Предисловие редакции.
№ 1 (80) 2015г.
Международно-правовой режим Арктики уже многие годы является дискуссионной темой в теории и практике международного права. Евразийский юридический журнал решил внести свою лепту в эту очень актуальную сегодня, с точки зрения национальных интересов России, проблему с учетом и того, что Арктика — это, прежде всего, северные окраины Евразии.
Научная дискуссия, развернувшаяся по поводу современной линии России в отношении арктического шельфа, разделила отечественное научно-экспертное сообщество на два, по сути дела, почти непримиримых лагеря. Сформировался «широкий» («классический») и «ревизионистский» («узкий») научно-практический подход к этой сложнейшей проблематике, как их называет И. С. Жудро, автор первой статьи в нашей новой рубрике.
Чтобы лучше понять формат и глубину представленных научных концепций, практически исключающих друг друга, сначала необходимо, считает редакция ЕврАзЮж, хотя бы в общих чертах, ввести читателя в курс дела.
Арктика относится к Северному полярному кругу, включающего материковые части Европы, Азии, Америки (частично захватывая территории России, Канады, США, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии) и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями, который омывает побережья пяти государств — России, Канады, Дании, Норвегии и США.
Сухопутные территории в пределах образуемых астрономическими линиями секторов, внутренние воды и территориальное море находятся под суверенитетом прибрежных арктических государств. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение. При этом, архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, т.к. согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии. К режиму «полярных секторов» прибегли также Норвегия и Дания.
Между тем, сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется, а документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют суверенитет этих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные в их пределах сухопутные — материковые и островные образования. При этом, полярные государства, использующие в своей практике так называемые «полярные секторы» (прежде всего Канада и Россия), рассматривают их как зону обеспечения собственной безопасности.
Сегодня все известные сухопутные территории в Арктике разграничены и подчинены суверенитету того или иного при- арктического государства. Большая часть водной поверхности океанских просторов Арктики является открытым морем. Кроме того, все пять омываемых Северным Ледовитым океаном государств осуществляют юрисдикцию в исключительных экономических зонах, а также суверенные права — над районами континентального шельфа и его недрами.
Международно-правовой режим арктических пространств формировался веками. То есть освоение Арктики происходило постепенно, путем фактического подчинения ее территории власти прибрежных стран, формируя международные обычаи, которые сегодня легли в основу правового режима Северного Ледовитого океана, в т.ч. в методологию разграничения его пространств.
Первой из приарктических стран, предпринявшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории арктические пространства, стала Канада. После распада СССР Российской Федерацией — продолжательницей его правомочий в отношении арктических пространств — принят ряд законов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей полярных пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус.
Международно-правовой статус морских пространств Арктики определяется принципами и нормами международного права, правовыми обычаями, относящимися к Мировому океану и получившими закрепление в Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и позднее — в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
И если границы сухопутных и водных арктических пространств в целом получили свое юридическое закрепление, нуждающееся в ряде случаев в уточнении, то разграничение континентального шельфа, богатого природными ресурсами, стало актуальной международной темой. Именно подходы с этой глобально перспективной точки зрения к решению этой проблемы, по большому счету, и разделили отечественных ученых — на «классиков» и «ревизионистов».
Итак, международно-правовой режим Арктики, напоминают «классики», во многом основан на правовых обычаях и сложился задолго до принятия Конвенции 1982 г. Такой «широкий» подход в правооснованиях на континентальный шельф исходит из самого обширного спектра источников международного права, включая правовые обычаи, в основе которых — исторические правооснования и географические преимущества России в Северном Ледовитом океане (самое протяженное арктическое побережье) и предлагает разграничить шельф непосредственно с соседними государствами (Канадой, США и Данией), не прибегая к процедурам Конвенции 1982 года, которые не учитывают уникальность правового режима Арктики.
«Ревизионисты», или сторонники «узкого» подхода, напротив, полагают, что с присоединением России к Конвенции по морскому праву 1982 года методология разграничения арктического шельфа для России свелась к строгому следованию единственной договорной норме — статье 76 этой Конвенции. По их мнению, российский путь к разграничению шельфа с соседними арктическими государствами предельно очерчен и лежит через неизбежное создание в центре Северного Ледовитого океана международного района морского дна, ресурсы которого станут достоянием так называемого «общего наследия человечества». И лишь после определения границ такого Международного района в Северном Ледовитом океане Россия будто бы вправе приступить к делимитации оставшейся части арктического шельфа.
Какие политические и экономические риски для нашей страны вскрывает развернувшаяся, казалось бы, на первый взгляд, сугубо теоретическая полемика — можно узнать из публикуемого ниже материала.
Дорогой читатель, наша новая рубрика «2015 - год Арктики» открывается статьей Ивана Сергеевича Жудро, члена Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Заслуженного юриста Российской Федерации.
Приглашаем не только российских, но и зарубежных ученых, специалистов, просто заинтересованных лиц, к открытой дискуссии.
Так кто же прав, «классики» или «ревизионисты»?