Эстонии - это гражданин Эстонии, поступивший на службу в полицию. Офицер полиции является должностным лицом государства.
Подготовкой офицеров полиции занимаются образовательные центры и учреждения полиции.
В Эстонии существует три основные категории офицеров полиции.
офицеры полиции высшего звена (комиссар национальной полиции и комиссар охранной полиции;
помощник комиссара национальной полиции и помощник комиссара охранной полиции;
начальник полиции и префект полиции;
помощник начальника полиции, помощник префекта полиции и консультант полиции; главный суперинтендант; суперинтендант);
офицеры полиции старшего звена (главный инспектор полиции, главный помощник и главный констебль; старший инспектор полиции, старший помощник и старший констебль; инспектор полиции, помощник и констебль); офицеры полиции младшего звена (младший инспектор, младший помощник и младший констебль).
Наряду с категориями, офицеры полиции Эстонии имеют специальные звания.
Офицеры полиции должны проходить аттестацию один раз в три года. Аттестационные требования на соответствие основным категориям офицеров полиции определяются Министром внутренних дел Республики.
4. Компетенция сотрудника полиции
Все лица, находящиеся на территории Республики Эстония или подпадающие под юрисдикцию Республики Эстония, независимо от их гражданства, национальности или расы, пола, языка, вероисповедания, общественного положения, социального и материального статуса, образования или других обстоятельств находятся под защитой полиции.
При осуществлении своих функций сотрудник эстонской полиции имеет право:
требовать соблюдения общественного порядка гражданами и официальными лицами, предупреждать нарушение общественного порядка и применять принудительные меры для его охраны, предусмотренные законом;
требовать предъявления документов для установления личности граждан, подозреваемых в совершении правонарушения, и для обеспечения безопасности, досматривать подозреваемых и их личные вещи;
составлять протокол об обнаружении проступков, налагать наказание за их совершение, осуществлять задержание причастных лиц и применять необходимые меры, предусмотренные законом для борьбы с подобными правонарушениями;
вызывать граждан и официальных лиц в полицейский участок в связи с расследованием уголовных преступлений и административных правонарушений и доставлять причастных к их совершению лиц в полицейский участок для немедленного установления обстоятельств правонарушения или преступления;
задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений;
задерживать лиц, незаконно находящихся на территории Эстонии;
доставлять лиц, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении и представляющих опасность для себя или других граждан, а также лиц, нарушивших общественный порядок в медицинские учреждения или полицейский участок для установления их личности, и в случае необходимости для оформления протокола о совершении проступка;
применять необходимые меры по отношению к определённым лицам;
фотографировать задержанных лиц и лиц, содержащихся под стражей в качестве подозреваемых в совершении уголовных преступлений, лиц находящихся на испытательном сроке или отпущенных под залог, а также снимать отпечатки пальцев таких лиц;
производить запись на аудио- и видео-носители допросов лиц, предварительно проинформировав их об этом и записывать другие следственные действия в отношении данных лиц в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством и Актом;
обследовать взятых под стражу лиц на наличие интоксикации и помещать принадлежащие им вещи и документы на хранение;
осуществлять оперативное наблюдение, использовать различное техническое оборудование и другие устройства для борьбы, установления и расследования уголовных преступлений не нарушая конституционных прав граждан;
производить осмотр офисов различных организаций в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством;
проникать в жилище и другие строения, принадлежащие частным лицам, а также в строения и на территорию организаций для проведения наблюдения за лицами, совершившими уголовное преступление, для предотвращения совершения уголовных преступлений, или в случаях природных катастроф или других чрезвычайных ситуациях, способных причинить вред гражданам;
останавливать или ограничивать дорожное движение на определённых участках в случае необходимости или возможной опасности; запрещать использование транспортного средства, если его конструктивные особенности или техническое состояние не соответствуют необходимым требованиям безопасности; проводить осмотр транспортного средства и проверку документов водителя, транспортного средства и груза при обнаружении правонарушения или в случае другой необходимости;
отстранять лицо от управления транспортным средством при отсутствии у него документа, удостоверяющего право на управление или использование транспортного средства данной категории, а также при наличии подозрений, что лицо находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, производить тестирование лица на месте или направлять его на медицинское освидетельствование;
лицензировать и аннулировать действие лицензий на проведение частной сыскной деятельности в соответствии с предусмотренной процедурой;
использовать средства массовой информации в интересах расследования уголовных преступлений, для установления фактов по делу, розыска уголовных преступников, предотвращения совершения уголовных преступлений и охраны общественного порядка;
исследовать документацию о финансово-экономической деятельности юридических лиц и получать разъяснения и другую необходимую информацию;
беспрепятственно проникать в складские, служебные и производственные помещения, а также коммерческие и другие учреждения для проверки фактов, имеющих отношение к расследуемому преступлению и исследовать документацию данных организаций; производить осмотр товаров, готовой продукции, сырья и брать образцы на исследование в лабораторных условиях;
производить проверку на наличие действующей лицензии на осуществление определённой деятельности и при её отсутствии приостанавливать деятельность юридических лиц и организаций, а также приостанавливать деятельность частных лиц в сферах, предусматривающих лицензирование.
Полицейский вправе использовать оружие и специальное оборудование, за исключением следующих случаев:
против несовершеннолетних, пожилых или женщин с явными признаками беременности, кроме случаев борьбы или предотвращения вооружённого нападения таких лиц или с целью их разоружения;
на территории и в зданиях дипломатических миссий или консульств иностранных государств или их представителей, обладающих дипломатическим иммунитетом в соответствии с международным соглашением, или против транспортных средств, принадлежащих лицам, обладающим дипломатическим иммунитетом, кроме случаев получения согласия главы дип. Миссии или консульства или других случаев, предусмотренных международным соглашением;
в зданиях и строениях, где располагается производство или осуществляется хранение высоко токсичных, легко воспламеняемых или взрывоопасных веществ и где использование активных средств защиты может представлять опасность для жизни и здоровья людей.
Полиция должна информировать государство, органы местного самоуправления и население о своей деятельности. Информация, включающая секретные данные государства или официальных лиц, а также коммерческая тайна коммерческих организаций или частных лиц, информация, касающаяся частной жизни, и информация, полученная в ходе осуществления профессиональной деятельности полиции и способная нанести ущерб чести и достоинству лица, затруднить обнаружение уголовных преступлений или побудить к совершению преступления не должна предаваться огласке.
Полиция по запросу заинтересованного лица должна предоставлять ему информацию, содержащуюся в базе данных. Предоставление информации о других лицах запрещено законом. Процедура предоставления информации, содержащейся в базе данных полиции, определена законом о защите баз данных.
Генеральная прокуратура Эстонии осуществляет надзор за деятельностью полиции в пределах своей компетенции и в соответствии с установленным законодательством и законом порядком. Замечания прокурора подлежат обязательному рассмотрению полицией.